эссе на тему миф о пещере

Пещера Платона

Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная невысокой стеной. И за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Тени, отбрасываемые этими предметами на стену пещеры, — единственное зрелище, доступное узникам, единственное, о чем они могут думать и говорить.

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Аллегория Пещеры, описанная Платоном в 7-м томе «Государства», монументального трактата о формах государственного устройства и идеальном правителе, вероятно, самая известная из множества образов и аналогий, предложенных этим великим греческим философом. Идея передать управление обществом философам зиждется на тщательном изучении природы истины и знания, и именно в этом контексте Платон использует аллегорию Пещеры.

Платоновская концепция познания сложна и многослойна, и раскрывается она по мере изложения мифа о пещере.

Теперь представь, что с тебя сняли оковы и позволили свободно ходить по пещере. Сначала ты сощуришься от света огня, но постепенно поймешь, каково происхождение теней, которые ты прежде считал подлинными предметами. А потом ты выйдешь из пещеры в залитый светом внешний мир, где вся полнота реальности освещена ярчайшим небесным светилом, Солнцем.

Толкование притчи о Пещере

Интерпретация платоновской пещеры вызывала массу споров, но общий смысл вполне ясен. Сама пещера олицетворяет «чувственный мир» — видимый мир повседневного опыта, где все неопределенно и постоянно изменяется. Скованные узники (обычные люди) живут в мире догадок и иллюзий, в то время как бывшие заключенные, которым позволено бродить по пещере, придерживаются самого точного взгляда на реальность, возможного в переменчивом мире восприятия и опыта. Мир за пределами пещеры — это «истинное бытие», постигаемый мир, наполненный объектами познания, идеальный, вечный и неизменный.

«Смотри, человеческие существа, живущие в подземной пещере. подобно нам… они видят лишь собственную тень либо тени друг друга, отбрасываемые на стену этой пещеры» Платон, около 375 г. до н. э.

Теория Форм

По мнению Платона, знание должно быть не только истинным, но еще идеальным и неизменным. Однако ничто в эмпирическом мире (представленном жизнью внутри пещеры) не соответствует этому описанию: высокий человек по сравнению с деревом мал; яблоко, красное в полдень, в сумерках кажется черным и т. п. Поскольку ничто в эмпирическом мире не может быть объектом познания, Платон предполагает, что должна быть иная реальность (мир за пределами пещеры) совершенного и неизменного бытия, которое он назвал миром Форм (или Идей). Так, например, посредством имитации или копирования Формы Правосудия все отдельные акты справедливости являются справедливыми. В аллегории пещеры описана иерархия Форм, высшей из которых является Форма Добра (представляемая Солнцем), придающая смысл всем остальным и лежащая в основе их существования.

Проблема универсалий

Теория Форм и метафизическая основа, на которой она строится, может показаться чересчур замысловатой и надуманной, но проблема, которую она породила, — так называемая проблема универсалий — стала основной в философии и в том или ином виде существует до сих пор. В Средневековье философская линия фронта пролегла между реалистами (сторонниками Платона), которые полагали, что универсалии, подобные «красноте» и «высоте», существуют независимо от красных и высоких предметов и номиналистами, считавшими эти понятия всего лишь названиями, ярлыками, прикрепленными к объектам, чтобы подчеркнуть сходство между ними.

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Такое же различие, обычно выраженное терминами «реализм» и «антиреализм», присутствует во многих областях современной философии. Согласно реалистической позиции, во «внешнем мире» есть сущности — физические объекты, нормы морали, математические формулы, — которые существуют независимо от нашего знания или ощущения их. Противоположная концепция, известная как антиреалистическая, предполагает, что необходимо наличие связи между объектом и нашим знанием о нем. Основные аргументы этой дискуссии были сформулированы более двух тысяч лет назад великим Платоном, одним из первых философов-реалистов.

В защиту Сократа

Особое место в трудах Платона занимает судьба его учителя, Сократа (его устами он излагает собственные взгляды в «Государстве» и большинстве других диалогов), который всю жизнь отказывался смягчать свои философские концепции в угоду публике и в итоге был казнен по приговору афинских властей в 339 г. до н. э.

Платоническая любовь

Идея, с которой сегодня чаще всего ассоциируют имя Платона, — так называемая платоническая любовь — естественным образом рождается из аллегории Пещеры, где вступают в противоречие мир разума и мир ощущений. Классическое объяснение этой идеи, состоящее в том, что идеальная любовь выражается не физически, но интеллектуально, сформулировано в знаменитом диалоге «Симпосий».

В массовой культуре

Эхо платоновских размышлений ясно слышится в творчестве К. С. Льюиса, автора семи романов, образующих единый цикл «Хроники Нарнии». В финале завершающей части, «Последней битвы», дети — герои книги становятся свидетелями разрушения Нарнии и вступают в земли Аслана, чудесную страну, в которой соединилось лучшее, что было в прежней Нарнии, с той Англией, которую они помнят. В конце концов дети обнаруживают, что в действительности они умерли и покинули «Землю теней», которая была лишь бледной копией вечного и неизменного мира, где они отныне поселились.

Несмотря на откровенно христианские реминисценции, влияние Платона не менее очевидно — и это лишь один из многочисленных примеров огромного (и порой неожиданного) влияния великого греческого философа на всю западную культуру, религиозную мысль и искусство.

Источник

Эссе на тему: «Платон и его Миф о пещерах»

ID (номер) заказа
1534760

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещереРазместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Источник

Эссе по работе Платона «Миф о пещере»

Автор: Валерия Панова • Июнь 1, 2020 • Эссе • 649 Слов (3 Страниц) • 1,341 Просмотры

Эссе по работе Платона «Миф о пещере»

Студентки 205 группы ФГУ

Когда мы слышим о Платоне, то сразу представляется Древняя Греция, где философы формировали свои великие труды, чтобы спустя сотни лет их последователи учились мыслить. Как говорил Гераклит Эфесский: «Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают». После своей смерти древнегреческие философы оставили за собой труды, которым не подвластно время; люди на протяжении различных эпох вдохновлялись и будут вдохновляться работами ранних философов. Одним из таких трудов является «Миф о пещере», в котором находят место основные размышления Платона о человеческом обществе и об истоках веры в высшие силы. Данный миф является частью труда «Государство», найти его можно в седьмой главе.

К чему же нужна вся эта аллегория? Размышления Платона наталкивают на собственные домыслы. Так ли происходит в обществе? Действительно ли, найдя что-то откровенно новое и «открыв себе глаза» на нечто определенное, общество не сумеет найти этому объяснение… Да, это так. По-моему мнению, это гениальнейшее сравнение, дающее некоторый мотивационный эффект, препятствующий страху идти вперед в неизведанное и потом внушить окружающим, что «там» действительно больше разгадок и возможностей.

Но следует разобраться, почему Платон использует именно такую ситуацию как пример. Оковами можно олицетворить много явлений. Это может быть государство, семья и т.д. Некоторого рода социальные институты. Навязывание некоторого образца поведения в течение всей нашей жизни создает эффект равнодействующей силы. Прямо как в физике. Второй закон Ньютона гласит о том, что если на тело одновременно действует сразу несколько сил, то нужно понимать их равнодействующую. Эти силы в нашей жизни можно сравнить с психологическим, моральным воздействиями, воспитанием и т.д. Все они оказывают на нас влияние, но если же эта равнодействующая сила будет равна нулю, то тело никогда не сдвинется с мертвой точки. Так же и в жизни – без стремления и без намерения стремиться и бороться с общественными явлениями, индивид просидит всю жизнь в пещере, не имея ни единой возможности передвижения и, позволяя свободным людям манипулировать своим сознанием, отречься от собственного «я».

Источник

Эссе. Миф о пещере из диалога Платона Государство

« Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в реальном мире. Как вы считаете, Платон прав или это художественное преувеличение?»

Миф о пещере из диалога Платона «Государство» — это одна из главных историй в европейской теории познания, капитально повлиявшая на всю последующую традицию философской мысли.

ервопричиной стремления Платона открыть таким людям истину является идея блага.

истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в

частной, так и в общественной жизни

ервопричиной стремления Платона открыть таким людям истину является идея блага.

истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в

частной, так и в общественной жизни

ервопричиной стремления Платона открыть таким людям истину является идея блага.

истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в

Платон отмечает постепенность процесса принятия истины. «Тут нужна

привычка, раз ему предстоит увидеть все то, что там, наверху»

. Его подход, вовсе не

укладывается в концепцию «открыть глаза». Платон предлагает начинать с простого: «сперва

самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью,

то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет»

Платон отмечает постепенность процесса принятия истины. Платон предлагает начать с простого: «сперва смотреть на тени, затем на отражение в воде людей и различных предметов, и уж потом – на сами вещи».

Источник

Миф о пещере Платона: особенности, анализ и содержание

Суть платонизма

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Сутью и ключом к пониманию платонизма многие называют миф о пещере Платона. Согласно учению древнегреческого философа, пещера является символом чувственного мира, в котором обитают все люди, живущие на Земле.

О том, что творится в настоящем мире, они могут судить лишь по ускользающим теням, которые время от времени они видят на стенах пещеры. В отличие от большинства людей философ имеет возможность получить более полное представление о мире идей. Так как он регулярно ставит вопросы и находит на них ответы. Но у него есть одна проблема. Он не может это сделать достоянием всего общества. Дело в том, что толпа, в широком смысле этого понятия, не в состоянии оторваться от иллюзорности повседневного восприятия действительности.

Древнегреческий философ Платон

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Автор мифа о пещере Платон был учеником Сократа и наставником Аристотеля. Он жил в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Он был первым, чьи философские труды дожили до наших дней в полном объеме, а не в виде обрывочных отрывков.

Он появился на свет в богатой и знатной семье. Его первым наставником стал последователь Гераклита Кратил. Судьбоносным для Платона стало знакомство с Сократом примерно в 408 году до нашей эры, последователем которого он и решил стать.

Примечательно, что главный учитель в жизни остается неизменным персонажем практически всех произведений Платона, написанных в формате диалога. После смерти учителя Платон уехал в Мегару (в настоящее время это городок, расположенный неподалеку от Афин). Затем путешествует по свету и только в 387 г. до н. э. снова возвращается в Афины.

Там он основывает собственную школу, которую называет академией. По рассказам его современников, он умер в день своего рождения.

Платон знаменит не только написанием трактата об идеальном государстве, но и выдвижением аргументов в пользу бессмертия души.

Также Платон сформулировал политико-правовое учение и собственную диалектику, его этические взгляды на окружающую действительность подробно изложены в трактате «Политик».

Трактат «Государство»

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Миф о пещере Платона входит в его трактат «Государство». Он написан в формате диалога философа, посвященного тому, как должно выглядеть идеальное государство. По мнению философа, оно должно выражать идеи справедливости.

Платон считал, что в любом государстве должно в обязательном порядке присутствовать разделение труда. Нужны воины, строители, ремесленники, земледельцы.

Платон сравнивал сословия, которые должны присутствовать в государстве, с тремя частями, которые, по его мнению, есть в человеческой душе. Это разум, страсть и вожделенная часть. Так и в идеальном государстве философ видел высшее сословие, которое заботится о правильном образе жизни всех граждан, сословие стражей, которое обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность, и сословие прочих граждан, которые должны снабжать всем необходимым.

Краткое содержание мифа

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Миф приводится в седьмой главе «Государства». С подробного описания места действия начинает Платон. Миф о пещере, краткое содержание которого приведено в этой статье, начинается в неком подземном жилище. Оно сильно напоминает пещеру. Люди в нем томятся в оковах, которые не позволяют им повернуться к свету и даже посмотреть по сторонам. Они могут смотреть исключительно на то, что находится непосредственно перед ними.

Кульминация мифа

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

К своей кульминации миф о пещере, краткое содержание которого приведено в этой статье, подходит неторопливо и плавно. Платон ведет неспешный диалог с Главконом и размышляет, каким образом поведет себя узник, если его вдруг освободят.

Собеседник автора убежден, что для человека это было бы нестерпимо больно, без привычки с этим не справиться.

Оба собеседника убеждены, что с высокой долей вероятности освободившийся узник в состоянии понять и принять саму сущность вещей и реальных предметов, отбросив в сторону их ошибочное восприятие. Но что случится, если узнику снова придется вернуться назад?

Возвращение в пещеру

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Платон и его собеседник Главкон продолжают развивать миф о пещере. Смысл его, по их мнению, заключается в том, что сотоварищи не примут этого узника, который, скорее всего, раскроет им глаза на истинную сущность вещей.

Они его наверняка высмеют и объявят безумцем, чем признают его правоту. И так будет происходить до тех пор, пока его глаза снова не привыкнут к мраку, а тени не вернутся на место реальных очертаний предметов.

Суть мифа

Какой же смысл вкладывал в это произведение Платон? Миф о пещере, анализ которого можно найти в этой статье, заключается в том, что осознание истинной сущности вещей не дается просто так. Оно требует немалых усилий и упорства, которые под силу только философам. Поэтому только они могут эффективно управлять идеальным государством. В этом смысл его высказывания.

Платон видел идеальное государство аристократическим. Философы, которые должны им править, занимают этот пост в 35 лет и руководят на протяжении 15 лет.

В платоновском государстве установлен настоящий коммунизм, о строительстве которого так мечтали в Советском Союзе. Все имущество общее, отсутствует понятие частной собственности. Труд распределяется строго по сословиям. Нет даже института брака. Все женщины и дети считаются общими, их воспитывает государство.

При этом древнегреческий философ в своих трудах рьяно критикует демократию, описывая сатирический образ человека, приверженного этой стратегии. Образ собственного идеального государства Платон ставит в противоречие с четырьмя другими политическими устройствами, которые, по его мнению, не выдерживают никакой критики. Это тирания, олигархия, демократия и тимократия (у власти находятся высшие военные чины).

Миф о пещере в художественной литературе

эссе на тему миф о пещере. Смотреть фото эссе на тему миф о пещере. Смотреть картинку эссе на тему миф о пещере. Картинка про эссе на тему миф о пещере. Фото эссе на тему миф о пещере

Миф о пещере стал весьма популярным сюжетом для многих произведений мировой литературы. Например, лауреат Нобелевской премии, португалец Жозе Сарамаго положил миф в основу своего романа «Пещера».

Испанец Хосе Карлос Сомоса развивает эту теорию в интеллектуально-философском детективе «Афинские убийства».

Идея Платона встречается и у фантаста Дениса Гербера. Например, в рассказе «Нам всем здесь не место».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *