дата основания новодевичьего монастыря
История
Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».
С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.
Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.
Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.
С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.
В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.
В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.
К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.
История Новодевичьего монастыря в Москве
Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад, в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).
Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
Это место находилось на перекрестке городских путей: сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.
Икона Божьей Матери «Путеводительница» (по-гречески «Одигитрия»), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.
В XIV веке «Одигитрия» была перенесена в Москву. Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.
Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.
Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля «московское барокко».
Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.
В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.
Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.
Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.
Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.
Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.
Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы, пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.
В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.
В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская «самодержавная» царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.
Некрополь, возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.
На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.
После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.
В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу православный Богословский институт и пастырско-богословские курсы, позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.
В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.
Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.
В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.
Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).
В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Новодевичий монастырь в Москве история создания
Новодевичий монастырь — старейший, даже пожалуй, один из самых красивых функциональных женских монастырей Москвы. Наибольшее количество не только туристов, но и местных художников приходило сюда, к пруду с утками, в поисках вдохновения. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году в ознаменование выхода Смоленска от Литвы, важного шага в завоевании Москвой земель старой Киевской Руси. Самым старым и доминирующим зданием на территории является белый Смоленский собор с роскошным интерьером, покрытым фресками 16 века. Новодевичий монастырь — действующий. Женщинам рекомендуется при входе в церковь покрывать голову и плечи, а мужчинам — в длинных штанах. Читайте дальше на нашем сайте anonssmi.ru
История Новодевичьего монастыря
С самого начала «женский монастырь» считался местом выхода на пенсию женщин из знатных семей — одни охотнее других. Самыми известными обитателями монастыря были Ирина Годунова (жена Федора I и сестра Бориса Годунова), София Алексеевна (сводная сестра Петра Великого) и Евдокия Лопухина (первая жена Петра Великого).
Вход монастыря обрамлен через красно-белую Преображенскую надвратную церковь стиля московского барокко, построенную у северной стены между 1687 и 1689 годами. Все эти поразительные стены и башни, а также многие другие здания на территории, были перестроены примерно под руководством Софьи Алексеевны. Изысканная Колокольня у восточной стены возвышается на 72 метра над остальной частью монастыря. На момент постройки (1690 год) это была одна из самых высоких башен Москвы (уступающая только колокольне Ивана Великого в Кремле).
Центральным украшением монастыря является белый Смоленский собор, построенный с 1524 по 1525 год для хранения драгоценной Смоленской иконы Божией Матери. Ранее окруженный четырьмя часовнями меньшего размера, план этажа был смоделирован по образцу Успенского Кремлевского собора. Роскошный интерьер покрыт фресками 16 века, которые считаются одними из лучших орнаментов города. В огромном позолоченном иконостасе, подаренном Софией в 1685 году, есть иконы времен Бориса Годунова. Иконы пятого яруса приписываются художникам XVII века Симеону Ушакову и Федору Зубову. Могилы Софии, пары ее сестер и Евдокии Лопухиной находятся в южном нефе.
София Алексеевна использовала монастырь как резиденцию, когда правила Россией в качестве регента (1680-х годах). Во время своего правления она перестроила монастырь по своему вкусу, что было удачей, так как позже она была заключена здесь, когда Петр Великий достиг совершеннолетия. Будучи причастной к стрелецкому восстанию, София Алексеевна была заключена здесь на всю жизнь, населяя Прудную башню (Напрудная башня). Позднее к Софии в принудительном покое присоединилась Евдокия Лопухина, которая облюбовала покои, впоследствии названные Лопухинские Палаты.
Город в архитектуре и памятниках
Церковь расположена на излучине Москвы-реки на Самсоновской поляне, представляя собой настоящую крепость — имеет неприступные стены, кирпичные башни с бойницами и белокаменную отделку. Большая часть зданий датирована XVII веком, оформленная стилем московского барокко.
Центральная часть монастыря — величественный Смоленский собор с пятью куполами, сохранивший в своих интерьерах фрески XVI века и резной золоченый иконостас мастеров Оружейной палаты Кремля.
При Софии Александровне началось строительство симметричного архитектурного ансамбля, предполагавшего, что собор будет точкой пересечения двух определяющих осей. По одной оси располагались две церкви (Преображенская и Покровская), по второй оси — колокольня и трапезная. По предположениям историков, архитектор П. Потапов отвечал за создание проекта, одновременно управляя процессом строительства. Колокольня, имеющая 6 ярусов, имела высоту 72 метра, при этом, была тогда ниже только колокольни Ивана Великого.
Крепостные стены с башнями были построены во времена правления Бориса Годунова. Всего насчитывается 12 башен, четыре из которых имеют круглую форму, а остальные восемь — четырехугольную. Все эти башни увенчаны ажурными «коронами».
На территории Новодевичьего монастыря 22 здания, которые внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
История создания Новодевичьего монастыря в Москве
Военно-политическая история
Помимо того, что здание было построено как монастырь, благодаря удачному расположению для укрепления, можно было контролировать переправу через реку и преодолевать границы города с юго-запада.
С Новодевичьим монастырем связаны многие ключевые события российской истории. В частности, в Смоленском соборе в конце XVI века Борис Годунов был избран регентством. Помимо прочего, монастырь был местом, где облачились в покрывало самые влиятельные женщины разных времен, среди них — вдова Василия IV (Шуйского), дочь царя Михаила Федоровича и вдова Бориса Годунова.
Тогда монастырь также служил тюрьмой, поэтому здесь были заключены дочь императора Петра Великого София и его жена Евдокия Лопухина.
История Городских легенд Москвы: Новодевичий монастырь — В поисках женского счастья
Новодевичий монастырь
Самый красивый московский монастырь – Новодевичий, освященный во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, был построен в начале XVI века великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска России из польско-литовского владычества. Этот город называют «ожерельем России», и сам монастырь похож на роскошную жемчужину, словно лежащую в раскрытой раковине у подножия Воробьевых гор.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией (греч. Путеводительница) попала на Русь в XI веке, еще до основания Москвы. По преданию, она была написана Апостолом Евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы. Потом чудотворный образ попал в Иерусалим, а оттуда – в Константинополь, столицу Византийской империи. В 1046 году император Константин IX Мономах отпустил эту икону в далекую Русь вместе со своей дочерью, царевной Анной, которая вышла замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода образ остался в городе Смоленске.
А в 1398 году, когда история уже сильно изменила облик древней России и неведомая прежде Москва стала ее столицей, мощно отражавшей натиски врагов и одержавшая победу на Куликовом поле, супруга московского великого князя Василия I, Софья Витовтовна, отправилась в Смоленск повидаться со своим отцом, литовским правителем Витовтом. Он благословил свою дочь чудотворным образом Смоленским и отпустил икону с ней в Москву. Святыню с великим благоговением поместили в кремлевском Благовещенском соборе – домовом храме московских великих князей.
С тех пор прошло чуть более полувека, и жители Смоленска, находясь под властью Польши, просили московского государя Василия II Темного вернуть им святую икону. О том великого князя упрашивал епископ Смоленский Михаил, и князь согласился, желая этим благочестивым поступком привлечь население Смоленска на сторону Москвы. С иконы сняли список и поместили его в Благовещенский собор. А чудотворный образ с крестным ходом проводили из Кремля до далекой окраины на берегу Москвы-реки, близ Саввина монастыря, основанного, по преданию, самим Александром Невским, – и там отслужили молебен, после чего отпустили икону в Смоленск. Это произошло 28 июля (10 августа) 1456 года. С тех пор каждый год в этот день к месту прощания москвичей с образом совершали крестный ход. А в 1514 году великий князь Василий III, внук Василия Темного, покорил Смоленск и присоединил его к московскому княжеству. И по его обету в 1524 году там, где когда-то провожали Смоленскую икону, был основан Новодевичий монастырь. По легенде, именно на том месте возвращавшийся в столицу с победой великий князь успешно переправился по льду через Москва-реку с Воробьевых гор и поставил там первую деревянную церковь.
Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей.
И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим».
Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель.
Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.
Зубчатые крепостные стены и башни обители были возведены в конце XVI века при Борисе Годунове тоже по образу стен московского Кремля, а в XVII веке башни украсили великолепные ажурные короны, которые придали монастырю сходство с жемчужиной. Он был и военным оплотом Москвы, входя в число ее «сторож». В 1612 году войска русского ополчения осадили в нем последних польских интервентов – тогда обитель была почти полностью разорена, но восстановлена уже первыми Романовыми так, что стала местом царского богомолья. Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович ходили сюда из Кремля, и, поскольку монастырь располагался за городом, то у его стен ставили шатры и ночевали в них, оставаясь на утреннюю службу, а после нее угощали братию. Отсюда пошел обычай народных гуляний под Новодевичьим – потом они были перенесены на Девичье поле и на Пресню. И еще благодаря Новодевичьему монастырю в первопрестольной появилась улица Пречистенка – истинный символ старой Москвы. Сама улица существовала и раньше, но имя было ей даровано личным царским повелением в 1658 году – в честь иконы Пречистой Девы, к которой с крестным ходом шли по этой улице из Кремля в Новодевичий монастырь.
История сразу же вписала Новодевичий на страницы своей летописи. После смерти царя Федора Иоанновича, «последнего Рюриковича», в Новодевичий монастырь удалилась его вдова, царица Ирина Годунова, под именем Александры, и рядом с ней жил ее брат, боярин Борис Годунов, ожидая здесь своего избрания на русский престол. Став царем, он не забыл об этом времени и благоукрасил обитель.
В годы раскола в Новодевичьем временно держали под стражей боярыню Морозову. А в 1689 году Петр I заточил сюда властолюбивую царевну Софью, которая не хотела уступать русский трон возмужавшему брату, и которую так поддерживали бунтовавшие московские стрельцы. Тогда при монастыре Петр устроил отделение Преображенского приказа – в 1698 году здесь допрашивали бунтовщиков, а головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Виновных вешали и перед окнами кельи царевны Софьи – стена этой кельи, по преданию, примыкала к Покровской церкви обители. Известно, как появилось это предание: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы, – «самовидицы» царевны Софьи, которые помнили ее живой. Они и указали келью опальной царевны. Здесь она умерла в 1704 году.
Та же участь постигла Евдокию Федоровну Лопухину, первую жену Петра I и мать царевича Алексея, которая, по легенде, прокляла любимое детище Петра – город Санкт-Петербург. В 1727 году ее перевели сюда из Суздаля (по другой версии – из Шлиссельбургской крепости) уже после смерти императора и незадолго до собственной кончины. Обе родственницы Петра – и сводная сестра, и первая супруга – погребены в главном Смоленском соборе монастыря. Здесь же похоронены сестры царевны Софьи – Евдокия и Екатерина. А в подклете Смоленского собора находится гробница дочери Ивана Грозного, Анны, умершей во младенчестве.
И еще во времена Петра в Новодевичьем монастыре был временно устроен приют для «зазорных младенцев» женского пола, то есть для незаконнорожденных детей, где их растили, воспитывали и обучали искусству плести кружева. Этот приют был далеким прообразом Московского Воспитательного дома.
А потом оказалось, что опасность была еще более страшной, и что несостоявшийся поджог был не простым актом вандализма. Остались интереснейшие свидетельства современников о том, как потрясенный красотой русской столицы Наполеон не хотел отступать из Москвы, не уничтожив ее достояния. Особенно это касалось Новодевичьего монастыря – Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока своими глазами не увидит его гибели. Будто бы он долго стоял на Воробьевых горах, ожидая огненного зарева на другом берегу Москвы-реки. И тогда один москвич, имевший владение рядом с монастырем, запалил свой дом. Огонь полыхал так сильно, что император решил, будто это горит Новодевичий, и покинул Москву.
Смоленская икона три месяца пребывала в русской армии. Перед Бородинской битвой по приказу главнокомандующего Кутузова чудотворный образ с молебствием носили по рядам войска. Потом Смоленскую икону привозили на освящение благодарственного храма Христа Спасителя, и ее образ помещен в верхнем центральном медальоне на южном фасаде храма.
При монастыре существовал тайный подземный ход – «необходимая принадлежность каждого русского поселения», как писал знаменитый московский археолог Яков Стеллецкий, тот самый, который долго искал в кремлевских лабиринтах легендарную библиотеку Ивана Грозного. Он одним из первых обследовал подземные ходы и подвалы Новодевичьего монастыря, усердно собирая о них слухи местного населения. И поскольку он не нашел на территории монастыря традиционного «древнего колодезя», ученый сделал вывод о том, что за водой ходили на Москву-реку и к местному пруду по тайному, неприметному для постороннего глаза ходу. Однако этот тайный ход был сделан не только для укромного водозабора, но и для сообщения с городом на случай осады.
Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» кладбище находится на территории самого монастыря. «Новое» или «южное» кладбище примыкает к монастырю с юга и отгорожено от него красной стеной. Оно появилось в 1898-1904 г.г. и еще расширялось в советское время, когда Новодевичье кладбище стало вторым по степени почетности местом захоронения в СССР после Кремлевской стены. Даже пускали на это кладбище по особым пропускам, и свободного доступа гражданам туда не было.
Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году. Монахини были изгнаны из своей обители, и здесь распахнул двери «Музей раскрепощения женщины», позднее преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1920-х годах на опустевшей колокольне закрытого монастыря получил мастерскую известный художник-футурист В. Татлин, автор неосуществленного, к счастью для Москвы, проекта гигантской башни III Интернационала – конструированного изображения хаоса, в виде спирали устремляющегося в небеса. Он запускал с колокольни свой летательный аппарат «Летатлин», который должен был, как крылья, двигаться мускульной силой «нового», освобожденного человека. И рядом, на той же территории Новодевичьего монастыря в старинных палатах XVII столетия почти полвека прожил знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, чьими усилиями были спасены от гибели многие памятники отечественной культуры. Два разных человека, две судьбы, две истории.
Осенью 1943 года в Новодевичьем открылись Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт, затем преобразованные в Московские духовные семинарию и Академию, и переведенные в Троицкую Лавру. А с 1964 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского.
В настоящее время в храмах Новодевичьего монастыря идет богослужение. Он стал любимым местом и молитвы, и воскресного отдыха москвичей. Прогулка по его территории, вокруг стен и в прилегающем парке на берегу чудесного пруда – вполне московский курорт.