философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи

Гилозоизм

Смотреть что такое «Гилозоизм» в других словарях:

ГИЛОЗОИЗМ — (от греч. hyle вещество, zoe жизнь) термин, введенный в 1678 Р. Кедвортом для обозначения учений о всеобщей одушевленности материи. Г. отрицает границу между живым и неживым и считает жизнь неотъемлемым свойством материи: «Материя никогда не… … Философская энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ — (греч.). Учение, по которому материи приписывается особенная жизненная сила, проявляющаяся во всех явлениях жизни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. гилозоизм (гр. nyu здесь вещество + zoe жизнь)… … Словарь иностранных слов русского языка

ГИЛОЗОИЗМ — (от греческого hyle материя и zoe жизнь), философское учение о всеобщей одушевленности материи. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма … Современная энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ — (от греч. hyle материя и zoe жизнь) философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в 17 в. Р. Кедвортом. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма, для… … Большой Энциклопедический словарь

Гилозоизм — (от греческого hyle материя и zoe жизнь), философское учение о всеобщей одушевленности материи. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гилозоизм — (от греч. hyle материя и zоо жизнь) философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению … Психологический словарь

ГИЛОЗОИЗМ — (греч. hyle вещество, материя и zoe жизнь) философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для… … История Философии: Энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ — (греч. hyle вещество, материя и zoe жизнь) философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для… … Новейший философский словарь

гилозоизм — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Гилозоизм — (от ulh материя и zwh жизнь) воззрение,оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальнойоснове мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, естьплод рассудочного анализа конкретных явлений, совершаемого лишь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гилозоизм — а, м. hylozoïsme < гр. hyle вещество + zoe жизнь. Возникшее в древнегреческой философии учение о всеобще одушевленности материи. Крысин 1998. Лекс. СИС 1954: гилозои/зм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Источник

ГИЛОЗОИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «ГИЛОЗОИЗМ» в других словарях:

ГИЛОЗОИЗМ — (греч.). Учение, по которому материи приписывается особенная жизненная сила, проявляющаяся во всех явлениях жизни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. гилозоизм (гр. nyu здесь вещество + zoe жизнь)… … Словарь иностранных слов русского языка

ГИЛОЗОИЗМ — (от греческого hyle материя и zoe жизнь), философское учение о всеобщей одушевленности материи. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма … Современная энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ — (от греч. hyle материя и zoe жизнь) философское учение о всеобщей одушевленности материи; термин введен в 17 в. Р. Кедвортом. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма, для… … Большой Энциклопедический словарь

Гилозоизм — (от греческого hyle материя и zoe жизнь), философское учение о всеобщей одушевленности материи. Гилозоизм характерен для ранней древнегреческой философии (ионийская школа, Эмпедокл), отчасти стоицизма. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гилозоизм — (от греч. hyle материя и zоо жизнь) философское учение об одушевленности всей природы, наделяющее ее способностью к ощущениям и мышлению … Психологический словарь

ГИЛОЗОИЗМ — (греч. hyle вещество, материя и zoe жизнь) философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для… … История Философии: Энциклопедия

ГИЛОЗОИЗМ — (греч. hyle вещество, материя и zoe жизнь) философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Г. снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой. Термин Г. был введен Кедвортом в 1678 для… … Новейший философский словарь

гилозоизм — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Гилозоизм — (от ulh материя и zwh жизнь) воззрение,оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальнойоснове мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, естьплод рассудочного анализа конкретных явлений, совершаемого лишь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гилозоизм — а, м. hylozoïsme < гр. hyle вещество + zoe жизнь. Возникшее в древнегреческой философии учение о всеобще одушевленности материи. Крысин 1998. Лекс. СИС 1954: гилозои/зм … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Источник

Философия Платона

Изучение жизненного пути древнегреческого философа Платона. Установление последовательности платоновских диалогов в рамках различных групп. Проявление категории «идея» в философии Платона. Учение о душе, гносеология, этика и социальная утопия Платона.

РубрикаФилософия
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления28.04.2015
Размер файла110,8 K

философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Смотреть фото философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Смотреть картинку философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Картинка про философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Фото философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

Задание 2. Реферативное изложение темы: Философия Платона

Задание 3. Заполните табл. 5

Задание 4. Упражнения, комментарии

Задание 5. Тестовая проверка знаний

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

Задание 2. Реферативное изложение темы

1. Жизненный путь и сочинения Платона.

2. Онтология (мир идей и мир вещей, их отношение) и космология Платона.

3. Учение о душе и гносеология Платона.

4. Этика и социальная утопия Платона.

1. Жизненный путь и сочинения Платона.


Платон много странствовал, покинув Афины на долгие годы, в начале своего пути он отправляется в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебирается в Южную Италию. В Италии он вступает в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях, эта философская школа переживала тогда период расцвета. Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Также он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, может быть и в Индии. В конце своих странствий, в 389 г. до н.э. Платон оказался в Сиракузах на о. Сицилия. В то время там правил тиран Дионисий Старший.


Платон пытался побудить Дионисия Старшего к преобразованиям государственного управления в соответствии со своими политическими представлениями. Двухлетнее пребывание в Сиракузах закончилось охлаждением отношений между философом и тираном. Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, молодого зятя тирана. С Сиракуз философа отправили на корабле, высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона. Платон возвратился в Афины в возрасте сорока лет и вскоре в 386 г. до н.э. основывает школу-академию. Эта школа располагалась в роще, посвященной аттическому герою Академу, и потому стала называться Академией. Что же представляла собой платоновская Академия?


Умер Платон в день своего рождения в возрасте восьмидесяти лет на брачном пиру и был похоронен в роще Академии.

До наших дней, по-видимому, дошли все сочинения Платона. Полное их собрание насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона. Среди них находятся также неаутентичные диалоги. Авторство и хронология сочинений Платона долго и тщательно исследовались, начиная еще с эпохи эллинизма (Аристофан Византийский, II в. до н. э).

В конце XIX в. была установлена последовательность платоновских диалогов в рамках четырех различных групп: сократических, платонических, среднеплатонических и поздних. Это разделение было принято повсеместно, однако некоторые настаивают на существовании только трех групп (сократические диалоги, диалоги среднего периода и позднего периода).

К первой группе принадлежат: Ион, Гиппий Меньший, Гиппий Больший, Хармид, Лахет, Лисий, Эвтифрон, Алология, Критон, Протагор, Горгий, Менон;

ко второй: Федон, Пир, Федр, Кратил, Евтидем, Теэтет, Парменид, Государство (Politeia, кн. II-X);

к третьей: Софист. Политик, Филеб, Тимей, Kpuтuй, Законы (Nomoi) и Письма.

В диалогах раннего периода, так называемых сократических, главную роль играет Сократ. Дифференцируя этические понятия вместе со своими собеседниками, он указывает, какие определения не следует принимать за истинные, разбивает аргументы противника, возобновляет попытки, ни одна из которых его не удовлетворяет, и в конце концов оставляет вопрос открытым. (На это впоследствии будут ссылаться скептики) Здесь еще нет речи об идеях.

Диалоги среднего периода представляются наиболее зрелыми в художественном отношении (Пир, Федр, Государство), их отличают четкость композиции и поэтическое вдохновение. Платон формулирует в них принципы своего идеализма, выразителем которого он делает Сократа.

Все произведения Платона, кроме Апологии и Писем, являются диалогами. Платон считается творцом этого жанра литературной прозы; эта форма казалась ему наиболее подходящей для представления диалектического метода и индуктивных выводов Сократа и его попыток дефиниции понятий, которые он предпринимал с учениками в разговорах и дискуссиях на площадях и улицах Афин. Ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил своей идеалистической концепции систематически и исчерпывающе. Это подтверждает он сам в письме VII, в котором мы находим более всего автобиографических мотивов и которое является одним из важнейших источников знаний об учении Платона. Подробнее всего Платон рассказывает о нем в Пире, Федоне, Федре и Государстве (знаменитый миф о пещере), а затем в Пармениде, Филебе и Тимее.

Ход изложения диалогов подчинен у Платона не только философским, но и художественным целям. Причем, там, где применяется мифологическая форма изложения, смысловое содержание диалога делается расплывчатым и неточным. Кроме того, между диалогами, как правило, отсутствуют смысловые связи. Поэтому учение Платона оказывается не систематизированным и его приходится реконструировать, что не дает однозначных результатов. Вместе с тем, каждый из платоновских диалогов глубоко продуман и в своей совокупности они составляют нечто единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скорее филологическое, нежели философское или же научное. Диалоги Платона выразительны, блещут иронией и насмешкой, полны живописным изображением характеров, страстны и вдохновенны. Через все его творчество проходит гуманистическая тенденция, унаследованная им от софистов и Сократа. Не повлияло на мышление Платона и его пристрастие к пифагорейским идеям, сказалось, видимо, то, что в душе он так и остался художником, поэтом, каким он был до встречи с Сократом.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Теория «идей», или «форм» является частично логической и частично метафизической. Логическая часть ее имеет дело со значением общих слов. Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: «Это кошка». Что подразумевается под словом «кошка»? Очевидно, нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, свойственную всем кошкам. Язык не может обойтись без таких общих слов, как «кошка», и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Но если слово «кошка» означает что-либо, то оно означает что-то, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто в роде универсальной кошачности (cattness). Она не родилась, когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельной кошки. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она «вечна». Это логическая часть теории. Аргументы в ее пользу, независимо от того, являются они, в конце концов, безусловно верными или нет, сильны и совершенно независимы от метафизической части этой теории.

Согласно метафизической части этой теории, слово «кошка» означает некоторую идеальную кошку, Кошку, созданную Богом и единственную в своем роде. Отдельные кошки разделяют природу Кошки, но более или менее несовершенно. Только благодаря этому несовершенству может быть много кошек. Идеальная Кошка реальна; отдельные кошки являются лишь кажущимися.

В последней книге «Государства» в качестве вступления к осуждению живописцев имеется весьма ясное изложение теории идей или форм.

Здесь Платон объясняет, что когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую «идею» или «форму». Например, хотя может быть много кроватей, существует лишь одна «идея», или «форма», кровати. Точно так же как отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не «реальным», так и разные отдельные кровати нереальны, являясь лишь копиями «идеи», которая представляет собой одну реальную кровать и создана Богом. Об этой одной кровати, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кроватей, сделанных плотниками, может быть лишь мнение. Философа как такового будет интересовать лишь одна идеальная кровать, а не многие кровати, обнаруживаемые в чувственном мире. Он будет испытывать некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам.

В понятии об идеи у Платона сочетается то, что делает «идею»:

1) причиной, или источником бытия вещей, их свойств и их отношений;

2) образцом, взирая на который Демиург творит мир вещей;

3) цель, к которой как к верховному благу стремится все существующее.

У самого Платона на первом плане стоит антологическое и телеологическое значение слова «идея». Но так как, по убеждению Платона, различию видов бытия строго соответствует различие видов познания «идее», т. е. истинно сущему бытию, соответствует понятие об этом бытии. Исследование «идеи» есть созерцание умом самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей.

Форма, какой является «идея», по Платону, не чувственная. Только в несобственном, чрезвычайно неточном смысле к «идеям» Платона могут быть прилагаемы определения пространства, времени и числа. В отношении «идеи» они лишь метафоры, употребления. В строгом смысле слова «идеи», как их понимает Платон, запредельны по отношению к чувственному миру.

Царство «идей» Платона не просто множество, или сумма, или набор сущностей. Это «упорядоченное» множество, или система. Не входя в подробности своего воззрения, Платон поясняет, что в системе «идей» имеются «идеи» высшие и низшие. Так одной из высших в системе «идей» оказывается, по Платону, наряду с «идеей» истины идея «прекрасного». Но наивысшая, по Платону, «идея есть не идея истины и не идея прекрасного, а идея блага».

Учение Платона об «идее» блага как высшей «идее» чрезвычайно существенно для всей системы его мировоззрения. Оно сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но вместе с тем идеализма теологического. Именно «идея» блага стягивает все множество идей в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели. Всякое временное и относительное существование имеет целью некое объективное бытие; будучи целью, оно есть вместе с тем благо. Это бытие и есть сущность всех вещей, подверженных генезису, их образец.

В качестве условий человеческого блага указаны:

1) участие в вечной природе «идеи»;

2) воплощение «идеи» в действительности;

3) наличие разума и обладание знанием;

4) владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание правильными мнениями;

5) некоторые виды чистых чувственных удовольствий, например, от чистых тонов мелодии или цветов в живописи.

Итак, рассмотрев философию Платона и его взгляды на мир «идей» и мир «вещей» можно сделать следующее заключение.

1. Идея вещи есть смысл вещи.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.

3. Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

4. Идея вещи невещественна.

5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

Философии Платона принадлежит важное место не только в истории идеализма, но, в частности, и в истории идеалистической диалектики.

Развитию этой мысли о «срединном» положении души между миром чистого бытия и миром обусловленных телом страстей и желаний сложилось у Платона в учении о трояком составе души.

Душа, никогда не видевшая истины, не принимает человеческого образа. Ибо человек должен понимать истину на основании того, что называется идеей. Исходя из многих чувственных восприятий, он переходит путем логического рассуждения к единому. Путь к усмотрению этого единства лежит, по Платону, через воспоминание.

Источник

Философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи

ГИЛОЗОИЗМ

философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Смотреть фото философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Смотреть картинку философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Картинка про философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи. Фото философское учение об универсальной одушевленности оживленности материи

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. ὓλη – вещество, материя и ζωή – жизнь) – философское учение о всеобщей одушевленности материи. Термин ввел в философский лексикон в 1678 Р.Кедворт. Гилозоистами были древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Согласно Фалесу, магнит притягивает железные опилки, т.к. он обладает душой. Гераклит характеризовал человеческую душу как сухой, наиболее совершенный огонь. В эпоху Возрождения ярким сторонником гилозоизма был Д.Бруно. «Нет вещи не обладающей душой, или, по крайней мере, жизненным началом» («О природе, начале и едином», М., 1934, с. 107). Гилозоистические представления Бруно были связаны с его пантеизмом, отождествлявшим Бога и природу.

В Новое время гилозоистические идеи наличествуют у Б.Спинозы, считавшего мышление атрибутом субстанции, в философских воззрениях И.В.Гёте, полагавшего, что в природе существуют лишь постепенные переходы, вследствие чего духовное не противоположно материи, а коренится в ней в качестве его потенции, многообразно проявляющейся во всех природных явлениях. Приверженцами гилозоизма были также французские материалисты 18 в. – Д.Дидро, Д.Дешан, Ж.Робине. Признание «чувствительности как общего свойства материи» Дидро принимал в качестве «все объясняющего предположения» («Разговор дʼАламбера и Дидро», см. Дидро Д. «Атеистические произведения». М., 1956, с. 117). Дешан, признавая наличие двух первоначал – материального и духовного, утверждал, что вселенная, или Целое, представляет собой их взаимопроникающее единство («Истина, или истинная система», рус. пер. 1973, с. 311).

Достижения биологии в 19 в. выявили несостоятельность гилозоизма и его идей о всеобщей одушевленности материи.

Источник

Контрольная работа по дисциплине «Философия» для ТОГУ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философское учение об универсальной одушевлённости (оживлённости) материи – …

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

З а д а н и е 3. Заполните табл. 5

Вопрос о первоначале мира в досократовской философии

ФилософГоды жизниРодина (полис)Труд

(если сохранился)

Первоначало
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Пифагор
Гераклит
Парменид
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Когда Платон вёл речь об «эйдосах» и говорил о «стольности» и «чашно- сти», Диоген заметил: «Что касается меня, Платон, то стол и чашу я вижу, а вот

«стольности» и «чашности» нет». На что Платон ему ответил, что для чаши и стола у Диогена есть глаза, а для «чашности» и «стольности» у него нет разума.

Родился в семье афинского поселенца на Самосе. В 306 г. до н. э. в пред- местье Афин, в саду, основал свою собственную школу, которая представляла собой круг друзей и единомышленников. Ставил себе в заслугу то, что никогда никого не цитировал. Он презрительно отзывался о Демокрите, Платоне, Ари- стотеле и других древнегреческих философах. Он считал, что заниматься фило- софией никогда не рано и никогда не поздно, ибо только она поможет изба- виться от страха и беспокойств.

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

б) Анаксагор в) Пифагор г) Демокрит

а) «О природе» 1) Марк Аврелий

б) «Тимей» 2) Гераклит

в) «Большой мирострой» 3) Платон

г) «Наедине с собой» 4) Демокрит

б) тиранию, в) олигархию, г) политию.

а) Аристотель, б) Фалес,

в) Демокрит, г) Гераклит.

а) о том, что сущность каждой вещи составляют сочетания атомов б) о неизменности бытия

в) о всеобщей изменчивости и противоречивости бытия

г) о том, что истинное бытие – это чувственно воспринимаемый мир

а) вопрошание б) ирония

в) измерение г) майевтика

а) Анаксимандр б) Эмпедокл

в) Пифагор г) Ксенофан

б) атомы в) эйдосы г) формы

в) метемпсихозом, г) натурализмом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *