феодоровская икона божией матери в городце

Городецкая святыня – икона Божией Матери Фёдоровская

Одна из главных святынь нашей земли — икона Божией Матери Фёдоровская. В начале прошлого века она находилась в мужском Фёдоровском монастыре. В 1930-е годы, в пору жестоких гонений на православную церковь икона же чудом сохранилась от поругания и попала в краеведческий музей, где хранится до сего дня.

Городецкая икона является списком чудотворного образа, уже много веков находящегося в Костроме. До Октябрьской революции Фёдоровская Божия Матерь особо почиталась как патрональная икона царствующего дома Романовых. И городчане гордились тем, что эта реликвия, по легенде, происходила из древнего Городца.

Как гласит предание (а оно бытовало в самой Костроме), в XIII веке в Городце хранилась чудотворная икона Богородицы. После нашествия Батыя она чудом перенеслась из разоренного татарами города и оказалась в Костроме. Там икона была обретена вновь, помещена в церковь Фёдора Стратилата и стала называться Фёдоровская. Икона осталась в Костроме навсегда, и уже список с этой реликвии городчане вернули в свой город.

Список Фёдоровской иконы находился в названном в её честь Городецком мужском Фёдоровском монастыре. Икона была главной православной святыней нашего города. Считается, что однажды она спасла от эпидемии холеры г.Балахну. В память об этом с 1830 года в Балахне во время Петровского поста проводились крестные ходы с этой иконой. Совершались они и в других местах — в частности, для поклонения верующих икону возили на подворье монастыря в Нижний Новгород, по селениям Балахнинского и смежным с ним уездов.

В годы Советской власти монастырь был закрыт (1927 г.), а после и вовсе разрушен. К счастью, уцелел один из списков Фёдоровской иконы, который был передан в музей. Правда, история экспоната ещё до конца неизвестна, поскольку в Фёдоровском монастыре могло быть несколько списков чудотворного образа.

Искусствоведы датируют хранящуюся в музее икону второй половиной XIX века. Она двусторонняя. На одной её стороне в среднике написан образ Богоматери с Младенцем. Христос в золотых одеждах сидит на правой руке Богородицы, его правая ножка согнута и обнажена по колено. Спаситель прижимается к Матери щекой, а левой рукой обнимает её за шею. Изображение Богоматери с Младенцем обрамлено золотой рамой, окруженной по сторонам серафимами. В углах вписаны символы евангелистов: ангел, орёл, телец, лев.

По периметру иконы располагаются 16 клейм с пояснительными текстами. В них повествуется о чудесах, совершенных иконой в Костроме в XIII веке. Те, кто знаком со сказанием о чудотворной иконе Фёдоровской, без труда узнают эти сюжеты: обретение иконы костромским князем Василием, чудесное спасение её во время пожаров в храме Фёдора Стратилата и спасение жителей Костромы от нашествия татар. Искусствоведы предполагают, что этот образ был написан во второй половине XIX столетия на более раннем изображении. Но какой сюжет оказался записанным — сегодня определить невозможно.

На оборотной стороне иконы написан Фёдоровский монастырь — таким, каким он был в конце XIX века. Под изображением надпись: «ВИД ФЕОДОРОВСКАГО ГОРОДЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ написася сия в 1900 году тщанием иеромонаха Апполинария, живописцем псаломщик села Лисьей Поляны, Васильскаго уезда Воскресенской вол. Вуколом М. Федоровским». В правом верхнем углу сквозь красочный слой просматривается надпись: «СВ. ГЕОРГIЙ ВСЕВОЛОД». Это позволяет предположить, что изображение монастыря также является записью более раннего сюжета. К сожалению, нет сведений о том, когда и при каких обстоятельствах эта икона оказалась в Городецком музее. В книгу поступлений она была записана в 1953 году.

Став частью музейного фонда, икона была взята под охрану государства. Но в советское время в музеях можно было выставлять только те произведения иконописи, которые были признаны шедеврами древнерусского изобразительного искусства. Поэтому много лет список Фёдоровской иконы находился в музейной экспозиции лишь как иллюстрация городецкого монастыря. Лицевая сторона реликвии была повернута к стене и оказалась недоступна для посетителей.

В 1988 году икона «Богоматерь Феодоровская с чудесами образа» заняла достойное место на музейной выставке. Поначалу она экспонировалась среди археологических находок XII–XIV вв. и казалась такой же древней. На очень тёмной иконе неясно проступали лики Богородицы и Христа, в клеймах видны были только крупные детали изображений. Наличие пояснительного текста лишь угадывалось. Прочитать его полностью было невозможно.

Шли годы. Страна стала отмечать не только День независимости или очередной конституции, но и знаменательные даты своей многовековой истории. Одной из них является 14 марта 1613 года. В этот день в Костроме образом Фёдоровской Божией Матери был благословлен на царство молодой Михаил Фёдорович Романов — первый царь новой монаршей династии. Так закончилось Смутное время. Отныне чудотворная костромская икона — патрональная святыня царствующего дома Романовых, а в церковном календаре 14 марта — наряду с 16 августа — день празднования в честь иконы Фёдоровской Божией Матери. Почти 400 лет православные христиане отмечали это событие благодарственным молебном перед иконой.

Молебны перед городецкой иконой возобновились в 1999 году, они прошли прямо в музейном зале. Позднее такие службы стали проводиться регулярно 27 марта (или 14 марта по старому стилю). Сегодня богослужения привлекают всё большее число людей, которые в течение года приходят в музей поклониться почитаемому образу.

В последние годы возобновилась традиция крестных ходов с почитаемой святыней. Они проходят 29 августа (16 августа ст. ст.) — в день, когда церковь отмечает чудотворное обретение иконы Фёдоровской Божией Матери в Костроме. Крестный ход с иконой по улицам Городца и церковные службы в храме во имя Михаила Архангела дают возможность всем верующим поклониться святыне.

Быть может, почувствовав изменения, происходящие в сознании городчан, стала меняться и икона. Сегодня посетители музея видят просветленный образ Богородицы и Младенца. Некогда потемневшие рамки на иконах горят золотом. Проявились изображения в клеймах вплоть до мельчайших деталей (крохотные кресты на куполах и бахрома на одежде священников). Теперь без труда можно прочитать весь пояснительный текст, буквы светятся изнутри. Так происходит новое обретение иконы Пресвятой Богородицы Фёдоровской.

Источник

Икона Божией Матери Феодоровская

Празднование 14 / 27 марта, 16 / 29 августа

Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы увидели ту бездну, в которую нас тянули дореволюционные соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего; чтобы мы очистились, возродились и заткали ткань новой России. И потому нелепо нам гордиться тем, что мы-де «ничего не пересмотрели» и «ничему не научились», и еще нелепее нам опять «идти побираться под окнами» западной культуры, западной религиозности, философии и политики и выпрашивать себе «на бедность» черствые корки европейских рассудочных выдумок. Россия ждет от нас своего видения, своей веры, своей мысли и своей государственной формы. И мы должны готовиться к тому дню, когда рухнет в России засилье дьявола.

феодоровская икона божией матери в городце. Смотреть фото феодоровская икона божией матери в городце. Смотреть картинку феодоровская икона божией матери в городце. Картинка про феодоровская икона божией матери в городце. Фото феодоровская икона божией матери в городце
Икона Божией Матери Феодоровская. Празднование 14/27 марта, 16/29 августа

Свой рассказ о чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской мы не случайно начали со слов замечательного русского философа Ивана Александровича Ильина. Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.

Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.

Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас — Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х годах кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север — в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход.

В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После смерти князя в 1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали.

Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе. В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», — с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот привезла в Москву из Костромы сама инокиня Марфа.

Другие чудотворные списки с Феодоровской имелись в Вознесенском монастыре в Сызрани, в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, в Троицкой церкви в Казани (ее поставил туда святитель Гермоген), в Моршанске, Ярославле и во многих иных местах. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный, список с Феодоровской — в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.

Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.

В 1930-х годах костромской Успенский собор — место постоянного многовекового пребывания иконы — был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

Промыслительно, что когда рухнуло в России «засилье дьявола», возобновились и крестные ходы с Феодоровской иконой. И, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руки Алексий II, ходы эти «ныне приобретают государственное общероссийское значение».

До 2001 года Феодоровская икона ни разу не покидала пределов Костромской земли (за исключением 1940-х годов, когда ее реставрировал И.Э. Грабарь). В начале третьего тысячелетия чудотворная, издавна чтимая как нарочитая покровительница православной семьи и подрастающего поколения, с благословения предстоятеля Русской Православной Церкви навестила Москву и Екатеринбург, где освящала собою крупные православные молодежные форумы. Феодоровскую икону в этих длительных путешествиях сопровождал архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Московского Патриархата.

За время пребывания святыни в Москве и Екатеринбурге сотни тысяч православных смогли поклониться ей и получить благодатное утешение. В столицу Урала икона была доставлена по воздуху, и этот крестный ход сопровождался чудесными знамениями. Несмотря на очень плохую погоду, самолет со святыней на борту — единственный из десятков других — сумел совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев. Событие это, учитывая историческую и духовную связь иконы с царской семьей, несомненно, имеет глубокое символическое значение.

Затем святыню по просьбе епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (уроженца Костромы) привозили на Север по случаю празднования трехсотдвадцатилетия Архангельской и Холмогорской епархии. После Божественной литургии в кафедральном соборе Костромы святыня торжественно отбыла в Ярославль, где около четырех часов находилась в Феодоровском кафедральном соборе: ей пришли поклониться тысячи православных. Для доставки святыни в Архангельск руководство Северной железной дороги выделило два специальных вагона. На набережной Северной Двины в Архангельске состоялся молебен перед святыней. Знаменательно, что это был первый крестный ход по улицам Архангельска после 1917 года. В кафедральном Свято-Ильинском соборе Феодоровская икона находилась два дня, за это время ей поклонилось более ста тысяч архангелогородцев. А затем чудотворная была доставлена по воздуху в Соловецкую обитель. Как сказал по этому случаю еписком Александр, «нет, наверное, на Русской земле места, в котором бы в такой степени были сконцентрированы беззакония революционной стихии. Соловецкая земля — это живой антиминс, обагренный кровью праведной. Общество отвергло от себя соловецких узников, а вместе с ними отвергло и те духовные начала, на которых веками основывалось Российское государство, начала христианские. Но время ясно показало, что без истинных духовных ценностей невозможно построить благополучное общество, это будет «дом на песке». Поэтому нынешнее пребывание чудотворной покровительницы Российской державы на Соловках можно расценивать как акт покаяния, аналогичный прошлогоднему крестному ходу со святыней в Екатеринбурге».

В крестных ходах с Феодоровской иконой приняли участие многие сотни тысяч людей. Воистину это был подлинный акт великого всенародного покаяния. Россия возрождается — сначала духовно, затем, будем надеяться, экономически. Для России, удела Пресвятой Богородицы, важнее всего вернуться к своим духовным корням и выйти на собственную дорогу. Об этом и писал великий русский мыслитель И.А. Ильин.

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матерее, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебного образа, днесь боя вися нам пресветлое великое солнце, придите, вся богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неосудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.

О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушаяся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О Премилосердая Госпоже Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам бытии Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшегося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей, к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастей, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и надежда, покров, и помощь, и заступление, радость, и утешение, и скорая во всем Помощница. О чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе без Твоея всесильные помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.

Источник

Городецкая святыня

Исторический очерк
о списке чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Список (копия) чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери — одна из главных святынь Городецкой земли. Сама древняя икона уже много веков находится в Костроме. До революции она хранилась в городском соборе Успения Пресвятой Богородицы, ныне — в Богоявленском женском монастыре. Чудотворный образ Феодоровской Божией Матери был особо почитаем в Русской Православной Церкви как патрональная икона царствующего дома Романовых. Какова же историческая связь этой святыни с нашим городом?

Согласно бытовавшей в Костроме легенде, в XIII веке в Городце хранилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. После нашествия полчищ Батыя она чудесным образом перенеслась из разорённого города и оказалась в костромском лесу. Там икона явилась князю Василию во время охоты, с почестями была перенесена в городской храм Феодора Стратилата. По нему она получила название «Феодоровская» и навсегда осталась в Костроме. По преданию, узнав о спасении почитаемого образа Богородицы, список с него городчане перенесли из Костромы в свой город — в монастырь, также названный Феодоровским.

Древняя история городецкого образа и монасытря, где он находился, доподлинно неизвестны. Обитель возобновили в селе Городце в 1700 году. Феодоровская икона Божией Матери стала её главной святыней. Считается, что в 1830 году она спасла от эпидемии холеры город Балахну. В память об этом в дни Петровского поста балахнинцы проводились крестные ходы с этой иконой. Совершались они и в других местах — для поклонения икону возили на подворье монастыря в Нижний Новгород, по селениям Балахнинского и смежным с ним уездов.

Спустя десятиление после революции, в 1927 году Городецкий Фёдоровский монастырь закрыли. Не спасло обитель даже предание о смерти в ней 14 ноября (ст. стиля) 1263 года Александра Невского. К середине XX века колокольни монастыря, храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери и храм и во имя святого благоверного князя Александра Невского — всё было разрушено.

К счастью, один из монастырских списков Феодоровской иконы уцелел. В книгу поступлений музея он был записан в 1953 году под номером ГРМ 18. Обстоятельства его передачи в музей остались неизвестны. Искусствоведы датируют этот экспонат второй половиной XIX века. Икона довольно большого размера, двусторонняя. На лицевой стороне в среднике написан образ Богоматери с Младенцем, а в полях (клеймах) — сюжеты Сказания о Феодоровской иконе. Христос в золотых одеждах сидит на правой руке Богородицы, его правая ножка согнута и обнажена по колено. Спаситель прижимается к Матери щекой, а левой рукой обнимает её за шею. Изображение Богоматери с Младенцем обрамлено золотой рамой, окружённой по сторонам серафимами. В углах вписаны символы евангелистов: ангел, орёл, телец, лев.

В полях иконы располагаются 16 клейм с текстами, которые повествуют о чудесах, совершённых иконой в Костроме в XIII веке. Те, кто знаком со Сказанием, без труда узнают эти сюжеты: обретение иконы костромским князем Василием, чудесное спасение её во время пожаров в храме Феодора Стратилата, избавление Костромы от нашествия татар и другие.

На оборотной стороне иконы написан Феодоровский монастырь. Под изображением надпись: «ВИД ФЕОДОРОВСКАГО ГОРОДЕЦКАГО МОНАСТЫРЯ написася сия в 1900 году тщанием иеромонаха Апполинария, живописцем псаломщик села Лисьей Поляны, Васильскаго уезда Воскресенской вол. Вуколом М. Федоровским».

В правом верхнем углу сквозь красочный слой просматривается надпись: «СВ. ГЕОРГIЙ ВСЕВОЛОД». Это значит, что изображение монастыря является записью более раннего сюжета.

Став частью музейного фонда, икона была взята под охрану государства. Но в советское время в музеях можно было выставлять только произведения иконописи, признанные шедеврами древнерусского изобразительного искусства. Поэтому много лет список Феодоровской иконы находился в музейной экспозиции лишь как иллюстрация разрушенного монастыря. Икона демонстрировалась оборотной стороной — с общим видом Феодоровской обители и пояснительной этикеткой о том, что на этом месте в 1263 году умер Александр Невский. Лицевая сторона реликвии была повёрнута к стене и на долгое время оказалась недоступна для посетителей.

В 1988 году икона заняла достойное место на выставке музея. Поначалу она экспонировалась среди археологических находок XII–XIV веков и казалась такой же древней. На очень тёмной иконе неясно проступали лики Богородицы и Христа, в клеймах видны были только крупные детали изображений. Наличие пояснительного текста лишь угадывалось. Прочитать его полностью было невозможно.

Шли годы. Страна стала отмечать не только день очередной конституции, но и знаменательные даты своей многовековой истории. Одной из них является 14 марта 1613 года. По преданию, в этот день в Костроме образом Феодоровской Божией Матери был благословлён на царство молодой Михаил Фёдорович Романов — первый царь новой монаршей династии. Смутное время закончилось. Отныне чудотворная костромская икона — патрональная святыня царствующего дома Романовых, а в церковном календаре 14 марта — наряду с 16 августа — день её празднования. Почти 400 лет православные христиане отмечали это событие благодарственным молебном перед иконой. В 1999 году молебны перед городецкой иконой возобновились, они прошли в одном из музейных залов. Позднее такие службы стали проводиться регулярно 27 марта (14 марта старого стиля). Сегодня богослужения перед Феодоровской иконой привлекают всё большее число людей, которые в течение года приходят в музей поклониться почитаемому образу.

Быть может, почувствовав изменения в сознании городчан, стала меняться и икона. Ещё до её реставрации посетители заметили просветление образа Богородицы и Младенца. Некогда потемневшие рамки на иконах загорелись золотом. Проявились изображения в клеймах — вплоть до мельчайших деталей (крохотные кресты на куполах и бахрома на одежде священников). Стало возможным без труда прочесть весь текст, буквы словно засветились изнутри. Так происходило новое обретение иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской. Однажды верующие взяли почитаемый образ и в крестный ход по улицам Городца. Это было событием, повторившимся заново спустя почти целое столетие.

Музейная икона Божией Матери «Феодоровская» давно нуждалась в реставрации, и вот летом 2006 года этот долгожданный момент наступил. В течение двух недель над ней работали специалисты из Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (ректор Глазунов И.С.).

Икона прошла все этапы научной реставрации. В первую очередь было проведено местное укрепление левкаса и красочного слоя от дальнейшего разрушения. Затем шло подведение левкаса, удаление с иконы слоя потемневшей олифы и загрязнений. В пределах утрат художники провели тонирование: повреждённые фрагменты масляной живописи очень аккуратно и осторожно были поновлены акварелью Лёгкая акварельная краска выбрана специально — чтобы не записать авторское изображение и не превратить научную реставрацию иконы в её переписывание.

Над иконой кропотливо трудились студенты факультета реставрации РАЖВиЗ Ермакова Ю., Карпова Н., Борисенко А. и Носова Е. Руководил ими преподаватель Савидов И.А. Специалисты выяснили, что на лицевой стороне под слоем масляной живописи XIX века читается более раннее изображение Богородицы с Младенцем, написанное темперой. Неужели перед нами та самая икона, что была написана для Городецкого монастыря в момент его возобновления, в начале XVIII века, и считавшаяся его главной святыней?

Феодоровская икона требует дальнейшего изучения. На взгляд специалистов, нераскрытое письмо обладает высоким художественным уровнем. С помощью рентгеноскопии, возможно, удастся проявить первоначальное изображение.

В сентябре 2009 года Феодоровский мужской монастырь в Городце был создан заново. Икона, хранившаяся в Городецком краеведческом музее, сыграла в этом свою особую, духовную роль. Накануне возобновления монастыря многие верующие надеялись, что почитаемый образ Богородицы вернётся туда из экспозиции музея. Однако по разным причинам этого не случилось. Тем не менее, Феодоровская икона Божией Матери со Сказанием по-прежнему занимает почётное место на выставке музейных икон.

Каждый посетитель музея может видеть этот список чудотворного образа Пресвятой Богородицы — подлинную святыню Городецкой земли и уникальный памятник православной культуры.

В истории музейного списка Феодоровской иконы остаётся много неизученных вопросов. Один из них — это судьба оклада для иконы. Описаний его встретить пока не удалось, однако в интернете опубликован уникальный снимок Дмитриева Максима Петровича, датированный 1894 годом. Весьма вероятно, что этот оклад покрывал именно ту икону, что хранится ныне в Городецком краеведческом музее.

Примечательно, что фото Дмитриева М.П. — не единственное, запечатлевшее Феодоровую икону со Сказанием, украшенную богатым окладом. Репродукция второго подобного фотоснимка выставлена в экспозиции музея современного Городецкого монастыря. Автора и дату этого снимка предстоит выяснить.

Использованы фотографии
Лузина О., Мокровского М., Попова А.

Литература

• Бахарева Н.Н. Древняя Городецкая икона Богородицы: вопросы истории и иконографии // Городецкие чтения. Вып. 4. Городец, 2003. С. 111–125
• Бахарева Н.Н. Об иконографических источниках образа «Богоматерь Фёдоровская» // V Городецкие чтения. Городец, 2004. С. 52–60
• Галай Ю.Г. Фёдоровский монастырь / Городецкая старина. Вып. 2. Городец, 1994
• Егорькова И.А. Александр Невский и Городецкий Фёдоровский монастырь: легенда и история // Городецкие чтения. Вып. 4. Городец, 2003. С. 56–62
История Феодоровскаго Городецкаго монастыря (Нижегородской губ.) СПб., 1913. Репринтное воспроизведение 2002 год
• Щеголева Е.В. Царица Небесная. Иконы Пресвятой Богородицы, молитвы, предания. М., 2003. С. 223–227
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери / Издание Костромской епархии Русской Православной Церкви (буклет)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *