д киган дистанционное обучение
Открытое и дистанционное образование
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-12619 от 14 мая 2002 г.). 23 апреля 2001 г. журналу присвоен международный регистрационный номер ISSN 1609-5944.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЖУРНАЛА
Основная цель журнала «Открытое и дистанционное образование» – предоставление читателям достоверной информации, посвященной актуальным и перспективным научным разработкам по проблемам открытого и дистанционного образования, медицинским и психологическим аспектам открытого и дистанционного образования, новым информационным и образовательным технологиям и т.д. имеющим практическую ценность в реальных условиях российского образования.
В журнале «Открытое и дистанционное образование» публикуются статьи по следующим отраслям науки:
Журнал публикует:
Материалы журнала распределяются по следующим рубрикам.
1. Информационно-телекоммуникационные системы.
2. Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования.
3. Педагогика и психология открытого и дистанционного образования.
4. Информационные технологии в образовании и науке.
5. Электронные средства учебного назначения.
6. Интернет-порталы и их роль в образовании.
7. Автоматизированные информационные системы в образовании и науке.
8. Социально-гуманитарные проблемы информатизации образования.
9. Информационная безопасность образовательной информационной среды.
10. Информационные технологии в школьном образовании.
Материалы журнала адресованы специалистам и педагогам, работающим в системе общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, интересующимся современными информационно-телекоммуникационными технологиями в сфере образования.
Электронная версия журнала доступна через наш сайт, Научную электронную библиотеку ТГУ и Научную Электронную Библиотеку eLIBRARY.RU.
Все публикации в журнале осуществляются на некоммерческой основе.
Мы всегда открыты для нового сотрудничества!
ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Полный текст:
Аннотация
В статье представлены различные концепции дистанционного образования, существовавшие ранее и предлагаемые в настоящее время зарубежными специалистами. Несмотря на значительный прогресс в разработке теоретических положений обучения на расстоянии, оно пока не имеет должной научной базы. Целью ретроспективного анализа стала систематизация ключевых составляющих теории и практики данного вида образования и обозначение основных тенденций его развития. Технология дистанционного образования рассмотрена автором с трех позиций: с точки зрения теории индустриализации, концепта расстояния и характера коммуникативного пространства.
Показано, что современная концепция дистанционного образования складывается под влиянием требований постиндустриального информационного общества и значительно отличается от предшествующих (доиндустриальных и индустриальных) подходов к обучению: из инструмента стандартизированного массового просвещения образование постепенно трансформируется в индивидуализированный способ получения требующихся знаний и информации. Изменение характера образовательной коммуникации с прямого на опосредованный (с использованием современных инновационных информационно-коммуникативных средств и технологий) способствует этому процессу. Дистанционное обучение, индифферентное к пространственно-временным границам, сегодня необхо- димо рассматривать не столько как один из вариантов трансляции содержания традиционного образования, сколько как потенциальную альтернативную имеющейся системе форму организации образовательного процесса, способную аккумулировать принципы современного информационного общества и, в силу своей гибкости, быстро реагировать на его меняющиеся запросы.
Ключевые слова
Об авторе
аспирант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета
Список литературы
1. Овсянников В. И., Густырь А. В. Введение в дистанционное образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2000. 326 с.
2. Garrison R. Theoretical challenges for distance education in the 21st century: A shift from structural to transactional issues. International Review of Research in Open and Distance Learning. 2000. No 1 (1). Р. 3–15.
3. Holmberg B. Guided didactic conversation in distance education, in D. Sewart & B. Holmberg (eds.), Distance Education: International Perspectives. London: Croom Helm, 1983.
4. Keegan D. Reintegration of the teaching acts. In Keegan, D. (Ed.). Theoretical principles of distance education. L.; N. Y.: Routledge. 1993. Р. 113–134.
5. Moore M. Toward a theory of independent learning and teaching. Journal of Higher Education. 1973. No 44 (12). Р. 661–679.
6. Peters O. Distance teaching and industrial production: a comparative interpretation in outline, in D. Sewart, D. Keegan y B. Holmberg (eds.), Distance Education: International Perspectives. London Croom Helm, 1983.
7. Saba F. Distance education theory, methodology, and epistemology: A pragmatic paradigm. In Moore, M. Handbook of distance education: New Jersey: Lawrence Erlbaum Associate Publishers, 2003. Р. 3–20.
8. Sewart D. Mass Higher Education: Where are We Going? Ortner G. E., Graff K. and Wilmersdoerfer H. Distance Education as two-way communication. Essays in Honour of Börje Holmberg, Frank- furt am Main, Berlin, Berne, New York, Paris, Vienna, 1987.
9. Verduin J. R., Clark T. A. Distance Education: The Foundations of Effective Practice, San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1991.
Для цитирования:
Скляренко Т.М. ЗАРУБЕЖНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2013;1(1):106-116. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-106-116
For citation:
Sklyarenko T.M. Foreign Concepts of Distance Education. The Education and science journal. 2013;1(1):106-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-1-106-116
Д киган дистанционное обучение
Курс был опубликован на английском языке и апробирован в ходе учебных сессий, проведенных ИИТО для государств-членов ЮНЕСКО в различных регионах мира. Институт предложил директору Межвузовского центра дистанционного образования Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, доктору исторических наук, профессору В.И. Овсянникову подготовить перевод книги на русский язык, дополнив его комментариями и методическими рекомендациями для использования в системе повышения квалификации преподавателей и специалистов сферы образования из Российской Федерации и стран СНГ. Курс был адаптирован с учетом особенностей применения в российском образовании понятийного аппарата и опыта использования ИКТ в дистанционном образовании. Методические рекомендации к учебному курсу на русском языке подготовила кандидат физико-математических наук, доцент Г.М. Троян (ответственный редактор – профессор В.И.
sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page Предисловие Таким образом, учебно-методические материалы этого курса на русском языке состоят из трех частей: руководство по изучению курса (введение и шесть модулей), хрестоматия (комплект источников для каждого модуля), а также методические рекомендации и комментарии к нашему учебному курсу на русском языке «Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании».
Методической основой для изучения курса является руководство, в котором вы встретите ряд заданий для самостоятельной проработки дополнительных учебных материалов хрестоматии (научные статьи или фрагменты монографий специалистов в области дистанционного образования), а также обобщающие комментарии проблемного характера.
Я полагаю, что читателям учебного курса «Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании» будет также полезно ознакомиться с методическими рекомендациями, которые помогут изучить этот курс, написанный в нетрадиционном для российского читателя стиле и отражающий точку зрения зарубежных авторов на организацию обучения и форму представления учебных материалов для дистанционного образования.
Надеюсь, что проделанная нами работа принесет вам и вашим коллегам большую пользу.
Владимир Кинелев Директор ИИТО ЮНЕСКО sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page ЧАСТЬ Введение Руководство по изучению Модуль 1. Концепция дистанционного образования специализированного и влияние информационных и коммуникационных технологий учебного курса на его развитие Модуль 2. Функции преподавания в дистанционном образовании и соответствующие организационные типы учреждений ДО:
применение ИКТ и проекты ДО в развивающемся обществе Модуль 3. Компоненты системы дистанционного образования в контексте требований к ИКТ и созданию учебных курсов в развивающемся обществе Модуль 4. Преподавание в различных системах дистанционного образования;
эффективная интеграция ИКТ Модуль 5. Дистанционное образование: обучающиеся и обучение; применение ИКТ Модуль 6. Вопросы политики в практике дистанционного образования sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page Введение в курс Я рад приветствовать всех вас, кто решил изучить наш учебный курс «Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании»! Этот курс был подготовлен в связи с серьезными изменениями в области образования, которые происходят сейчас во всем мире: осуществляется разработка новых образовательных программ, появляются образовательные учреждения нового типа, все большее распространение получают образовательные ресурсы. Все это – благодаря информационным и коммуникационным технологиям, с помощью которых создаются современные средства обучения и образовательные ресурсы, причем это в первую очередь касается технологии передачи информации посредством глобальных компьютерных сетей (Интернета) и технологии представления гипермедийной информации во Всемирной сети (World Wide Web).
На эти поистине революционные изменения также влияют экономические факторы. Ведь стоимость обработки, хранения и передачи информации неуклонно снижается, тогда как традиционное очное образование все более становится малодоступным для развивающихся стран. Кроме того, необходимость постоянного повышения квалификации или переподготовки кадров требует новых подходов и обеспечения более гибкого, свободного доступа к знаниям. Наконец, все больше преподавателей, которые традиционно считали себя единственными и главными обладателями и распространителями знаний, приходит к пониманию своей новой роли в процессе обучения. Поэтому они меняют стратегию преподавания, позиционируя себя, в первую очередь, как специалистов в конкретной предметной области, содействующих получению образования. Этому способствуют исследования, показывающие большую эффективность личностно ориентированной педагогики и преимущество дистанционного обучения по сравнению с традиционным.
Учитывая эти изменения, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) разработал курс «Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании», основная задача которого – поддержать развитие ИКТ в дистанционном образовании развивающихся стран. Этот курс, в частности, связан с аналитическим обзором ИИТО «Дистанционное образование в информационном обществе: политика, педагогика и профессиональное совершенствование», котоsod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page Введение в курс рый разработал коллектив авторов под руководством Ника Фарнса (UNESCO IITE, 2000). Как указывается в этом документе, со ссылкой на отчет Международного комитета ЮНЕСКО по вопросам образования в XXI веке «Образование: сокрытое сокровище» (1997), развитие дистанционного обучения – наиболее перспективная область применения информационных и коммуникационных технологий. Всемирная конференция ЮНЕСКО по вопросам высшего образования (Париж, 1998) отметила, что «дистанционное обучение и новые ИКТ обеспечивают большую доступность высшего образования, особенно для новых социальных групп. Важно использовать их потенциал в образовании».
Этот курс подготовлен международным коллективом авторов, среди которых есть представители развивающихся стран. Все авторы обладают значительным опытом работы в области образования в подобных условиях.
Мы стремились создать курс, который, с одной стороны, помог бы читателям расширить свои представления о применении современных ИКТ в дистанционном образовании, а с другой – отразил бы объективную картину его продвижения в менее развитых странах, имеющих ограниченные технологические возможности. Время перехода к дистанционному образованию – поистине исторический момент. Прежде дистанционное образование не считалось столь значимым для социального и экономического развития. В последнее время ситуация начала меняться, в основном благодаря все возрастающему интересу преподавателей к использованию новых информационных технологий, то есть ИКТ, создающих новые возможности для межличностного общения.
Изменение отношения к образовательной среде Использование ИКТ в дистанционном образовании усиливает еще одну важную тенденцию в образовании: пересматривается сама концепция образования, которая до сих пор увязывала процесс обучения с определенной географической точкой. Сегодня появляется новый взгляд на образование:
не как на изолированный процесс, протекающий в замкнутой среде, а как на открытую систему.
Именно стремительный рост объема информации и радикально упростившийся доступ к ней посредством ИКТ способствует преобразованию традиционного образовательного процесса и изменениям, происходящим в очных образовательных учреждениях.
Как пишет Ноам (Noam, 1995), «В прошлом люди за знаниями шли в университет. В будущем знание придет к людям, где бы они ни находились». К этому можно добавить, что в прошлом люди сами шли к преподаванию, а в будущем оно само будет приходить к ним, где бы они ни находились.
sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page Введение в курс Таков контекст предлагаемого специализированного учебного курса.
Прежде чем вы начнете его изучать, хотелось бы сказать несколько слов о том, как устроен курс и как, на наш взгляд, его следует изучать.
О чем этот курс и чему вы научитесь Цель курса – донести до вас следующие знания:
1. концепцию дистанционного образования (ДО), его историю и роль информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в этой особой форме обучения;
2. достижение главных целей процесса «преподавание–обучение» в ДО и соответствующий организационный, общественный и технологический контекст;
3. общие принципы разработки систем, образовательных программ и учебных курсов с использованием ИКТ;
4. дидактические принципы с учетом влияния ИКТ;
5. аспекты обучения лиц с особыми потребностями: соответствующие требования к ИКТ в ДО;
6. политика в области ДО на институциональном и национальном уровнях.
Для кого предназначен курс Мы разработали этот курс для следующих лиц:
1. специалистов, занимающихся подготовкой преподавательского состава (преподавателей, тьюторов) в рамках системы переподготовки или повышения квалификации, а также менеджеров и консультантов в области образования;
2. специалистов различных образовательных учреждений, таких как институты повышения квалификации;
3. преподавателей учебных заведений, обучающихся без отрыва от работы индивидуально или в составе виртуальных групп учреждений дистанционного образования;
4. слушателей традиционных очных семинаров, проводимых ИИТО.
Какие знания требуются для изучения этого курса Мы разрабатывали этот курс для тех, кто имеет опыт преподавания по традиционной очной, классно-урочной форме.
sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page Введение в курс Как устроен курс и каков его объем Мы предполагаем, что на изучение этого курса потребуется примерно часов.
Курс состоит из шести модулей, в каждом из которых по два блока; на изучение блока в среднем отводится три часа.
Структура модуля: цели и задачи, введение в модуль, список источников, блок 1 и блок 2, представляющие собой руководство по обучению и включающие задания для самопроверки (которые преподаватели в учебных группах могут также использовать в качестве заданий для контроля знаний), и также заключение.
Какие ресурсы вам потребуются Каждому обучающемуся необходимо иметь данное руководство по обучению и сборник текстов – хрестоматию (содержащую как обязательные, так и дополнительные материалы). Курс предназначен для самостоятельного изучения, тем не менее, его материалы можно использовать для организации очных или дистанционных занятий в учебных группах. В последнем случае преподаватель может заменить письменные задания, организовав дискуссию в группе.
В начале каждого модуля вы найдете списки источников. Обязательные источники включены в хрестоматию. В заданиях для самопроверки вы найдете ссылки на те источники, которые нужно прочитать для усвоения материала. Это важно, поскольку данные источники являются неотъемлемой частью учебных материалов курса.
Кроме того, в курсе приведены список дополнительной литературы (включая источники из Интернета) и глоссарий используемых терминов и определений, которые необходимы для более глубокого изучения проблем дистанционного образования, выходящего за рамки 36-часового минимума, отведенного для изучения курса.
Оценка знаний Каждый модуль содержит задания, которые в основном представляют собой серию вопросов. Первоочередная цель заданий – самоконтроль. Если вы будете обучаться в группе, преподаватель может использовать эти задания для оценки вашей успеваемости, а если индивидуально, то вас могут попросить переслать выполненные задания в образовательное учреждение – по почте или через Интернет.
sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page Введение в курс Выражение признательности Это лишь краткое описание основных целей и задач курса, к изучению которого вы приступаете. Он был создан по заказу Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и подготовлен международным коллективом специалистов в области теории и практики дистанционного образования, в который вошли: Уэйн Макинтош (Новая Зеландия), Онората Муши (Объединенная Республика Танзания), Линда Блэк (США), Крезо Са (Бразилия), Эдвард Томпсон (США), Джон Нвори (США) и Ракел Кавена Шейльефу-Шимхопилени (Республика Намибия).
Надеюсь, что этот курс будет вам полезен и оправдает ваши ожидания.
Удачи вам! Майкл Г. Мур Руководитель авторского коллектив sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page МОДУЛЬ 1. Концепция дистанционного образования и влияние информационных и коммуникационных технологий на его развитие Цель Уяснить концепцию ДО и изучить историю его развития с учетом влияния и роли ИКТ.
Задачи После изучения Модуля 1 вы сможете:
• сформулировать собственное определение ДО;
• оценить определение ДО, данное Киганом (Keegan, 1986), и сформулировать его основной смысл;
• дать свою формулировку определения (после ознакомления с классическими определениями);
• написать краткое эссе (примерно на 50 слов) о возможности влияния технологического прогресса на изменение определения ДО;
• привести несколько примеров наиболее вероятного изменения традиционного и дистанционного образования в результате развития новых технологий;
• изложить свое мнение (в эссе примерно на 200 слов), необходимо ли, в соответствии с новыми технологиями, изменять данные Киганом пять основных характеристик ДО, указав при этом, какие из них нужно изменять (если нужно) и как именно;
• критически проанализировать вопрос: «Могут ли ИКТ улучшить качество открытого обучения и дистанционного образования»;
• написать краткое эссе о реальных перспективах ДО в вашем образовательном учреждении.
Введение в Модуль В Модуле 1 рассматривается несколько различных подходов к определению ДО, а также история его развития и связь с развитием ИКТ.
Модуль состоит из двух блоков. В Блоке 1.1 рассматривается понятие дистанционного образования, а в Блоке 1.2 – его развитие.
sod_vvedenie_1-2.qxd 11.10.06 12:11 Page Модуль 1. Концепция дистанционного образования и влияние информационных и коммуникационных технологий на его развитие В модуле даются задания, предназначенные для самостоятельной работы с хрестоматийными материалами, а также для взаимодействия с преподавателем или с другими учащимися. Эти задания также могут быть использованы для самоконтроля (и для оценки преподавателем).
Изучив ряд источников в хрестоматии, вы сможете обогатить свой опыт обучения и обобщить разнообразные точки зрения и мнения, поскольку в источниках подробно освещены основные темы модуля. Это также поможет при выполнении предложенных заданий.
Список источников к Модулю Блок 1.1. Концепция дистанционного образования: результаты исследований Источник 1.1.1. Д. Киган. Определение понятия «дистанционное обучение» (Keegan, D.J. (1980). On Defining Distance Education. Distance Education, 1(1), p. 13-26).
Цель: изучить приведенные в этой, ранней работе Кигана четыре варианта определения дистанционного образования, а также предложенную им, новую на то время формулировку, состоящую из шести компонентов. Киган дал это определение еще до внедрения современных цифровых ИКТ.
После изучения этой статьи ответьте на вопрос, изменились ли с тех пор основополагающие принципы ДО.
Источник 1.1.2. Б. Баркер, А. Фрисби, К. Патрик. Расширяя определение дистанционного образования с учетом новых телекоммуникационных технологий (Barker B.O., Frisbie A.G. & Patrick K.R. (1995). Broadening the Definition of Distance Education in Light of New Technologies. In: Moore M.G. & Koble M.A. (Eds.), Video-Based Telecommunications in Distance Education (pp. 1-10). The American Center for the Study of Distance Education Reading, No. 4. USA, The Pennsylvania State University).
Цель: ознакомиться с традиционными определениями ДО, а также с новыми определениями, которые обусловлены современными телекоммуникационными технологиями (в этой статье, правда, под ИКТ понимается только широковещательная телекоммуникационная трансляция уроков, которые предназначены для обучающихся в удаленных уголках земного шара, а отнюдь не дистанционное образование, основанное на Интернете или World Wide Web). Несмотря на то, что в качестве примера рассматривается дистанционного образование в США, здесь четко объясняются причины расширения определения понятия ДО, охватывающие ИКТ, которые предшествовали технологиям Интернета и World Wide Web.
Изучив материал, сравните эти примеры со своими конкретными условиями обучения.
Д киган дистанционное обучение
Не существует единого определения открытого и дистанционного обучения.Скорее, существует много подходов к определению данного термина. Во многих определениях, однако, выделяются следующие характеристики:
разделение преподавателя и учащегося во времени или пространстве, или же и во времени, и в пространстве одновременно;
признание учебным заведением: процесс обучения признается или сертифицируется образовательным учреждением или организацией. Такой тип обучения отличается от самообучения — собственными силами, без официального признания со стороны учебного заведения;
использование материалов, разработанных с применением различных медиа, включая печатные материалы, радио и телевизионные передачи, видео- и аудиокассеты, компьютерных программ и телекоммуникаций. Учебные материалы курса обычно перед использованием проходят предварительное тестирование и апробацию;
двусторонняя коммуникация, которая делает возможным взаимодействие учащихся и тьюторов и отличается от пассивного восприятия транслируемой через сети вещания информации. Коммуникация может быть синхронной или асинхронной;
возможность очных встреч для проведения тьюториалов, взаимодействия учащихся друг с другом, занятий в библиотеках, проведения лабораторных или практических сессий; и
индустриальная организация: это означает, что при проведении крупномасштабного открытого и дистанционного обучения имеет место разделение труда, различные задания поручаются различным сотрудникам, которые вместе работают в команде разработчиков курса.
Различные типы открытого и дистанционного обучения
Термин открытое и дистанционное обучение и его определения являются сравнительно новыми в сфере образования, так как они получили распространение лишь в последние лет. Язык и термины, используемые для описания деятельности в области дистанционного обучения, все еще неоднозначны, и географические различия в их использовании, например, между их использованием в Северной Америке и Европе — усиливают эту неоднозначность. Среди наиболее часто используемых терминов, относящихся к открытому и дистанционному обучению, можно назвать следующие: корреспондентное образование, домашнее обучение, самостоятельное обучение, внешнее обучение, непрерывное обучение, дистанционное обучение, самообучение, обучение взрослых, обучение с опорой на технические средства, или опосредованное обучение, обучение с фокусировкой на учащемся, открытое обучение, открытый доступ, гибкое обучение и распределенное обучение.
Корреспондентное образование, домашнее обучение и самостоятельное обучение
Корреспондентное образование, домашнее обучение и самостоятельное обучение — это термины и методы дистанционного обучения, которые:
существуют уже более ста лет;
основаны на использовании автономных материалов для самообучения — учащимся нет необходимости для обучения покидать свои дома;
часто опираются на использование печатных материалов и коммуникацию посредством почтовой службы или телефона. Но они могут, однако, использовать и целый ряд разнообразных средств для установления контакта между тьютором и учащимся, включая почтовую связь, телефон, видео и аудиокассеты, электронную почту, а также телевизионное и радиовещание.
Многие университеты Северной Америке последние 15 лет переименовывали свои программы корреспондентного образования, давая им более современные названия, такие как открытое и дистанционное обучение или самостоятельное обучение.
Внешнее (external) обучение, или обучение экстерном.
Термин внешнее обучение:
применим к такому обучению, которое осуществляется вне основной территории учебного заведения, например, в аудитории, находящейся за пределами кампуса;
предусматривает разнообразие средств доставки, включая аудио- и видеосредства, компьютерные конференции или домашнее обучение.
Во многих университетах и учебных заведениях, таких как Университет Намибии, имеются Центры внешнего обучения, на которые возлагается ответственность за составление программ открытого и дистанционного обучения.
Термин продолженное обучение:
обычно относится к обучению, где не применяется система зачетов (кредитов);
относится к курсам, которые могут читаться либо на территории кампуса, либо дистанционно;
имеет много значений.
В Университете Ботсваны, например, имеется Отделение дистанционного обучения, которое является частью университетского Центра продолженного обучения.
Дистанционное преподавание (teaching)
Термин дистанционное преподавание:
относится только к половине формулы открытого и дистанционного образования: открытое и дистанционное образование охватывает не только обучение как преподавание (teaching), но и обучение как самостоятельное изучение(learning);
подчеркивает скорее роль преподавателя, чем системы.
Термин самообучение относится к процессу, при котором:
этап за этапом, через весь процесс обучения учащийся следует материалам;
упражнения для самооценки имеют центральное значение;
обучение может проводиться с помощью печатных материалов либо с помощью компьютера.
Многие языковые учебные заведения предлагают учащимся наборы для самообучения, в которые входят печатные материалы и аудиокассеты. Обучение с помощью компьютерных программ или Интернета часто является полностью самоуправляемым.
Термин обучение взрослых:
Обучение, основанное на технологиях, или опосредованное обучение
Термин обучение, основанное на технологиях:
относится к системам преподавания и обучения, где главную роль играют высокотехнологичные нетипографские средства;
осуществляется в двух основных формах: автономное (например обучение с помощью компьютера и обучение под руководством компьютера) и с помощью конференций (например, аудио-, видео- и компьютерных).
Примеры: Университет использует аудиоконференции для связи между своими кампусами и учебными центрами. Курсы открытого и дистанционного обучения для получения степени, предлагаемые Университетом г. Атабаска (Канада) и Открытым университетом Великобритании в качестве основного средства предоставления обучения используют компьютерные конференции. Университет Гайаны Института дистанционного и продолженного обучения использует телеконференции, а Информационная сеть открытого обучения в Канаде проводит курсы посредством Всемирной паутины.
Обучение, ориентированное на учащегося ()
При обучении, ориентированном на учащегося, главным являются неприкосновенность и свобода личности. Поэтому преподавание и обучение здесь предполагают:
гибкий график занятий;
свободное обсуждение целей и содержания обучения;
свободное обсуждение методов обучения;
свободное обсуждение методов оценки;
выбор механизмов поддержки.
Педагогическая доктрина открытого обучения в центр ставит предоставление учащимся возможности выбора:
среды и медиа — печатных, онлайновых, телевизионных или видео;
места обучения — дома, на рабочем месте, в учебном заведении;
темпа обучения — с четко заданным темпом или не имеющим четкой структуры;
механизмов поддержки — помощь тьюторов по требованию, аудиоконференции или обучение с опорой на компьютер;
моментов начала и завершения.
Термин открытый доступ предполагает отсутствие:
официальных вступительных требований;
необходимости наличия аттестатов, дипломов как предварительного условия поступления;
Термин гибкое обучение подчеркивает создание условий, характеризующихся следующими особенностями:
слияние методов открытого и дистанционного обучения, обучения с использованием медиа и классных занятий;
учащийся ставится в центр процесса обучения;
признание наличия разнообразия стилей обучения и потребностей учащихся;
признание важности объективности при составлении программ обучения и в педагогике;
использование большого разнообразия источников и средств обучения;
формирование умений и стремления к «обучению через всю жизнь» у учащихся и преподавателей;
Термин распределенное обучение:
обращает внимание на само обучение как таковое, а не на тип используемой методики или же разделение преподавателя и учащегося;
делает возможным обучение вне стен классов;
при условии сочетания с обучением в классе принимает форму гибкого обучения
Континуумы времени и места
Различные программы открытого и дистанционного обучения могут быть расположены в пределах двух континуумов: континуума времени и континуума места. Один предел континуума места: все учащиеся и их тьютор или наставник собраны в одном месте, другой предел: всех учащиеся и их тьютор или наставник находятся в разных местах. Во временном континууме на одном его пределе — все учащиеся и их тьютор или наставник взаимодействуют в режиме «реального времени», т. е. синхронно, а на другом пределе — все учащиеся и их тьютор или наставник взаимодействуют в разное время.
Приводимая ниже таблица показывает, как пересекаются эти два континуума. Координаты их пересечения соответствуют четырем сценариям открытого и дистанционного обучения. Большинство провайдеров открытого и дистанционного обучения используют комбинацию данных четырех сценариев.
Сценарии для открытого и дистанционного обучения
Преподавание в аудитории, консультации и семинары, при очном общении, практические занятия и занятия в школах с общежитиями.
Центры с учебными ресурсами, которые учащиеся могут посещать в свое свободное время.
Аудио и видеоконференции; телевидение с односторонними видеопередачами; двустороннее использование аудиозаписей; радио с возможностью получать ответы от учащихся; общение по телефону и консультации.
Занятия на дому, конференции с помощью компьютера, консультационная поддержка по электронной почте, общение по факсимильной почте.
Системы открытого и дистанционного обучения
Преимущества открытого и дистанционного обучения
Открытое и дистанционное обучение предоставляет ряд преимуществ как преподавателям, так и учащимся, создавая различные возможности для обучения. Открытое и дистанционное обучение преодолевают барьеры расстояния и времени, создающие проблемы для традиционного обучения.
Преодоление физической удаленности
Открытое и дистанционное обучение помогает преодолевать трудности, связанные с физической удаленностью, которые испытывают:
учащиеся, проживающие в удаленных районах, которые не могут или не хотят физически присутствовать на занятиях в стенах учебного заведения;
учащиеся и преподаватели, географически удаленные друг от друга, так, преподаватели, проживающие в городских районах, могут консультировать учащихся, проживающих в сельских районах.
Решение проблем времени и проблем, связанных с расписанием занятий
Открытое и дистанционное обучение может решить проблемы времени и проблемы, связанные с расписанием занятий, для:
групп потребителей, которые не хотят или не могут часто собираться вместе;
учащихся, одновременно работающих на условиях полной или частичной занятости;
людей, ограниченными в своих действиях семейными или общественными установками и обязательствами.
Решение проблемы ограниченного количества мест
Открытое и дистанционное обучение решает проблему нехватки мест в условиях:
малочисленности учреждений, проводящих очное обучение;
крайне строгих вступительных требований.
Решение проблем малочисленных или географически рассредоточенных наборов учащихся на обучение
Открытое и дистанционное обучение решает проблемы:
продолжающихся в течение длительного времени низких показателей набора учащихся на обучение;
низких показателей наборов учащихся в одном географическом районе при избыточном наборе в других.
Эффективное использование ограниченных преподавательских кадров
Открытое и дистанционное обучение позволяет эффективно использовать малочисленные преподавательские кадры в условиях, когда:
имеется недостаточное количество обученных преподавателей относительно спроса на преподавание;
преподаватели географически сосредоточены в одном месте;
не хватает преподавателей определенной квалификации.
Учет культурных, религиозных и политических аспектов.
Открытое и дистанционное обучение позволяет учитывать имеющиеся отличительные особенности и, следовательно:
расширяет возможности женщин проходить обучение;
позволяет удовлетворить потребности населения в условиях, когда оно подвергается различным формам принуждения, живет в условиях войны или переселения;
делает обучение возможным даже в условиях, когда имеется запрет на групповые собрания.
Системный подход к открытому и дистанционному обучению
Системный подход определяет условия упорядоченного проведения мероприятий. Системный подход также предполагает, что все элементы системы взаимосвязаны. Изменения, происходящие в одном элементе, влекут за собой изменения в других элементах системы.
Программы, отделения и учреждения используют поэтапную модель решения проблем:
анализ → проект → разработка → внедрение → оценка → контроль
Анализ: подробное рассмотрение всех сторон проблемы
Какую проблему предстоит решить?
Относится ли данная проблема к обучению или к внешним условиям?
У кого имеется данная проблема?
Какие ресурсы имеются в наличии для решения данной проблемы?
С какими трудностями или ограничениями можно при этом встретиться?
Результаты этапа анализа:
четкая формулировка проблемы
подробное описание целевой группы
определение ресурсов и трудностей
Проектирование: требует подготовки подробного решения
Кто является целевой группой и другими заинтересованными сторонами?
Что будет достигнуто в результате решения?
Насколько изменятся участвующие лица после завершения данного курса или программы?
Каким образом учащиеся достигнут поставленных целей?
Как будут разрабатываться курс или программа?
Как можно будет узнать, что данное решение действительно является эффективным?
Результаты этапа проектирования:
подробный план, описывающий как, когда, кем и с какими затратами проблема будет решена
Разработка: должны быть рассмотрены следующие вопросы
Какие стратегии, средства и методы будут использованы для достижения каждой цели или выполнения задачи?
Какие потребуются учебные ресурсы?
Где, когда и как учащиеся смогут использовать обратную связь по мере применения на практике своих умений?
Где, как и когда будут проводиться аттестационные мероприятия?
Какими будут последствия успеха или неудачи, или того и другого?
Как будет проводиться оценка обучения и его корректировка?
Результаты этапа разработки:
полный пакет курсовых или программных материалов, включая все материалы, инструментарий, оборудование и планы доставки обучения, помощи учащимся, аттестации учащихся и аттестации курса.
Внедрение: осуществление решения на практике
На месте ли все необходимые ресурсы (людские, физические, финансовые)?
На месте ли все механизмы сбора данных?
На месте ли все механизмы решения проблем и их регистрации?
Результаты этапа внедрения:
документы, отражающие учебных успехи и работу учащихся
данные из различных источников (например документы и решения)
другие аттестационные данные (например, записи интервьюирования, опросов)
Оценка (тестирование): не «добавочный», а неотъемлемый элемент
Насколько успешно система выполняет заранее поставленные цели и задачи?
Насколько полно система удовлетворяет потребности учащихся и других заинтересованных лиц?
Располагаете ли вы достаточной конкретной информацией? Как вы получаете ее?
Какие конкретные изменения можно внести в систему с целью ее совершенствования?
Результаты этапа оценки:
анализ всех документов и данных
конкретные решения, включая оценки времени, затрат и других необходимых ресурсов.
Контроль: включая контроль выполнения всех решений и деятельности предыдущих этапов
Был ли первоначальный анализ полным и правильным?
Изменились ли обстоятельства в значительной степени для того, чтобы потребовался серьезный пересмотр результатов анализа?
О необходимости каких изменений, модификаций или усовершенствований свидетельствуют имеющиеся оценочные данные?
Имеется ли в наличие достаточно ресурсов, что бы внести рекомендуемые изменения?
Какие действия следует предпринять?
Результаты этапа контроля:
откорректированные курс или программа, включая курсовые материалы, поддержку учащихся и план аттестации, а также план контроля откорректированного курса.
Функции открытого и дистанционного обучения
Независимо от размера программы, отделения или учреждения, проводящих разработку и осуществление открытого и дистанционного обучения, на некотором определенном уровне должны быть осуществлены описанные ниже функции. Далее приводятся некоторые важные соображения относительно каждой из задач открытого и дистанционного обучения.
Получение финансовых и других ресурсов и управление ими
на государственном обеспечении, с возмещением издержек производства (самофинансирование)
более высокие затраты на разработку и пусковой период
социальная поддержка является достаточно дорогостоящим элементом.
Разработка или приобретение программ и курсов
на полномасштабные разработку и производство требуются значительные временные затраты;
покупка, лизинг (или франчайзинг) курсов у других провайдеров открытого и дистанционного обучения может явиться более эффективным способом использования имеющихся ресурсов;
ряд методов, от одиночных авторов до больших групп специалистов.
Набор учащихся и продвижение данного вида обучения
проведите анализ и оценку потребностей групп потенциальных учащихся;
обеспечьте наличие информации в нужное время и в нужном месте;
обеспечьте достаточную и точную информацию о том, какие потребуются затраты времени, денег и усилий со стороны учащихся;
предоставьте достаточную и точную информацию о том, когда и как можно записаться на обучение;
убедите своих потенциальных учащихся относительно законности и надежности вашей деятельности.
Материальное производство, воспроизводство, хранение и распространение материалов
для производства курсовых материалов может понадобиться типографское оборудование, оборудование для аудио и видеозаписи, компьютерное оборудование;
для распространения материалов могут понадобиться услуги почтовых и курьерских служб, средств телекоммуникаций, средств теле и радиовещания или спутниковой связи;
на материальное производство и воспроизводство может потребоваться значительное время;
для складских, работ, упаковки, рассылки и инвентарного учета могут потребоваться специальное оборудование и персонал.
Запись на обучение и регистрация
процесс может быть различным, от простого составления списков вручную до использования сложных электронных систем;
фиксированные или скользящие сроки поступления;
в наличии имеется ряд возможностей относительно поставки.
Поставка программ и курсов
необходимость двусторонней связи;
оценка и обратная связь;
сотрудничество с другими учреждениями;
Обеспечение поддержки учащихся
личная поддержка, такая как совет или консультирование;
учебная поддержка, как, например, тьюторинг, выставление оценок и проведение экзаменов;
поддержка при очном общении или опосредованно.
Проведение экзаменов, зачетов и присвоение квалификации (степени)
диапазон имеющихся возможностей для получения зачета;
условия допуска к экзаменов и оценки зачетных очков;
приглашение к участию профессиональных объединений и внешних организаций.
Оценка и пересмотр процессов, методик, программ и курсов
результаты учебы учащихся;
степень удовлетворенности учащихся;
выполнение целей и задач;
Обучение и повышение квалификации персонала
ориентация на новые технологии и методы и действие в соответствие с ними;
осознание преимуществ и ограничений открытого и дистанционного обучения.
Разновидности систем открытого и дистанционного обучения
Тип предоставления обучения описывается различными терминами, которые в той или иной степени отражают определенную версию метода открытого и дистанционного обучения и применения техники обучения.
Учреждения с одной формой обучения
начинают предлагать программы дистанционного обучения;
присутствует некоторое очное взаимодействие, но это часто бывает факультативным;
процессы преподавания и получения знаний в некотором роде «опосредованы»:
— печатным взаимодействием, включая переписку;
— взаимодействием посредством аудиосредств, включая радио (одностороннее, двустороннее), использования кассет, телефона или аудиоконференций;
— взаимодействием посредством видеосредств, включая телевидение (одностороннее, двустороннее), использования кассет или видеоконференций;
— посредством использования компьютера, включая обучение на основе использования компьютера, электронной почты, компьютерных конференций или всемирной паутины;
Многие мировые «», включая Национальный открытый университете Индиры Ганди (IGNOU), университет Universitas Terbuka, Открытый университет Sukhothai Thammathirat (STOU) и Открытый университет Великобритании (UKOU) являются учебными заведения с одной формой обучения.
предлагают две формы обучения
— одну — с использованием традиционных аудиторных методов обучения; вторую — с использованием методов дистанционного обучения;
могут также предлагать один и тот же курс в обеих формах с проведением общих экзаменов;
проводят явное различие между двумя типами учащихся: и учащихся внешнего обучения;
могут разрешать или не разрешать одновременную запись на обе формы обучения.
Примерами бимодальных учреждений являются Институт открытого обучения при Университете Чарльза Стёрта, Университет Найроби, Университет Ботсваны и Университет Замбии.
Учреждения смешанного типа
предлагают учащимся широкий выбор форм обучения
— самостоятельное, в группах или определенные их комбинации;
— очное, опосредованное или их комбинации;
проявляют максимально возможную гибкость относительно места и темпа обучения;
являются результатом «слияния» форм очного и дистанционного обучения;
часто были ранее учреждениями с одной формой обучения или бимодальными учреждениями.
Примерами учреждений, которые сейчас являются учреждениями смешанного типа, могут служить Университет Deakin и Университет Murdoch (оба находятся в Австралии).
Источники
Jackling, my own design. In (ed.) Development, design, and distance education. Churchill, Australia: Centre for Distance Learning, Monash University, 1989.
Keegan, foundations of distance education. London: Croom Helm, 1996.
Keegan, D. (ed.) Theoretical principles of distance education. London: Routledge, 1993.
Koul, B.N., and (eds.) Distance education: a spectrum of case studies. London: Kogan Page, 1993.
Mugridge, I. (ed.) Distance education in single and dual mode universities. Vancouver: The Commonwealth of Learning, 1992.
Sewart, al. (eds.). Distance education: international perspectives. London: Croom Helm, 1983.