фиктивная прописка ответственность судебная практика
Что такое фиктивная прописка, как осуществляется проверка регистрации по месту жительства? Способы мошенничества
Законодательство РФ упразднило прописку, которая раньше была обязательной нормой, но не отменило процедуру обязательной регистрации по месту жительства или по адресу временного пребывания. Для иностранных граждан и россиян, которые меняют свой адрес жительства, существуют определенные сроки постановки на регистрационный учет. При его несоблюдении к нарушителям применяются административные меры, а к иностранцам применяются более жесткие наказания – выдворение из страны.
Все вместе это привело к многочисленным фальсификациям, в частности, многие люди, прописываются в домовладения фиктивно. Однако это прямое нарушение действующего законодательства, которое относится к уголовным преступлениям.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Что такое фиктивная регистрация человека по месту жительства?
Фиктивной называется такой вид регистрации, при котором владелец квадратных метров или регистрируемое лицо предоставляют заведомо ложную информацию. Она может выражаться в предоставлении подложных бланков, искаженных личных данных. Под фиктивностью также понимается прописка, при которой регистрируемое лицо не намерено проживать в помещении.
Нередко случаются и обратные ситуации, в которых собственник жилплощади отказывается предоставлять зарегистрированному доступ в помещение. Это также считается нарушением и признает прописку фиктивной.
Суть регистрационного учета заключается в необходимости проживания по адресу прописки. Это позволяет вести статистический, правовой, миграционный и другие виды учета.
Ответственность
Фиктивная регистрация – это понятие не новое. Она практиковалась в тех или иных проблемах всегда, но до 2013 года за это нарушение грозило административная ответственность, что существенно снижало риски и собственника и прописанного. Но с начала 2013 года правонарушение было переквалифицировано и ужесточено, в соответствии с законом «о резиновых квартирах». Оно стало классифицироваться как уголовное деяние и регулируется статьей 322.2 УК РФ.
При подтверждении факта незаконной регистрации виновные наказываются:
Когда можно избежать ответственности и как это сделать?
В пункте 3 статьи 322.2 УК РФ есть примечание, которое разъясняет, в каких случаях человек может избежать уголовного наказания. Приведены два основания для освобождения от ответственности – способствование раскрытию и отсутствие в действиях состава преступления.
Исходя из сложившейся на сегодня судебной практики, можно утверждать, что правонарушение не повлечет последствий, если:
Не привлекут к ответственности и тех, кто всячески способствовал раскрытию преступления и не уличен в преступных намерениях по отношению ко второму участнику фиктивной сделки.
Можно ли осуществить проверку регистрации и на каких основаниях?
Прописка, кроме фактических неудобств при ее оформлении, имеет и ряд положительных сторон. Так, лицо имеющее регистрацию, может претендовать на получение ряда льгот и субсидий, действующих на территории указанного территориального округа. Для иностранных граждан прописка вообще открывает все двери. Они могут трудоустраиваться, получать медицинскую помощь и многое другое.
Проверка регистрации не имеет массового характера. Не стоит бояться, что в каждую квартиру придут представители власти с проверкой. Обычно прописка проверяется на основании выявленных фактов. Основаниями для проверок могут стать поступившие жалобы или запросы от сторонних лиц. Проверить подлинность регистрации могут только представители уполномоченных органов (где и как можно получить сведения об адресе постоянной прописки?).
Кто инициирует проверку?
Инициаторами проверки регистрации и ее соответствия действительности могут стать:
Во всех случаях процедура требует официально поданного запроса на проведение проверки. При его удовлетворении проводятся проверочные действия.
Как осуществляют?
Для этого осматривается помещение на предмет нахождения его личных вещей (одежда, обувь, техника и т.д.). Также производится опрос соседей. При необходимости проверка может производиться вторично.
Как признается незаконной?
Признать факт регистрации фиктивным можно исключительно в судебном порядке. Сотрудники правоохранительных органов подготавливают комплект документов, которые доказывают незаконность прописки и направляют его в судебную инстанцию. Суд в свою очередь оповещает ответчика об иске, давая ему возможность представить контраргументы и защитить себя.
В ходе заседаний рассматриваются документы, поданные одной или обеими сторонами. В результате выносится окончательный вердикт.
Как доказать законность?
Фиктивность регистрации довольно сложно доказать, если зарегистрированный и/или собственник не были уличены в преднамеренном противоправном деянии и предоставлении подложных документов. Часто обвиняемые сами могут официально подтвердить, что прописка является незаконной. Делать этого не стоит, ведь необходимость доказывать вину лежит на правоохранительных органах, а нарушители наоборот должны искать возможность снять с себя обвинения.
Доказать законность регистрации можно следующим образом:
Сколько человек может прописаться в квартире без подозрений?
Раньше прописка подразумевала наличие обязательной квадратуры на одного человека. Таким образом, ограничивалось количество проживающих до разумных пределов. Регистрационный учет не имеет установленных границ по соотношению размера помещения и количества лиц в нем зарегистрированных. Но это вовсе не значит, что можно прописать любое количество граждан. Если людей будет слишком много, это станет поводом для проверки жилплощади.
Ни одна законодательная норма не дает ответа на вопрос – сколько должно быть прописано человек в помещениях той или иной квадратуры. Поэтому при регистрации исходить следует лишь из того, что все прописанные обязаны проживать в квартире.
Незаконная прописка для иностранцев — способы мошенничества
Наибольшее число фиктивных прописок приходится на иностранцев. Приезжая в РФ они не могут трудоустроиться и получить иные льготы, без регистрации. Между тем ни родственников, ни знакомых у них нет, поэтому они ищут прописку иными путями, чаще всего по объявлениям и в интернете.
Самыми распространенными схемами мошенничества являются услуги, предоставленные специальными фирмами. У них изготовление справок поставлено на поток. Иностранец платит определенную сумму денег, за что ему выдают справку о временной регистрации. Фиктивность бланка выясняется чаще всего при трудоустройстве.
Распознать искусную подделку с первого взгляда могут далеко не все. Поэтому проверить бланк на подлинность проще всего непосредственно в территориальном органе МВД.
В неприятную ситуацию с фиктивным регистрационным учетом можно попасть как умышленно, так и не осознавая своих действий. Избежать уголовной ответственности при регистрации можно, если заключать договоренности непосредственно с собственником жилья, а также проживать по месту прописки все указанное время.
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС объяснил, как будут наказывать за фиктивную регистрацию. Служители Фемиды разобрали практику по делам о незаконном пересечении границы и постановке иностранцев на учет
Не наказывать собственников жилья за фиктивную регистрацию близких родственников-иностранцев призвал Верховный суд. Также высшая инстанция рекомендовала судам лояльно относиться к тем, кто нелегально пересек российскую границу по ошибке и без злого умысла.
Об этом говорится в новом постановлении Пленума ВС о судебной практике по делам о незаконном пересечении государственной границы. Самые суровые санкции будут грозить тем, кто берет на себя роль проводника «серых» мигрантов. За такую помощь гид-нелегал получит сразу букет статей УК: незаконное пересечение госграницы и организация незаконной миграции (322 и 322.1 статьи УК РФ). Наказание по первой – до 200 тысяч рублей штрафа или тюремный срок до двух лет, по второй – до пяти лет за решеткой. А вот самим иностранцам придется отвечать перед законом лишь в том случае, если в их действиях будет обнаружен прямой умысел. То есть если человек случайно забрел на территорию нашей страны или не заметил ошибку в данных загранпаспорта, преступлением это считаться не должно.
Еще ряд важных разъяснений касается фиктивной регистрации мигрантов по месту жительства или пребывания. Нести ответственность за липовую прописку иностранцев придется не только чиновникам, но и хозяевам жилья. Собственникам квартир придется тщательно проверять подлинность документов потенциальных жильцов. Также не лишним будут периодические визиты вежливости к постояльцам. Если окажется, что гость заселился под чужим именем, с недействительными документами или вообще без таковых, а также не живет по адресу регистрации, о таком арендаторе лучше сразу сообщить в полицию. Если же выяснится, что собственник знал о фиктивном характере прописки, ему будет грозить штраф от 100 до 500 тысяч рублей или до трех лет лишения свободы. Правда, здесь ВС призвал судей не проявлять особую жесткость и по возможности закрывать такие дела за малозначительностью. Например, как следует из постановления, отпустить можно собственника, который оформил липовую регистрацию на близкого родственника-иностранца.
Памятка «Уголовная отвественность за фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации»
Памятка «Уголовная отвественность за фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства (пребывания) в Российской Федерации»
В целях предупреждения фактов бесконтрольного нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их и граждан Российской Федерации бесконтрольного передвижения по территории России, Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ введена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства и фиктивную постановку на учет по месту пребывания граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которая закреплена в статьях 322.2, 322.3 УК РФ.
ФИКТИВНЫМИ регистрация или постановка на учет признаются в случаях их осуществления:
· на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;
без намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания).
Обращаем внимание, что с ноября 2018 года фиктивной может быть признана постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания не только в жилом, но и в любом другом помещении (нежилом), в том числе постановка их на учёт по адресу организации, в которой эти лица не осуществляют трудовую или иную не запрещённую законодательством РФ деятельность.
Наказание за преступления, предусмотренные статьями 322.2, 322.3 УК РФ, установлено в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.
Согласно примечаниям, к статьям
322.2, 322.3 УК РФ лицо, совершившее фиктивную регистрацию по месту жительства либо фиктивную постановку на учет по месту пребывания, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Таким образом, основанием для освобождения от уголовной ответственности является факт добровольного сообщения до возбуждения уголовного дела виновным лицом в правоохранительные органы информации о совершенном преступлении, ранее не известной правоохранительным органам и имеющей значение для дела.
Более подробную информацию о правилах миграционного учета в Российской Федерации можно получить в
Управлении по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области
Адрес: 236022, город Калининград, Советский проспект, 13
В случае наличия информации о фактах фиктивной регистрации лиц по месту жительства либо фиктивной постановки на учет по месту пребывания, необходимо обращаться в
Управление МВД России по Калининградской области
Адрес: 236022, город Калининград, Советский проспект, 7
Телефоны дежурной части: 8 (4012) 551-400, 214-639 (круглосуточно)
Тюрьма и штраф 500 тыс за фиктивную прописку: разъяснение Верховного суда
Фиктивная регистрация: уголовная ответственность по ст. 322.2. УК РФ
Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации-
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Верховный суд разъяснил порядок наказания за фиктивную прописку
Как гласит примечание к вышеизложенной статье уголовного кодекса: лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Применение данной статьи на практике вызывало много вопросов
Верховный суд России своим постановлением «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» от 9 июля определил, что:
В статье 322.1 УК РФ под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в РФ, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в РФ иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории РФ в качестве транзитной.
Верховный суд уточняет, что при рассмотрении дел о фиктивной регистрации необходимо помнить, что действие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением.
«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации)».
Например, прописка членов семьи в целях решения житейских вопросов: необходимо устроиться на определенную работу или учебу и т.д.
Хозяевам же так называемых «резиновых квартир», в которых массово прописываются мигранты, фактически проживающие непонятно где, однозначно, грозит уголовная ответственность.
Вам могут быть полезны следующие публикации:
О том, кому положен повышенный размер пособия по безработице читайте по ссылке: Подробнее ➤
Какие льготы по оплате ЖКХ введены для населения в связи с пандемией можно ознакомиться по ссылке: Подробнее ➤
Если сочтёте публикацию полезной, прошу оценить её звёздами и поделиться с подписчиками. Благодарю за внимание!
Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ
23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.
В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.
Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.
Что следует считать незаконным въездом в РФ
В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.
«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.
В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.
Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.
В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.
В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).
Организация незаконной миграции
В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).
В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.
Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.
В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.
В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.
По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет
Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания
Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.
В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.
Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.
Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.
Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.
В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.
В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.
Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.