экзистенциализм учение о действии
Экзистенциализм: кратко о философии Экзистенциализма
Философия экзистенциализма (понятие, основные идеи и представители)
Экзистенциализм – философское направление, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.
Развитие экзистенциализма связано с именами М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.-П. Сартра и А. Камю во Франции. Для философского стиля мышления экзистенциализма, часто использующего для своего выражения язык искусства, характерно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуализма.
Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889–1976). В своей основной работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же понимается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.
К. Ясперс большое значение придавал коммуникации. Но он наталкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то коммуникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, наносит вред.
Французский философ Сартр (1905–1980) представляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» он пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из последовательной атеистической позиции». Мир, по Сартру, – «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям. Мир – «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бытию». Неустранимый антагонизм между ними порождает метафизическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный, значимый, мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Следовательно, человек ответствен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма.
СТАТЬЯ 2
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направления.
Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека. Для преодоления психологизма в таком понимании бытия в экзистенциализме бытие наполняется понятием трансцендентного переживания. Следовательно, это не переживание отдельного существа, а экзистенция (существование). Экзистенция трансцендирует бытие его конечностью, т. е. смертностью. Таким образом, трансцендирование – это выход за пределы существования человека.
В рамках разных направлений трансцендирование понимается по-разному. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это Бог, для М. Хайдеггера трансцендентность – это реальность, но ее невозможно осмыслить рационально.
В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.
Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцендентальность, т. е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. – П. Сартра, у которого трансцендентальность есть ничто, т. е. нигилистическое понятие, свобода есть отрицательность по отношению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проецирует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. А ее сущность в идеале – в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой проявления крайнего индивидуализма.
Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.
Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.
Философия экзистенциализма
Экзистенциализм, или философия существования, анализирует условия человеческого существования, бытия, особенное внимание обращая на «пограничные» условия жизни человека в кризисных ситуациях и жестких испытаниях.
Экзистенциализм – это антропологический поворот философии к человеку, его внутреннему миру. А. Камю так сформулировал задачу философии: что нужно делать, чтобы утвердить справедливость, найти истину, вселить в людей надежду?
Экзистенциализм пытается защитить человека в бездушном технизированном мире с его рациональной расчетливостью, где обесценивается личная жизнь человека, теряют значимость такие стороны жизни человека, как радость, печаль, отчаяние и надежда, восхищение и страх.
В центре философии должен быть человек. Его бытие есть непосредственно данная реальность, через которую мы воспринимаем предметный мир и общество. Это бытие текуче, изменчиво, зыбко. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю и т.д.
Познать себя помогает философия. По мнению Хайдеггера, человеческая жизнь имеет две стороны – сущность и существование. Сущность нельзя понять, наблюдая со стороны, её надо пережить, она всегда является неповторимым внутренним миром человека.
Заброшенный в мир человек представляет из себя как бы ничто, он стремится себя утвердить, чем-то стать. И у него нет иного пути для обретения своей сущности кроме как самоосуществления или трансценденции. Религиозные экзистенциалисты понимают это как путь к богу, а точнее, обретение тех ценностей, которые он воплощает (добро, любовь и т.д.). В светском понимании – это самореализация личности, связанная с преобразованием мира, подчинением себе вещей. Когда человек сам творит ценности, он тем самым формирует свой внутренний мир и собственную сущность.
Категория страха имеет у экзистенциализма метафизический смысл. Это не физическая боязнь, а страх, обусловленный неопределенной опасностью, подстерегающей нас на жизненном пути.
Осознавая собственную покинутость (заброшенность), человек испытывает чувство одиночества среди противостоящего ему таинственного мира, и ему ничего не остается делать, как опереться на самого себя. Преобразуя противостоящий мир, человек несет ответственность за свой выбор, по словам Сартра, несет всю тяжесть мира на своих плечах.
Поэтому человек испытывает чувство тревоги, ведь ему не все равно, каким будет созданный им мир, как определится судьба будущих поколений. Способом бытия человека в мире является забота.
Подлинное существование связано с самостоятельностью поступков человека. Выйти за рамки неподлинного существования человеку помогает развитая индивидуальность, основа принятия собственного решения и выбора.
Итак, экзистенциализм по-новому осветил проблему человека, выявил глубинные структуры личности. Он зафиксировал большую роль субъективной стороны в системе отношений людей к реальности. Однако в работах его представителей чувствуется недооценка социокультурных факторов в существовании человека. Сомнительным также является обращенность экзистенциализма только к негативным характеристикам переживания человеком своего бытия в мире, хотя он и пытается указать пути преодоления человеком трудностей его бытия.
3. Философская герменевтика
В современной гуманитарной культуре большое значение принадлежит герменевтической философии. Герменевтика считает предметом философии не просто человека или мир, а понимание человеком мира.
Философская герменевтика как онтология развивается в немецкой философии XX века. М. Хайдеггер применяет герменевтику для раскрытия смысла бытия человека. Бытие человека понимающе относится к своему бытию, которое предстаёт как бытие-в-мире. Понимание не просто феномен сознания, оно укоренено в бытии человека, а домом этого бытия является язык.
Герменевтика как философия о бытии человека в мире и понимании мира через язык и переживания наиболее полно представлено в работах Г.Гадамера. Ученик М. Хайдеггера, он развил онтологию понимания как сохранение целостного человеческого опыта и жизненной практики. Герменевтический круг понимания содержит позитивную возможность познания изначального, предыстолкованного бытия. Интерпретация бытия человека оказывается интерпретацией текста. Между текстом и его истолкованием, текстом и интерпретатором текста происходит образование смысла. Но смысл образуется и раскрывается через вкусы, талант, традиционность интерпретатора. Нет смысла в сознании создателя текста, как нет его вне интерпретации.
Резюмируем сказанное:
1. Герменевтика основное внимание направляет на изучение осмысляющего мышления, лежащего в фундаменте бытия человека в мире. Герменевтика воспроизводит неклассическое феноменологическое положение единства человека и мира.
2. Концептом герменевтики выступает понимание как интерпретация историческим интерпретатором горизонтов текста и человека.
4. Религиозная философия
Одним из направлений философии XX века является религиозная философия. Главной чертой её является то, что она содержит доказательства необходимости существования религии и утверждает её благотворное влияние на человека. Это философия идеалистическая, это система антологических, гносеологических и антропологических принципов бытия, познания и оценки мира. Основой религиозной философии является учение о Боге, рациональные и иррациональные доказательства его существования. Все объекты познания делятся на естественные (земные) и сверхъестественные (небесные). Бог и всё сверхъестественное познаётся непосредственно (через откровение) и опосредствованно (через познание сотворённых Богом предметов). Религиозное учение о человеке основано на представлениях об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Полагается, что человеческая деятельность определяется действием вечных, абсолютных причин, божественным провидением и вечной, данной Богом, моралью.
5. Философия постмодернизма
Философский постмодернизм формируется в 70-х годах XX века, отразив ряд изменений в искусстве, архитектура, социальной и технической сферах второй половины XX века. Это был период усложнения культурной динамики, фрагментации, множественности и неопределённости в экономике и политике, науке. Эти совокупные изменения предопределили изменения их философской рефлексии. В самом общем виде это можно выразить понятием «постнеклассическая рациональность».
Если критический пафос постмодернизма понятен, то его позитивная составляющая проблематична. Феномен постмодерна формируется в ходе развития методологий социально-гуманитарного познания, прежде всего структурализма (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Делез и др.). Структурализм стремится выявить глубинные ментальные структуры во всех областях культуры, особенно в лингвистике. Такие структуры имеют вид бинарных оппозиций основ человеческого разумения. Предполагается, что именно эти основы и определяют, «центрируют», рационализируют культуру и её познание.
Критика этого структурного мировоззрения сформировала постструктурализм (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида и др.). Бинаризм и чёткая иерархия уступают место понятию множественности, не основанной ни на каком единстве глубинных структур. Из ботаники взят термин «ризома», это беспорядочное распространение множественности, антисистемное движение, где нет ведущего направления, нельзя предсказать будущее состояние развития и т.д. Ризома (Ж.Делез) и лабиринт (У. Эко) представляют метафору современной культуры. Ризомность из лингвистики распространяется на культуру в целом и составляет «нерв» новой философской рефлексии постмодернизма.
Наиболее значимыми установками постмодерна являются децентрация, деконструкция и симуляция.
Очевидно, что такое философствование «провоцирует» философскую критику постмодерна. Однако следует учесть, что и критика плюрализма и фрагментации тоже входит в понимание «наративного», т.е. «рассказывающего» мышления. В целом философия постмодернизма показывает процессуальность, становление рациональности, её «событийность». В этом смысле постмодернизм выражает давнюю традицию в философии, доводя «линию Гераклита» до хаоса, релятивности современной культуры. Также можно отметить эвристичность постмодерна в акцентации различия культур, действий, пониманий. Для него характерен призыв к уменьшению единообразия в жизни, тоталитарного действия власти, к кризису авторитетов, к увеличению неустойчивости, калейдоскопичности и символичности культур, вариативности их интерпретации.
Экзистенциализм
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование)— направление в философии XX века, ставящее в центр внимания человеческое существование, уникальность бытия человека, возможности его свободы и выбора, утверждающее интуицию в качестве основного метода постижения действительности.
Основные характеристики экзистенциальной философии:
1. Утверждение абсолютной неповторимости человеческого бытия, уникальности и единственности существования каждого человека, раскрытие глубины его переживаний, смыслов, тревог и надежд, не допускающих выражения как языке понятий. В центр философии ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием. Задачей философии становится вглядывание, «вчувствование» в человеческую жизнь, в реальные человеческие страдания, в интимные процессы выбора индивидом своего «Я»,
1.1. Принцип человеческой индивидуальности. Все универсальное и всеобщее ложно, только Единичное истинно и только ему присуще существование. «Я избрал Абсолют. А что такое Абсолют? Это я сам в своей вечной ценности» (С. Кьеркегор).
«Единичный… трансцендирует от себя как эмпирической индивидуальности к себе как самобытной самости». «Быть самим собой, быть верным себе, выбрать себя самого» — таково основное экзистенциалистское требование. (К. Ясперс)
1.2. Утверждение уникальности личного опыта конкретного человека, несводимого к общим схемам. «Каждый человек имеет миссию истины. Там, где находится мой глаз, не находится другой; то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы». «Наше высшее решение, наше спасение состоит в том, чтобы найти свою самость, вернуться к согласию с собой, уяснить, каково наше искреннее отношение к каждой и любой вещи. Не важно, каким это отношение может быть — мудрым или глупым, позитивным или негативным. Важно, чтобы каждый человек в каждом случае думал то, что он действительно думает» ( X. Ортега-и-Гасет).
1.3. Приоритет человеческой личности, единственности ее судьбы над обществом, государством и миром. Быть личностью, индивидуальностью — значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском (Н. Бердяев).
2. Существование предшествует и выше сущности, единичное предшествует и имеет приоритет над всеобщим, уникальное над универсальным, временное «здесь и сейчас» над вечным. Человек не имеет сущность, «эссенции», в мире нет иного смысла, кроме того, который сам придал. Не существует заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида, но может за него осуществить его превращение в человека.
Человек обретает свою сущность и делает самого себя уже существуя. Он существует благодаря себе и для себя. Единственная сущность – это то, что он существует, следовательно его существование.
Процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя напряженности, драматизма.
Сущность существования – это свободный выбор возможностей. Сущность человека – замысел, проект, будущее. Человек абсолютно автономный в своем выборе и обладает сущностью, идентичной свободе (Ж. П. Сартр).
Бытие и сущее. Бытие следует отличать от реальности существования, действительности, объективных процессов и явлений (Г. Марсель). различение между бытием и сущим представлял, как различение между Светом и тем, что он освещает.
Рождённый в материальной реальности тела, в материальной вселенной, человек обнаруживает себя включенным в бытие.
Существует два региона бытия: бытие-в-себе (être-en-soi), понимаемое как бытие феномена и бытие-для-себя (être-pour-soi), проявляющееся как бытие сознания.
Онтологическая сущность сознания: «Ничто», пустота, бытийная недостаточность, необходимость делать себя, проект. «Ничто» является основанием и источником человеческой действительности. Именно в бездонно-глубоком сущностном Ничто скрывает себя все богатство бытия. Ничто — это состояние сознания, в котором мы можем стать чем угодно по отношению к своей ситуации, тем, чего мы жаждем.
Организация сознанием бытия в свете проектируемого «не-бытия» называется неантизацией.
Неантизация – первоначальное отношение сознания с собой и миром, акт отрыва от себя и от мира.
Сознание предстает как несубстанциональный Абсолют, дух, «выскальзывающий» из-под влияния какой-либо внешней по отношению к нему причинности, очаг продуцирования свободных неонтизирующих и проектирующих актов.
Фактичность (facticité): В широком смысле: факты о мире. Более точно, необходимая связь для-себя с в-себе, с миром и со своим прошлым.
К. Ясперс. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он — ‘непосредственная основа всех вещей. Понимание этого означает свободу человека. Человек, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: «нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки». Это и есть «свобода и то, что с ней связано». Главная цель философии состоит в том, чтобы помочь человеку понять, осознать свое место в мире, понять важность любви, достичь свободы и научиться быть самим собой. В реальной жизни мы ощущаем одновременно свою силу и способность изменить мир и свою беспомощность, уязвимость, одиночество в мире.
М.Хайдеггер. Человек – это вопрошающее о своем собственном смысле бытие, сознающее себя бытие, свободное бытие, проектирующее себя бытие – бытие в возможности. Такое особое бытие получило наименование «экзистенция», в то время как бытие вещей, объектов именуется «просто-присутствием». Человеку присуща настроенность на «подлинное» бытие, открывающееся нам в набросках смысла и в зове совести.
Ж. П. Сартр. Человек есть то, что он не есть, он есть Ничто и «поток свободы». Он одновременно реальность и трансцендентирование, разрыв с данными, преодоление его. Сознание не имеет онтологической базы и ничем недетерминировано. Оно есть в каждом акте, автономно. Человек не имеет «никакой природы», он открыт. Ему никто, ничего не предписывает, не механизмы, не способы. Сознание предстает как свобода и выбор, как основание всех связей человека как проекта.
Человек– это «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности, драматизма. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Человек живет, он способен осознавать свою жизнь, а сама его жизнь зависит от его собственных усилий. Быть в пути, то есть постоянно заботиться об обретении своей сущности,- истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел.
9. Ответственность. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.
Ответственность понимается как способность мыслить и осознавать своё бытие, как ответственность за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. Безусловное авторство и ответственность – у человека нет алиби, вокруг ответственность.
Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая, как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нём.
Подлинность человеческого существования связывается с признанием и принятием на себя своего авторства, тотальной неоправдываемости своих выборов, решений и личной ответственности (Ж.П.Сартр).
11. Основные модусы экзистенции или способы и виды проявления человеческого существования.
Драматические: конечность существования, тревога, вина, страх, отчуждение, одиночество, изоляция, бессмысленность, абсурд, отчаяние, безысходность. Онтологические тревога, страх и вина конструктивны, они дают силу и вытесняют свои невротические проявления.
Позитивные: свобода, забота, совесть, любовь, решимость, мужество, действие, воображение, творчество.
«Высшие формы человеческого опыта» – феномены надежды, верности, самопожертвования, святости, инкарнации, онтологической потребности, благодати, таинства, любви, дружбы, открытости человеческого достоинства, интерсубъективности. (Г. Марсель).
14. Тревога или страх — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями. Если боязнь связана с определенной угрозой, то у экзистенциального страха отсутствует конкретный источник. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха.
Именно тревога даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Она необходима для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Он преодолевает все временное и целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода. Страх — это головокружение свободы (С. Кьеркегор).
Страх становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование.
Тревога – это состояние, в котором бытие осознает возможность своего небытия. Тревога – это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. (П. Тиллих).
18. Забота — это связующий принцип бытия и способ человека быть в мире.
Забота как исходная бытийная целость присутствия, является экзистенциальным основофеноменом в котором фундируются воля, желание, влечение и позыв. Забота представляет особую философскую категорию, в которой происходит совпадение субъектности и объектности и утверждается неразличимость сущности Заботы, Бытия человеческой Самости.
«Забота» тесно связана с понятием Dasein, то есть с принципом присутствия бытия в мире, вплоть до неразличимости – они не просто находятся рядом, а являются одним и тем же: «бытие-в-мире есть в своей сути забота…».
Забота – это бытие присутствия, проявляющаяся как то, чему человеческое присутствие «все время жизни» принадлежит. Забота же есть то деятельное начало, которое направлено на сохранение и развитие Самости. Любой субъект является хранителем своего собственного бытия (М. Хайдеггер).