грандиозным успенским собором с легендарными фресками рублева можно полюбоваться
Живописное убранство Успенского собора
От древних росписей эпохи Андрея Боголюбского до стенописей середины XX века. Знаменитый «Страшный суд» иконописца Андрея Рублева, работы палехской артели художника-реставратора Николая Софонова и даже средневековое граффити 1536 года, нацарапанное на стенах собора и повествующее об очередном большом пожаре, уничтожившем город.
Владимирский кафедральный Успенский собор – единственный в России храм, где можно проследить историю русской монументальной живописи в образцах с XII по XX век. Это поистине уникальный памятник. Народный гид Алексей Валентинович приглашает продолжить путешествие по кафедральному собору. В прошлый раз мы узнали об основании и архитектуре главного храма Владимирской области. Сегодня погрузимся в историю его живописного убранства. Смотрите новый выпуск программы «Точка на карте».
«Уличная» роспись эпохи Андрея Боголюбского
В 1185 году Успенский собор сгорел. Князь Всеволод Большое Гнездо (младший брат Андрея Боголюбского, основателя собора) здание реконструировал, обнеся его галереей. Таким образом, внешние стены первоначального храма оказались внутри. Как повествует Радзивилловская летопись, в лето 6669 (1161) года златоверхий собор был расписан. До наших дней дошла одна из стенописей тех времен.
Здесь изображены древние пророки со свитками. Фигуры симметрично развернуты друг к другу. В центре — растительный орнамент с павлинами. Это настоящая русская древность, которую каждый из нас сегодня может увидеть, посетив Успенский собор во Владимире.
«Страшный суд» Андрея Рублёва
Настоящим сокровищем живописного убранства собора является фреска «Страшный суд», выполненная в 1408 году артелью древнерусского иконописца Андрея Рублёва. Уникальная стенопись причислена к всемирному наследию ЮНЕСКО. Ее по праву называют национальным достоянием России.
Тема Страшного суда была ключевой в средневековом искусстве. И в большинстве своем русские иконописцы продолжали европейскую традицию, изображая этот сюжет в его анатомическом воплощении. Особенно это проявляется в сценах ада, где на первом плане муки грешников, сжигаемых языками адского пламени. За грехи человека судят и жестоко наказывают.
Всего этого вы не найдете у Андрея Рублёва. Его «Страшный суд» не разъединяет, а объединяет, указывая душе человека путь к спасению. Здесь все пронизано светом, милостью и покаянием. Не случайно, к примеру, именно в раю иконописец изображает благоразумного разбойника, который был распят вместе с Христом и раскаялся в своих грехах. Так, через покаяние грешник становится праведником.
Благоразумный разбойник с крестом
Кстати, праведники всего мира представлены у Рублёва в образе младенцев, сидящих на руках древнего патриарха Авраама в лоне Авраамовом (месте упокоения праведников).
А каков же ад? Прост, символичен и лаконичен. Здесь точно нет тех самых грешников, которые корчатся в страшных мучениях. Перед нами три разноцветных прямоугольника: черный, красный и коричневый.
На них восемнадцать лиц: по шесть в каждой зоне. Символичное число 666 — прямое указание на печать зверя, или Антихриста. Того, кто противопоставил себя Богу. Под «шестерками» подписи: «Тьма кромешная», «Скрежет зубом» и «Червь неусыпаемый».
Вероятно, это и есть три самых страшных человеческих греха, которые здесь изображены в лицах. Неведение (тьма), гнев (скрежет) и порок (червь). И они смотрят на тебя в упор. Образы отчуждения от праведной жизни, образы погибающей души. Это и есть ад в трактовке монаха-иконописца Андрея Рублёва.
Палехские живописцы
Еще одна интересная страница в живописной истории храма относится к XIX столетию. Тогда в Успенском соборе работала артель палехского иконописца и реставратора Николая Михайловича Софонова. Художники тогда расписали весь храм. Однако во второй половине прошлого века труды мастеров из Палеха были закрашены. И появившиеся поверх современные росписи, к сожалению, уже не представляют собой особой художественной ценности. Интересно, но сам Софонов тоже сбивал фрески Андрея Рублёва, а сверху наносил свои. Изображение, которое вы видите на фото ниже, именно так и появилось. И это подлинная работа палехских художников. Ее и сегодня можно увидеть на стенах собора.
Более полная история живописного убранства «златоверхой церкви Успения Богородицы» представлена в видео, которое размещено в начале этого текста. Мы же остановились на самых ярких моментах. Но на этом точка в этой истории опять не будет поставлена. В следующем выпуске речь пойдет о великих людях, которые покоятся под сенью древнего храма, то есть в знаменитом некрополе Успенского собора во Владимире.
Р.S. И последнее. В одном из недавних выпусков мы рассказывали о росписи «Страшный суд», выполненной в 1838 году неизвестным художником на стенах храма села Лыково Юрьев-Польского района. Это произведение написано в академической манере и существенно отличается от работы Андрея Рублёва. Переходите по ссылке, чтобы сравнить. Примечательно также, что трое русских князей, чьи мощи лежат в соборе и о которых Валентиныч расскажет в следующей серии, тоже связаны с окрестностями села Лыково. Каким же образом? Узнаете через неделю.
Подготовила Дарья Ермолина
Съемка и монтаж Дмитрия Киреева
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода
ЕГЭ. Культура. Архитектура. Успенский собор во Владимире. 10 вопросов- 10 ответов.
Успенский собор во Владимире.
Вопросы
Ответы
А.Боголюбский «привёл мастеров из всех земель»- Киева, Галича, Греции. Германский король Фридрих Барбаросса прислал немецких мастеров.
3.Век и дата постройки?
В 1185 г. храм пострадал от пожара.
4.При каком правителе?
Годы его правления и современники.
Андрей Боголюбский(1157-1174)-задумал собор как главный храм Руси.
Всеволод Большое Гнездо
( 1176- 1212).При нём после пожара собор значительно расширили, убранство сделали более пышным и дорогим.
Современники:
Ярослав Осмомысл ( 1153-1187)
5.В честь (или память) о каком событии?
Собор построен для хранения иконы Владимирской Божьей Матери, которая много веков считалась покровительницей Руси и которая, по преданию, на раз спасала Андрея Боголюбского от несчастий, уцелела во время пожара при Батые.
6.Особенности сооружения?
Белокаменный собор крестово-купольной формы.
7.Внутреннее оформление?
Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, начало 15-го века (первоначальные фрески сохранились фрагментарно). Мастера приглашены по приказу Д. Донского в 1408г.
Собор не раз реставрировался.
При Екатерине 2 иконостас А. Рублёва заменён новым в стиле барокко.
В 1810 г. рядом с собором сооружена колокольня.
Последняя реставрация – в конце 1970-х – начале 1980-х годов.
9.Проводится ли сегодня богослужения?
Кафедральный собор Владимирской митрополии + музей.
10.Совремнное состояние?
Включён в список памятников Всемирного наследства ЮНЕСКО
Термины
Столп (столб)- архитектурный элемент вертикальной формы, несущая часть конструкции здания.
Лопатки (лизена)- вертикальный плоский выступ стены, служащий для декора и усиления стены.
Успенский собор во Владимире.
Общий вид на Успенский собор
Колокольня Успенского собора
Фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе.
Владимирская икона Божьей Матери.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
ЕГЭ. Культура. Архитектура. Успенский собор во Владимире. 10 вопросов- 10 ответов.
Успенский собор во Владимире.
Вопросы
Ответы
А.Боголюбский «привёл мастеров из всех земель»- Киева, Галича, Греции. Германский король Фридрих Барбаросса прислал немецких мастеров.
3.Век и дата постройки?
В 1185 г. храм пострадал от пожара.
4.При каком правителе?
Годы его правления и современники.
Андрей Боголюбский(1157-1174)-задумал собор как главный храм Руси.
Всеволод Большое Гнездо
( 1176- 1212).При нём после пожара собор значительно расширили, убранство сделали более пышным и дорогим.
Современники:
Ярослав Осмомысл ( 1153-1187)
5.В честь (или память) о каком событии?
Собор построен для хранения иконы Владимирской Божьей Матери, которая много веков считалась покровительницей Руси и которая, по преданию, на раз спасала Андрея Боголюбского от несчастий, уцелела во время пожара при Батые.
6.Особенности сооружения?
Белокаменный собор крестово-купольной формы.
7.Внутреннее оформление?
Фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, начало 15-го века (первоначальные фрески сохранились фрагментарно). Мастера приглашены по приказу Д. Донского в 1408г.
Собор не раз реставрировался.
При Екатерине 2 иконостас А. Рублёва заменён новым в стиле барокко.
В 1810 г. рядом с собором сооружена колокольня.
Последняя реставрация – в конце 1970-х – начале 1980-х годов.
9.Проводится ли сегодня богослужения?
Кафедральный собор Владимирской митрополии + музей.
10.Совремнное состояние?
Включён в список памятников Всемирного наследства ЮНЕСКО
Термины
Столп (столб)- архитектурный элемент вертикальной формы, несущая часть конструкции здания.
Лопатки (лизена)- вертикальный плоский выступ стены, служащий для декора и усиления стены.
Успенский собор во Владимире.
Общий вид на Успенский собор
Колокольня Успенского собора
Фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе.
Владимирская икона Божьей Матери.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Андрей Рублев в Успенском соборе: что вы знаете о его фресках?
В 2020 году отмечается 660-летие со дня рождения великого иконописца Андрея Рублева. В июле 1988 года, в честь тысячелетия Крещения Руси, он был причислен к лику святых. Между тем о Рублеве известно крайне мало. Даже дошедшее до нас его имя Андрей – не подлинное, а монашеское, принятое им при постриге уже в зрелом возрасте. Кто были его родители, где он учился иконописи, когда принял монашеский постриг? Для ученых это загадки. Росписи церквей в Москве, Владимире и Троице-Сергиевой лавре – это все, что известно об Андрее Рублеве. Поэтому нам остается только изучать его работы, тем более что они частично сохранились в нашем Успенском соборе. С помощью этого теста проверьте, что вы знаете о фресках Рублева во Владимире.
Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!
Поделитесь своими результатами
Автор:
Лысова Татьяна
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 72231 от 24 января 2018 г.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Для детей старше 18 лет (18+).
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПРИЗЫВ»
Главный редактор: Лившиц Н.М.
Контакты редакции:
Телефон: +7 (4922) 47-07-89, +7-980-755-72-41
Адрес электронной почты: nikliv17@mail.ru
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя ООО «ПРИЗЫВ» и со ссылкой на сайт «www.prizyv.ru» (для Интернет-ресурсов активная индексируемая гиперссылка на сайт www.prizyv.ru обязательна).
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Фрески Рублева предстали в новом свете
Знаменитые росписи во владимирском Успенском соборе теперь выглядят иначе
Световое оборудование в Успенском соборе во Владимире, в начале XV века украшенном фресками Андрея Рублева и Даниила Черного, заменено на новейшее современное. Это позволит увидеть одно из немногих достоверных произведений Рублева в малейших подробностях, сообщает пресс-служба Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Подобные процедуры осложняются тем, что освещенность старинных фресок не должна превышать 50 люксов, а влияние ультрафиолетового и инфракрасного спектров должно быть минимальным — нарушение этих норм может привести к выгоранию пигмента. В музее сообщают, что первое осветительное оборудование было установлено в Успенском соборе в начале 2000-х годов. Позже на спонсорские средства удалось частично его заменить, однако добиться желаемого результата долгое время не получалось. Наконец, в этом году Владимиро-Суздальский музей-заповедник на собственные средства закупил и заменил оборудование на современное — светодиодное, которое соответствует новым требованиям и ГОСТам.
«К работе были привлечены сотрудники музея-заповедника и специалисты из Москвы. Совместными усилиями получилось добиться равномерного освещения фресок, чтобы полностью исключить так называемые темные зоны. Кроме фресок Рублева, туристы теперь смогут увидеть фрагменты орнаментальной росписи, которая сохранилась с XII века в северной галерее храма, и элементы украшения аркатурно-колончатого пояса первого храма, до его перестройки после пожара», — гласит пресс-релиз.
В этот же день стало известно, что Министерство культуры РФ разорвало контракт с генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светланой Мельниковой. Теперь музей возглавит Сергей Рыбаков. Как сообщили в пресс-службе Минкультуры, соответствующий приказ будет подписан в ближайшее время. Там добавили, что Рыбаков преимущественно работал в государственных структурах, является действительным государственным советником РФ второго класса, генерал-майором запаса. С 2017 года он возглавляет правление Ассоциации развития исторических поселений «Русская провинция».
- гранд тур святая троица
- гранды на обучение в европейских и американских институтах