эволюция теории и практики менеджмента

Эволюция теории и практики управления

Эволюция теории и практики управления

В своем развитии практика управления претерпела немалые изменения. Все управленческие революции представляют собой примеры выделения новых видов деятельности и их обособления.

В результате первой управленческой революции, которую иногда называют религиозно-коммерческой, управление оформилось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позднее превратившись в социальный институт и профессиональное занятие.

В результате второй управленческой революции появляется светский тип управления, оформляется формальная система организации и регулирования человеческих взаимоотношений, зарождаются основы лидерского стиля управления и поведенческой мотивации.

Сложились в основном 5 направлений:

1. школа научного управления,

2. школа административного управления,

3. школа с позиции человеческих отношений и психологии человека,

4. школа с позиции поведения человека в производстве,

5. количественный подход.

Кроме того за последнее время сложились 3 научных подхода к исследованию науки и практики управления:

2. подход к управлению как к процессу,

3. ситуационный подход.

Сущность и содержание каждой концепции (школы) следующие:

I. Концепция научного управления.

Ошибки Тейлора исправил приверженец этой же школы Эмерсон. Он разработал 12 принципов правильной организации управления труда:

Заметную роль в развитии этой концепции сыграл Адамецкий. Его выводы базируются на практике работы в российских предприятиях начиная с 1903 года. Он сформулировал 4 основных закона организации труда:

1. Закон возрастающего производства. Он впервые доказал, что с возрастанием объемов производства, издержки на единицу продукции снижаются, но до определенного момента, после которого они начинают возрастать вновь. По существу это современное понимание условий минимизации издержек производства.

2. Специализация труда повышает его производительность (эффект специализации).

3. Объединение разрозненных мелких органов управления в одну группу сокращают затраты на координацию производственной деятельности.

4. Общие затраты меньше всего тогда, когда производительность каждой из входящих в единый орган единиц соответствует производительной мощности других кооперированных единиц. Этот закон называется «Закон гармонизации труда».

II. Концепция административного управления (классическая школа управления).

Анри Файоль основатель и «отец менеджмента». Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Они считали, что следуя этим принципам предприятие достигнет наивысших результатов. Заслуга Файоля заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций. Другое направление этой школы касалось структуры организации. При этом организация рассматривалась как замкнутая система в отличии от концепции научного управления.

Внутри этой концепции зародились ряд моделей управления. Одним из примеров такой модели может служить, так называемая, идеальная бюрократическая модель Вебера. Основные характеристики модели:

1. Вся деятельность по управлению расчленяется на элементарные простейшие операции, что предполагает строгое регламентирование функций, прав и обязанностей каждого из звеньев управления. Это создает условия для использования специалистов, профессионалов.

2. Производственно-техническая система строится на принципах иерархии.

3. Деятельность производственно-хозяйственных систем регулируется системой абстрактных правил, четкими стандартами, инструкциями, которые определяют ответственность каждого управленческого работника и создают предпосылки для единого подхода при решении производственной ситуации.

4. Устранение личных эгоистических отношений в служебных делах.

5. Работа основывается на соответствии работника занимаемой должности.

Анри Файоль также разработал 14 общеизвестных принципа управления:

1. принцип разделения труда,

2. принцип полномочия и ответственности, что означает право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая часть. Где даются полномочия там возникает ответственность.

5. подчиненность личных интересов общим,

7. вознаграждения персонала,

12. стабильность рабочего места для профессионала,

14. корпоративный дух.

Процессный подход.

Был предложен впервые приверженцами школы административного управления. В своих научных трудах они пытались описать каждую функцию менеджера, однако из-за ошибки, которая заключалась в том, что они рассматривали каждую функцию отдельно, а не в единстве, они не могли создать стройной теории. Современная научная концепция предполагает рассматривать управление как непрерывный процесс, потому что это не единичное и не единовременное действие, а непрерывно повторяющиеся операции и процедуры, которые выполняют в определенной последовательности взаимосвязанные между собой и которые имеют свои специфические направления. По этой концепции подобные действия управленческих работников называются функциями. Каждая функция в свою очередь разбивается на более мелкие и представляет собой в конечном итоге серию взаимосвязанных функций. Изначально подразделение на функции обязано А.Файолю. Он выделил 5 функций:

1. предсказывать и планировать,

Другие авторы и сторонники этой концепции выделяют другие функции: распорядительство, мотивация и руководство, коммуникацию, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров.

В современных зарубежных учебниках по менеджменту выделяются 4 функции:

Они считают, что эти функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Ситуационный подход.

Предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Это обосновывается тем, что из-за обилия факторов внешних и внутренних не существует единого какого-то лучшего способа управления организации. Самый лучшим будет тот, который соответствует данной ситуации. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Эта концепция предполагает выработку у менеджера ситуационного подхода.

Системный подход.

Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. А именно: люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Краткое изложение эволюции теории и практики управления дает общее представление о развитии научной мысли по менеджменту. Хронологическая последовательность этого развития предложено Меснером.

Рис. 1.. Взаимодействие функций управления

Планирование представляет собой начальную и особо важную, общую (универсальную) функцию в работе менеджеров организации независимо от иерархического уровня и специфики работы.

Кузнецов Ю.В. утверждает, что план организации должен быть достаточно детальным, чтобы можно было вовремя предвидеть и решать возникающие проблемы, а также координировать усилия различных подразделений.

В зависимости от конкретного критерия специалисты различают различные виды планирования. Рассмотрим некоторые из них.

1. В зависимости от длительности планового периода:

— текущее – охватывает отрезок времени от 1 месяца до 1 года;

— среднесрочное – на срок до 5 лет;

— перспективное – на срок более 5 лет.

2. По степени охвата сфер деятельности:

— общефирменное, т.е. планирование всех сфер деятельности;

— специализированное, т.е. планирование определенных сфер деятельности.

3. По объектам функционирования:

4. В зависимости от регулярности планирования:

— эпизодическое (от случая к случаю);

5. С точки зрения организационной структуры:

— общее планирование деятельности фирмы;

— планирование деятельности дочерних предприятий;

— планирование деятельности отдельных подразделений.

6. По содержанию в аспекте предпринимательской деятельности:

— тактическое – ориентированы на достижение намеченных целей;

Организация относится к числу общих, универсальных функций менеджмента. Она непосредственно связана с планированием и является первым шагом на пути реализации стратегических, тактических и оперативных планов. Цели и задачи, определенные в планах, становятся ориентирами организационного процесса в фирме.

В наиболее общем виде организация как функция управления представляет собой определение элементов управляющей и управляемой систем, пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними, а также согласованность их действий.

По мнению Самсонова Ю., в сфере производства организация включает обоснование и выбор оборудования, организацию рабочих мест, выбор технологии и т.д.

Королева В.И. считает, что организация в сфере управления включает подбор и расстановку персонала, определение видов работ, прав и обязанностей должностных лиц, ответственности, полномочий, а также формирование организационной структуры управления фирмой.

Таким образом, организация – это процесс создания структуры управления предприятием, который дает возможность персоналу эффективно работать для достижения целей.

Для определения сущности мотивации как функции управления следует уяснить понятия «потребность», «стимул», «мотив».

Потребность – это осознание необходимость того или иного блага, ощущение дискомфорта от его отсутствия. Стимул представляет собой конкретную форму и количество богатства, которое присваивает человек в результате хозяйственной деятельности. Мотивы – это побуждения к целесообразной деятельности, труду, вызванные потребностями.

По мнению Янга С., контроль представляет собой форму целенаправленного воздействия субъекта управления на объекты управления, предусматривающего наблюдение за их деятельностью, установления соответствия действительного хода выполнения данной работы запланированному.

Вереженников Н. считает, что контроль, как функция управления, включает следующие процедуры:

— сбор информации о фактической деятельности организации;

— оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов, плановых заданий и нормативов;

— анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на деятельность организации.

Прежде всего выделяют два вида контроля:

1. стратегический – направлен на решение стратегических задач;

2. тактический – призван систематически отслеживать обеспечение выполнения текущих задач, программ и планов.

Наиболее известными формами контроля являются:

— финансовый: осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения отчетности по важным экономическим показателям деятельности по стандартным нормам;

— административный контроль: соответствие хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете.

По времени осуществления контроль можно разделить на три вида.

1. Предварительный – осуществляется до фактического начала работ.

2. Текущий – осуществляется непосредственно в ходе выполнения работы.

3. Заключительный – осуществляется после окончания выполнения работы.

Рис. 1. Структура системы управления

Система, формирующая управляющее воздействие, называется управляющей подсистемой. Система, «испытывающая» на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (объектом управления). Обе эти системы в совокупности, с учетом их взаимодействия, образуют новую систему – систему управления, как совокупность двух подсистем.

В настоящее время существует множество моделей системы управления, но можно выделить ряд элементов системы управления, которые называют почти все теоретики менеджмента.

2. функция управления – это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели.

В современной науке об управлении выделяют четыре основные функции:

— планирование – процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей организации. Из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды этот процесс всегда непрерывный.

— организация – направлена на структурирование всех работ, распределите их по вертикали и горизонтали для достижения целей организации и выполнения намеченных планов и обязательств.

— мотивация – обеспечивает активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с распределенными функциями, планами и требованиями.

— контроль – отслеживание того, что запланировано, определение того, что сделано в этой области в определенный период времени; сравнение запланированного с достигнутым.

3. Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Можно выделить следующие методы управления:

— организационно-административные, основанные на прямых и директивных указаниях;

— экономические, обусловленные экономическими стимулами;

— социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

4. Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчинённостей.

5. Персонал организации – это личный состав организации, работающий по найму для обеспечения основных целей фирмы.

6. Технология управления представляет собой совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов.

7. принципы управления:

— единства цели, согласно которому система является эффективной, если она способствует сотрудничеству индивидов при достижении целей организации;

— эффективности, согласно которому система является эффективной, если она способствует достижению людьми целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках;

— необходимого разнообразия, согласно которому сложность управляющей системой должна быть не меньше, чем сложность управляемого объекта.

Системный подход.

Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов. А именно: люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Краткое изложение эволюции теории и практики управления дает общее представление о развитии научной мысли по менеджменту.

Эволюция теории и практики управления

В своем развитии практика управления претерпела немалые изменения. Все управленческие революции представляют собой примеры выделения новых видов деятельности и их обособления.

В результате первой управленческой революции, которую иногда называют религиозно-коммерческой, управление оформилось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, позднее превратившись в социальный институт и профессиональное занятие.

В результате второй управленческой революции появляется светский тип управления, оформляется формальная система организации и регулирования человеческих взаимоотношений, зарождаются основы лидерского стиля управления и поведенческой мотивации.

Сложились в основном 5 направлений:

1. школа научного управления,

2. школа административного управления,

3. школа с позиции человеческих отношений и психологии человека,

4. школа с позиции поведения человека в производстве,

5. количественный подход.

Кроме того за последнее время сложились 3 научных подхода к исследованию науки и практики управления:

2. подход к управлению как к процессу,

3. ситуационный подход.

Сущность и содержание каждой концепции (школы) следующие:

Источник

Эволюция теории и практики менеджмента

Исследование основных этапов развития менеджмента. Возникновение управления как науки. Анализ положений системы Фредерика Тейлора. Вклад Анри Файоля в теорию управления. Принципы административной теории. Изучение подходов к управлению разных научных школ.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления12.12.2013
Размер файла50,1 K

эволюция теории и практики менеджмента. Смотреть фото эволюция теории и практики менеджмента. Смотреть картинку эволюция теории и практики менеджмента. Картинка про эволюция теории и практики менеджмента. Фото эволюция теории и практики менеджмента

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эволюция теории и практики менеджмента

Основные этапы развития менеджмента

Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Первой управленческой революцией считается зарождение письменности в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммерсантов», связанных с торговыми операциями.

Вторую революцию в управлении относят к 1760 г. до н.э. и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством с целью регулирования отношений между различными социальными группами.

Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоносора II (605—682 гг. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления и контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Великая индустриальная революция XVII—XVIII в. оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами; вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров. При этом под администрированием понималось формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль их реализации.

Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого систему принятия решений, цели политики компании и др.

Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги как научная и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя там свободное предпринимательство очень развито, а в крупных корпорациях. Годовые доходы некоторых корпораций нередко превышают бюджеты многих государств. Если в докапиталистический период развития общества функция управления еще не была обособлена от непосредственной производительной деятельности и сводилась в основном к функции надзора и принуждения к труду, то развитие капитализма ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной, специфической областью деятельности. Появляется многочисленный штат специалистов, прошедших подготовку в школах бизнеса и системах профессионального обучения.

Управление как наука возникла в США в начале XX в. Этому способствовали: демократичность страны; трудолюбие граждан; высокий престиж образования; отсутствие государственного вмешательства в экономику; свобода от консервативных догм Старого света; создание монополий, приводившее к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.

Возникновение научного управления связано с работами Фредерика Тейлора, в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Система Тейлора характеризуется следующими положениями:

* нормализация приемов и условий работы;

* специализация функций в производстве;

* отбор работников, их обучение и тренировка;

* точные инструкции каждому работнику;

* специальная подготовка работника;

* отделение административной работы от исполнительской;

* введение института мастеров;

* учет и контроль всех видов работ.

1) Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2) Здравый смысл, предполагающий, в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.

3) Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4) Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем ее, своевременным поощрением.

5) Справедливое отношение к персоналу.

6) Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7) Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации».

8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9) Нормализация условий труда.

10) Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.

11) Наличие стандартных письменных инструкций.

12) Вознаграждение за производительность.

Значительный вклад в теорию и особенно практику управления внес Генри Форд. Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной. В основу организации управления он положил следующие принципы:

* максимум разделения труда;

* широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки;

* расстановка оборудования по ходу технологического процесса;

* механизация транспортных работ;

* регламентированный ритм производства продукции.

Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управление и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. Г.Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в практической деятельности.

Крупный вклад в теорию управления внес Анри Файоль, разработавший «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. В работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.) им определены функции, принципы и элементы управления. В качестве главных функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. К важнейшим принципам управления Файоль относит: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. К главным элементам управления причислены: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль. Основной вклад в теорию менеджмента А. Файоля в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом. Несомненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.

* изменения ступенчатости и многозвенности управления;

* совершенствования структуры организации;

* определения возможных пределов управления.

Представители классической школы игнорировали социальные отношения в процессе производства; не уделяли должного внимания такому важнейшему вопросу, как человеческий фактор.

Значительный вклад в развитии менеджмента принадлежит представителям неоклассической школы. Основоположником неоклассической школы считают Элтона Мэйо, выдвинувшего теорию «человеческих отношений». Суть этой теории в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления производством должны рассматриваться через призму «человеческих отношений» с учетом социально-психологических факторов. Важнейшие элементы системы «человеческих отношений»:

* система взаимных связей и информации;

* система бесед-исповедей с рабочими;

* участие в принятии решений;

* организация неформальных групп и управление ими.

Под «человеческим фактором» в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему.

* будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно для тебя не имеют значения;

* будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно;

* имей бесконечное терпение;

* будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным;

* будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражения;

* всегда благодари подчиненного за хорошую работу;

* не делай замечаний подчиненному при третьем лице;

* не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни;

* если действия сотрудников в корне не расходятся с твоими решениями, давай им максимальную свободу действий;

* не спорь по мелочам, которые только затрудняют работу;

* не бойся подчиненного, который способнее тебя, а гордись им;

* никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, после этого применяй ее в максимально возможной степени;

* если твои распоряжения оказались ошибочными, признай это;

* всегда старайся во избежание недоразумений отдавать распоряжения в письменном виде.

Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение три существенных фактора: люди, финансы и техника, а первое место занимает такой фактор, как «люди».

Примерно с конца 30-х годов. XX в. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую. Ее главный постулат: важны не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника в организации в целом на основе поведенческих наук. В самых общих чертах главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности ее человеческих ресурсов. Видный представитель поведенческой школы Дуглас Макгрегор разработал теорию «X» и «Y». В соответствии с этой теорией существует 2 типа управления, отражающих два типа работников или, вернее, два типа отношения к работникам.

Для организаций типа «X» характерны следующие предпосылки:

§ человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;

§ по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;

§ человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Теория «Y» имеет следующие предпосылки:

§ выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

§ ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным является вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;

§ человек, воспитанный определенным образом, готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте внес Абрахам Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с теорией Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации.

Наряду с поведенческими науками в послевоенные годы дальнейшее развитие получили и естественные науки (особенно математика и информатика), что послужило импульсом для развития количественного подхода к управлению. Такой подход предполагает формализацию управленческих процессов, построение экономико-математических моделей исследуемых объектов и систем, а также решение этих моделей математическими средствами. Применение количественного подхода дает обычно хорошие результаты при формировании товарных потоков в управлении запасами, при размещении товаров на складе и решении конкретных ситуаций в логистике, т.е. в управлении вещественными элементами на микроуровне.

Значительный интерес в этом отношении представляют работы американского ученого Самуэльсона и его последователей.

Количественный подход применим и для решения глобальных экономических проблем на микроуровне. В частности, метод межотраслевых балансов, предложенный американским экономистом В.Леонтьевым, применялся во многих странах для принятия управленческих решений для выработки экономической стратегии государства.

Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение следующие подходы к управлению:

* процессный (с конца 50-х годов);

* системный (с середины 70-х годов);

* ситуационный (80-е годов).

При процессном подходе управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами являются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, оценку внешней и внутренней среды организации, поддержание лидерства в коллективе и др.

Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимоувязанных целей. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, сутью которой является формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Этот метод получил широкое распространение в современной теории менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия предприятие работает успешно, это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия менеджера высшего звена деятельность предприятия становится менее эффективной. Это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие предприятия), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их менеджерам среднего звена.

Ситуационный подход к управлению, так же как и системный, скорее способ мышления, чем набор конкретных действий.

Этот метод разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуационного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

Если процессный и системный подходы целесообразнее применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности, то ситуационный подход чаще используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1—2 мин необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества менеджера: твердость, гибкость мышления, эрудиция, дар предвидения. Ситуационный подход носит не шаблонный характер, он воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Этот подход подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.

В настоящее время в развитии менеджмента просматриваются три наиболее важные тенденции.

Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, к различным формам демократии, участие рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций.

В-третьих, усиление международного характера управления.

В связи с интернационализацией управления перед теорией и практикой управления возникает много новых вопросов.

Важнейшие из них следующие:

· общие признаки и различия в местном и международном управлении;

· закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран;

· особенности национального стиля управления.

В последние десятилетия в практике зарубежного менеджмента произошли существенные изменения, которые отечественные управленцы должны внимательно изучить и многое внедрить на российских предприятиях с учетом особенностей переходного периода и национальной специфики.

Подходы к управлению разных научных школ

менеджмент административный научный управление

Для понимания изменений, произошедших в менеджменте за последние 100—150 лет, целесообразно рассмотреть основные научные школы менеджмента. Целесообразно отметить их положительные и отрицательные черты, а также различные подходы к управлению.

По каждой научной школе управления надо подчеркнуть предлагаемые ими научные концепции, отметить положительные и отрицательные черты.

Школа научного управления (1885—1920) Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант

Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих, начал революцию в области менеджмента.

· отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и обучение;

· специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение;

· система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности;

· учет и контроль проводимых работ;

· разделение административной и исполнительной работы; введение института мастеров, руководящих работниками;

· сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений;

· равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами;

· сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей;

· механический подход к управлению: сведение менеджмента к преподаванию промышленного инжиниринга.

Административная (классическая) школа (1920—1950) А. Файоль,Л. Урвик,Д. Муни, А. Рейбли, А. Слоун, А. Гинсбург

Суть разработанных ими принципов управления сводится к следующему:

· авторитет и ответственность власти;

· вознаграждение за труд;

· вопрос о необходимости выделения собственной управленческой деятельности в особый объект исследования;

· необходимость компетентности и наличия знаний у менеджера;

· разработка целостной системы управления организацией;

· структура управления и организации предприятия работниками на основе принципа единоначалия.

· невнимание социальным аспектам управления;

· невнимание человеческому фактору на предприятии;

· освоение новых видов работ на основе личного опыта, а не с применением научных методов.

Идея состояла в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на повышение производительности труда.

Таким образом, речь шла о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

· выявление необходимости активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы;

· формулирование основных требований для отбора людей на руководящие должности;

· руководитель ориентируется на своих сотрудников;

· разработка теории социального управления;

· стремление помочь работнику в осознании собственных возможностей;

· идея гармонии труда и капитала, достигаемая при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных лиц.

· отсутствие строгих математических методов, конкретного расчета;

· приемлемость других методов в управлении, кроме как применения науки о поведении.

Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

· формализация ряда управленческих функций, сочетание труда человека и ЭВМ;

· использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений;

· применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации;

· разработка «поведенческого конвейера»;

· объединение в организации гибкости и оперативности мелкого серийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства;

· разработка и применение концепции материального стимулирования с темпами роста, опережающими рост заработной платы.

· рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который может быть выражен в математическом виде;

· недостаточный для применения сложных количественных методов уровень образования у многих руководителей;

· невнимание к проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов.

Главное в ситуационном подходе в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т. е. конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время.

Суть рекомендаций состоит в требовании решать конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся условий, в которых эта цель должна быть достигнута.

· воспитывает личные качества и умение контролировать ситуацию;

· использование нестандартных методов обучения;

· использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией;

· наличие общего подхода для решения стандартных проблем и использование различных методов управления;

· попытка варьировать многообразие частных подходов.

· отсутствие возможности выделить факторы, непосредственно влияющие на успех организации, и рассмотреть только их.

Главная идея системной теории: ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Такой подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

· применение принципа соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием;

· формирование нового образа мышления, построенного на единстве всех явлений внутренней и внешней среды;

· рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем;

· ориентирование систем на достижение конкретных целей.

· теория системной школы не определяет конкретных факторов, влияющих на функцию управления;

· невнимание влиянию окружающей среды на управленческую деятельность и результаты функционирования организации;

· не выделяет элементы системы, необходимые для создания предприятия.

В настоящее время различают следующие подходы к управлению.

В экономике структурный подход проявляется в изучении структуры каких-либо затрат, результатов, баланса и т.п., когда совокупные затраты или результаты по объекту принимают за 100% (или за единицу) и это целое делят на компоненты. Это направление структурного подхода широко известно в экономике. В управлении структурный подход менее известен. Чаще менеджеры оперируют крайними альтернативными суждениями «или-или».

Например, «вместо административных методов управления в условиях командно-административной системы в условиях рыночной экономики чаще стали применяться экономические методы», «вместо авторитарного к нам направили либерального руководителя».

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя.

Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

Сущность функционального подхода к менеджменту в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.

Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементы подхода:

· применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требованиям потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;

· трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

· рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в координатах времени и программы выпуска;

· обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы инновационного менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы).

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени.

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

· между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента;

· между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.);

· между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения);

· между субъектами управления по горизонтали.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются для решения в будущем. В результате объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых или реорганизации старых структур не всегда учитываются социальные и психологические аспекты. Эффективность инвестиционных проектов будет мизерной либо отрицательной, если при блестящем решении, например, технических проблем будут упущены другие аспекты менеджмента.

При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным с помощью инженерных расчетов, методов оптимизации; математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения.

Оптимизационный подход реализуется установлением зависимостей между технико-организационными и экономическими показателями, изучением механизмов действия закона масштаба и закона экономии времени, закона взаимосвязей затрат в сферах производства и потребления, зависимостей между показателями качества товара и затратами в сфере его производства.

1) систему законодательных актов страны и региона;

2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;

3) систему планов, программ, заданий;

4) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.

Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению результативности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует универсального способа управлять объектом.

Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Ознакомление с вышеперечисленными подходами к управлению позволяет менеджеру в каждом конкретном случае выбирать оптимальный метод решения стоящих перед ним задач.

Развитие менеджмента в России. Развитие менеджмента в XVII веке

· развитие крупной отечественной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

· содействие развитию сельского хозяйства;

· укрепление финансовой системы;

· активизация развития внешней и внутренней торговли.

Центральной задачей экономической политики государства при Петре I было пополнение казны, но он также стремился использовать влияние государства на развитие техники, повышение производительности труда.

Петр I понимал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных программ. Поэтому издание указов, регламентов, инструкций по претворению их в жизнь было важной формой государственной деятельности.

Развитие управленческой мысли в XVIII веке

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

Татищев считал крайне необходимым покровительство отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, при этом государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Страна была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, а каждая губерния делилась на 10—12 уездов. При Екатерине II созданы благоприятные условия для развития русского предпринимательства; ликвидирована необходимость получения «разрешительных указов» на открытие нового предприятия. Одновременно объявлено об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. В 1785 г. российские предприниматели получили от Екатерины II жалованную грамоту, согласно которой все купцы были подразделены на три гильдии. Купцы всех гильдий освобождались от личной рекрутской повинности и от подушной подати, вместо которой они платили налог в размере 1% с объявленного капитала. Выше купцов разных гильдий было понятие «именитый гражданин». Обладатель такого титула должен был иметь капитал не менее 100 тыс. рублей и имел право владеть заводами, фабриками, загородными домами, садами. Богатство в этике многих российских предпринимателей не было самоцелью, а служило средством делать добро, служить людям. Богатство, если оно не было следствием труда, а создавалось за счет капитала, рассматривалось как грех.

По существу, русское купечество выполняло функции дворянской аристократии и интеллигенции, которые они осуществляли в других странах.

Используя опыт Запада, в 1769 г. Екатерина II повелела впервые в России выпустить бумажные деньги (ассигнации), курс которых сначала не отклонялся от курса серебряного рубля, но по мере увеличения их выпуска неуклонно падал. В 1765 г. Екатериной II учреждено «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», но его деятельность в тот период была направлена на поиск рациональных путей развития сельского хозяйства и повышения его товарности в условиях незыблемости крепостного права.

Особенности управления экономикой России в XIX веке

К началу XIX в. невозможность управления государством старыми методами и необходимость общественных преобразований осознавались уже высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. Его наиболее значительным мероприятием была реформа центрального управления.

Были учреждены министерства, которые были построены на началах единоличной власти и ответственности.

Развитие менеджмента в XX веке

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством СЮ. Витте и П.А. Столыпина.

Осуществляя денежную реформу, Витте использовал способ понижения золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля, благодаря чему удалось на несколько лет закрепить установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Денежная реформа Витте противоречила интересам помещиков, экспортировавших хлеб, но была выгодна промышленному капиталу, импортировавшему машины, и государству, которое платило большие проценты по займам. После введения Витте винной монополии государство снова получило огромную прибыль. Для активного развития экономики России он разумно использовал на практике два объективных фактора того периода: дешевизну капитала на Западе и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы.

Преемником Витте в экономике по праву считается Столыпин. Программа его реформ затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Столыпин разработал и реализовал реформу о добровольном переселении крестьян в районы Западной Сибири.

Роль государства в экономике страны еще больше возросла в годы Первой мировой войны, когда возникла острая необходимость в милитаризации экономики и улучшении снабжения армии. Для практического решения этих задач и усиления роли государства в управлении экономикой в 1915 г. созданы «Особые совещания» по обороне, по топливу, по перевозкам и по продовольствию.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г., когда владельцы заводов, фабрик, банков покинули страну, экономика осталась без управления. Переход большого количества предприятий в общественную собственность ставил перед Советом Народных Комиссаров (СНК) вопрос о способах управления ими. В поисках новых форм управления на микро и макроуровнях ВЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществляли ряд мер, наиболее принципиальными из которых являлись следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ); образование местных органов экономического управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *