горенские выселки новоусманского района храм
Горенские Выселки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая).
Покровский храм
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Деревянные церкви обычно ассоциируются с Русским Севером – Кижами и Соловками. Мало кто знает, что в нашей области такие церкви тоже есть. Одна из них стоит в 30 километрах от Воронежа, неуклонно разрушается, но выглядит в свои 140 лет все еще неплохо.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (построен в селе Горенские Выселки Новоусманского района в 1866—1868 гг.).
Это все еще церковь, а не просто вросший в землю сруб. Внутри на досках стен сохранились очертания Христа с воздетыми руками, под потолком – бордюрный орнамент. В основной части храма уцелела крыша и несколько образов святых высоко под куполом. Образы написаны не на досках, а на металлических пластинах, уже проржавевших, конечно.
Покровская церковь в Выселках напоминает известные фотографии деревянных храмов Севера – и в то же время разительно отличается от них. Она заметно проще. Здесь почти нет деревянной резьбы, нет фигурных «чешуек» на куполе (он, собственно, обит железом).
За образец Небольсины взяли храм в Успенской Хаве, лишь немного упростив его конструкцию, а в качестве материала – лиственницу. Строительство продолжалось около трех лет. Но имя архитектора сейчас вряд ли найдешь: книга «Воронежская Епархия», изданная в начале ХХ века, где были данные о постройке церкви, утеряна, нет информации и в архивах, – продолжает Михаил. – По своему типу она относится к упрощенному виду ярусных храмов, распространенных в древности на территории, прилегавшей к Москве. В качестве близких аналогий можно назвать храм из села Семеновского Пушкинского района и храм Николая Чудотворца из села Васильевского Серпуховского района. Все три церкви имеют одинаковую композицию объемов с аналогичным решением рубленного «в лапу» пятигранного алтаря и самого храма с папертью (см. справку. – «Время Ч»). Сходна и трактовка завершения храмов.
После освящения храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1868 году деревня Левая Вершина приобрела статус села и стала называться Горенскими Выселками.
В 1930-е годы здесь, как и везде, боролись с религией. Батюшку сослали, колокола сбросили, но сам храм не тронули. Церковь сохранилась в первозданном виде до Великой Отечественной войны. Да и в войну не пострадала – немцы попросту не дошли до Горенских Выселок. Разорять ее, по словам Михаила Небольсина, начали примерно в 1951 году: вытащили полы, железо, а сам храм стали использовать в качестве зернохранилища. Колокольню разобрали на дрова, а крест с нее поставили на чью-то могилу. Какая-то утварь, возможно, сохранилась: говорят, в церкви есть подвал. Священники вполне могли раздать иконы «своим». Икон, впрочем, там почти не было – в основном фрески: ранние, нарисованные на дереве, и поздние – на металлических листах.
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Горенские Выселки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Горенские Выселки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Сообщение Sergey » 16 фев 2018, 00:14
Деревянные церкви обычно ассоциируются с Русским Севером – Кижами и Соловками. Мало кто знает, что в нашей области такие церкви тоже есть. Одна из них стоит в 30 километрах от Воронежа, неуклонно разрушается, но выглядит в свои 140 лет все еще неплохо.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (построен в селе Горенские Выселки Новоусманского района в 1866—1868 гг.).
Это все еще церковь, а не просто вросший в землю сруб. Внутри на досках стен сохранились очертания Христа с воздетыми руками, под потолком – бордюрный орнамент. В основной части храма уцелела крыша и несколько образов святых высоко под куполом. Образы написаны не на досках, а на металлических пластинах, уже проржавевших, конечно.
Покровская церковь в Выселках напоминает известные фотографии деревянных храмов Севера – и в то же время разительно отличается от них. Она заметно проще. Здесь почти нет деревянной резьбы, нет фигурных «чешуек» на куполе (он, собственно, обит железом).
За образец Небольсины взяли храм в Успенской Хаве, лишь немного упростив его конструкцию, а в качестве материала – лиственницу. Строительство продолжалось около трех лет. Но имя архитектора сейчас вряд ли найдешь: книга «Воронежская Епархия», изданная в начале ХХ века, где были данные о постройке церкви, утеряна, нет информации и в архивах, – продолжает Михаил. – По своему типу она относится к упрощенному виду ярусных храмов, распространенных в древности на территории, прилегавшей к Москве. В качестве близких аналогий можно назвать храм из села Семеновского Пушкинского района и храм Николая Чудотворца из села Васильевского Серпуховского района. Все три церкви имеют одинаковую композицию объемов с аналогичным решением рубленного «в лапу» пятигранного алтаря и самого храма с папертью (см. справку. – «Время Ч»). Сходна и трактовка завершения храмов.
После освящения храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1868 году деревня Левая Вершина приобрела статус села и стала называться Горенскими Выселками.
В 1930-е годы здесь, как и везде, боролись с религией. Батюшку сослали, колокола сбросили, но сам храм не тронули. Церковь сохранилась в первозданном виде до Великой Отечественной войны. Да и в войну не пострадала – немцы попросту не дошли до Горенских Выселок. Разорять ее, по словам Михаила Небольсина, начали примерно в 1951 году: вытащили полы, железо, а сам храм стали использовать в качестве зернохранилища. Колокольню разобрали на дрова, а крест с нее поставили на чью-то могилу. Какая-то утварь, возможно, сохранилась: говорят, в церкви есть подвал. Священники вполне могли раздать иконы «своим». Икон, впрочем, там почти не было – в основном фрески: ранние, нарисованные на дереве, и поздние – на металлических листах.
Расскажем вам о поездке в Новоусманский район Воронежской области, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Горенские Выселки).
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Горенские Выселки).
Мы решили рассказать про не обычную церковь…. Почему не обычную, да потому что в наших краях осталось едва ли не единицы деревянных церквей. Деревянная церковь отличается от кирпичной не только внешне, но ещё и какой-то особой таинственностью. А поскольку осталось их мало, интереснее всего в нашем путешествии увидеть было именно её.
Дорого к ней тоже была интересной…. Мы решили не ехать в объезд и сократить путь на несколько км… В селе Крыловка мы поинтересовались как нам добраться до Горенских Выселок. Женщины нам сказали что дорога хорошая….. Честно хочу сказать ну и шутницы они))) Собственно говоря дорога и правда была бы не плохой если бы не неделя снега до. Но мы по бампер в грязи мужественно преодолели все ухабы и лужи, по месили грязь по полям….И даже ни разу не застряли. Вот. Выбравшись на асфальт до места нам осталось совсем немного.
Добравшись до места мы увидели красивейшую картинку. Две рядом стоящие деревянные церкви. Старая и перед ней стоящая новая. Дорога по бездорожью тут же была забыта.
Старая церковь была построена из лиственницы. Церковь сильно разрушена. Но не смотря на отсутствие крыши на стенах остались видны нарисованные на дереве фрески. Под куполом также есть несколько металлических пластин на которых видны очертания икон. Окна украшают кованные решётки. Кое где ещё сохранились остатки резного фартука. Она настолько не обычна и красива что, находясь рядом можно не уставая разглядывать её.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм Воронежской епархии. Расположена в селе Горенские Выселки Новоусманского района Воронежской области.
В первой половине XVII века земли, на которых в настоящее время расположены современные Горенские Выселки, принадлежали роду Небольсиных и назывались Левой Вершиной. В «Верстальной десятне воронежцев детей боярских» за 1638 год можно прочитать, что Михайло Небольсин получит за государеву службу:
. по отделу Дикого поля на пашню и сенные покосы в пустоши за Хавой в урочище Левой Вершины 200 четвертей и денег 6 рублей.
В начале XIX века Семен, Филипп и Федот Небольсины наследуют земли в Левой Вершине. В середине XIX века Левая Вершина постепенно превращается в большую деревню. В 1847 году в соседнем селе Горки стояла каменная церковь, но она не отвечала требованиям жителей Левой Вершины, коих к тому времени насчитывалось более 800 человек.
В 1866 году Иван Филиппович Небольсин вместе с братьями решают построить деревянную церковь из долговечной лиственницы по образцу соседней церкви в Успенской Хаве. Строительство продолжалось более двух лет и в 1868 году церковь была освящена в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. С окончанием строительства храма, деревня Левая Вершина была переименована в Горенские Выселки. Церковные земли имели в своем владении 33 десятины земли. В 1876 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. По данным 1905 года, в ней обучалось около 70 детей. Церковь имела штат, состоящий из священника, дьякона и псаломщика (данные на 1900 год).
В 1930-х годах эту церковь постигла участь многих других храмов: священники были репрессированы, колокол сброшен, хотя само здание осталось нетронутым. В начале 1950-х годов её начали разорять: были вскрыты полы, сломаны внутренние стены, вытащено железо, снят крест, колокольня была разобрана на дрова. Основное помещение, «по традиции», использовалось под зернохранилище.
В начале 1990-х годов жителями села был организован сбор средств на восстановление храма, были проведены первые работы, но для более масштабной реставрации нужны были иные средства. В начале 2000-х рухнула крыша трапезной. В настоящее время (2011 год) уникальная для Центрального Черноземья церковь находится в плачевном состоянии.
Музей-заповедник Дивногорье скоро прекратит свое существование
Дивного́рье — возвышенность и музей-заповедник в Лискинском районе Воронежской области России. Находится в 10 км к западу от центра района на правом берегу реки Дон и в 80 км к югу от Воронежа, неподалёку от одноимённого хутора и посёлка. Музей здесь основан в 1988 году, а в 1991 он получил статус музея-заповедника. В настоящее время природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» является одной из самых популярных и самых узнаваемых достопримечательностей Воронежской области. Каждый сезон, с мая по октябрь его посещает более 60 тыс. туристов (преимущественно из Воронежа и Воронежской области). (©Википедия)
Необходимо сохранить в ведении государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области «Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» объект культурного наследия Пещерный комплекс в Больших Дивах.
Пещерный комплекс в Больших Дивах – объект культурного наследия, является одним из ярчайших памятников и ключевым объектом музейного показа на территории музея-заповедника «Дивногорье». Приказом управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области №71-01-07/50 от 13 февраля 2017 г., ОКН «Пещерный комплекс в Больших Дивах» был включен в список выявленных ОКН Воронежской области.
В 2018 г. проведена историко-культурная экспертиза на выявленный ОКН – Пещерный комплекс в Больших Дивах с положительным заключением и в настоящий момент пакет документов на включение данного объекта в единый реестр ОКН народов РФ в качестве ОКН федерального значения находится на рассмотрении в Министерстве культуры Российской Федерации.
Сейчас на основании Выписки из Единого государственного реестра недвижимости наименование объекта Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери. Она является историческим сооружением, правообладатель – Воронежская область.
С момента образования музея-заповедника в 1991 г. и на основании постановления от 15.07.98 г. № 705 Администрации Воронежской области, которым утверждена граница земель историко-культурного и природоохранного назначения Природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье» комплекс находится в ведении музея-заповедника, но, не являясь объектом собственности, как и другие значимые памятники (например, Маяцкое городище) не был передан музею-заповеднику в оперативное управление. Музеем-заповедником была проведена реставрация и оборудование пещерного комплекса безопасной системой освещения, внутри создана мультимедийная экспозиция.
Музей-заповедник является единственным учреждением на территории России, проводящим полноценные и квалифицированные подземные экскурсии, рассказывающие о традициях пещерокопания; регулярно организуются выставки, популяризирующие культовые пещеры Воронежской и близлежащих областей.
Передача комплекса Воронежской епархии повлечет за собой коренное изменение структуры и концепции развития музея-заповедника, для которого пещерный комплекс в Больших Дивах является главным объектом показа. Сокращение разнообразия и качества услуг, предоставляемых посетителям, послужит значительному ослаблению туристического потока. Это приведет к невозможности поддержания инфраструктуры музея-заповедника на должном уровне, а затем и полностью к закрытию музея. Кроме того, передача объекта остановит процесс продвижения объекта культурного наследия Природно-культурный комплекс «Дивногорье» в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Демонтаж принадлежащей музею-заповеднику системы видеонаблюдения, прекращение мониторинга приведет к плачевным последствиям как для выявленного объекта культурного наследия пещерный комплекс в Больших Дивах, так и для меловых останцев особо охраняемой природной территории (далее ООПТ) «Дивы» (участок 2), представляющих без контроля реальную опасность для посетителей.
Будет прекращена многолетняя научная работа, проводимая в Больших Дивах. Внутри и снаружи комплекса ведутся наблюдения за состоянием геологической среды, проводится микроклиматический мониторинг. Реализуется программа долгосрочных комплексных исследований, направленных на выработку рекомендаций по использованию и восстановлению рукотворных пещер в России, имеющих историческое значение. Благодаря этой работе музей-заповедник стал одним из важных научных центров спелеологических исследований с мировой известностью.
В 1991 г. пещерный храм в комплексе был освящен и, продолжая традицию XIX века, раз в год в церкви проводились богослужения, которым музей-заповедник не только не препятствовал, но часто инициировал и способствовал организационно. Внутри пещерного комплекса в герметичной витрине экспонируется список Сицилийской иконы Божьей Матери (включена в состав Музейного фонда Российской Федерации). В остальное время комплекс является объектом музейного показа, на основании данных мониторинга нормируется единовременное пребывание посетителей. Паломники могут посетить комплекс по льготной стоимости, которая ниже стоимости посещения пещерного комплекса в монастыре. Комплекс открыт для свободного посещения прихожанами в дни значимых для Дивногорского Свято-Успенского монастыря церковных праздников.
При этом для местных жителей нет необходимости в расположенной внутри комплекса церкви. В настоящее время комплекс с пещерной церковью Рождества Иоанна Предтечи, расположенный в 3-х км от пещерного комплекса в Больших Дивах используется монастырем как объект экскурсионного показа на платной основе, а богослужения в комплексе проводятся нерегулярно, так как в монастыре есть просторный наземный Успенский собор. Богослужения также могут проводиться в наземной церкви Сицилийской иконы Божией Матери. Также в настоящее время в хуторе Дивногорье менее чем в 1 км от пещерного комплекса в Больших Дивах ведется строительство наземной церкви, где в последующем будут регулярно совершаться богослужения.
Обращаем особое внимание на отсутствие каких-либо сведений об охранных обязательствах, которые должны быть наложены на религиозную организацию в случае передачи ей выявленного объекта культурного наследия.
Ст. 9 Федерального закона от 30.112010 г. № 327-ФЗ предусмотрено, что «в целях урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций, создаются комиссии с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права. Принимаемые такими комиссиями решения являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».
Просим сохранить в ведении государственного бюджетного учреждения культуры Воронежской области «Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» объект культурного наследия Пещерный комплекс в Больших Дивах.
Требуем передать в оперативное управление сооружение – Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери музею-заповеднику «Дивногорье» и создать комиссию о правомерности и целесообразности передачи религиозной организации вышеуказанного объекта.
Сам я не вижу ничего плохого в том, чтобы какие-либо объекты передавали РПЦ, но при условии, что это пойдёт на пользу объекту. В данном же случае, у автора статьи имеются серьёзные опасения касательно как статуса музея в частности, так и его дальнейшей судьбы в целом.
К своему стыду признаю, что ни разу не был в Дивногорье и это место было запланировано мной к посещению. Очень надеюсь, что успею побывать там.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Горенские Выселки)
Покровская церковь в с. Горенские Выселки
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм Воронежской епархии. Расположена в селе Горенские Выселки Новоусманского района Воронежской области.
Содержание
История
В первой половине XVII века земли, на которых в настоящее время расположены современные Горенские Выселки, принадлежали роду Небольсиных и назывались Левой Вершиной. В «Верстальной десятне воронежцов детей боярских» за 1638 год можно прочитать, что Михайло Неболсин получит за государеву службу:
. по отделу Дикого поля на пашню и сенные покосы в пустоши за Хавой в урочище Левой Вершины 200 четвертей и денег 6 рублей. |
В начале XIX века Семен, Филипп и Федот Небольсины наследуют земли в Левой Вершине. В середине XIX века Левая Вершина постепенно превращается в большую деревню. В 1847 году в соседнем селе Горки стояла каменная церковь, но она не отвечала требованиям жителей Левой Вершины, коих к тому времени насчитывалось более 800 человек.
В 1866 году Иван Филиппович Небольсин вместе с братьями решают построить деревянную церковь из долговечной лиственницы по образцу соседней церкви в Успенской Хаве. Строительство продолжалось более двух лет и в 1868 году [1] церковь была освящена в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. С окончанием строительства храма, деревня Левая Вершина была переименована в Горенские Выселки. Церковные земли имели в своем владении 33 десятины земли. В 1876 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. По данным 1905 года, в ней обучалось около 70 детей. Церковь имела штат, состоящий из священника, дьякона и псаломщика (данные на 1900 год).
В 1930-х годах эту церковь постигла учать многих других храмов: священники были репресированы, колокол сброшен, хотя само здание осталось нетронутым. В начале 1950-х годов её начали разорять: были вскрыты полы, сломаны внутренние стены, вытащено железо, снят крест, колокольня была разобрана на дрова. Основное помещение, «по традиции», использовалось под зернохранилище.
В начале 1990-х годов жителями села был организован сбор средств на восстановление храма, были проведены первые работы, но для более масштабной реставрации нужны были иные средства. В начале 2000-х рухнула крыша трапезной. В настоящее время (2011 год) уникальная для Центрального Черноземья церковь находится в плачевном состоянии.
Архитектура и внутреннее убранство
Современный статус
В настоящее время Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Горенские Выселки постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения. [3]
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Горенские Выселки)
Покровский храм
Деревянная церковь. Не действует.
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки: Между 1866 и 1869.
Адрес: с. Горенские Выселки, Новоусманского района, Воронежской обл.
Деревянные церкви обычно ассоциируются с Русским Севером – Кижами и Соловками. Мало кто знает, что в нашей области такие церкви тоже есть. Одна из них стоит в 30 километрах от Воронежа, неуклонно разрушается, но выглядит в свои 140 лет все еще неплохо.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (построен в селе Горенские Выселки Новоусманского района в 1866—1868 гг.).
Это все еще церковь, а не просто вросший в землю сруб. Внутри на досках стен сохранились очертания Христа с воздетыми руками, под потолком – бордюрный орнамент. В основной части храма уцелела крыша и несколько образов святых высоко под куполом. Образы написаны не на досках, а на металлических пластинах, уже проржавевших, конечно.
Покровская церковь в Выселках напоминает известные фотографии деревянных храмов Севера – и в то же время разительно отличается от них. Она заметно проще. Здесь почти нет деревянной резьбы, нет фигурных «чешуек» на куполе (он, собственно, обит железом).
За образец Небольсины взяли храм в Успенской Хаве, лишь немного упростив его конструкцию, а в качестве материала – лиственницу. Строительство продолжалось около трех лет. Но имя архитектора сейчас вряд ли найдешь: книга «Воронежская Епархия», изданная в начале ХХ века, где были данные о постройке церкви, утеряна, нет информации и в архивах, – продолжает Михаил. – По своему типу она относится к упрощенному виду ярусных храмов, распространенных в древности на территории, прилегавшей к Москве. В качестве близких аналогий можно назвать храм из села Семеновского Пушкинского района и храм Николая Чудотворца из села Васильевского Серпуховского района. Все три церкви имеют одинаковую композицию объемов с аналогичным решением рубленного «в лапу» пятигранного алтаря и самого храма с папертью (см. справку. – «Время Ч»). Сходна и трактовка завершения храмов.
После освящения храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1868 году деревня Левая Вершина приобрела статус села и стала называться Горенскими Выселками.
В 1930-е годы здесь, как и везде, боролись с религией. Батюшку сослали, колокола сбросили, но сам храм не тронули. Церковь сохранилась в первозданном виде до Великой Отечественной войны. Да и в войну не пострадала – немцы попросту не дошли до Горенских Выселок. Разорять ее, по словам Михаила Небольсина, начали примерно в 1951 году: вытащили полы, железо, а сам храм стали использовать в качестве зернохранилища. Колокольню разобрали на дрова, а крест с нее поставили на чью-то могилу. Какая-то утварь, возможно, сохранилась: говорят, в церкви есть подвал. Священники вполне могли раздать иконы «своим». Икон, впрочем, там почти не было – в основном фрески: ранние, нарисованные на дереве, и поздние – на металлических листах.