главный храм тульского кремля

Успенский собор Тульского кремля

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля

Успе́нский собо́р — православный собор в Тульском кремле. Храм был построен в 1764 году.

Содержание

История [ править ]

Первоначально в Кремле в 1626 был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал и его разобрали. Строительство нового собора началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.

Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.

Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля

Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.

Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.

В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.

В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В 2000—2001 годы реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.

8 сентября 2005 года впервые была включена подсветка Успенского собора. В 2013 году, в рамках реставрационных работ в Тульском кремле, были проведены реставрационные работы и собора. Купола были позолочены, а стены храма окрашены в серый цвет.

Описание [ править ]

Архитектура [ править ]

Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля

Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.

Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные.

Роспись [ править ]

Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины.

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля

В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.

Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.

В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». В люнетах — полукруглых нишах северного, южного и западного порталов — образы Божией Матери. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска Успение Пресвятой Богородицы. В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.

На столбах собора изображена святая княгиня Ольги, святой князь Владимир и святой князь Александр Невский. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба — изображена великомученица Екатерина.

Колокольня [ править ]

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля

Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.

В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.

Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.

В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.

Источник

Истории Тульского кремля: реликвии Успенского собора

Успенский собор — главная гордость Тульского кремля. И, конечно, здесь когда-то хранились самые настоящие артефакты и предметы гордости тульских людей. Не говоря уже об уникальных иконах и росписи.

Знамена героических предков

Главным ценностям Успенского собора никак не суждено было пережить уже первую государственную атаку на церковь — периода изымания ценностей начала 20-х годов ХХ века. Делалось это безапелляционно и на основании существовавших церковных описей, так что ничего не скроешь. А в Успенском соборе было чем поживиться.

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля
Фреска с изображением святого страстотерпца князя Глеба.
главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля
Эта фреска посвящена II Вселенскому Собору.

К примеру, в двух старинных евангелиях, которые здесь хранились, имелось по 14 кг серебра.

Книги были настолько громозд­кими, что даже современниками не предполагались к частому использованию. На них смотрели исключительно как на святыню.

Самое старое из них — евангелие на александрийской бумаге в большой лист, изданное в Москве в 1759 г., с досками, корнем и защипками серебряными позлащенными, с таковым же литым изображением восставшего от гроба Спасителя, ангелов, апостолов и мироносиц, Тайной вечери, четырех евангелистов по углам и с различными украшениями. Одного серебра в этой книге было около 35 фунтов. Другое раритетное евангелие не многим моложе — 1763 года.

С жаром обсуждали любители старины историю хранившейся в Успенском соборе шитой золотом и шелками старинной хоругви с изображением на одной стороне коронования Божией Матери, на другой — Собора св. апостолов. Некоторые уверяли, будто хоругвь ни много ни мало пятнадцатого столетия и это рукоделие греческой царевны Софии Фоминичны из завоеванного магометанами Константинополя. Якобы там хоругвь сохранялась христианами, а потом была перевезена в Коломну. И уже оттуда, по желанию преосвященного Мефодия, первого епископа Тульского и Белевского, прислана вместе с евангелием и подсвечником в здешний собор.

Из всей этой истории не вызывал никакого сомнения лишь тот факт, что хоругвь действительно привезли в Тулу из Коломны. А вот версию о старинности разбивали две даты, вышитые с двух сторон, 1750 и 1751 — никак не XV век. Из соборной записки можно было сделать вывод, что хоругвь дана вкладом преосвященному Иоанникию, митрополиту Коломенскому, племянником его цареградским купцом Георгием Панагиотом. И дата ее изготовления примерно соответствовала тем, что были вышиты. Но это же не повод не верить в красивую сказку, правда?

Важнейшими святынями Успенского собора были установленные здесь боевые знамена. Три из них относились к периоду Отечественной войны. В 1812 году от стен собора тульские полки уходили к Москве под командование фельдмаршала Кутузова.

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремляУспенский собор.

Изорванные на войне и частью обветшавшие от времени, они были промыты искусным иконописцем, подклеены, подновлены без существенной перемены и «утверждены в 1865 году на приличных тумбах с надписями, для сохранения в отдаленное потомство как памятник достоподражаемого патриотизма, оказанного в отечественную войну нашим дворянством». Знамена висели на шнурах у западных столбов собора. К сожалению, до наших дней ни одно из них не сохранилось, канув в небытие в период революционных перемен.

У восточных столбов в деревянных тумбах с надписями на медных дощечках стояли 11 знамен, с которыми тульские ополченцы уходили на защиту южных границ России в Крымской войне. Они были освящены в 1855 году в Успенском кафедральном соборе. Под этими стягами наши предки в 1855−56 годах героически сражались в Крыму. 11 боевых знамен после окончания войны вернулись на постоянное хранение в кафедральный собор. Три из них чудом дожили до нашего времени и находятся в фондах областного краеведческого музея.

«Это просто рухлядь»

Впрочем, и сам Успенский собор сохранился до нашего времени Божиим провидением. С наступлением новой власти его очень хотели снести. На совещании руководителей Тулы по вопросу о плане реконструкции города в декабре 1938 года о судьбе Успенского собора разгорелись жаркие дискуссии.

Кто-то говорил о том, что его надо оставить, так как собор интересен с художественной точки зрения. Один из городских депутатов, товарищ Кусиевич, пытался убедить всех, что это большая ошибка — поместить сюда склад.

«Там исключительная живопись, которая отнесена к первой категории исторических памятников», — уверял он.

Однако противников Успенского и Богоявленского соборов было всё же больше. Аристархов с оружейного завода, например, вообще не видел в нем никакой исторической ценности:

«Когда мне говорят, что собор существует около пятисот лет, я отвечаю, что у нас есть люди, которые живут по 150 лет, и мы их уважаем, и всё. Так и собор, который существовал в свое время и стоит еще сейчас. И никакого особенного вида он не имеет».

Слова про 150 лет не будем ведь комментировать, правда?

Наиболее враждебно был настроен первый секретарь Московского областного комитета ВКП (б) Никита Сергеевич Хрущёв, тот самый:

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля

– Относительно соборов. По-моему, их нужно убрать. Что это за «ценности», что там беречь? Это просто рухлядь. Я считаю, это нужно сносить.

А ведь если бы к его мнению тогда прислушались, не было бы никакого повода говорить сейчас о том, что главная достопримечательность собора — уникальный иконостас и фрески. В течение двух лет, с 1765 по 1767 годы, стены собора расписали 36 мастеров, приглашенных из Ярославля. Возглавлял эту бригаду мастер-иконописец Афанасий Шустов, известный своими росписями ярославских церквей.

Созданные ими фрески — особая гордость. Работа эта по-настоящему ювелирная. Художники, творившие фрески, писали свои картины минеральными красками по сырой штукатурке. Сделанные в интенсивно-синей гамме, фрески Успенского собора в основном повторяли мотивы древних ярославских, владимирских и московских храмов. Главное же отличие тульских фресок — сложность и полнота содержания.

В иконостасе главного собора Тулы было 66 закладных икон — по числу церквей города. В их создании принимали участие лучший в то время тульский иконописец Григорий Иванович Белоусов и калужский дьякон Андрей Филиппов. Белоусову принадлежали три иконы у царских врат. Две из них были известны до революции «несомненно» — икона Господа Вседержителя в три аршина длиной и в полтора шириной и такого же размера Пресв. Богородицы с Предвечным Младенцем. О третьей говорили предположительно — храмовая икона Успения Пресв. Богородицы.

После того как храм закрыли, уникальные фрески постепенно приходили в негодность. Дела до них никому не было. Да и кому нужны иконы на складе?

Хотя эксперты Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР в 1959 году назвали эту стенопись «самым монументальным произведением мастеров ярославской школы стенного писания за весь XVIII век».

Об уникальных фресках вспомнили только после войны, в 1946 году, когда начальник отдела по делам архитектуры Морозов обратился с письмом к председателю Тульского облисполкома :

«Отдел по делам архитектуры, на который возложена охрана памятников архитектуры, неоднократно ставил перед обл­исполкомом и соответствующими московскими организациями вопрос о сохранении фресок в б. Успенском соборе в кремле. Фрески тульского собора, выполненные в 1765—1766 гг. ярославскими мастерами, представляют уникальную ценность и по качеству письма, и по сохранности. Всесоюзной академией архитектуры они отнесены к редким образцам национального искусства европейского класса.

Несмотря на это, отсутствие кровли на западной части здания, отсутствие стекол в большом и малом барабанах и в оконных переплетах открывает доступ воде, которая, стекая по откосам стен и стенам, пагубно действует на стенную живопись, быстро приводя в негодность замечательную роспись.

…Если ремонт кровли и застекление не будут произведены в текущем году, качество росписи заметно ухудшится, а часть фресок будет уничтожена. Форсирование ремонта диктуется еще следующими соображениями: в мае или июне месяце с. г. академия архитектуры СССР организует выставку монументальной живописи, на которой фрески тульского собора (копии, фото) займут одно из почетных мест. На эту выставку будут привлечены специалисты не только наши, но и зарубежных стран, и не исключена возможность, как меня информировал директор института теории архитектуры академии, что в Тулу для осмотра фресок будет организована экскурсия.

Доводя об указанном до вашего сведения, прошу вашего авторитетного воздействия на облпотребсоюз в проведении им немедленного ремонта здания собора, которое за ним закреплено».

Возвращение

В 1970-е годы иконы погибали. Проблема была в том, что ценнейшие произведения искусства годами стояли вдоль стен фондохранилища художественного музея, и без того переполненного и перегруженного. Но иконы же создавались для неотапливаемого летнего храма и реставрировались потом с учетом этой особенности. Температура и влажность воздуха, естественные для здания с паровым отоплением, были для них губительными. Отдел культуры Тульского горисполкома обратился к реставраторам.

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремляНа многих фресках собора – изображения евангельских сюжетов: событий земной жизни Иисуса Христа и чудес, совершенных Им.

Специалисты Всесоюзного объединения «Союзреставрация» почти 10 лет занимались тончайшей работой по восстановлению произведений древнего русского искусства. В 1984−85 годах часть из них после реставрации и перед возвращением в Тулу с успехом были показаны в Москве, в церкви Покрова в Филях.

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля
Собор расписан ярославскими иконописцами.

В сентябре 1987 г. четыре иконы из соборного иконостаса вернулись в Тулу после реставрации и на первый праздник Дня города были выставлены в соборе. А в 1988 году в трех залах областного художественного музея впервые было выставлено на всеобщее обозрение свыше 40 икон из иконостаса Успенского собора Тульского кремля, отреставрированных в мастерских объединения «Союзреставрация».

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля

Сейчас, к 500-летию кремля, реставрационные работы идут полным ходом. Внутри собора — всё в строительных лесах. Восстанавливаются фрески, царские врата, внутреннее убранство. В ближайшем будущем мы сможем представить, как же выглядела главная святыня туляков в стародавние времена.

Источник

Истории Тульского кремля: Успенский собор

Один из первых исследователей Тульского кремля профессор Рудаков называл Успенский собор жемчужиной Тулы.

Он таким и остался, несмотря на то, что бурная жизнь ХХ века храм, конечно, сильно потрепала.

Ровесник Тульской епархии

Успенский – уже третий храм, построенный на одном и том же месте. Первый, деревянный, появился вскоре после возведения кремлевских стен в ХVI веке. Писцовые книги 1628 и 1629 годов называли этот собор Архангельским. Второй, Успения Богородицы, был каменным и имел такую же колокольню. Но простоял сравнительно недолго, менее ста лет, и был разобран по ветхости. Как уже писалось, археологами обнаружен фундамент этого храма и вскоре его можно будет даже увидеть – в специально оборудованном археологическом окне.

Строительство нового храма начали в мае 1762 года, закончили тоже в мае, 1764-го. Деньги на строительство давали в основном тульские купцы Л. И. Коптельцев и Т. Р. Чечулин. Главы были позолочены на средства тульского купца Лариона Сорокина. Резной иконостас сделан тульскими резчиками по дереву, работавшими у купца Василия Кирьянова, золотил его Данил Лазарев. Высота нового собора с крестом составила почти 50 м.

Успенский храм начал действовать в октябре 1766 года. У южных дверей собора при входе на стене была надпись о строительстве храма. А у северной стороны – о трудившихся в соборе иконописцах Афанасии Шустове с ярославскими мастерами. На стене, внизу, против столба от западных дверей направо, была надпись о том, что в соборе покоились дети полковника Егора Скобельцына: дочь Елизавета (1753-1764), сын Николай (1754-1765), сын Павел (1762-1765). Простого взгляда на даты жизни и смерти достаточно, чтобы понять, какую драму испытал когда-то их отец.

Умершей дочери – 11 лет, сыновьям – 11 и 3. Причем все они отправились в мир иной практически следом друг за другом. А похоронены были в еще не достроенном храме. Этим фактом была оказана особая честь их отцу – тульскому воеводе.

С 1799 г., то есть со времени образования Тульской епархии, Успенский собор стал кафедральным. Все важнейшие церковные и гражданские события страны освящались здесь молитвами: благословение воинов в походы, опубликование манифестов, встречи высоких гостей. А за свою историю Успенский храм кого только не повидал, в том числе и русских царей.

В 1809 году, проездом из Москвы в Киев, известный киевский митрополит Платон специально остановился в Туле, чтобы увидеть Успенский собор.
Во время последней своей поездки на юг в 1823 году Тулу проездом посетил император Александр I. Он побывал и в соборе и имел беседу с его настоятелем. А через три года «со слезами и глубокой скорбью душевною» здесь молились о спасении души умершего императора, катафалк с телом которого стоял в Успенском соборе. По этому случаю был сооружен богато убранный сень-катафалк. Александр I, как известно, умер в Таганроге, и его тело везли в карете под охраной отряда кавалергардов верхами с офицерами.

21 сентября (3 октября по новому стилю) 1856 г., через месяц после коронации, Тулу посетили император Александр II и его брат великий князь Михаил Николаевич. Свой визит они начали с посещения Успенского собора, при входе в который их встретил епископ Тульский и Белевский Димитрий и преподнес иконы гостям.

Свою икону государь позже передарил тульскому кадетскому корпусу. Побывал здесь и Николай II во время своего визита в Тулу в мае 1904 года.

О том, какой невероятной популярностью пользовался собор у горожан, можно судить по такому факту. 25 марта 1908 г., в день Благовещения, здесь совершал позднюю литургию только что прибывший в Тульскую губернию епископ Парфений. К началу богослужения кремль был переполнен молящимися, стремившимися попасть на богослужение. Наплыв желающих попасть в собор оказался так велик, что большинству пришлось вернуться домой за невозможностью попасть внутрь.

Долгая дорога к складу

В 1924 году храм был передан группе верующих, и здесь продолжали проводить службы. Но уже через пять лет ситуация поменялась. На тульских заводах организовывались кампании, в ходе которых собирали подписи за закрытие тульских церквей, в том числе и кремлевского собора. Голосовали за это, и уж во всяком случае записывали в протокол, единогласно. Однако находились мужественные люди, которые не боялись публично высказывать свое несогласие.

Об одном из таких случаев свидетельствует, например, письмо во фракцию горсовета, в котором сообщалось, что на общем собрании рабочих механической мастерской оружейного завода от 23 ноября 1929 года было постановлено закрыть церкви: Спас, Николо-часовню, Собор (т. е. Успенский собор в кремле. – С.Г.) и Покров. Т. т. Соколов М. И. и Алешин А. Ф. – члены горсовета от подписи за закрытие церквей отказались. «Ячейка ВКП(б) объединения трудколлективов доводит об этом до вашего сведения». То ли просто стучит, то ли жалуется. В любом случае отдадим должное товарищам Соколову и Алешину, входившими, между прочим, в городскую власть. Члены горсовета как-никак.

Ровно через месяц к президиуму окружкома обратилась с просьбой сохранить храм группа верующих совета при соборе. Свою просьбу они мотивировали следующим образом:

«Кафедральный собор в кремле имеет значение не только для одной, организованной при нем группы верующих, а и для всего нашего города и даже для всей нашей епархии, являясь центром церковной жизни. По великим праздникам в собор идут богомольцы со всего города, богослужением в нем интересуются приезжающие из других городов и сел нашей епархии. В соборе находится чтимая всем народом чудотворная Казанская икона Богоматери, перенесенная в него из закрытой Казанской церкви.

В собор влились истекшей осенью два прихода закрытых недавно церквей – Воздвиженской и Сретенской».

Совет также заявлял, что как организованная при храме группа верующих, так и влившиеся в него два прихода «стоят на платформе церковного обновления и строго держатся принципа лояльности к советскому государству и теории невмешательства в политическую жизнь страны. Причем все обязательства перед государством в отношении налогов советом исполнялись и исполняются тщательно».

Под письмом стояли девять подписей. Отдельно свою позицию высказал тульский митрополит Виталий, член священного синода православных церквей на территории СССР:

«Вполне присоединяюсь к ходатайству группы верующих со своей стороны, покорнейше прошу президиум окружкома оставить в пользовании группы верующих летний Успенский собор по изложенным в настоящем заявлении мотивам».

Ситуация к тому моменту, по-видимому, уже была непростая. Косвенно об этом можно судить по строкам написанного в те же дни заявления от общества по изучению тульского края, которое просило ускорить разрешение вопроса, под какие цели будет передан храм, поскольку он уже «находится в бесхозяйственном состоянии».

Однако в тот момент судьба Успенского собора еще не была решена. Службы здесь проходили. Вмешалось стечение обстоятельств. Весной 1930 года решением уполномоченного жилищной частью райсовета из сторожки, которая сдавалась верующим бесплатно, выставили сторожа, следившего за сохранностью обоих кремлевских храмов. В освободившуюся сторожку тут же вселили трудящихся: Карабельникова (так в документе – через «а») с женой и Андрианова. Оставшиеся без присмотра храмы тут же стали подвергаться хулиганским воздействиям. Сначала просто повыбивали стекла, а потом неизвестные ночью взломали замок Успенского храма и украли всё, что еще можно было украсть.

Эта кража решила всё. Адмотдел окружкома, то есть областные власти, требовали от горсовета вернуть верующим сторожку. По закону ее вообще можно было изымать только в том случае, если у религиозной общины уже изъято здание культа. Но куда тогда девать Андрианова и Карабельникова с женой? На улицу? И городские власти нашли более логичный выход из ситуации – закрыли сам храм.

Стали решать, как удобнее использовать освободившиеся площади. Еще годом ранее здесь предполагали открыть антирелигиозный музей, который сделали бы объединенными усилиями краеведческий музей и союз безбожников.

Для этого уже имелись экспонаты древнецерковной живописи и бытовые предметы культа. Подсуетились и любители спорта. На районной конференции физкультурников ввиду отсутствия в Туле соответствующего помещения для занятий ФК (физической культурой, само собой) попросили оборудовать здесь Дом физкультурника.

Но в итоге храм отдали под склад.

Старинный собор в новом цвете

главный храм тульского кремля. Смотреть фото главный храм тульского кремля. Смотреть картинку главный храм тульского кремля. Картинка про главный храм тульского кремля. Фото главный храм тульского кремля
1987 год. Первый День города в Туле.

После войны состояние храма было ужасным, о чем свидетельствует протокол обследования здания. Сорванная с западного ската кровля не ремонтировалась, были неисправности в стальной кровле. Водосточные трубы тоже неисправны. С левой стороны западного входа в храм стоял мусорный ящик с гниющим мусором, который примыкал непосредственно к стене здания. Были повреждены резные каменные украшения. Часть камней в цоколе отсутствовала.

О состоянии икон и фресок пока промолчим – этому будет посвящен отдельный материал.

Только в 1960 году здание храма поставили на государственную охрану, а в 1965 году началась реставрация Успенского собора. В 1968-1970 гг. позолотили все пять глав собора, позже был восстановлен первоначальный облик глав и барабанов – гладкие луковичные золоченые главки на беленых барабанах.

С 1990 года Успенский собор передан в двойное пользование – епархии и областного краеведческого музея. А 28 августа 1990 года по случаю праздника Успения Богородицы у стен собора после долгого перерыва прошло богослужение. Перед западными вратами храма был сооружен помост, на котором священнослужители Тульской епархии во главе с настоятелем Спасского храма, что в Заречье, секретарем епархиального управления протоиереем отцом Дмитрием Кудакой совершили молебен.

Затем состоялся крестный ход вокруг собора. Богослужение, собравшее множество людей, виделось тогда символом духовного оздоровления.

В 1991 году возле Успенского собора, также впервые после долгого перерыва, прошло Рождественское богослужение, вызвавшее громадный интерес горожан. Успенский храм возвращался к своему истинному предназначению – быть жемчужиной Тулы, ее духовным центром.

Уже в недавнее время, когда по инициативе тогдашнего губернатора области Владимира Груздева началась масштабная реконструкция кремля и взялись за восстановление утерянной в тридцатые годы колокольни, Успенский собор поменял привычный всем облик. Он стал не цвета красного кирпича, к которому все давно привыкли, а серо-голубым. Оказывается, именно в этот цвет был выкрашен храм, когда его только построили. Для того чтобы узнать, какого цвета собор был изначально, делался специальный спектральный анализ. Выяснилось, что за всю историю храма было семнадцать слоев обмазки. Чтобы понять, какой цвет правильный, существует целая технология. Делается соскоб в низу стены, в середине и в верху стены, и так со всех четырех сторон. Результаты этого анализа показали, что четыреста лет назад храм был именно такой: серо-голубой, и в таком виде он простоял первые два или три года. Почему именно этот оттенок? Богородичные храмы все были голубые, потому что люди тратили на их строительство самое дорогое, что у них были. Краски готовили путем перетирания минералов, а минералов голубого цвета в Туле практически нет, поэтому такая краска считалась богатой.

После серо-голубого анализы показали белый цвет, потом желтый, красный, розовый. Затем краска пооблетела, и последние сто лет Успенский собор стоял в простом кирпиче.

Стало казаться, что храм и крепостные сооружения так и задумывались в единой цветовой гамме. Но это не так. Кремль – это оборонительное сооружение, а собор – духовное, у него свои законы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *