чудотворные иконы переславля залесского
Переславль-Залесский: святыни одноэтажной России
Одноэтажная Россия. Как и одноэтажная Америка, она больше, значительнее своей «небоскребной» части. На ее просторах добывалось и свершалось и в ее глубинах ныне хранится всё, что составляет золотой фонд Отечественной истории. Имею в виду явленную святость, которая многообразна, осязаема и от которой не отмахнуться. При этом на пароходе к ней плыть не надо, как было в случае с одноэтажной Америкой у Ильфа и Петрова. Есть электрички и автобусы, довольно, кстати, быстрые и вполне комфортные, позволяющие смотреть в окно и дарящие путешественнику несколько часов созерцательного одиночества.
И в Украине, и в России вы найдете на картах Звенигород, Галич, Владимир, Переславль. Связь топонимов кричит о былом единстве
Мне посчастливилось оказаться в Переславле-Залесском. Где-то и когда-то этот город потерял в имени букву «я», поскольку назван он был в честь Переяславля Русского, того самого, который всего лишь с 1943 года стал Переславлем Хмельницким. Эта связь топонимов еще и сегодня кричит о былом единстве огромных просторов молодой новокрещеной Руси. И на Украине, и в России вы найдете на картах Звенигород, Галич, Владимир и т.д., потому что это фактически была одна земля с одними бытийными смыслами населяющих ее людей. Следовательно – с одинаковыми именами городов и сел, ныне оказавшихся по разные стороны искусственных границ. И Феодосий Печерский пришел в Киев из Курска, и Владимир сидел в Новгороде, а Ольга – в Пскове. И Серафим Саровский из того же Курска прежде шел в Лавру Киева, а уже потом в Мордовские леса. Что до Переславля, то он попадал в зону опеки Ростовского князя. На заре русской истории княжил в Ростове сын Владимира Борис. Тот самый, который не обнажил меч на брата ради власти и погиб с меньшим Глебом от рук наемных убийц.
От Бориса в Переславле остался им основанный монастырь во имя великомученика Никиты Готфского. Видимо, князь был хорошо начитан в житийной литературе, коль избрал монастырю столь редкого покровителя. А в XII веке к Никите Готфскому добавился еще один Никита – столпник. Этот человек ведал сбором налогов при расширении и упрочении города. Брал в казну, брал и себе. Был немилостив. Бог страшно вразумил его. Готовясь к большой домашней трапезе, с гостями, Никита велел жене наварить побольше мяса. И стало так, что увидели люди в котле всплывающие части тел человеческих. Этот ужас означал простейшую мысль: обдирающий людей корыстолюбец – убийца. Больше: он – людоед. Он питается плотью человеческой. После сего стал Никита монахом. Да не просто монахом, а столпником. Столп его был не вверх ростом, как у Симеона в Сирии, а вглубь. Потому как у нас зима и на открытом столпе погибнешь. Никита стоял в яме. Носил на себе вериги. Потом его убили.
Но я не житие пересказывать хочу. Житие вы сами найдете, если заинтересуетесь. Я хочу сказать, что святые Переславля-Залесского отображают Божественный свет с непривычных граней, не частых. Если про святых думают, что «родился, крестился, с детьми не игрался, много молился, рано постригся и чудеса творил», то это хоть и верно во многих случаях, но далеко не всегда. Переславские святые очень необычны. Вот Никита всем несытым кровопийцам говорит: «Поберегись! Кровью питаешься! Глянь на меня и покайся!» Кстати, Грозный царь Иван Васильевич очень чтил Никиту столпника за это его деятельное покаяние при прежнем злодействе. В день памяти святого царь приезжал в монастырь Никиты и на службах пономарил. Отметим для себя и эту черту.
Похоть первенства тотальна в нашем мире. Потому свет лица Андрея Смоленского нам сегодня очень целителен
Следующий необычный святой – Андрей, князь Смоленский. Этот попозже жил (умер в конце XIV века). Видя, как дерутся за власть его родственники, бежал сей Божий человек от родных мест куда подальше. Пристанище нашел при церкви Николая в Переславле. И был там простым прислужником около 30 лет. Утаенный князь двор мел, дрова рубил, к службе звонил и прочее. Как он молился по ночам и в тайне сердца, только Богу ведомо. Лишь по смерти нашли при нем записку, в которой говорилось, что он из смоленских князей, но «ради зависти и крамол» от братьев оставил власть и чин и удалился, бегая. На теле нашли также княжескую цепь и гривну. А еще – вериги, которые тайно носил святой. Этот Божий человек говорит нам тоже нечто очень важное. «Власти, – говорит, – хочешь? А я вот плюнул на нее, чтоб душу не марать. И князем природным будучи, не погнушался прожить жизнь безвестную и простую. Без славы, без сласти, без медных труб». Власть ведь это не только власть в государстве. Это может быть финансовая власть на рынке, мягкие кресла в министерствах и ведомствах, ученые степени, главные роли, досрочные звания… Похоть первенства тотальна в нашем похотливом мире, где Авель просто молится, а Каин зеленеет, на него глядя, и из зависти замышляет недоброе. Свет лица Андрея Смоленского нам сегодня по этой причине очень целителен.
О чем говорит Даниил? О прозрачной стенке между мирами, о грядущем Царстве, в котором нет места тем, кто не сотворил милости. Мир сей тяжел и осязаем. Это ослепляет. На самом деле мир сей хрупок и прозрачен. Сквозь него просвечивает временами иная жизнь. И многие в эту жизнь раньше нас вступили. Если они грешны, им нужна молитва. Если они святы, они готовы говорить с Христом о нас, видя нашу заботу об их могилах, об их телах, имеющих воскреснуть. Великая мудрость. Глубокая тишина. Далеко не с каждым поговоришь об этом. Разве что с облаками, висящими сегодня в синем небе над Восточно-Европейской равниной точно так, как висели они во времена Даниила Переславского.
Деревянная Россия глубока чрезвычайно. Оттуда всё. И эту Россию нужно узнать
А еще Переславль-Залесский – родина Александра Невского. Здесь его садили на коня, препоясывали поясом, посвящали в князья. Но нет у меня цели говорить обо всех святых этой земли. Цель иная: с удивлением осмотреться. Россия привычно широка, и ее просторы вошли в поговорку. Но одноэтажная Россия необыкновенно глубока. Деревянная Россия со своей скупой красотой и пронзительной грустью глубока чрезвычайно. Оттуда всё: калики перехожие; богатыри, слезшие с печи; кающиеся грешники; князья, вытирающие ноги о слишком измаранную власть, и так далее, и так далее. Эту Россию нужно узнать. Нужно открыть ее, всмотреться в нее, влюбиться. Она ответит, откликнется, аукнет. Она, недолюбленная и подзабытая, ждет внимания к себе, потому ей есть чем ответить благодарному взору. Есть какие сундуки отворить и какими сокровищами поделиться.
И трудов-то всего – один день выходной и один билет. Не на пароход до одноэтажной Америки, а на автобус или электричку до тех краев, где жизнь течет медленнее и каждый камушек норовит с тобой заговорить о Борисе и Глебе, о Никите и Данииле, о твоей собственной горемычной душе, питающейся прахом грехов и туманом фантазий.
Кому помогает святыня Феодоровского монастыря
В Переславле-Залесском есть чудотворная икона Богородицы
Монастырь находится на въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы, ворота его выходят на Ярославское шоссе. Проехать мимо, не увидеть — невозможно. Сюда приезжают помолиться у чудотворного Андрониковского образа Божией Матери. Об истории обители и своей личной истории, связанной с этой иконой, рассказывает наша корреспондент.
Письма Царице Небесной
Каждые выходные у монастырских ворот — скопление автомобилей. Люди едут отовсюду, многие из Москвы. Чудотворная икона Богородицы находится во Введенском храме монастыря. Я оказалась в нём в первый раз почти случайно. Об иконе ничего не знала, просто зашла в храм. И встретила там пожилую монахиню с молодыми лучистыми глазами. Она посоветовала: «Напиши Ей письмо». — «Как?» — «Да как маме, Она же Мама наша небесная!»
Письмо нужно было положить в специальный ящичек в киоте. Сёстры монастыря кладут сюда записочки каждый день. И я написала, откровенно, со слезами. А потом уехала и думала, что не вернусь. Но случилось так, что вскоре моя жизнь, рассказанная Царице Небесной у Её иконы, изменилась настолько, что я вернулась и поселилась у стен этой обители.
Дар паломницы из Вышнего Волочка
Интересно, что в монастыре не оригинал, а список — литографическая копия Андрониковской иконы. Древний подлинник был семейной реликвией византийских императоров. По имени одного из них — Андроника III Палеолога — икона и получила своё название.
В России образ оказался при Николае I и стал почитаемой святыней. Она хранилась в Зимнем дворце, затем в Казанском женском монастыре Вышнего Волочка, а позже была перенесена в Богоявленский храм того же города, откуда её украли в 1984 году. Следы затерялись…
Но однажды в Феодоровский монастырь приехала паломница из Вышнего Волочка и привезла в дар копию- литографию. Было это в 2000 году. Образ взяли на хранение в риз ницу, где он находился пять лет. Пока не пришла в монастырь одна бабушка с иконой Николая Угодника в старинном киоте. Образ был очень ветхий, пришлось его вынуть. А киот с ящиком для свечей ровнёхонько подошёл к Андрониковской.
Теперь это ящичек для тех самых записок. Потому что вынесенная из ризницы икона вдруг заблагоухала и мироточила целых два месяца. И тогда же начались чудеса: исцеления от тяжких болезней, дарование чадородия, решение семейных проблем.
«Странная мысль» будущего епископа
У входа в обитель стоит памятник святителю Луке Войно-Ясенецкому. Он жил неподалёку в 1910-1917 годах. Дом его не сохранился, но известно, что здесь была написана монография «Регионарная анестезия» — труд, принесший ему европейскую известность.
Именно в Переславле Господь указал ему дальнейший путь. Он работал земским врачом, лечил местных жителей, сестёр монастыря. Задумал капитальный труд — «Очерки гнойной хирургии».
А дальше случилось чудо. Вот что пишет святитель в автобиографии: «К моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Быть священнослужителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось, но неведомые нам пути жизни нашей вполне известны всеведущему Богу».
Андрониковская икона Божией Матери
Много тайн и неразгаданных загадок связаны с Андрониковской иконой Божией Матери. Эта икона одна из трёх, написанных Лукой. Также известно, что долгое время икона хранилась у Андроника III Палеолога, императора Византийской империи, в его честь и была названа икона. Первое задокументированное упоминание об иконе относится к 1347 году от Рождества Христова. В этот год Андроник подарил икону с ликом Богородицы обители в городе Морее.
Лишь в XIX веке, при Николае I, святыня попала в Россию. Связано это с нападением турецких захватчиков на Грецию. Служитель обители сумел спасти только икону Божией Матери, тайком он отправил её родственнику, русскому генералу. В 1839 году икона оказалась на хранении в России. Долгие годы икона была нетронута, пережила она и революционные годы, переезжая из одного храма в другой. К несчастью, в 1984 году чудотворная икона была потеряна, её украли из Казанского женского монастыря. До сих пор местонахождение святыни не известно.
Описание Андрониковской иконы
На всех изображениях Богородица предстает нам с добрым, но печальным и смиренным взглядом. И это совсем неудивительно, на её глазах пытали её сына, добровольно и терпеливо всё принимающего. Божия Матерь непорочна и миролюбива, дает защиту всем просящим. На Андрониковской иконе Божия Матерь изображена по плечи и без Младенца. К иконе был приложен вышитый герб Византии – двуглавый орел – это ещё раз подтверждает императорское происхождение древнего образа.
Икона-защитница
Без иконы Божией Матери не обходится не одна церковь или монастырь. Бывали случаи, когда Богородица сама приходила к больным в сновидениях. Икона с ликом Божией Матери одна из самых чудотворных, она способна помочь во всех мирских делах. Борогодицу просят о наставлении на истинный путь, об укреплении веры и отводы дурных мыслей. Помогает Божия Матерь в болезнях тела и души. Очевидцы утверждают, что слепец прозрел рядом с Андрониковской иконой. Бездетные молятся Богоматери о заветном подарке, ждущие молятся об удачных родах, за здорового и крепкого малыша, а родители – за своих детей, просят защитить и вести их.
Молитва Андрониковской Богородице:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари Честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница, нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича Всея России, супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Александру Феодоровну; матерь его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну; наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексия Николаевича, и весь царствующий дом. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, святейший правительствующий Синод, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, градоначальники, и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая, Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобной брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Андрониковская икона Божией Матери в Переславле
В Переславле уже много лет хранится копия с чудотворной святыни. Её точное местонахождение – Введенская церковь Феодоровского женского монастыря, который находится в городе Переславль-Залесский в Ярославской области. Город имеет историческое значение, его постройка была связана с именем Юрия Долгорукого, поэтому город и входит в состав туристического маршрута Золотое кольцо России. Размер иконы, хранящейся в обители, немного больше обычного листа офисной бумаги, но от иконы исходят необъяснимые силы. Прихожане отмечают, что рядом с иконой становится легче на душе, не хочется покидать это место.
Появление копии Андрониковской иконы Богородицы в Переславле окутана тайной. Неизвестно место и время её написания. И первое появление иконы в церкви связано с чудесами. По словам очевидцев, в 1998 году, одна из прихожанок принесла эту икону, в то же самое время другая прихожанка, входящая в другую дверь, принесла киот, идеально подходящий для иконы.
Небесные Покровители
Андрониковская икона Божией Матери — святыня греческого императора Андроника III Палеолога. Согласно преданию, этот святой образ был написан апостолом и евангелистом Лукой.
Во Введенской церкви нашей обители уже много лет хранится литографическая копия чудотворной иконы, которая очень почитается жителями и гостями города. Будучи одной из главных святынь Переславской земли, Андрониковский образ Пресвятой Богородицы являет множество чудес «всем с верою притекающим».
Огромная радость для нас, что Пресвятая Владычица избрала наш монастырь местом пребывания для Своего святого образа. Выполненная в натуральную величину литографическая копия иконы была привезена в дар из Вышневолоцкого Казанского монастыря в 2000 году, но несколько лет хранилась в ризнице. В 2005 году святыня была помещена в киот и вынесена в храм для поклонения верующим. Тогда по молитвам к Пресвятой Богородице у Андрониковской Ее иконы стали происходить первые чудеса, и 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворной иконе, через которую многие получили помощь и исцеление.
Литографическая копия чудотворной Андрониковской иконы Божией Матери
Вот уже более 20 лет наш монастырь находится под покровом Царицы Небесной и предстательством Ее пречистого образа.
День празднования Андрониковской иконы Божией Матери. Введение во храм Пресвятой Богородицы в Феодоровском женском монастыре
Андрониковская икона Божией Матери относится к типу «Агиосоритисса», что в переводе с греческого означает «Заступница». Для этого иконографического типа характерно изображение Богородицы без Богомладенца. Икона изображает Божию Матерь оплечно в молитвенной позе. Святой лик имеет немало контрастов: притененное лицо Небесной Покровительницы украшено ярким нимбом и короной, печальный и смиренный взгляд Пречистой Девы наполнен добротой и умиротворением.
На правой стороне шеи Царицы Небесной, изображенной на иконе, виднеется рана с запекшейся кровью, истекшей, по преданию, чудесным образом от удара икононенавистника.
Исторический путь самой чудотворной Андрониковской иконы Божией Матери был долгим и наполненным удивительными событиями. Согласно первому сохранившемуся упоминанию об иконе, относящемуся к 1347 году, она была пожертвована императором Андроником III († 1341) Монемвасийскому монастырю в Морее (отсюда другие названия иконы — Монемвасийская и Греческая), где находилась вплоть до начала XIX века.
Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского монастыря
В 1821 году во время восстания греков за независимость, которое жестоко подавлялось турками, Монемвасийская обитель была разрушена до основания. Настоятель монастыря епископ Агапий, пытаясь спасти святыню, передал ее на хранение своему родственнику — русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, жившему тогда в Патрасе, сын которого в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу.
С 1839 по 12 мая 1868 года Андрониковский образ Пресвятой Богородицы находился в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 г. — в Троицком соборе на Петербургской стороне— любимом храме Петра I. Множество петербуржцев устремилось в эту ветхую, разрушающуюся от времени церковь на окраине города, вознося молитвы перед святой иконой, получая от нее благодатные действия и прославляя Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь. Перед чудотворным образом ежедневно совершались молебны, читалось Евангелие. Доподлинно известно о случае прозрения абсолютно слепого человека.
В 1877 году святыня была перенесена в Казанский женский монастырь, расположенный недалеко от города Вышний Волочек Тверской епархии. После революции 1917 года образ находился в городском музее, а в начале 1980-х годов был перенесен в Богоявленский храм Вышнего Волочка. В 1984 году след чудотворной иконы Андрониковской Божией Матери теряется —онабыла похищена. К сожалению, нынешнее местонахождение образа неизвестно.
Паломничество к святыням православия. Переславль –Залесский, 2011 год.
В декабре 2011 года мой хороший друг организовал двухдневную поездку в Переславль –Залесский. Программа поездки включала посещение многочисленных монастырей и храмов города, участие в вечерних и утренних службах, а также посещение небольших экскурсий, посвященных истории создания и бытия храмов.
Мероприятие было запланировано в формате паломничества. Для большей аутентичности ночевать предполагалось на постоялом дворе для паломников и питаться с братьями в мужском монастыре, тем более в то время был Рождественский пост.
Была еще одна особенность той поездки, коллектив был исключительно мужской, 7 человек. Лично я со всеми был так или иначе знаком до выезда, но многие встретились друг с другом впервые. При этом двое участников специально прилетели из других регионов страны.
Первый день нашего посещения Переславля-Залесского как раз выпадали на мой день рождения. Как оказалось, в такой день очень своевременно удалиться от суеты и звонков, оглянуться на прошлое и подумать о будущем. Однако такое совпадение не могло обрадовать моих родных :).
Ну и не бывать этому отчету именно на этом сайте, если бы поездка не была автомобильной. Ездили мы в Переславль-Залесский на двух VOLVO XC 90. (Изначально планировали на моем Прадике, но переигралось).
Выехали вечером пятницы, пока собрались, пока продрались сквозь пробки севера Москвы, приехали уже к ночи. Постоялый двор для паломников оказался покосившимся старым бараком. А чего хотели, быт паломника скуден и суров :). Выделили нам комнаты, обстановка специфическая, старая мебель, удобства на улице, но чистенько, а главное натоплены печи.
Утром ранний подъем, погрузились в машины и поехали на утреннюю службу в Федоровский женский монастырь.
Цитата: «Федоровский женский монастырь самый южный в Переславле, он первый встречает путника на дороге, ведущей из Москвы. Согласно легенде он был основан в 1304 году на месте битвы москвичей и переславцев с тверской дружиной. Самым древним сооружение обители является пятиглавый собор, в честь Федора Стратилата. Его строительство связывают с рождением в 1557 году царевича Федора, сына Ивана Грозного. Долгое время обитель находилась под покровительством царской семьи. Примерно тогда же он являлся местом заточения многих «неугодных» знатных женщин, в том числе и жены гинерал-прокурора П. Ягужинского Анны Федоровны» (с) www.pereslavl.ru/catalog/monastery/
Отстояли службу, кстати, посвящена та служба была, в том числе, именинам настоятельницы монастыря, а ведь в этот день я родился когда то, бывают же совпадения :).
Служба далась нелегко, с непривычки отстоять на ногах во внимании 2,5 – 3 часа непросто. Вышли из стен храма мы под впечатлением, пошли в трапезную и молча позавтракали свежими постными пирожками, осознание сути поездки начало приходить к нам.
Далее по программе был Никитский мужской монастырь. Место по настоящему брутальное, большие ворота, крепостные стены, на входе женщинам (у кого нет) выдают длинные юбки и платки. Службы там звучат жестко, хор басистый, мужской. А чего стоит роспись на стенах…
Цитата: «Самая древняя обитель на Переславской земле – основан около 1010 г. Первоначально постройки монастыря были деревянными. В камне его отстроили на средства Ивана Грозного и его жены Анастасии Романовны. Царская чета неоднократно приезжала сюда на богомолье. В XVII веке в монастыре останавливался юный Петр I, когда приехал строить на озере Плещеево свой потешный флот. С обителью связано и имя первого из Переславских святых – Никиты Столпника. Особенный архитектурный интерес представляют монастырские стены и башни XVI века, а также пятиглавый Никитский собор 1564 года» (с) www.pereslavl.ru/catalog/monastery/
Еще жестче история святого Никиты Столпника, кому интересно, обязательно почитайте: days.pravoslavie.ru/Life/life6759.htm
Монастырь активно реставрируют, нас пустили посмотреть, как ведутся работы.
После Никитского монастыря мы поднялись на Александрову гору. Здесь в свое время было капище, где приносились языческие жертвы. Позднее здесь был построен Александровский монастырь, который не сохранился. На вершине горы стоит крест, вокруг открывается панорамный вид на Плещеево озеро.
Как уже отмечалось ранее, обед был предусмотрен с братьями мужского монастыря.
Но проходя мимо трапезной нас посетила коллективная мысль, мы конечно паломники и все такое, но резко окунаться в лишения и простоту монастырского быта было выше наших сил. Приняли решение оставить братьям и без того небогатый стол и поехать на обед в другое, более привычное место :).
Во второй половине дня по программе было посещение жемчужины нашего паломничества – Животворящий Крест Господен.
Легенда гласит: «580 лет назад воссиял чудесный свет на Сахотском болоте в Ростовских пределах. Это было явление Животворящего Креста Господня и образа великого чудотворца Николая, сошедших с неба. По повелению Божию здесь была поставлена церковь во имя Святителя Николая, и многими чудесами исцелений прославилось это место: “Пройде слава про чудеса Животворящего Крестаи чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны”, — говорится в сказании о явлении Креста. Первым Божиим чудом, дарованным от Креста, было основание прямо среди болота прочного холма для строительства Никольского храма. Другое чудо совершилось, когда заложенный зодчими храм был перенесен на этот холм невидимой силой. При этом был голос: “На месте сем поставьте церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою притекающим помолиться, и будут многа исцеления”. С той поры как течет живительная родниковая вода, так полились чудеса и исцеления на этом святом месте» (с).
И действительно, среди болот и низан, стоит ровный холм, как раз под территорию Никольского храма.
Храм находится в стадии реставрации, для посетителей был открыт один небольшой полупустой зал. На улице бушевал сильный пронизывающий ветер, однако, лично я, не смотря на холод и неустроенность, чувствовал абсолютное спокойствие и умиротворенность. Со слов монахини, в стенах этого храма есть благодать, схожая с благодатью храма Гроба Господня в Иерусалиме. И ведь действительно, подобное чувство я испытывал будучи в Израиле в этом храме.
Сам Животворящий Крест находится в селе Годеново, в храме Иоанна Златоуста.
В этот храм мы и прибыли приложиться к Животворящему Кресту Господню.
Крест выглядит необычно, выше человеческого роста, вырезан из массива дерева с неканоническим изображением Иисуса Христа. На древесине видны следы его бытия, история его сохранения внушает трепет, кому интересно, почитайте: www.diveevo.ru/2/0/1/538/
В том же храме мы отстояли вечернюю службу. Такого красивого пения и такой службы с применением освещения я не видел никогда, служба прошла на одном дыхании, вся наша группа была под глубоким впечатлением.
Одухотворенные мы поехали в ресторан, где постно посидели за мой день рождения, делясь впечатлениями насыщенного дня. Ночевали в том же ските, что и накануне, только в другой комнате, т.о. часть замысла об аутентичности все же была соблюдена :).
На утреннюю службу отправились в Свято-Никольский монастырь. Этот монастырь произвел впечатление самого отреставрированного и ухоженного из всех, что мы посетили накануне. Также и количество прихожан оказался самым многочисленным. В его стенах находится православная святыня – Корсунский Крест. Подробнее о нем здесь: www.botik.ru/park/russian/nikolsky-5.koi8.html
Во время службы желающие из нас исповедовались, а после прошли обряд причащения. Меня исповедовал батюшка этого монастыря, мудрый и отзывчивый старец, произвел на меня очень благостное впечатление.
Уставшие, но довольные мы тронулись в обратный путь, а путь тот лежал через Сергиев Посад и его сердце – Троице-Сергиеву Лавру. Там мы поклонились мощам основателя, святого Сергия Радонежского.
На этом закончилось наше паломничество. До сих пор не верится, что всего в паре часов езды от мегаполиса можно прикоснуться к истории Руси. Не смотря на сложную судьбу нашей родины, люди сумели сохранить эти святыни в относительной целостности и содержат их в порядке, реставрируют! Ведь недаром символом Переславля-Залесского считается собор XII века, который является самым ранним из сохранившихся архитектурных памятников Владимиро-Суздальской школы зодчества. Период его строительства 1152-1157 гг.
Благодарность автору идеи и организатору поездки – Виктору! Все участники этого проекта до сих пор с благодарностью вспоминают и еще долго будут помнить это паломничество. Надеюсь, мероприятие станет для нас традиционным!
Спасибо Ивану за интересные экскурсии и рассказы о храмах, монастырях и их создателях. Также за просвещение в области Православной архитектуры.
Спасибо Юре, Андрею, Алексею и Валере, моим друзьям, за то, что не пожалели времени и сил и разделили со мной эти переживания. Спасибо за подаренную икону!
Спасибо родным, что поняли мой внезапный отъезд в день рождения :).