э дюркгейм учение о методе

Учение о методе Эмиля Дюргейма

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

Классический тип научности социологии.

Как отмечалось выше, социология вычленялась в качестве самосто­ятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное ис­следование общества. Однако в истории социологии никогда не су­ществовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необхо­димым говорить о последовательном возникновении в рамках социо­логии, по крайней мере, трех типов научности: классического, не­классического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности, по его мнению, был представ­лен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрк­гейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социаль­ных законов. 2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследо­вания должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно. 4) Важнейшим кри­терием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в се­бе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суж­дений и идеологий».

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма«Правила социологического метода» (1895г.) Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология преж­де всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрас­судков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в об­ществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

5. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858—1918) и М. Вебером (1864–1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук – метод понимания и отнесения к ценностям.

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т.д. Они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъектив­ного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Ис­ходя из своего представления о предмете социологии и ее месте сре­ди других наук Г. Зиммель и М. Вебер формулируют ряд методологи­ческих принципов, на которые, по их мнению, опирается социологи­ческое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов. Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.

2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

Строгое следование этим двум правилам может создать впе­чатление, что социологическая теория не имеет объективного, обще­значимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», – писал М. Вебер.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъ­ективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, выска­зывание: «Вера в бога – это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности – это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора этих фактов он должен исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.

Но возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные предпочтения? М. Вебер отвечает так:

5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоятельствами, в которых он действует.

Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира.

Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого построить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма – это отношение между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов. Формально-геометрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вообще, институты вообще и построить такую систему, в которой социологическое знание освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы», по Веберу, не имеют эмпи­рических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а пред­ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае­мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате­лем наиболее типическими. «Идеальный тип, – писал Вебер, – это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных социальных фактов». Идеальные типы – это предель­ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реально­сти. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как «капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.

Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Источник

Социологические взгляды Э.Дюркгейма. Предмет и место социологии. Понятие аномии и солидарности. Исследование самоубийств. Социология религии

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методеЭмиль Дюркгейм (1858-1917) – представитель французской школы социологии, сторонник классического позитивизма.

На социологические взгляды Дюркгейма повлияли Р. Декарт (рационалистическая методология), Ш. Монтескье (идеи детерменизма), И. Кант (учение об этике), В.Вунд ( основы экспериментальной психологии), О. Конт ( позитивизм), Г. Спенсер (структурный функционализм) и др.

Основными социологическими работами Дюркгейма являются «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство. Социологический этюд» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912).

Дюркгейм одним из первых не только теоретически обосновал предмет изучения социологии как науки, но и разработал методологию социологических исследований. Он определил социологизм в качестве ведущего научного метода познания, разработал концепции механической и органической солидарности, заложил основы социологии религии, провел анализ причин возникновения самоубийства.
Социум трактовался Дюркгеймом как относительно целостная система социальных фактов, состоящих между собой во множественных отношениях. В своей концепции социальный факт он отождествлял с термином «социальный институт», который трактовал, как консолидированный комплекс, состоящий из двух половин: сознательного (субъективного) и материального (объективного). Эта двойственность ( дуализм) является фактором, обуславливающим сущность человека и общества. Общество функционирует посредством развития коллективного сознания, коллективных представлений.

Социология Дюркгейма

Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:

Дюркгейм стоял у истоков определения предмета социологии, выделяя как предмет социальные факты (социальные институты), которые представляют собой объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Социальные факты способствуют формированию «коллективных представлений» и включают в себя единство сознательного (субъективного) и материального («объективного»).

Э. Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:

Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии ( «патологические»).

Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:

Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального.

Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии.

Механическая и органическая солидарность

Дюркгейм выделил два вида солидарности:

Солидарность, которая основана на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий, поскольку односторонняя связь всегда слабее многосторонней. Несмотря на все негативные последствия, Дюркгейм говорил, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления, способствующие прогрессу.

В качестве основных причин разделения труда как основы органической солидарности Дюркгейм называл следующие:

Э. Дюркгейм выделял две формы общественного разделения труда:

Э. Дюркгейм ввел понятие «нравственного здоровья» общества для обозначения направленности на общественный идеал, способный объединить социальную группу в ее стремлении к общим для всех ее членов целей. Аномия является болезнью, от которой «страдает, прежде всего, общество, которое, чтобы жить, не может обойтись без согласия и урегулированности». Аномия наступает тогда, когда либо дисциплинарные механизмы приходят в несоответствие с органическими связями, существующими в социальной группе, и регламентация поддерживается только силой, репрессивными механизмами, теряя опору на традицию, либо когда имеет место другая тенденция, связанная с ослаблением солидарности, нарушением действия связующих сил, что приводит к беспорядку: индивиды, зная о существовании обязывающих норм, относятся к ним негативно или индиферентно.

Таким образом, Э. Дюркгейм утверждает, что нормальное состояние общества должно базироваться на профессионализации, специализации функций, развитом экономическом планировании. Ненормальное состояние общества он связывает с ростом противоречий между трудом и капиталом, анархией производства и анализирует его проявления как болезни капитализма, а именно: аномии (т.е. дезинтеграцию общества и личности, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивидов), социальное неравенство, неудержимую конкурентную борьбу, классовые конфликты и т.п. Преодоление этих болезней возможно посредством мирного решения конфликтов, ослабления борьбы и конкуренции, через установление правил, которые твердо регламентируют отношения классов, введения справедливости и равенства социальных возможностей в соответствии с принципом «отдавать должное по заслуге».

Исследование самоубийств

В своей работе «Самоубийство. Социологический этюд» Дюркгейм исследует большое число самых разных факторов, касающихся самоубийства, с точки зрения социологического подхода:

Главной причиной увеличения самоубийств Дюркгейм называет «снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях». Т.е. самоубийство совершает личность как представитель социальной общности.

Дюркгейм выделил следующие закономерности самоубийства:

Э. Дюркгейм определил следующие виды самоубийств:

Так же Дюркгейм приводит статистические данные, которые показывают, что процент суицида больше всего наблюдается среди протестантов, разведенных и вдовствующих людей, в период экономического кризиса. На основании этих данных социолог утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своей группой, увеличивают возможность самоубийства.

Социология религии

Функция религии заключается в том, чтобы «помогать человеку жить», она определяет социально приемлемые образцы поведения, способствует «сдерживанию индивидуально эгоистических порывов личности».

Именно религия, по мнению Дюркгейма, породила мораль, науку и искусство. Социолог предложил теорию религии без Бога. Дюркгейм обратил внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие.

Источник

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По социологии

Вариант №3

Тема: «Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества»

Москва –2009

Содержание

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………..….…. 5

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….10

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?………………………………. 12

Список использованной литературы………………………………………. 18

Введение

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX – XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

Дюркгейм считал, что общество – это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения. Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии. Целью данной контрольной работы является отражение сущности социологических взглядов Дюркгейма.

1. Раскрыть взгляд Дюркгейма на социологию как науку, ее предмет; Определить суть социологизма; Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.

2. Раскрыть содержание теории «социальной солидарности»; Охарактеризовать нормальное и патологическое в развитии общества.

3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

Эмиля Дюркгейма можно называют одним из создателей социологии

как науки, основателем французской социологической школы, продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии.

э дюркгейм учение о методе. Смотреть фото э дюркгейм учение о методе. Смотреть картинку э дюркгейм учение о методе. Картинка про э дюркгейм учение о методе. Фото э дюркгейм учение о методе

Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

Философской основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый «социологизм», представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни.

Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Под социальными фактами Дюркгейм понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним суще­ствованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отно­шению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне и надындивидуальная реальность. Соответственно, была выделена типология социальных фактов:

В работе «Правила социологического метода» (1895г.) Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки [5,22].

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Второе правило состоит в том, чтобы «систематические отмежевываться от всехврожденных идей». Это означает, что: а)социология, прежде всего, должна порвать свои связи с всякимиидеологиями и личностными пристрастиями; б) она так же должна освободится от всех предрассудков, которыми обладаютиндивиды в отношении социальных фактов. Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета)целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а)источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении иповедении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственнымизаконами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида. По мнению Э. Дюркгейма, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний, потому что у него другое основание другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой – то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Э. Дюркгейму.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический [2,168].

Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный по­рядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

3. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Методологический аспект «социологизма»тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов

Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *