федяево церковь троицы живоначальной
Экспедиция в прошлое: Грибоедовы, Мухин и таинственный меценат
Дорога к храму в вяземском Федяево
Храм в селе Федяево в Вяземском районе, наверное, один из самых известных в регионе руинированных объектов. И попасть я туда планировала уже давно.
Незаурядное произведение зодчества в стиле зрелого классицизма относится к интересному архитектурному типу двухколоколенных храмов. И дорога к нему, надо сказать, была не менее незаурядной и увлекательной.
Таинственный меценат
Здание церкви видно за несколько километров, так как стоит на высоком открытом месте. Но добраться до него оказалось не так уж и просто, если топать со стороны Нового Села, откуда прекрасно видна церковь.
Эти два селения разделяет река Вязьма и ее пойма. Но чья-то добрая душа проложила почти на весь путь километровый деревянный мостик-настил на сваях. Шириной в две-три доски, мостик вел нас к селу. Он был мокрый и скользкий, так как во время нашего путешествия моросил дождь.
В интернете я встречала фото этого храма в руинах 4–5-летней давности. Но, увидев его еще с Нового Села, я поняла, что храм активно реставрируют.
Вот уж третий год здесь идут работы. Мы застали на месте одного из работников, который голосом, полным таинственности, рассказал нам, что восстанавливается церковь на личные средства какого-то большого человека из Москвы. Фамилия этого человека так и осталась нам неизвестной. Кстати, одновременно реставрируются несколько церквей в России на деньги этого скромного и благородного мецената. Только для этого храма в реставрационные работы вложены не пять и даже не десять миллионов рублей.
Кстати, нам в этот день несказанно повезло, так как мы оказались там буквально за полчаса до погрузки на отправку в столицу снятых с куполов (вернее, с того, что от них осталось до момента реставрации) крестов. Их, по словам работника, отправляют сусалить. Он показал нам их. Кресты были надежно припрятаны в бытовке.
Вот, говорит, посмотрите, они все буквально побиты осколками снарядов и пуль.
И, действительно, так и есть. На сделанных мной фото хорошо видны характерные отверстия и сколы.
Грибоедовы и Мухин
А вот что пишет об этом удивительном месте член Союза краеведов России Алексей Пугачев на поисково-историческом форуме molbattle.ru, ссылаясь в своих записях на исследование А.А. Филипповой:
«Первое упоминание о Федяево как о владении Грибоедовых относится к 30–40-м годам XVII века. В это время имение принадлежало городовому воеводе-«вязьмитину» и помещику Андрею Михайловичу Грибоедову. Он являлся владельцем дома в Вязьме и был родным сыном М.Е. Грибоедова – родоначальника смоленской ветви грибоедовского рода, а по материнской линии – прямым предком автора знаменитой комедии «Горе от ума», доводясь ему прапрапрапрадедом. После смерти А.М. Грибоедова его поместья и вотчины перешли к его сыновьям Ивану и Алексею».
Но строителем каменного храма в Федяево стал в 1795 году правнук А.М. Грибоедова – М.М. Грибоедов.
После его смерти федяевское имение было продано. С середины XIX века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года село Федяево являлось собственностью графов Рибопьеров. Как правило, вот этими познаниями о селе и ограничивались исследователи.
Но не так давно наши краеведы отыскали очень любопытные сведения. Оказывается, М.М. Грибоедов строительство храма не завершил. В Государственном архиве Смоленской области хранятся записи федяевского священника Иоанна Барсова за 10 февраля 1904 года. В своем описании сельского прихода он сообщает о том, что строившийся в восьми верстах от уездного города Вязьмы, в селе Федяево Новосельской волости, новый каменный храм с 1795-го по 1830 год стоял без движения.
Лишь в 1830 году строительство было возобновлено и через год, в 1831 году, завершено.
И представьте себе, завершил это строительство, как уверяют краеведы, Ефрем Осипович Мухин. Да-да, признанный одним из основоположников русской медицины профессор Мухин. Благодаря его научным трудам из хирургии как самостоятельная дисциплина была выделена травматология, развивалась судебная медицина, получила широкое применение вакцинация.
Кстати, как сообщает в своих записях священник И. Барсов, после того как храм был достроен, два церковных придела были переименованы. Первоначально новый каменный храм в Федяево по традиции должен был унаследовать название своего деревянного предшественника – во имя святого архистратига Михаила. Но главный придел храма освятили во имя Святой Троицы, а придел Георгия Победоносца был переименован в честь святого Ефрема Сирина. Так было угодно Мухину.
Другой архивный документ из фондов РГИА, предоставленный автору Н.Г. Гурской, сообщает, что «2 февраля 1842 года действительный статский советник и кавалер Ефрем Осипович Мухин продал действительной статской советнице и кавалерственной даме и ее наследникам свободное от всякого долга и запрещения недвижимое имение… состоящее в Смоленской губернии Вяземского уезда в с. Федяево и дер. Гридино, Рябцево, Потапово, Долматово. всего 370 душ. ».
Сравнив два документа, можно установить, что профессор Мухин владел именем в селе Федяево с прилегающими к нему деревнями более 11 лет – в 1830–1842 годах.
Кстати, в год приобретения Мухиным имения под Вязьмой, в 1830 году, умерла его первая супруга Надежда Осиповна. На руках у Ефрема Осиповича осталось четверо детей – сын и три дочери.
Трудно сказать, чем было вызвано приобретение федяевского имения в такое очень непростое для него время. Но тем не менее мы должны знать, что вот такой весьма печальный факт в его семейной жизни совпал со вступлением во владение селом Федяево и завершением в нем строительства каменного храма.
Выжил и продолжает выживать
Троицкий храм в Федяево был закрыт в начале 1960-х годов. Хотя постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года Троицкая церковь усадьбы Федяево в Вяземском районе Смоленской области была внесена в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятник государственного (ныне федерального) значения.
Несмотря на это, храм сохранился до наших дней сильно разрушенным. А если прямо сказать – в аварийном состоянии. Теперь же, как было написано выше, реставрируется.
Троицкая церковь в Федяево пережила две Отечественные войны – 1812-го и 1941–1945 годов. Храм был действующим относительно долго. Его не повредила даже война 1812 года, хотя здесь проходили бои, не уничтожила война 1941–1945 годов, что удивительно, учитывая ожесточенные сражения в этих местах и размещение здания на высокой точке. В 1949 году в церкви еще проходили службы. Потом, в 1960-х годах, ее все-таки закрыли.
Кстати, есть сведения, что 30 июня 1910 года пожаром были повреждены стены храма, взломана железная крыша на храме и колокольнях, повреждены все купола и кресты на них; внутри храма иконостасы во многих местах были повреждены. Кроме этого, дотла сгорели церковная сторожка и здание церковно-приходской школы. Ни церковь, ни школа со сторожкой застрахованы не были. Уже в ноябре того года на восстановление храма выделил деньги граф Рибопьер.
Под Вязьмой таинственный меценат реставрирует храм
Смотрите фотогалерею по теме
Уважаемые читатели!
Если вы знаете что-либо, возможно не известное широкому кругу наших земляков, о подобных местах (руинированные и недействующие церкви и усадьбы в Смоленской области, другие уникальные объекты с интересной историей) и готовы поделиться с читателями «МК в Смоленске» своими историями, знаниями, наблюдениями и мыслями, свяжитесь с нами. Мы с удовольствием напишем об этом в нашей рубрике «Экспедиции в прошлое».
Наш электронный адрес: sima134@yandex.ru
Телефон редакции: +7 (4812) 38-62-06
Адрес: 214039, г. Смоленск, ул. Октябрьской Революции, 14а
Панель авторизации
Вязьма достопримечательности Автор: Просто Мария
Церковь Троицы Живоначальной в селе Федяево
Предлагаю вам прогулку по Церкви Троицы Живоначальной в селе Федяево, в которой в этом году начались реставрационные работы. Но для начала небольшая историческая справка.
Краткая история церкви Троицы Живоначальной в селе Федяево
В 1774 году сельцо Федяева перешло во владение помещику Михаилу Михайловичу Грибоедову, который в том же году построил здесь деревянную домовую церковь святого Архистратига Михаила, без колокольни. В 1774 году храм был освящен епископом Смоленским и Догоробужским Парфением. Деревянный храм просуществовал до 1830 года.
Когда и кем были освящен последний придел неизвестно, а первых два освящены в 1831 году, но с другими названиями. Вместо Архистратига Михаила стал придел Святой Троицы, а вместо Георгия Победоносца стал придел Ефрема Сирина. Так было угодно переименовать престолы действительному статскому советнику Ефрему Иосифовичу Мухину, который доканчивал устройство каменного храма. Кроме трех престолов, о которых упомянуто выше в 1880 году старанием крестьянина деревни Потапова Евсевием Тимофеевым с разрешения епископа Смоленского Иосифа, устроен четвертый придел иконы Божией Матери Скоропослушницы, теплый, в трапезном отделении. Этот придел был освящен 13 января 1880 года.
В Троицкий престол антиминс был выдан 1 июня 1831 года, епископом Иосифом; в придел Святителя Николая антиминс выдан 25 января 1861 года, епископом Антонием; в придел св. Ефрема Сирина антиминс выдан в 1861 году, епископом Иосифом; в придел иконы Божией Матери Скоропослушницы антиминс выдан в 1880 году, епископом Иосифом.
30 июня 1910 года пожаром были повреждены стены храма, обгорели некоторые рамы и боковая дверь, взломана железная крыша на храме и колокольнях, обгорели деревянные стропила, повреждены все купола и кресты на них; внутри храма престолы сдвинуты с места, иконостасы во многих местах повреждены. Кроме этого дотла сгорели церковная сторожка и здание церковно-приходской школы. Ни церковь, ни школа со сторожкой застрахованы не были. Граф Рибопьер выделил средства на восстановление и уже 30 ноября 1910 года, в день памяти Апостола Андрея Первозванного, храм был освящен.
Троицкую церковь, выпавшую из поля зрения исследователей, можно причислить к выдающимся образцам отечественной архитектурной школы. Тем тяжелее наблюдать ее нынешнее состояние. Храм был действующим относительно долго. Его не повредила война, что удивительно, учитывая ожесточенные сражения в этих местах и размещение здания на высокой точке. В 1949 г. в церкви еще проходили службы. Потом, в 1960-ч годах, ее закрыли, и за прошедшие полвека памятник пришел в аварийное состояние. Полностью отсутствует перекрытие трапезной, серьезные обрушения на сводах основного храма, наверху уже успели вырасти деревья.
Из другого источника известно, что заканчивал строительство храма Ефрем Осипович Мухин (1766—1850) — русский врач, хирург, анатом, физиолог, основоположник российской травматологии. Заслуженный профессор и декан медицинского факультета Императорского Московского университета, действительный статский советник.
Как уже сказано, закончив строительство и обустройство церкви в Федяево, Ефрем Осипович не просто ее переименовал в Троицкую. Обратим внимание, что один из пределов храма он повелел назвать в честь своего небесного покровителя Ефрема Сирина. Этот святой является автором многих сочинений, но главное то, что в своих проповедях Ефрем Сирин нередко говорил о пользе знания и образования, которое, по его выражению, «выше богатства». А стремление к знаниям и желание дать образование другим у Ефрема Осиповича Мухина было основным смыслом его жизни.
Этот факт более чем красноречиво говорит не только о материальном достатке, который получал из своего крепостного имения Е.О.Мухин, но прежде всего, о его духовной связи именно с этим уголком вяземской земли. Такие названия эта церковь сохранила и до наших дней.
Вот такой не стираемый веками след оставил в истории села Федяево профессор и основоположник русской медицины Е.О. Мухин.
Трудно сказать, чем было вызвано приобретение Федяевского имения в такое очень непростое для него время. Но, тем не менее, мы должны знать, что вот такой весьма печальный факт в его семейной жизни совпал со вступлением во владение селом Федяево и завершением в нем строительства каменного храма.
Федяево. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Стоит на высоком открытом месте над долиной небольшой речки. Крупное здание в формах классицизма, построенное в 1795 г. на средства М.М. Грибоедова, хорошо обозримо со всех сторон на несколько километров. Кирпичные стены оштукатурены и побелены, карнизы и капители белокаменные.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, Наука, 2001 г.
В 1774 году сельцо Федяева перешло во владение помещику Михаилу Михайловичу Грибоедову, который в том же году построил здесь деревянную домовую церковь святого Архистратига Михаила, без колокольни. В 1774 году храм был освящен епископом Смоленским и Догоробужским Парфением. Деревянный храм просуществовал до 1830 года.
В Троицкий престол антиминс был выдан 1 июня 1831 года, епископом Иосифом; в придел Святителя Николая антиминс выдан 25 января 1861 года, епископом Антонием; в придел св. Ефрема Сирина антиминс выдан в 1861 году, епископом Иосифом; в придел иконы Божией Матери Скоропослушницы антиминс выдан в 1880 году, епископом Иосифом.
30 июня 1910 года пожаром были повреждены стены храма, обгорели некоторые рамы и боковая дверь, взломана железная крыша на храме и колокольнях, обгорели деревянные стропила, повреждены все купола и кресты на них; внутри храма престолы сдвинуты с места, иконостасы во многих местах повреждены. Кроме этого дотла сгорели церковная сторожка и здание церковно-приходской школы. Ни церковь, ни школа со сторожкой застрахованы не были. Граф Рибопьер выделил средства на восстановление и уже 30 ноября 1910 года, в день памяти Апостола Андрея Первозванного, храм был освящен.
Троицкую церковь, выпавшую из поля зрения исследователей, можно причислить к выдающимся образцам отечественной архитектурной школы. Тем тяжелее наблюдать ее нынешнее состояние. Храм был действующим относительно долго. Его не повредила война, что удивительно, учитывая ожесточенные сражения в этих местах и размещение здания на высокой точке. В 1949 г. в церкви еще проходили службы. Потом, в 1960-ч годах, ее закрыли, и за прошедшие полвека памятник пришел в аварийное состояние. Полностью отсутствует перекрытие трапезной, серьезные обрушения на сводах основного храма, наверху уже успели вырасти деревья.
Троицкая церковь является незаурядным произведением архитектуры зрелого классицизма. Относится к архитектурному типу двухколоколенных храмов. Уверенное использование современных архитектурно-композиционных приемов говорит о профессиональном уровне лежавшего в основе здания проекта. Памятник играет большую роль в окружающем пейзаже.
В литературе встречаются две различные даты создания памятника. А. Санковский датирует Троицкую церковь 1795 г. и заказчиком ее считает владельца поместья надворного советника М.М. Грибоедова. Иную датировку приводит И. Белогородцев – 1825 г. Он также предполагает, что автором постройки был смоленский губернский архитектор М.И. Слепнев.
Стилистически все части здания не являются вполне однородными. Например, фасадный декор колоколен и трапезной заметно отличается и по деталям и по своему характеру от декора самого храма. Кроме главного алтаря в летнем храме существовали престолы во имя св. Николая и Ефрема Сирина, в трапезной – Богоматери Скоропослушницы. Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника. Памятник хорошо сохранил основные архитектурные формы. Возможно, более поздними являются завершающие купола кресты на тонких шпилях. Значительно утрачены кровли и местами идет активное разрушение кирпичной кладки. Не сохранилось декоративное убранство интерьера.
Памятник расположен на невысоком холме среди открытой ровной местности. Его монументальный объем играет большую роль в пейзаже. Тип здания представляет собой классицистический вариант пятиглавой крестовокупольной постройки. План церкви симметричен относительно продольной оси В-З. К квадрату храма примыкает более узкая прямоугольная трапезная, западный торец которой фланкирован двумя квадратными колокольнями, образовавшими на западном фасаде здания лоджию, закрытую выступающим четырехколонным тосканским портиком. Такие же портики, завершенные треугольными фронтонами, поставлены в центре восточного фасада и на центральной поперечной оси храма. К своеобразным чертам планировочной структуры следует отнести отсутствие алтарного выступа.
Объемно-пространственная композиция здания строится на сочетании «базиликального» и центрического начал, что приводит к резко различной характеристике его основных фасадов. Базиликальное начало представлено вытянутостью плана, центрическое – полностью главенствует в композиции основной части постройки – летнего храма. Приземистый четырехгранник последнего несет в своей центральной части двенадцатиоконную ротонду, завершенную куполом, который увенчан как бы коротким барабаном каннелированной колонны. На углах основного объема храма поставлены невысокие четверики со срезанными углами, перекрытые плоскими купольными кровлями. Они заменяют здесь более традиционные цилиндрические барабаны глав. Между ними расположены фронтоны портиков. Все это создает мерный спокойный ритм пирамидальной композиции храма, согласованный центричностью его плана. Противоположенный западный конец продольной оси здания завершен двухколоколенной композицией с портиком между колокольнями. Однако композиционное значение колоколен, каждая из которых составлена из высокого нижнего четверика и четверикового же яруса звона, все же недостаточно, чтобы полностью уравновесить мощный объем храма на восточном конце продольной оси. В организации архитектурных масс здания велико значение равновысотности слагающих их объемов, что подчеркнуто линиями горизонтальных членений. Так карниз первых ярусов колокольни расположен в том же уровне, что и карнизы угловых барабанов и вершины фронтонов и цоколь световой ротонды храма. Венчающему карнизу ротонды соответствует карниз второго яруса колоколен, исключая объемы колоколен. Исключая объемы колоколен в одном уровне проходит по всему периметру церкви антаблемент нижнего яруса. На одной линии находятся и верхние обрезы оконных и дверных проемов первого света.
Композиции основных фасадов главных объемов памятника симметричны относительно своих центральных вертикальных осей. Облик фасадов памятников активно формируют в первую очередь крупные тосканские портики. Наиболее полно проявившиеся в них ордерное начало в той или иной степени отразилось и на остальных декоративных фасадных формах. Однако элементы тосканского ордера в архитектуре Троицкой церкви не всегда соответствуют канону: к примеру, метопы фриза портиков превратились в своеобразные филенки, «капельки» под триглифами включены в проходящую под фризом тягу. Весьма упрощенно трактованы капители пилястр в простенках окон световой ротонды и на гранях ярусов звона колокольни. Оригинальными наугольными филенками обработаны углы четверика храма. Все оконные проемы нижнего яруса имеют прямоугольную форму. Проемы с полуциркульной арочной перемычкой преобладают в венчающих объемах здания. Таковы проемы звона колоколен, оконные отверстия большого и малых барабанов храма. Характерная для зрелого классицизма полуциркульная трехчастная арка – ниша помещена в тимпане западного фронтона. Наиболее последовательно система фасадного декора, свойственная русской архитектуре нач. ХIХ в., осуществлена на фасадах летнего храма. Наличники же окон трапезной близки еще к позднебарочным образцам, а декор колоколен кажется излишне измельченным (показателен архаичный пояс мелких сухариков в карнизах 1 ярусов колокольни).
В интерьере храма доминирует высокое и светлое подкупольное центральное пространство. Переход от подкупольного квадрата, образованного четырьмя столпами с переброшенными между ними пониженными подпружными арками; осуществлен при помощи парусов. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами на распалубках. Закрестья перекрыты малыми полусферичскими куполами. Центричность внутреннего пространства несколько нарушают стены, расположенные вдоль оси В-З, которые изолируют угловые ячейки от восточного и западного рукавов креста. Возможно, такое решение отчасти диктовалось тем, что в восточных угловых ячейках находились приделы Николая святителя и Ефрема Сирина. Декоративная отделка интерьера храма сводится к сильно выступающему карнизу вокруг светового кольца ротонды купола и капителям столпов в уровне пят подпружных арок. Арочным проемом храм соединен с бестолпной трапезной, перекрытой плоским деревянным потолком. На верхние яруса колоколен вели деревянные винтовые лестницы, устроенные в круглых по плану колодцах.
Размер кирпича: 30х15х8 см., в отделке фасадов широко применен белый камень, стены оштукатурены и побелены. Железные кровли уложены по деревянной обрешетке. Основные габариты плана 22х37 м.
«Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г.
Федяево, 8 км от г. Вязьмы (Вяземский район). Вотчина дворян Грибоедовых известна с 1730-х гг., владели: A.M. Грибоедов, затем И.А. Грибоедов, во второй половине XVIII в. сын статский советник М.И. Грибоедов, затем его сын надворный советник М.М. Грибоедов (жена кнж. Н.В. Прозоровская). В середине XIX в. усадьба продана мемуаристу гр. А.И. Рибопьеру (1781-1865, жена Е.М. Потёмкина, ум. в 1872 г.), ему наследовал сын действительный статский советник гр. И.А. Рибопьер (ум. в 1871 г., жена кнж. С.В. Трубецкая), затем — его сын меценат, основатель Олимпийского движения в России, гр. Г.И. Рибопьер (1854-1916).
Сохранились заброшенная Троицкая церковь 1795 г. в стиле классицизм, построенная вместо прежней деревянной; длинная липовая аллея по обваловке парка по одной стороне каре и несколько лип по другой стороне, напротив церкви; ещё по одной стороне каре растут акации, в его середине пруд, обсаженный липами.
А.Б. Чижков, Н.Г. Гурская «Смоленские усадьбы», каталог 2009 г.
Церковь Троицы Живоначальной в селе Федяево
Предлагаю вам прогулку по Церкви Троицы Живоначальной в селе Федяево, в которой в этом году начались реставрационные работы. Но для начала небольшая историческая справка.
Краткая история церкви Троицы Живоначальной в селе Федяево
В 1774 году сельцо Федяева перешло во владение помещику Михаилу Михайловичу Грибоедову, который в том же году построил здесь деревянную домовую церковь святого Архистратига Михаила, без колокольни. В 1774 году храм был освящен епископом Смоленским и Догоробужским Парфением. Деревянный храм просуществовал до 1830 года.
Когда и кем были освящен последний придел неизвестно, а первых два освящены в 1831 году, но с другими названиями. Вместо Архистратига Михаила стал придел Святой Троицы, а вместо Георгия Победоносца стал придел Ефрема Сирина. Так было угодно переименовать престолы действительному статскому советнику Ефрему Иосифовичу Мухину, который доканчивал устройство каменного храма. Кроме трех престолов, о которых упомянуто выше в 1880 году старанием крестьянина деревни Потапова Евсевием Тимофеевым с разрешения епископа Смоленского Иосифа, устроен четвертый придел иконы Божией Матери Скоропослушницы, теплый, в трапезном отделении. Этот придел был освящен 13 января 1880 года.
В Троицкий престол антиминс был выдан 1 июня 1831 года, епископом Иосифом; в придел Святителя Николая антиминс выдан 25 января 1861 года, епископом Антонием; в придел св. Ефрема Сирина антиминс выдан в 1861 году, епископом Иосифом; в придел иконы Божией Матери Скоропослушницы антиминс выдан в 1880 году, епископом Иосифом.
30 июня 1910 года пожаром были повреждены стены храма, обгорели некоторые рамы и боковая дверь, взломана железная крыша на храме и колокольнях, обгорели деревянные стропила, повреждены все купола и кресты на них; внутри храма престолы сдвинуты с места, иконостасы во многих местах повреждены. Кроме этого дотла сгорели церковная сторожка и здание церковно-приходской школы. Ни церковь, ни школа со сторожкой застрахованы не были. Граф Рибопьер выделил средства на восстановление и уже 30 ноября 1910 года, в день памяти Апостола Андрея Первозванного, храм был освящен.
Троицкую церковь, выпавшую из поля зрения исследователей, можно причислить к выдающимся образцам отечественной архитектурной школы. Тем тяжелее наблюдать ее нынешнее состояние. Храм был действующим относительно долго. Его не повредила война, что удивительно, учитывая ожесточенные сражения в этих местах и размещение здания на высокой точке. В 1949 г. в церкви еще проходили службы. Потом, в 1960-ч годах, ее закрыли, и за прошедшие полвека памятник пришел в аварийное состояние. Полностью отсутствует перекрытие трапезной, серьезные обрушения на сводах основного храма, наверху уже успели вырасти деревья.
Из другого источника известно, что заканчивал строительство храма Ефрем Осипович Мухин (1766—1850) — русский врач, хирург, анатом, физиолог, основоположник российской травматологии. Заслуженный профессор и декан медицинского факультета Императорского Московского университета, действительный статский советник.
Как уже сказано, закончив строительство и обустройство церкви в Федяево, Ефрем Осипович не просто ее переименовал в Троицкую. Обратим внимание, что один из пределов храма он повелел назвать в честь своего небесного покровителя Ефрема Сирина. Этот святой является автором многих сочинений, но главное то, что в своих проповедях Ефрем Сирин нередко говорил о пользе знания и образования, которое, по его выражению, «выше богатства». А стремление к знаниям и желание дать образование другим у Ефрема Осиповича Мухина было основным смыслом его жизни.
Этот факт более чем красноречиво говорит не только о материальном достатке, который получал из своего крепостного имения Е.О.Мухин, но прежде всего, о его духовной связи именно с этим уголком вяземской земли. Такие названия эта церковь сохранила и до наших дней.
Вот такой не стираемый веками след оставил в истории села Федяево профессор и основоположник русской медицины Е.О. Мухин.
Трудно сказать, чем было вызвано приобретение Федяевского имения в такое очень непростое для него время. Но, тем не менее, мы должны знать, что вот такой весьма печальный факт в его семейной жизни совпал со вступлением во владение селом Федяево и завершением в нем строительства каменного храма.