чудотворные иконы в питере
СВЯТЫНИ ПОДВОРЬЯ
СВЯТОЙ КРЕСТ

В алтаре храма Успения Пресвятой Богородицы хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: пророка Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного и Иакова Зеведеева (I), праведного Лазаря Четверодневного (I), священномучеников Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), святителя Николая Чудотворца (III-IV), великомученика Пантелеимона (III-IV), преподобного Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.
Святой Крест выносится из алтаря для поклонения в дни особо почитаемых праздников, а также для групповых экскурсий.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»
Икона Божией Матери, именуемая «Спорительница хлебов», написана по благословению старца Оптиной пустыни прп. Амвросия. Этой иконой отец Амвросий, в последние годы жизни, благословил основанную им недалеко от Оптиной пустыни Шамординскую женскую обитель в честь Казанской иконы Божией Матери.
Список с чудотворной иконы расположен слева от амвона. В клеймах петербургского списка изображены святые: прп. Антоний Великий, прп. Серафим Саровский, прп. Силуан Афонский и некоторые Оптинские старцы. Этот образ особенно почитается братией монастыря, прихожанами храма, горожанами и паломниками. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд.
День празднования: 28 октября.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница»*, который написан на Святой Горе Афон. Это точный список с чудотворной иконы (фрески) одной из древнейших обителей полуострова монастыря Дохиар, которая входит в число первых десяти самых почитаемых святынь Афона.
В нашем храме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» расположен справа от амвона. Этот образ особенно почитается прихожанами храма, горожанами и паломниками.
День празднования: 22 ноября.
РАКА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ ПРП. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преподобного Амвросия, старца и чудотворца Оптинского (XIX).
Каждый будний день, по окончании Божественной литургии, у раки святого служится молебен с акафистом и каноном, читаются записки о здравии, молящиеся помазываются святым елеем от лампады.
День памяти: 10 июля, 23 октября.
ИКОНА И МОЩЕВИК ПРПП. СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ
Также в храме пребывают: икона и мощевик Собора преподобных старцев Оптинских. Святыни расположены слева от амвона.
В Собор Оптинских старцев входят 14 преподобных. Их канонизация состоялась в монастыре Оптина пустынь 26 июля 1996 года.
В период с 2005 по 2007 год на основании предоставленных материалов Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена восемнадцати подвижников Оптиной Пустыни. Единая память просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников установлена в день празднования Собора преподобных Оптинских старцев (11/24 октября) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2016 году. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Предстоятеля Церкви 31 января 2018 года.
Рака с сенью и частицей мощей старца Амвросия, живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта (Пенькова) (+22.01.2018) трудами братии и сотрудников Подворья.
Список частиц мощей:
День памяти Собора Оптинских старцев: 24 октября.
ИКОНА БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ С ЧАСТИЦЕЙ НАДГРОБИЯ СВЯТОЙ
В северном приделе храма располагается живописная икона блаженной Ксении Петербургской, небесной покровительницы города.
Икона на подворье примечательна тем, что в правом нижнем углу образа находится частица первоначального гроба угодницы Божией Ксении с часовни Смоленского православного кладбища Васильевского острова. Эта святыня была получена в дар нашей обители в 2018 году.
День памяти: 6 февраля, 6 июня.
ИКОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА С ЧАСТИЦЕЙ МОЩЕЙ
В храме находится старинная икона афонского письма с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона (III-IV), одного из самых почитаемых в России и мире святых. Икона святого расположена в храме слева от амвона.
На иконе имеется надпись: «Сiя святая икона написана и освящена на АфонѢ въ Русскомъ Св.-Пантелеимоновомъ монастырѢ». Именно на Святой Горе Афон в одноименном соборном храме Русского Свято-Пантелеимонова монастыря хранится честная и многоцелебная глава великомученика.
День памяти: 9 августа.
МОЩЕВИК ПРПП. СТАРЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ
Справа от амвона, в южном приделе храма, освященном в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских, расположен мощевик преподобных старцев Печерских.
В нем имеются частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких известных и почитаемых святых: прп. Моисея Угрина (XI), прп. Нестора Летописца (XI-XII), прп. Илии Муромца (XII), прп. Онуфрия Молчальника (XII), прп. Иоанна Многострадального (XII), преп. Алипия и преп. Григория Иконописцев (XII), прп. Аврамия и преп. Арсения Трудолюбивых (XIII-XIV), прп. Ипатия Целебника (XIV), праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской (XVI), священномученика Владимира, митрополита Киевского (XX). В середине мощевика имеется литография иконы Успения Пресвятой Богородицы с предстоящими преп. Антонием и преп. Феодосием (XI), основателями русского монашества и устроителями Киево-Печерской лавры.
Список частиц мощей:
Левая сторона от литографии.
Правая сторона от литографии.
Первый ряд после литографии.
Второй ряд после литографии.
Третий ряд после литографии.
Четвертый (последний, малый) ряд.
День памяти Собора Киево-Печерских старцев: 2-я Неделя Великого поста.
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК В ЧЕСТЬ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
На приусадебном хозяйстве Подворья, примерно в 1 км от храма преп. Амвросия Оптинского, расположен святой источник, освященный в честь святых преподобных Оптинских старцев.
Источник специально оборудован для омовений верующих. В купальне имеются два отдельных закрытых помещения: одно для братии, другое — для сестер. Рядом с купальней сделан отдельный вывод воды, где паломники могут набрать святую воду в бутылки.
Адрес приусадебного хозяйства: Ленинградская область, Выборгский район, Полянское сельское поселение, поселок Сосновый Бор.
* Известно, что во времена старца Макария в Иоанно-Предтеченском храме Оптинского скита также с правой, южной, стороны храма находилась большая икона Божией Матери «Скоропослушница», а с северной — святого великомученика Пантелеимона (из книги «Житие старца Макария» схархимандрита Агапита (Беловидова)).
© 2015–2021 Успенское подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге Русской Православной Церкви. Официальный сайт.
При использовании материалов сайта ссылка на spb.optina.ru обязательна.
199034, Санкт-Петербург, Васильевский остров,
наб. Лейтенанта Шмидта, д. 27/2
Афонская Скоропослушница на Неве
Главные святыни Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры – мощи святого благоверного князя Александра Невского, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Невская Скоропослушница», чудотворные списки других почитаемых икон Божией Матери. Эти святыни находятся в Свято-Троицком соборе монастыря.
Тысячи верующих ежедневно притекают к чудотворной иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница». Образ находится в Никольском приделе Троицкого собора.
Икона была принесена на берега Невы в 1878 г. иеромонахами Афонского Русского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием. Они прибыли в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма Святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (ныне г. Демре, Турция).
Образ, принесенный с Афона, отличался от традиционной «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца – оглавно, с молитвенно простертой десницей. Образ был написан, как гласит предание, «по сонному видению иноку Святой Горы».
Монахи остановились в Александро-Невской Лавре. В это же время в центре Санкт-Петербурга подходило к концу строительство часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского на пересечении улиц 2-й Рождественской, Мытнинской и Калашниковского проспекта. Часовню посвящали чудесному спасению императора Александра II в Париже во время покушения на него народовольца-террориста. Часовню «причислили» к храму в Мирах Ликийских, чтобы «доходы ее шли на его восстановление». В 1879 г. в День памяти Святителя Николая (6/19 декабря) состоялось освящение Александро-Николаевской часовни. Сюда и передали святогорцы образ Божией Матери «Скоропослушница».
Однако русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм в Мирах Ликийских.
Между тем осенью 1885 г. (по другим источникам – в 1880 г.) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар. Часовня сгорела дотла. На пепелище была обретена нетленная икона Божией Матери «Скоропослушница». После чудесного спасения святыни к ней потянулись богомольцы, непрерывно совершали молебны. Особенно почитала икону императрица Александра Феодоровна.
Со временем часовню решили перестроить в храм во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого благоверного князя Александра Невского. Его освящение состоялось 30 ноября 1905 г. На должность настоятеля Николо-Мирликийского храма был назначен валаамский иеромонах Георгий (Хробостов), впоследствии известный старец Ефрем. По благословению Иоанна Кронштадтского отец Ефрем принял на себя подвиг ежедневного и неопустительного служения Божественной Литургии, который совершал в течение 40 лет.
Однако церковь оказалась тесной и низкой, наскоро возведенные стены дали трещину, и в 1912 г. решено было построить новый храм, проект которого утверждал сам император Николай II. Церковь Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, и святого благоверного князя Александра Невского при подворье Императорского Палестинского Общества построили за два года.
О почитании иконы в 1920-е гг. рассказывает дочь священника Владимира Шамонина Зоя Владимировна Шамонина:
«Кроме ежедневных служб, заказывали молебны перед иконой Божией Матери в течение всего дня. В дежурной комнате всегда находился священник, по звонку выходивший служить молебны. Молебны были главным образом просительные. Больных привозили, приводили, служили и заочные молебны, если больные не могли приехать издалека. Поминальных записок было такое множество, что прочитывать их полностью было невозможно. Бельевые корзины, наполненные ими, только благословлялись служившим священником крестом, рукой и Евангелием. Люди часто исцелялись или сразу после служения перед чудотворной иконой или после. Об этом присылали письменные извещения. Народ молился усердно с верой, надеждой…
Эту чудесную икону возили также по домам, где служили молебны. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика со священником и псаломщиком, между которыми в спецфутляре стояла икона «Скоропослушница». Встречный народ становился на колени и кланялся. Если кому-то привозили икону и жильцы соседней квартиры узнавали об этом, то выходили на лестницу, во двор, выводили или выносили детей или больных».
В храме вели особый журнал чудес и исцелений Божией Матери «Скоропослушница». К счастью, некоторые выписки из него сохранились благодаря Зое Шамониной:
«1. Заброшенная больная женщина в своей квартире – общий рак с метастазами (грязь, зловоние), никто не выдержал до конца молебна. После молебна исцелилась.
2. Бесноватая девушка, голова которой в припадке повернулась прочь от иконы на 180º и оставалась в таком неестественном положении, исцелилась вскоре после молебна.
3. Скрученный мужчина, почти недвижимый, исцелившись, стал участвовать в пеших паломничествах к святыням.
4. Парализованная портниха после своего исцеления от иконы перешла на шитье только церковных облачений.
5. Пьяница, пришедший со всей семьей в храм, после усердной молитвы о себе совершенно перестал пить».
В 1957 г. чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница» был перенесен во вновь освященный Свято-Троицкий собор Лавры. Для Князь-Владимирского храма выполнена точная копия чудо¬творной иконы.
Среди других святынь Свято-Троицкого собора следует отметить почитаемые списки с чудотворных икон – «Казанской» и «Тихвинской», «Достойно есть».
Кисти священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и священноархимандрита Лавры, принадлежит еще одна почитаемая икона Свято-Троицкого собора «Спаситель в белом хитоне» (она расположена рядом с ракой благоверного князя Александра Невского).
Справа от Голгофы в Троицком соборе находится мироточивая икона Александра Невского, на которой князь изображен во весь рост. Икона была написана около 10 лет назад в мастерских Лавры и начала мироточить во время православной выставки в Москве.
Чудотворные иконы Богоматери в Петербурге
Икона Богоматери с грошинками в Церкви «Кулич и Пасха»
Церковь «Кулич и Пасха» работает с 1946 года. Её убранство создавалось после её открытия. Все необходимое брали из имущества других закрытых храмов Ленинграда. Главная святыня церкви «Кулич и Пасха» в настоящее время — чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)».
Она обладает интересной историей. В 1888 году в Тихвинскую часовню близ Стеклянного завода, в которой находилась икона, ударила молния, и возник пожар. Когда его потушили, то обнаружили, что икона Богоматери была чудесным образом обновлена. Лик Богоматери просветлел, а глаза засияли живым светом. Когда ударила в Храм молния, то из стоявшей тут же кружки разлетелись все деньги в разные стороны. Лишь 12 монеток (грошиков) прилипли к иконе. С этого образа стали делать списки (писать копии) — и также с монетками (грошиками).
Скоропослушница Невская в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры
В Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге есть особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница.
Петербургская копия афонской иконы отличается по иконографии. Она изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца и хранился в часовне на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц, близ Старо-Александровского рынка.
Часовню освятили в 1879 году, но, к сожалению, в 1885 году она сгорела. А список иконы «Скоропослушница» чудесным образом уцелел. Это чудо получило большую известность. Икона перешла к Императорскому православному палестинскому обществу.
В 1913 году вместо часовни был заложен Николо-Барградский храм. Торжественное событие проходило в присутствии Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, председательницы Палестинского общества. В этом храме икона пребывала вплоть до его уничтожения, до 1932 года.
До 1958 года икона находилась в Князь-Владимирском соборе. И только в том году она была перенесена на место нынешнего пребывания — в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье в храме Иоанна Богослова при Духовной академии
По преданию, Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье появилась в России во времена правления Алексея Михайловича в связи с тем, что была принесена царю в дар одним из православных восточных патриархов.
При переводе столицы из Москвы в Санкт-Петербург Знаменская икона, вместе с прочими святынями, была привезена в новую столицу. Она почиталась семейной святыней Романовых. Императрица Елизавета Петровна в ночь перед тем, как ей взойти на престол, усердно перед иконой молилась. Образ хранили в дворцовой церкви Царского села.
В августе 1941 года Царское Село оккупировали войска фашистской Германии. В 1944 году, когда нацисты покидали Царское Село, они прихватили с собой и икону Знамения. Преследуя врага, советские воины обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери в одном из брошенных обозов врага в Риге.
Святые иконы вернули в Ленинград и передали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. По благословению православного служителя весной 1948 года иконы разместили в храме Ленинградской духовной академии.
Святые-на-Неве
Когда Петр I перенес столицу из Москвы в Санкт-Петербург, он решил, что город должен стать также и духовной столицей империи. Для этого царь переносит в город святыни того времени, особо связанные с идеей государственности: список с подлинника Казанской иконы Божией Матери и мощи благоверного князя Александра Невского. Скоро у города появились и собственные святыни — здесь просияли Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, а также последний духовник Александро-Невской лавры перед ее закрытием святой Серафим Вырицкий. На то, чтобы поклониться всем этим святыням, уйдет не меньше четырех дней.
День первый: Лавра и Казанский собор
В первый день можно поклониться самым древним святыням Петербурга — иконе Божией Матери «Казанская» и мощам святого благоверного князя Александра Невского.
Центральный неф Казанского собора
В советское время Лавра была разграблена, и оригинальная рака из серебра весом в полторы тонны, пожалованная императрицей Елизаветой Петровной, в 1922 году была перенесена в Государственный Эрмитаж. То, что нельзя было отковырять штыком и унести с собой, старались как-нибудь испортить. Так, навсегда остановились часы на колокольне собора.
— Зачем же было часы ломать? — спрашиваю у насельника-экскурсовода.
—Да ни за чем, потому что дураки пьяные. Вот они, все здесь и лежат. — Отец диакон указывает на звезды и бюсты на могилах перед папертью храма. С 1918-го здесь хоронили известных большевиков и потомственных рабочих. — Мы зовем это место «красный пятачок».
Вход в Александро-Невскую лавру сегодня начинается с «красного пяточка» (на фото с могилы со звездами), где в советское вреям хоронили заслуженных красноармейцев. Теперь монахи ухаживают за их могилами
Прямо перед входом в монастырь расположены еще два кладбища, Тихвинское и Смоленское (расположенные здесь одноименные храмы сейчас не действуют). Советская власть передала их музею городской скульптуры, и сейчас они называются, соответственно, Некрополь мастеров искусств и Некрополь XVIII века. Заплатив 100 рублей за вход, с 9.00 до 17.30 (ежедневно) можно погулять по кладбищенским дорожкам, разглядывая памятники над могилами Достоевского, Ломоносова и еще многих известных людей, похороненных здесь.
В монастыре живут и работают около ста человек. В отличие от московских монастырей, Лавра иногда принимает трудников. Духовник Лавры, архимандрит Елеазарий, по понедельникам, средам и пятницам с 7.00 до 14.00 дежурит в храме и доступен для беседы.
Казанский кафедральный собор (Казанская пл., д. 2, ст. м. «Гостиный Двор», архитектор А. Воронихин, классицизм) получил название от находившейся там святыни — чудотворной иконы Божией Матери «Казанская». Икона считается покровительницей Петербурга и династии Романовых. Хранящийся сегодня в соборе список (оригинал был чудесно обретен в Казани в 1579 году и украден в 1904-м) привезла из Москвы в 1708 году царевна Прасковья Федоровна, вдова старшего брата Петра I царевича Иоанна. Вначале икона находилась в храме Рождества Пресвятой Богородицы, который стоял на том же месте, где сейчас стоит Казанский, и был центром общественной и религиозной жизни города.
Образ Казанской Божией Матери в Казанском соборе – список с иконы, явленной в Казани в 1576 году
В 1799 году император Павел I объявил конкурс на проект собора, который заменил бы обветшавший храм Рождества. Новый собор должен был соответствовать высокому статусу Петербурга как европейской столицы и по величию не уступать собору Святого Петра в Риме. Победил проект Андрея Воронихина, строительство длилось с 1801-го по 1811 год, а освящение собора стало общегородским праздником.
Вскоре митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Амвросий распорядился, чтобы церковь именовалась «собором явления Казанской Божией Матери иконы». Правда, замысел Воронихина о дальнейшем развитии ансамбля собора так и не был воплощен. В дополнение к северной колоннаде он хотел построить симметричную ей южную. Тогда при взгляде сверху вместе они образовывали бы букву Х — Христос.
Рака с мощами св. блгв. князя Александра Невского в южном приделе Троицкого собора Александро-Невской лавры
С 1932-го по 2000 год в соборе располагался Музей истории религии и атеизма РАН. В его запасниках хранились мощи св. блгв. Александра Невского, прп. Серафима Саровского, прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. А в толстом слое чердачного шлака, как оказалось, были укрыты мощи прп. Иосафа Белгородского. В 1956 году в Поволжье была чума, и комендант музея решил сжечь «мумию», чтобы обезопасить себя от санитарных проверок. Двое верующих рабочих, которым это было поручено, завернули тело преподобного едва ли не в штору, отнесли на чердак и спрятали в слое шлака. В 1991 году один из них, бригадир Аркадий Соколов, заболел и, предчувствуя свой конец, сказал дочери: «Пойди в епархию, скажи, что на чердаке мы закопали человека. Святого». Нетленные мощи святителя были перенесены в Преображенский собор Белгорода. В том же 1991-м возобновились богослужения. Сейчас Литургия в соборе служится ежедневно в 10.00, по воскресеньям также служат раннюю в 7.00. Исповедаться можно во время Литургии.
День второй: блаженная и святой с острова
Второй день можно посвятить близким нам по времени святым Петербурга: св. блж. Ксении Петербургской и св. прав. Иоанну Кронштадтскому.
Андрей Федорович — под таким именем знали блаженную Ксению в Петербурге XVIII века. На похороны мужа она пришла в платье покойного, окружающим же говорила, что умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович — жив и стоит сейчас перед ними. Ради спасения скоропостижно, без покаяния умершего мужа Ксения взяла на себя подвиг казаться безумною (врачи находили ее совершенно нормальной) и, продав свой дом и раздав все деньги, провела в этом подвиге 45 лет.
Очередь в часовню-усыпальницу св. блж. Ксении Петербургской на Смоленском кладбище движется быстро. Там можно отдать записки на молебен и приложиться к ее надгробию
Ксения скончалась около 1802 года, была похоронена на старейшем кладбище Петербурга — Смоленском (Камская ул., д. 24, ст. м. «Приморская»).
Над могилой был насыпан холм земли, который сразу же был разобран, потому что уже тогда ее почитали как человека святой жизни. Положили каменную плиту — ее стали дробить.
В третьей половине XIX века была поставлена деревянная часовня (почти за столетие до официальной канонизации в 1988 году), а в 1907-м — каменная.
Сейчас в часовню постоянно стоит длинная очередь из желающих заказать молебен св. Ксении.
Но приложиться к раке с мощами можно без очереди.
Со временем сформировалась и народная форма молитвы к св. Ксении: у часовни стоят люди, прислонившись лбом к стенам, и просят «Ксеньюшку» о помощи в различных житейских вопросах — размене квартиры, успехе на экзаменах, победе в суде и т. д. Люди также пишут свои просьбы на бумажках и оставляют их свернутыми в стене часовни для того, чтобы святая лучше поняла просьбу.
Часовня открыта в воскресные и праздничные дни с 6.00 до 21.00, в будни с 9.00 до 20.00.
Мраморное надгробие св. блж. Ксении в часовне (мощи блж. Ксении находятся здесь же под спудом)
Службы в храме Смоленской иконы Божией Матери рядом с часовней: в воскресные и праздничные дни в 7.00, 10.00 и 18.00, в будни — в 10.00 и 18.00.
Именно этот храм тайно помогала строить сама св. блж. Ксения: по ночам она таскала на леса в своей котомке кирпичи. «Когда ты спишь, Андрей Федорович?» — спрашивали ее. «Успеем выспаться в земле», — отвечала святая.
Один из самых чтимых святых Санкт-Петербурга — святой праведный Иоанн Кронштадтский. Его мощи находятся в храме-усыпальнице на территории основанного им Свято-Иоанновского женского монастыря (наб. Карповки, д. 45, ст. м. «Петроградская»). Усыпальница открыта ежедневно с 10.00 до 17.00 (на время службы ее закрывают). На том же подвальном этаже расположен небольшой музей отца Иоанна, где хранится его епитрахиль.
От монастыря отправимся к месту служения о. Иоанна — в Кронштадт.
Маршрутки отходят от ст. м. «Черная речка» каждые 5-10 минут. Дорога по живописному мосту, соединяющему остров с материком, занимает около 30 минут.
После рукоположения о. Иоанна во иереи он был поставлен служить в Андреевский собор Кронштадта (впоследствии взорванный, сейчас на его месте часовня) — город административной высылки «порочных людей» (бродяг, не помнящих родства и т. п.). Здесь, в квартире на четвертом этаже дома 21 по улице Посадской, о. Иоанн прожил 53 года.
Храм Смоленской Божией Матери на Смоленском кладбище, который тайно, по ночам, помогала строить св. блж. Ксения, нося на леса кирпичи
Сейчас в квартире музей (открыт с 12.00 до 17.00, кроме вторника, вход свободный), в котором экскурсовод в черной юбке рассказывает о жизни о. Иоанна и показывает редкие фотографии из альбома. После революции квартира сдавалась внаем, внутреннее убранство ее было утрачено, но сейчас бывшие жильцы постепенно возвращают предметы обстановки в музей. Так, например, в прихожей можно подержать в руках стальной крючок, которым о. Иоанн затягивал шнурки на обуви, и посмотреть издалека (в комнату не пускают) на его кабинет.
Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке был основан св. прав. Иоанном Кронштадским в начале ХХ века и назван в честь небесного покровителя батюшки – св. Иоанна Рыльского
Кроме молитвы о. Иоанн активно занимался тем, что сейчас называют социальной деятельностью. Упомянутые выше «порочные люди» ютились на окраинах Кронштадта в землянках и лачугах, не могли устроиться на работу, попрошайничали и пьянствовали. Сначала о. Иоанн просто раздавал им деньги, иногда возвращаясь домой без жалования, верхней одежды и сапог. Позже, когда он увидел, что это не решает проблему нищеты (за год он раздавал около миллиона рублей), он обратился к пастве с призывом собрать деньги на «Дом трудолюбия». Дом вырос в целый городок, где каждый мог заработать себе дневное пропитание и ночлег, научиться простому ремеслу, а немощные — получить пособие.
В нижем храме-усыпальнице Свято-Иоанновского монастыря покоятся мощи св. Иоанна Кронштадтского
За год через Дом проходило до 25 тыс. человек. По примеру Кронштадта такие дома стали открываться по всей империи, к началу ХХ века их было более ста. Городок был закрыт в 1917 году, бывший при нем храм разорен. Сейчас на его месте (ул. Фейгина, д. 7/9) ПТУ с мемориальной доской. Популярность о. Иоанна в городе была так велика, что за ним постоянно следовала толпа. Спасаясь от нее, он обычно покидал храм через черный ход, но иногда выходил и прямо через собор. Толпа приходила в волнение, напирала и роняла его. О. Иоанн кое-как вставал, отряхивался и со словами «Слава Богу, живой» шел дальше.
Памятник св. прав. Иоанну Кронштадскому в Кронштадте, рядом с домом, где он жил, прямо под балконом, с которого часто приветствовал народ
День третий: музеи в храмах
Храм Преображения Господня, он же Спас-на-Крови, возведен на месте убийства императора Александра II террористом «Народной воли» Гриневицким. Заокнчен в 1907 году. Знаменит своей уникальной мозаикой, крупнейшей в Европе, покрывающей весь храм изнутри.
Здания некоторые храмов Петербурга принадлежат музеям. Третий день можно провести там. Во время службы вход в музей бесплатный. Зато в иное время, когда за билет приходится отдавать по 130 рублей (студенты и многодетные — бесплатно), каждые 15-20 минут стартует бесплатная экскурсия.
Исаакиевский собор (Исаакиевская пл., д. 1). Открыт ежедневно, кроме среды, с 11.00 до 19.00, колоннада — до 18.00. Ст. м. «Гостиный Двор». Символ Петербурга, четвертый по величине собор Европы. Построен по проекту архитектора Огюста Монферрана за 40 лет и 23 млн рублей. Поднявшись по 262 ступенькам храма, можно выйти на колоннаду — площадку панорамного обзора города. Службы еженедельно: в субботу — в 16.30, в воскресенье — в 11.00.
После того как вы полюбуетесь на город с высоты, можно рассмотреть его с уровня моря, путешествуя по каналам. Катера отходят от Аничкова моста и Казанского моста каждые полчаса (или как соберется группа), билет стоит 400 рублей, продолжительность поездки — 1 час, тем, кому холодно, выдают одеяла. Помните, что вставать при подходе к мостам запрещено, потому что, как пишут в памятке для пассажиров, «мостов в Петербурге пятьсот, а голова у вас одна».
В пяти минутах ходьбы от Казанского моста стоит храм Преображения Господня, он же Спаса-на-Крови (наб. кан. Грибоедова, д. 2, ежедневно, кроме среды, с 11.00 до 19.00). Храм возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах на месте убийства императора Александра II террористом «Народной воли» Гриневицким. Изнутри храм, выстроенный по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), кажется похожим на драгоценную шкатулку: вся поверхность — стены, колонны, своды — полностью покрыта ярчайшей разноцветной мозаикой из смальты — сплава стекла и краски, который не тускнеет со временем. Над эскизами, по которым была выложена эта крупнейшая в Европе мозаика (7065 кв. м) трудились более 30 художников, в т. ч. В. Васнецов и М. Нестеров. Богослужения проходят нерегулярно. Если останутся силы, то остаток дня можно провести в Русском музее, который расположен здесь же, на набережной.
Фрагмент мозаики собора Спаса-на-Крови на сводах храма
День четвертый: Вырица
В среду (это отличительная особенность Петербурга) многие музеи не работают, поэтому именно этот день можно посвятить поездке за город — прогуляться по сосновому бору, искупаться в реке Оредеж, а самое главное — попросить молитвенной помощи у преподобного Серафима Вырицкого Чудотворца (+1949). Петербургский священник Константин Пархоменко так описывает один из случаев прозорливости старца: в санкт-петербургскую семинарию как-то приезжала делегация из Чехословакии, и там среди всех был маленький седой архиепископ. После экскурсии он рассказал, что в сороковые годы учился здесь вместе с Алексеем Ридигером, Патриархом Московским (+2008). Семинаристами они посещали известного старца, который жил на окраине Ленинграда, иеросхимонаха Серафима (Муравьева). Архиепископ, тогда еще молодой человек, тоже посетил старца и стал ему жаловаться, что не знает, надо ли возвращаться в Чехословакию, ведь на родине идет наступление на религию. Отец Серафим сказал, чтобы юноша ничего не боялся, возвращался, служил Богу, добавив: «Ты еще архиепископом будешь…» Возвратившись в семинарию, молодой человек сказал друзьям: «Какой из меня архиепископ? Я жениться хочу, у меня и невеста есть…» «Да ладно, — ответили друзья, — не обращай внимания, старец иногда что-то не то говорит, он вон, Леше Ридигеру патриаршество напророчил!»
Храм Казанской иконы Божией Матери в Вырице, где служил о.Серафим. По преданию св. Серафим Вырицкий повторил подвиг св. Серафима Саровского и 1000 дней во время Великой Отечественной войны молился на камне, чтобы Господь помиловал Россию
Литургию в храме служат по пятницам, субботам, воскресеньям и в праздничные дни в 10.00. Акафисты св. Серафиму — в четверг, пятницу и воскресенье в 17.00. Каждый день в храме с 9.00 до 18.00 дежурит священник. Сайт храма — serafim.com.ru. Даже если вы не попали на службу, не стоит расстраиваться: в храме, где служил о. Серафим, так хорошо и спокойно, что приятно даже просто тихо посидеть на лавочке, вдыхая запах дерева.
Сохранились также оба дома, в которых в разное время жил прп. Серафим, они заняты частными владельцами, внутрь не пускают. Напротив дома старца на Пильном проспекте установлен деревянный крест с его иконой и заложен храм-часовня во имя св. прп. Серафима Вырицкого.
Где остановиться
Кронштадт и Вырица находятся в 50 км от Петербурга, поэтому удобно остановиться на все время пребывания в одном отеле и уже отсюда совершать короткие вылазки. Цена на койку в питерских хостелах (европейский вариант общежития) колеблется от 450 до 600 рублей за ночь. Обстановка и персонал, как в гостинице, но нет индивидуальных номеров, а есть большие комнаты на 6-20 коек, большая гостиная, общая кухня. Комнаты мужские и женские. Процентов шестьдесят постояльцев — англоговорящая молодежь из разных стран, поэтому многие останавливаются в хостеле ради общения с носителями другой культуры. В большинстве хостелов запрещено пить, курить, шуметь, что делает их приемлемыми для паломника. Средняя цена отеля в Питере — 1,5-2 тыс. рублей за койку в трехместном номере и 3-4 тыс. за одноместный номер. Удобным ресурсом для выбора и бронирования хостела или отеля является сайт hostelworld.com.
Эппл хостел ( Apple hostel ). Ст. м. «Площадь Восстания», Невский просп., д. 130. Тел.: 8 (931) 223-33-03, 8 (812) 458-88-30.
Бэйс кэмп (Base c amp). Ст. м. «Спортивная» (1 остановка от центра), Большой просп., д. 4, кв. 9. Тел.: 8 (911) 101-35-07, 8 (812) 230-50-87.
Соул Кичен ( Soul kitchen ). Ст. м. «Площадь Восстания», 1-я Советская ул., д. 12. Тел.: 8 (911) 237-79-69. Хостел считается молодежным, поэтому постояльцы старше 44 лет не принимаются.
Где поесть
Если вы остановились в хостеле, то завтракать можно и там, воспользовавшись общей кухней. Обедать удобно в кафе, в Питере они попадаются на каждом углу (на одном только Невском проспекте около 80 различных заведений), и в большинстве из них бизнес-ланч стоит в пределах 200 рублей (комплексными обедами кормят только в будни днем). Обед в столовой обойдется примерно в ту же сумму или дешевле. Хорошим путеводителем по столовым является материал сайта «Прогулки по Петербургу» — walkspb.ru/articles/lowcosteat.html.
Паломническая трапезная Александро-Невской лавры. Ст. м. «Площадь Александра Невского». Просфорный корпус Лавры. Ежедневно с 9.30 до 19.00. Всегда в наличии постные блюда. Вкусную монастырскую выпечку ближе к вечеру разбирают. Поесть можно за 100 рублей, если ограничиться супом, кашей и компотом. Полноценный обед обойдется в 200 рублей.
Столовая рядом с Исаакиевским собором. Малая Морская ул., д. 1, с 10.00 до 18.00.
Студенческая столовая рядом с Эрмитажем. Миллионная ул., д. 6. В будние дни с 9.00 до 21.00; в субботу с 10.00 до 20.00. Перед ведущей во двор аркой стоят указатели: «Студенческое кафе, 2-й этаж». Вход в здание во дворе, далее через коридоры по указателям.