фрейд учение о бессознательном и основных инстинктах
Психоанализ З.Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм
Как психологическое и философское учение фрейдизм возник и развивался на основе психоанализа — метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом(1896 — 1939).
Занимаясь клинической практикой, Фрейд пришел к выводу, что причина нервных расстройств (неврозов) находится за порогом сознания, в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания влечения, помыслы и переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, ошибках и обмолвках. Конфликт между осознанием и бессознательными влечениями и является причиной неврозов и психических болезней. Задача психоанализа заключается в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и других приемов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и таким образом освободиться от комплекса переживаний.
Основной предпосылкой психоанализа является выделение в психике человека трех уровней: 1) сознательное — то, что осознается личностью, 2) предсознательное — то, что неосознанно, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание, и 3) бессознательное — представления, которые не могут быть осознаны, так как этому противится известная сила.
Развивая учение о трех уровнях психики, Фрейд выдвигает идею о «связной организации психических процессов личности», включающей «Я> личности, «Оно» и «Идеал Я», или «Сверх Я>.К «Я» (Е§о) «прикреплено сознание», контролирующее все психические процессы. От него исходит вытеснение; «Оно» Ш) — бессознательное, сфера инстинктов, страстей, переживаний. Контролируя все психические процессы, «Я» вытесняет в «Оно» инстинкты и страсти и все вытесненное противостоит «Я», стремится преодолеть его сопротивление. «Я» в своем отношении к «Оно», пишет Фрейд, «похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего по силе коня; разница
Кроме «Я» и «Оно» в психике человека есть еще одна ступень — «Идеал Я», или «Сверх Я», — область социальных норм и нравственных установок, возникающих под влиянием авторитета, религии, обучения, чтения и т.п.
Отношение к отцу, согласно Фрейду, амбивалентно (лат. атЬо — оба и уа1епгла — сила, двойственность переживаний). Отец вызывает противоположные чувства: стремление устранить отца как своего соперника и вместе с тем чувство преклонения перед ним, ибо отец может наказать и защитить.
Бессознательное Фрейд рассматривает как сферу психики, возникшую раньше других ее сфер. Из бессознательного берут начало процессы, происходящие в предсознании и в сознании. А это значит, что сознание, а следовательно, личность и ее поведение определяются внутренними бессознательными влечениями и инстинктами. Таким образом, в учении Фрейда очевидна тенденция преувеличения роли бессознательного в структуре психики, недооценка значения сознания в деятельности человека
ЦЫсю (лат.) — влечение, желание, страсть.
Разработав психоанализ как теорию происхождения и метод лечения неврозов, Фрейд распространил эти идеи на объяснение различных областей культуры: мифологию, религию, мораль, искусство, создав таким образом философско-психологическое учение.
Всю историю человечества, общественные структуры Фрейд рассматривает с позиций психоанализа. Бессознательное — источник нравственности, религии, творчества. Сублимация — основа культурного развития, благодаря ей становится возможной научная, художественная, идеологическая деятельность.
Рассматривая культуру, Фрейд приходит к выводу, что она, обуздывая естественные влечения, порождает конфликт между природным и социальным в человеке. Человек — психосоциальное существо, он принадлежит природе и обществу. По своей природе он стремится к удовлетворению своих влечений, культура с ее социальными нормами и моральными установками подавляет их. Выход из конфликта между природным и социальным Фрейд видит в сублимации влечений, в творческой деятельности, где человек получает психическое и интеллектуальное удовлетворение.
С позиций психоанализа Фрейд пытается объяснить всю историю человечества. Бессознательное — это основа всей психической жизни человека; сублимация, комплекс Эдипа — основа культурного развития, научной, художественной и иной деятельности.
Учение Фрейда получило широкую поддержку многих психиатров и психологов. В Австрии, Швейцарии, Германии и других странах Европы и Америки возникают психологические общества, объединяющие учеников и соратников Фрейда. Некоторые из них, прежде всего А.Адлер и К.Г. Юнг, подвергают критике ряд положений учения Фрейда, отходят от него, создают собственные психоаналитические школы.
Австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер (1870 — 1937), считая, что Фрейд преувеличил роль сексуальности в поведении человека, создает концепцию «индивидуальной психологии», согласно которой основным фактором развития психики является преодоление изначально присущего человеку чувства неполноценности, порождающего стремление к самоутверждению и превосходству, компенсирующее чувство неполноценности. Под влиянием учения Ницше это стремление Адлер называет также «стремлением к власти».
Впоследствии, развивая свою концепцию, Адлер пересматривает ряд ее положений, выдвигая на первый план «чувство общности», которое выражается в стремлении человека сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели.
В отличие от Фрейда, по-существу игнорировавшего роль социального фактора в поведении человека, Адлер трактует влечения как явления социальные по своей природе; они вырастают из «жизненного стиля» человека как системы его целенаправленных стремлений.
Швейцарский психолог и социолог Карл Густав Юнг(1875 — 1961), начав свою деятельность в Цюрихе, перешел на позиции психоанализа и стал единомышленником и ближайшим соратником Фрейда. Однако в дальнейшем он подверг критике ряд положений его теории, считая, что все проявления бессознательного нельзя объяснить вытеснением сексуальности, а происхождение культуры комплексом Эдипа и сублимацией. Юнг создает собственную концепцию бессознательно, назвав ее аналитической психологией.
Не ограничиваясь исследованием индивидуального бессознательного, которое «всецело состоит из личностных элементов, составляющих человеческую личность как целое», Юнг выявил коллективное бессознательное — более глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества, как некоего общего целого»’. Этот слой не имеет своего источника в отдельном индивидууме, он принадлежит всему человечеству в целом, являясь коллективным по природе.
Содержанием коллективного бессознательного являются образы, символы, названные Юнгом архетипами. Архетипы — это праобразы, изначальные врожденные психические структуры, определенные образования архаического характера, включающие мифологические мотивы. Они проявляются в сказках, мифах, легендах и фольклоре разных народов, а также в снах, фантазиях, галюцинациях. Таковы образы Героя, Освободителя, Дракона (всегда сражающегося с Героем, который должен победить его), Кита или Чудовища. Архетип — в высшей степени концентрированный фундамент психики.
Мифотворчество, считает Юнг, свойственно не только людям далекой древности, оно присуще человеку во все времена. Современные мифы создаются посредством того же механизма, что и мифы древности. Взаимодействуя с глубинными архетипичес-кими структурами коллективного бессознательного, сознание создает новые мифы, иррациональные идеи.
Одной и них является идея национал-социализма в Германии, основанная, как считает Юнг, на архетипе-образе мифологического древнегерманского бога «грозы и неистовства» — Вотана.
Боги — это результат персонификации психических сил, которые не имеют ничего общего с сознательным разумом. Появление в Германии национал-социализма — это пробуждение в коллективном бессознательном Вотана.
В зависимости от типа общества Фромм выделяет четыре типа социального характера: рецептивный (пассивный), типичный для феодального общества, накопительский и эксплуататорский, распространенные в период становления и развития капиталистического производства, и рыночный, порожденный обществом «тотального отчуждения» — капитализмом XIX в. и
господствующий в современном западном обществе, в котором не только вещи, но и человек становятся товаром. «Один и тот же принцип определения стоимости действует на рынке личностей и на товарном рынке: на первом продаются личности, на втором — товары».
Если человек существует по принципу обладания, его отношение к миру выражается в стремлении владеть этим миром, в стремлении превратить все и всех в свою собственность. И хотя владение вещами представляется нормальным (жить, ничего не имея, невозможно), тем не менее в обществе, высшей целью которого является иметь, и иметь как можно больше, сущность бытия заключается именно в обладании.
Современное производство, утверждает Фромм, ориентированное на безграничное потребление, формирует человека, стремящегося потреблять как можно больше. А это ведет к углублению экономических и экологических проблем и в конечном счете — к катастрофе. Торжество ориентации на обладание породило деструктивные тенденции не только в экономике, но также в развитии культуры, политической и повседневной жизни. Патологическое потребительство привело к крайней ущербному духовному миру человека.
Для перехода к тазсому обществу, считает Фромм, необходимо изменить характер человека, т.е. осуществить переход от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие.
Решению этой задачи должен помочь психоанализ. Но если Фрейд ставил своей целью помочь индивиду осознать причину его стадий, то цель, которую ставит Фромм, — лечить не индивида, а общество; ето члены должны осознать необходимость переориентации на принцип бытия.
Фромм осознает всю трудность достижения этой цели, не случайно называя ее «утопической». Но «утопическая» цель, пишет он, «более реалистична, чем «реализм» сегодняшних руководителей». Ориентация на бытие — огромная потенциальная сила человеческой природы. Ее необходимо осознать, и в этом надежда на создание Нового Человека и Нового Общества.
Назвав свою программу деятельной гуманистической утопией, Фромм по существу свел ее к «революции сознания». Программа ориентирована на моральное обновление и духовное возрождение человека и как следствие — обновление общества. Больное общество, по Фромму, нужно лечить путем изменения социального характера. Однако эффективность такого лечения, во всяком случае в обозримом будущем, представляется весьма сомнительной.
История бессознательного и Зигмунд Фрейд
Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия.
Фрейд и общество
Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.
С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.
В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.
Критика научного сообщества
Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда.
Выделим основные из них:
Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда «первооткрывателя». Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.
Секс и есть самоцель всего сущего!
З. Фрейд
Бессознательное
Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.
Бессознательное в психоанализе
Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.
Что же говорится о бессознательном в психоанализе?
Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.
Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:
Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:
Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться
Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.
Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.
Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.
В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:
Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.
Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».
Три кита Бессознательного
Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.
Неврозы
Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?
Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.
Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.
Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.
В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.
Сновидения
К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.
Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.
Ошибки обыденной жизни
Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.
Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.
Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».
А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?
Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».
Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.
Бессознательное 1914
Бессознательное встречается в многочисленных работах Ф. с завидной частотой. В послевоенное время автор пишет такие труды, как: «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное» и «Печаль и меланхолия». В одной из работ (Бессознательное, 1914 [6]) рассматривается концепция трех систем: Сознательного, Предсознательного и Бессознательного.
Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.
Есть и некоторые сложности:
Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.
В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.
Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.
Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.
У других авторов
У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.
Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.
Книга под названием «Либидо, его метаморфозы и символы» покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].
Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение «Критика психоанализа» 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:
Книга «Очерки по психологии бессознательного» — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8]. Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории «коллективного бессознательного», первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:
Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — «Подход к бессознательному» развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9]. Рассматривается теория об архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).
Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга «Лакан в Японии» известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.
За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.
Современный взгляд
Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:
Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.
Литература:
Автор: Карина Орос
Кубанский государственный университет
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Учение З.Фрейда
Вы будете перенаправлены на Автор24
Знаменитый ученый, профессор психиатрии, З. Фрейд (1856-1939) является автором нового психологического учения о бессознательном. Ему принадлежит особое место среди психологов XX века. Взгляды З. Фрейда оказали большое влияние на социологию, этнографию, психологию, искусство, психиатрию, а работы переведены на многие языки мира. Вместе с ростом известности ученого росло и количество критических работ, направленных против его взглядов.
Его книги в Берлине в 1933 г. были сожжены нацистами, а позже он подвергается преследованиям. У молодых ученых его учение о бессознательном имело большой успех и вызывало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали.
Понятие бессознательного
Бессознательное – это самая глубокая и значительная область человеческого разума, представляющая собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подавляются и вытесняются в область бессознательного.
Феномен бессознательного уходит в далекую древность. В своей практике его признавали врачеватели самых ранних цивилизаций. Существование бессознательного послужило для Платона основой создания теории познания. Фрейд, знакомый с философскими идеями Платона, взял у него некоторые представления о бессознательном.
Свое отражение проблема бессознательного находит и в философии Канта(1724-1804), как форма рассмотрения возможности существования неосознанных представлений. З. Фрейд во многих случаях не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, особенно по проблеме бессознательного.
В XIX веке намечается и осуществляется поворот от рационализма к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире, поэтому размышления о проблеме бессознательного во многих философских работах занимают важное место.
Большое влияние на формирование психоаналитического учения Фрейда оказала философия Шопенгауэра и Ницше, в значительной степени предопределившая различные психоаналитические концепции, включая представления о бессознательном. Безусловно, учение З. Фрейда и философия Шопенгауэра и Ницше не имеют абсолютного тождества. Бессознательное у Шопенгауэра изначально – «мировая воля», первопричина всего сущего. Ницше же, разделяя эту точку зрения, акцентирует внимание на функционировании бессознательного в глубинах человеческого существа.
Бессознательное для Фрейда – это главным образом нечто психическое, которое подлежит осмыслению только в связи с человеком. Он сделал научным фактом анатомию сознания бессознательного психического. Объяснить этот факт сумел только на основе «отрицательного» понятия – неосознаваемой психики путем отрицания атрибута сознания.
За покровом сознания, которое является главным регулятором поведения человека, Фрейд открыл «кипящий» пласт не осознаваемых личностью стремлений, желаний, влечений. Он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы серьезно отягощают жизнь человека и становятся причиной нервно-психических заболеваний. Как врач, Фрейд ищет средства избавления своих пациентов от конфликтов между их сознанием и потаенными бессознательными побуждениями. Это было рождением психоанализа – фрейдовского метода исцеления души.
Представление о том, что поступками человека руководит «Я», по мнению Фрейда, не более чем иллюзия. Природное безличное начало, образующее бессознательную основу психики, властвует на самом деле. Таким образом, разделение психики на сознательное и бессознательное, явилось основной предпосылкой психоанализа. Психоанализ сознательное не считает сутью психики и рассматривает сознание как её качество.
Вся теория психоанализа основывается на учении о бессознательном. Психоанализ, являясь врачебным методом исследования, частью психотерапии, использовался Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Позже ученый переработал психоанализ в психологическую доктрину, которая была направлена на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека.
Бессознательную основу несут в себе привычки, умения, навыки и др.
В психологии бессознательное обозначает совокупность психических процессов и явлений, не осознаваемых субъектом и лежащих вне человеческого разума. Все эти явления и процессы не поддаются контролю со стороны сознания в какой-то конкретный момент.
Готовые работы на аналогичную тему
Бессознательное несет в себе огромный объем информации, переживаний, воспоминаний. Получить доступ к этому жизненному багажу совсем не просто, а кому это все же удастся – забудет о неудачах в любой сфере деятельности.
Периоды развития учения З.Фрейда о бессознательном
Психика человека по Фрейду распадается на три области:
Все три области находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых еще и в состоянии напряженной борьбы между собой. Психическая жизнь человека, считает ученый, сводится как раз к этому взаимодействию и борьбе. Каждый поступок человека и душевный акт надо рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным.
Концепция бессознательного сложилась не сразу и прошла несколько периодов:
В основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств лежат инстинкты смерти.
Инстинкт самосохранения отошел к сексуальным влечениям, к нему относят подинстинкты, которые делают любой организм живым:
С развитием цивилизации инстинкт самосохранения утратил свою значимость и на первое место вышел инстинкт размножения или либидо.
Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что природный, глубинный её слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но, индивид, в удовлетворении своих страстей сталкивается с реальностью, противоречащей «Оно». Это противоречие связано с выделением «Я», которое стремится обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.
Сформулированная Фрейдом задача психоанализа, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом плане Фрейд был оптимистом и верил в способность осознания бессознательного.
Аналитическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы человек по мере раскрытия природы бессознательного, мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.