господи дай спасти еще одного
«Господи, дай мне спасти ещё одного!»
Речь пойдет о фильме, который удостоился премии Оскар в 2017 году, в нескольких категориях. Правда, не за лучший фильм.
«По соображениям совести».
Отдельных абзацев заслуживет подбор актеров, к слову, весьма неожиданный. Никогда не ожидал увидеть Винса Вона, который всегда играл пухлого дурачка, в средненьких комедиях, в серьезной роли военного сержанта. Однако Винс справился со своей ролью на все 100%, его персонажу веришь, и сопереживаешь на протяжении всего фильма.
Нельзя не отметить Хьюго Уивинга в роли отца главного героя, ветерана Первой мировой. Смотря на него, смотря на его уставшее, лицо, видевшее весь ужас войны. Лицо, на котором уже явно проглядывается возраст. Меня не покидало странное чувство, ведь совсем недавно я застал пик карьеры этого актера в «Матрице»,а вот он уже заметно постарел, и находится на ее закате. Хоть и принято считать, что наше поколение взрослеет вместе с Гарри, Роном и Гермионой, глядя на Хьюго понимаешь все намного сильнее.
«По соображениям совести» можно смело назвать лучшей военной драмой последнего десятилетия. Разумеется, эта кинокартина не идеальна: в ней есть и клишированные сцены, и шаблонные персонажи, и несостыковки в сюжете. Но все это отходит на второй план, благодаря шикарной актерской игре, и мощнейшей эмоциональной составляющей. 10/10.
Молитва преподобных старцев и отцов оптинских
Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого.
Молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702—1782).
В справочниках цитат и изречений англосаксонских стран, где эта молитва очень популярна (как указывают многие мемуаристы, она висела над рабочим столом президента США Джона Кеннеди), ее приписывают американскому теологу Рейнхольду Нибуру (1892—1971). С 1940 г. она используется обществом «Анонимные алкоголики», что также способствовало ее популярности.
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНЫХ СТАРЦЕВ И ОТЦОВ ОПТИНСКИХ
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст этот день.
Господи, дай мне вполне предаться воле твоей.
Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня.
Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих.
Какие бы я не получил известия в течение дня, дай мне принять их с покойной душой и с твердым убеждением, что на все святая воля твоя.
Господи, Великий Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано тобой.
Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая.
Господи, дай мне силу перенести утомление сего дня и все события в течение его. Руководи моей волей и научи молиться и любить всех нелицемерно.
Аминь.
Дай мне мужество изменить то, что я могу изменить.
Есть молитва, которую считают своей не только приверженцы самых разных конфессий, но даже неверующие. По-английски ее именуют Serenity Prayer – «Молитва о спокойствии духа». Вот один из ее вариантов: «Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».
Кому ее только ни приписывали – и Франциску Ассизскому, и оптинским старцам, и хасидическому рабби Аврааму-Малаху, и Курту Воннегуту. Почему Воннегуту – как раз понятно. В 1970 году в «Новом мире» появился перевод его романа «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1968). Здесь упоминалась молитва, висевшая в оптометрическом кабинете Билли Пилигрима, главного героя романа. «Многие пациенты, видевшие молитву на стенке у Билли, потом говорили ему, что она и их очень поддержала. Звучала молитва так: ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ, ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ ТО, ЧЕГО Я НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ, МУЖЕСТВО – ИЗМЕНЯТЬ ТО, ЧТО МОГУ, И МУДРОСТЬ – ВСЕГДА ОТЛИЧАТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО. К тому, чего Билли изменить не мог, относилось прошлое, настоящее и будущее» (перевод Риты Райт-Ковалевой). С этого времени «Молитва о спокойствии духа» стала и нашей молитвой.
А впервые она появилась в печати 12 июля 1942 года, когда «Нью-Йорк таймс» поместила письмо читателя, который спрашивал, откуда эта молитва взялась. Только ее начало выглядело несколько иначе; вместо «дай мне спокойствие духа (serenity of mind) – «дай мне терпение». 1 августа другой читатель «Нью-Йорк таймс» сообщил, что молитву составил американский проповедник-протестант Рейнхольд Нибур (1892–1971). Эту версию ныне можно считать доказанной.
В устном виде молитва Нибура появилась, по-видимому, в конце 1930-х годов, но широкое распространение получила в годы Второй мировой войны. Тогда же ее взяли на вооружение «Анонимные алкоголики».
В Германии, а затем и у нас, молитва Нибура приписывалась немецкому богослову Карлу Фридриху Этингеру (K.F. Oetinger, 1702–1782). Тут вышло недоразумение. Дело в том, что ее перевод на немецкий был опубликован в 1951 году под псевдонимом «Фридрих Этингер». Этот псевдоним принадлежал пастору Теодору Вильгельму; сам он получил текст молитвы от канадских друзей в 1946 году.
Насколько оригинальна молитва Нибура? Берусь утверждать, что до Нибура она нигде не встречалась. Исключение составляет лишь ее начало. Уже Гораций писал: «Тяжко! Но легче снести терпеливо / То, чего изменить нельзя» («Оды», I, 24). Того же мнения был Сенека: «Лучше всего претерпеть то, чего ты не можешь исправить» («Письма к Луцилию», 108, 9).
В 1934 году в одном из американских журналов появилась статья Джуны Пёрселл Гилд «Зачем нужно ехать на Юг?». Здесь говорилось: «Многие южане, по-видимому, очень мало делают для того, чтобы стереть страшную память о Гражданской войне. И на Севере, и на Юге не у всех хватает спокойствия духа, чтобы принять то, чего нельзя изменить» (serenity to accept what cannot be helped).
Неслыханная популярность молитвы Нибура привела к появлению ее пародийных переделок. Наиболее известна из них сравнительно недавняя «Молитва офисного работника» (The Office Prayer): «Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить; дай мне мужество изменить то, что мне не по нраву; и дай мне мудрость спрятать тела тех, кого я убью сегодня, ибо они достали меня. А еще помоги мне, Господи, быть осторожным и не наступать на чужие ноги, ибо над ними могут быть задницы, которые мне придется целовать завтра».
Вот еще несколько «неканонических» молитв:
«Господи, огради меня от желания высказываться всегда, везде и обо всем» – так называемая «Молитва на старость», которая чаще всего приписывается знаменитому французскому проповеднику Франциску Сальскому (1567–1622), а иногда и Фоме Аквинскому (1226–1274). На самом деле она появилась не так уж давно.
«Господи, спаси меня от человека, который никогда не ошибается, а также от человека, который дважды делает одну и ту же ошибку». Эта молитва приписывается американскому врачу Уильяму Мейо (1861–1939).
«Господи, помоги мне отыскать Твою истину и убереги меня от тех, кто уже нашел ее!» (Автор неизвестен).
«О Господи – если ты существуешь, спаси мою страну – если она заслуживает спасения!» Так будто бы говорил некий американский солдат при начале Гражданской войны в США (1861 год).
«Господи, помоги мне стать тем, кем считает меня мой пес!» (Автор неизвестен).
В заключение – русское речение XVII века: «Господи, помилуй, да и нешто подай».
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
По соображениям совести (2016) Господи, дай мне спасти еще одногоПодробнее
«Господи молю тебя, дай спасти ещё одного» По соображениям совести (2016)Подробнее
Мы ждем, Сэр Чего вы ждете Пока рядовой Досс за нас помолится, Сэр По соображеПодробнее
Очень сильная сцена. Харакири японцев и спасение Досса. По соображениям совести (2016).Подробнее
По соображениям совести (2016) Спасение сержанта ХауэллаПодробнее
Трусиха Досс. По соображениям совести 2016Подробнее
ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ (2016) HACKSAW RIDGE. FULL HD 60 FPS. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ АДА. Подробнее
Досс спасает сержанта Хауэлла. По соображениям совести (2016).Подробнее
Досс продолжает спасать людей. Встреча с японцем. По соображениям совести (2016).Подробнее
По соображениям совести Трусиха Досс выносит с поля боя своих товарищейПодробнее
Дар благодатной молитвы
Схиигумен Савва (1898–1980) и его изречения
В духовном завещании отец Савва писал: «Если я обрету у Господа дерзновение, то надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в молитвах». Старец покинул земной мир, но свет его любви, его молитва продолжают сиять нам сквозь вечность. И так же поучительно звучат его наставления и спустя 35 лет после его праведной кончины.
Любовь к ближним
«Христос требует от нас, чтобы мы любили ближних как самих себя – не меньше! Как себя любить, мы знаем, значит, знаем, как надо любить и ближних своих».
«Особенно далек от Бога тот человек, который любит только себя».
Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего
«Если имеете к кому-нибудь неприязнь, старайтесь переломить, победить себя. Молитесь так: “Спаси, Господи, раба Твоего (имя) и святыми его молитвами помилуй меня, грешного, и умири сердце мое”. Принудите себя оказать нелюбимому человеку знаки внимания, старайтесь услужить ему. И Господь, видя ваше доброе намерение, вырвет из сердца неприязнь и наполнит его святою любовью. Напрасны молитвы и подвиги человека, если он питает в сердце злобу на ближнего своего. Господь не отпускает таким грехов на исповеди».
О милосердии
«Никакие добродетели и подвиги так быстро не подвигают Господа на Его милосердие, как добрые дела».
«Хорошо делать добро как бы от второго лица, то есть говорить: “Меня просили вам передать…” и не смущаться мыслью: “Ведь я обманываю!” Тайное милосердие полезно еще и по той причине, что поступающий так реже осуждает других или совсем никого не осуждает, потому что рассуждает: “Как я скрываю от других добродетель, так и другие скрывают от меня”».
«Не забывай, друг мой, что к делам милосердия относятся и благодушное перенесение всех скорбей и напастей от врагов, любовь к ним и молитва за них».
Духовные советы
«Чтобы праведным быть, надо жить просто; не думать о зле, не желать делать зло, всячески избегать тех моментов и случаев, когда через нас невольно может быть сделано зло. Иными словами, надо жить так, чтобы, как говорится, и мухи не обидеть».
Перед каждым действием руководитесь рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего?
«Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если, по строгом исследовании, совесть спокойна, то намерение свое приводите в исполнение».
«Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение – похвалы, за службу – благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных».
«Устраняй себя от всех случаев, при которых неизбежно принужден бываешь видеть и слышать много худого: что не было увидено, услышано, то и на ум не придет».
О молитве
«Нет времени помолиться – пади на колени и скажи: “Господи, приими порыв мой в похваление и благодарение мое Тебе и услыши меня недостойного!” Но сделай это с чувством горячей преданности Господу, с чувством человека хотя и спешащего, но стремящегося хотя бы на один миг без остатка отдаться Господу».
Дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности
«Ведь дело вовсе не в продолжительности молитвы, а в ее пламенности, пламенность же не может продолжаться долго, даже и у совершенных боголюбцев».
«Псалмы и Иисусова молитва – живая вода из одного источника. Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма – его кровлю».
Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит
«Главное – молитва, молитва – это всё! Молитва всё победит. И на все вопросы молитва ответит».
«Мы привыкли считать, что дары Святого Духа, как, например, любовь Христова и дерзновенная молитва, даются только старцам и старицам, поэтому в юном возрасте подавляем в себе самое драгоценное – дерзновение в молитве, то есть веру в то, что Господь непременно исполнит наше благое прошение. Вот и выходит: сначала подавляем в себе эту веру, не даем ей возможности расти, а потом вопием к Богу: “Верую, Господи! Помоги моему неверию!” Получается фальшь…»
О похвале
«Бойтесь похвалы от людей, особенно когда хвалят вас незаслуженно. Молчите и не отвечайте в эту минуту, лишь в себе сознавайте, что хвалят больше, чем мы того стоим. А если начнете противоречить, то родится лицемерие. Ведь тонкое чувство удовлетворения от похвалы все-таки есть у каждого!»
«Похвала людей отнимает у нас награду от Бога».
О смирении
«Признак смирения – это когда человек не только не хочет видеть чужих грехов, но и не может видеть их, потому что его собственные грехи заслоняют чужие и потому что при свете благодати он слишком ярко зрит Бога».
«Не надо обижаться на обличителей, если они коснутся вашего самолюбия, а рассуждайте так: они посланы от Бога, чтобы обуздать мой душевный порок. И не сердитесь на них, а благодарите Господа, что Он, Милосердный, доставляет вам благоприятный случай к приобретению смирения».
«Ведь, по сути дела, мы все смиренные, все хорошие, все любвеобильные, пока не коснулся до нас чей-то палец или язык. И только в момент прикосновения открывается нам, кто из нас какая птица, какого полета».
Делай всё по силам своим
«Делай всё по силам своим, тогда не будешь раздражаться и возмущаться. И тщеславия не будет. Не будешь возмущаться, что люди не оценивают твоих трудов. Делай всё ради Господа, а от людей не жди похвалы и благодарности».
«Считай себя недостойным много поститься и много бодрствовать. В наш век неприемлемы такие подвиги, которые были доступны для подвижников первых веков нашей эры. К тому же внешние, телесные подвиги развивают в человеке тщеславие и гордость – самые пагубные страсти. Только смирение недоступно злой силе, поэтому ешь на здоровье, сколько требуется для твоего организма (без пресыщения, разумеется!) и спи с воздержанием, тогда ты не будешь о себе мнить высоко, а будешь укорять себя за нерадение – вот и путь к смирению!»
«При неотложных делах по должности и положению своему в семье или обществе нужно сокращать подвиги поста и молитвы. Кротко служить ближним – это выше вычитывания молитвенного правила и посещения храма с надрывом своих сил. Господь этого не требует».
Несение жизненного креста
Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью – это и будут наши вериги
«Вериги наши – это безропотное несение жизненного креста. Преподобный Серафим Саровский тоже не советовал никому надевать на себя вериги. Если кто-то оскорбит нас словом или делом, а мы перенесем обиды по-евангельски, с радостью – это и будут наши вериги. Вот и власяница наша! Эти духовные вериги и власяница выше железных».
«Мы внимательнее отмечаем то, как Бог наказывает нас бедствиями, и совсем не хотим замечать того, как Он гораздо более милует нас Своим долготерпением и щедротами. Часто то самое, что мы склонны считать бедствием и наказанием Божиим, является истинным благодеянием Божиим, предотвращающим, по Промышлению Божию, от нас не одно, а иногда целый ряд других бедствий и неприятностей».
О принятии Святых Христовых Таин
«Пока объезжаете святые места, везде причащайтесь, во всех храмах, во всех монастырях, даже если по сложившимся обстоятельствам не сможете вычитать Правило ко Причащению. В дороге любое молитвенное правило заменяется Иисусовой молитвой. Лишь бы у вас сокрушение сердечное было и искреннее желание соединиться со Христом».
«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин, как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном сознании всегреховности своей приступил ко Господу, искупляющему всех нас, и тогда, хотя бы от головы до ног был покрыт язвами грехов, будет очищаться благодатию Христовою, будет всё более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы?
«Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: “Не причащайся часто”. Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: “Тогда был другой духовный уровень”. Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения?»
«Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».
«А после Причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святаго Духа».
«День Причастия лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».
Мир душевный
Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны
«Мир души – это один из важнейших показателей, по которому мы определяем: духовные мы или плотские. Если мир в душе нашей не нарушается ни при каких обстоятельствах, даже при самых сильных переживаниях, то, значит, мы в духе. Как бы нас ни огорчили, какое бы зло нам ни сделали, какую бы потерю мы ни понесли, – мы всегда должны быть духом мирны и спокойны. А это возможно только в том случае, если мы будем искренно любить Бога и ближних, если у нас будет глубочайшая вера и преданность Промыслу Божию, если мы благодушно будем переносить всякое зло, всякие скорби и болезни».
Бог не оставит нас
Часть 1. Где искать счастья
Живи своей мечтой, не смиряйся, не отступай, не опускай планку своих надежд. Мы хотим достигнуть чего-то хорошего, однако жизнь берет свое, разочаровывает нас и говорит: «Забудь об этом!» Но наша вера, Бог говорит нам: не разочаровывайся, не прогибайся, не теряй задора и не впадай в уныние!
Жизненные проблемы – это великая возможность оценить наши силы и дарования. Когда учитель задает ребенку трудную задачу, ты ведь не идешь и не делаешь ему замечаний, не споришь и не говоришь ему: «Ты почему, учитель, задал моему ребенку такую трудную задачу?» Наоборот, говоришь ему: «Благодарю вас!» – потому что считаешь свое дитя способным, имеющим дарования, которые нужно развивать.
Чтобы идти вперед, надо проходить через трудности. Иначе не бывает.
Все мы носим внутри себя душу, имеющую Божии дарования, таим в себе огромную красоту. Когда мы крестились, Бог наложил на нашу душу Свою печать, и мы очень дороги, очень красивы – все души красивы пред Богом. И глубоко в душе у нас царит великое спокойствие, покой, тишина. Глубоко в душе – там, где наше ядро, куда вошел Бог, когда мы крестились.
Знаете, где мы все чувствуем смущение? В уме. Всё дело в наших помыслах, они способны свести нас с ума, не дают по ночам уснуть, заставляют бегать от одного пластического хирурга к другому, чтобы стать красивее. Потому что женщины внушили себе, будто они некрасивы.
– Да кто тебе это сказал?
– Я это говорю! Я поверила в это! Я почувствовала это, приняла и поэтому всегда чувствую себя скверно.
Помысл гнездится в уме – у души нет проблем, у нее имеется Божия печать, и она спокойна
Помысл гнездится в уме – у души нет проблем, у нее имеется Божия печать, и она спокойна. То, чего мы ищем в Церкви, – это почувствовать красоту своей души и осуществить свою «мечту», не принимать того, что твердит нам ум о разочаровании, неудаче, дескать, «я не преуспею в жизни и не добьюсь ничего». Всё это результат наших помыслов.
Я в жизни много терзался страхами, мыслями, волновался за будущее, настоящее, чему только не ужасался, а в результате из всего, чего я боялся, реально почти ничего не случилось. Всё это происходило в моем уме, а на самом деле не случилось.
То, что тебя больше всего терзает, – это твой ум, а не твоя реальность. Реальность бывает неприятной, но наш ум делает ее еще более неприятной. Действительно, остаться без работы – это проблема. Как кто-то сказал мне:
– Отче, ну разве это фантазия? У меня же нет денег! Это не фантазия. Нет денег! В кармане у меня пусто. У меня нет плохих помыслов, у меня нет денег! Нет работы, меня уволили!
Я ему сказал, что проблема становится гораздо большей в зависимости от того, как ты смотришь на свои мысли.
Мученики умирали и шли навстречу смерти, однако не боялись ее, а смотрели на нее с надеждой. Я не говорю, что проблем нет, что не существует трудностей, но огромное значение имеет твоя душа, твое желание, духовность, то, как ты посмотришь на грядущую проблему, с какой твердостью и мужеством встретишь ее – как возможность освятиться, развить свои дарования, добродетели, бороться, или же прогнешься, потонешь, пойдешь к врачу и скажешь: «Доктор, я хочу лекарств от бессонницы, я больше не выдерживаю, впадаю в отчаяние, я хочу покончить с собой!»
Ну зачем тебе говорить такое? Христос говорит тебе так: посмотри на свою жизнь по-другому, Бог не оставит тебя, живи своей мечтой, не отчаивайся. Всё возможно. Всё возможно для верующего. Если у тебя есть вера, ты откроешь много ценного в себе. Мир вокруг может погибать, проблемы всегда были и будут, во внешнем мире уверенности не существует, уверенность – внутри нас. Вне нас нет ничего надежного. Какой-нибудь автомобиль стукнет нас, и всё кончено. Важно, как мы смотрим на проблему в самих себе.
Я видел парализованных людей, которые были счастливы, и видел людей, у которых есть всё, однако они несчастны и унылы. А твоя душа где ищет счастья? В вещах, людях, одежде, в твоем внешнем виде? Это всё преходяще, и нет гарантий, что это у тебя всегда будет. Ищи счастья в красоте своей души и в любви Бога, Который тебя очень любит. Вот в чем наша опора, и если ты не обопрешься на нее, то всегда будешь чувствовать неуверенность, проходя через потрясения в жизни.
– Меня бросил человек, которого я любила, я даже готова сейчас покончить с собой. Без него жизни для меня не существует!
– Но я ведь не могу жить без него!
– А как же остальные шесть миллиардов человек на планете Земля могут жить без него?
– Но он для меня – моя жизнь! Я для него жила, о нем думала, он для моей души был всем.
– Вот поэтому с тобой это и стряслось, – сказал я ей.
– То есть что, я не должна любить? Не влюбляться, не создавать семью?
Это великое дело – не позволять своему уму принимать черноту, но всегда жить с надеждой
Нет, ты делай всё это, но не вкладывай душу свою до такой степени, чтобы заболеть, то есть твое счастье не должно зиждиться на этом состоянии, на одном человеке, который сегодня есть, а завтра нет. Твоя жизнь не заканчивается на нем, а продолжается, Бог подает новые возможности, и дальше тебя ждет что-то лучшее. Это великое дело – не позволять своему уму принимать черноту, разочарование, но всегда жить с надеждой. В твоей жизни наступит нечто лучшее, это безусловно, потому что Сам Христос обещал нам это.
Сколько же денег тебе надо иметь в банке, чтобы быть счастливым? Ну сколько? Я знаю людей, у которых совсем нет денег в банке, а они радостны. «Что будет на бирже, с ценами, со всеми этими проблемами в экономике?» – и стресс грызет нас. А ведь не деньги сделают тебя счастливым. Деньги нужны, и если бы они у нас были, чтобы у нас имелись все Божии блага! Однако мы не должны полагаться на это.
Когда у тебя чего-то нет, ты говоришь: «Эх, вот если бы у меня это было!» И завидуешь тем, у кого есть, и чувствуешь горечь и тоску на душе, желая стать как они. А когда получишь то, из-за чего завидовал, тогда начинаешь беспокоиться, как бы оно не выскользнуло у тебя из рук, как бы не потерять его безвозвратно, или, может, у тебя начинаются угрызения совести оттого, что ты не добился этого должным способом и с благой целью.
Это связано с качеством наших побуждений. Старец Паисий говорит, что чем больше вещей у тебя имеется, тем труднее складывается твое счастье, потому что есть ли у тебя машина – у тебя есть и стресс, есть ли две машины – у тебя стресс вдвое больше, а если у тебя еще имеется и два дома с дачей – стресса и того больше. Чем больше у тебя есть, тем больше тебя грызет стресс, если ты полагаешься на эти вещи. Научись же полагаться не на то, что у тебя есть, а то, что ты есть.
Деньги приходят и уходят и не приносят настоящего счастья и радости человеку. Есть люди, достигшие в жизни великого несмотря на то, что прошли через много неблагоприятных обстоятельств. Войдите в интернет и увидите такие истории людей без рук: можно увидеть в ютубе, как мать кормит грудью ребенка, держа его ногами, как кто-то рисует картину ртом, потому что у него нет рук. Вчера мне опять прислали такой клип с человеком, у которого нет ни рук, ни ног (Ник Вуйчич). И вот он ездит по школам и выступает перед детьми, они им восхищаются, а он дарит им надежду и мечту – он, сам не способный перевернуться на другой бок, когда спит, ни переодеться, ни ходить.
Эти люди смогли достигнуть высокого, а ты что, не можешь? Кто из вас находится в таком жалком состоянии?
Несмотря на это, если нас захлестнет горечь, ропот и жалость к себе… все мы такие, отчаявшиеся и с чувством собственной неполноценности, тогда как у нас есть всё. Но вот видишь молодого человека, полного сил, одаренного, со способностями, который говорит: «Я не добьюсь успеха в жизни!» Добьешься! Зачем тебе верить так сильно, что не добьешься? Зачем говорить это каждый день? Ты открываешь глаза утром и вместо того, чтобы сказать: «Слава Богу! Сегодня я буду бороться с Божией помощью, чтобы достигнуть чего-то!» – говоришь: «Какой сегодня день, что же я буду сегодня делать? Как пройдет этот день? Да опять плохо пройдет!» Поскольку ты это говоришь, поскольку ты в это поверил, поскольку ты ни на что не надеешься и не живешь своей мечтой, которую Христос вкладывает в твою душу, то день и пройдет плохо. Потому что ты сам провоцируешь свое состояние.
Великое счастье в жизни – иметь то, чего хочешь. Это здорово. Есть некоторые люди, которые, чего ни захотят, всё могут приобрести. И среди нас тоже есть. Они хорошо делают. Бог дал им дары, дал им блага, богатство – то ли от их трудов, то ли по наследству от родителей: хочешь отправиться в путешествие – пожалуйста; хочешь завтра купить новую машину – нет проблем; хочешь пойти туда, куда хочешь, – ты делаешь это. Счастье, – говорят, – это иметь то, чего хочешь. Блаженны таковые, однако есть и другое счастье – быть счастливым тем, что у тебя есть. Сколько у тебя есть? Мало? А я счастлив. Есть много? А я снова счастлив. Однако я спокоен.
Когда я здороваюсь и спрашиваю человека: «Как ты?» – и он говорит: «Слава Богу! Очень хорошо!» – я очень радуюсь, слыша это, потому что он излучает из себя не горечь, а надежду. «Как вам известно, мы ходим с женой к врачу, возвращаемся домой, ведем свою борьбу!» Жена больна, но муж живет своей мечтой и не отчаивается. На его лице написана не тоска, а надежда – это и значит счастье.
Если дела обстоят не так, как хочешь ты, попробуй изменить их, не плачь, а измени то, что тебе не нравится. Не нравится работа? Сделай ее лучше, если можно. Не нравится коллега? Заставь его своим характером и разговором изменить поведение, говорите, выясняйте между собой отношения! «Не получается, отче, он не меняется!» А если не меняется, тогда ты научишься смиряться с этим.
Один святой молил Бога так: «Господи, очень молю Тебя: дай мне силу изменить то, что могу, и смириться с тем, что не меняется, и еще дай рассудительность, чтобы мне каждый раз понимать, что из этих двух делать: менять или смиряться!» Например, когда моя мама заболеет, я этого изменить не могу: она заболела, это надо принять. Но когда у меня в школе будет проблема, я посмотрю: «Боже, что Ты хочешь, чтобы я сделал: чтобы не говорил, закрыв рот, или чтобы пошел к директору и сказал ему? Молю Тебя, окажи мне эту милость, ибо тут имеет место несправедливость».
Надо различать эти две вещи: что надо принять, а что изменить в своей жизни
Надо различать эти две вещи: что надо принять, а что изменить в своей жизни. Не примиряйся со своими проблемами: некоторые ты можешь изменить, можешь бороться…
Бог хочет дать тебе радость совместного творчества, Он помогает, но и ты себе поможешь, чтобы порадоваться тому, что Он тебе даст. Сделай же то, что можешь, вылезь из своего болота, своего бездействия, своей тоски и скажи: «Бог меня не оставит. Я буду бороться и стремиться к тому, что хочу».
Мне кажется, Христос никогда не допускал, чтобы в Его душе исчезла картина Царства Божия. Он всегда видел перед Собой трудных и своенравных людей, но всегда проявлял любовь, надежду, оптимизм. Мы не видим Его прогибающимся, даже в самые трудные минуты Его страдания и мук. И не говорите, что, мол, Он – Христос, ибо святитель Иоанн Златоуст говорит, что и ты можешь стать Христом и чадом Божиим и подражать Христу в своих поступках.
Мы можем достигнуть исключительно многого в своей жизни. Если поймем это, если мы поймем, как коротка наша жизнь, то увидим, что все наши проблемы крайне малы и не стоят того, чтобы мы из-за них заболевали. Поэтому надо быть внимательными к своим мыслям, потому что они провоцируют болезни: если ты не живешь своей мечтой, ощущая задор и радость, а чувствуешь депрессию и отчаяние, это доведет тебя до болезни и душевно, и телесно. Болезни ведь не появляются без причины, неведомо как, а по какой-то причине. Рак, давление, сердечные проблемы часто начинаются с сильного стресса, с усталости души, с отчаяния.
Жена живет с мужем, но она очень обделена, не говорит с ним, чтобы изменить что-то, и он с ней тоже, и она проглатывает это и заболевает. Готовит, чистит, гладит, но не говорит ничего, чтобы как-то изменилась ее жизнь. Сколько же так будет продолжаться? И вот прошли годы:
– Сколько лет вы женаты?
– Восемнадцать лет, – сказала мне одна женщина, – но я чувствую, что мы с ним еще не сочетались.
– И как же ты это выдерживаешь?
– Да я не выдерживаю, я просто влачу существование.
Если ты влачишь существование, то это не жизнь. Мы ведь не живем для того, чтобы влачить существование, не живем, чтобы говорить: «А что же нам делать? Наша жизнь вот так и проходит. Как я это всё выдержу?» И однажды умираем, так и не порадовавшись ничему.
Сделай же что-нибудь, чтобы порадоваться в своей жизни.