готовность к обучению в школе рассматривается как многокомпонентное образование следующими учеными
Основные теоретические концепции проблемы подготовки детей к школе
Бабкина Елена Анатольевна
Основные теоретические концепции проблемы подготовки детей к школе
Основные теоретические концепции проблемы подготовки детей к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Доктор психологических наук Л. А. Венгер)
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как
мотивацией и другими необходимыми для
оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать
участие в школьном обучении».
И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л. И. Божович еще в 60-годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из:
определенного уровня развития мыслительной деятельности
готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности
к социальной позиции школьника
Аналогичные взгляды развивал и А. В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных
качеств личности, включая особенности ее мотивации
аналитико-синтетической сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее
В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень
морфологического развития ребенка,
функционального развития ребенка
интеллектуального развития ребенка
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Психологическая готовность к школе – один из аспектов этой задачи,но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и
выявление путей их формирования.
Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого.
Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:
– понимание особенностей психологического развития детей с целью
определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном
– выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с
ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
– распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их
«зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
– отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному
обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Прикреплённые файлы:
Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.
Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.
Готовность к школьному обучению как интегральная характеристика развития ребёнка
Готовность к школьному обучению – предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Я. Йирасек, Г.И. Капчеля, А. Керн, Г.Гетпер, С. Штребел; Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.).
Готовность к школе – это некая интегральная характеристика развития ребёнка, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и зрительно-моторной интеграции.
Под готовностью ребенка к школьному обучению понимается целостная система свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идёт в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлёк его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Выделяют следующие стороны готовностик школе:
· психологическую (личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность);
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями, имеющимися в стране. К таким показателям относятся: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров; состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев); общее состояние здоровья и состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.
Предлагается оценивать состояние здоровья детей по четырём основаниям:
1) уровень нервно-психического и физического развития;
2) показатели функционирования основных систем организма;
3) уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям;
4) степень социального благополучия.
Одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. По мнению Н.И. Гуткиной под психологической готовностью следует понимать необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, А.Л. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А.Панько, Е.И.Рогов): личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность.
Под личностной готовностьюпонимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы, должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
Интеллектуальная готовность является вторым компонентом в структуре психологической готовности к школьному обучению, которая предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний, аналитического мышления, дифференцированного восприятия, рационального подхода к деятельности, логического запоминания, интереса к знаниям, процессу их получения, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию, применению символов. Но здесь важен не столько объем знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости, обобщенности сложившихся представлений. Интеллектуальная готовность в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребёнка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Особенностями интеллектуальной готовности и ее видами занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Е.М. Мастюкова, Г.Ф. Сергеева, Л.С. Цветкова и др.
Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Также предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам.
Эмоционально-волевую готовностьсчитают сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Речевая готовность является одной из важных составляющих общей готовности детей к школе.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться речью для произвольного управления своим поведением и познавательными процессами. Не менее важной является функция речи как средства общения и предпосылки к овладению письмом.
Речевая готовность – это особые критерии готовности к школьному обучению в аспекте усвоения ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Комплексное диагностическое обследование детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, проведенное Л.С. Волковой и С.Р. Исмаиловой, позволило выделить и описать уровни речевой готовности данной категории детей к школе.
Первую группу составили дети с очень низким уровнем речевой готовности, не обеспечивающим возможность обучения в массовой школе.
Вторую группу— дошкольники, уровень речевой готовности которых был оценен как низкий. Дети этой группы могут освоить школьную программу, но только при условии дополнительной коррекционно-педагогической помощи.
В третью группувошли дошкольники со средним уровнем речевой готовности, у которых выраженных и стойких затруднений в процессе усвоения дошкольной и школьной программы не отмечено.
Дети с высоким уровнем речевой готовности составили четвертую группу.Они успешно обучаются и усваивают программу массовой образовательной школы.
Результаты исследований таких ученых, как Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др., позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит к нарушениям чтения и письма. Недостаточный уровень речевой готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала, а также недоразвитие регулирующей и коммуникативной функций речи.
В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.
Содержание понятия «психологическая готовность ребенка к школе»
Лариса Матевосян
Содержание понятия «психологическая готовность ребенка к школе»
Содержание понятия «психологическая готовность ребенка к школе»
Проблема готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных для родителей и педагогов. Анализ различных концепций показал, что один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. В конце дошкольного возраста у ребенка формируются такие качества личности, особенности познавательных процессов, эмоциональной сферы, комплекс знаний, умений и навыков, которые составляют необходимые предпосылки для нормальной адаптации к школьной жизни.
Со сменой дошкольного периода жизни ребенка на школьный, меняется вид деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Именно эта деятельность становится ведущей для ребенка. По мнению Е. Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию именно в этой смене ведущей деятельности. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена психологической готовности к школе.
На сегодняшний день существует множество различных подходов к рассмотрению самого феномена психологической готовности. Психологическая готовность к школьному обучению — это многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Большинство авторов представляют психологическую готовность ребенка к школе как совокупность личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для обучения. Кроме того, подчеркивается важность еще одной стороны этого феномена, так называемой «социально-психологической» или коммуникативной, проявляющейся в адекватности отношений ребенка со сверстниками и взрослыми — родителями и учителями.
Вместе с тем, Ф. Л. Илг и Л. Б. Эймс, P. M. Брендт, Ф. Т. Тайлер определяют ложную концепцию, согласно которой возникновение психологической готовности обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. Лишь небольшое число зарубежных авторов таких как Ю. А. Вронфенвреннер, Дж. С. Врунер критикуют положения этой концепции и подчеркивают важную роль социальных факторов, а также особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении[18].
В отечественной психологии проблема психологической готовности к школьному обучению, содержится в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой, Е. Е. Кравцовой, А. Г. Бабаевой, В. А. Гуткиной, А. Л. Венгер, Н. Е. Вераксы и др., связана с особенностями развития ребенка и опирается на фундаментальнуй психологическую теорию Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и соотношении обучения и развития.
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется знать определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома[4].
Н. И. Гуткина также подчеркивает определяющую роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей. Первоклассник, готовый к школьному обучению должен овладеть учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения.
А. И. Запорожец указывала, что психологическая готовность к школе целостная система взаимосвязанных качеств характеризующая достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного и эстетического развития. Кроме того, по ее мнению, существенное значение имеет приобретенный детьми запас знаний, простейшие навыки практической и умственной работы, достигнутый уровень развития мышления и речи, а также познавательных процессов, степень сформированности общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств, готовность к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника[1].
В свою очередь Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, а также умение работать по образцу. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля [7].
С точки зрения А. Л. Венгер, психологическая готовность к школе представляет собой не простую сумму интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и прочих достижений, а характеризуется достижением определенного уровня регуляции деятельности, который стоит рассматривать как целостное образование, где лишь условно могут быть выделены составляющие. К ним относятся: ориентация ребенка на указания взрослого и условие задачи, механизмы анализа конкретной ситуации и выработки возможного плана действий, механизмы контроля над соответствием плана заданным нормам, побуждение к соблюдению норм, эмоции, в которых отражается указанное побуждение[1].
И. В. Дубровина понятие психологической готовности определяет как соотнесенность степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Психологическая готовность – это функциональная готовность. Автор выделяет три ее аспекта:
интеллектуальный аспект (дифференцированное восприятие, перцептивная зрелость, концентрированное внимание, аналитическое мышление и др.);
эмоциональный аспект (умение контролировать свои эмоции, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание);
социальный аспект (потребность ребенка в общении, умение подчинять свое поведение законам детской группы)[4].
Один из современных подходов к пониманию проблемы психологической готовности к школьному обучению представлен в исследованиях К. Н. Поливановой. Данный подход касается не уровня готовности ребенка, а типа его готовности или индивидуального варианта. Одним из главных признаков психологической готовности к школе автор выделяет способность ребенка к деловому сотрудничеству со взрослым. Основные умения, необходимые ребенку в школе, – это способность вступать в содержательный диалог с учителем, реагировать на его замечания по поводу выполненной работы, действовать в ответ на его указания[6].
К. Н. Поливанова выделила следующие типы психологической готовности детей к школе:
1. «Дошкольники» – дети, имеющие дошкольный уровень регуляции поведения. Эти дети ориентируются не на правило, задаваемое взрослым, а на предметное содержание рисунка-образца. При этом дети этого типа могут обнаружить высокую степень интеллектуальной готовности. Однако отсутствует общая готовность принять школьные организационные формы обучения. Фактически эти дети не готовы к школе.
2. «Почти ученики» – поведение этого типа детей носит черты как «учеников», так и «дошкольников». Автор определяет этих детей как «играющих в школу». Таким детям для выполнения задания необходимо присутствие взрослого. Интеллектуальная готовность этой группы детей не всегда сочетается с общей готовностью к школьному обучению. Тем не менее они открыты для взаимодействия, готовы сотрудничать.
3. «Ученики» – легко справляются с заданиями, способны слушать и слышать. Опережают сверстников по уровню развития интеллекта. Дети этого типа готовы к сотрудничеству с учителем. У таких детей наблюдается ярко выраженная познавательная направленность.
4. «Псевдоученики, школяры» – этих детей отличает «функциональное взаимодействие» со взрослым. Ориентация на правила, действие по инструкции. Эти дети – исполнители. Им характерен низкий уровень самостоятельности, интеллектуальная пассивность. Придерживаются школьной атрибутики. Содержание их учения – оценка, школьная форма, ритуальные отношения с учителем.
5. «Коммуникаторы» – стремятся общаться со взрослым. Нарушена сфера общения со сверстниками. Стремление к успеху заслоняет учебное содержание, мешает им заняться делом. Эти дети могут быть хорошо подготовлены к школе. Выделив такую типологию, К. Н. Поливанова обосновывает необходимость учета индивидуальных психологических характеристик детей для эффективного взаимодействия в процессе обучения[2].
Общим для подходов большинства исследователей является выделение в структуре психологической готовности ребенка к школе познавательного (интеллектуального, эмоционально-волевого, личностного (мотивационного) и социально- коммуникативного аспектов.
Интеллектуальная готовность по мнению зарубежных и отечественных исследователей, занимавшихся этой проблемой, включается уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребенком в процессе изучения школьных предметов. Л. С. Выготский считал, что перед поступлением в школу ребенок должен научится различать разные стороны действительности, уметь видеть в предметах отдельные его стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки; для усвоения основ научного мышления, ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной (критичность мышления)[3].
Эмоционально-волевая готовность в работах В. М. Астапова, А. В. Запорожец, А. М. Прихожан, Г. А. Урунтаевой, Д. Б. Эльконина в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также наличие общего благоприятного эмоционального фона, прежде всего, отсутствие повышенной тревожности. Важность эмоционально-волевой готовности обусловлена тем, что от первоклассника потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия; при этом все действия готовятся и осуществляются на нормальном эмоциональном фоне, не вызывая у ребенка негативных переживаний[4].
В свою очередь, отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе проявляется в мотивационной готовности, которая проявляется, по мнению Л. И. Божович, в том, что ребенок стремится к принятию роли ученика. Выделяются внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. Как было сказано выше, выделяют две группы мотивов учения:
Д. Б. Эльконин выделил следующие мотивы, характерные для детей шестилетнего возраста: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности; широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения; «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими; «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (подчинение к требованиям взрослых и т. п.); мотив получения высокой отметки.
Е. Е. Кравцова в своих исследованиях уделала внимание развитию коммуникативному аспекту, который проявляется в потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, умение общаться, а также способность исполнять роль ученика и выполнять правила, установленные в коллективе. Коммуникативный аспект состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями, умении общаться со сверстниками и взрослыми на безконфликтной основе. Коммуникативные способности позволяют ребёнку различать ситуации общения и на этой основе определять собственные цели и цели партнёров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в конкретной ситуации и уметь преобразовывать её с целью оптимизации общения с окружающими[4].
Таким образом, несмотря на неординарность подходов к рассмотрению психологической готовности к школьному обучению, в современной психологии, нет единого и четкого представления рассматриваемого вопроса. Психологическая готовность к систематическому обучению в школе рассматривается как итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. Большинство исследователей считают, что психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
Анализ психологических исследований зарубежных и отечественных ученых показывает, что нет единой точки зрения на понимание сущности, критериев и показателей психологической готовности к школе.
Как было сказано выше, общим для подходов большинства исследователей является выделение в структуре психологической готовности ребенка к школе познавательного (интеллектуального, эмоционально-волевого, личностного (мотивационного) и коммуникативного аспектов.
Интеллектуальная готовность включает определенный уровень развития познавательных процессов, умение видеть в предметах отдельные его стороны, способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитического мышлению, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Эмоционально-волевая готовность выражающийся в умении владеть собой, своими действиями, проявлять выдержку и терпение, подчиняться нормам, требованиям и правилам, в умении владеть своим эмоциональным состоянием.
Коммуникативный аспект определяется развитостью у ребенка навыков и способности войти в контакт со сверстниками и взрослыми, умения общаться со сверстниками и взрослыми на безконфликтной основе. Коммуникативные способности позволяют ребёнку различать ситуации общения и на этой основе определять собственные цели и цели партнёров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в конкретной ситуации и уметь преобразовывать её с целью оптимизации общения с окружающими.
Из всего многообразия определений понятия «психологическая готовность ребенка к школе» мы будем опираться на определение Л. И. Божович, которое включает в себя определенный уровень мотивационного развития, проявляющегося в познавательных и социальных мотивах учения, в развитии произвольного поведения, проявляющегося в умении ставить цель, умении планировать деятельность, осуществлять контроль над ней, а также проявляется в определенном уровне развития интеллектуальной сферы, в которую входит сформированность операций мышления, произвольность памяти и внимания, в мотивах, связанных непосредственно с содержанием учебной деятельности, и мотивах, связанных с потребностями ребенка в общении с другими людьми, определяющих внутреннюю позицию школьника.
1. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М. : Знание, 1994. с. 5-27. // http://psychlib.ru
2. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Эмоциональное развитие дошкольника // А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. URL: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения 15.02.2018).
3. Кузнецова А. Ю., Денисенко Е. П., Ткаченко Г. С. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе. //ж. Молодой ученый. 2017. №7. с. 447-449.
4. Максимова С. М. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школе // ж. Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы IX Mеждунар. науч. конф. С. : Асгард. 2016. с. 25-27.
5. Мальцева Т. Ю. Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста // ж. Достижение науки и образования. И. : Олимпус, 2016. №4. С. 29-32.
6. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению // ж. Научно- теоретический журнал. 2011. №2. https://cyberleninka.ru/article/v/ (дата обращения 20.02.2018)
7. Шипова Л. В. Исследование внутренней позиции школьника в психологии. // ж. Современные исследования социальных проблем. 2015. №3. https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения 08.03.2018)
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.