эффективное конспектирование информации во время обучения в университете
Как правильно и быстро конспектировать лекции
Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось. Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации. В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости конспектирования.
Конспект для студента — хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент — это конспектирование.
Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.
Конспект — сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект — неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.
Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.
Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.
Конспект лекции
Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:
Вот какие рекомендации могут вам пригодится:
Советы по созданию конспекта лекции
Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).
При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.
На изображении «а)» представлен хороший конспект, на изображении «б)» неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект «а)» мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:
Как конспектировать правильно
Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.
Для чего нужны конспекты
Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.
При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.
Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
означает «-ание» или «-ение» (повед
А вот пример удачной:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
Эффективные методы конспектирования
Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.
Метод ментальных карт
Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).
Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.
Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».
Метод Билла Гейтса
Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.
В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.
По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.
Метод Корнелла
Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.
Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).
Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).
В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.
По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.
Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.
Метод течения
Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.
В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.
Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.
Метод предложений
И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.
Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».
Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.
Желаем вам удачи и успехов!
Способы эффективного конспектирования лекций. Система условных сокращений, применяемых при конспектировании лекции.
Конспектирование- процесс, результатом которого является запись, позволяющая студенту через некоторый срок восстановить полученную информацию с необходимой полнотой. Студенту полезно вырабатывать свою методику конспектирования, т.е. правильно графически располагать записываемый материал, оформлять записи, а именно:
2. Подчеркивать главные мысли, ключевые слова;
3. Заключать выводы и определения в рамки;
4. Использовать разноцветные ручки или фломастеры;
5. Для важных мест можно использовать абривиатуру NB.
Необходимо вести краткий конспект. В новой информации необходимо выбрать важное и записать подробнее, изменяя фразу для записи, чтобы не потерять главной информации. Необходимо сохранять фразы, блоки, ключевые слова лектора. Ране известная информация записывается более кратко (свернуто). В этом случае рекомендуется использовать систему условных сокращений. Записывать лекцию дословно трудно и часто в этом нет необходимости.
Необходимо правильно оформлять конспекты. Оставлять поля для заметок, вопросов, ключевых слов и других дополнительных сведений. Между строками оставлять интервалы, чтобы во время проработки лекций некоторые сокращенные слова записать полностью.
При сокращении необходимо использовать сокращения:
1. Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную;
2. Ключевые слова записываются в первый раз полностью, после этого в скобках указывается сокращения, и в последствии используется только сокращение. Ключнвое слово выделяется студентом самостоятельно. Количество ключевых слов не должно превышать 12-13 штук.
3. Процесс записи лекции облегчается при использовании общепринятых сокращений.
В любом конспекте должны быть полностью представлены:
1. Точная формулировка темы;
5. Основные положения материала лекции;
13. условия полноценного усвоения знаний. способы оптимизации усвоения знаний.
Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которые дают максимально возможные (находящиеся в зоне ближайшего развития каждого ученика) результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителей, или во всяком случае без превышения установленных школьной гигиеной нормативов для каждого класса. методологической основой оптимизации обучения являются диалектико-материалистический системный подход к управлению учебно-воспитательным процессом, выбор наилучшего варианта его в данных конкретных условиях. Только системный целостный подход позволяет всесторонне обосновать наилучший вариант обучения. Реальность этой задачи подтверждается не только нашей опытно-экспериментальной работой, но и тем, что многие опытные учителя владеют целым рядом элементов оптимизации.
К числу основных способов деятельности преподавателя, которые одновременно ведут к повышению эффективности воспитания и предупреждают превышение норм затрат времени и усилий педагогов, относятся:
1. Комплексный подход к подбору и решению задач обучения, к построению его содержания, методов, средств и форм деятельности.
2. Конкретизация задач, содержания, методов, средств, форм деятельности учителя с учетом имеющихся условий и возможностей.
3. Выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности.
4. Сравнительная оценка различных вариантов методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего из них по соответствующим критериям.
5. Дифференцированный подход к выбору задач, содержания, методов, форм обучения с учетом особенностей отдельных групп учеников.
6. Создание необходимых условий для обучения.
7. Оперативное корригирование обучения с учетом меняющихся условий и возможностей.
8. Ориентация на экономию времени, усилий, средств в процессе обучения.
В сокращенной формулировке общими способами оптимизации обучения можно назвать комплексное планирование задач, конкретизацию, генерализацию, сравнительную оценку и выбор вариантов, дифференциацию, оперативную коррекцию, экономизацию всех компонентов учебного процесса.
14. здоровый образ жизни как необходимое условие качественного обучения
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.
Формирование здорового образа жизни в ВУЗе включает в себя четыре составляющих: информирование обучающихся о негативном влиянии факторов риска на здоровье;воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внеколледжные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.); профилактика аддиктивного поведения;мотивация молодежи к активному образу жизни.
Каждый школьник, учащийся и студент должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный, направленный на восстановление сил отдых, полезные для личности, семьи, общества формы досуга, оптимальные межличностные отношения и т.д.
При организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования, следует предусмотреть следующее:
— рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;
— оптимальная и систематическая физическая активность;
— научно-обоснованное, эффективное закаливание;
— нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;
— комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;
— учет и коррекция влияния окружающей среды на здоровье;
— вред и польза самолечения;
— обучение по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.
15. рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. способы оптимизации учебного труда.
Рациональная организация пары — важная составная часть здоровьесберегающей работы ВУЗа. От соблюдения гигиенических психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние студентов в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние преподавателя, его здоровье, что в свою очередь оказывает влияние на состояние и здоровье обучающихся.
Существующая в настоящее время система относительно жестких учебных планов, графиков учебного процесса, учебного расписания строго регламентирует жизнь учащегося в течение всего периода обучения — все это делает его заложником предельно интенсивного ритма жизни, причем ритма, не зависящего от индивидуальных особенностей, специфики его установок, традиций, биоритмов. Последнее обстоятельство оказывается исключительно важным, так как именно с ритмическим характером жизнедеятельности связан основной критерий эффективности и производительности умственного труда — работоспособность.
Работоспособность школьников и студентов во время учебной деятельности изменяется в том закономерном соответствии: в начале она повышается (врабатывание), затем устанавливается на высоком уровне (устойчивая работоспособность) и постепенно снижается (развитие утомления). Причем такая закономерность свойственна любым периодам учебной деятельности: уроку(паре), дню, неделе, четверти и году. В соответствии с такой особенностью, естественно, начало каждого указанного периода должно быть облегчено. Так, если исходить из классификации трудности изучения учебных дисциплин, то наиболее трудные дисциплины в течение учебного дня следует включать в расписание 2-4 парами, но не первыми и последними. При учебной пятидневке в расписании может быть предусмотрено одно двухдневное плато оптимальной работоспособности — в среду—четверг.
16. роль здоровья в обучении и самообразовании.
В ходе исследования узнала, что здоровый образ жизни – визитная карточка успешного обучения. Как показывают многие исследования, студентам, которые соблюдают здоровый образ жизни, намного легче усваивать материал. Наоборот, несоблюдение ЗОЖ может влиять на способность кобучению, умению концентрироваться.
Чтобы быть здоровым нужно:
2. Не употреблять спиртные напитки
4. Заниматься спортом
5. Соблюдать режим питания
6. Чаще бывать на свежем воздухе
7. Соблюдать режим дня
8. Ограничить времяпровождение за компьютерами, телевизорами и т.д.
9. Всегда пребывать в хорошем настроении
17. роль интеллектуальных способностей в обучении, в частности, в процессе усвоения учебного материала.
Развитие интеллектуальных способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Интеллектуальные способности человека совершенствуются посредством овладения знаниями, умениями и навыками, требуемыми для профессиональной деятельности.
18. компоненты умственного развития человека и их роль в обучении.
Когнитивное (умственное) развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием школы, личностными особенностями ребенка и родителей.
Факторы интеллектуального развития
Факторы, возникающие во время беременности. Во время пренатального развития ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка.
Факторы окружающей среды. Недостаточность или алиментарные нарушения питания у ребенка особенно сказываются в первые 6 месяцев. Однако если в дальнейшем ребенок начинает питаться нормально и жить в стабильных условиях с достаточной психической стимуляцией, то он уже к 4-5 годам догоняет своих обычных сверстников. Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для интеллектуального развития ребенка, быть может, даже большее, чем правильное питание или физический уход.
Число детей в семье. Можно было бы предположить, что умственное развитие ребенка будет тем лучше, чем больше у него братьев и сестер. Однако на самом деле это не так: чем больше в семье детей, тем ниже их IQ; первенцы всегда более развиты, чем остальные дети.
Социальное положение семьи. Между социальной средой, в которой живет ребенок, и его школьной успеваемостью существует тесная связь: у детей, родившихся в бедных семьях, но воспитанных в семьях из привилегированного слоя, IQ примерно на 20 баллов выше, чем у их братьев и сестер, воспитанных родителями.
19) развитие интеллекта как условие эффективного обучения и самообразования
Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания с целью управления окружающей действительностью. Говоря проще, интеллект является общей способностью человека познавать и преодолевать трудности, объединяющей в себе такие сферы как мышление, воображение, представление, память, восприятие и ощущение. Именно развивая свой интеллект мы развиваемся сами. Так как для развития интеллекта нужно усердная работа над самим собой.
20)Значение самообразования в системе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности бакалавра, специалиста
Проблема качества профессиональной подготовки бакалавра является одной из приоритетных в современных условиях высшего образования. Эта проблема сегодня находит широкое обсуждение в правительстве, в научном сообществе и среди работодателей. Высокий статус обозначенной проблемы является вполне закономерным, так как высшее образование выступает ведущим механизмом воспроизводстваобразованияв целом и кадровой политики государства.
Оценивая современные образовательные стандарты, отметим, что они ориентированы на подготовку компетентных бакалавров, способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. При этом высока роль самообразовательной деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что более 50 % в учебных планах отведено на самостоятельную подготовку обучающихся. Отмеченное позволяет с уверенностью говорить о необходимости развития самообразовательной компетентности бакалавров как важного условия качественной профессиональной подготовки специалистов. Таким образом, самообразование играет огромнейшуюроль в подготовке качественных специалистов, без самообразования, без работы над самим собой, в современном мире, человек не сможет достичь высоких результатов.
21)Работа с научной литературой: обработка понятий, составление планов, тезисов, конспектов.
Для того, чтобы при наименьших затратах сил и времени узнать и усвоить из прочитанного как можно больше, необходимо читать продуктивно, используя рациональные методы и приемы. Продуктивное чтение предполагает и умение самостоятельно осуществлять поиск нужных источников. Поиски нужной литературы желательно начинать с просмотра библиотечных систематических каталогов.
Записи, сделанные при чтении литературных источников, во-первых, помогают глубже и разностороннее понять прочитанное; во-вторых, увеличивают объем и качество запоминания прочитанного (не случайно записи иногда называют «письменной памятью»); в-третьих, вырабатывают умение лаконично и точно излагать мысли; в-четвертых, дают возможность постепенно накапливать собственный материал, который может стать и рабочим справочником и ценным индивидуальным пособием для педагогической и научной работы.
Таким образом, чтобы приобрести прочные знания, одного чтения мало. Работа с учебной и научной литературой помимо чтения требует определенных навыков, умения записывать прочитанное. К основным видам записей относятся: выписки, планы, конспекты и тезисы.
План, как один из видов записей характеризуется следующим:
— он краток, не требует много времени для составления;
оставляться может прямо по ходу чтения;
— отражает последовательность изложения материала источника;
— раскрывает содержание источника и помогает восстановить в памяти прочитанное;
— помогает организации самоконтроля и ускоряет проработку материала.
Конспекты представляют собой краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- или видеоисточника. При творческой работе над конспектом происходит «уяснение вопросов самому себе». Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память, помогает выработать свой стиль изложения.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).