храм архангела михаила донской монастырь
Новости
Храм Михаила Архангела
Многие наши прихожане знают, что на протяжение достаточно продолжительного времени велись обширные ремонтно-реставрационные работы в храме Архангела Михаила – Усыпальнице князей Голицыных, расположенной в юго-западной части Некрополя Донской обители.
Для достижения высокого уровня реставрации мы, как и прежде, привлекали профессионалов своего дела – людей, которые не только умеют работать с памятниками архитектуры, но и всей душой любят свою работу и переживают о ее успешном завершении.
Благодаря усилиям многих людей, работы в храме на сегодняшний день завершены и здесь уже совершаются богослужения.
Перечень выполненных работ:
Снятие грунта до отметок первоначальных отмосток (низа цоколя).
Вертикальная планировка территории вокруг храма с устройством отмосток на первоначальной отметке с применением для покрытия гранитной брусчатки, с уклонами для отвода воды от стен храм.
Фасады:
Вычинка белокаменного цоколя с заменой на новые разрушенных блоков. Расчистка поверхности белокаменной кладки цоколя от грязи, затирок, биопоражений, высолов.
Реставрация оконных проемов помещения усыпальницы.
Расчистка стен фасадов от пришедшей в негодность штукатурки
Расчистка от слоев поздних покрасок белокаменного, штукатурного и лепного фасадного декора, реставрация декора.
Оштукатуривание и окраска фасадов.
Раскрытие заложенного первоначального дверного проема под портиком главного (северного) фасада, раскрытие и реставрация в виде ниш узких первоначальных оконных проемов по его сторонам.
Сохранение и консервация в виде информационных зондажей раскрытых фрагментов начала XVIII века (оконный наличник и срубленная лопатка) на южном фасаде трапезной части храма.
Замена сгнивших деревянных конструкций крыш на новые со сплошной обрешеткой и окрытием медью.
Реставрация креста с воссозданием утраченных его фрагментов и сохранившегося полностью медного подкрестного яблока; позолота этих элементов сусальным золотом.
Реставрация кладки печной трубы.
Реставрация поздних (конца XIX века) стеклянных с металлическими переплетами наружных рам окон барабана.
Реставрация оконной столярки и латунной скобянки с воссозданием утраченных заполнений арочных окон, изготовление дверной столярки в реставрируемые проемы.
Реставрация металлических решетчатых дверей северного крыльца и оконных решеток.
Вычинка низа кирпичной кладки южной пристройки-входа с восстановлением кирпичного цоколя и площадки из плит песчаника.
Вычинка небольших утрат лицевой кирпичной кладки южного крыльца-пристройки, домазки сколов кирпича, заполнение выветрившихся швов свежим раствором.
Вычинка низа кирпичной кладки северной пристройки-входа в трапезную и кирпичных постаментов под фигурные пилястры крыльца.
Разработка чертежей реставрации крылец северного фасада.
Разборка разрушенных крылец главного входа (под портиком) и входа-пристройки в трапезную. Выполнение новых оснований крылец с площадками и ступенями (из песчаника для крыльца в трапезную) и чугунных плит (для крыльца под портиком). Реставрация сохранившихся первоначальных чугунных плит ступеней и изготовление новых по их моделям.
В интерьерах:
Переборка сохранившихся старых доломитовых плит пола с заменой разрушенных на новые и выстилкой нового пола в алтаре (после снятия пришедшего в негодность советского паркета).
Замена разрушенных плит пола на новые белокаменные в подвале –усыпальнице.
Реставрация и воссоздание в местах утрат профилированных штукатурных панелей стен в усыпальнице. Окраска стен и сводов усыпальницы.
Расчистка стен от штукатурки и пола от цементной стяжки в комнате подвала (где была печь), расчистка печного канала для использования при устройстве новой печи; оштукатуривание стен этой комнаты и настилка пола из белокаменных плит.
Разработка чертежей каркаса и деталей декора резного деревянного иконостаса мастерами монастырских резчиков, изготовление деталей иконостаса; окраска иконостаса, золочение резных деталей, монтаж иконостаса.
Изготовление и установка престола в алтаре.
Установка приборов освещения.
Расчистка от поздних слоев покрасок, грязи и копоти настенных росписей алтаря, четверика и трапезной, реставрация живописи.
Реставрация чугунных и каменных надгробных плит и скульптур.
Разборка пришедшей в негодность поздней деревянной лестницы южной пристройки-входа, выполнение ступеней из белого камня по частично сохранившемуся кирпичному основанию с восстановлением утраченной его кладки. Оштукатуривание стен интерьера южной пристройки, с сохранением прочных первоначальных фрагментов штукатурки и профилированного тянутого декора свода.
Замена всех приборов отопления, с прокладыванием новых труб под плитами пола с устройством нового теплового ввода в помещении под главным крыльцом. Изготовление и установка деревянных экранов для приборов отопления.
Замена электропроводки, установка новых розеток, электрощитков.
Выполнена молниезащита здания (от креста с заземлением).
Проведены слаботочные устройства (сигнализация, пожаротушение).
Архитектор Степаненко Галина Павловна
Архитектурный ансамбль
Расписание богослужений
Больничная церковь Архангела Михаила
В южной части монастыря находится храм в честь Архангела Михаила построенный в 1806-1809 году по проекту архитектора И. В. Еготова ученика В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Изначально храм проектируется как храм-усыпальница представителей рода Голицыных. Возводится храм на личные средства Анны Александровны Голицыной, урожденной Строгановой.
Однако на месте Михайловского храма ранее уже существовала церковь. Она была построена в 1714-1715 годах при архимандрите Лавреньтие (Габашвили) в память погребенных в Малом соборе представителей древнего рода Дурново. Строительство велось на частные средства родителей погребенного в Донском монастыре Ефима Дурново. Церковь с больничной палатой была освящена в честь преподобного Ефимия Великого.
Вновь построенная церковь имела шатровое завершение, как это видно на гравюре начала XVIII века, выполненной по рисунку П. Пикара. В описях монастыря упоминается, что в храме был пятиярусный иконостас и многочисленные иконы, «писаные золотом и красками». В 1720-х годах в храме был перезахоронен Ефим Иванович Дурново, его мать Пелагея Алексеевна Дурново и Мария Ростиславская.
В течение всего XVIII века храм неоднократно ремонтировали: в 1765 году производили починку кровли над алтарями, неоднократно «вычиняли» и сам шатер. В 1792 году наместник монастыря сообщил в Московскую контору Святейшего Синода: «Церковь во имя преподобного Евфимия и при ней больница, явшись, как по моему, так и по архитекторскому усмотрению, ветхими и склонными к падению». После этого был разобран и поставлен вновь шатер храма, провели укрепление стен. Полностью перестроили примыкавший к храму больничный корпус. Внутри храм также был отремонтирован и сделан новый иконостас.
К 1805 году храм вновь сильно обветшал. Однако техническое состояние здания не позволяло ограничиться ремонтом. Средства на разборку храма и возведение на этом месте нового пожертвовала Анна Александровна Голицына. Одним из условий жертвовательницы было желание устроить в новом храме усыпальницу рода Голицыных, а новый храм освятить во имя Архангела Михаила, который был небесным покровителем ее покойного супруга.
Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые часто возводили в родовых усадьбах в конце XVIII начале XIX веков. Главный вход в храм был украшен портиком.
Впоследствии, в 1894 году по проекту арх. М. П. Иванова к храму были пристроены каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов, а также устроено новое крыльцо в трапезной части. Тамбур у портика северного входа в храм был разобран в 1950-е годы. С западной части к храму примыкает двухэтажное здание монастырской больницы. В 1894-1895 годах внутренний интерьер трапезной части храма расписывается монументальной живописью, выполненной в виртуозной академической технике.
В храме был погребен князь М. М. Голицын, его супруга А. А. Голицына, генерал-губернатор Москвы Д. В. Голицын, Н. П. Голицына урожденная Чернышышева, послужившая прототипом старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. История про «три карты» не совсем вымысел Пушкина: ходила такая легенда, будто знала Голицына некий карточный секрет, который перед смертью открыла только своему любимому внуку, что позволило ему отыграться и спасти тем самым семейное состояние. Здесь покоится участник войны 1812 года князь А. Г. Щербатов.
Внутреннее убранство храма не сохранилось. Монументальные росписи были закрашены. С 1930-х годов в нем сохраняли скульптурные надгробия из других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб. Среди прочих здесь сохранились два надгробия известного французского скульптора Ж. Гудона. Долгие годы в храме находился отдел мемориальной пластики и скульптуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры. Лишь в середине 1990-х годов, после вывоза музейных экспонатов, в храме были проведены реставрационные работы. Художниками-реставраторами были раскрыты росписи в основной части храма. В настоящее время можно видеть в центральном барабане изображение Христа «Пантократора», в простенках окон барабана изображение ангелов, а на парусах изображение Евангелистов. На западной стене трапезной была раскрыта композиция «Нагорная проповедь», выполненная в 1895 году. В алтарной части над престолом установлена золоченая сень конца XVII века, которая ранее находилась в Большом соборе. Установлен невысокий иконостас.
Служба в храме совершается в день памяти Небесных Сил 21 ноября.
Донской. Донской монастырь. Церковь Михаила Архангела.
усыпальница князей Голицыных
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1806 году у южной стены монастырской ограды архитектором И.В. Еготовым на средства княгини А.А.Голицыной на месте церкви 1714 года был возведен храм во имя Архангела Михаила, небесного покровителя ее супруга М.М.Голицына. Храм называли также Больничным, так как с запада к нему примыкала больница, перестроенная затем в трапезную. Этот храм стал усыпальницей для многих представителей рода Голицыных, среди которых был московский генерал-губернатор Д.В.Голицын, его супруга Н.П.Голицына, послужившая прототипом старой графини в «Пиковой даме» А.С.Пушкина. При реставрации этого храма были раскрыты росписи 1894 года, представляющие уникальный образец академической живописи конца XIX века. В алтаре храма установлена сень конца XVII века, которая ранее находилась в Большом соборе. Сень, также как и весь интерьер храма, была отреставрирована в 1996 году.
Храм Архангела Михаила был построен в 1806-1809 годах по проекту арх. И.В. Еготова как храм-усыпальница семейства Голицыных на средства Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой.
Однако на месте Михайловского храма ранее существовала больничная церковь. И.Е. Забелин опубликовал документ, относящийся ко времени ее строительства «…1714 февраля 3, в Донском монастыре в церкви Сергия Чудотворца, что в приделе, погребен Майор Ефим Иванович Дурново. И отец его стольник Иван Иванов сын Дурново да мать его Пелагея Алексеева в вечное поминовение его сына своего Ефима и родителей своих начали в Донском монастыре своею казною строить церковь каменную во имя Преподобного отца нашего Евфимия Великого. А при той церкви каменныя ж больничныя кельи; а начата оная церковь и больничныя кельи строить мая с 1 числа нынешняго 714 году. А совершилась церковь и больничныя кельи каменным зданием октября 1 числа 1714 года, а освящена генваря в 20 день 1715 года».
Вновь построенная церковь имела шатровое завершение, как это видно на гравюре начала XVIII века, выполненной по рисунку П. Пикара. В описях монастыря упоминается, что в храме был пятиярусный иконостас и многочисленные иконы, «писаные золотом и красками». В 1720-х годах в храме был перезахоронен Ефим Иванович Дурново, его мать Пелагея Алексеевна Дурново и Мария Ростиславская.
В течение всего XVIII века храм неоднократно ремонтировали: в 1765 году производили починку кровли над алтарями, неоднократно вычиняли и сам шатер. В 1792 году архимандрит Платон сообщал в Московскую контору Святейшего Синода: «Церковь во имя Преподобного Евфимия и при ней больница, явшись, как по моему, так и по архитекторскому усмотрению, ветхими и склонными к падению, так что починкою исправить не можно; почему в первой отправлять священнослужение, а в последней жить больным весьма опасно… Того ради… покорнейше прошу помянутые ветхие церковь и больницу разобрав, построить вновь, и по совершении всего, освятить дозволить». В дальнейшем разобрали только шатер, а стены оказались достаточно крепкими, поэтому их только надложили и сделали белокаменные карнизы и цоколь. Одновременно перестроили и больничные кельи. Внутри храм также был отремонтирован и сделан новый иконостас.
Однако, обновленный храм простоял несколько лет и в 1805 году вновь встал вопрос о его ремонте. Однако состояние здания не позволяло ограничиться ремонтом. Средства на разборку храма и возведение на этом месте нового пожертвовала Анна Александровна Голицына. Одним из условий жертвовательницы было желание устроить в новом храме усыпальницу рода Голицыных, освятив новый храм во имя Архангела Михаила, который был тезоименинником ее супруга, но и являлся покровителем рода Голицыных. Проект был выполнен Иваном Васильевичем Еготовым, который в это же время строил главный дом в загородной усадьбе Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки).
Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые во множестве возводили в родовых усадьбах в конце XVIII века. Главный вход в храм был отмечен торжественным портиком. Впоследствии, в 1894 году по проекту арх. М.П. Иванова были пристроены каменный тамбуры с северного и южного фасадов, а также устроено новое крыльцо в трапезной части. Тамбур северного входа в храм был разобран в 1950-е годы.
Внутреннее убранство храма не сохранилось. С 1930-х годов в нем сохраняли скульптурные надгробия из храмов Донского монастыря, других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб. Долгие годы в храме находился отдел мемориальной пластики и скульптуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры. Лишь в середине 1990-х годов, после вывоза музейных экспонатов, в храме были проведены реставрационные работы. Художниками-реставраторами были раскрыты росписи в основной части храма и в трапезной. На западной стене трапезной была раскрыта композиция «Нагорная проповедь», выполненная в 1895 году.
В настоящее время подготовлен проект реставрации храма, включающий воссоздание иконостаса по материалам архивных исследований. Для этого иконостаса были подобраны иконы ХVIII-XIX веков из ризницы монастыря, которые в настоящее время также реставрируются в реставрационной мастерской монастыря.
Михаила Архангела в Донском монастыре
В 1714 году в углу южной части Донского монастыря была возведена церковь Святого Евфимия Великого на пожертвования стольника Ивана Ивановича Дурново.
В 1806-1809 гг. храм был перестроен предположительно архитектором И. В. Еготовым и переосвящен в церковь Михаила Архангела, впоследствии ставшей фамильной усыпальницей князей Голицыных. В храме был погребен князь М. М. Голицын, его супруга А. А. Голицына, генерал-губернатор Москвы Д. В. Голицын, Н. П. Голицына урожденная Чернышышева, послужившая прототипом старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. История про «три карты» не совсем вымысел Пушкина: ходила такая легенда, будто знала Голицына некий карточный секрет, который перед смертью открыла только своему любимому внуку, что позволило ему отыграться и спасти тем самым семейное состояние.
Перестроенный классический облик храма с парадным портиком, украшенным лепниной, стилистически перекликается с надгробиями некрополя Донского монастыря. Фронтон церкви украшает «всевидящее око», такое же как на лицевой стороне медали «В память Отечественной войны», которой награждались герои войны 1812 года. Стоит сказать, что в церкви покоится участник войны 1812 года князь А. Г. Щербатов.
В 1929 году храм был закрыт для богослужений, и с 1934 года до 1990 года в церкви располагалась экспозиция монументальной скульптуры Музея архитектуры, представлявшая работы Ф.Г. Гордеева, И.П. Мартоса, С.С. Пименова и других выдающихся русских и европейских ваятелей.
В настоящее время церковь Михаила Архангела в Донском монастыре принадлежит РПЦ, проводятся богослужения. Во время реставрации храма были раскрыты росписи 1894 года, представляющие уникальную историческую ценность.
Статьи
Сегодня День Ангела у каждого христианина
8/21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.
О том, как Архангелы и Ангелы хранят Церковь Христову и народ Божий, каждого из нас, как направляют на верный путь, показывают пример почитания Господа и Его прославления, спасают от духовной тьмы, напоминают об истинном предназначении человека, – эти истории, рассказанные архипастырями и пастырями.
«Человек должен воссиять превыше ангелов»
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), Русская Православная Церковь Заграницей:
– Ангелы, Архангелы и прочие Бесплотные силы – это светила на небе Божием. Но человек – большее светило, большее солнце, чем Ангел. Ибо только о нем сказано, что он создан по образу и подобию Трисолнечного Божества.
Но видно ли это в нашем мире? Нет. Видно помрачение всех светил человеческих грехом, ибо грех поражает солнце, созданное в человеке, и отводит человека от Бога, от Первоначального Света.
Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт)
Ныне весь человеческий ум современного мира обращен к материальному благобытию. В храме верующие собираются для того, чтобы доказать, что не все погибло, что есть еще люди, которые стремятся к высшему, к небесному, к ангельскому. Это возможно, когда мы отказываемся от своей гордыни, когда признаем, что все доброе в нас дано нам Богом, дано для того, чтобы мы умножали его как таланты, но не считали своим достоянием, а только временным подаянием, которым мы обладаем во славу Божию. И когда мы, приходя в храм Божий, воздаем славу Богу, восхваляем Его псалмами и песнопениями, но более всего – своим покаянием, тогда мы присоединяемся к Ангелам, Архангелам, Началам, Властям, ко всем Ангельским чинам, которые держат над нами свой омофор, покрывают нас своей любовью, своим усердием в молитве к Богу.
Помрачение, постигшее человечество, видно прежде всего в том, что в любом месте земного шара идет война, происходят убийства, детоубийства, отвращение человеческого ума, сердца и души от Бога. Но если в нас самих – временно – царит внешний мир, то этот мир может быть хуже войны. Еще в IV веке святитель Григорий Богослов говорил: лучше война, чем такой мир, который нас отводит от Бога.
Итак, вспомним, что наша война должна быть не против человека, не против ближнего, а против грехов, против греховного состояния в каждом из нас. Когда мы боремся против греха до крови, как говорит святой апостол Павел (см.: Евр. 12: 4), тогда мы приобретаем опыт в этой борьбе и терпение, приобретаем ту любовь ко Христу, которая освобождает нас от уз греха и приводит в настоящую, истинную свободу, в новые пространства Божии в нашей жизни. Мы приобретаем это, когда стремимся к миру с Богом, к миру с самими собой, к миру со своей душой, которая почивает в Боге и от Него черпает силы и благодать для того, чтобы воссиять, как солнце, превыше Ангелов и Архангелов.
«Ангел не может быть атеистом»
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау), Элладская Православная Церковь:
Однажды ко мне, помню, подошел юноша и говорит:
– Отец, я атеист, но я хочу поверить в Бога. Знаю, что вы образованный человек, я тоже образован. Я хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога.
Я поинтересовался его образованием, он так же, как и я, оказывается, изучал физику и математику.
– Знаешь ты вот это (переводчик нашей беседы не смог перевести узкоспециального термина. – О.О.) из высшей математики?
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау)
– Ну вот… Очень жаль! Потому что мое доказательство было основано именно на этом положении высшей математики.
Он чувствовал себя очень неудобно.
Тогда, улыбаясь, я хлопнул его по плечу:
– Я тебе это сказал не для того, чтобы тебя обидеть, а дабы убедить, что с математической точки зрения доказательство существования Бога невозможно. Его вообще нельзя познать интеллектуально. Ты когда-нибудь был на Афоне?
– Нет, но я слышал о нем и хочу поехать.
– Ты обязательно должен туда поехать, найти там старца Паисия († 1994) и сказать ему то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я атеист, но хочу поверить и хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога».
– Я не могу этого сделать, – вдруг признается он.
– Это почему? Со мной мог, а там не сможешь?!
Панагуда – келлия старца Паисия
– Ну почему же, – я тут же стал ему рисовать план, как найти Панагуду – келлию отца Паисия. – Напутствую: приедешь к нему, постучишь в дверь и скажешь то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я хочу, чтобы вы предоставили мне доказательство существования Бога».
– А он образованный? – уточнил у меня этот молодой человек.
– Он важнее даже самых образованных.
Старец Паисий со стаканчиком, чтобы напоить посетителей
Через три дня он поехал на Афон. Звали его Серафим.
Когда он приехал в монастырь Кутлумуш, который находился рядом с келлией старца Паисия, он оставил свои вещи и пошел поговорить со старцем. Войдя к нему во двор, он увидел четверых молодых людей, а сам старец разговаривал с кем-то в другой стороне двора. Он сел вместе с этим квартетом хлопцев, ожидающих старца, и не знал, что ему делать… Через 10 минут отец Паисий закончил свой разговор, подошел и говорит ему:
– Иди со мной, возьми вот эту коробку с лукумом, а я возьму стаканы, чтобы нам подкрепить остальных, – и когда тот склонился, чтобы взять указанное, тихо добавил:
– Я хочу тебе кое-что сказать.
Парень сосредоточился и услышал:
– Это разные вещи: быть атеистом и носить имя Ангела и быть атеистом – такое я вижу в первый раз…
Тот совершенно растерялся.
– Можно с вами поговорить? – разве что проговорил он.
– Не сейчас, – деловито сообщил старец. – Ты сейчас пойдешь в монастырь, вы тоже, ребята, все вставайте, идите в монастырь, потому что уже вечереет.
Серафим не мог успокоиться. Поднимаясь к монастырю, он смотрел, нет ли здесь каких-нибудь телефонных проводов. Может быть, я успел позвонить старцу и все ему рассказать? Тогда не было мобильных телефон, и конечно, у старца Паисия не было бы мобильного телефона, даже если бы их уже изобрели.
Тот, бедный, всю ночь не мог заснуть. И утром, как только открылись ворота монастыря, он стремглав побежал к келлии отца Паисия. Вместо звонка у калитки во двор старца были две железки, ими надо было ударять друг о друга, и тогда раздавался звук.
Было шесть часов утра, а Серафимчик среди тишины стоял и бил и бил в эту железяку. Отец Паисий не отвечал.
Потом этот посетитель долго сидел и ждал. Спустя достаточно продолжительное время он опять решился постучать. И вдруг слышит:
– Эй, добрый молодец! Что ты пришел сюда? Что тебе надо?
– Отче, я хочу с вами поговорить… – только и канючил он.
– О чем тебе со мной говорить?!
– А что, нельзя поговорить.
– Зачем ты сюда приехал?
И в тот момент, когда старец произносил эту фразу, «узел неверия», как потом мне говорил этот человек, в нем развязался.
– Могу я подойти к вам ближе?
– К Богу подойди ближе.
– Что мне для этого надо сделать?
– Тебе нужно найти хорошего духовника и пройти общую исповедь. Тогда твоя жизнь изменится.
Этот человек стал монахом.
Как Ангелы славословят Бога
Иеромонах Антоний (Ромадин), насельник Саввино-Сторожевского монастыря:
Иеромонах Антоний (Ромадин)
– На Рязанщине есть село Князево. Оттуда в Москву на Афонское подворье, помню, приезжали рабы Божии Марфа и Екатерина. По поручению местных жителей они искали священника. Местный епископ не мог им предложить свободной кандидатуры, сказал, чтобы ехали в столицу, в какой-нибудь монастырь обратились с просьбой. В первый раз им не удалось убедить нашего тогдашнего настоятеля отца Феоктиста (Дорошко), потом они второй раз приехали – опять безрезультатно, и только на третий раз он согласился.
В Князеве жила баба Нюра, как ее там все называли, – родственница старице Феодосии Скопинской († 2014). Она-то и сподвигла односельчан на возрождение храма во имя Архангела Михаила. «Сидела, – говорит, – однажды и думала: вот везде в городах уже храмы открыты, у нас до сих пор закрыт. » Стала обходить окрестные дома, женщинам предлагала начать действовать…
И вот однажды, рассказывала, собрались они в каком-то местечке в Князеве, откуда был виден храм, да и засиделись там за столом за разговорами за полночь. Стемнело, на улицу вышли – храм горит!! Пламя как-то крестообразно рвется… Кто что похватал, ведра какие-то, а как подбежали, поняли, что… никакого пожара нет!
Крыша у церкви еще со времен, когда там зернодробилка и зернохранилище при советской власти были, покрыта рубероидом, ничего не полыхало. Это такое видение явлено было. Поняли: знак от Бога – нужно храм открывать.
Я, когда эту историю впервые услышал, подумал: наверное, старица Феодосия молилась о том, чтобы в тех местах, где она родилась, был открыт храм или монастырь. Так по молитвам матушки ее родственнице, полагаю, и пришла мысль о том, чтобы местных жителей обойти, поднять на восстановление храма. Из Москвы был прислан священник, а со временем здесь монастырь образовался. Сначала хотели подворье мужского монастыря организовать, но потом женскую обитель открыли (хотя в итоге все равно к подворью мужского монастыря вернулись).
А тогда сразу же удивительным образом в течение полугода 30 сестер в обитель собрались. До этого мы на клиросе вдвоем с братом Трофимом как могли пели, а тут сестры вдруг подпевать стали да перепевать нас…
Схимонахиня Феодосия
Помню, как раз на праздник Архангела Михаила я разболелся и не смог утром даже на службу встать. А именно на этот престольный праздник и приехал наш московский настоятель отец Феоктист…
– Пусть сестры уже сами поют… – благословил тогда уж он.
Братии тогда предложено было взять на восстановление Саввино-Сторожевский монастырь, и мы все свои силы сосредоточили там.
А храм в Князеве – удивительное место. До сих пор его забыть не могу. Одна женщина там рассказала, что она шла как-то на уборку храма в субботу перед всенощной и внезапно под окнами услышала невероятно красивое пение. Недоумевает: «Как так батюшка позвал убирать, если служба уже началась. » Отчетливо слышала много красивых голосов – целый хор. А как подошла к двери храма, смотрит: замок висит… Только к замку, говорит, прикоснулась, пение прекратилось.
У преподобного Варсонофия Оптинского об ангельском пении есть такой рассказ:
«Это было в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, он совсем опустел, и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудесное пение. Мимо церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.
По окончании Литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели.
– Это Ангелы Божии, – ответил иерей.
– Если это так, то я сегодня же хочу креститься, – сказал поляк.
– Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только Православие.
И поляк был присоединен к Православной Церкви благодаря ангельскому пению».
Помню, и мы, когда жили там, в Князеве, однажды тоже шли вечернее правило совершать и услышали пение – изумительнейшее! – у дверей храма. Я тогда вспомнил слова той женщины, как она дотронулась до замка и пение прервалось. Мне тоже нужно было храм открывать, братия уже к храму собиралась. Минуту это ангельское пение было явно слышно, а потом наступила тишина, там уже послышались шаги монахов в темноте…
Когда мы матушке Феодосии рассказывали про этот Архангельский храм, она как-то сказала:
– Господь ходит вокруг храма. Вокруг все заплевано, в нечистоте… Господу негде ступить.
Мне показалось, старица в целом в этих словах выразила мысль о том, что происходит в современном мире: есть Господь, Ангелы Божии, святыня храма, а вокруг такое непонимание, мерзость, чуждый дух…
Чудеса Архангела Михаила
Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
– Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение с библейским названием Эммаус. Возможно, в свое время некий благочестивый помещик дал такое название своей вотчине.
У рок-музыкантов почему-то некое тяготение к подобным названиям: Назарет, Эммаус и т.д. Они и облюбовали эту местность для проведения рок-фестиваля.
Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями просто глушил всю округу – не было спасения от этих децибелов и в монастыре. Особенно дико было слушать во время богослужений клиросное пение в этом своеобразном сопровождении… Искушение!
Матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, переговорив с архимандритом Наумом (Байбородиным; † 2017), получила от него такое благословение:
– Всем в монастыре читать акафист Архангелу Михаилу!
Старец очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на его родине: женский в родном ему селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней преставления отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных.
И вот матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, к ним присоединился и я, проживавший тогда в монастыре, – все мы стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо! Это было невероятно: в монастыре настала полная тишина. Причем стоило только выйти за ограду обители – и там всё гремело! Делаешь шаг назад в монастырь – и наслаждаешься тишиной!
Я сам несколько раз проводил такой эксперимент: выходил – заходил. Снаружи шум, внутри ограды тихо! А ограда-то низенькая, символическая! Вот такое чудо по молитвам к Архангелу Михаилу!
Одно время еще при советской власти и я, и матушка Евпраксия трудились в действующем Малом соборе на территории Донского монастыря, превращенного тогда в музей. Я был там церковным сторожем, а она какой-то период – псаломщицей церковного хора, регентом которого был диакон Иоанн Сарычев – будущий архимандрит Даниил († 2006).
Жизненный путь Ивана Сергеевича, как его тогда обычно называли, был с избытком насыщен судьбоносными катастрофическими событиями в истории страны и Церкви ХХ века, в гуще которых ему было суждено находиться. Эту эпоху вполне можно назвать репетицией прихода антихриста…
Он знал множество ярких лиц духовного звания, простых верующих, исповедников и мучеников, был свидетелем чудесных явлений, которыми обычно богаты такие эпохи, когда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45: 3).
Среди этих необычных событий он свидетельствует, что в некий особо важный момент, когда ему требовалось серьезное духовное укрепление, он получил его от Архангела Михаила, который предстал перед ним в Малом соборе Донского монастыря.
По его словам, этот Вождь Небесных воинств особенно силен именно в Донском монастыре, в котором ему посвящен один из храмов обители.
Подтверждением этих слов отца Даниила явилось то, что когда по вине злоумышленников произошел известный пожар в Малом соборе перед обретением мощей Патриарха Тихона, то в одном из кивотов с довольно большим количеством икон, которые были безжалостно уничтожены пламенем (оно в этом месте достигало особо высокой температуры), именно икона Архистратига Михаила осталась абсолютно неповрежденной и сияла, как только что написанная на чистом золотом фоне…