Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Эффективные методы и приемы обучения чтению в 1 классе
Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.
Лучшие упражнения для тренировки техники чтения
Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:
увеличить частоту чтения;
расширять угол периферического зрения;
повышать устойчивость внимания;
улучшать оперативную память;
совершенствовать артикуляционный аппарат.
В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.
Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.
Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.
Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.
Работа с таблицами слогов
Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.
Детям предлагаются различные задания:
прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
произвольное прочтение слогов;
найти в таблице указанный слог;
послогово показать слово в таблице.
Приемы для расширения угла зрения
В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.
Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.
Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.
Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.
Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.
Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.
Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.
Прием «Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:
слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.
Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.
Прием «Повторное чтение»
Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.
Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.
В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.
Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.
При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.
Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.
Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов
Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.
* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)
* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»
* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.
С чего начать?
Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.
1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.
2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.
3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?
4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.
5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)
6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)
7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.
8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.
9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.
10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.
Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.
Начинаем обучение:
Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.
Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.
А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.
С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.
Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.
«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»
Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?
Азбука в стихах «Веселый зоопарк»
Дидактические игры:
Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).
АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.
Теперь начинаем изучать согласные
(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.
Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.
Таблица 1.
ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).
После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.
Таблица 2.
мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата
Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)
ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги
Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)
му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня
Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)
за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка
Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)
он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил
Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)
«Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два.
А потом сложить их снова,
Станут новые слова.»
«Дело было в воскресенье
У слона на день рожденья.
Гости пели, веселились
И на части развалились.
Из слогов собрать гостей».
Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове)
Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).
Игра «Перевёртыши». (анаграммы), (составьте слово наоборот).
Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.
Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).
Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези) Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л В______Л Б ___К Л_____К М____Л бак лак мал сок вал нос бок лук мол сук вол нёс бук лес мул выл бык лис мыл
Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)
Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.
Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.
Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.
Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.
Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.
Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.
Выступление предназначено для учителей начальных классов.
Просмотр содержимого документа ««Эффективные методы и приемы обучения чтению»»
«Эффективные методы и приемы обучения чтению»
О некоторых приёмах обучения навыкам чтения в начальной школе.
Как показывает опыт, быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста? Как сделать урок чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Наверно, каждый учитель задумывался над этим вопросом и каждый старается решить проблему совершенствования навыков чтения.
Мы знаем, сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента:
• технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);
Хорошо известно, что оба компонента тесно взаимосвязаны. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придаётся его технике, на последующих- пониманию текста.
Воспользовалась некоторыми приёмы по усовершенствованию навыков чтения методикой предложенной Заикой, Зайцевым, и использовала пособие «Помогайка» автора Джажалей. Сложилась своя система работы с детьми на уроках чтения. Что представляет собой эта методика?
• Это карточки для каждого ребёнка.
1. Чтение строчек наоборот.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова. Например: шар-раш.
2. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.
3. Чтение только второй половины слов.
4. Чтение «зашумлённых слов»
Это упражнение закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетание.
5. Чтение строчек с прикрытой верхней половины.
6. Отделение слов от псевдослов.
Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного.
7. Чтение перевёрнутого текста.
8. Чтение предложений снизу вверх.
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлениями. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
11. «Чтение за диктором».
Диктором может быть их учитель, и хорошо читающий ученик.
Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Работа по карточкам включает в себя индивидуальную работу каждого ребёнка на уроках чтения. Эта работа очень эффективна в букварный период, когда дети начинают только читать. Карточка состоит из набора слов, но в процессе обучения слова усложняются, и задание к каждой карточки тоже усложняются.
Например: карточка №1. Тема урока: «Буква м и звук [м].
Читай быстро и четко слова в столбиках. Проговаривай ясно!
ум сом кот лев мел рысь день
уж сон вот лук мал гусь тень
ус сын тот лак мол весь пень
ух сор так рак мыл печь дом
ёж сыр ток жук мир речь том
• прочитай слова, найди незнакомые слова;
• прочитай слова, которые начинаются на букву м;
• прочитай слова, где буква м в конце слова;
• прочитай слова, где звук [м] произносится мягко;
• прочитай слова, где звук [м] произносится твёрдо;
• прочитай слова, где на конце слова согласный звук мягкий;
• прочитай слова, состоящие из 2 букв, из 3 букв, из 4 букв;
• переверни карточку, какие слова запомнил.
Карточка № 2. Тема урока: « Буква с и звук [с]».
сок сор стон кусты
стук сыр ступа трос
торс рот сосна торос
сук лоб сырок осина
кости нора рысь стакан
крот сорока кисти сороки
кросс коса такса капуста
• прочитай слова, найди незнакомые слова;
• прочитай слова, которые начинаются на букву с;
• прочитай слова, где буква с в конце слова, в середине;
• прочитай слова, где звук [с] произносится мягко;
• прочитай слова, где звук [с] произносится твёрдо;
• прочитай слова, состоящие из 1 слога, из 2 слогов, из 3 слогов;
• прочитай слова, которые обозначают животных, растения, части лица;
• прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
• прочитай слова с удвоенной согласной;
• прочитай слова, где все согласные звуки мягкие;
• выпиши слова с безударной гласной.
Карточка № 3. Тема урока: «Буква ш и звук [ш]».
школа сушила кошка
машина шуршали мартышка
машинист шипит Мишка
шишка трусишка морошка
Шишкин плутишка Мариша
шалун малыши пушинка
• прочитай слова, найди незнакомые слова;
• прочитай слова, которые начинаются на букву ш;
• прочитай слова, где буква ш в середине слова;
• прочитай слова, которые обозначают животных, растения, имена, фамилия, профессии;
• прочитай слова в уменьшительно-ласкательной форме;
• прочитай слова во множественном числе, в единственном числе;
• найди однокоренные слова;
• прочитай слова обозначающие действия предмета;
• выпиши слова с сочетанием ши.
Карточка № 4. Тема урока: «Безударные гласные».
работа крапива беседка баночка
ребята кормушка болота дерево
игрушки снежинка билеты жалоба
колючий усатый конфеты жадина
медведи спасибо бородка козочка
корова загадка болтунья лестница
ромашка берлога булавка ленточка
капуста барашек газета лыжница
тарелка бархотка гвоздика космонавт
весёлый белила животное корабли
утята белуга солнечный светофор
рубашка беретик бабочка уговор
• прочитай слова, которые начинаются на букву б и т. д.
• найди слова, которые обозначают одушевленные предметы, неодушевленные предметы;
• найди имя прилагательное;
• найди слова в уменьшительно-ласкательной форме;
• найди слова во множественном числе, в единственном числе;
• найди слово, которое может быть и существительным и глаголом;
• найди слова, которые обозначают животных, растения, имена, насекомые, профессии;
• найди слова с безударной гласной в корне, которую можно проверить;
Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.
2. «Какой? Какая? Какие?»
Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.
Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:
Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.
Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:
• радио, рекорд, рак, ракета, рана;
• орех, осень, окно, отметка, отец;
• зима, звено, змея, зрение, замок;
• аптека, аллея, армия, астра, арка.
Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.
Выбрать предложение в 1,5-2 строчки. Прочитать первое слово, затем прочитать его ещё раз. Быстро повторить первое слово, прочитать второе, повторить первые два- третье и т. д. Например: «У одного…»; « У одного крестьянина…»; «У одного крестьянина был…» и т. д. Такое упражнение позволит ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и понимать значительно лучше содержание текста.
7. «Учимся вспоминать слова».
Предложить детям за одну минуту вспомнить как можно больше различных существительных. Дети произносят вслух существительное и ставят палочку на бумаге. По окончании одной минуты подсчитывается слова.
То же самое упражнение, но используя глаголы.
8. «Составление предложений».
Придумать смысловой ряд, состоящих из двух существительных и глагола.
• Котёнок пьёт молоко.
• Ручкой пишут на бумаге.
• Машина едет по дороге.
9. «Учимся фантазировать».
Взять одно слово, например, «кнопка». По очереди предлагать варианты где и для чего можно применить этот предмет.
• (Учитель: для прикрепления бумаги к доске).
• (Ученик: провести окружность; положить на стул и т. д.)
Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.
Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.
Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).
Для усовершенствования навыков чтения очень хорошо использовать на уроках чтения речевые разминки. Во время разминке включать упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим тихо, громко, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В 1 классе в разминку входит чтение сочетаний тренируемого звука гласными: би-бе-ба-ба-бу-бы, ри-ре-ра-ру-ры, чтение сочетаний 2-3 согласных с гласными / ст-а, о, у, ы, и, э, е; стр-а, о, у, ы, и, э, е-чтение слов, содержащих тренируемый звук; чтение слов, состоящих из одного слога; чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок.
Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале урока и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7 мин. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановка голоса и дыхания.
Приёмы речевой разминки.
1. Чтение шепотом и медленно:
• Да-да-да-из трубы бежит вода.
• До-до-до-на дереве гнездо.
• Ды-ды-ды-мы пошли по ягоды.
• Ду-ду-ду-с мамаой я домой иду.
• Та-та-та-в нашем классе чистота.
• Ту-ту-ту-наводим сами красоту.
• Ят-ят-ят-пираты ровненько стоят.
• Ют-ют-ют-очень любим мы уют.
• Ло-ло-ло-на улице тепло.
• Лу-лу-лу-стул стоит в углу.
• Оль-оль-оль-мы купили соль.
2. Чтение тихо и умеренно:
3. Чтение громко и уверенно:
Использование игр на звукоподражание, например:
Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда…Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
Хороший эффект в работе над артикуляцией приносит упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена», «Курочка с цыплятами». Вот, например, как проводится игры.
Игра «Курочка с цыплятами». Начинается работа с чтения стихотворения по таблице.
Вышла курочка гулять,
Свежей травке пощепать,
А за ней цыплятки-малые ребятки.
-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А, прочитали дети…(на).
Прибежал задорный О, прочитали дети…(но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ну).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети…(не).
Затем по данной таблице проводится работа по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории.
Вот это дуб, а в нём дупло,
Где поселилась буква О,
Но дружна согласными,
Жёлудь «Эль» упал в дупло,
Жёлудь «Эн» упал в дупло,
Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.
Этому способствует так называемое «фотографирование»: различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны за одну секунду запомнить всё, что изображено на картинке, т. е. «сфотографировать». Например, показывается иллюстрация к сказке. Дети должны за секунду запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед показом картинке необходимо предупредить детей, что они должны смотреть очень внимательно. Затем даётся команда: «Приготовиться! Внимание! Фотографируем!»
В 1-м классе даются такие задания:
• Найди «сфотографируй» лишнюю букву: а, о, в, у, и.
• Найди лишней слог: бо, но, ро, мы, ко, ло.
• Найди лишнее слово:
Очень хорошо развивают поле ясного видения (или «поле зрения») таблицы. Таблице изготавливают сами дети или их родители. У каждого ученика карточка, в каждую клетку вписаны слоги или буквы. Вот некоторые из них.
Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученик читает про себя, указывая карандашом буквы. В работе с таблицей используется памятка.
• Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом.
• Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом букв.
• Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.
Слоги расположены пирамидкой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм, 50 мм; затем, когда дети уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается: 55 мм, 60 мм и т. д. Систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развить у детей боковое зрение, которое так необходимо для развития поля видения.
Во 2-3-м классах при чтения объёмных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия. Таким образом, в одном виде работы решаются две задачи: расширение поле ясного видения и предварительного прочтение трудных слов, чтобы восприятие текста было более полным, более осознанным. Например, в сказке для 3-го класса Г.Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» подходят для такой работы трудные слова, которые читаются глазами сверху вниз при постоянной фиксации средней линии:
Причём слова подбодривший, распустившийся хорошо подходят для развития артикуляционного аппарата, а слово почувствовали для отработки орфоэпически правильного произношения.
Для овладения навыком чтения слов, включающих в себя слоги таких структур, как СГ, ССГ, СССГ (С-согласный, Г-гласный), включаются в работу следующие таблицы:
М а е и у ы Вл а о у ы е Стр а е и у ы
Н___________ Тр____________ Скл____________
Р ___________ Гр_____________ Спр____________
К___________ Ск_____________ Скр____________
Проводится и такое упражнение:
Чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук, на ударение в слове:
Четко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения. Но боковое зрение забегает вперёд, готовя для ясного видения следующую часть текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (у опытного читателя ) или буквы, слога (у начинающего) называется антиципацией, или смысловой догадкой. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения:
1. На доске записаны 2-3 пословицы. Нужно их закончить.
2. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют между собой так, чтобы они подходили друг другу по смыслу.
Готовь сани летом пока не перепрыгнешь.
Не торопись языком торопись делом.
За твоим языком телегу зимой.
Не говори «гоп» не поспеешь и босиком.
3. Прочитай загадку, подставив недостающие слова.
До краёв водой___________.
4. Для предварительного прочтения на этапе подготовки к самостоятельному восприятию текста предлагается детям не всё слово, а слово, записанное квазиписьмом.
• за____ ___ ро___ ____ к (заморозок)
• ле____ н___ ___ ___ й (лесничий).
5. Очень нравится детям чтение текста с пропущенными буквами, с пропущенными словами.
У Никиты окуни. У Антона окуни.
Закладка закрывает прочитанное, читается следующий слог и закрывается передвижением закладки левой рукой в направлении, указанной стрелкой. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, но не помогает восприятию текста. Тем не менее используется этот прием для отдельных, которые самостоятельно не могут избавиться от регрессии.
Чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, нужно внимательно изучить текст и выбрать слова, трудные для понимания и прочтения. Перед самостоятельным прочтением слова записываются на доске, дети читают, затем находят слово в тексте и читают их в предложении. Особое внимание здесь уделяется слабым учащимся, так как именно они наиболее склонны к регрессии. Помогает детям следующее предложение:
• Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Работа над текстом на уроках чтения, используются следующие упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение «разведка», чтение со счетом слов. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово. На более позднем этапе чтения сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.
Чтение «канон»: один ученик начинает читать один абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на три-четыре слова (как при пении канона). Цель: держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок.
• Плотно сожми губы и зубы.
• Читай только глазами.
• Читай как можно быстрей, считай про себя слова текста.
• Ответь на вопросы текста.
Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуясь антиципацией.
Если на каждом уроке использовать следующие приёмы и методы как:
• чтение за диктором;
• чтение с убыстрением темпа;
• самозамер скорости чтения,
то это лучший фундамент для усовершенствования техники чтения.
Технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
Эффективные резервы обучения оптимальному чтению.
1. Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
2. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
4. Чтение перед сном.
5. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.