гордеев гипноз практическое руководство
Гордеев М.Н. Книги онлайн
Гордеев Михаил Николаевич — профессор, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, кандидат медицинских наук, врач психиатр-психотерапевт, клинический психолог.
Декан факультета клинической психологии, зав. кафедрой клинической психологии и психотерапии Российского Государственного медицинского университета.
Сертифицированный НЛП-тренер, ученик М. Аткинсон, Д. Гриндера, специалист в области эриксоновского гипноза и эриксоновской терапии (4-летняя программа Б. Эриксон, Ж. Беккио, Н. Воотон и др.).
Книги (3)
Соавтор: Гордеева Е.Г.
НЛП — одно из самых молодых психотерапевтических направлений, пользующееся необыкновенной популярностью. Техники НЛП используются в психотерапии и педагогике, в сфере управления и рекламе, а также во многих других областях, где успех во многом определяется эффективной коммуникацией.
Эта книга содержит описание основных предположений и понятий НЛП, а также базовых техник. Благодаря четкой структуре и доступности изложения она станет хорошим проводником в мир НЛП — для начинающих, для студентов — незаменимым учебным пособием, а для практикующих терапевтов — помощником в клинической работе.
Cоавтор: Евтушенко В.Г.
Классический гипноз — один из первых методов психотерапии, получивший широкое распространение в отечественной клинической практике.
В его истории были взлеты и падения, он вызывал активный интерес и столь же активное неприятие. Сегодня методы и приемы классического гипноза, несмотря на некоторый налет консерватизма, остаются надежным рабочим инструментом в руках опытных специалистов-практиков. С их помощью излечивают такие распространенные болезни, как алкоголизм, табакокурение, избыточный вес, заикание, энурез. О том, как именно используют гипнотические техники и приемы при работе с конкретными проблемами, и рассказывается в этой книге.
Комментарии читателей
РомкА / 24.02.2010 Не туда пишешь, брателло =)
Вот тебе ссылка, которая приведёт тебя к нему, я надеюсь.
Сайт врача гипнолога
Фикрета Мамедова
Лечение гипнозом, снятие зависимостей, коррекция веса.
Детский гипноз. Дистанционный гипноз.
Групповой гипноз. Творческий гипноз.
Гипноз. Практическое руководство
Прочитать книгу можно нажав “Далее”.
М. Н. Гордеев
ГИПНОЗ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Издательство Института Психотерапии
Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во Института Психотерапии, 2005.— 240 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии.
Все права защищены Любая перепечатка издания является
нарушением авторских прав и преследуется по закону
Опубликовано по соглашению с автором.
Настоящая книга представляет собой подробное руководство по основам гипноза, в ней описываются приемы и подходы классического гипноза, многообразие эриксоновского подхода в гипнотерапии. Подробно изложены способы и методы гипнотизации, виды явных и скрытых внушений, направления гипносуггестив-ной терапии.
Автор книги – ректор Института психотерапии и клинической психологии, известный специалист в области гипноза и НЛП, врач, психолог. В книге использованы материалы его докторской диссертации, лекций и семинаров
© Гордеев М. Н., 2001, 2003, 2005
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003, 2005
Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4.
Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9.
I.Общие принципы гипноза
Физиологические основы гипноза
Психологические основы гипноза
Динамика гипнотического сеанса
Показания и противопоказания к гипнотерапии 67
Часть II. Классический гипноз
Глава 10. Основные принципы классического гипноза 70
Глава 11. Способы и этапы гипнотизации 82
Часть III. Эриксоновский гипноз
Глава 12. История 106
Глава 13. Основные навыки эриксоновского гипноза 129
Глава 14. Гипнотическая индукция 158
Глава 15. Ресурсный транс 186 Глава 16. Индукция и использование некоторых
гипнотических феноменов 193
Глава 17. Метафоры в эриксоновском гипнозе 203
Глава 18. Самогипноз 221
Глава 19. Работа с сопротивлением 225
Глава 20. Области применения эриксоновского гипноза 229
Гипноз… Он являлся психотерапевтическому миру под разными именами: магнетизм, гипнотизм, шаманизм… Он испытывал взлеты и падения, признание и отвержение, ему поклонялись и над ним смеялись. И каждый раз он поднимался с колен, куда бросали его недобросовестные исполнители, чиновники, адепты других течений, находил в себе силы завоевать достойное место.
Гипноз притягивает и страшит, как ребенка зовет и пугает темная комната. Малышу интересно — новый мир манит его, но в комнате темно и фантазия рисует чудовищ и злодеев. Когда он вырастет, он научится включать свет и осматривать комнату. Она станет ясной, понятной и неинтересной. Если вы хотите сохранить для себя тайну гипноза, вам не нужна эта книга, она не для детей, которые любят сказки, это руководство для сказочников.
Если бы нужно было написать сказку про гипноз, она могла звучать так: «В одном городе жил человек. Больше всего он любил разноцветные воздушные шарики. Шарики появлялись в городе только по праздникам, они расцвечивали улицы, удивляли и радовали людей и улетали в высокое небо, расписывая его необычными красками. Человек настолько тосковал без шариков, что решил научиться их делать и нашел книгу, где было подробно написано, как создаются красивые воздушные шарики. Не знаю, радовался ли он шарикам по-прежнему, когда научился их делать, ведь теперь он знал, как создается волшебство, но людям вокруг него стало радостнее…»
Перед вами книга, в которой описано, как создается волшебство гипноза и как поставить волшебство на службу людям. Опыт преподавательской работы показал необходимость подобного руководства, описывающего как азы гипноза, так и струк-
туру сеанса, стратегию гипносуггестивной те.рапии, особенности психотерапевтической тактики.
Для многих гипноз начинается с затаенных мыслей о безграничной власти над другими людьми, над миром. Эти мысли посещали нас в детских мечтах, мы упивались ими или отгоняли потому, что «это нехорошо». Мы все родом из детства. И если такие мысли остались, посмотрите, не мелькнут ли детские штанишки и стоптанные сандалики где-то в уголках внутреннего взгляда.
Мудрость гипноза начинается в тот момент, когда пропадает желание властвовать. Когда, колдуя над магическим кристаллом гипноза, мы проникаем в тайны человеческой психики, распутывая переплетенные нити, расправляя скомканную ткань мысли, убирая слежавшиеся комья грязи, принося покой и гармонию в душу, мы тоже властвуем, но над болезнью, а не над человеком.
Ученик чародея учится волшебству как ремеслу, но только тогда он станет чародеем, когда превратит свое ремесло в искусство. Самое главное волшебство в жизни чародея — сотворение себя.
Сейчас окидывая взглядом годы, посвященные работе в гипнозе, могу сказать, что прошел бы дорогу знаний быстрее, поскольку до многого приходилось доходить самому интуитивно, получая подтверждение своим догадкам позже из семинаров зарубежных специалистов и книг. Надеюсь, что эта книга позволит вам стать отличными специалистами намного быстрее. Удачи вам!
Глава 1. ИСТОРИЯ ГИПНОЗА
Гипноз ведет свою историю с незапамятных времен. Это одна из самых больших загадок человечества. За многие столетия появились объяснения, как строились египетские пирамиды, как возникали идолы с острова Пасхи, а гипноз продолжает цепко хранить свои тайны, и человеческая мысль тщетно строит теории, которые затем опровергает. Гипноз остается простым и сложным, понятным и таинственным, самым древним видом психотерапии и самым юным.
Зарождающаяся цивилизация требовала новых знаний, умений, подходов. Потомки оценивают времена по развитию ремесел, искусств, медицины. Цивилизация Египта, одна из самых просвещенных, широко использовала трансовые состояния сознания: пророчества, обряды, медицина. Жрецы, нахо-
Оценивая способы исцеления в храмах Древнего Египта, где жрецы были носителями медицинских, психологических и оккультных знаний, можно с уверенностью сказать, что секреты гипноза были известны служителям храмов и использовались в подходящих случаях для лечения и укрепления веры.
В Греции бог-врачеватель Асклепий приносил исцеление страждущим через своих жрецов. В храме, посвященном ему, куда стекались толпы больных, они проходили сложные процедуры богослужения, очищения, после чего утомленные засыпали в специально отведенном для этого помещении — аба-тоне, где им являлся Асклепий или слышался его голос. Характерно, что стены храма были составлены из огромных каменных плит, на которых были вырезаны надписи с подробным описанием наиболее выдающихся исцелений, свершившихся в храме. Жрецы искусно усиливали эмоциональный настрой беседами, рассказами о силе бога. Вслушиваясь в их слова и читая надписи на стенах храма, паломники примеряли эти слова к себе, к своим болезням, находили подобие и неистово верили в выздоровление.
Веками вопросы веры и внушения стояли рядом. «По вере вашей да будет вам»,— говорил Христос нуждающимся в исцелении. Но случаи исцеления в результате «вмешательства» особенных личностей имеются и в дохристианскую эпоху. Свето-ний и Тацит свидетельствуют, что царь Пирр и император Вес-пасиан излечивали прикосновением большого пальца правой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки, и эта способность передавалась от короля
его наследнику как величайшая тайна, способность, доказывавшая божественное происхождение верховной власти.
В XVI веке Парацельс (1493-1541) впервые использовал в своей практике магнит с целью излечения человека. Метод воздействия на пациента с помощью магнита получил название «магнетизм». Парацельс считал, что это мистическое явление: при прикладывании магнита внутри человека происходят чудеса и больной исцеляется. Он рассматривал болезнь как паразитическое живое существо и видел в магните средство борьбы с ним.
Идеи «животного магнетизма» заинтересовали венского врача и естествоиспытателя Месмера (1733-1815). В 1766 году вышла его работа «Бе р1апе1агшп тЯихи», в которой он старался доказать, что взаимное тяготение небесных тел имеет влияние на человеческую нервную систему. Месмер предложил теорию, по которой Вселенная пронизана особой субстанцией — магнетическим флюидом и отдельные особо одаренные личности обладают способностью «накапливать» в себе магнетические флюиды, а затем непосредственно или через специальные сооружения передавать их другим людям. Вскоре Месмер переехал в Париж, где его метод лечения вошел в моду.
Для лечения больных Месмер сконструировал специальные чаны, наполненные железными опилками. Сам Месмер выходил в торжественной одежде и «намагничивал» чаны, прикасаясь к ним жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка. Больные доводили себя до состояния конвульсионного криза, они плакали, кричали, бились в судорогах. Потом их переносили в специальный зал, где они, изможденные судорогами, засыпали, а очнувшись ото сна, чувствовали себя освобожденными от страданий. Слава Месмера в Париже зашла так далеко, что он не справлялся с желающими попасть к нему. И для бедняков он «намагнетизировал» дерево во дворе, чтобы, прикоснувшись, они могли «зарядиться» «магнетической энергией». Комиссия Французской академии наук провела тщательное исследование работы Месмера, описав ряд гипнотических явлений и даже отметив некоторые лечебные элементы. Члены комиссии вынесли отрицательный вердикт, тем не менее написав гениаль-
Гордеев гипноз практическое руководство
Библиотека книг по магии, эзотерике, психологии. запись закреплена
Подборка библиотеки гипноза профессора Гордеева.
В книге представлена вся палитра современной гипнотерапии от методов классического гипноза до малоизвестных в нашей стране подходов современных западных авторов.
Приводятся многочисленные описания гипнотических сеансов для лечения различных заболеваний: логоневроза, хронического алкоголизма, избыточного веса, ночного энуреза у детей и других.
Приводятся также новейшие данные, касающиеся эриксоновского направления в гипнозе, почерпнутые из рабочих семинаров, проходивших в Москве в Институте психотерапии и клинической психологии.
Книга рассчитана на студентов-медиков, психологов и психотерапевтов, врачей-гипнотерапевтов.
Книга будет интересна также широкому кругу читателей, интересующихся возможностями самоисцеления организма, проблемами самовнушения и раскрытием глубинного творческого потенциала личности.
Книга хорошо иллюстрирована практическими примерами, касающимися использования «трех китов» эриксоновской терапии: процесса утилизации симптомов и проблем в качестве решений, глубинной мудрости бессознательного и порождающего триединства отношений терапевта и клиента. Особый акцент делается на целостности и человечности самого психотерапевта.
Отдельные главы книги посвящены работе с депрессивными клиентами, групповой работе с жертвами инцеста, использованию в терапевтических целях ритуалов и возрастной регрессии, совмещению в работе с клиентом гипноза и метода десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ) и т.д.
В книгу включены избранные статьи, написанные Джеффри К. Зейгом, учеником и последователем Милтона Эриксона, посвященные теории и практике эриксоновского гипноза и терапии. В ней раскрываются важнейшие принципы и секреты эриксоновской терапии, получившие дальнейшее развитие и обогащенные Дж. Зейгом в процессе его эволюции как психотерапевта. В настоящее время Дж. Зейг является президентом Фонда Милтона Эриксона.
Главы книги изобилуют практическими примерами, раскрывающими секреты святая святых эриксоновского гипноза: процесса утилизации, предписания симптомов и уникальной эриксоновской техники посева идей.
Книга представляет собой перевод четвертого, обновленного и переработанного, американского издания по клиническому гипнозу, в котором подробно рассказывается обо всех основах, достоинствах, заблуждениях и опасностях гипноза, при этом весь гипнотический процесс описывается последовательно от А до Я, сопровождаясь примерами внушений и случаями из гипнотической практики.
Несмотря на свою энциклопедичность книга отличается именно современностью, в ней рассматриваются все самые последние исследования в области гипноза: нейрофизиологические, социологические, психологические и др. Оригинальность взгляда самого автора вместе с различными точками зрений известных мастеров гипноза, с которыми автор был знаком лично, и в сочетании с многочисленными ссылками на практику Милтона Эриксона воссоздают многомерное и многогранное пространство гипнотического процесса и представление о том, в чем же заключается истинное мастерство гипнотерапевта.
Это книга о том, как стать специалистом по гипнозу, и в чем секрет между умением быть гипнотичным и формальным проведением сеанса гипноза. Это руководство не только для начинающих изучать гипноз, но и для опытных специалистов, помогающее структурировать имеющиеся знания и опыт.
Книга написана одним из самых известных специалистов XX века в области гипноза.
Главной задачей своих обучающих семинаров он считал помощь практикующему специалисту быстро развить умение легко использовать гипноз.
Несмотря на то, что Элман не был дипломированным специалистом-врачом или психологом, он сделал доступным участие в своих тренингах только для врачей и стоматологов. За годы деятельности он обучил тысячи профессионалов в США.
Сосредоточив свое внимание на технологии гипноза, Элман уходит от академического и педантичного многословия и создает мощное и динамичное представление о гипнозе, как о молниеносном и удивительно эффективном инструменте, который можно использовать в широком диапазоне терапевтических интервенций.
В книге представлен набор самых эффективных способов достижения транса: от мгновенного гипноза до состояния «гипнотической комы», подходящего для проведения оперативных вмешательств.
Наш канал в телеграмм https://t.me/Occultum_Libris
М. Н. Гордеев
Практическое руководство
Издательство Института Психотерапии
Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во Института Психотерапии, 2005.— 240 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии.
Все права защищены Любая перепечатка издания является
нарушением авторских прав и преследуется по закону
Опубликовано по соглашению с автором.
Настоящая книга представляет собой подробное руководство по основам гипноза, в ней описываются приемы и подходы классического гипноза, многообразие эриксоновского подхода в гипнотерапии. Подробно изложены способы и методы гипнотизации, виды явных и скрытых внушений, направления гипносуггестив-ной терапии.
© Гордеев М. Н., 2001, 2003, 2005
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003, 2005
Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4.
Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9.
I. Общие принципы гипноза
Физиологические основы гипноза
Психологические основы гипноза
Динамика гипнотического сеанса
Показания и противопоказания к гипнотерапии 67
Часть II. Классический гипноз
Глава 10. Основные принципы классического гипноза 70
Глава 11. Способы и этапы гипнотизации 82
Часть III. Эриксоновский гипноз
Глава 12. История 106
Глава 13. Основные навыки эриксоновского гипноза 129
Глава 14. Гипнотическая индукция 158
Глава 15. Ресурсный транс 186 Глава 16. Индукция и использование некоторых
гипнотических феноменов 193
Глава 17. Метафоры в эриксоновском гипнозе 203
Глава 18. Самогипноз 221
Глава 19. Работа с сопротивлением 225
Глава 20. Области применения эриксоновского гипноза 229
Гипноз. Он являлся психотерапевтическому миру под разными именами: магнетизм, гипнотизм, шаманизм. Он испытывал взлеты и падения, признание и отвержение, ему поклонялись и над ним смеялись. И каждый раз он поднимался с колен, куда бросали его недобросовестные исполнители, чиновники, адепты других течений, находил в себе силы завоевать достойное место.
Гипноз притягивает и страшит, как ребенка зовет и пугает темная комната. Малышу интересно — новый мир манит его, но в комнате темно и фантазия рисует чудовищ и злодеев. Когда он вырастет, он научится включать свет и осматривать комнату. Она станет ясной, понятной и неинтересной. Если вы хотите сохранить для себя тайну гипноза, вам не нужна эта книга, она не для детей, которые любят сказки, это руководство для сказочников.
Если бы нужно было написать сказку про гипноз, она могла звучать так: «В одном городе жил человек. Больше всего он любил разноцветные воздушные шарики. Шарики появлялись в городе только по праздникам, они расцвечивали улицы, удивляли и радовали людей и улетали в высокое небо, расписывая его необычными красками. Человек настолько тосковал без шариков, что решил научиться их делать и нашел книгу, где было подробно написано, как создаются красивые воздушные шарики. Не знаю, радовался ли он шарикам по-прежнему, когда научился их делать, ведь теперь он знал, как создается волшебство, но людям вокруг него стало радостнее. »
Перед вами книга, в которой описано, как создается волшебство гипноза и как поставить волшебство на службу людям. Опыт преподавательской работы показал необходимость подобного руководства, описывающего как азы гипноза, так и струк-
туру сеанса, стратегию гипносуггестивной те.рапии, особенности психотерапевтической тактики.
Для многих гипноз начинается с затаенных мыслей о безграничной власти над другими людьми, над миром. Эти мысли посещали нас в детских мечтах, мы упивались ими или отгоняли потому, что «это нехорошо». Мы все родом из детства. И если такие мысли остались, посмотрите, не мелькнут ли детские штанишки и стоптанные сандалики где-то в уголках внутреннего взгляда.
Мудрость гипноза начинается в тот момент, когда пропадает желание властвовать. Когда, колдуя над магическим кристаллом гипноза, мы проникаем в тайны человеческой психики, распутывая переплетенные нити, расправляя скомканную ткань мысли, убирая слежавшиеся комья грязи, принося покой и гармонию в душу, мы тоже властвуем, но над болезнью, а не над человеком.
Ученик чародея учится волшебству как ремеслу, но только тогда он станет чародеем, когда превратит свое ремесло в искусство. Самое главное волшебство в жизни чародея — сотворение себя.
Сейчас окидывая взглядом годы, посвященные работе в гипнозе, могу сказать, что прошел бы дорогу знаний быстрее, поскольку до многого приходилось доходить самому интуитивно, получая подтверждение своим догадкам позже из семинаров зарубежных специалистов и книг. Надеюсь, что эта книга позволит вам стать отличными специалистами намного быстрее. Удачи вам!
Сайт врача гипнолога
Фикрета Мамедова
Лечение гипнозом, снятие зависимостей, коррекция веса.
Детский гипноз. Дистанционный гипноз.
Групповой гипноз. Творческий гипноз.
Гипноз. Практическое руководство
Прочитать книгу можно нажав “Далее”.
М. Н. Гордеев
ГИПНОЗ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Издательство Института Психотерапии
Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд.— М. Изд-во Института Психотерапии, 2005.— 240 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии.
Все права защищены Любая перепечатка издания является
нарушением авторских прав и преследуется по закону
Опубликовано по соглашению с автором.
Настоящая книга представляет собой подробное руководство по основам гипноза, в ней описываются приемы и подходы классического гипноза, многообразие эриксоновского подхода в гипнотерапии. Подробно изложены способы и методы гипнотизации, виды явных и скрытых внушений, направления гипносуггестив-ной терапии.
Автор книги – ректор Института психотерапии и клинической психологии, известный специалист в области гипноза и НЛП, врач, психолог. В книге использованы материалы его докторской диссертации, лекций и семинаров
© Гордеев М. Н., 2001, 2003, 2005
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003, 2005
Глава 1. Глава 2. Глава 3. Глава 4.
Глава 5. Глава 6. Глава 7. Глава 8. Глава 9.
I.Общие принципы гипноза
Физиологические основы гипноза
Психологические основы гипноза
Динамика гипнотического сеанса
Показания и противопоказания к гипнотерапии 67
Часть II. Классический гипноз
Глава 10. Основные принципы классического гипноза 70
Глава 11. Способы и этапы гипнотизации 82
Часть III. Эриксоновский гипноз
Глава 12. История 106
Глава 13. Основные навыки эриксоновского гипноза 129
Глава 14. Гипнотическая индукция 158
Глава 15. Ресурсный транс 186 Глава 16. Индукция и использование некоторых
гипнотических феноменов 193
Глава 17. Метафоры в эриксоновском гипнозе 203
Глава 18. Самогипноз 221
Глава 19. Работа с сопротивлением 225
Глава 20. Области применения эриксоновского гипноза 229
Гипноз… Он являлся психотерапевтическому миру под разными именами: магнетизм, гипнотизм, шаманизм… Он испытывал взлеты и падения, признание и отвержение, ему поклонялись и над ним смеялись. И каждый раз он поднимался с колен, куда бросали его недобросовестные исполнители, чиновники, адепты других течений, находил в себе силы завоевать достойное место.
Гипноз притягивает и страшит, как ребенка зовет и пугает темная комната. Малышу интересно — новый мир манит его, но в комнате темно и фантазия рисует чудовищ и злодеев. Когда он вырастет, он научится включать свет и осматривать комнату. Она станет ясной, понятной и неинтересной. Если вы хотите сохранить для себя тайну гипноза, вам не нужна эта книга, она не для детей, которые любят сказки, это руководство для сказочников.
Если бы нужно было написать сказку про гипноз, она могла звучать так: «В одном городе жил человек. Больше всего он любил разноцветные воздушные шарики. Шарики появлялись в городе только по праздникам, они расцвечивали улицы, удивляли и радовали людей и улетали в высокое небо, расписывая его необычными красками. Человек настолько тосковал без шариков, что решил научиться их делать и нашел книгу, где было подробно написано, как создаются красивые воздушные шарики. Не знаю, радовался ли он шарикам по-прежнему, когда научился их делать, ведь теперь он знал, как создается волшебство, но людям вокруг него стало радостнее…»
Перед вами книга, в которой описано, как создается волшебство гипноза и как поставить волшебство на службу людям. Опыт преподавательской работы показал необходимость подобного руководства, описывающего как азы гипноза, так и струк-
туру сеанса, стратегию гипносуггестивной те.рапии, особенности психотерапевтической тактики.
Для многих гипноз начинается с затаенных мыслей о безграничной власти над другими людьми, над миром. Эти мысли посещали нас в детских мечтах, мы упивались ими или отгоняли потому, что «это нехорошо». Мы все родом из детства. И если такие мысли остались, посмотрите, не мелькнут ли детские штанишки и стоптанные сандалики где-то в уголках внутреннего взгляда.
Мудрость гипноза начинается в тот момент, когда пропадает желание властвовать. Когда, колдуя над магическим кристаллом гипноза, мы проникаем в тайны человеческой психики, распутывая переплетенные нити, расправляя скомканную ткань мысли, убирая слежавшиеся комья грязи, принося покой и гармонию в душу, мы тоже властвуем, но над болезнью, а не над человеком.
Ученик чародея учится волшебству как ремеслу, но только тогда он станет чародеем, когда превратит свое ремесло в искусство. Самое главное волшебство в жизни чародея — сотворение себя.
Сейчас окидывая взглядом годы, посвященные работе в гипнозе, могу сказать, что прошел бы дорогу знаний быстрее, поскольку до многого приходилось доходить самому интуитивно, получая подтверждение своим догадкам позже из семинаров зарубежных специалистов и книг. Надеюсь, что эта книга позволит вам стать отличными специалистами намного быстрее. Удачи вам!
Глава 1. ИСТОРИЯ ГИПНОЗА
Гипноз ведет свою историю с незапамятных времен. Это одна из самых больших загадок человечества. За многие столетия появились объяснения, как строились египетские пирамиды, как возникали идолы с острова Пасхи, а гипноз продолжает цепко хранить свои тайны, и человеческая мысль тщетно строит теории, которые затем опровергает. Гипноз остается простым и сложным, понятным и таинственным, самым древним видом психотерапии и самым юным.
Зарождающаяся цивилизация требовала новых знаний, умений, подходов. Потомки оценивают времена по развитию ремесел, искусств, медицины. Цивилизация Египта, одна из самых просвещенных, широко использовала трансовые состояния сознания: пророчества, обряды, медицина. Жрецы, нахо-
Оценивая способы исцеления в храмах Древнего Египта, где жрецы были носителями медицинских, психологических и оккультных знаний, можно с уверенностью сказать, что секреты гипноза были известны служителям храмов и использовались в подходящих случаях для лечения и укрепления веры.
В Греции бог-врачеватель Асклепий приносил исцеление страждущим через своих жрецов. В храме, посвященном ему, куда стекались толпы больных, они проходили сложные процедуры богослужения, очищения, после чего утомленные засыпали в специально отведенном для этого помещении — аба-тоне, где им являлся Асклепий или слышался его голос. Характерно, что стены храма были составлены из огромных каменных плит, на которых были вырезаны надписи с подробным описанием наиболее выдающихся исцелений, свершившихся в храме. Жрецы искусно усиливали эмоциональный настрой беседами, рассказами о силе бога. Вслушиваясь в их слова и читая надписи на стенах храма, паломники примеряли эти слова к себе, к своим болезням, находили подобие и неистово верили в выздоровление.
Веками вопросы веры и внушения стояли рядом. «По вере вашей да будет вам»,— говорил Христос нуждающимся в исцелении. Но случаи исцеления в результате «вмешательства» особенных личностей имеются и в дохристианскую эпоху. Свето-ний и Тацит свидетельствуют, что царь Пирр и император Вес-пасиан излечивали прикосновением большого пальца правой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки, и эта способность передавалась от короля
его наследнику как величайшая тайна, способность, доказывавшая божественное происхождение верховной власти.
В XVI веке Парацельс (1493-1541) впервые использовал в своей практике магнит с целью излечения человека. Метод воздействия на пациента с помощью магнита получил название «магнетизм». Парацельс считал, что это мистическое явление: при прикладывании магнита внутри человека происходят чудеса и больной исцеляется. Он рассматривал болезнь как паразитическое живое существо и видел в магните средство борьбы с ним.
Идеи «животного магнетизма» заинтересовали венского врача и естествоиспытателя Месмера (1733-1815). В 1766 году вышла его работа «Бе р1апе1агшп тЯихи», в которой он старался доказать, что взаимное тяготение небесных тел имеет влияние на человеческую нервную систему. Месмер предложил теорию, по которой Вселенная пронизана особой субстанцией — магнетическим флюидом и отдельные особо одаренные личности обладают способностью «накапливать» в себе магнетические флюиды, а затем непосредственно или через специальные сооружения передавать их другим людям. Вскоре Месмер переехал в Париж, где его метод лечения вошел в моду.
Для лечения больных Месмер сконструировал специальные чаны, наполненные железными опилками. Сам Месмер выходил в торжественной одежде и «намагничивал» чаны, прикасаясь к ним жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка. Больные доводили себя до состояния конвульсионного криза, они плакали, кричали, бились в судорогах. Потом их переносили в специальный зал, где они, изможденные судорогами, засыпали, а очнувшись ото сна, чувствовали себя освобожденными от страданий. Слава Месмера в Париже зашла так далеко, что он не справлялся с желающими попасть к нему. И для бедняков он «намагнетизировал» дерево во дворе, чтобы, прикоснувшись, они могли «зарядиться» «магнетической энергией». Комиссия Французской академии наук провела тщательное исследование работы Месмера, описав ряд гипнотических явлений и даже отметив некоторые лечебные элементы. Члены комиссии вынесли отрицательный вердикт, тем не менее написав гениаль-