хосе муньос хранитель иконы
Иосиф Муньос-Кортес – избранник Божией Матери
К 35-летию явления чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской» и 20-летию убиения ее хранителя Иосифа Муньоса-Кортеса
В 2002-м году Архиерейский Синод РПЦЗ обнародовал обращение к пастве по случаю 20-летия чудотворной иконы Божией Матери «Иверской-Мироточивой Монреальской». К великому сожалению, это обращение прошло почти незамеченным.
«Сия икона, изливающая обильное чудотворное миро, 15 лет утешала нашу Русскую Зарубежную Церковь, – говорится в Синодальном обращении, – являясь зримым и ощутимым знамением милосердного заступничества Божией Матери за нас, грешных. Использовали ли мы это посещение Матери Господа нашего с пользой для души, и не наш ли общий грех охлаждения к святыне и молитве, к делам благочестия и свидетельства веры православной стал причиной отнятия по Божиему попущению от нас святой иконы?
. Братья и сестры! С трепетной благодарностью молитвенно воспомянем о пребывании сей чудной мироточивой иконы в нашей Церкви и с покаянием помолимся Пресвятой Богородице о прощении наших грехов, о водворении мира в Церкви нашей Православной. ».
Этот призыв архиереев РПЦЗ остается актуальным и для наших дней.
Отмечая 35-летие явления мироточивой иконы Божией Матери «Иверская», мы имеем возможность задуматься над смыслом великого чуда Божьего и прикоснуться к судьбе человека, отдавшего в наш прагматичный, компьютеризированный и рациональный век свою жизнь за православную святыню.
Красота убранства храма, икон и богослужения поразила отрока, потрясла его до глубины души, и с тех пор он начал посещать эту церковь. Через два года архиепископ Леонтий Чилийский благословил его перейти в Православие. Это было в 1964-м году. В течение трех лет Иосиф изучал иконопись и богословие. Переехав в Канаду, он окончил там курсы при школе изобразительных искусств и впоследствии преподавал историю иконописи в Монреальском университете. Иосиф надеялся стать монахом, но в Канаде не существовало православной мужской обители.
В 1982-м году, во время паломничества на Святую Гору Афон, Иосиф побывал в Спасо-Рождественском скиту. Здесь, в иконописной мастерской, он увидел глубоко поразивший его образ Божией Матери. Он настойчиво просил продать ему эту икону, но получил отказ. Молодой паломник горячо молил Богородицу позволить ему увезти Ее образ в Канаду. Уже выходя из ворот обители, он увидел поспешавшего к нему игумена, который вручил ему икону со словами: «Пресвятая Дева должна уехать вместе с вами».
Находясь на борту корабля, следующего в афонский порт Дафни, он услышал внутренний голос, повелевавший ему отправиться в Иверский монастырь и приложить свою икону к чудотворному образу Божией Матери «Вратарница», небесной Хранительницы и Покровительницы Афона. Врученная ему икона была списана с этого образа. Он исполнил это повеление. Вернувшись в Монреаль, Иосиф поместил икону «Вратарница» у себя в комнате и каждую ночь читал перед ней акафист.
Он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание
24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, он заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это – благовонное миро. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы.
Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений, но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию.
Весть о новой чудотворной иконе была в тогда подъяремной России воспринята с особой радостью. О ней я неоднократно сообщал на волнах «Голоса Америки» в своей программе «Религия в нашей жизни». В свое время я получал много писем от российских слушателей, желавших больше узнать об иконе и о брате Иосифе. По сей день я встречаю людей, которые вспоминают эти передачи. В свое время меня разыскал православный испанец по имени Хорхе Фернандес и рассказал замечательную историю. Я попросил его изложить свой рассказ в письменном виде для нашего приходского журнала, где мы собираем по крупицам все, что можем, о брате Иосифе и Монреальской иконе. Вот отрывок из рассказа Фернадеса:
«В 1984-м году в моей московской квартире я пытался настроить свой приемник «БФ» на религиозную передачу «Голоса Америки», которую составлял и вел священник Виктор Потапов. Дело это было непростое, так как власти усердно глушили радиосигнал, дабы лишить нас, православных, одного из немногих источников религиозной информации. В этот конкретный вечер я услышал нечто удивительное и глубоко запавшее в мое сердце. Батюшка Виктор рассказал об одном чилийце, который получил в монастыре на Афоне образ Иверской Божией Матери, и что некоторое время спустя этот образ начал мироточить. Все подробности я не мог расслышать из-за плохого качества звука, но меня сильно поразили и обрадовали два обстоятельства: во-первых, само чудо, во-вторых – что есть на свете еще один латиноамериканец, который так же, как и я, стал православным христианином, но, в отличие от меня, настолько искренне и глубоко пошел по этому пути, что удостоился великой чести стать избранником Пречистой Божией Матери. Так у меня появился друг, хотя в то время я и не подозревал, какую роль он сыграет в моей жизни».
К рассказу Хорхе Фернандеса я вернусь чуть позже.
Второе знамение выразилось в покаянии множества людей
В освободившейся от коммунистического ига России верующий народ окружает Иверскую икону особенным почитанием. По моему глубокому убеждению, многострадальные православные народы окружают икону «Вратарница» высоким почитанием отчасти потому, что сама она многострадальна. Более тысячи лет назад дерзкий воин ударил мечом по Ее Пречистому лику, и из образовавшейся раны потекла кровь. Это было первое зримое человеческими очами чудо иконы. Второе знамение было духовного свойства: пораженный чудом воин принес сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. 24 ноября 1982 года хранимый братом Иосифом список Иверской Афонской иконы явил первое чудо – мироточение. Второе ее знамение выразилось в покаянии множества людей.
Хранитель иконы Иосиф верил, что истечение мира было связано с прославлением в 1981 г. Русской Зарубежной Церковью Новомучеников и Исповедников Российских. Особенно почитал он преподобномученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Французский историк Жан Бэс, лично знавший Иосифа, рассказывает:
«Однажды, зайдя к нему в мастерскую в обители Богородицы Леснинской (во Франции), я ощутил какой-то неизвестный аромат, отличавшийся от благоухания мира. Я сказал об этом Иосифу, а он в ответ указал мне на икону святой Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей. И добавил: ‟Великая княгиня и мученица была здесь перед самым вашим приходом. Она посещает меня время от времени. Видите, у меня есть ее мощи. Иногда они благоухают после ухода Великой княгини”.
Без тени лирики можно сказать, что он был земной лилией Царицы Небесной
Иосиф редко говорил о своей внутренней жизни, но, общаясь с ним, люди физически ощущали, что перед ними человек величайшей чистоты. Без всякого сомнения и без тени лирики можно сказать, что он был земной лилией Царицы Небесной. Каждый день он читал перед чудотворной иконой акафист Богородице (как правило, по-французски) и тому святому, чью память отмечала Церковь. Во время церковных богослужений вел себя очень скромно и никогда не привлекал к себе внимания: тихо стоял сзади, незаметный, как настоящий монах.
На горе Синай молодые люди из Америки встретили брата Иосифа. Тот представился, упомянув, что он из Канады (Квебек). Молодые люди сказали Иосифу, что они слышали, что в Монреале есть Мироточивая Иверская икона. Брат Иосиф ответил, что он знает об этом, но умолчал о том, что он-то и является хранителем этой чудотворной иконы.
Иосиф в характере своем сочетал открытость в общении с людьми с твердым стоянием в вере. Он отталкивался от интриганов, теплохладных и расчетливых людей. Иосиф очень страдал, наблюдая отсутствие любви среди верующих, зависть и клевету. «Господи, насколько я грустен он всего», – записал он однажды в своем дневнике.
Чудо, первым свидетелем которого ему суждено было стать, углубило и без того его сильный молитвенный дух. У него было 58 крестников. И о каждом из них он ежедневно молился – и не только о них. Его помянник походил на монастырский синодик. Повседневно обращался он с молитвой к Божией Матери о православной молодежи – «дабы все стали святыми мужами и святыми женами».
Один из французских знакомых Иосифа, Владимир, в частном письме рассказывает:
«Икона всегда затмевала брата Иосифа (на самом законном основании). Нам он казался простым, скромным, всегда своим (почти каждый мог сказать – он был моим другом), но таким же, как мы, обычным человеком, правда, на которого свалилось такое чудо. Но теперь, когда иконы нет, его облик стал вырисовываться по-другому. Ведь это он три недели молился перед образом, читая акафист каждый день, ведь это по его молитвам стала мироточить икона, то есть как бы произошло накопление, переполнение его любви, и она стала переливаться через край сосуда, и Матерь Божия ответила взаимным актом чудотворения. Ведь это он скитался со святыней по всему свету, невзирая ни на что – ни на личные болезни, тяготы путешествий, отсутствие средств, ни на сопротивление некоторых людей (вплоть до последнего времени, и об этом он мне сам многократно рассказывал), и при этом он успевал совершать свое обширное молитвенное правило (до тысячи молитв Иисусовых в добавление ко всему прочему), писать иконы. Он не мог иметь никакой личной жизни. Люди приходили, звонили, писали, просили помощи, заступления, молитв. И он за всех молился».
Порою у него не хватало денег на покупку предметов первой необходимости
Больших средств Иосиф не имел. Обретя икону, он дал обет, что она не сделается источником его обогащения. И выполнял его до своей смерти. Мне достоверно известно, что порою у него не хватало денег на покупку лекарств и предметов первой необходимости. Часто он последние свои деньги отдавал нуждающимся.
В дневнике Иосифа была найдена записка на французском языке, сделанная его рукой в 1985-м году, из которой видно, как нелегко ему было нести послушание хранителя мироточивой иконы Божией Матери, и которая свидетельствует, что задолго до своей мученической кончины он предвидел ее.
«Господи Иисусе Христе, Который пришел на землю нашего ради спасения и добровольно был пригвожден ко Кресту и претерпел страсти за наши грехи, дай мне тоже перенести свои страдания, которые я принимаю не от врагов своих, а от своего брата. Господи! Не вмени ему это в грех».
Дмитрий Михайлович Гортынский, регент Спасо-Вознесенского храма в Сакраменто (Калифорния, США), в письме моей матушке от 25 декабря 1997 года передает следующий случай из жизни Иосифа:
«Он проснулся ночью и почувствовал, что связан по рукам и ногам. Рот у него был тоже завязан, и он не мог ни говорить, ни кричать. Он пытался освободиться, но не мог, и только молился в себе. Он знал, что это была нечистая сила, и она его продержала так всю ночь. Это Хосе (Иосиф) сам рассказал по-испански моей жене год тому назад, а она тогда же перевела это мне, а теперь снова пересказала для того, чтобы я мог точно записать».
По словам самого Иосифа, это был вовсе не сон, но все происходило наяву и имело место равно за год до его убиения.
В своем последнем интервью, опубликованном в издававшемся в Сан-Франциско журнале «Русский пастырь», словно предчувствуя свою мученическую кончину, Иосиф сказал:
«Мы не должны бояться смерти за Христа»
«Верующие должны быть готовыми умереть за истину, не забывать, что, приобретая здесь врагов, приобретаем Небесное Царство. Тот, кто будет верен в малом, тот будет верен в великом, когда потребуется. При возможности стать исповедниками мы не должны это упустить. Потеряв земную жизнь, обретаем небесную. Мы не должны бояться смерти за Христа».
Гостиничный номер в Афинах, в котором был замучен Иосиф, – угловой и выходит на балкон – единственный во всей гостинице с доступом на крышу соседнего здания. Это объясняет, почему дверь номера, в котором был убит Иосиф, оказалась запертой изнутри. По мнению врача, осматривавшего тело, убийство было совершено двумя-тремя людьми: один держал его, другой связывал руки и ноги, а третий наносил удары. По всей видимости, убийцы хотели узнать, где находится икона. Уточним, что местонахождение иконы в настоящее время неизвестно.
Каким образом заманили Иосифа в гостиничный номер, в котором было совершено это страшное убийство, остается тайной.
На суде врач показал, что по всему видно, что Иосиф не сопротивлялся. Он лежал привязанным поперек кровати. Следы пыток видны на лице, ногах, руках, груди. Судья нам показал страшные полицейские фотографии, свидетельствующие о том, что Иосиф долго и мучительно умирал в одиночестве.
«В последнюю ночь не спалось, длинный разговор превратился во взаимную исповедь. в один миг брат Иосиф прошел через всю свою жизнь. ». В аэропорту расстались: «Вот и все – пора прощаться. Когда дошли до входа в отдельный зал, брат Иосиф сказал мне: ‟Прости, отче, за все, что плохого сделал, и если тебя обидел, от всей души прошу прощения”. Я ему: ‟Ты меня прости, Хосе”. ‟Бог простит! – отвечал он. – Спасибо за все, огромное тебе спасибо”. Тут же, в аэропорту, брат Иосиф сделал передо мною поклон, и я ему. обнимались долго и крепко. Мне надо было идти дальше, и брат Иосиф воскликнул: ‟Благослови, отче!” – ‟Бог тебя благословит, Хосе!”. Он мне: ‟С Богом!” А я ему говорю: ‟С Богом!” – в последний раз. Так прощались мы с братом Иосифом всего за пару часов до его смерти. »
Летом 1996 года Иосиф съездил на Афон, чтобы проститься с отходящим к Богу схиигуменом Климентом, своим духовным отцом. Тогда схимник сказал ему, что следующий – 1997 – год будет для него судьбоносным, и произойдут грозные события. Накануне своей мученической кончины Иосиф с иереем Александром Ивашевичем посетил монастырь святителя Николая на греческом острове Андрос, чтобы поклониться его святыням. Монах, открывший им двери главного храма обители, чрезвычайно удивился тому, что древний настенный образ Богоматери слезоточит. Настоятель монастыря архимандрит Дорофей объяснил, что икона плачет тогда, когда назревают страшные события, или во время таковых. На Иосифа это знамение Божией Матери произвело глубокое впечатление, и он неоднократно говорил отцу Александру: «Отче, я чувствую, что очень скоро произойдет что-то страшное. Не знаю, что именно, но что-то будет». И в самый день своей смерти, утром, Иосиф еще раз поделился с отцом Александром своим предчувствием.
Гроб был открыт, мешок разорван, и все увидели следы пыток
Хранитель мироточивой иконы Божией Матери «Вратарница» был похоронен через 13 дней после его убийства в Афинах. Его хотели было отпевать при закрытом гробе и в запечатанном пластмассовом мешке. Но Бог судил иначе. Гроб был открыт, мешок разорван, и все увидели следы пыток. Никаких признаков тления не было заметно.
Множество людей, со всего света прибывших в те дни в Джорданвилль, свидетельствуют о благодатной атмосфере похорон. Один бывший инок Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, писал о настроении, царившем в день отпевания и похорон брата Иосифа:
«Мне показалось, что я присутствую на богослужениях Великой Субботы, вспомнилось благоговейное предстояние пред Плащаницей, когда души верующих со страхом и умилением лицезрят спасительные Страсти Господни и вспоминают Его погребение. Все происходившее. было также таинственно-величаво и светло-грустно. Конечно, были и слезы, да и как могли удержаться от них наши очи, когда при дневном свете мы яснее разглядели (его) истомленное лицо, (его) мученическое тело, украшенное язвами, как бы неким Божественным жемчугом. Мы видели (его) руки, на коих остались багровые рубцы от пут, которыми связал (его) палач. ».
А теперь вернемся к продолжению рассказа упомянутого мною в начале православного испанца Хорхе Фернандеса:
«В начале 1990-х годов я уехал в Испанию, где у меня есть корни, и стал прихожанином единственного православного храма во всей стране – греческой патриархии, где опять-таки ничего не было слышно о том чилийце, имени которого я тогда не знал, но о котором часто вспоминал. Затем я переехал в Америку с семьей. И вот три месяца назад, в разговоре с послушницей русского православного монастыря в Иерусалиме, я спросил, не знает ли она что-нибудь про чилийца, и она рассказала, что он был зверски убит 10 лет назад, а также, что чудотворная икона исчезла. Затем сказала, что он похоронен недалеко от Нью-Йорка, в Джорданвилле. Трудно передать все чувства, которые меня охватили, когда я узнал об этом. Грусть от его смерти и потери иконы и одновременно радость, что он близко от меня и я смогу наконец-то к нему съездить, что я и сделал через несколько дней. И тут начинается самая трудная, важная и, пожалуй, самая короткая часть моего рассказа, потому что есть вещи, которые очень трудно передать словами.
Брат Иосиф и его чудотворная икона были дарованы нам Господом как напоминание о Мире грядущем
С того самого момента, когда я встал рядом с его могилой, я четко почувствовал присутствие друга. Господь освящает не только души наши, но и тела тех, кто при жизни полностью посвящает себя Ему, и таким образом в нашем бренном, павшем мире появляются островки того будущего, обещанного нам Богом мира. Рядом с таким островком я стоял тогда. Я молился ему по-испански, вернее, даже не молился, а просто разговаривал с ним и просил его, о чем мы просим друзей наших небесных – святых. Все, о чем я просил, и более того, было мне даровано. На следующий день после литургии человек, которого я никогда не встречал ранее, подарил мне кусочек ваты с миром от Монреальской иконы Иверской Божией Матери, хранителем которой в течение 15 лет являлся брат Иосиф. После моего возвращения в Нью-Джерси в моей жизни прошел ряд событий, которые невозможно объяснить иначе, чем Божиим Промыслом.
Я призываю всех, кто читает этот мой неуклюжий рассказ, молиться ему, просить, благодарить. По возможности – съездить к нему, поставить свечку. Помолиться на его могиле. Я знаю по моему опыту, что никто не уедет с «пустыми руками». Брат Иосиф и его чудотворная икона были дарованы нам Господом, как я это понимаю, как напоминание о Мире грядущем и для укрепления нашей веры. Мы не знаем, где икона, но мы знаем, где ее хранитель, приходите к нему, и да сохранит всех нас Господь наш Иисус Христос и Пречистая Его Матерь».
После мученической кончины брата Иосифа в 1997 г. и укрытия Монреальской иконы Божией Матери многие спрашивали: вернется ли к нам икона?
Милостью Божией, 6-го октября 2007 года (в праздник зачатия св. Пророка и Предтечи Иоанна) – в год восстановления канонического единства внутри Русской Православной Церкви – в штате Гавайи было явлена мироточивая репродукция «Монреальской-Иверской» иконы, известная как «Гавайская» икона.
Это был ответ на вопрошания верных «вернется ли икона». Возвращение Иверской Мироточивой Иконы Божией Матери явилось важным духовным результатом Акта о каноническом общении и знаком Божьего благоволения к Поместной Русской Православной Церкви.
Иосиф Муньос-Кортес: загадки жизни и гибели хранителя чудотворной иконы Богородицы
Иосиф Муньос-Кортес 31 октября 1997 года в Афинах был зверски замучен православный испанец из Чили Иосиф Муньос-Кортес. В течение 15 лет он был хранителем чудотворной мироточивой Монреальской Иверской иконы Божией Матери. Вместе с его гибелью от нас скрылась и сама святыня. Жизнь и кончина этого человека, которого не просто знают, а глубоко почитают сегодня многие верующие в Русском Зарубежье, в России и во всем мире, полна загадок. Специально для «Фомы» о Муньосе-Кортесе рассказывает Дмитрий Злодорев, журналист из США.
Детство в Сантьяго
Иосиф, или брат Иосиф, как его называют многие верующие, родился в мае 1948 года в столице Чили Сантьяго. О его детстве, как и о личной жизни вообще, мы знаем очень мало: говорят, он не любил рассказывать о себе, предпочитая в общении сосредоточиваться на духовных вопросах. Он также завещал близким друзьям, чтобы те ничего не рассказывали о его родственниках. Но что же нам все-таки известно?
Однажды, когда Иосифу было 14 лет, он «случайно» проходил в родном Сантьяго мимо русского храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Но у Бога, как известно, случайностей не бывает. Сквозь распахнутые двери юноша услышал пение хора, которое поразило его до глубины души. Он зашел внутрь и увидел там архиепископа Чилийского Леонтия (Филипповича).
Обстановка в храме была хотя и торжественная, но скромная, поскольку этот приход, как и большинство приходов Русского Зарубежья, был достаточно бедным. Владыка принял юношу очень ласково. Как говорят, Иосиф подумал тогда: «Если этот архиерей так беден, но в нем так много любви, значит, это и есть истинная Христова Церковь».
Вид церкви в Сантьяго до землетрясения 1960-го года
Напоследок архиепископ Леонтий предложил Иосифу приходить снова. «Мальчик мой, ты зашел сюда неслучайно. Возвращайся опять!» — сказал он.
Юноша внял совету. Через некоторое времяпосле знакомства с владыкой Леонтием юный Иосиф пожелал принять православие. Однако до крещения, в котором он был наречен в честь праведного Иосифа Обручника, хранителя Девы Марии, прошло еще два года.
Иосиф принял православие глубоко и всей душой. Он стал тщательно штудировать труды святых отцов. Позднее его особенно заинтересовала иконопись: еще в Сантьяго он начал изучать традиции и символизм православной иконы, а затем стремление углублять познания привело его в канадский Монреаль. Со временем он стал преподавателем истории искусств в Монреальском университете.
Встреча на Афоне
Новый поворот на пути служения Муньоса-Кортеса случился в 1982 году во время самого обычного, на первый взгляд, путешествия на Афон. Отправился он туда с двумя друзьями, один из которых во время паломничества решил остаться в монастыре — там позднее он принял монашество.
С другим товарищем Иосиф продолжил путь. Они очень хотели найти одну монашескую келью, однако весь день проблуждали по каменистым дорожкам и тропкам, но так и не достигли цели, совершенно выбившись из сил. Неожиданно они увидели внизу бедный скит и решили идти к нему, поскольку где-то нужно было искать ночлег.
Настоятель скита во имя Рождества Христова архимандрит Климент принял путников очень радушно. Впоследствии этот старец сыграет огромную роль в жизни Иосифа и станет его духовным отцом.
Схиигумен Климент († 1997 г.), авва Спасо-Рождественского скита на Афоне (фото 1994 г.)
Монахи скита, как оказалось, занимались иконописью. Иосиф с первого же взгляда обратил особое внимание на образ Иверской Божией Матери. Он попросил братию продать образ, но получил отказ. Как оказалось, эта икона была первой, написанной в скиту, и монахи не собирались с ней расставаться.
Иосиф несколько раз повторял попытки получить дивный образ, но безуспешно. Монахи даже предложили написать точную копию и прислать ее в Монреаль. Но Иосиф хотел именно этот образ, а не список с него.
«Когда мы вошли внутрь дома, я увидел над дверью в иконописной мастерской вот эту икону Пресвятой Девы. Я никогда не смогу объяснить то, что я почувствовал, увидев эту икону. Я думаю, что мое сердце перевернулось в моей груди. Я очень крепко привязался к этому образу», — рассказывал он в одном из редких интервью, которое дал журналу «Православная Русь» в 1983 году.
Мироточивая икона Божией Матери «Иверско-Монреальская»
На следующий день на литургии, во время пения «Достойно есть» Иосиф стал на колени и со слезами молился Богородице, чтобы Она с ним пошла, если на то Ее Святая Воля. После богослужения он вместе со своим спутником собрался покинуть скит, чтобы продолжить путь. Среди тех, кто их провожал, не было архимандрита Климента. Он окликнул путников, когда те уже стали спускаться по склону горы. В руках его был какой-то сверток.
«Пресвятая Дева хочет ехать с вами в Америку», — сказал старец и отдал Иосифу икону, о которой тот так мечтал.
Когда Иосиф снова предложил деньги, архимандрит сказал, что за такую святыню деньги брать нельзя.
Чудо мироточения
Чудо произошло в ночь на 24 ноября 1982 года — в канун Дня Благодарения, пожалуй, одного из самых красивых американских праздников, когда все по традиции собираются вместе, чтобы поблагодарить Бога за все Его благодеяния.
«В три часа ночи я проснулся от сильного аромата роз — вся комната была им заполнена», — рассказывал Иосиф.
Поначалу он подумал, будто это его товарищ, живший в тот момент у него, разлил какие-то благовония, потом решил, что запах исходит от духов.
«Но, подойдя к иконе, я поразился! Вся икона была покрыта благоуханным елеем — благоуханным маслом! Я застыл на месте от такого чуда!» — признавался он.
Иосиф отнес икону в Монреальский собор. Архиепископ Виталий вытер миро с нее и продержал ее несколько дней в закрытом алтаре на престоле, чтобы убедиться в подлинности чуда.
Владыка Виталий хотел, чтобы чудотворный образ пребывал в Монреальском соборе постоянно. Однако Иосиф верил, что икона дана ему для того, чтобы нести ее в мир. В то же время он глубоко сокрушался, что таким образом проявляет непослушание священноначалию. Ведь послушание было для него одной из важнейших составляющих церковной жизни…
Весть о чуде разлетелась в мгновение ока
Почти 40 лет назад еще не было Интернета, никто еще не слышал о социальных сетях, с помощью которых новости расходятся по миру за считанные секунды. Но это не помешало верующим узнать обо всем очень быстро: весть о произошедшем чуде мгновенно распространилась по Русскому Зарубежью.
«Кто-то позвонил нам и сказал: “Вы слышали, что на квартире православного испанца в Монреале замироточила Иверская икона Божией Матери?” Конечно, нам захотелось побольше узнать об этом», — вспоминает настоятель собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов.
Протоиерей Виктор Потапов
Он начал обзванивать знакомых и в конце концов нашел телефон Иосифа и пригласил его приехать в американскую столицу.
Я много лет задумывался, почему именно наш приход стал первым, куда приехала чудотворная икона, — разумеется, не считая собора в Монреале. Все оказалось очень просто: настоятель и его паства очень хотели увидеть удивительный образ.
Встреча эта произошла в апреле 1983 года. Поклониться иконе пришло много сотен человек, что для неправославной Америки и для небольшого по числу православных жителей Вашингтона — очень много.
«Во время первого акафиста я просто не мог оторвать глаз от иконы. Мне нужно было читать текст, но я все время смотрел на икону и поражался, как из нее течет это чудесное миро», — признается отец Виктор.
По его словам, после службы брат Иосиф приоткрыл киот и достал оттуда рулон ваты, пропитанный миром. Им помазывали всех пришедших, давали людям небольшие кусочки ваты.
«Во всем храме стоял неземной запах, это было потрясающе. Это надо было видеть, чтобы оценить по достоинству», — говорит священник.
В бытность ведущим религиозной программы «Голоса Америки» отец Виктор Потапов подготовил специальный выпуск передачи, посвященный мироточивой иконе, благодаря чему тысячи верующих в бывшем СССР узнали о чуде. Текст этой передачи был затем опубликован в парижской газете «Русская мысль» и в журнале «Православная Русь».
Дело жизни брата Иосифа
С той поездки в Вашингтон и началось особое служение Иосифа Муньоса-Кортеса. Он ездил по разным приходам, бывал не только в Северной и Южной Америках, но и в Европе. В 1995 г. в Болгарии тысячи верующих в молитвенном молчании часами стояли в очереди, чтобы приложиться к святыне, — все пожертвования, по желанию брата Иосифа, тогда пошли на завершение построения величественного собора.
Иосиф сразу дал обет, что икона никогда не станет для него источником обогащения. Обет этот он сдержит сполна. Много раз доводилось слышать, что ему неоднократно предлагали деньги за визиты. Принимать средства на личные нужды он отказывался и пожертвования отдавал скиту на Афоне, приобретал святыни, помогал нуждающимся. Он был бессребреником, жил бедно и свято верил, что икона идет туда, куда хочет, а он — всего лишь слуга Божией Матери, который выполняет Ее волю. Подчас он сдавал уже купленные билеты и ехал куда-то в совсем другое место, а люди обижались на него за то, что он «забыл» про их приход.
Хосе Кортес у раки Святителя Иоанна в Сан-Франциско. Середина 80-х гг.
Доводилось видеть множество фотографий и видео из разных мест, и зачастую на них Иосифа трудно найти: вот он находится где-то позади всех, далеко от иконы, вот смиренно стоит с чудотворным образом в руках,опустив голову.
Во время одной из поездок на Афон Иосиф был тайно пострижен в монахи схиигуменом Климентом. При постриге он был наречен Амвросием — в честь святого Амвросия Оптинского.
Как отмечает отец Виктор, брат Иосиф не жил в монастыре, где монахи молятся много часов в день, но делал то же самое в миру. Говорят, за девятичасовым молитвенным правилом он ежедневно поминал по несколько тысяч человек, которые просили помощи Божией Матери.
«Он не закрывался от людей и нес икону всюду и всем в ущерб собственному здоровью», — говорит отец Виктор.
У Иосифа действительно были проблемы со здоровьем, он болел диабетом и из-за длительных путешествий ему трудно было долго стоять, но он выстаивал длительные богослужения, редко позволяя себе уходить.
Больно ранило хранителя иконы и подозрительное отношение к ней со стороны некоторых представителей духовенства Русской Зарубежной Церкви. В этом плане характерен пример очень уважаемого архимандрита Киприана (Пыжова), которого называют «иконописцем всея зарубежья». Он не верил в чудо до тех пор, пока не увидел все своими глазами.
Архимандрит Киприан (Пыжов)
Однажды после богослужения в Синодальном соборе в Нью-Йорке отец Киприан помазывал верующих миром от Монреальской иконы. Самой иконы на службе не было. Тем сильнее было удивление архимандрита, когда во время помазания ватка не только не высыхала, но наоборот, будто «сама собой» становилась еще более влажной. По рассказам очевидцев, отец Киприан вошел в алтарь и со слезами на глазах стал просить прощения у Божией Матери за малодушие.
«Конечно, икона приносила исцеление и утешение многим болящим, но брат Иосиф всегда говорил, что самое главное чудо состоит в той силе притяжения, которым она охватывает многих людей и открывает им путь к Богу, — подчеркивает отец Виктор Потапов. — Многие, кто был теплохладен в вере, приходили к Богу после молитвы перед этой иконой и принимали Святое Крещение».
В этой связи священник напомнил слова покойного епископа Василия (Родзянко) о том, что «призывающая благодать иконы вела к освящающей благодати через таинства Церкви».
Как вспоминает отец Виктор, за годы служения Иосиф ничуть не изменился: каким приехал впервые, таким оставался и при последней их встрече — незадолго до гибели. И когда я прошу священника охарактеризовать Муньоса-Кортеса, тот прежде всего говорит о его преданности Божией Матери.
«Он знал свое место в этом мире. И тот факт, что он заслужил мученическую кончину, свидетельствует, что Господь нашел его достойным такого венца».
Предсказания венца
Когда брат Иосиф последний раз посетил скит на Афоне в 1996 году, отец Климент ему предсказал, что 1997 год будет судьбоносным в его жизни. Пророчество это сбылось в точности. Кроме того, за год до смерти ему было открыто, что с ним произойдет, но и тогда он не свернул с пути.
Вот что об этом писал в частном письме матушке Марии Потаповой от 25 декабря 1997 г. Дмитрий Михайлович Гортинский, регент Спасо-Вознесенского храма в городе Сакраменто, штат Калифорния:
«…То, что я опишу, было, по словам самого Иосифа, вовсе не сон, а совершенно наяву. Он проснулся ночью и почувствовал, что связан по рукам и ногам. Рот у него был тоже завязан, и он не мог ни говорить, ни кричать. Он пытался освободиться, но не мог, и только молился про себя. Он знал, что эта была нечистая сила и она его продержала так всю ночь. Это Иосиф сам рассказал по-испански моей жене год тому назад, а она тогда же перевела это мне, а теперь снова пересказала для того, чтобы я мог точно записать».
Все описанное произошло 31 октября 1996 года, ровно за год до его мученической кончины.
Гибель в Афинах
Крестный путь Иосифа завершился в Афинах — недалеко от Афона, где он когда-то и начинался. Мне почему-то кажется, что в этом нет случайности: словно бы замкнулся круг, которому было предначертано замкнуться именно так.
В Грецию Иосиф отправился 12 октября 1997 года. Накануне отъезда он беседовал с Еленой Сергеевной Голицыной-Наварр — одной из основательниц общества «Дом Иконы», созданного специально для того, чтобы помогать образу путешествовать по миру. Иосиф сообщил ей, что поедет на Афон вместе с иконой, которую повезет без киота, в специальном чемодане, внутри обложенном ватой. Как правило, во время таких поездок образ мироточил немного, и потому он мог спокойно путешествовать, не привлекая к себе чрезмерного внимания.
Обычно Иосиф не брал чудотворную икону в подобные поездки. Он с большим трепетом и ответственностью оберегал святыню, и в таких случаях оставлял ее у доверенных лиц. Но тот визит имел одну отличительную черту. Изначально Муньос-Кортес собирался посетить афонский Рождественский скит — тот самый, где был написан чудотворный образ. Там он хотел встретиться с отцом Хризостомом, который стал скитоначальником после кончины старца Климента.
Схиигумен Климент с написавшим икону монахом Хризостомом (Цанисом)
Однако Иосиф не учел, что в Салониках, где нужно было получать разрешение на посещение Святой Горы, в то время проходила крупнейшая выставка афонских икон, туда съехалось множество народа, и он попросту не сумел оформить документы.
Иосиф, прилетевший в Грецию 13 октября 1997 года, отправился на остров Эгина, где хранятся мощи св. Нектария Эгинского, и там оставил икону. Оттуда он позвонил Елене Голицыной-Наварр, а 16 октября встретил в афинском аэропорту русского священника Александра Ивашевича из Южной Америки, которому хотел помочь в приобретении церковной утвари.
Отец Александр думал, что икона находится в Канаде. Он знал, что Иосиф собирается поехать на Эгину на пару дней перед возвращением в Канаду, но не мог и предположить, что это должна была быть поездка за иконой — ведь Иосиф ничего об этом не сказал.
Накануне трагедии они вместе посетили монастырь св. Николая Чудотворца на острове Андрос. Когда монахи открыли двери храма, прямо перед ними в притворе на одной из древних фресок у Богородицы из глаз потекли слезы. Монахи объяснили, что такие знамения происходят непосредственно перед какими-то судьбоносными событиями в Церкви. Иосиф очень спокойно сказал, что чувствует, что с ним очень скоро произойдет что-то страшное, но он не знает, что именно.
30 октября Муньос-Кортес проводил отца Александра в аэропорт, и мы можем только догадываться, что произошло после этого.
Известно только, что Иосифа убивали три человека. Как сообщили потом специалисты, проводившие расследование, «работа» была проведена очень профессионально, все было сделано так, чтобы доставить жертве наибольшие мучения. Били по голове, по шее, перебили кадык, веревками разорвали щеки, а потом оставили умирать одного, скрывшись через балкон. Некий музыкант-постоялец в соседнем номере слышал стоны, но не пришел на помощь….
«Нам, — вспоминает отец Виктор, — на суде показали страшные снимки, демонстрирующие ужасающие следы пыток. Это невозможно забыть!»
Весть о гибели стала шоком для тех, кто знал брата Иосифа.
«Я помню, что ночью мне позвонил из Калифорнии священник Павел Ивашевич (брат отца Александра) и сообщил эту страшную новость, — вспоминает протоиерей Виктор Потапов. — Я был до глубины души потрясен. Я достаточно хорошо знал брата Иосифа, знал, насколько он предан Божией Матери и как серьезно относился к своему служению. Он любил мучеников и часто говорил, как было бы хорошо так отдать свою жизнь за Христа. Я думаю, он был подготовлен к этому, и у меня не было вопроса, почему Господь взял его к Себе».
После гибели Иосифа отец Виктор нашел в дневнике страдальца написанную его рукой молитву. По словам священника, эта запись, датированная 1985 годом, ценна тем, что проливает свет на состояние его души и показывает нам, как тяжело ему было нести нелегкое послушание хранителя мироточивой иконы Божией Матери. Молитва эта гласила:
«Господи Иисусе Христе, Который пришел на землю нашего ради спасения и добровольно был пригвождён ко Кресту и претерпел страсти за наши грехи, дай мне тоже перенести свои страдания, которые я принимаю не от врагов своих, а от своего брата. Господи! Не вмени ему это в грех».
Прихожане собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне организовали сборденегна похороны и на памятник на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк.
Хоронили Иосифа Муньоса-Кортеса в середине ноября, через две недели после гибели…
Под завесой тайны
Судебный процесс по делу об убийстве состоялся примерно через год. Русская Зарубежная Церковь не направляла на него свою делегацию, поэтому отец Виктор Потапов, его матушка, прихожанка вашингтонского храма Мария Рей и священник из Франции Михаил де Кастельбажак со своей матушкой поехали на суд в Афины по личной инициативе.
В ходе первого заседания на скамье подсудимых оказался румынский нелегал Николай Чиару, который год сидел в тюрьме в ожидании суда. Во время слушаний он плакал и утверждал, что не убивал Муньоса-Кортеса.
Иосиф Муньос с Татьяной Филипьевой около Монреальской Мироточивой иконы в Бразилии, в 1997 году. Один из последних известных снимков Иконы и Иосифа
В перерыве отцу Виктору, его матушке и Марии Рей удалось пообщаться с обвиняемым, поскольку греческие порядки, как оказалось, этому не препятствовали.
Вот что рассказал о произошедшем отец Виктор:
Нам очень помог видный афинский адвокат, получавший духовное окормление у афонских старцев. Он сказал, что, по всей вероятности, Чиару является не убийцей, но очень важным свидетелем, который привел Иосифа к убийцам!
Записка из дневника брата Иосифа, сделанная в 1985-м году: «Господи Иисусе Христе, Который пришел на землю нашего ради спасения и добровольно был пригвожден ко Кресту и претерпел страсти за наши грехи, дай мне тоже перенести свои страдания, которые я принимаю не от врагов своих, а от своего брата. Господи! Не вмени ему это в грех».
Во время перерыва мы сообщили адвокату обвиняемого, кем был брат Иосиф, передали ему литературу о нем и фотографии. Судья собиралась завершить слушания в один день, но, благодаря нашему присутствию, после перерыва объявила о решении продлить их еще на один день.
Это дало время нашему адвокату познакомиться с врачом-криминалистом, который делал вскрытие. Врач был потрясён, узнав, кем был Иосиф. Как оказалось, он целый год ничего о нем не знал. Во время вскрытия этот специалист обратил внимание на отсутствие признаков тления. На другой день врач давал показания в течение 45 минут, и его выступление было свидетельством о мученичестве избранника Божией Матери!»
Прокурор сообщил суду, что на месте убийства обнаружены ДНК и отпечатки пальцев еще одного румына — Тундора Попы, отбывавшего наказание в греческой тюрьме за другие правонарушения. На втором заседании в качестве обвиняемого рассматривали уже его.
«Сидя в зале, мы перебирали четки, принадлежавшие брату Иосифу, молились и просили Господа, чтобы Он справедливо довел дело до завершения, — рассказывает отец Виктор. — Подозреваемого посадили рядом со мной, и видно было, что ему было не по себе, так что в конце концов он вскочил как ошпаренный и просил пересадить его на другое место».
Правда, и новый обвиняемый ни в чем не признался. Когда ему показали фотографию Иосифа, он сказал, что никогда не видел этого человека, а на вопрос судьи, каким образом его ДНК и отпечатки пальцев оказались в комнате, где было обнаружено тело Иосифа, предположил, что «это дело рук полиции».
В те дни никому так и не были предъявлены реальные обвинения. Пришел ли к каким-то результатам процесс потом? Об этом неизвестно тем знавшим брата Иосифа людям, с которыми мне доводилось общаться, об этом нет никаких упоминаний в доступных источниках информации. Есть лишь сведения, что Чиару был оправдан за отсутствием неопровержимых улик.
Панихида на могиле брата Иосифа. Фото из архива Собора Иоанна Крестителя в Вашингтоне
Тайна гибели брата Иосифа не раскрыта до сих пор, хотя прошло уже почти четверть века. Точно так же сокрыта от нас судьба иконы. Мы знаем, что Иосиф отвез образ на остров Эгина, но где и кому он его там передал — неизвестно…
«Я вспоминаю добрейшего человека, который очень любил детей. Он был совершенно предан Божией Матери, глубоко Ее почитал. Человек молитвы, щедрый, человек, который дал твердое обещание, что эта икона не будет источником богатства для него, и выполнил это обещание», — говорит отец Виктор.
Сегодня множество церковных людей считают брата Иосифа праведником и мучеником. Есть и другие, которые смущаются загадками в его истории. Суждено ли нам когда-то узнать тайну ухода брата Иосифа и утраты хранимой им святыни? Или же этой тайне предначертано остаться от нас, живущих в земном мире, сокрытой?