чудотворные иконы третьяковской галереи
Чудотворные иконы в Москве
Чудотворные иконы в Москве: где находятся?
Чудотворная икона — это иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера. Образ признается чудотворным после удостоверения духовными властями, случаев чудесной помощи по молитвам перед иконой. В Москве множество храмов, где верующие могут помолиться перед чудотворными иконами и получить по вере своей помощь, исцеление и утешение.
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери очень почитаема в России, особенно в Москве, так как чудо именно от этой иконы помогло освободить город от польских интервентов в 1612 году. В Москве на Красной площади находится Казанский собор, посвященный этой иконе. Перед иконой молятся об исцелении от болезней, о защите дома от бедствий, о рождении детей, об избавлении от вражеских нашествий. Этой чудотворной иконой венчают молодых, ее помещают возле детских кроваток.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
По преданию зимой 1941 года, во время наступления немцев на Москву, Сталин приказал облететь на самолёте с этой иконой вокруг города. Вскоре после этого Красная Армия перешла в успешное наступление. Перед иконой молятся о прозрении слепых, об исцелении детей, о защите от нашествия иноплеменников. Чудотворная икона Божией Матери находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
Владимирская икона Божией Матери
С давних пор эта икона считается святой покровительницей и заступницей Руси. Согласно преданию ее написал евангелист Лука. Перед ней венчали на царство русских правителей, избирали первосвятителей. Трижды образ спасал Русь от нашествия врагов. Перед чудотворной иконой молятся об укреплении веры, об исцелении от недугов (особенно от болезней глаз и сердца), о мире и благополучии в семье. Перед этой иконой молились во времена эпидемий и смуты. Владимирская чудотворная икона Божией Матери — это наша национальная святыня, перед которой возносят молитвы о благополучии страны. Находится она в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Чудотворная икона «Утоли моя печали»
Явление образа произошло в 1640 году, тогда молитва перед ней исцелила тяжелобольную женщину. Перед иконой молятся о преодолении физических и душевных немощей, об укреплении веры, об избавлении от пагубных страстей. Люди обращаются к иконе в надежде на заступничество Матери Божией, способной утолить всякие печали. Она находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе.
Икона «Нечаянная радость»
В старину «нечаянной радостью» называли радостное событие, на которое уже и не надеялись. Чудотворный образ прославился многими исцелениями. Перед ней молятся о пропавших без вести, о прощении грехов, о здоровье и счастье детей. Она находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Чудотворная икона «Милостивая»
Перед этой иконой бесплодные пары молятся о рождении ребенка. Молитва перед иконой помогает в исцелении больных, в обретении семейного счастья. Верующие обращаются и с просьбой помочь своим заблудшим родным. Икона находится в Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре. Сестры монастыря в специальной книге записывают многочисленные свидетельства чудесной помощи иконы в самых различных ситуациях.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Чудотворная икона в Москве — это список иконы XVII века. Оригинал хранится в Ватопедском монастыре. Перед образом молятся об исцелении от онкологических заболеваний, о защите от колдовства. Икона находится в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Икону почитал преподобный Серафим Саровский. Перед ней молятся об исцелении.
Список Казанской иконы Божией Матери
Перед этой иконой молятся вступающие в брак.
Икона «Млекопитательница»
Перед этой чудотворной иконой молятся кормящие матери, беременные женщины о благополучном разрешении от бремени. Эти три иконы находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
Перед чудотворной иконой в Москве молятся страдающие телесными и душевными немощами.
Икона Божией Матери «Иерусалимская»
Перед этим образом просят о защите от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Обе иконы находятся в храме во имя пророка Божия Илии в Черкизово.
Чудотворная икона Николая Чудотворца
Николай Чудотворец — один из самых любимых и чтимых Святых на Руси. В Москве много храмов, где есть иконы этого Святого. Самый известный чудотворный образ находится в Храме Христа Спасителя. Эта чудотворная икона необычна тем, что она украшена аппликациями из полудрагоценных камней. Россия получила эту икону в дар от Италии. Николай Чудотворец считается покровителем моряков и путешественников. Перед образом молятся во всех трудных жизненных ситуациях.
В чем ценность иконы Владимирской Богоматери
Владимирская икона Божией Матери хранится в Третьяковской галерее, в музейном храме св. Николая в Толмачах
Ценность как произведение искусства
Икона Богоматери, позже получившая прозвание Владимирской, была создана в Византии, в первой трети 12 века. Она является выдающимся произведением эпохи Комниновского возрождения (взлета византийского искусства в правление династии Комнинов). Искусство этой эпохи считается одной из вершин византийского искусствa, оно отличается особой тонкостью и изысканностью. Это хорошо видно, если вглядываться в изображение черт лица: изящные носы, печальные глаза, тонкая проработка скул.
Мозаика со стен Святой Софии
Почему Владимирская икона — выдающееся произведение этого периода? Во-первых, от этой эпохи попросту осталось очень-очень мало произведений, в особенности таких хрупких штук, как иконы (краска на деревянной доске).
Во-вторых, Владимирская сама по себе — шедевр живописи. Её анонимный автор был весьма талантливым мастером: обратите внимание, как тонко и эмоционально написаны лики Богоматери и Младенца, в особенности печальные глаза Марии.
Обратите внимание на хрупкость красочного слоя, трещины и отслоения
Гармоничны пропорции фигур, плавно перетекают линии тканей, в композиции использовано золотое сечение — здесь использованы многие секреты мастерства.
Ценность как исторический памятник
Кроме того, как любой другой предмет, уцелевший с 12 века, икона является важной исторической реликвией. К ней прикладывался Андрей Боголюбский, Иван Великий, с нее делал копию («делал список») Андрей Рублев, она была свидетельницей пожаров Владимира и осад Москвы.
Картина «Сретение (встреча) Владимирской Божьей матери в 1395 году». Худ. Светлана Ивлева. 2009 г. (Картина не очень исторически достоверна: наверняка к этому времени живопись уже была закрыта окладом).
Например, драгоценный оклад из золота, с бриллиантами, жемчугом и изумрудами, изготовленный для Владимирской иконы в XVII веке, после революции был с нее снят. И ныне он хранится в Оружейной палате не только как виртуозное произведение ювелирного искусства, но и как вещь, заказанная патриархом Никоном.
Экспонат Оружейной палаты
Ценность как религиозный объект
Наконец, то, что на протяжении многих столетий было для этой иконы единственно главным — это священная реликвия (и как здорово все-таки, что в 21 веке наши горизонты настолько расширились, что мы научились воспринимать такие вещи вдобавок и как произведения искусства, и как исторические реликвии).
Владимирская Богоматерь — это древнейшая чудотворная икона на Руси, вдобавок, считалось, что она написана самим апостолом Лукой. За века она совершила такое количество чудес и была объектом поклонения стольких верующих, что она будто сияет от этой вложенной в нее веры. А может, и наоборот.
В музейном храме св. Николая в Толмачах старинная икона находится внутри безопасной стеклянной капсулы с особенным климатическим балансом. Для красоты этот климатический ковчег отделан резьбой.
Увидеть Владимирскую Богоматерь очень легко, достаточно лишь найти, где в комплексе зданий Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке притаился храм. Жаль, что многие посетители музея не знают об этой возможности.
Чудотворные иконы третьяковской галереи
Любая икона чудотворна, если у нас достаточно веры, чтобы это заметить. Мы хотим помочь вам найти это чудо для себя.
Когда слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, он решил перевезти икону на север. Но проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
Икону Владимирской Божией Матери еще называют заступницей: она отвела войска Тамерлана от Москвы, спасла Москву от захвата царевичем Мазовши, помогла при «Великом стоянии на Угре».
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 3 июня, 6 июля и 8 сентября
Удивительно, но храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался даже в советское время. Уцелел он и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности.
По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, именно отсюда была взята чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, с которой, по приказу Сталина, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Празднование иконы установлено 26 июня (по Юлинаскому календарю).
Московский список иконы “Взыскание погибших” был написан итальянским мастером и принадлежал одной московской дворянской фамилии. Последний ее владелец неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству. Но из последних сил, как повествует та же летопись, взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь семьи наладилась: дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж, а благодарный отец передал родовую святыню в свой приходской храм.
После этого икона сама терпит множество испытаний: во время нашествия французов в 1812 году ее разрубают на три части и выбрасывают. После обретения и восстановления она скитается по храмам, однако один сносят, другой закрывают. Множество напастей пережил образ в атеистическое время, но не иссякал, по свидетельству очевидцев, поток чудес, исходящих от древнего лика Богородицы. Совсем недавно, в 80-е годы, в храме Вознесения Словущего был сильный пожар. Сгорел кивот, но огонь оказался бессилен пред образом Пречистой.
В самом центре столицы, в Зачатьевском монастыре находится икона Божией Матери «Милостивая». Многим прихожанкам она помогает родить ребенка, разрешить семейные конфликты.
По преданию, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая-Киккская» была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Находится она в монастыре на острове Кипр и славна тем, что с давних пор и поныне приходят к ней за помощью бесчадные женщины. В XVIII веке в Зачатьевском женском монастыре Москвы появился список этой иконы – «Милостивая». После революции и закрытия монастыря святыня находилась в храме Пророка Илии, и лишь 7 лет назад чудотворный образ вновь вернулся в обитель.
Иверская Икона Божией Матери (Одигитрия), одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского монастыря на Афоне.
В ХVII в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены.
В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно: согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой).
Знаменитый образ Николая Чудотворца попал в Третьяковскую галерею из Николо-Угрешского монастыря. Этот мужской монастырь, хоть и не входит в число московских обителей, на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей.
В 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых. Тогда то и явилась благоверному князю Дмитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепив князя верой и надеждой, «сия вся угреша сердце его». С тех пор это место называется Угреша.
Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая.
До закрытия монастыря в часовне хранился остаток сосны на которой явилась икона. После закрытия обители снаружи и внутри часовни все было разорено, а икона передана в ГТГ.
Список с чудотворного образа Богоматери «Утоли моя печали», принесенного в Москву казаками в 1640. В настоящее время судьба той иконы неизвестна.
Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист.
Поделиться:
Обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это……
О ком? Обращающийся к иконе, говорит, что обращается к Святому человеку. Но он умер. Значит, в смерти(не веришь, читай Библию сам,а слушай байки батюшек). По есть тут вариантов два: Тот умерший сейчас на Небесах, или в смерти. Причем — не факт, что святой. Это как Николаем Вторым. Кто-то решил, что он святой, сначала себя назвав святейшим.
Итак! На небесах, то есть Дух. Смотрим — вызывающий духов мерзок пред Господом.
Второй случай! В смерти(в ожидании суда). Смотрим — вопрошающий мертвых мерзок пред Господом.
Как вы будете услышаны, если мерзки пред Господом.
А ведь вы хотите быть услышаны.
Верящий в чудотворность икон и ждущий через них помощи — практикующий волшебник, по незнанию конечно.
Вывод:православие способствует тому, чтобы вы были вызывающие духов, волшебники и вопрошающие мертвых.
А к кому обращаться? На прямую.К Богу.
Посредник только один Иисус Христос.
Ни иконы, ни святые, ни тем более умершие.
Чтобы не обмануться читайте сами, находите время.
Всё есть в Библии.
А про тех, кто что-нибудь добавляет или убавляет из нею сказано: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.»
Так поступают сейчас православие и ислам.
Уважаемый Вадим(Vadim)!
Как и Wladimir не хочу вступать в полемику, но не могу не заметить кое-что насчет цитаты из Апокалипсиса. Это место очень любят протестанты. Возможно Вы из их числа. А может и нет…
Так вот, эти строки к Библии в целом отношения не имеют. Они относятся только к книге Апокалипсиса.
Библия это не одна книга. Само слово «библия» — искаженное греч. «вивлиа» — книгИ. Книги, которые написаны в течение полутора тысяч лет, если не ошибаюсь. А книга Апокалипсиса позже всех была добавлена. Она последняя не потому, что самая важная.
Учите матчасть. Или спросите батюшек. Есть среди них добрые и знающие. Помогут.
Дубина не грамотная,читай придания святых отцов.
Уж кто про грамотность…. но не Вам, Сергий…7 слов — 2 ошибки…
Спасибо, Nid Eres. Думаю так, но сказать, как Вы сказали, не умею. Спасибо.
К вышесказанному могу только добавить, что от Чудотворных икон Царицы нашей Небесной происходят такие чудеса! Какие там практикующие волшебники. Только Матушка наша на такое способна и Господь. А если с Вами ничего подобного не происходило, Вадим, это еще не значит, что иконы не Чудотворные, и уж тем более якобы имеют отношение к вызыванию духов)))
Здравствуйте! Человеку, который путает Воскресение Словущее с несуществующим «Вознесением Словущим», может быть не стоит писать на релгиозные темы?
Рукой подать. Часть 2
Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.