галлы мифы и легенды

Галлы мифы и легенды

Кельтская культура — одна из самых загадочных в истории человечества. Заглянуть к её героям, богам и магическим животным — жуть как интересно. Держите несколько самых известных историй из книги «Кельтские мифы» — о магических животных, Артуре и подземном мире.

Тайна Артура

Артур — самая знаковая фигура в средневековых мифахи преданиях. В валлийской мифологии он ассоциируется с любопытной смесью христианства и языческой магии. И постоянно имеет дело с заколдованными животными и волшебными котлами. Имя Артура отражается в целом ряде географических названий: от Камня Артура — до Престола Артура.

Он был военачальником, главой союза малых королевств, возникших в Британии после ее отделения от Римской империи в начале V века. Легенды, связанные с именем Артура, оказались гораздо важнее, чем сам человек. Вполне подлинный исторический персонаж, Артур вдохновил сказителей и писателей на создание целого созвездия историй о средневековом рыцарстве, героизме и непревзойденном боевом мастерстве — историй, действие которых охватывало не только Уэльс, но и всю Британию, и даже выходило за ее пределы.

Священный Грааль

Одна из самых известных историй средневековой кельтской литературы — сказание о Святом Граале. Это «повесть о странствии и поиске предмета». Главным героем её был Персеваль, рыцарь при дворе короля Артура, который, блуждая по пустыне, встретил хромого старика, пригласившего его в свой замок.

Во время ужина Персеваль стал свидетелем странной процессии, возглавляемой рыцарем с копьем, с которого капала кровь, следом шла красивая девушка с драгоценной, богато декорированной чашей или блюдом, которое называли Грааль. За девушкой шли люди со свечами и группа придворных в траурных одеждах. Слишком вежливый, чтобы задавать вопросы о том, что видел, Персеваль ушел спать, а на следующее утро обнаружил, что замок пуст.

Он продолжил странствия, но по пути встретил молодую женщину, которая упрекала его за то, что он не спросил о процессии, которую видел в замке. Эти упреки повергли Персеваля в сомнения и тоску, и он начал долгие поиски замка, чтобы раскрыть секрет Грааля.

Магические животные

Основой кельтской мифологии было ощущение, что духи скрываются в каждом уголке ландшафта. Иногда границы миров сдвигались, и «нормальный» порядок вещей мог быть буквально опрокинут: животные и люди обменивались физическими формами, боги являлись людям в виде обычных людей, зверей или чудовищ, а богини чередовали облик юной девы, зрелой матроны и старухи.

Это можно понять по их внешности: они были ослепительно белыми, красными или белыми с красными ушами. Средневековый сказитель упоминал цвет животных, чтобы донести до слушателей информацию о магии и чарах.

Мудрый лосось

В кельтской мифологии есть истории о людях-кошках, людях-птицах, магических быках и свиньях. Есть даже миф о мудром лососе, который рассказывает о юноше по имени Финн. Однажды он встретил барда Финнегаса, который жил на берегу реки Бойн — зачарованного водного пространства, которое пропускает в мир духов. Финнегас пытается поймать знаменитого Лосося мудрости: он тщетно занимался этим в течение семи лет.

Когда Финн подошел к Финнегасу, тот как раз поймал рыбу и передал ее юноше, чтобы тот приготовил ее на огне. Так молодой герой случайно дотронулся до жгучей горячей мякоти рыбы большим пальцем и инстинктивно положил палец в рот, чтобы облегчить боль. Мгновенно он был наделен всей мудростью и знаниями, которыми обладал лосось, и стал великим провидцем. Этот жест Финна породил ирландскую поговорку о «большом пальце провидца» и веру в то, что большой палец может обладать особой духовной силой.

Деревья жизни и смерти

В древней Ирландии особо почитали дуб, тис, ясень и орешник. Среди этих деревьев дуб, кажется, был самым священным, вероятно из-за его больших размеров и долговечности. Древние друиды считали дубы особыми существами, хозяевами паразитической омелы, которая растет в виде ярко-зеленых шаров на мертвых зимних деревьях. Вязкие белые ягоды омелы символизировали луну, а их липкий сок напоминал семя.

Священное значение дубов отражается во многих ирландских и валлийских мифах. В античном мире дубы ассоциировались с небесными богами. В сборнике прозаических преданий они упоминаются как источники мудрости. Даже этимология слова «друид» связана с понятием «мудрость дуба». А легендарный королевский центр Эмайн Маха представлял собой огромную круглую структуру, в центре которой находилось массивное величественное дерево, настолько высокое, что его можно было увидеть за многие мили, — живой священный дуб.

Лебединое озеро

Оба этих момента имеют особое значение: брак предполагает союз между севером и югом Ирландии и, в частности, прекращение вражды между Ульстером и Коннахтом. Также колокол был «голосом» христианства, означающим конец язычества и принятие нового единобожия. Но у истории несчастных детей, увы, не было счастливого конца. Конечно, заклинание перестало действовать, но к тому времени они стали древними стариками и умерли почти сразу после снятия чар. Тогда священник по имени Кемок похоронил их по-христиански.

Небо и ад: рай и подземный мир

Для кельтов лучшей стороной потустороннего мира (который не делился на противоположные части вроде рая и ада) был вечный праздник, включающий пиршество, охоту и игры. Была и опасность — возможность столкнуться с враждебными духами и чудовищами, порождениями ночных кошмаров. Интересно, что для кельтов жизнь после смерти требовала сохранения физического тела с неповрежденной системой пищеварения. Как еще мертвые могли наслаждаться огромными кусками жареного мяса и кружками алкогольного напитка?

А вот согласно традициям саамов, живущих в Северной Скандинавии, мертвые населяют подземный мир, где ходят вверх ногами. Возникает необычайно любопытная картина бытия после смерти: тела сохраняются, но буквально все перевернуто с ног на голову в параллельной Вселенной, границы которой редко удается преодолеть. Единственное проявление потустороннего мира на земле — это духи и шаманы. Они связываются с духами по определенным «линиям разломов»: островам, порогам, пещерам, каменным трещинам и грудам камней, куда местные общины приходят приносить жертвы.

Источник

Боги древних галлов

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды

Верования дохристианской Европы. Мартьянов Андрей

Что же нам известно о богах древних галлов?
В «Записках о Галльской войне» Юлий Цезарь сообщает, что все галлы «чрезвычайно набожны» и приносят человеческие жертвы своим богам: они думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни, и «выкупают» у богов себя в случае опасности, болезни или войны. «Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени». Археологическими находками эти ужасы не подтверждены.

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды

Галлы — племена кельтской группы, жившие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии) с начала V века до н. э. до римского периода. Они говорили на одном из континентальных кельтских языков — галльском.

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды

Цезарь довольно подробно рассказывает о «галльском пантеоне»: «Из богов они (галлы) больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все другие боги, изображений: его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводников в путешествиях… Вслед за ним они почитают Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву… Аполлон прогоняет болезни, Минерва учит начаткам ремесел и искусств, Юпитер учит имеет верховную власть над небожителями, Марс руководит войной…

Галлы все считают себя потомками отца Дита (Дит — Аид, Плутон, божество подземного царства у римлян) и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам». Друиды — хранители великой гиперборейской традиции.

Одно из самых древних определений наименования друиды, основанное на этимологии, дается у Плиния:[140 — Plin., Nat. Hist., XVI, 249.]

«Не должно забывать среди всего этого о том, что глубоко почитают галлы. У друидов, ибо именно так зовутся их маги, нет ничего более священного, чем омела и дерево, на котором она растет, причём считается, что она всегда растёт на дубе. Только лишь по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева, так что вполне возможно, что сами друиды взяли свое имя от его греческого названия δρυς — «drus». Они в самом деле считают, что всё, что произрастает на дубе, послано небом, и означает, что это дерево было выбрано самим богом…»

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды

Любопытно отметить кельтский след во французском языке: ещё в двадцатом веке оставались области, где для обозначения текущего дня люди употребляли выражение «annuit», «anneue» — «нынче ночью», а не «сегодня», т.е. «нынешним днём».

Естественно, из описания «Записок о Галльской войне» невозможно понять, какие конкретно галльские божества имеются в виду под римскими наименованиями. Автор дает лишь самое общее представление о них. Кто такой, например, этот «Меркурий»? У римской мифологии он отнюдь не является верховным божеством…

Римский поэт Лукан в поэме «Фарсалия» называет имена трёх богов, почитаемых в Галлии: Езусе, Таранисе и Тевтате.

Попытки осмыслить этих богов таким образом, чтобы они стали «понятны» человеку, воспитанному в рамках греко-римской культуры, выглядят совершенно провальными.

Езус — бог «гневный», как пишет Лукан, и требует он человеческих жертв, повешенных на дереве. Между тем его имя, как предполагается, означает «добрый бог», «бог-господин». При этом, как полагают некоторые исследователи, Езус является общим для всех галлов божеством. И не исключено, что богом войны.

Отчасти римлянин в состоянии осознать этот конгломерат смыслов: ведь главный покровитель Рима, воинственный Марс (этрус. Марис), с одной стороны, благоволит Городу, а с другой — является как раз богом войны, кровавой бойни, опьяняющей резни, в отличие от Минервы (этрус. Менрва) — покровительницы войны разумной, справедливой, рассудочной.

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легендыТаранис — бог-громовержец, бог небесного огня. Соответственно, жертвы ему сжигались. Галльские памятники представляют Тараниса бородатым гигантом с колесом, и пучком стрел, подобных ваджре в руках. И колесо, и огненные стрелы (ваджра) — символ огня, солнца, пламени. На других изображениях Таранис попирает гиганта со змеями вместо ног.

Однако при всем этом никто не в состоянии достоверно определить, являлся ли Тевтат покровителем только одного какого-то племени или же он был общим божеством для всех галлов.

Даже если Тевтат и олицетворял как бы универсальную божественную помощь всему племени, у каждого отдельного галльского племени имелся свой личный покровитель. И имён этих богов-покровителей галльских племён до нас дошло великое множество: Аллоброкс — бог племени аллоброгов, Воконтия — богиня племени воконтиев — и так далее. Ученые выяснили около сорока имен местных божеств Британии — и о них неизвестно ничего, кроме имен.

Из галльских богов мы можем назвать Эпону, Цернунна (Кернунноса), Суцелла, Нантосвельту, Розмерту — и ещё нескольких.

Имя «Эпона» (кельт. Epona, от галльского слова *epos «лошадь»), богиня Эпона — покровительница лошадей, мулов, ослов, погонщиков и возчиков, её изображали сидящей верхом на лошади.

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды

Если одних богов мы знаем по именам, то других — только изображение, их имена не установлены. Например, существовало изображение трехголового божества, божества со змеей, группы из трех богинь-матерей. Как называли их галлы, каков был их культ, в каких ситуациях к ним обращались, были они чисто местными или общими для всей Галлии? Увы, камни на сей счет молчат, а в литературе нет ни слова.

Имён кельтских богов и богинь в общей сложности насчитывается свыше трехсот семидесяти — столько их почиталось на землях, где когда-либо проживали кельты. Примерно триста имён кельтских богов упомянуты лишь один раз, и принадлежат они местным божествам, покровителям определённых племён или родов, из чего можно сделать осторожный вывод о том, что боги эти представляли собой неких обожествленных предков.

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды
Во Франции найден квадратный каменный столб, украшенный барельефами с изображением кельтских, римских и гальских божеств первой четверти I века н.э.

Этот квадратный каменный столб с барельефами богов первоначально стоял в галло-римском храме города Лютеции. Каменный столб создан на общественные пожертвования (publice posierunt) от гильдии матросов Лютеции, (nautae Parisiaci), близ современного Парижа. Эти моряки были бы торговцами, которые путешествовали по Сене.

Квадратный каменный столб с барельефами богов является одним из самых ранних произведений изобразительного галльского искусства, на котором имеются надписи имён всех изображённых богов. (Hatt 1952; Thermes de Cluny)
Надписи на каменном столбе сделаны латинскими буквами, с некоторыми признаками галльского языка, надписи успешно объединяют и смешивают римских богов с явно галльскими богами.

Каменный столб датируется надписью, посвящённой Тиберию Цезарю Августу, то есть Тиберию, который стал императором в 14 году нашей эры.

Основное посвящение на каменном столбе обращено к Юпитеру, в форме Iovis Optimus Maximus («Jove Best and Greatest»).

Имена римского императора Тиберия и верховного божества Юпитера написаны в дательном падеже, то есть они указаны в качестве получателей посвящения.

Источник

6 мифов и легенд, которые оказались правдой

галлы мифы и легенды. Смотреть фото галлы мифы и легенды. Смотреть картинку галлы мифы и легенды. Картинка про галлы мифы и легенды. Фото галлы мифы и легенды

1. Легенда озера Хоанкьем

Долгое время эта история считалась полностью выдуманной, и никто не находил следов черепах в озере Хоанкьем. Но в 1967 году рыбак вытащил из озера огромную рептилию весом 200 килограммов. Испугавшись, он начал бить её палкой, и она скончалась от полученных травм. Позже оказалось, что это черепахи вида Rafetus swinhoei, и в озере обитают ещё три таких существа. В 2016 году умерла последняя рептилия, ширина которой составляла 1,6 метра, длина — 0,8 метра, а вес — 169 килограммов.

Продолжительность жизни этих пресмыкающихся может достигать 100 лет. Это значит, что та рептилия, что явилась по приданиям Ле Лою, могла быть прабабушкой умершей в 2016 году черепахи. Конечно, вряд ли она вручала меч императору, но, учитывая то, что рептилия в азиатской культуре является символом мудрости и хорошим знаком, это могло вдохновить борца на победу.

2. Легенда о существовании горилл

До середины 19 века гориллы считались чем-то вроде снежного человека – сомнительной легендой. Впервые горилл описали ещё в 500 году до нашей эры, но никакого подтверждения реального существования этих животных не было.

Лишь в 1847 году Томас Севидж и Джеффрис Вайман рассказали в книге Proceedings of the Boston Society of Natural History о примате, известном сейчас как западная горилла. Описание было составлено по найденным исследователями костям и черепам, после чего научное сообщество начало задумываться о реальности этой легенды.

Впервые вживую гориллу увидел в 1856 году французский исследователь Поль Дю Шайю во время путешествия по западной экваториальной Африке. После доставки в Великобританию нескольких горилл в 1861 году наука официально признала существование этих приматов.

3. Легенда Озера Скелетов

В 40-х годах прошлого века, желая подтвердить или опровергнуть легенду, исследователь нашёл озеро и увидел на его берегу несколько сотен скелетов. Позже, в 60-х годах, был проведён радиоуглеродный анализ останков, определивший, что погибшие жили примерно в 5-8 веке.

В 2004 году была создана международная экспедиция, которая подробно изучила останки. Анализ показал, что эти люди погибли примерно в середине 9 века. Большинство из жертв были мужчинами. Предположительной причиной гибели группы назвали град, размер которого мог составлять до 7 сантиметров в диаметре. Так как местность была открытой, людям просто негде было укрыться. На сохранность останков повлиял разряжённый воздух в районе озера, а также постоянные низкие температуры.

Легенда, как считают исследователи, точна не только в описании гибели группы, но и в том, куда они направлялись. В районе озера не проходили торговые или любые другие маршруты, и единственным местом, куда они могли идти, был праздник культа Нанда-Деви.

4. Легенда о «Те-Хокиои»

Маори, коренные жители Новой Зеландии, столетиями верили в легенду о «Те-Хокиои» — гигантской чёрно-белой птице с красным гребнем и огромным клювом, которая похищала младенцев. Исследователи считали её типичным мифом.

Но позже были обнаружены доказательства существования этой крупной птицы. Ей был орёл Хааста, весивший от 10 до 14 килограммов и имевший размах крыльев до 2,6 метра. Основой питания хищников были моа — вымершие птицы, похожие на страусов.

Эти орлы могли легко схватить жертву весом более 15 килограммов, а их мощные когти были способны проткнуть тазобедренные кости. Эта птица действительно могла без особого труда схватить младенца, если поблизости не было более привычной пищи.

Учёные предполагают, что орёл Хааста вымер после исчезновения моа, примерно в 15 веке, но некоторых представителей этого вида замечали даже в 19 веке.

5. Легенда о «Зелёном человеке»

Долгое время в американском штате Пенсильвания существовал миф о так называемом «Зелёном человеке» или «Чарли-без-лица». Рассказывали, что это привидение или ночное чудовище, которое охотится на людей, гуляющих в позднее время. У него было изуродованное лицо с зеленоватым оттенком, за что он и получил своё прозвище.

Как оказалось, это был никакой не монстр, а реальный человек, которого звали Рэймонд Робинсон. Свою внешность он приобрёл в результате несчастного случая ещё в детстве, когда забрался на столб электролиний за птичьим гнездом и коснулся проводов. В результате удара током его лицо было изуродовано, из-за чего Рэймонд мог выходить из дома только по ночам, чтобы не пугать людей.

После нескольких сообщений о «Зелёном человеке» местные жители начали специально выслеживать героя, считая его привидением или монстром. Историей о нём пугали несколько поколений детей, пока не было выяснено, что это реальный человек, не представляющий угрозы для местных жителей.

6. Легенда озера Ньос

Многие поколения людей, живших в северо-западном регионе Камеруна, рассказывали легенду об озере Ньос, где обитают призраки. Если кто-то селился слишком близко к нему, его непременно убивали духи. Как оказалось, это вовсе не легенда, хотя здесь и нет вмешательства сверхъестественных сил.

21 августа 1986 года на озере произошла катастрофа, в результате которой погибло более 1700 человек. Это произошло из-за выброса диоксида углерода, который вышел из озера и стёк по горному склону на расстояние около 27 километров, убивая людей и животных.

Исследователи считают, что такие выбросы происходят регулярно. Всему виной периодическое выделение газа, расположенного на дне озера, вследствие обвалов, оползней, землетрясений. По другой версии, причиной является извержение небольших подводных вулканов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *