экспертиза обстоятельств дтп обучение
Адвокатская палата Ростовской области
18 ноября 2021 г.,Москва Покровский бульвар д. 11
Очный семинар, который состоится 2 ноября по адресу: Санкт-Петербург, ул. Казанская, д. 7, зал № 11
Онлайн-семинар с использованием платформы Zoom
Видеоконференция на платформе ZOOM
Семинар с использованием платформы Zoom
Исследование обстоятельств ДТП
Семинар с использованием платформы ZOOM
Дата проведения: 20.10.2021
Исследование обстоятельств ДТП
Санкт-Петербургский институт адвокатуры – Межрегиональный учебный центр ФПА РФ приглашает принять участие в онлайн-курсе по программе подготовки экспертов по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП»
Семинар состоится 20, 22, 27, 29 октября 2021 г. с 10.00 до 13.00 с использованием платформы Zoom.
Записаться на семинар можно по ссылке.
Учебный курс объемом 104 ак. часа по программе подготовки экспертов по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств ДТП», утвержденной приказом Минюста России от 20.09.2004 № 154.
Программа подготовлена совместно с Союзом лиц, осуществляющих деятельность в сфере судебной экспертизы и судебных экспертных исследований «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова» (https://www.sudex.ru/) (далее – СУДЭКС) – крупнейшей в стране организацией, осуществляющей повышение квалификации судебных экспертов. Членами СУДЭКС являются более 1500 судебных экспертов и 150 судебно-экспертных организаций.
Обучение составит 20 часов онлайн-занятий, в ходе которых предусмотрено решение задач с проведением расчетов по формулам, основанных на закономерностях механики, которые встречаются в экспертной практике наиболее часто, задач по определению параметров движения транспортных средств, различных обстоятельств, связанных с установлением механизма столкновения транспортных средств и механизма наезда на пешеходов.
Для подготовки к аттестации и самостоятельного обучения (84 часа) участникам курса предоставляется специальная литература и методики, рекомендованные РФЦСЭ при Минюсте РФ, ЭКЦ МВД России к использованию экспертам-автотехникам при производстве судебных экспертиз.
Завершается курс итоговой аттестацией (экзаменом), проводимой в форме электронного тестирования.
Участникам курса, успешно прошедшим итоговую аттестацию, СУДЭКСом будет выдано удостоверение о повышении квалификации, с внесением данных в Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Также выдается Сертификат института адвокатуры, подтверждающий исполнение требований Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов.
Прохождение учебной программы и итоговой аттестации позволит самостоятельно выполнять один из видов судебной автотехнической экспертизы – «13.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия».
Полученные знания позволяют адвокату (юристу) не только на экспертном уровне разбираться в обстоятельствах ДТП, но также участвовать в делах о ДТП одновременно в двух качествах. Во-первых, самостоятельно выступать в качестве специалиста или эксперта – лица, обладающего специальными познаниями в исследовании обстоятельств ДТП; во-вторых, в качестве адвоката (юриста), представляющего интересы участника ДТП.
Повышение квалификации по специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»
20 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00
I. Правовые и организационные основы судебной автотехнической экспертизы
Тема 1. Предмет доказывания по делам об автотранспортных преступлениях (далее – АТП).
Понятие состава АТП. Предмет доказывания по делам об АТП. Понятие состава АТП и особенности предмета доказывания по уголовным делам об АТП. Пределы доказывания по делам об АТП, пределы экспертного исследования.
Тема 2. Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ).
Судебная автотехническая экспертиза, ее содержание и задачи. Предмет и объекты САТЭ. Классификация САТЭ. Дискуссионные вопросы экспертной практики и их решение. Перспективы развития САТЭ.
Тема 3. Назначение и производство судебной автотехнической экспертизы на предварительном следствии и в суде.
Назначение САТЭ на предварительном следствии. Постановление о назначении экспертизы и материалы, представляемые на экспертизу. Дополнительная, повторная, комиссионная и комплексная экспертизы. Исходные данные, используемые экспертом-автотехником при даче заключения. Особенности назначения САТЭ судом. Участие специалиста-автотехника в производстве следственных действий.
Организация производства САТЭ в экспертных учреждениях. Особенности и права руководителя. Процессуальный порядок производства экспертизы на предварительном следствии и в суде. Последовательность действий эксперта-автотехника. Пределы инициативы эксперта-автотехника. Обязанности и права эксперта-автотехника.
22 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00
II. Основы теории автомобиля, организации и безопасности дорожного движения
Тема 4. Основы организации и безопасности дорожного движения.
Правила дорожного движения (далее – ПДД), краткая история их развития. Основные положения Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах. Положение о госавтоинспекции, ее основные задачи и направления работы; роль и задачи дорожного надзора; квалификационные требования к водителям; классификация дорожно-транспортных происшествий; активная и пассивная безопасность автомобиля; профилактическая работа судебного эксперта-автотехника в процессе производства экспертиз.
Тема 5. Основы теории движения транспортных средств (далее – ТС).
Силы и моменты, действующие при движении ТС; уравнение движения ТС; графики силового баланса; динамическая характеристика; ускорение, время и путь разгона; тормозная динамика ТС.
III. Методическая и нормативно-техническая документация в области экспертного исследования обстоятельств ДТП
Тема 6. Экспертное определение параметров торможения ТС и времени реакции водителя.
Замедление ТС при торможении; тормозной и остановочный путь ТС; время реакции водителя; время запаздывания срабатывания тормозной системы; время нарастания замедления; время торможения; определение скорости ТС перед началом торможения, в момент ДТП.
Тема 7. Экспертное исследование наезда на пешеходов.
Причины наездов на пешеходов и задачи экспертного исследования; механизм наезда на пешехода; техническая возможность предотвращения наезда на пешехода, перемещавшегося в попутном (встречном) направлении, в поперечном направлении, при ограниченной видимости, при ограниченной обзорности; экспертный анализ ДТП с помощью ЭВМ.
Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.
27 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00
Тема 8. Экспертное исследование столкновений ТС.
Причины столкновений ТС и задачи экспертного исследования; классификация столкновений; механизм столкновения ТС; экспертное исследование процесса сближения ТС, процесса взаимодействия при столкновении, процесса отбрасывания после столкновения; техническая возможность предотвращения столкновения.
Тема 9. Экспертное исследование маневра объезда, опережения и обгона ТС.
Силы, действующие в процессе маневра ТС; методика экспертного исследования маневра; понятие обгона; исходные данные, необходимые для экспертного исследования обгона и объезда; обгон с постоянной скоростью; обгон с ускорением и замедлением; незавершенный обгон.
Тема 10. Экспертное исследование устойчивости и управляемости ТС.
Понятия устойчивости и управляемости ТС. Потеря поперечной устойчивости ТС на горизонтальной дороге и на негоризонтальной дороге. Потеря продольной устойчивости ТС. Потеря управляемости ТС. Исследование ДТП, связанных с заносом ТС. Определение критических скоростей движения ТС по условиям заноса и опрокидывания.
Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.
– проводится в форме электронного тестирования с решением ситуационных задач по пройденным темам, с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа;
– количество вопросов в тесте: 20;
– время, отводимое на сдачу теста: 20 минут;
– количество попыток для сдачи теста: 1;
– оценка успешности сдачи теста: 16 и более правильных ответов.
29 октября 2021 г., с 10.00 до 13.00
Тема 11. Экспертное исследование ДТП, происшедших в условиях ограниченной видимости.
Понятия общей и конкретной видимости. Методы их определения и использования экспертом. Решение вопросов о соответствии скорости движения ТС условиям общей видимости и о технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП в условиях ограниченной видимости опасного объекта.
Тема 12. Экспертное исследование действий водителей на соответствие требованиям Правил дорожного движения (далее – ПДД).
Понятие «момент возникновения опасности для движения» и его использование в судебно-следственной и экспертной практике. Пределы компетенции судебного эксперта-автотехника в вопросах «о моменте возникновения опасности» и «исследования действий водителя на соответствие ПДД». Экспертное исследование действий водителя в стандартных (регламентированных в ПДД), нестандартных дорожно-транспортных ситуациях и особых дорожных условиях.
Решение ситуационных задач исследования обстоятельств ДТП из судебной и экспертной практики.
Итоговая аттестация (экзамен):
– проводится в форме электронного тестирования;
– каждому слушателю предлагается сборник из 20 заданий и 80 предложенных ответов.
Критерий тестовых заданий на экзамене:
«5» – слушатель допускает при ответе не более 3 ошибок;
«4» – слушатель допускает при ответе не более 6 ошибок;
«3» – слушатель допускает при ответе не более 9 ошибок;
«2» – слушатель допускает при ответе 10 и более ошибок.
Занятие проводит эксперт, адвокат, преподаватель Санкт-Петербургского института адвокатуры, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), преподаватель Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова СУДЭКС Келарев Аркадий Вячеславович.
Стоимость: 35 000 рублей.
Записаться на онлайн-курс и оплатить участие в нем можно на сайте Института адвокатуры.
После регистрации и оплаты ссылку для участия вы получите на почту вечером накануне семинара.
Если вы адвокат, при регистрации обязательно укажите свой регистрационный номер с кодом региона, например, «78/0000».
Для заключения договора необходимо направить на электронный адрес institut@apspb.ru: копию паспорта (1 и 2 страницы, адрес регистрации), копию(и) диплома(ов) о высшем образовании, копию СНИЛС.
Предоставление Институту сканированных копий документов, наличие согласия на предоставление персональных данных и заключение договора является обязательным условием допуска слушателей к проводимым занятиям.
Предоставление методических материалов осуществляется сразу после направления Институту подписанного со стороны слушателя договора.
Выдача удостоверения возможна только лицам, имеющим высшее юридическое или высшее техническое образование.
Участникам курса присваивается 104 академических часа повышения квалификации.
Если вы не смогли участвовать онлайн или хотите еще раз посмотреть курс – мы пришлем всем доступ к видеозаписи 1 ноября, который будет открыт до 8 ноября.
Для выставления счета юридическому лицу направьте нам банковские реквизиты на адрес электронной почты institut@apspb.ru, указав название курса, на который хотите попасть.
За получением дополнительной информации обращайтесь по номеру WhatsApp +79215702269.
Независимая экспертиза обстоятельств ДТП
Судебная экспертиза по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (далее – СЭОДТП) назначается в случаях, когда при судебном рассмотрении гражданских дел необходимо установление обстоятельств, связанных с идентификацией транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии на основе специальных знаний в области трасологии и судебной автотехнической экспертизы.
2. Задачи, решаемые судебной экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
В настоящее время в рамках СЭОДТП могут быть решены следующие задачи:
установление фактических данных об обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий, связанных с механизмом ДТП, дорожной обстановкой, действиями участников ДТП, причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, технического состояния транспортных средств и дороги, деталей, узлов, агрегатов и систем транспортных средств и психофизиологических качеств участников ДТП.
3. Вопросы для постановки перед судебной экспертизой по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
На разрешение СЭОДТП могут быть поставлены вопросы, связанные с механизмом дорожно-транспортного происшествия и образованием следов на месте дорожно-транспортного происшествия и транспортном средстве. Наиболее часто перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
4. Объекты судебной экспертизы по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Объектами СЭОДТП являются – материальные источники информации, представленные эксперту, для экспертного исследования в целях решения поставленных вопросов (их детали, узлы, механизмы, системы), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, а также материалы дела, не требующие правовой оценки.
Документы, и вещественные доказательства, предоставляемые на исследование:
5. Исходные данные для производства судебной экспертизы по исследованию обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
СЭОДТП по сравнению с другими видами экспертиз наиболее зависима от исходных данных, принятых экспертом при производстве экспертизы. Под исходными данными понимают совокупность сведений об обстоятельствах дела и объектах экспертного исследования, содержащиеся в постановлении следователя (определения суда) о назначении экспертизы, а также в представленных для исследования материалах дела, которые необходимы эксперту для установления обстоятельств ДТП и решения поставленных перед ним вопросов; данные об обстоятельствах происшествия, принятые экспертом при исследовании механизма происшествия и разрешения поставленных перед ним вопросов; научно-технические данные (из справочников, учебных пособий и другой специальной литературы), используемые экспертом при производстве экспертизы.
Исходные данные заключения эксперта формируются на базе двух источников:
Исходные данные, указанные в постановлении следователя обязательны для эксперта, и должны быть получены в предусмотренном законом порядке (из протоколов осмотра места происшествия, протоколов следственных экспериментов, других экспертиз и т.д.).
Исходные данные, указанные в определении (постановлении) лица, назначившего экспертизу, влияют на выбор экспертом специальных экспертных данных.
В определении (постановлении) о назначении экспертизы в качестве исходных данных должно быть указано:
В раздел «исходные данные» следует включать лишь данные, необходимые для установления механизма происшествия и ответа на поставленные перед экспертом вопросы.
Исходные данные для исследований эксперт получает из описательной части постановления (определения суда) о производстве экспертизы, из представленных следователем в ответ на запрос эксперта. Кроме того, исходными данными могут служить предельные значения отдельных величии, если действительные их значения не установлены.
6. Оценка заключения эксперта
Для проверки достоверности заключения эксперта необходимо установить:
7. Методические указания по установлению причин возникновения технических повреждений объекта судебной автотехнической экспертизы
Проведение исследования следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия основывается на следующих методических принципах и положениях.
По видам столкновения транспортных средств делятся на три группы:
В самом процессе столкновения можно выделить три фазы:
При контактировании транспортных средств и других объектов в процессе дорожно-транспортного происшествия вследствие различных по силе и направленности ударов возникают следы (трассы), которые различаются на объемные и поверхностные следы, статические (вмятины, пробоины) и динамические следы (царапины, разрезы). Комбинированные следы представляют собой вмятины, переходящие в следы скольжения (встречаются чаще), либо наоборот, следы скольжения, заканчивающиеся вмятиной. От разрывов следует отличать надрезы, характеризующиеся отсутствием сквозного повреждения. В процессе следообразования возникают так называемые «парные следы», например, следу наслоения на одном из транспортных средств соответствует парный след отслоения на другом.
Трассы на транспортном средстве содержат отображения макро- и микрорельефа, необходимые для того, чтобы идентифицировать транспортное средство, с которым произошло касательное столкновение, установить факт движения транспортных средств в момент удара при перекрестном столкновении, определить направление относительного перемещения транспортных средств при попутном столкновении. Трассы на деформированных нижних частях, контактировавших с дорогой, дают возможность определить направление движения транспортных средств после столкновения, уточнить место столкновения с учетом расположения оставленных этими частями следов на месте происшествия. Наличие наслоения микрочастиц одного транспортного средства на другом транспортном средстве используются для установления факта их контактного взаимодействия. Отпечатки, наслоения лакокрасочного покрытия, резины, пластмассы позволяют идентифицировать следообразующий объект и установить, с какой частью транспортного средства произошел контакт.
2.1. Основной метод проведения транспортно-трасологической экспертизы
Основной метод проведения транспортно-трасологической экспертизы базируется на том, что положение транспортных средств в момент удара определяется путем эксперимента по деформациям, возникшим в результате столкновения. Для этого поврежденные транспортные средства располагают как можно ближе друг к другу, стараясь при этом совместить участки, контактировавшие при ударе. Если это не удается сделать, то транспортные средства располагают так, чтобы границы деформированных участков были расположены на одинаковых расстояниях друг от друга. Поскольку такой эксперимент провести довольно сложно, то вопрос решают графически, вычерчивая в масштабе транспортные средства, и, нанеся на них поврежденные зоны, определяют угол столкновения между условными продольными осями транспортных средств. Особенно хороший результат дает этот метод при экспертизе встречных столкновений, когда контактирующие участки транспортных средств в процессе удара не имеют относительного перемещения.
Важную информацию о механизме дорожно-транспортного происшествия может дать изучение положения транспортных средств после удара. При встречном столкновении скорости транспортных средств взаимно погашаются. Если их масса и скорость были примерно одинаковы, то они останавливаются вблизи места столкновения. Если же массы и скорости были различными, то транспортное средство, двигавшееся с меньшей скоростью, или более легкое транспортное средство, отбрасывается назад.
Деформированные части транспортных средств, которыми они вошли в соприкосновение, дают возможность ориентировочно судить о взаимном расположении и механизме взаимодействия транспортных средств. Отпечатки (поверхностные следы) отдельных участков, поверхностей и деталей одного транспортного средства на поверхности другого позволяют установить взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения и направление удара.
При опрокидывании транспортных средств характерными повреждениями являются деформации крыши, стоек кузова, кабины, капота, крыльев, дверей. Свидетельствуют о факте опрокидывания также следы трения о поверхность дороги (разрезы, трассы, отслоения краски).
Значительные повреждения, чаще смещенные к одной из сторон по движению, наблюдаются при наезде на большой скорости на неподвижные массивные объекты (столбы, железобетонные опоры и т.д.).
Вмятины по сравнению с царапинами и задирами имеют значительно большую глубину. Глубина вмятин позволяет установить направление удара, под воздействием которого они образованы.
2.2. Исследование причинно-следственных связей между фактом дорожно-транспортного происшествия и техническим повреждением объекта судебной автотехнической экспертизы
При исследовании причинно-следственных связей между фактом дорожно-транспортного происшествия и техническим повреждением транспортного средства могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы.
Экспертиза лакокрасочного покрытия методически основывается на том, что при столкновении транспортных средств или наезде на неподвижное препятствие происходит перенос частиц лакокрасочного покрытия с одного транспортного средства на другое. Отделение частиц лакокрасочного покрытия происходит вследствие деформации поверхности транспортных средств в результате столкновения. Этот процесс вызывает отслаивание, растрескивание и рассеивание фрагментов покрытия. Экспертиза лакокрасочного покрытия в данном случае проводится в целях выявления факта контактного взаимодействия транспортных средств и отождествления окрашенных объектов по установленным следам.
2.3. Последовательность выявления повреждений объекта судебной автотехнической экспертизы и установления их причин
В общем случае рекомендуется следующая последовательность выявления повреждений и установления их причин:
Экспертиза обстоятельств ДТП
С одной стороны в нашей стране практикуют тысячи специалистов, которые именуют себя автоэкспертами, но при этом пожалуй не боле 2-3 % этих самых автоэкспертов являются специалистами в области экспертизы обстоятельств ДТП.
Предлагаю посвятить всего-лишь несколько минут изучению этой пожалуй самой редкой и самой наукоемкой экспертной специальности.
Обстоятельства ДТП и трасологическая экспертиза — в чем разница?
Действительно, две вышуепомянутые специальности очень часто путаются и смешиваются, что в общем и не мудрено.
Как известно транспортно-трасологическая экспертиза нацелена на исследование следов на дорожном полотне и на транспортных средствах, в то время как экспертиза обстоятельств ДТП исследует все прочие элементы дорожной обстановки в момент ДТП — скорость автомашины в момент столкновения, погодные условия, расположение автомобилей в момент столкновения и т.д.
При этом мы понимаем, что не существует чистой трасологической экспертизы, в которой бы не исследовались задачи и не разбирались бы вопросы из смежных специальностей.
Где обучают специалистов по обстоятельствам ДТП?
На самом деле мы подготовили целый реестр ВУЗов и курсов по подготовке судебных автоэкспертов по самым различным специальностям.
Ознакомиться с реестром можно перейдя по ссылке: http://фсэ.рф/
Существует ли официальный реестр экспертов по обстоятельствам ДТП?
К сожалению в нашей стране не существует единого для всех реестра экспертов, соответственно не существует реестра экспертов по обстоятельствам ДТП.
Кслову сказать, небольшое число экспертов можно найти на сайте той же Палаты судебных экспертов, однако в условиях, когда количество подобных палат увеличивается — собрать полноценный реестр экспертов под силу лишь нашему государству.
Какие требования следует предъявлять к экспертам по обстоятельствам ДТП?
В условиях отсутствия в России единых федеральных стандартов к судебному эксперту мы можем лишь засвидетельствовать, что каких-либо уникальных стандартов к профессии эксперта по обстоятельствам ДТП попросту не существует.
В этих условиях можно говорить лишь о возможности применения к персоне автоэксперта классических требований, закрепленных в ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности» и требовать от эксперта таких вещей как:
Эксперт-техник и эксперт в области обстоятельсв ДТП — в чем разница?
Нельзя не скрывать, что в услвоиях обязательного страхования гражданско ответственности особую роль стала приобретать фигура экспрета-техника.
Действительно, люди, получающие данную профессию затрачивают значительные усилия для прохождения обучения по данной специальности (от 6 до 12 месцев), затрачивают силы по прохождению обязательных экзаменов, прежде, чем попасть в государственный реестр экспертов-техников.
К сожалению, не смотря на все сложности доступа к профессии эксперта-техника, его фигура, его персона мягко скажем не подтверждает наличие у эксперта-техника специальных познаний в области экспертного исследования обстоятельств ДТП.
В этом легко убедиться, если вы внимательно изучите приложение к диплому эксперта-техника:
Обратите внимание, что в реестре пройденных дисциплин нет ни слова о прохождении обучения по специальности «Экспертиза обстоятельств ДТП»
Какой диплом должен иметь эксперт по обстоятельствам ДТП?
Самый яркий и самый наглядный документ о прохождении автоэкспертом специальной подготовки мы приложили ниже:
Следует отменить, что Саратовский Технический Университет конечно же не единственный ВУЗ, где можно получить надлежащую подготовку по экспертизе обстоятельств ДТП, всего в России не менее 10-ка институтов и курсов, с которыми можно познакомиться на нашем сайте: Вузы по водготовке экспертов
Как обжаловать или отменить заключение экспертизы по обстоятельствам ДТП?
Если вы внимательно изучали наш сайт, то для вас не составляет труда понять и реализовать эффективный и весьма полезный инструмент для обжалования (пересмотра) ранее выполненных автотехнических экспертных заключений, который называется рецензия / рецензирование.
Мы еще раз рекомендуем посетить сайт нашего некоммерческого партнерства и внимательно изучить историю возникновения института рецензирования заключений экспертов, который сложился в нашей стране за последние два десятилетия.