Афродита – одна из самых почитаемых в Греции богинь. Ей посвящено множество песен, стихов и обрядов. В честь нее построены помпезные святилища, одним из которых является древний храм Афродиты на о. Кипр. 3000 лет назад это был крупный центр поклонения богини, куда стекалось множество паломников не только из Греции, но и из Египта и Ассирии. До наших дней дошли лишь его фрагменты.
Где находится храм греческой богини любви
Святилище расположено в окрестностях населенного пункта Куклия. На этой территории в древности возвышался Старый Пафос, по легенде, основанный мифическим критским царем Киниром. Современный город находится в 12 км от деревни, по пути из Лимассола.
История создания, развития и разрушения
Святилище Афродиты в старинном городе Пафос (Кипр) было возведено в XII ст. до н.э. Оно представляло собой огороженную площадку, размером 20ˣ50 м. Внутри нее располагались алтари и другие культовые сооружения.
Сильное землетрясение, произошедшее в 77 г, практически полностью стерло святилище с лица земли. Однако на его месте римляне возвели новый храм Афродиты, ставший более величественным. Он располагал просторной площадкой, в центре которой возвышался черный фаллический камень, выступавший в качестве главного алтаря. Его высота составляла 1,2 м.
Эра поклонения богине плодородия закончилась принятием в 313 г римским императором Феодосием закона о равенстве всех религий. Одновременно правитель отменил язычество. Храм потерял свое значение, и его стены опустели. Со временем культовое сооружение было разрушено многочисленными землетрясениями. То, что осталось от него, местные жители использовали, как материал для строительства своих домов.
Культ Афродиты и любовные обряды
Вначале богиня почиталась, как Мать. Затем культ сильно видоизменился, впитав в себя многое из аккатской мифологии. Имя Афродиты уже связывали с такими понятиями, как плотская любовь, молодость и плодородие.
Каждую весну на территории храма проводились культовые обряды, посвященные богине. Они назывались Афродисии. Это были своеобразные жертвоприношения, в которых участвовали мужчины и женщины. Они представляли собой сексуальные оргии, символизирующие акт слияния Кинира с Великой богиней.
Женщины, выполнявшие роль жриц, хотя бы раз в жизни должны были вступить за деньги в сексуальную связь с незнакомым мужчиной. Отказ от участия в Афродисиях влек за собой лишение жизни. Сегодня такие обряды сочли бы слишком раскрепощенными и даже преступными. Эта традиция была забыта с приходом в Грецию христианства.
Храм Афродиты сегодня
Сооружение практически полностью лежит в руинах. До нашего времени сохранился лишь фундамент и отдельные фрагменты зданий. Несмотря на это, место является важным архитектурным памятником Греции, привлекающим множество туристов.
Находки археологов
С 1887 г и до сегодняшнего дня на месте древнего святилища проводятся археологические раскопки. За более чем 130 лет было найдено множество статуэток для поклонения, керамических и медных изделий, предметов культа и утвари.
В 2006 г археологи нашли на территории святилища глиняный саркофаг, датированный V ст. до н. э. Он украшен изображениями сцен из «Одиссея» и «Илиады». Его поверхность покрывает искусная резьба и разноцветная роспись.
Музей Палео
В 2-х шагах от святилища, в отреставрированной усадьбе La Covocle, принадлежавшей французскому феодальному роду Лузиньянов, расположен музей. В его стенах хранятся важные археологические находки, обнаруженные на территории древнего Пафоса.
Как добраться до руин святилища
До критской достопримечательности не ходят автобусы. Туристам приходится добираться до нее самостоятельно: на арендованном авто или такси. При желании посетить это место можно в составе организованной экскурсии.
Каких-либо антропоморфных изображений Афродиты относящихся к этому историческому периоду не найдено. Интересно отметить что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита.
Если попытаться объединить информацию, содержащуюся в различных поэтических и мифологических источниках, то история происхождения богини предстает в следующем виде. Вначале божественная пара Гея и Уран породили киклопов (циклопов), которых отец возненавидел и заточил под землю. Гея была расстроена таким поворотом событий и когда родились семь титанов, она убедила их низвергнуть отца за то, что он так поступил с киклопами. Возглавляемые младшим из семерки — Кроном, титаны дождались момента, когда
Гениталии Урана были заброшены Кроном в море. Соответственно, пену, из которой произошла прекрасная богиня, древние авторы однозначно ассоциируют с этим событием.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом, По морю долгое время носился, и белая пена Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным, После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
Гесиод, « Теогония »
Наиболее ранние из дошедших до нас исторических подробностей, связанных с культом Афродиты на Кипре относятся к истории кипрского правителя Пигмалиона. Он был безумно влюблен в богиню, и отчаявшись добиться взаимности воплотил ее образ в статую из слоновой кости, которой и адресовал весь пыл своих чувств.
Жил он, и ложе его лишено было долго подруги. А меж тем белоснежную он с неизменным искусством Резал слоновую кость. И создал он образ, — подобной Женщины свет не видал, — и свое полюбил он созданье.
Овидий, « Метаморфозы »
При очередной встрече с Афродитой в месте священных мистерий, во время посвященных ей празднеств, он умолил богиню оживить созданную им статую. Афродита выполнила его просьбу, и таким образом на свет появилось чудесное существо Галатея — превратившаяся в живую женщину статуя Афродиты. У Пигмалиона и Галатеи родились две дочери — Пафо и Метарма. Исходя из некоторых источников можно сделать вывод, что Пафо и Метарма были первыми верховными жрицами культа Афродиты, вступившего с этого времени в свою новую фазу развития. При этом поселение, находившееся в районе священного места, где проходили мистерии Афродиты Пигмалион назвал в честь своей дочери — Пафос. Это был общепринятый в древности обычай — называть местности и города по имени своих потомков. Это название сохранилось вплоть до наших дней.
В настоящее время на месте Палеопафоса находится деревня Куклия. Современный же Пафос развился из древнего поселения, называемого археологами Неопафос (Новый Пафос). Этот город был основан царем Тегеи Агапенором, прибывшим на Кипр после Троянской войны в период правления Кинира. Отношения между правителями были самыми дружественными и Агапенор со своими людьми принимал деятельное участие в строительстве древнего храма Афродиты, начатого Киниром. От Неопафоса к святилищу в Палеопафосе вела дорога, по которой во время ежегодных празднеств в честь Афродиты проходили священные ритуальные процессии пилигриммов со всей Ойкумены.
Шли века, сменялись владычества, а святилище Афродиты оставалось неизменно знаменитым, привлекало к себе паломников со всего мира и пользовалось неизменной поддержкой и почитанием у сильных мира сего.
С наступлением эпохи христианства значение святилища Афродиты как религиозно-мистического центра Средиземноморья стало угасать и через несколько столетий знаменитый культ перестал существовать. Покинутый храм, постепенно разрушаясь, простоял еще почти тысячу лет, пока не был окончательно разобран местными жителями в веке. Древние священные камни послужили строительным материалом для стен средневековой сахарной мануфактуры.
Для того, чтобы не проехать мимо зоны святилища, достаточно быть особенно внимательным после византийского монастыря в Дафни́ (Дафнион), расположенного с левой стороны леофо́рос Афина́с: в 1,5 км от него, справа от древней Священной дороги (Иера́ одо́с), по которой шли группы посвящаемых, а на обратном пути уже посвященных в Элевсинские мистерии, и находится этот уголок Афродиты, лежащий под открытым небом в окружении серебристых маслин. Его можно узнать по необычной скале с нишами (гора Эгалео).
Маленькие ниши, похожие на микроскопические «шкафчики» или «оконца», куда почитающие культ богини Афродиты ставили свои приношения, привлекли к себе внимание иностранных путешественников ещё в начале XIX века. В основном, это были статуэтки Афродиты или же Афродиты и Эроса, а также фигурки голубей. Обычно к богине обращались за помощью завоевать сердце любимого человека, отвергающего чувства любящего.
Кстати, местные жители так и назвали это место «Дулапа́кья» (шкафчики).
Как известно, в свое время Луи Фовель (Louis-François-Sébastien Fauvel, 1735-1838 гг.), исследователь и поклонник древности, на протяжении длительного времени служивший французским консулом в Афинах, имел возможность совершать поездки по Аттике, с проведением небольших раскопок, в ходе которых он записывал и коллекционировал древние артефакты. Так, на месте святилища Афродиты им было найдено два голубя, которые сегодня хранятся в Нидерландах.
Археологические раскопки
На этом месте когда-то стоял храм дорического ордера, буквально прижимавшийся к скале с нишами, внутри которого и находилось святилище с возвышающейся на нем статуей почитаемой здесь богини Афродиты.
Кроме того, в настоящее время на территории святилища можно увидеть руины здания для жрецов храма из необработанных камней.
До наших дней дошел также торс статуи Афродиты и часть парапета с изображением процессии Эросов. Все находки, вынесенные на свет на территории этого удивительного места, хранятся сегодня в Национальном Археологическом музее города Афин.
Ученые считают, что вся территория святилища была заполнена приношениями и дарами: статуями, барельефами, стелами, большими сосудами, установленными на подставках т.д.
Святилище Афродиты (Sanctuary of Aphrodite) расположено вблизи деревни Куклия, где в давние времена находился город Пафос или Старый Пафос (Палео Пафос), как сейчас принято говорить. В древнем греческом мире Палео Пафос был одним из самых важных центров паломничества, поскольку здесь находился знаменитый Храм Афродиты, богини любви и плодородия.
Культ Афродиты возник на острове за двенадцать веков до нашей эры. Тогда же на этом месте и был построен первый храм в её честь. Собственно поклонение богине началось задолго до этого момента. В раскопках находят культовые женские фигурки, относящиеся к 3800 году до н. э. Но тогда это была другая богиня. Сначала тогдашние «киприоты» поклонялись Богине-Матери, потом Астарте, культ которой завезли из Месопотамии. Астарта являлась богиней плодородия и покровительницей женщин.
Древнее святилище представляло собой огороженную площадку размером примерно 20 на 50 метров, на которой располагались культовые сооружения. Мощнейшее землетрясение, произошедшее в 77 году, полностью разрушило храм и другие постройки. Однако римляне, владевшие тогда островом, на руинах разрушенного храма построили новый, ещё более помпезный. Новые римские строения, занимали большую площадь (79 x 67 м). Храм имел большой открытый двор, в центре которого находился главный объект поклонения − чёрный конический камень высотой 1,2 метра. Внешний облик храма Афродиты в Палео Пафосе сохранился лишь на древних монетах. Кстати, и камень на них отчётливо виден, например как на монете, на которой изображён Тит Флавий Веспасиан − римский император (79-81 гг.).
Но вот пришёл 313 год. Римский император Феодосий провозгласил своим указом равенство всех религий и одновременно «упразднил» язычество. Храм Афродиты с тех пор стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений, да потом и люди разбирали его для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, да разбросанные по территории камни и фрагменты архитектуры.
На первом снимке можно разглядеть церковь, стоящую поблизости от святилища. Это церковь Panagia Katholiki (Παναγία Καθολική), построенная ещё в XII веке. Занятно, что во многих источниках эту церковь называют Panagia Odigitria. С чем связана такая двойственность названия, нам пока выяснить не удалось. Советуем заглянуть в неё, чтобы посмотреть старые фрески XIV-XVI веков.
В настоящее время поблизости от Святилища открыт музей Палео Пафоса, обосновавшийся в восстановленном замке La Covocle − бывшей усадьбе Лузиньян, которая располагалась среди плантаций сахарного тростника. Кстати, название замка и дало имя сегодняшней деревне Куклия.
В музее хранится черный камень из храма Афродиты, о котором уже шла речь выше. В 2006 году при раскопках святилища был найден саркофаг (V век до н.э.), украшенный резьбой и разноцветной росписью. Стенки саркофага покрывают рисунки, изображающие сцены из эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Он также выставлен здесь. Кроме того, в музее можно найти фрагмент мозаичного пола «Леда и лебедь», древнюю ванну для купания и множество других предметов, найденных при раскопках. Кстати, копию мозаики можно увидеть под навесом в одном из уголков территории, который мы смогли обнаружить только при самостоятельном посещении, когда никуда не торопились.
Раскопки продолжаются и в наши дни, поэтому коллекция музея периодически пополняется. В общем, тем, кто увлекается античной историей, да и просто для общего развития, есть на что положить глаз.
С Палео Пафосом прочно связана одна из местных легенд, по которой впоследствии Бернард Шоу написал широко известную пьесу Пигмалион. Это происходило во времена, когда ещё никакого святилища здесь не было.
В те времена Кипром правил Царь Пигмалион. Он никак не мог себе подобрать спутницу жизни среди девушек и решил вырезать образ возлюбленной из слоновой кости. У него настолько хорошо получилось создать статую прекрасной девушки, что Пигмалион влюбился в своё творение. На помощь пришла Афродита − она была очень впечатлена таким сюжетом. Афродита вдохнула жизнь в статую, превратив её в прекрасную девушку, которую Пигмалион назвал Галатеей. Позже у них родились две дочери, одну из которых назвали Пафо. Вот по имени дочери и был назван город, построенный здесь − город Пафос.
Напоследок узнаем часы работы и стоимость билетов, в цену которых входит и посещение музея.
Время работы: ежедневно: 08.00 − 16.00 (по средам 08.00 − 17.00). Телефон: +357 26432155 Входная плата: 4,50 €
Фотоальбом
Как добраться
Найти дорогу несложно. Про это подробно расписано в рассказе о маршруте Лимасол − Пафос. Если вы планируете посетить место рождения Афродиты, то потом до её святилища что-то около восьми километров. Только не выезжайте на скоростную трассу A6, а двигайтесь по B6 вдоль моря. Ещё и виды красивые посмотрите. Потом сворачиваем по указателю направо, и менее чем через километр мы прибудем к месту стоянки, неподалёку от входа на его территорию. Ну а двигаясь по A6 просто смотрите на указатели к Sanctuary of Aphrodite.
GPS координаты Святилища Афродиты. Место на карте Кипра
34.709100 32.574400 − место стоянки неподалёку от входа в Святилище Афродиты
Многие ошибочно принимают Благовещенский собор на набережной порта за кафедральный собор Родоса — его внешний вид и центральное расположение, очевидно, вводят в заблуждение не только туристов. На самом деле главный храм митрополии Родоса спрятался от вездесущих путешественников в не очень популярной части столицы острова, за Старым городом, в противоположной стороне от порта Мандраки — подальше от мирской суеты. Однако найти его при желании не составит большого труда. Кафедральный Собор Родоса освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы (Μητροπολιτικός Ιερός Ναός Εισοδίων της Θεοτόκου [митрополитыко́с йэро́с нао́с исоðы́он дыс θэото́ку]).
Кафедральный Собор Родоса
Кафедральный Собор Родоса
» data-medium-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/07/2018-06-17-10-25-06-e1530816486955-300×225.jpg» data-large-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/07/2018-06-17-10-25-06-1024×577.jpg» title=»Кафедральный Собор Родоса» alt=»Кафедральный Собор Родоса» width=»800″ height=»600″ srcset=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/07/2018-06-17-10-25-06-e1530816486955.jpg 800w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/07/2018-06-17-10-25-06-e1530816486955-300×225.jpg 300w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/07/2018-06-17-10-25-06-e1530816486955-360×270.jpg 360w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/07/2018-06-17-10-25-06-e1530816486955-80×60.jpg 80w» data-src=»http://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2018/07/2018-06-17-10-25-06-e1530816486955.jpg» data-sizes=»(max-width: 800px) 100vw, 800px» gif;base64,R0lGODlhAQABAAAAACH5BAEKAAEALAAAAAABAAEAAAICTAEAOw==» /> Кафедральный Собор Родоса
Это одноэтажная трехнефная базилика, с пристроенным над западной частью неполным этажом мансардного типа. Основной цвет храма — желтый, отдельные декоративные элементы — белого цвета. Над западной частью возвышаются две башни-колокольни, крытые небольшими куполами и увенчанные объемными крестами. Центральный вход в церковь расположен в боковой северной части здания, оформлен плоским портиком с колоннами. Есть также три одинаковых входа арочного типа со стороны фасада, украшенные витражами. Прихрамовая территория ограничена забором и выложена морской галькой, из которой у входа, с помощью мозаики, изображен двуглавый орел — герб Византии, а также указан год — 1843. У входа в подворье с двух сторон развиваются флаг Греции и флаг греческого Православия.
История Собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Во времена османского владычества храм являлся центром района митрополии и с тех пор стал важной частью православной жизни для жителей острова. Согласно надписи, он был построен в 1750 году на месте старой церкви, посвященной Панагии Толларице (Παναγία τη Θολαρίτσα [панаɣи́а ты θолари́ца]). Судя по всему она была разрушена в 1481 году в рамках соглашения между местными жителями и Великим Магистром Пьером д’Обюссоном, представляющим интересы живущих на острове западноевропейцев. Целью соглашения было предотвращение использования османами храмов за стенами крепости города в качестве помещений для поддержки следующей осады.
Изначально новый храм был построен в виде однонефной одноэтажной базилики, которая затем была достроена с южной, северной и западной сторон. Так появились еще два нефа и притвор с мансардной галереей на втором этаже, предположительно в 1842 году. Башни-звонницы по углам западной части храма появились в период правления митрополита Германа (1877 — 1888 гг.) Из-за землетрясения 1956-1957 гг. здание получило небольшие повреждения, в связи с чем потребовался капитальный ремонт, во время которого были добавлены неоклассические декоративные элементы фасада. Собор приобрел свой нынешний вид.
Работа над великолепным резного дерева иконостасом, который признан одним из лучших образцов османского барокко в Додеканесе проводилась в два этапа. Первая часть работ, которая относится к центральному нефу в 1760 году, производилась при митрополите Каллинике из Верии, о чем свидетельствует надпись на серебряных окладах икон Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, авторства Иоанниса Анагностоу из Писидии Малой Азии. Вторая часть работ относится к двум боковым нефам и по преданию их авторство принадлежит Фоме «одноглазому» из Родоса или мастеру-Дракону Талиадуру с острова Кос.
Той же эпохе и стилю принадлежит амвон, в то время, как для трона епископа использованы инкрустации из слоновой кости и перламутра, который согласно надписи был создан Стаматисом Диаманти в 1750 году.
Отдельно стоящие резного дерева аналои с иконами, с преимущественно посеребренными окладами расположены в разных точках храма, главным образом в области центрального нефа. Великолепные резные деревянные украшения с серебряными иконами расположены на столбах в боковых проходах. Настенная роспись была выполнена в 1955 году Иоаннисом Терзисом, учеником Фотиса Контоглоу и его тремя учениками при митрополите Спиридоне.
Основная информация о Кафедральном Соборе Родоса
Год постройки: 1750 Престольный праздник: 21 ноября Контактный телефон: 22410-21447 Время работы: 7:30-12:00 Адрес храма: Дамаскин 2, Родос
Как найти Кафедральный Собор Родоса
Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы расположен недалеко (600 метров к юго-востоку) от ворот Святого Иоанна Родосской крепости Старого города.