чудотворные иконы в великом новгороде
Чудотворные иконы Божией Матери Новгородской и Старорусской епархии
Икона Божией Матери «Знамение»
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение», «была, — как пишется в древнем сказании, — принесена на Русь из страны Еллинской из города Корсуня святым равноапостольным Владимиром, просветившим нашу страну святым крещением. Тогда и была дана та святыня Новгороду на благословение и утверждение святой веры.
Также говорят, что и в Еллинской земле та святая икона многие знамения и чудеса показала и всякие неисцельные недуги исцеляла и бесов от людей прогоняла и с очень давних времен весьма прославляема была живущими там христианами».
И сейчас на образе виден след, оставшийся от стрелы, пущенной суздальским воином в 1170 году, во время штурма Новгорода. Из глаз Богородицы истекли тогда слезы.
В летописи сохранилось множество свидетельств о чудесах, явленных Божией Матерью по молитвам пред этим древним образом. 22 октября 1558 года и 23 июня 1571 года царь Иоанн Грозный со своим старшим сыном царевичем Иоанном приходил вместе с крестным ходом в Знаменский собор и здесь, как простой богомолец, «у образа знаменовался и Пречистой молился чинно и со страхом».
Возвращаясь из Ливонского похода, он еще раз заходил в Знаменский храм и собственноручно возложил на чудотворный образ две золотые продолговатые медали в память похода В 1854 году на поклонение чудотворному образу Божией Матери приезжал император Александр II, когда он был еще наследником престола, Государи Николай I, Александр III, царь-мученик Николай
Торжество тысячелетия России, праздновавшееся 8 сентября 1872 года, было начато и окончено молением пред иконой Божией Матери «Знамение», как покровительницей Новгорода, в котором зачалась Россия, возросшая, под благодатным осенением Царицы небесной, в огромное и могущественное государство.
Об истории святыни в XX веке известно мало — в основном это летопись реставрации и расчистки образа от поздних записей. Первая реставрация началась еще в 1919 году, под руководством протоиерея Анатолия Конкордина, который был назначен членом Петроградского археологического отдела и заведующим реставрационной мастерской в Новгороде.
В 1920 году икона поступила в Новгородский музей, и реставрация была продолжена в Москве, где раскрыли древнюю живопись. В восьмидесятых годах XX века икону снова повезли в Москву, где и произошла окончательная расчистка всего образа и укрепление доски.
14 августа 1991 года образ был передан Церкви, и уже через несколько дней, в дни путча, Высокопреосвященнейший Лев, архиепископ Новгородский и Старорусский, молился перед чудотворной иконой Божией Матери об избавлении от кровопролития. Сейчас эта одна из древнейших икон Русской Церкви пребывает в кафедральном Софийском соборе.
Иверская икона Божией Матери
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь хранил Иверскую икону Божьей Матери. Святейший патриарх Никон, выстроивший этот монастырь в 1653 году, любил это место и часто повторял: «На небеси рай, на земли Валдай». По благословению Святейшего патриарха Никона на Святой горе Афонской для Валдайского монастыря был написан точный список святыни Иверского монастыря.
Первое чудо после принесения этой святыни на Валдай было явлено 24 февраля 1652 года, в третьем часу ночи, когда над монастырем явился огненный столб, такой яркий, что свечение различали на расстоянии двадцати верст. Об этом чуде Святейший патриарх сразу же написал Государю.
После Октябрьской революции Иверская обитель была закрыта, икона Божией Матери увезена из обители, и сейчас о ней ничего не известно.
В 1991 году началось возрождение монастыря. Он был передан Новгородской епархии в таком состоянии, что первые паломники не верили, что здесь можно что-либо восстановить. Но уже в первые годы возрождения в монастырь был передан старый список монастырской Иверской иконы, который сохранялся в валдайской церкви святых апостолов Петра и Павла.
Осенью 1993 года монастырь пострадал от пожара. От сгоревшей свечи занялся деревянный подсвечник перед Иверской иконой Божией Матери. Огонь перешел на деревянный пол, перекинулся на раму образа, вспыхнули полотенца, висевшие на образе, вскоре начала гореть задняя часть иконы. В этом огненном потоке Божия Матерь явила чудо — на образе, охваченной пламенем со всех сторон, полностью сохранился лик’ Пресвятой Богородицы!
Сейчас эта Иверская икона Божией Матери, полностью отреставрированная, пользуется особым почитанием в обители.
Икона Божией Матери Старорусской
С X века почитается в городе Старая Русса икона Божией Матери Старорусской. Около 1570 года, во время эпидемии чумы, опустошившей и Старую Руссу, и город Тихвин, чтимые богородичные образы Тихвина и Старой Руссы «обменяли» — старорушане отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни — Тихвинской иконы Богородицы — прислали в Старую Руссу.
Тихвинцы не захотели возвращать икону в Старую Руссу, и в конце XVIII века (около 1787 года) из Тихвина принесли список, который прославился чудотворениями. Более восьмидесяти лет длился спор старорушан с тихвинцами, и только в 1888 году древнюю Старорусскую икону Пресвятой Богородицы перенесли из Тихвина в Старую Руссу.
Старорусская икона Божией Матери исчезла в августе 1941 года, во время немецкой оккупации, и сейчас в Старой Руссе в Георгиевской церкви почитается список иконы, выполненный в конце XVIII века. По иконографии она отличается от древнего образа позой Богомладенца: по преданию, когда иконописец писал эту икону, Христос Сам «отвернул Свой лик», явив новое чудо.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Битвы
Я голосовал за Caa
Настоящая красота
—Книгоман
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Святыни Великого Новгорода
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение», прославленная в 1170 году, пребывает в новгородском соборе Святой Софии. В этом же соборе почивают множество святых мощей: св. блгв. кн. Анны Новгородской, жены князя Ярослава Мудрого; св. блгв. кн. Владимира Ярославича; св. блгв. кн. Феодора Новгородского, старшего брата св. Александра Невского; свт. Иоанна, архиеп. Новгородского; свт. Григория Новгородского, брата свт. Иоанна; свт. Никиты Новгородского; свт. Василия, архиеп. Новгородского в Корсунской паперти; св. блгв. кн. Мстислава в пределе Рождества Богородицы.
Святые мощи блаженного Николая Кочанова почивают под спудом в построенной над его могилой церкви вмч. Пантелеимона.
Святые мощи прп. Харитины почивают под спудом в церкви св. Апостолов Петра и Павла на Синичьей горе.
Святые мощи свт. Евфимия покоятся под спудом в Николо-Вяжищской ставропигиальном женском монастыре.
Святые мощи святителя Феоктиста, архиеп. Новгородского, покоятся в Новгородском Юрьевом мужском монастыре. Здесь почитается явленная в огне икона Божией Матери «Неопалимая Купина».
Святые мощи прп. Варлаама Хутынского покоятся под спудом в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском женском монастыре.
Святые мощи прп. Ефрема, основателя Ефремо-Перекомского монастыря, покоятся под спудом на месте разрушенного храма.
Святые мощи прп. Антония Леохновского, основателя Леохновской пустыни, почивают под спудом в Церкви Преображения Господня в селе Леохново.
Святые мощи прп. Никандра Городноезерского покоятся на месте бывшей Городноезерской Никандровой пустыни, где ныне действует церковь Воскресения Господня.
Чудотворный список древней Старорусской иконы Божией Матери находится в Георгиевской церкви города Старая Русса.
Святые мощи прпп. Космы и Константина Косинских покоятся под спудом в храме свт. Николая в Косино Старорусского округа.
Великий Новгород
Вели́кий Но́вгород (до 1999 года официальное название — Но́вгород. В настоящее время является сокращённым названием города) — город на северо-западе России. Административный центр Новгородской области и Новгородского района. Город воинской славы.
Содержание
Общее описание [ править ]
Великий Новгород не похож ни на один другой город. Он и правда великий. Понять причину этого ощущения трудно. Да, древнейшие, своеобразные, подлинно русские храмы. Да, люди светловолосые, настоящие русские… или викинги. Да, нагромождения великой истории на каждом шагу. Это всё?
Возможно, особенность города и в независимости его людей. Конечно, он зависим от туристов. Иностранная речь звучит здесь едва ли не чаще русской. Но новгородцы не побираются. Только стоит в кольчугах, с боевыми топорами и мечами пара удалых молодцов: сфотографироваться с ними – за деньги, а порубиться на мечах, вероятно, – бесплатно.
Почти весь правый придел Софийского собора – раскрытая усыпальница: обнажены места захоронений, совершавшихся в течение тысячи лет. Здесь хорошо постоять и задуматься. В мире немало мест, где можно видеть древние камни и фрески. Но мало где на такой тесной площади упокоилось столько святых. Причём многие ложились сюда просто «по должности», будучи местными архиереями. Просто жили люди, служили Богу, выполняли свой долг. А восстали святыми. Из новгородских архиереев вышло 19 святых.
История возникновения Новгорода описывается в летописи «Повесть временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжить и откуда началась русская земля».
Для знакомства с Новгородом необходимо не менее двух-трех дней.
Православие в Новгороде [ править ]
Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку).
В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках.
С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа.
Новгородская область
Новгоро́дская о́бласть — субъект Российской Федерации. Расположена на северо-западе европейской части страны. Область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Административный центр — Великий Новгород.
Содержание
Православие в Новгородской области [ править ]
Новгородская епархия – одна из старейших русских епархий. Первый Новгородский епископ Иоаким, о котором мы находим сведения в первой новгородской летописи, пришел сюда в 992 году из Корсуни. Придя в Новгород, Иоаким в первую очередь стал заботиться об образовании и открыл школу. Еще одним великим делом этого святителя было строительство первой Новгородской Софии (дубовой, «о тринадцати верхах»; срублена в 989 году; пожар 1035 года уничтожил постройку).
В 1045 году при святителе Новгородском Луке, в 1045 году, было начато строительство нового каменного храма святой Софии. Именно святая София сыграла важную роль в распространении грамотности, письменности и книжного дела. За более чем тысячелетнюю историю города, здесь было накоплено огромное количество книг на славянском, греческом и латинском языках.
С 1924 года в епархии, как по всему СССР начиналась первая волна массового закрытия храмов; следующая последовала с 1929 года. К 1939 году было закрыто подавляющее большинство храмов и все монастыри; уничтожено почти все духовенство епархии. К началу Великой Отечественной войны в Новгороде действовал один Михаило-Архангельский собор на Прусской улице (в храме в 1935 – 1936 гг. служил протоиерей Владимир Константинович Лозина-Лозинский). Во время немецкой оккупации Новгород оказался у линии фронта, и его жители были эвакуированы – преимущественно, в Поозерье. С 1945 по 1962 год в Великом Новгороде был один действующий храм – Никольский собор, после закрытия которого в 1962 года богослужение стало совершаться в церкви св. апостола Филиппа.
Населённые пункты [ править ]
Святыни Новгородской области [ править ]
Кафедральный Софийский собор Новгородского кремля: Мощи: свт. Никита, Иоанн, Григорий и Антоний Новгородские, благ. кн. Владимир, Феодор, Анна и Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородские, иконы Божией Матери «Знамение-Новгородская», «София – Премудрость Божия» и «Тихвинская».
Покровский храм (бывший Зверин монастырь): преп. Савва Вишерский (XV в.).
Свято-Георгиевский (Юрьев) монастырь: свт. Феоктист Новгородский (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), благ. кн. Феодосия Владимирская (XIII в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (в братском корпусе), икона муч. Георгия Победоносца.
Музей в бывшем Антониевом монастыре: преп. Кирилл, Климент, Исаакий, Никита и Никифор Алфановы, Сокольницкие (XIV в.) (мощи под спудом, не обозначены ракой), камень преп. Антония Римлянина.
БОРОВИЧИ. Успенский собор: блаж. Иаков Боровичский (XVI в.) (частицы мощей).
С. ВНУТО, Хвойнинского района. Успенский храм: преп. Никандр Городноезерский (XVI в.).
С. МИГОЛОЩИ, Хвойнинского района. Храм Св. Иоанна Воина: преп. Марк Пустынник (XVIII в.) (могила около храма).
С. МЕНЮША, Шимского района. Троицкий храм: муч. Иаков и Иоанн Менюжские (XVI в.).
СТАРАЯ РУССА. Георгиевский собор: «Старорусская» икона Божией Матери.
Д. ЛЕОХНОВО, Старорусского района. Спасо-Преображенский храм: преп. Антоний Леохновский (XVI в.).
Д. КОСИНО, близ Старой Руссы. Николо-Косинский женский монастырь: преп. Константин и Косма Косинские (XIII в.) (мощи под алтарем).
Д. СЕЛЬЦО, Новгородского района. Михаило-Клопский монастырь: блаж. Михаил Клопский (XV в.).
Д. ВЯЖИЩИ, Новгородского района. Николо-Вяжищский женский монастырь: свт. Евфимий Новгородский (XV в.).
П. ХУТЫНЬ, Новгородского района. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь: преп. Варлаам Хутынский (XII в.).
Монастыри Новгородской области [ править ]
Свято-Троицкий Никандров женский монастырь [ править ]
Свято-Троицкий Никандров женский монастырь — действующий православный женский монастырь Боровичской епархии Новгородской митрополии Русской православной церкви, располагающийся в деревне Никандрово, Любытинского района Новгородской области, на западном берегу озеро Городно.
Адрес: 174770, Новгородская область, Любытинский район, село Никандрово
Схема проезда от поселка Любытино:
От поселка Любытино в направлении на поселок Хвойная до деревни Каменка (20 км.) В деревне Каменка, повернуть направо и следовать 12 км. до с. Никандрово
Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород) [ править ]
Дата основания: 1030
1841.: Росси К. И.: (колокольня)
Адрес: г. Великий Новгород, мкрн Юрьево, Юрьевское шоссе, 10.
По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий; в русском языке последнее обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название монастыря. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.
Строения монастыря первоначально были деревянными, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь [ править ]
Дата основания: 1653
Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, остров, Иверский монастырь
Храмы Новгородской области [ править ]
Кафедральный собор Воскресения Христова (Старая Русса) [ править ]
Символом красоты и святости древнего города Старая Русса, его духовного величия является соборный храм Воскресения Христова. Прежде на этом месте стояла маленькая деревянная церковь в честь Покрова Божией Матери, которая со временем обветшала. В 1692-1696 годах на ее месте радением и тщанием старосты церкви Михаила Сомрова с прихожанами по благословению новгородского митрополита Корнилия, построен был новый обширный храм в честь Воскресения Христова. В воспоминание о бывшей здесь ранее церкви, один из его придельных алтарей, расположенный с севера, получил название Покровского. Другой (южный), Иоанно-Предтеченский алтарь, равно как и основной, главный алтарь собора также унаследовал имя от храма, находившегося неподалеку от того места, где он был построен. Покровский алтарь был устроен первым и освящен по благословению митрополита Евфимия в октябре 1607 года. В 1705 году по благословению новгородского митрополита Иова был освящен главный алтарь собора, а в 1708 году при том же митрополите – второй придельный алтарь во имя рождества Иоанна Предтечи.
Адрес: 175200 г. Старая Русса, ул. Возрождения, д.1
Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Ёгла) [ править ]
По преданию, на этом месте в конце XIV века, произошло, возможно, одно из первых явлений чудотворной иконы Божьей Матери, впоследствии названной Тихвинской. Строительство современного Тихвинского храма на этом месте было завершено в 1874 году.
оНо в 1938 году церковь была закрыта. Вскоре рядом с ней был образован лагерь управления НКВД №270 для репрессированных, а во время войны – военнопленных. Храм использовался для хозяйственных нужд лагеря, а после его закрытия в 1947 году, служил колхозным складом. В этот период произошло полное разрушение храма. Разобрали на кирпичи каменную звонницу, сняли с купола кровлю. Храм стал гибнуть.
Летом 1988 года по грозным мстинским порогам приплыл образ Царицы Небесной — Тихвинской Богоматери и пристал к берегу недалеко от места, где некогда красовался храм Ее имени. Местный житель поселка Петр поднял икону из воды и схоронил на чердаке в одном из домов.
Прошло совсем немного времени и первая во всей округе, заговорившая о себе в полный голос, стала вновь организованная православная община в селе Ёгла. В самом начале 1990 года приход получает официальную регистрацию и разрушенное здание бывшей Тихвинской церкви. Для совершения богослужений община покупает дом в поселке и оборудует его под церковь. Но икона? О ней никто не помнит. Ее просто принесли в молитвенный дом вместе с другими иконами, принесли добрые старушки, которые искренне радовались открытию прихода.
Адрес: Новгородская область, Боровичский район, с. Ёгла.
Церковь Спаса Преображения на Нередице [ править ]
Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.
Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль.
Кроме фресок на стенах церкви обнаружены граффити.
Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл.
Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, д. Спас-Нередицы
ЗНАМЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород. |
«Знамение,» икона Божией Матери
Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.
Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы
Описание иконы
Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.
История
В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:
Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.
Празднование и новые чудеса от Новгородского образа
Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.
Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.
В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.
Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.
В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием [1]. В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.
В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.
В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.
Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.
После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.
15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.
Чудотворные списки
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.
Молитвы
Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.
Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.
См. также
Использованные материалы
[1] Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.