гаргульи собор парижской богоматери
Нотр-Дам де Пари и не только: Как и зачем на соборах появились гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Легенда о Гаргулье появилась на территории современной Франции и датируется VII веком нашей эры. Согласно легенде неподалёку от Реана, в логове в болотах на берегу Сены жил то ли змей, то ли дракон. Он терроризировал местных жителей и нападал на суда, которые шли по Сене. Чудище извергало из пасти то огонь, то мощные потоки воды. Каждый год, чтобы как-то защититься от свирепого зверя, жители Руана приносили ему жертвы. Звали дракона Gargouille. И бесчинствовала Гаогулья до тех пор, пока не явился Святой Роман и не усмирил её.
История эта весьма занимательна. Когда епископ Роман решил изловить Гаргулью, то прийти ему на помощь согласился только один человек – преступник, которому терять было нечего, поскольку его уже осудили на смертную казнь. Этого преступника и использовал Святой Роман в качестве приманки, отправив его в логово чудовища. Гаргулья учуяла человеческих дух и вышла из логова, чтобы полакомиться, но тут епископ лишил её воли при помощи святого креста и молитвы. Гаргулья с покорностью легла у ног святого, и он привёл покорившегося зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр.
Хвост и туловище Гаргульи сгорели, а вот глотка то ли оказалась жаростойкой, то ли епископ распорядился её не сжигать – сегодня не разберёшься. Городу с глоткой прикрепили в назидание другим драконам к Руанскому собору, чтобы продемонстрировать нечисти, что случается с теми, кто вредит людям.
Начиная с XI века изображения гаргулий люди стали вырезать из камня на наружных стенах готических и романских построек. Не исключено, что делали такие фигуры и раньше из дерева, но этот материал не имел никаких шансов сохраниться до времён научного описания.
Люди не просто усаживали гаргулий на здания, а придумали им работу – извергать воду. Их изваяниями оформляли водостоки. Так, отводя потоки дождевой воды от стен зданий, они начали приносить пользу людям. Ведь вода, выбрасываемая из пасти гаргулий, падала на расстояние от стен, поэтому фундамент не подмывало. Правда, с XVIII века люди освободили гаргулий от тяжёлой работы по сливу воды, начав использовать водостоки. А старушки-гаргульи стали элементом архитектурного декора. Зато каким ярким!
Стоит отметить, что с течением времени облик гаргулий существенно менялся – к змеям и драконам добавились различного рода угрожающие люди, птицы, мифические создания и их гибриды в самых невероятных сочетаниях.
P.S. По поводу гАргулья или гОргулья стоит отметить, что лингвистические словари не фиксируют это слово. В соответствии с этимологией следует писать через А (фр. gargouille). Но в Википедии это слово зафиксировано с написанием через О, что, на наш взгляд, не вполне верно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Юрий Лев: Гаргульи, химеры и монстрики
Гаргульи и химеры — это фантастические существа, которыми украшают готические храмы. Например, парижский Нотр-Дам.
Ну, во-первых, это красиво. 🙂
Во-вторых, их все путают.
Гаргульи, вообще-то, существа мужского пола. По преданию в давние времена в реке Сене обитал ужасный змеевидный дракон, который озорничал, пуская сильную струю воды, затопляя дома и переворачивая рыбацкие лодки. Ну вот как ураган «Сэнди» у нас недавно. На счастье в городе Руане жил Гэндальф чародей, который служил архиепископом. Он выманил дракона на берег и огрел по голове усмирил крестом, после чего радостные горожане набросились на дракона и забили его батогами. Между прочим, дракона ловили на живца — вывели на берег приговоренного преступника-добровольца.
С тех пор камнерезы вырезали изображения гаргулий на водостоках, отводящих потоки дождевой воды от зданий.
Часто гаргульи восседают на головах грешников. А не греши!
Если гаргульи как мифические существа появились лишь в XII—XIII веках, то химеры существовали с незапамятных времен в греческой мифологии. Там это было чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. Со временем образ химеры стал воплощать все невозможное, не сочетаемое.
Но вот парадокс: в готической архитектуре фигуры химер появились значительно позже, чем гаргульи. Например, в парижском соборе Нотр-Дам гаргульи сохранились с XIII века, а химеры появились только во второй половине XIX века при реставрации собора. Реставраторов вдохновил роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Роман был написан в 1831 году, а реставрация под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка началась в 1841 году. Он сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать скульпторов под руководством Жоффруа Дешома. Это было смелое решение. Зато было доказано, что храм не застыл в развитии, а продолжает жить и обновляться.
Самая известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатая полуженщина-полуобезьяна. По преданиям она испускала в полете пронзительные крики, похищала младенцев и питалась их кровью.
Помимо химер и гаргулий, в архитектуре готических храмов часто встречаются маленькие чертенята и монстрики. Какую функцию они исполняют? Да такую же, как остальные чудовища: «Летите, черти, куда-нибудь подальше, у нас своих хватает!»
Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари
Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора (в средние века химер на Нотр-Даме не было). Знаменитые химеры прячутся на верхней площадке у подножия башен.
Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов.
Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи) — это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания — от разрушения.
Что же касается химер, установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, — чисто декоративная.
На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chimères). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк, чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери — это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.
Наиболее известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon) (1821-1868) с видами Парижа. Вот эта знаменитая гравюра 1853 года:
Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле.
Почему европейские соборы украшают гаргульи
Впервые каменные гаргульи появились на готических соборах в XII веке. Тогда, помимо эстетической функции, они выполняли и функцию утилитарную — служили в качестве водостока.
Но почему именно гаргульи и химеры, а не ангелы и херувимы были избраны в качестве декора храмов? Ответ на этот вопрос кроется в старинной легенде.
Гаргулья, Собор Парижской Богоматери
Легенда о драконе Гаргулье
Древняя французская легенда гласит, что в стародавние времена около Руана обитал дракон. А точнее, драконица по имени Гаргулья. Она не давала житья местным и постоянно топила корабли, ходящие по реке. Причём чудище извергало не только огонь, но и воду. Чтобы Гаргулья не трогала город, руанцы приносили ей человеческие жертвы. Но однажды всё изменилось.
За истребление Гаргульи взялся епископ Роман Руанский. Избрав в качестве приманки приговорённого к казни преступника, он отправился к логову драконицы. Та, почуяв добычу, выползла к ним, и тогда епископ с помощью молитв лишил Гаргулью воли и приручил её. Однако руанцы не поверили в перевоспитание чудища и сожгли его. Тело драконицы сгорело полностью, а вот её голова осталась целой и невредимой. Её-то и поместили на карниз местного собора в качестве символа торжества христианской веры над силами зла.
Вскоре жители окрестных городов стали завидовать такой «фишке» руанского собора. Но больше драконов в округе не наблюдалось, и вместо их голов на соборах стали размещать каменные изваяния чудовищ.
Полезные гаргульи на готических соборах
Помня о драконице Гаргулье, которая извергала воду из своей пасти, каменных гаргулий в средневековых храмах использовали в качестве водостока. Во время дождей из пастей каменных чудовищ лилась вода. В этом тоже кроется некий смысл. Гаргульи в христианстве являлись посланниками злых сил, с которыми боролись священники. После победы над чудищем его голову помещали на собор, показывая тем самым превосходство добра перед злом. И укрощённые чудовища вместо того, чтобы извергать из пастей серу и огонь, отводили от храмов дождевую воду. Причём доставалась роль водосточного желоба не только фигурам драконов.
Гаргулья-ливнесток на Вавельском замке в Кракове
В готической архитектуре есть несколько видов гаргулий. Например, львы символизируют гордость и отвагу, а их наличие на стене собора служит напоминанием о грехе гордыни. Гаргульи-волки символизировали то, что в стае, то есть в группе, человеку проще противостоять искушениям дьявола. Змеи же во все времена были символами первородного греха, и, размещённые на стенах соборов, они лишний раз напоминают об этом. Напоминанием о ещё одном смертном грехе служат и бараны, и козлы. А ещё на средневековых соборах, помимо гаргулий, можно встретить и каменных химер.
Чем химера отличается от гаргульи
Самым ярким образчиком готической архитектуры по праву считается Нотр-Дам де Пари. И в его наружных украшениях встречаются и химеры, и гаргульи. Гаргульи до недавнего времени были водостоками, лишь в XVIII веке у собора появились отдельные водосточные желобы. И теперь гаргульи Нотр-Дама служат всего лишь украшением.
Химеры, Собор Парижской Богоматери
Служили украшениями и каменные химеры. Они многолики и могут быть самыми разными. Но чаще всего в виде химеры изображается существо, сочетающее в себе характерные черты различных животных и даже людей. На соборе Парижской Богоматери они появились лишь в XIX веке в ходе реставрации. Химеры Нотр-Дама несут в себе только лишь эстетическую функцию и никакой пользы не приносят. Примечательно, что на храмах в разных городах фигуры химер могут повторяться. А вот каждая каменная гаргулья уникальна в своём роде, повторов почти не встречается.
Кстати, среди гаргулий на храмах попадаются и весьма забавные. Например, на Фрайбургском соборе есть каменная фигурка человека, из заднего отверстия которого выливается вода. А на вашингтонском соборе Петра и Павла в качестве гаргульи можно увидеть Дарта Вейдера.
Пугающая архитектура: гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть
Легенда о Гаргулье появилась на территории современной Франции и датируется VII веком нашей эры. Согласно легенде неподалёку от Реана, в логове в болотах на берегу Сены жил то ли змей, то ли дракон. Он терроризировал местных жителей и нападал на суда, которые шли по Сене. Чудище извергало из пасти то огонь, то мощные потоки воды. Каждый год, чтобы как-то защититься от свирепого зверя, жители Руана приносили ему жертвы. Звали дракона Gargouille. И бесчинствовала Гаогулья до тех пор, пока не явился Святой Роман и не усмирил её.
История эта весьма занимательна. Когда епископ Роман решил изловить Гаргулью, то прийти ему на помощь согласился только один человек – преступник, которому терять было нечего, поскольку его уже осудили на смертную казнь.
Этого преступника и использовал Святой Роман в качестве приманки, отправив его в логово чудовища. Гаргулья учуяла человеческих дух и вышла из логова, чтобы полакомиться, но тут епископ лишил её воли при помощи святого креста и молитвы. Гаргулья с покорностью легла у ног святого, и он привёл покорившегося зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр.
Хвост и туловище Гаргульи сгорели, а вот глотка то ли оказалась жаростойкой, то ли епископ распорядился её не сжигать – сегодня не разберёшься. Городу с глоткой прикрепили в назидание другим драконам к Руанскому собору, чтобы продемонстрировать нечисти, что случается с теми, кто вредит людям.
Начиная с XI века изображения гаргулий люди стали вырезать из камня на наружных стенах готических и романских построек. Не исключено, что делали такие фигуры и раньше из дерева, но этот материал не имел никаких шансов сохраниться до времён научного описания.
Люди не просто усаживали гаргулий на здания, а придумали им работу – извергать воду. Их изваяниями оформляли водостоки. Так, отводя потоки дождевой воды от стен зданий, они начали приносить пользу людям. Ведь вода, выбрасываемая из пасти гаргулий, падала на расстояние от стен, поэтому фундамент не подмывало. Правда, с XVIII века люди освободили гаргулий от тяжёлой работы по сливу воды, начав использовать водостоки. А старушки-гаргульи стали элементом архитектурного декора. Зато каким ярким!
Стоит отметить, что с течением времени облик гаргулий существенно менялся – к змеям и драконам добавились различного рода угрожающие люди, птицы, мифические создания и их гибриды в самых невероятных сочетаниях.
P.S. По поводу гАргулья или гОргулья стоит отметить, что лингвистические словари не фиксируют это слово. В соответствии с этимологией следует писать через А (фр. gargouille). Но в Википедии это слово зафиксировано с написанием через О, что, на наш взгляд, не вполне верно.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов