готовность дошкольника к обучению в школе наиболее обусловлена развитием
Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Данилова Елена Сергеевна
Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться!
Поступление в школу – серьезное событие в жизни дошкольника. Событие, которое отделяет беззаботное дошкольное детство от нового жизненного периода со своими правилами и обязанностями. Переход на школьную ступень будет успешным, если сформировалась психологическая готовность ребенка к школе. Школьная среда принципиально меняет жизнь детей, начиная от нового вида деятельности и завершая новыми условиями общения с окружающими. Маленький человечек должен быть готов освоиться в этой среде и полноценно включиться в учебный процесс.
Психологическая готовность к школе – это системная характеристика психологического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих выполнение им учебной деятельности. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Своевременная диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются те показатели психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми.
Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является интеллектуальная готовность, так как на ней базируется развитие всех психических функций.
У ребенка, интеллектуально неготового к школе может появиться ряд проблем при обучении, так как возможные нарушения речи, неумение понимать и выполнять требования учителя, неспособность сконцентрироваться на уроке и другие проблемы могут стать основанием для плохого восприятия учебного материала, его не усвоения. Это может быть причиной для оставления ребенка на второй год, отнесения его к числу отстающих учеников. Необходимо знать и выявлять особенности интеллектуальной готовности при поступлении ребенка в школу, чтобы знать, на что ориентироваться при обучении того или иного ребенка, учитывать его особенности.
Поэтому исследование интеллектуальной готовности также является немаловажным аспектом готовности ребенка к школе.
Понятие психологической готовности детей
к обучению в школе
Выделяется мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная и интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Под мотивационной готовностью понимается способность ставить перед собой определенные цели, стремление к чему-либо, развитие продуктивной учебной деятельности.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.
Мотивационная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом
Под эмоционально-волевой готовностью понимается как уменьшение импульсивных реакций, так и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, эмоциями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольниковимеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что, хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
К коммуникативной готовности относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Под интеллектуальной готовностью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие тонких движений руки, сенсомоторную координацию.
Варианты психологической неготовности.
При личностной неготовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе. Такие дети нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. Это,в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет. Поскольку психологическая готовность к школе – целостное образование, то отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание и искажение в развитии других.
Не запугивайте ребенка школой.Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т. д.
Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
Чаще хвалите детей, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Демонстрационный вариант теста в учебном году для психологов ДОУ, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую категории
Демонстрационный вариант теста в учебном году для психологов ДОУ, предлагаемый для прохождения аттестации на вторую, первую и высшую категории
1. Готовность дошкольника к обучению в школе наиболее обусловлена развитием:
а) познавательных способностей;
б) познавательной мотивации;
в) коммуникативных качеств;
2. Участие психолога в подготовке детей к школе заключается в:
а) изучении условий проживания детей дома;
б) диагностике и проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми;
в) организации и проведении различных игр в дошкольных группах;
г) обучении чтению и счету.
3. Тест Векслера на изучение интеллекта можно использовать, начиная с возраста:
4. Интерактивное общение – это …
а) восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, групп;
б) процесс сопоставления слияния одного объекта с другим на основании какого-либо признака и свойства;
в) готовность объекта к поведенческому акту;
г) компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием и взаимопониманием.
5. У младших школьников начинает развиваться следующий вид мышления:
6. Социально-педагогическая запущенность у детей обусловлена, прежде всего:
а) неразвитостью социально-коммуникативных качеств и свойств личности, недостатками воспитательно-образовательной работы;
б) недостаточным развитием сенсорных способностей;
в) психологическими проблемами развития личности в старшем школьном возрасте;
г) недостатками когнитивной терапии.
7. Понятие «ведущая деятельность» в советской психологии впервые выдвинул:
8 Термин «умственная отсталость» обозначает:
а) дисгармоничное психическое развитие с возникновением психопатий;
б) психическое недоразвитие с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы на основе органических поражений мозга;
в) задержанное умственное развитие с замедлением смены возрастных фаз;
г) искаженное психическое развитие с возникновением детского аутизма.
9 Психологическая характеристика при замедленном темпе работы первоклассника, когда другие характеристики готовности к школе нормально развиты, может быть интерпретирована как:
а) «У него флегматический тип темперамента»;
в) «Срочно необходимо выработать навык быстрой работы для успешной школьной адаптации»;
г) «С ним необходимы дополнительные занятия».
10 В современном определении интеллекта основной упор делается на то, что он:
а) неравномерно распределен у представителей разных социальных слоев;
б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде;
в) является формой атавизма;
11В основе теории К. Юнга лежит концепция:
б) личного бессознательного;
в) родового бессознательного;
г) семейного бессознательного.
12 Метод в психологии, который нуждается в неоднократном проведении, для исключения субъективности:
13 Наше восприятие мира связано:
а) с культурой, к которой мы принадлежим;
г) все эти ответы верны.
14. Сенсорная память:
а) действует на уровне рецепторов;
б) действует меньше одной секунды;
в) лежит, в частности, в основе последовательных образов;
г) все ответы верны.
15. Произвольное поведение формируется в:
а) дошкольном возрасте;
б) младшем школьном возрасте;
в) преддошкольном возрасте;
г) подростковом возрасте.
16 Какое из приведенных утверждений является ошибочным?
а) характер проявляется в способности преодолевать трудности;
б) характер проявляется в действиях и поступках человека;
в) характер проявляется в быстроте и прочности усвоения знаний;
г) характер проявляется в вербальном и невербальном поведении.
17. Эксперименты позволили сделать выводы в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она:
а) была доведена до конца;
б) привела к вознаграждению;
в) была сознательно прекращена;
г) осталась незаконченной.
18 Общение характеризуется выделением следующих трёх взаимосвязанных сторон:
а) вербальная, невербальная, праксемическая;
б) межличностная, личностная, межгрупповая;
в) коммуникативная, интерактивная, прецептивная;
г) положительная, негативная, нейтральная.
19 Негативизм как симптом кризиса трех лет – это …:
а) протест против жизненных порядков;
б) требования считаться с мнением ребенка;
в) отрицательная реакция на требования взрослых;
г) обесценивание взрослых.
20 К стратегиям поведения людей в конфликте по Томасу не относятся:
21 Для исследования мышления используют следующие методики:
а) классификация предметов;
б) последовательные картинки;
22 Полоролевое поведение дети осваивают преимущественно:
а) в группах сверстников;
б) в воспитательных организациях;
23. Для исследования памяти используют следующие методики:
а) корректурная проба;
г) перцептивное моделирование.
24 Для исследования внимания используют следующие методики:
б) корректурная проба;
в) перцептивное моделирование;
25 По профессиональной линии психолог образовательного учреждения подчиняется:
а) кафедре психологии Института повышения квалификации, педвуза;
б) Психологическому центру района (города);
в) руководителю образовательного учреждения;
г) психолого-медико-педагогической комиссии района (города).
26. К началу подросткового возраста в большей степени самооценку учащегося формирует мнение:
а) все ответы верны;
27. Для исследования межличностных отношений учащихся третьего класса лучше всего использовать:
в) корректурную пробу;
28. Социализацией называется процесс:
а) выхода человека на социальное пенсионное обеспечение;
б) работы с ребенком социального педагога;
в) перехода общества в класс новой экономической формации;
г) усвоения ребенком социальных норм.
29 Лонгитюдный метод исследования предполагает:
а) обучающее влияние на процессы развития;
б) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;
в) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;
г) специальную организацию ситуации исследования.
30 Решающее значение для формирования характера имеет:
31. Запоминание, которое осуществляется без специальной цели запомнить, называется:
32. Психологический мониторинг качества образования в дошкольном учреждении не предполагает измерение у детей следующего параметра:
а) коммуникативных умений;
б) познавательной мотивации;
в) уровня усвоения знаний и умений в различных видах деятельности ребенка;
г) уровня интеллектуального развития.
33 Для проведения мониторинга качества образования методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) может быть использована:
а) в подготовительной дошкольной группе;
б) в средней дошкольной группе;
в) в старшей дошкольной группе;
г) в младшей дошкольной группе.
34. Большим показателем готовности к обучению в школе является поведение дошкольника, выбирающего для себя в сюжетно-ролевой игре «В школу» роль:
а) мамы или папы ученика;
а) механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению;
б) умение добиться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам;
в) механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта;
г) способ познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попыток поставить себя на место этого собеседника.
а) умение добиться благоприятного, стойкого положительного отношения собеседника к нам; способность позитивно расположить, настроить его по отношению к нам;
б) механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта;
в) эмоциональное вчувствование или сопереживание другому;
г) способ познания другого человека, при котором предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попыток поставить себя на место этого собеседника.
37. Соответствие результатов теста, тому, для чего он был по замыслу предназначен называется:
38 Положение индивида в группе определяется:
39 Метод «поперечных срезов» применяется к индивидам:
б) одной возрастной группы;
в) без учета возраста;
г) разных возрастных групп.
40 Сензитивный период развития памяти ребенка в следующий возрастной период:
Готовность к школе как итог и результат дошкольного периода развития ребенка
Наталья Тишкина
Готовность к школе как итог и результат дошкольного периода развития ребенка
Что представляет собой психолого – педагогическая готовность к школе?
Готовность к школе – это ключевой момент преемственности работы ДОУ, семьи, школы и других учреждений. С современных позиций готовность к школе рассматривается как комплексное понятие и включает в себя два блока.
Термин психологическая готовность к школе возник в 80-е годы для опреде-ления готовности учиться шестилеток. Это и есть совокупность нижерассмотрен-ных трёх компонентов т. е. общая готовность
1. Физическая готовность – это определенный уровень морфофункцио-нального развития организма ребенка и отдельных его систем, позволяющих вы-держать школьные нагрузки. Это в целом здоровье ребенка.
Работают: воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.
2. Познавательно – речевая готовность – это определенный уровень разви-тия познавательной активности мышления, речи, кругозора, позволяющий полу-чить информацию о мире, её перерабатывать и обсуждать со сверстниками и взрослыми.
Работают: детский сад в целом, семья.
Диагностирует: воспитатель, учитель.
Диагностирование детей школой до зачисления их в школу и с целью приня-тия решения о зачислении в школу не допускается!
3. Социально – личностная готовность – включает в себя: во-первых, сформированность умения управлять своим поведением (произвольность поведе-ния, во-вторых, желание учиться и, в-третьих, готовность к принятию новой со-циальной роли школьника и к изменению роли взрослого. Взрослый много знает, с ним интересно, у него многому можно научиться.
Что влияет на социально-личностную готовность? Деятельность семьи, вос-питателей, школьные учителя.
В принципе, это зрелость центральной нервной системы. Единство биологи-ческого и социального начала. Различие мотиваций (желаний) учиться. Есть мо-тивы социальные, положительно окрашенные (знают, что в школе надо учиться).
Работают: детский сад, семья, психологи, школа
Специальная готовность к школе включает в себя два компонента.
4. Сформированность предпосылок учебной деятельности
— развитие общеинтеллектуальных умений (т. е. умений получать и перераба-тывать информацию);
— общедеятельностные умения (т. е. умения следовать поставленной цели, планировать свою деятельность и оценивать результаты);
— сформированность школьнозначимых психических и психофизиологиче-ских функций (зрительное восприятие и память, слуховое восприятие и память, пространственная ориентация, тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, координация в системах глаз – рука, ухо – рука, глаз – ухо – рука).
Любая деятельность (разная по продолжительности и характеру)имеет не-сколько этапов:
1. Мотивационно – целевой этап.
2. Операционально – исполнительный этап. Этап планирования деятельно-сти; умение планировать деятельность во времени; контролировать дея-тельность на каждом его этапе.
3. Оценочно – итоговый этап, выводы. Умение перепроверить свою работу. Оценка взрослым работы ребенка должна быть позитивной в целом, но обязательно с указанием ошибок.
Формируют: воспитатели, логопеды, учителя.
Оценивают и диагностирую – никто.
5. Готовность к усвоению русского языка и математики как основных учебных предметов в начальной школе – это владение детьми некоторыми знаниями и умениями, которые позволят успешно овладеть в школе такими типично школьными умениями как чтение, письмо, счет, тем более решать задачи и уравнения.
— понятие математического ряда, начало и направление ряда, ориентировка в пространстве;
— чтение как технический навык – это входит в работу, но является не само-целью, а средством.
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.
Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.
Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.