гаммы для электрогитары для тренировки
Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы
Разновидности гамм
Гаммы на гитаре бывают следующих видов:
Первые две относятся к диатоническим гаммам и содержат в себе 7 нот. В хроматической гамме присутствуют все 12 звуков и интервал между каждой ступенью равен половине тона. Пентатоническая гамма состоит из 5 ступеней. Образуется путем «выкидывания» из мажорной или минорной гаммы 2-й и 6-й ступеней. Блюзовая гамма это разновидность пентатонической. Ее можно построить, если добавить так называемую блюзовую ноту (об этом ниже).
Как построить гаммы на гитаре
Мажорная гамма на гитаре
Схема построения выглядит следующим образом (указаны интервалы между соседними нотами):
Минорная гамма на гитаре
тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Если в миноре повысить седьмую ступень на полтона, то получим гармонический минор.
Хроматическая гамма
Хроматика состоит из всех 12 звуков, интервал между которыми равен половине тона. На одной струне это будет, например, от нулевого лада до 12-го по порядку.
Пентатоническая гамма
Если из обычной мажорной или минорной гаммы убрать 2-ю и 6-ю ступени, получим пентатонику. В зависимости от родительской гаммы, различают мажорную и минорную. Подробнее можете почитать здесь: про пентатонику
Блюзовая гамма
Образуется, если добавить в пентатонику пониженную квинту, так называемый, блюзовый тон. Он придает гамме характерное блюзовое звучание.
Как правильно играть гаммы
Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо. Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.
Отличное видео про гаммы:
Зачем учить гаммы
А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.
Аппликатуры гамм на гитаре
Список статей про гаммы
Примеры популярных гамм на гитаре
Гамма до-мажор
Красными точками обозначена тоника гаммы.
Гамма ля-минор
Гаммы на гитаре. Табы
Здесь вы можете скачать табулатуры самых часто используемых гамм.
Позиции мажорных гамм: Скачать
Заключение
Несомненно учить гаммы нужно каждому начинающему гитаристу, не пренебрегайте этим. Знание гамм даст вам свободу в импровизации, вы научитесь сочинять музыку и ваш общий гитарный уровень будет выше. Но не зацикливайтесь на одних только упражнениях и игре гамм. Помните, что инструмент мы берем в руки в первую очередь, чтобы играть музыку, а не гонять упражнения по грифу.
Скоростная медиаторная техника >30-минутная тренировка для гитаристов
Будь вы профессиональный гитарист или любитель, может быть достаточно трудно найти время для занятий.
У всех нас существуют обязанности, которые отвлекают нас от игры. По этой причине разработана ускоренная интенсивная гитарная «тренировка», которая может длиться всего полчаса. Вы можете использовать ее в качестве упражнений, когда время ограничено, или в качестве тренировки в течении длительного времени. В любом случае, такие тренировки помогут развить вашу игру в ряде важных областей.
Эти упражнения включают в себя воспроизведение диатонической гаммы с конкретной выбранной последовательностью — секвенцией — для улучшения вашей игры. Вы улучшите свои теоретические знания, касающиеся диатоники, на всем грифе, а также увеличите скорость и точность вашей техники звукоизвлечения. Для этой тренировки вам понадобится метроном.
Для примера используется ля минор. Необходимо играть каждую из этих секвенций под метроном; после завершения увеличьте темп и повторите последовательность снова. Начинайте в медленном темпе, около 80 ударов в минуту, и увеличивайте темп на 10 ударов в минуту (90, 100, 110, 120 и т.д.).
Секвенции имеют разные степени сложности. Как только она станет слишком трудной для воспроизведения, перейдите к следующей последовательности. Вам следует запомнить максимальный темп, достигнутый для каждой из них. Таким образом, вы увидите свой прогресс с течением времени. Если вы начинаете с 80 ударов в минуту, вы должны достигнуть максимальной скорости приблизительно за 30 минут. Конечно, если вы продвинутый игрок, вы можете взять начальный темп гораздо выше. Но если Вы только учитесь играть на гитаре, берите темп медленнее. А если у Вас еще нет гитары, подберите ее по выгодной цене в магазине https://jazz-shop.ru/brands/digidesign Jazz-shop — это один из лучших музыкальных магазинов, которые я знаю.
Для каждой последовательности приложен пример в аудио-формате: 80 ударов в минуту, также в максимальном темпе.
Линейные секвенции (максимально 160 ударов в минуту)
Эти последовательности направлены на воспроизведение диатонической гаммы по принципу «четыре ноты на струне» вместо обычных трех. Цель упражнения — использование всех четырех пальцев при игре. Комбинация использования пальцев при звукоизвлечении указана в первой секвенции. Слушаем и играем.
Интервальные секвенции (максимально 120 ударов в минуту)
Это упражнение заключается в воспроизведении диатонической гаммы по трем октавам. Для данной тренировки используются третья, четвертая и пятая, но продвинутые гитаристы могут использовать шестую с седьмую октавы.
Секвенции на основе арпеджио (максимально 120 ударов в минуту)
Вы наверняка сталкивались с данными последовательностями, но данные примеры определенно уникальны. Данное упражнение заключается в проигрывании гаммы по двум октавам перебором. Первая секвенция играется трезвучным арпеджио (I-III-V). Вторая — перебором седьмой гаммы (I-III-V-VII).
Эти секвенции могут быть применены к любой диатонической гамме в любой тональности. После освоения последовательностей в ля минор, попробуйте потренироваться с другой гамме. Удачи!
Отличное упражнение, взяла себе
Нормальные упражнения для гитары. Если можно, побольше таких выкладывайте. Такие упражнения реально повышают техничность игры на гитаре.
Очень полезные упражнения на гитаре, взял на заметку.
Гаммы для гитары
Прежде всего, определение. Гамма — последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.
Для чего нужны гаммы на гитаре?
1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.
Для того, чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:
1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками
Вот пример мелодии на гитаре составленной только из звуков гаммы:
Все гаммы на гитаре (список)
Ниже представлены гаммы на гитаре во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.
Диезные
Бемольные
Частые вопросы связанные с гаммами
Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.
Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: «Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?» Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)
Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?
На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие гаммы тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.
Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!
Нестандартные гаммы
Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:
Арабская гамма
Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:
Пентатоника
Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов. Поэтому такие мотивы мы сразу узнаём.
Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:
Целотонная гамма
Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Послушайте как она звучит:
Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и блюзовая гамма, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.
Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни «В лесу родилась ёлочка». Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем «ми мажор». Смотрим в гамму «ми мажор» и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты «си», потом пробуем по очереди все ноты гаммы «ми мажор» и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.
Как нужно заниматься с гаммами на гитаре
Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.
Гамма до мажор на гитаре. Теория и практика гаммы до мажор на гитаре
Для чего нужны гаммы
Для начинающих это очень хорошая возможность усвоить ноты в позиции. Так легче запомнить их расположения на грифе. Для продвинутых гитаристов, хороший ресурс общемузыкального развития – динамики, артикуляции движений.
Опытные гитаристы не учат сложные фрагменты целиком. Вы можете следовать их примеру. Например: выбирать отдельные гаммообразные пассажи из пьес и учить их отдельно. Когда берете произведение, где есть затяжной пассаж, то сначала учите его, а потом все остальное. Иначе, будете постоянно спотыкаться об одно и то же.
Видео
Гамма До-мажор теоретическая часть
Как построить гамму До-мажор
Как и любая мажорная гамма, она выстраивается по принципу – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. В данном случае последовательность нот очень простая – C D E F G A B C. То есть вам просто нужно сыграть все полные ноты на гитаре – и вы получите гамму.
Устойчивые ступени в гамме До-мажор
Устойчивыми ступенями называются ноты гаммы, которые при одновременной игре дают так называемое тоническое трезвучие – то есть, аккорд. Это всегда первая, третья и пятая ступень – данное правило применяется к любой тональности, меняются только ноты. В случае с до-мажором это ноты До, Ми и Соль.
Кроме этого, существуют также и неустойчивые ступени, которые при необходимости можно убрать – что и происходит, например, в мажорной и минорной пентатонике. Кроме этого, сами по себе они звучат напряженно, и их необходимо разрешать – то есть менять ноту на устойчивую ступень. В гамме на гитаре такие ноты всегда находятся на втором, четвертом, шестом и седьмом местах.
Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре
Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму. К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни «В лесу родилась ёлочка». Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем «ми мажор». Смотрим в гамму «ми мажор» и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты «си», потом пробуем по очереди все ноты гаммы «ми мажор» и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать увидели, что все звуки из ми-мажора.
Смена позиций
Следующий этап — соединить восходящее движение и нисходящее. Смену позиции следует отработать отдельно. Сам переход с одного лада на другой поиграть сначала четвертями, потом восьмыми. Когда достигнете уверенности, переходите к шестнадцатым. Спешить не следует — темп умеренный.
Не берите затяжные последовательности. Играйте короткие. Что можно сделать, так это разделить две октавы. Например от До на 3-й струне к До на первой.
В другой октаве от До на 5-й к До на 3-й. Когда играете в каждой октаве отдельно, то позиционный переход выпадает. Его лучше проработать отдельно. Но об этом мы уже говорили.
Частые вопросы связанные с гаммами
Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.
Чем отличается ля-диез от си-бемоль?
Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: «Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?» Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)
Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?
Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!
Аппликатуры гаммы до-мажор на грифе
На грифе гитары гамму до-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы до-мажор.
Пять позиций гаммы до-мажор на грифе гитары
На рисунке приведена схема расположения гаммы до-мажор на грифе. Красными точками обозначена тоника гаммы — нота До (С). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Вторая позиция
Эта позиция берет свое начало с 10 лада 4-й струны. Схема по три ноты на струне.
Пятая позиция
Начинается на 5 ладу третьей струны и таким образом завершает «цикл». Следующая позиция (если уйдем вправо по грифу) будет уже первая. Круг замкнулся.
Аппликатуры натурального мажорного лада
Аппликатура мажорного лада с тоникой на 6 струне и данная аппликатура считается «правильной» для любой тональности:
Ниже представлены 5 позиций мажорного лада по всему грифу и данные аппликатуры считаются «правильными» для любой тональности.
Надеюсь вы заметили, что каждая последующая позиция — это продолжение предыдущей. Так же на одной из этих аппликатур есть аппликатура так называемого «параллельного минора» (параллельного минорного лада).
Для чего вам стоит выучить позиции гаммы До-мажор?
В первую очередь, потому что это – основа основ. Выучив аппликатуры и все позиции базовой гаммы с целыми нотами, вы поймете, как она вообще встраивается, и по аналогии уже самостоятельно найти другие боксы. Кроме этого вы сделаете первые шаги в импровизации, и начнете осваивать искусство придумывания соло-партий для гитары.
ГАММЫ НА ГИТАРЕ. ЗАЧЕМ НУЖНО ИХ ЗНАТЬ И ИГРАТЬ
Гамма – это последовательность из семи идущих друг за другом нот (звуков), которые составляют тональность или определённый лад. Ноты внутри этих структур всегда сочетаются между собой, и при правильном расположении составляют гармонические интервалы или аккорды, из которых как раз состоит музыка и произведения. Гаммы являются инструментальной составляющей любого музыкального репертуара.
Для чего нужны гаммы гитаристу.
Знание гамм необходимо каждому музыканту, оно даёт более углублённое понимание тональностей и взаимодействия нот (звуков) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на музыкальном инструменте. Без знания гамм и принципов их построения вы вряд ли поймёте, как строить аккорды. Также исполнение гамм это прекрасное упражнение для развития мышц, сухожилий пальцев левой руки и повышения их выносливости. Особенно хорошо прорабатываются эти моменты при исполнении гамм в очень медленном темпе и в очень быстром темпе. Гаммы очень полезны для запоминания расположения нот на грифе гитары. Особенно после 5го лада. Для этого многие преподаватели музыки советуют проговаривать ноты одновременно с извлечением звуков при игре. А еще лучше их пропевать. В этом случае вы ещё и активно развиваете свой музыкальный слух. С помощью гамм, вы можете развить в себе, так называемое, аппликатурное мышление. Образно говоря, это умение видеть гриф гитары как взаимосвязанную систему нот, интервалов, аккордов в разных позициях.
Как играть гаммы на гитаре.
На гитаре сыграть гамму можно как на одной струне, так и на всём грифе. Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев. На гитаре всё гораздо проще, чем на пианино. Всё дело именно в боксах. По факту, выучив хотя бы пару штук, вы уже точно будете знать, как построить новые гаммы, и точно не потеряетесь в музыке и продумывании партий.
Гаммы бывают двух типов – мажорные и минорные. Их двадцать четыре штуки, по числу всех существующих тональностей, однако есть одна особенность, которая упростит вам их разучивание. Дело в том, что гамма, которая входит в мажорную тональность, также имеется и в параллельно ей миноре, и наоборот. Таким образом, вам по факту надо только запомнить, какие ключи параллельны друг другу, и разучить двенадцать гамм.
Мажорная гамма строится по следующему принципу:
Тоника — Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Минорная гамма строится так:
Тоника — Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
Мажор и минор бывают трёх видов:
Натуральный – это простая гамма без всяких случайных знаков. Учитываются только знаки при ключе. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз.
Гармонический – это гамма в которой при движении и вверх, и вниз повышается только седьмая ступень (VII#).
Мелодический – это гамма в которой при движении вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), а при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется натуральный минор.
Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства их чтения проставлена аппликатура, и продублированы ноты для гитары табулатурами.