гносеология это учение о развитии

Гносеология

Познавательное отношение строится на суждениях человека и явлениях мира. Понятие «гносеология» — означает учение о познании. Кратко «гносеология» — раздел философии, изучающий природу познания, методологию, и чем отличается знание от действительности. Есть несколько решений проблем познания в гносеологии:

1. Оптимизм. Представители считают, что познать окружающую среду можно в независимости от того, как много мы о ней знаем.

2. Пессимизм. Представители сомневаются в возможностях познания среды. Это решение делится на два вида:

Скептицизм – человек не знает ответа на вопрос, не уверен в нем. Скептическое отношение превращается в отельный способ познания мира.

Агностицизм – человек уверен, что познание мира невозможно, за счет недостаточного количества объяснений окружающей действительности, а только через ограниченный чувственный опыт.

Вопросы гносеологии изучались давно, а c 19-20 века ознаменовались формированием конвенционализма – концепции, похожей на агностицизм, и уверяющей, что доказательства науки возникают благодаря согласованию фактов ученых. Теория познания основана на непрерывном углублении и
изменения наших знаний с помощью преобразований действительности.

Философская гносеология

Гносеология изучает все от содержания до условий формирования знаний. Философское познание – результат полученной информации о правилах создания мира.

Суть познания в гносеологии основана на диалектике — то есть чувственное и рациональное, явления и сущность, абстрактное и конкретное, приспособление к социальным условиям. Формирование познания – это логика человеческого мышления, язык и знание.

Гносеология в философии изучает возможность познания, и его отношения к реальному миру, помогает понять, где истина, а где ложь. Познание в гносеологии – это способ получения знаний, помогающих увидеть полную картину мира. В итоге человек с помощью познания получает знание.

Направления гносеологии

Сознание людей обладает несколькими формами гносеологического познания. Интуиция относится к иррациональной форме, рассудок – к рациональности, инстинкт – к эмпиризму, чувственное познание – к сенсуализму. Это основные направления гносеологии, развивающие эту науку. Однако они таят в себе много особенностей и деталей:

Иррационализм. Это направление занимается объединением разных философских систем, но обычно продолжает показывать только мистическую картину мира. Этот процесс использует исключительно интуицию, не затрагивая остальные формы познания. Чаще всего подобное направление фигурирует в религиозных проповедях, интеллектуальных и неожиданных озарениях ученых, вдохновениях творческих людей. Однако при интуитивном методе познания есть только один вариант поиска правды – созерцание.

Рационализм. Направление, которое признает рассудочные суждения главной истиной. Логичность обработки материала в рационализме приводит к вроде и понятной определенности, но универсальной и не совсем правильной из-за недостатка опыта и практики. Рассудок полагается только на теорию и умозаключения. В 17-18 веках он стал главным философским источником познания и Просвещения.

Эмпиризм. Направление, связанное с чувственным опытом и ощущениями, появилось в 17-18 веках. Суть мышления в эмпиризме основана на подтверждении теорий, что отличает ее от рационализма. Научная база соотносится с эмпирическими доводами, потому что факты проверяются на практике. Существует два вида этого направления:

• Идеалистический – опирается на инстинкты и чувства человека.

• Материалистический – появился в Новом времени, и основывался на теориях Бэкона, Гоббса и многих других материалистов 18 века.

Они полагали, что органичность сочетания внутренней мысли и внешнего опыта помогает лучше познать мир.

Сенсуализм. Считается, что достоверность познания определяется телесными ощущениями и чувствами. Результат достигался чувственными наблюдениями (зрение, слух и т.д.) и использовал три вида форм познания:

• Ощущение – отображение свойства предмета и его структуры в человеческом сознании и определение, как именно воздействует этот предмет на органы чувств.

• Восприятие – полное представление о предмете, который человек закладывает в сознание после наблюдения.

• Представление – влияние на память человека, при котором он может вспомнить, как выглядел этот предмет, без помощи двух предыдущих форм познания.

Главными представителями сенсуализма были: Аристотель, который говорил, что в разум полагается на чувства, Эпикур, а уже позже Дидро, Ламетри и др. Их теории познания в гносеологии заключались в сопоставлении ощущения с восприятием всего мира вокруг. Они утверждали, что сознание человека формируется с помощью внешней среды.

Существует еще одно направление гносеологии, которого придерживался Иммануил Кант. Это – критицизм. Основная его суть основана на следующем тезисе: созерцать мир можно только вслепую без понятий, а они в свою очередь бесполезны без созерцания.

Гносеология располагает самостоятельностью от остальных разделов философии, потому что благодаря различным направлениям помогает человеку сознательно воспринять окружающий мир.

Связь онтологии и гносеологии

Онтология – это еще один раздел философии, который изучает сопоставление всех реальностей и бытие. Под реальностью понимается объективная, физическая, субъективная, социальная и виртуальная.

Взаимозависимость гносеологии и онтологии проявляется в сопоставлении вопросов о существовании предметов и вопросов о познании человеком свойств предмета. Познавательная особенность гносеологии развивает в мышлении человека рассуждения о том, как получить знание о явлениях вокруг. Даже сейчас подобная зависимость двух философских разделов развивается, потому что ученые и философы стараются создать целостную систему всех учений и направлений.

Проблемы гносеологии

Формирование гносеологических проблем проходило на протяжении всей истории. Еще в Античной философии самым важным вопросом было отношение знаний и мнений, истин и заблуждений. Знания сопоставлялись напрямую с предметами.

Средние века сильно повлияли на философию, подчиняя мысли людей догмату. Знания стали делится на два вида:

• Мистический, например, в Библейских текстах.

• Естественный, направляемый разумом человека. Например, Платон и Аристотель использовали его в своих текстах.

Европейская философия ознаменовалась новой проблемой, изучающей связь «Я» и внешних условий среды, опыт человека и его сознание.
Немецкая классическая философия поднимала проблему изучения истории формирования практической и информативной деятельности. Кант первый предпринял попытку создать теоретическую основу для познания, которая стала независимой от описаний явлений и реальностей, изучающихся на онтологическом и психологическом уровне.

20 век стал основополагающим для возникновения эмпиризма, означающего познание через чувственный опыт человека и на его основе получения выводов. Сейчас самым главным удобным вариантом осмысленного мышления стало сопоставление сознания и научных знаний.

Важно отметить, что принципы гносеологии постоянно менялись, и каждый период истории формировал свои проблемы, требующие решений и объяснений. Еще с древних времен познание было сложным процессом, связанным с недостатком знаний в какой-то области.

Современная гносеология

В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.

Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.

Источник

Роль гносеологии в философии

Гносеология — это достоверное знание. Гносеология в философии занимается изучением методов получения знания, познавательных возможностей человеческого разума. Без этой науки было бы невозможно развитие самой философии. Критический подход, который используется во всех направлениях учения, позволяет отделять истинное знание от вымысла.

Особенности учения

гносеология это учение о развитии. Смотреть фото гносеология это учение о развитии. Смотреть картинку гносеология это учение о развитии. Картинка про гносеология это учение о развитии. Фото гносеология это учение о развитии

Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.

В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.

Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания.

В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется. Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.

Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.

Предмет учения

Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.

Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.

гносеология это учение о развитии. Смотреть фото гносеология это учение о развитии. Смотреть картинку гносеология это учение о развитии. Картинка про гносеология это учение о развитии. Фото гносеология это учение о развитии

Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.

Характерные черты

Критичность — главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.

Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.

Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.

Наукоцентризм — важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.

Разделы науки

Отдельные разделы гносеологии изучают 2 подхода и метода изучения. Они базируются на противоположных взглядах и противопоставляются друг другу.

Гносеологический оптимизм

Приверженцы этого подхода полагают, что все мировые процессы доступны изучению и осознанию. Даже если современная наука не способна объяснить отдельные явления, в будущем это будет возможно. Эта позиция принципиальна для материалистов и, частично, идеалистов. Для них процесс познания — это отражение реального мира в сознании, но эта способность человека имеет свои ограничения.

Теория базируется на принципе непрерывности — увеличение числа знания углубляет и изменяет сознание. Для изучения одинаково важны и интересны явления и предметы. При этом, между ними нет разницы, но изученное и неизученное отличаются. Источник познания объективен, и существует вне человека, он не зависит от действий ученых.

Задача оптимистического подхода — стирание границ познаваемого, и увеличение инструментальных возможностей изучения мира.

Гносеологический пессимизм

Для пессимистов, возможность изучения мира остается сомнительной. По их мнению, способности человеческого разума ограничены, и всегда будут оставаться вопросы, на которые у ученых не будет ответов. В пессимистическом подходе выделяют 2 разновидности:

В XX веке, из агностицизма развилась новая концепция — конвенционализм. Она стала своеобразной формой договора между учеными. Согласно ему, научные теории — это не объективное отражение мировых процессов, а результат соглашения между учеными разных стран мира.

Философы, внесшие вклад в развитие учения

У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:

гносеология это учение о развитии. Смотреть фото гносеология это учение о развитии. Смотреть картинку гносеология это учение о развитии. Картинка про гносеология это учение о развитии. Фото гносеология это учение о развитии

В современной философии сформировались 2 пути развития методов получения информации. Первый основывается на иррациональных способах познания, второй — на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Наибольшее влияние на становление современной формы учения оказала социология.

Источник

Понятие гносеологии: что изучает наука, её предмет и задачи

Что такое гносеология

В современных источниках термин употребляется в двух значениях.

Гносеология — учение о механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов.

Гносеология — раздел философии. Главная задача дисциплины — изучение возможностей познания мира человеком, структуры познавательной деятельности, критериев истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Термин «гносеология» образован от греческих слов: γνω̃σις — знание и λόγος — учение.

История учения

Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления.

Вклад в развитие учения сделали философы Нового времени (XVII-XVIII веков). Фрэнсис Бэкон полагал, что науки, изучающие мышление содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Рене Декарт был убежден в беспредельности человеческого разума, который может достигнуть полной достоверности во всех областях, при условии строгого соблюдения правил — истинного метода.

Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания.

Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности.

Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики.

Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт.

Задачи гносеологии в философии

Феномен сознания и вопрос о познаваемости мира — вот что всегда интересовало ученых данного направления.

В какой степени содержание сознания соответствует реальной картине мира? Считать ли это некой реальностью или, говоря словами Канта, — «царством теней»?

Ученые сошлись во мнении: органы чувств и сознание отражают существующую независимо от нас реальность. Именно опираясь на собственный разум и убеждения, что его знания верны, человек живет в этой действительности. Таким образом, исследуя мозг человека, можно продвинуться и в исследовании процесса познания.

Типы гносеологии

Исторически в дисциплине сложилось множество направлений.

Содержание учения о познании

Центральные позиции в гносеологии отданы субъекту и объекту изучения окружающего мира, чувственному и рациональному познанию.

Теоретики различают два главных способа исследования мира.

Основные категории учения

Познание

Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, в результате чего появляется новое знание о мире.

Философия обобщает и изучает способы и методы познания, используемые различными науками. Анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и теория, наблюдение и эксперимент, аналогия и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма.

Есть несколько подходов к проблеме познаваемости окружающего мира:

Действительность

Действительность — это окружающий человека мир: социальный мир и общество, как часть действительности, духовный мир человека с его мыслями и чувствами.

В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права.

Мышление

Мышление — это целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Процесс мышления развивается и происходит в таких формах, как:

Сознание

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Споры о сущности сознания и возможности его познания философы ведут с древности.

Идеализм считает первичным сознание. Материализм утверждает, что и исторически, и гносеологически первична материя, а сознание лишь производное от материи.

Дуализм однозначно за то, что сознание и материя независимы друг от друга.

Резюмируя, сознание — это высшая, связанная с речью функция мозга, которая свойственна лишь человеку. Оно заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание дает человеку способность конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира, разрабатывать прогнозы развития природных и социальных процессов, вести преобразовательную целеполагающую деятельность.

Истина

Цель любого познания — найти истину о предмете, явлении или процессе.

Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.

Соответствие знаний действительности и есть истина, заблуждение, соответственно, знание, которое не соответствует действительному объекту. Принято рассматривать несколько разновидностей истины.

Источник

16. Гносеология.

Гносеология (от греч. gno-sis — знание, logos — слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания.

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.

В отличие от сознания, которое является единством ощущений, желаний, переживаний, результатом отражения материального мира и сопряжено с материей; познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: 1. Гностицизм (как правило, материалисты) оптимистично смотрит на настоящее и будущее познание; мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

2. Агностицизм (часто – идеалисты) не верит либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.

Современная гносеология в своем большинстве строится на позициях гностицизма.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения:

Сенсуализм (от латинского sensus — чувство, ощущение) считает, что решающая роль в процессе познания принадлежит органам чувств, а ощущения и другие формы живого созерцания признавались единственным источником и средством достижения истины. Так, французский философ Гельвеций полагал, что “все, что недоступно чувствам, недостижимо для ума”. Сенсуалистами были представители как материализма ( Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеализма ( Беркли, Юм и др.).

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных сторон — чувственного и рационального. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Понятие и суждение являются “кирпичиками” для построения умозаключений.

1. Все люди смертны (посылка).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием.)

Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии, в частности (о чем также было сказано). С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно, целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определенном социально-культурном контексте.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науки (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно “по заказу” практики.

3. Практика является опосредованной целью познания , ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве “руководства для действия” по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

Открытие практической, социальной обусловленности человеческого познания позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его важнейшие закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее, неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного, знания к более полному, более точному и глубокому.

Классификация (типология) форм знания и по сей день остается сложной и во многом дискуссионной проблемой для разных философских направлений. И сегодня справедливы слова Л. Витгенштейна о том, что не существует строгого употребления слова “знание”. Попытаемся все же выделить хотя бы некоторые формы последнего и рассмотреть их основные особенности.

Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождение (генезиса) и сущности явлений и т.д. Объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении (генетизм).

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т. п.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого “грандиозного заблуждения” как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своему внутреннему, идеальному проявлению и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнения по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, “истина” о существовании эфира, понятие о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Проверка знания “на истину” практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен . Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием и потому она не может в каждый данный момент, тотчас или полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Диалектичность практики, как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.). Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины , опосредованно выведенный из практики, производный от нее и потому могущий быть вспомогательным критерием истины. Он дополняет критерий практики как решающий, а не отменяет или заменяет его полностью. В конечном итоге практика и только она, может окончательно доказать истинность тех или иных знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *