эмоции в процессе обучения

Влияние эмоциональных переживаний на образовательный процесс

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие эмоций

Эмоциональная область человека представляет собой непростое переплетение компонентов, которые вместе дают возможность переживать всё совершающееся с ним и вокруг него.

Состоит она из ключевых элементов:

Эмоциональное состояние отличается от чувства слабой ориентированностью на объект, а от эмоции – значительной устойчивостью и длительностью. Оно всегда запускается установленными эмоциями и чувствами, но при этом как бы само по себе.

Эмоции определяются тремя элементами:

Виды и функции эмоций

Эмоции в меньшей или в большей мере регулируют жизнь каждого из нас. Как правило за ними признают четыре ключевые функции:

Готовые работы на аналогичную тему

Эмоции как правило бывают сопряжены с текущим моментом и являются естественной реакцией человека на изменение его текущего состояния.

Среди них К. Изардом выделяются несколько основных:

Влияние эмоций на результаты обучения

Познавательные процессы, которые разворачиваются в процессе обучения, практически всегда сопровождаются позитивными и негативными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве важных детерминант, определяющих его успешность.

Это объясняется тем, что чувства и эмоциональные состояния могут проявлять энергизирующее и регулирующее воздействие как на ход восприятия, мышления, памяти, воображения, так и на личностные проявления (потребности, интересы, мотивы и др.). В каждом процессе познания можно выделить эмоциональную составляющую.

Эмоциональные реакции и состояния существнно воздействуют на ход познания. Они могут или снижать, или повышать эффективность процессов познания. Потому так важно применять в ходе обучения эмоции.

Познавательная деятельность несколько притормаживает эмоциональное возбуждение, придавая ему избирательность и направленность.

Позитивные эмоции фиксируют и эмоционально окрашивают особо результативные и успешные действия, которые появляются в процессе выполнения задач обучения.

Выделяют следующие особенности воздействия эмоциональной области на ход и результаты обучения:

Эмоциональная составляющая включена в процесс обучения не в качестве сопровождающего, а в качестве важного компонента, который воздействует как на итоги учебной деятельности, так и на развитие структур личности, которые связаны с самооценкой, степенью притязаний, персонализацией и прочими показателями.

Потому правильное соотношение познавательных и эмоциональных процессов в обучении получает особенную важность. Недооценка эмоциональных элементов может приводить к большому числу сложностей и ошибок в организации процесса обучения.

Эмоциональные условия важны не только на начальных этапах обучения. Они исполняют функцию регуляторов учебной деятельности и на дальнейших этапах обучения.

Источник

Как эмоции помогают детям учиться

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Кажется, что чувства и разум как два бойца на ринге: они вечно бьются за первенство и мешают друг другу жить. Но все не так просто. Оказывается, эмоции и интеллект не только в одной команде, но первые влияют еще и на наши решения, поведение и учебу. Как это работает и что с этим делать — разбираемся в этой статье.

Что такое эмоциональный интеллект

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Психологи выделяют пять навыков эмоционального интеллекта:

Самоосознание — понимание своих сильных и слабых сторон и особенностей. Еще это про осознавание своих чувств и реакций: как я реагирую на собак, людей с указкой и звуки пожарной сигнализации.

Саморегуляция — это способность выразить свои эмоции социально-приемлемым способом и соразмерно ситуации. Иногда для этого нужно подкрутить внутренние настройки своих реакций. Например, осознать свою злость прямо в моменте, сделать пару вдохов и выдохов и все же отказаться от затеи бросаться тарелками в стену.

Мотивация — это умение задать направление своей деятельности так, чтобы чувствовать себя лучше. Мотивированные люди обычно понимают, чего они хотят и для чего они делают то, что делают.

Эмпатия — способность понимать чувства других людей и сопереживать им. Такой навык здорово помогает в общении: с близкими, с начальством или сотрудниками, с партнером.

Социальные навыки — набор навыков, которые помогают находить общий язык с разными людьми: понимать контекст, быть уважительным и искренним или дерзким и саркастичным.

Почему его важно развивать

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

На первый взгляд, выгода развитого эмоционального интеллекта видится лишь в том, что ребенок станет любимцем учителя. Но в жизни это работает иначе.

Мы живем в мире, где интеллект переоценен: делаем упор на развитие умственных способностей детей, считая, что именно в них кроется причина жизненных достижений. Сравните количество кружков, где детей учат языкам, программированию или, упаси господи, ментальной арифметике, и количество центров, где малышам объясняют, что делать, если ты расстроен или переживаешь из-за экзамена, первого свидания, разлуки с родителями. Перекос очевиден. И родители рассказывают детям о средневековых рыцарях, устройстве вселенной, глаголах-исключениях, а не о том, как управлять своими эмоциями.

Однако исследования последних лет доказывают, что знакомство с эмоциональной сферой гораздо полезнее для ребенка, чем рыцари из тьмы веков. И, что удивительно, выгода видна не только на бытовом уровне, но и в академических успехах.

Например, в исследовании Стэнфордского университета ученые наблюдали за жизнью детей-добровольцев вплоть до их старости и выяснили: IQ — не самый надежный показатель успеха. Люди, которые получали научные степени, становились выдающимися специалистами или руководителями, не были умнее тех ребят, которые так и остались до пенсии менеджерами по продажам. На самом деле, секрет их успеха кроется в развитом эмоциональном интеллекте: мощная мотивация, сила воли, настойчивость, желание преуспеть, способность отсрочить маленькое удовольствие прямо сейчас ради большой награды чуть позже. Причем эти качества они демонстрировали уже в 11-летнем возрасте.

В онлайн-школе Skysmart дети одновременно учатся и развивают эмоциональный интеллект. Занятия английским и математикой построены так, чтобы ребенок лучше понимал свои эмоции и мотиваторы.

В чем польза для учебы

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Развитие эмоционального интеллекта у детей дает серьезную фору в обучении. Скажем, саморегуляция помогает ребенку понять, что в условиях «стул и стол» он не эффективен, потому что все силы уходят на сохранение неподвижности. А как только он пересядет на фитбол и начнет раскачиваться, то примеры на деление пойдут бодрее.

Саморегуляция включает в себя целый комплекс умений, среди которых — гибкость внимания. Если ребенок может переключить внимание с компьютерной игры на лекцию о ракообразных и удержать в памяти инструкции педагога — это значит, что с его концентрацией все в порядке. Проще говоря, человек с развитой саморегуляцией может самостоятельно остановиться, подумать и совершить осмысленный выбор, прежде чем продолжать ломать папин будильник. И это та способность, на которую многие с радостью обменяли бы несколько пунктов IQ.

Навыкам эмоционального регулирования можно научить. Например, Йельский центр эмоционального интеллекта уже несколько лет внедряет в школы свою программу. С одной стороны, она забирает у учеников часы, которые они могли бы посвятить традиционным урокам. Но с другой, исследования доказывают, что эта программа повышает академическую успеваемость, навыки управлять вниманием и эффективность учеников. Заодно у детей снижается тревожность и случаи буллинга, оценки по разным предметам становятся лучше.

Как этому учить детей

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Создать безопасную среду — такую, в которой ощущаешь поддержку близких и не боишься поделиться, что тебе стыдно за разбитую кружку или что ты влюблен. Забавные замечания от дедушки вроде «Ты что, нытик?» этому не способствуют.

Спрашивать о чувствах ребенка и не игнорировать их. Это поможет ему научиться распознавать свои эмоции и использовать эту информацию в учебе и в жизни. Например, если ребенок переживает из-за контрольной — включить любимую музыку и устроить танцы, хотя бы на десять минут. Выгрузка эмоций через тело и хороший заряд обеспечены.

Расширять эмоциональный лексикон. Нейробиологи объясняют: невозможно научиться управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются.

Чем больше оттенков грусти мы можем назвать, тем проще распознать свои собственные эмоции. Например, грусть очень похожа на уныние, растерянность и отчаяние, но это разные чувства, и работать с ними нужно по-разному.

Чтобы помочь ребенку освоить эмоциональный вокабуляр, можно играть с карточками: на них написаны разные чувства, среди которых нужно отыскать то, что испытываешь прямо сейчас. Еще можно играть в словесные игры, например кто больше назовет эмоций на букву «Р». Или просто распечатать колесо эмоций Роберта Плутчика и отмечать, в какой точке находится каждый из вас сегодня.

Играть в игры живого действия. Ролевая игра — отличный способ научить детей навыкам межличностного общения, эмпатии, эмоциональной регуляции и многому другому. Нарядившись в Дарта Вейдера, ребенок сможет в безопасной среде проживать самые разные сценарии, экспериментировать и самовыражаться.

Читать художественную литературу вместе. Трудно найти более действенный тренажер для развития эмпатии, чем хорошая художественная книга. Чтение помогает детям развить «модель психического состояния человека» — это значит, что они учатся понимать, что испытывает другой человек. Кроме того, книга объединяет и другие пункты списка: расширяет словарный запас и дает простор для игры воображения.

Чем больше вокруг нас технологий, чем более мы доверяем машинам, тем важнее оказывается понимание своих живых и человеческих ощущений. К счастью, чувства работают на нас, а не против нас. Главное, научить детей с ними грамотно обращаться.

Источник

Эмоции и их роль в образовательном процессе

Эмоции и их роль в педагогическом процессе

Функции и виды эмоций

Роль эмоций в педагогическом процессе

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Любые проявления активности обучающегося сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции – один из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Эмоции, утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Эмоции выполняют и важную мобилизационную, интегративно- защитную функцию. Они поддерживают жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.

Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.

Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.

Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т.д.

Эмоции характеризуются тремя компонентами :

переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции;

процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Функции и виды эмоций

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.

Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.

Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Рис. 1 «Эмоции и чувства»

Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов.

Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный.

Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека — стенические ( побуждают человека на действие) и астенические ( приводят к скованности и пассивности). Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.

радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;

страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;

волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;

интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;

удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;

обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;

злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;

смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;

жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Виды чувств человека

Чувства человека часто путают с эмоциями, но они имеют много отличий. Для возникновения чувств необходимо время, они более стойки и реже изменяются.

Все их делят на 4 категории:

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Рис. 2 Классификация чувств

Более полувека назад К.Изардом и другими исследователями был поставлен эксперимент, где исследовался принцип эмоциональности личности, с точки зрения того, какие перцептивно-когнитивные признаки выявлялись.

Испытуемым, которых разделили на группы, раздали стереоскопы с фотографиями людей в разных эмоциональных состояниях.

В одной группе экспериментатору следовало быть уважительным и любезным. В результате испытуемые оценивали изображения чаще как удовлетворенные и радостные.

В другой — он проявлял открытую враждебность, и участникам больше виделись люди в стереоскопе, у которых на лицах отражалась печаль, злоба и сердитость.

Роль эмоций в педагогическом процессе

Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным.

Сегодняшний выпускник любого учебного заведения – это специалист с высокой интеллектуальной культурой, с широким мышлением, профессионально и технологически подготовленный к исполнению своих обязанностей. Процессы обновления, происходящие в социальной сфере, образовании, производстве, требуют от современного специалиста гуманистической направленности, культуры, духовного богатства, нравственной устойчивости.

Эмоциональное состояние одного – душевная боль или радость другого.

Ничто не оказывает такого сильного воздействия на обучающегося, как эмоциональное состояние преподавателя. Представьте себе различные ситуации из жизни: Например, если педагог возмущен; то и обучающийся начинает возмущаться; если один угнетен, подавлен, плачет, то и другой приходит в такое же состояние; если один смеется, то и другой делает это же самое. Педагогический труд – это особая сфера общественной жизни, обладающая относительной самостоятельностью, он выполняет важные специфические функции.

Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.

При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей. Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей. Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и т. д. ).

В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются интересы и потребности.

Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить другого индивида в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся , когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.

Преподаватель не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения. Признание, похвала или осуждение поступков окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. Именно они заставляют личность быть особенно чувствительным к отношению других, сообразоваться с их мнением.

2.Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими высоконравственные отношения, при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность.

3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся.

4.Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К.Д. Ушинского, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги, «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой.

Источник

Эмоции и обучение

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Я никогда не проводил специального исследования, но рискну предположить, что большинство онлайновых учебных курсов не оказывают сильного эмоционального влияния на их слушателей. Тот факт, что о положительном влиянии эмоций на учебный процесс известно уже не первый день, к сожалению, не меняет общей ситуации. Между тем, эмоции создают мотивацию, позволяют привлечь внимание слушателей и облегчают запоминание материала.

Connie Malamed, theelearningcoach.com. Иллюстрации автора дополнены иллюстрациями, которые подобрали авторы данного сайта в открытых источниках.

Должен признать, я и сам не всегда уделял должное внимание эмоциям моих студентов. Но я чувствую, что будь мы способны лучше понимать эмоции обучающихся и обращаться к ним в процессе преподавания, это помогло бы нам уйти от закостенелых стереотипов, которые зачастую превалируют в среде разработчиков учебных курсов. Перед вами первая из трех частей статьи, посвященной теме эмоций в обучении.

Эмоции и усвоение учебного материала

Идея о том, что эмоции и усвоение учебного материала — «две вещи несовместные», происходит из давней философской и научной традиции. Предполагалось, что если эмоции связаны с чувствами и телесными ощущениями, они должны быть совершенно отдельны от механизма приобретением знаний, связанного с логикой и рассудком.

В наши дни такие сложные методы исследования, как функциональная магниторезонансная томография способны продемонстрировать ошибочность данного умозаключения. Теперь нам известно, что процесс усвоения знаний и эмоции динамически взаимосвязаны и взаимозависимы с точки зрения неврологии и психологии. Эмоции и усвоение учебного материала не просто взаимосвязаны, но их взаимодействие необходимо для адаптивного обучения.

Амигдала и то, что с нею связано

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обученияПри серьезном обсуждении темы эмоций, нельзя не упомянуть о роли амигдалы или миндалевидного тела. Эти миндалевидные структуры, насыщенные нейронами, имеют размер около двух с половиной сантиметров и расположены в обоих полушариях мозга вблизи уха. На иллюстрации миндалевидные тела выделены красным цветом. Считается, что миндалевидное тело, являясь частью лимбической системы, ответственно за регулирование эмоций.

Амигдала рассматривается как основной компонент связанный с эмоциональной памятью. Для разработчиков учебных программ представляет интерес тот факт, что активация амигдалы связана с лучшим усвоением информации. Другими словами, повышенное эмоциональное возбуждение, сопутствующее учебному событию, влияет на стойкость запоминания события.

Это важно с точки зрения выживания. Важно запоминать опасные или приносящие пользу события, чтобы защищать и улучшать свою жизнь.

Эмоции — система тревожного оповещения

Ученые — когнитивисты определяют эмоции как сильное, обычно кратковременное переживание, возникающее в ответ на определенный раздражитель. Являясь частью эволюционного наследия человека, эмоции возникли как составляющая механизма быстрой оценки значения объекта или события, схожей с системой тревожного оповещения.

Эмоции не только улучшают общее восприятие действительности и помогают лучше приспосабливаться к изменениям непредсказуемого окружения, но и облегчают социальные взаимосвязи и взаимодействие. Это происходит благодаря нашей способности считывать эмоции других людей через выражение лица, позы, жесты и тон голоса.

С эмоциями связано понятие чувств, являющихся личностными переживаниями. Чтобы лучше понять разницу между этими двумя понятиями напомним, что эмоции связаны с процессом выживания, а чувства — нет. Эмоции можно измерить в категориях мысленных образов, температуры тела, частоты сердцебиения, уровня кровяного давления. Чувства же обычно не поддаются измерению.

Быстрое принятие решений

Современная наука считает, что эмоции способны влиять на наши решения в обход рассудочного механизма принятия решений. В то время, как опирающийся на усвоенные знания рассудочный механизм принятия решений проводит оценку и анализирует затраты и выгоды данного действия, эмоциональный механизм принятия решений основывается на эмпирических правилах и обобщениях. Эмоциональный механизм позволяет принимать решения быстрее и тратить на их принятие меньше умственных усилий. Работникам рекламной промышленности это хорошо известно, поэтому они предпочитают апеллировать к эмоциям.

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обученияИсследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации.

Опубликованное ниже являет собой краткий обзор некоторых из многих существующих способов, которыми эмоции влияют на эти, столь различные, процессы. Если вы не читали первую часть данной статьи, вам не помешает ее прочесть. Однако это не обязательно, и зачет по этой теме мы проводить не станем.

Восприятие

Нет никакого сомнения, что эмоции делают восприятие более красочным. Своим влиянием они изменяют угол зрения, под которым мы смотрим на мир. Никого не удивит тот факт, что люди с позитивным эмоциональным настроем открыты к получению знаний, выносят больше полезных суждений и дают более подходящую обратную связь, чем люди с негативным настроем. Задачей разработчиков учебных курсов является создание учебных интерфейсов, которые были бы достаточно убедительны и привлекательны, чтобы вызывать позитивные эмоции у учащихся.

В том, что касается тренингов по наработке положительного настроя и развитию личностных качеств, важно помнить, что излишне эмоциональные личности могут отказываться принимать факты, вызывающие неприятные эмоции, или верить в утверждения, вызывающие приятные эмоции, несмотря на то, что факты явственно свидетельствуют об обратном.

Мотивация

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обученияЭмоции, как минимум частично, ответственны за нашу мотивацию в деле следования к заданной цели, в деятельности, ориентированной на результат. Они заряжают людей энергией, обеспечивают интенсивность деятельности и ведут за собой. Для примера, мотивация возрастает, когда достижение цели не слишком просто и не слишком сложно. Задача умеренной сложности вызывает оптимальную мотивацию.

Кроме того, исследования показывают, что эмоции человека влияют на познавательные процессы, зависящие от мотивации. Например, люди которые испытывают положительные эмоции, такие как самореализация и удовлетворение, готовы предпринимать большие умственные усилия для решения поставленных задач, чем те, которые испытывают отрицательные эмоции. Кроме того, эмоции часто лежат в основе любознательности и творческого подхода, которые могут быть мотивационными факторами в процессе обучения.

Внимание

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обучения

Как Вы полагаете, интересно ли слушать такого преподавателя?

Внимание позволяет нам сконцентрироваться на выбранном объекте, игнорируя помехи окружающей среды. Исследования показывают, что внимание и мотивация сильно взаимосвязаны. Люди обычно обращают внимание на те вещи, которые сильнее их мотивируют. Тот факт, что некто уделяет внимание некой задаче, подразумевает, что человек ожидает получить или получает некую действительную или воображаемую награду.

В процессе получения знаний учащиеся непрерывно оценивают происходящее. Возникающие эмоциональные реакции могут влиять на процесс обучения. Например, слушатель учебного курса, у которого данный курс вызывает скуку, может испытывать также неудовлетворенность и раздражение. Эти чувства, в свою очередь, могут сказаться на его внимательности. Положительная реакция на учебный процесс должна помочь учащемуся сохранять внимание.

Память

Множество исследований показывают, что положительные эмоции могут улучшить работу памяти и помочь долгосрочному запоминанию и последующему извлечению информации из памяти. Когда эмоции лежат в основе опыта, полученного в процессе обучения, это повышает способность индивидуума к его запоминанию. Например, когда группа людей, сотрудничая, успешно справляется с трудной задачей, сам факт достижения и социальная природа опыта могут пробудить положительные эмоции. Эмоции улучшают усвояемость информации и делают процесс обучения значительным и запоминающимся.

Когда сильнодействующие зрительные образы или ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями, являются частью учебного процесса, они могут также улучшать запоминание материала. Ясные, осмысленные воспоминания останутся скорее об эмоционально окрашенной ситуации, чем об аналогичной ситуации, не связанной с эмоциями.

Потеря внимания из-за эмоций

Какова оборотная сторона использования эмоций в процессе обучения? Эмоции могут стать помехой, если они неподходящие или не имеют отношения к учебному процессу. Неподходящие эмоции словно бы поглощают способность учащегося справиться с заданием и усвоить материал.

Хотя преобладает мнение, что положительные эмоции облегчают процесс обучения, необходимо помнить, что они могут как помогать, так и мешать учебному процессу.

Перед нами, разработчиками учебных курсов, стоит двойная задача: проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы, используя приемлемые в образовании, осмысленные методы и создать положительные переживания, которые улучшают усвоение материала.

10 способов проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы

Исследования связи эмоций с обучением абсолютно ясно показывают, что эмоциональная связь может быть создана учебными методами совмещенными с творческим подходом. Потенциально они способны облегчить обучение и преподавание.

Это третья статья в серии, посвященной эмоциям и обучению. Если вы хотите ознакомится с теоретической стороной этого вопроса, прочтите части первую и вторую этой статьи. Теперь давайте перейдем к практическим рекомендациям по разработке эмоционально насыщенных учебных курсов. Пожалуйста, оставляйте свои замечания по данной теме в разделе «Комментарии».

1. Узнайте, что чувствуют ваши студенты

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обученияЭтот наиболее эффективный и ясный подход недостаточно используется в онлайновом обучении. Идея проста: обращайтесь к эмоциям студентов, обращайтесь к их эмоциям. Узнайте, какие эмоции возникают у студентов относительно получаемых в процессе обучения знаний или опыта. Попытайтесь описать цель курса так, чтобы она находила у вашей аудитории эмоциональный отклик. Например, вы могли бы объяснить своим слушателям, как данная учебная программа поможет им стать более эффективными, более компетентными, или сделает их способными помогать другим.

При изучении, например, литературного произведения, вы могли бы спросить у студентов, какие чувства вызвал у них сюжет книги, или что по их мнению мог бы чувствовать герой произведения. Спросите обучающихся об их эмоциях на завершающем курс обзорном занятии. Резюмируя вышесказанное: у взрослых учащихся есть богатый жизненный опыт, большая часть которого связана с эмоциями. Студенты вносят это эмоциональное измерение в учебную среду, и этот факт заслуживает принятия и осмысления.

2. Уважайте вашу аудиторию

Людям приятно, когда их ценят и относятся к ним уважительно. Это один из способов вызвать положительные эмоции аудитории. Но как использовать его в случае с онлайновым обучением? Избегайте говорить снисходительно или свысока в текстах ваших лекций и онлайновых web-семинарах. Убедитесь, что ваши ответы снабжены веской аргументацией и сформулированы в ободрительной тональности. И удостоверьтесь, что сложность учебного курса соответствует подготовке аудитории. Если вы предлагаете опытной аудитории заново изучать основы предмета, это означает, что вы не заботитесь об их времени. Если же курс слишком сложен, это означает, что вы не знаете своей аудитории достаточно хорошо.

3. Используйте социальное взаимодействие

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обученияОчень часто люди, обмениваясь информацией, задействуют эмоциональные каналы. Использование средств, обеспечивающих совместную работу и социальных сетей, может помочь ученикам построить отношения, сотрудничать в решении задач и будет способствовать развитию взаимодействия и взаимовыручки.

Если вы в разработке учебного курса учитываете значимость социального взаимодействия, дайте слушателям четкие указания, которые помогут сделать пережитый опыт более запоминающимся. Например, если члены учебной группы должны рецензировать работы друг друга, убедите их предоставить подробные отзывы, а не поверхностные комментарии типа «Хорошая работа». Подробнее о способах взаимодействия учащихся читайте в статьях «10 инструментов социальных сетей для учебы» ( 10 Social Media Tools for Learning ) и «Социальные сети и учеба» ( Social Media and Learning ).

4. Используйте при разработке учебных курсов принципы чувственного восприятия

Визуальный дизайн онлайнового учебного курса может усиливать эмоциональную реакцию учащегося. Правильно проектируя свой учебный курс, вы можете использовать для достижения результата человеческую способность к чувственному восприятию. Авторы одного из исследований, изучавшего влияние эмоций на мультимедийные способы обучения, пришли к следующему выводу: «эмоции оказывают значительное влияние на результат прохождения [участниками] теста, на уровень их умственных усилий и удовлетворенности. Мы можем также заключить, что правильный дизайн учебного курса способен вызывать позитивные эмоции и положительно влиять на способности слушателей к усвоению материала. Результаты исследования показывают, что положительные эмоции должны рассматриваться как важный компонент педагогического дизайна.» (Юньчжун Ум (Eunjoon Um) и др.) Даже если вы не владеете навыками графического дизайна, у вас наверняка найдется, что сказать о компоновке, цветах и шрифтах, использованных в учебном курсе, и о том, что может вызвать положительные эмоции учащегося.

5. Добивайтесь легкости использования

Не позволяйте технологии или пользовательскому интерфейсу встать на пути знаний. Учебные инструменты должны быть, насколько это возможно, прозрачны для пользователя, для получения полноценного результата. Простые в использовании технологии положительно влияют на эмоциональное состояние учащегося. Исследование показывает, что люди отмечают, насколько процесс работы с данным продуктом требует напряжения их умственных способностей и критически относятся к продуктам, обладающим низким удобством использования.

Вот несколько вещей, которые вам следует сделать: избегайте долгих загрузок, напишите понятные инструкции по использованию продукта, поясняйте учащимся, что надо делать на каждой из страниц курса и, насколько это возможно, придерживайтесь общепринятых стандартов в пользовательском интерфейсе. Большинство пользователей имеют некий образ того, как онлайновая учебная программа должна работать и могут быть разочарованы, если дизайн вашего курса окажется нетрадиционным. Если вы хотите узнать больше о разработке пользовательского интерфейса прочтите статьи «Разработка пользовательского интерфейса учебных курсов» ( User Interface Design For Learning ) и «Написание микротекстов» ( Writing Microcopy ).

6. Удивляйте

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обученияВы можете вызывать эмоциональную реакцию, добавляя неожиданные элементы в ваши учебные курсы. Когда все происходящее рутинно, мозговая активность так же сохраняется на рутинном уровне. Удивительное, неожиданное событие вызывает резкий всплеск мозговой активности.

Почему бы не позволить учащимся потерпеть неудачу в их первой попытке решить задачу, если эта неудача может стать частью учебного опыта? Для некоторых из них расстройство от этой незначительной неудачи может усилить мотивацию для достижения успеха.

Что если действие вызовет неожиданные последствия? Почему бы не отклониться от линейного мышления и не использовать стремление к открытиям и исследованию? Вы можете добавить юмор в неожиданные моменты, или внести необычные повороты в общепринятые сценарии обучения. Когда учащийся воспринимает и запоминает информацию, связанная с ней эмоциональная реакция может играть роль некоего ментального индекса, позволяющего в дальнейшем воспроизвести воспоминания и относящуюся к ним информацию.

7. Погружение в трехмерное окружение

Для получения всеобъемлющего представления об использовании эмоций в обучении давайте рассмотрим пример проектирования учебного мероприятия с использованием погружения в трехмерную среду. Реализм и подлинность ощущений от виртуальных событий и задач по решению проблем в трехмерной учебной среде способны вызывать эмоции, которые аналогичны испытываемым в схожей ситуации, возникающей в реальном мире. Кроме того, возможность ролевой игры и решения проблем с помощью анимационных персонажей являются идеальной окружающей средой для эмоционального восприятия учебного материала. Если вы хотите знать больше об этой теме, прочтите статью. «Трехмерная учеба для вашего мозга» ( Your Brain On 3D Learning ).

8. Рассказывайте истории

Похоже любовь к рассказыванию и слушанию историй внутренне присуща человеку от природы. Они являются древним механизмом для передачи знаний, информации и моральных ценностей. Истории способны воздействовать на наши эмоции потому, что слушатели сопереживают их героям.

Повествовательная форма эффективна при разборке кейсов, при проведении личных бесед, в симуляциях и учебных программах с ролевыми играми. Истории делают содержимое курса более запоминающимся потому, что добавляют реальные детали и переживания к этому содержимому.

9. Используйте эмоционально заряженные зрительные образы

эмоции в процессе обучения. Смотреть фото эмоции в процессе обучения. Смотреть картинку эмоции в процессе обучения. Картинка про эмоции в процессе обучения. Фото эмоции в процессе обученияКак приятные, так и тревожащие зрителя изображения вызывают физическую реакцию организма и воздействуют непосредственно на эмоциональные центры мозга, в отличие от нейтральных изображений. Известно, что изображения, на которых мы видим выражения лиц людей или выразительные жесты вызывают эмоциональную реакцию и одинаково воспринимаются представителями различных культур.

Когда это приемлемо с точки зрения учебного процесса, эмоционально насыщенные изображения являются эффективным способом возбудить любопытство, привлечь внимание, и вовлечь аудиторию в учебный процесс потому, что они пробуждают эмоции. Согласитесь, фотография в левом верхнем углу абзаца вызвала у вас эмоциональную реакцию.

10. Пробуждайте воспоминания

В своей книге «Эмоциональный дизайн: почему мы любим или ненавидим обычные вещи» ( Emotional Design: Why We Love (or Hate) Everyday Things ) Дональд Норман (Donald Norman) указывает, что у людей возникают эмоциональные связи с событиями и объектами, имеющими существенное значение. Это типично для всех людей потому, что такие вещи связаны с эмоциональными воспоминаниями. Вы можете сослаться на значимые личные воспоминания вашей аудитории, используя значимые для всех людей события или понятия, использовать аналогии и метафоры, чтобы помочь ученикам усвоить содержание курса. Воспоминания о детстве, пережитом страхе или разочаровании, семейных праздниках и романтической любви – все это возможные пути к достижению вашей цели.

Подытоживая все вышесказанное: воспринимайте ваших студентов как индивидуумов с богатой эмоциональной историей, которые вовсе не являются просто емкостями для хранения информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *