храм богини исиды на острове филе
Храм богини Исиды на острове Филе
Между городом Асуан и первым порогом реки Нил еще совсем недавно располагался небольшой остров Филе, известный своими монументальными сооружениями. До недавнего времени именно там находился храм Исиды, усилиями ЮНЕСКО спасенный от затопления во время возведения Асуанской плотины.
История и судьба храма Исиды
Египтяне верили, что остров Филе был местом вечного сна бога Осириса, и путь туда был запрещен для простых смертных. Только жрецы имели право проводить здесь священные ритуалы.
Согласно мифам Древнего Египта, на этом острове родилась сама богиня Исида. Здесь же при правителях Нектанебе I и Нектанебе II был заложен храм, посвященный ей. Уже первые сооружения, возведенные здесь, были настолько великолепны, что знаменитый античный историк Геродот назвал построенный здесь храм «жемчужиной Египта». Его сердце – святилище Маммиси, или «Дом рождения Гора». По традиции, перед храмом Исиды был построен пилон, на котором можно увидеть изображения фараона, приносящего дары богине.
Храм Исиды достраивался во время царствования династии Птолемеев, а его возведение завершилось только в III веке нашей эры при императоре Каракалле. В сам храм представляет собой сооружение, протянувшееся на 60 метров, с двумя пилонами, залом с колоннами, подземельями, молельнями и большим двором. Это выдающийся архитектурный ансамбль, возвышающийся над другими сооружениями острова.
Император Август начал строить возле храма Исиды колоннаду с капителями в виде пальм. Затем его работу продолжит Тиберий. Он же возвел на севере острова храм в честь Августа, а император Клавдий построил храм нубийского божества Хорендота. Свой след на этом месте оставил и римский император Траян – он построил небольшой изящное сооружение, получившее название «Киоск». Он находился на восточном побережье острова и, скорее всего, выполнял функции парадной пристани. В «Киоске» причудливо переплелись элементы античного и древнеегипетского зодчества.
При императоре Адриане возле храма Исиды построили однопролетную арку. Берега острова укрепили, на них устроили каменные причалы и установили обелиски из гранита. Здесь же располагался лагерь римского гарнизона, к нему с реки вела лестница с террасами.
Остров Филе был поглощен водами Асуанского водохранилища в 70-х годах прошлого столетия. Но древние памятники, которые находились на нем, усилиями ЮНЕСКО были спасены от уничтожения. Храм Исиды и «Киоск» Траяна были распилены на множество блоков и перенесены в более высокое место.
Храмовый комплекс острова в наши дни
Храмовый комплекс Филе состоит из храма Нектанеба I, «Киоска» Траяна, храма богини Хатхор и монументального храма богини Исиды. Это своеобразное сочетание египетской, римской и греческой культур.
Справа от храма Исиды находится потрясающе красивая и изящная постройка – «Киоск» Траяна. Благодаря своей красоте и элегантности он стал настоящим символом острова Филе. «Киоск» находился на берегу реки, и во время древних празднеств именно к нему подплывала лодка со статуей богини Исиды. Само сооружение имеет форму четырехугольника и включает в себя 14 колонн, капители которых соединяют собой всю постройку. В ней всего два барельефа, на которых изображен Траян, подносящий дары Исиде, Гору и Осирису.
Недалеко от «Киоска» находится небольшой храм богини Хатхор, возведенный при Птолемее IV. Известно, что его украшением занимался сам император Август. Барельефы храма очень оригинальны и примечательны: например, жрец, играющий на двойной флейте, или обезьяны, исполняющие танец в то время, как одна из них исполняет музыку на лютне.
Колонны храмового комплекса, прежде чем их размыли беспощадные воды Нила, были покрыты специальными красителями – синим, зеленым, желтым и красным. Сейчас все это великолепие можно только представлять. Но, несмотря на то, что краски построек, находившихся на острове, безвозвратно утратились, Филе был и остается хоть и древним, но безумно очаровательным образцом шарма и изящества. Геродот был абсолютно прав, когда назвал это место «жемчужиной Египта».
Храм богини исиды на острове филе
Остров Филе (Филэ).
Первая часть.
Филе, или Филэ, или Филы (лат. Philae, греч. Φιλαί или Φίλαι, от егип. П-и-лак, что значит остров Лак или, возможно, остров Конца) — остров посреди Нила, на котором, по древнеегипетским поверьям, был погребён Осирис. В античности к нему применялся эпитет «недоступный»: на священной земле могли жить только жрецы, даже птицы и рыба якобы избегали его берегов. Ещё раньше остров служил перевалочным пунктом для торговли фараонов с Нубией. Как и Абу-Симбел, состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Древние авторы называли Филами два небольших острова у первого порога Нила. Собственно Филе из них меньший (до затопления — 380 метров в длину и 120 метров в ширину), но более интересный для историков и археологов. При Птолемеях остров был плотно застроен зданиями, при сооружении которых использовался гранит из близлежащих карьеров, и многие из построек сохранились до нашего времени.
Нектанеб I воздвиг на южной оконечности острова храм в честь богини Хатхор. Его почин поддержали Птолемеи и первые римские правители Египта. За двойными пропилеями высились гранитные львы, каменные клетки для священных ястребов и два тринадцатиметровых обелиска. На стенах храма были высечены рельефы со сценами из жизни Осириса. Храм в Филе — исключительное по полноте свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма.
Фото: Храмовый комплекс острова Филе (Филэ).
Остров Филе (Филэ).
Вторая часть.
Храм в Филах просуществовал до времён Юстиниана — едва ли не последнее языческое святилище на землях Византии. Связано это было с тем, что его считали посвящённым Изиде, которая в поздней античности отождествлялась с Кипридой и сближалась с Богородицей. При Юстиниане храм был переосвящён как Богородичная церковь; его рельефы систематически уничтожались церковниками и иконоборцами.
В XX веке перед учёным сообществом встала проблема сохранения эллинистического наследия Филе ввиду угрозы затопления острова водами Асуанского водохранилища. Уже первая дамба, сооружённая в 1902 году англичанами, подтопила часть острова, что нанесло невосполнимый урон памятнику. При сооружении Асуанского водохранилища (1960) ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма на Элефантину. Памятник был тщательно обмерян и сфотографирован, после чего каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению.
Фото: Вид на храм Исиды. Остров Филе. Фото сделано Przemyslaw «Blueshade» Idzkiewicz в октябре 2004 г.
Храмовый комплекс в наши дни.
Первая часть.
Фото: Старая фотография на храмовый комплекс острова Филе.
Храмовый комплекс в наши дни.
Вторая часть.
На противоположной стороне острова, по правую сторону от храма Исиды, возвышается другое великолепное здание – павильон Траяна. Он выходит на реку, и, благодаря своей элегантности и идеальным пропорциям, стал своеобразным символом всего острова Филе. Прежде, во время роскошных процессий на Ниле, именно здесь причаливала лодка со статуей Исиды. Построенный императором Траяном, павильон имеет четырехугольную форму и состоит из четырнадцати колонн, капители которых соединяют собой всю постройку. В павильоне всего два барельефа изображающих самого Траяна, приносящего дары Исиде, Осирису и Хорусу.
По другую сторону от павильона располагается маленький храм богини Хатхор, построенный Птолемеем IV. Украшал храм сам император Август. Многочисленные барельефы храма весьма примечательны: например, изображение жреца, играющего на двойной флейте, и изображение обезьян, которые танцуют, в то время как одна из них играет на лютне.
Не стоит забывать, что прежде чем быть размытыми водами Старой плотины, все колонны комплекса были покрыты блестящими красками – синей, красной, желтой и зеленой. Сейчас можно только представить насколько великолепно выглядел Филе для путешественников побывавших на острове до затопления храмов в искусственном озере Асуана. Несмотря на то, что краски храмов оказались навсегда потерянными, Филе остается полным очарования, примером элегантности и шарма и поистине является «жемчужиной Египта».
Дважды в день на острове Филе проходит красочное светомузыкальное представление, рассказывающее о прошлом расположенного на нем замечательного храмового комплекса.
Фото: Пилон храма Исиды в ночное время.
Храм Исиды на острове Филе.
У первого порога на реке Нил есть святой остров Филе. Возможно, это самое священное место Египта. В незапамятные времена здесь появился Осирис со своей женой Исис (греки называли её Исидой). Они стали первыми правителями страны и многому научили египтян. Однако они не были бессмертными. Пришло время, и Осирис умер. Его похоронили на острове Филе. В чужой и дикой стране Исис осталась одна, с младенцем Гором на руках. Ей пришлось бежать в Нижний Египет и скрываться среди зарослей тростника. Ее приключения позже были воспеты во многих сказаниях. Осириса, Исис и Гора стали считать богами. Осирис стал справедливым властелином потустороннего мира, а его вдова — самой почитаемой богиней Египта. Увы, люди в Нильской долине стали поклоняться иным богам, а Исис отодвинули на второй план. На самом острове Филе стали возводить один за другим храмы. Самым замечательным среди этих строений был небольшой красивый храм, прозванный «Киоском». Его начали возводить при римском императоре Августе Цезаре и закончили при Траяне. Египетские фараоны династии Птолемеев, ставшие фактически римскими наместниками в своей стране, вспомнили о былой славе отчизны. На стенах святынь стали изображать преданных забвению Осириса, Исис и Гора. И даже начертали на стене храма, что страна на обоих берегах Нила около Асуана посвящена Исис.
Но вскоре сюда пришли христиане, чтобы соскоблить изображение триединого божества Осириса-Исис-Гора и поверх процарапать новое триединство: Бога-Отца, Святого Духа и Бога-Сына. Затем на священном острове воцарился ислам.
Остров Филе в Египте
Остров Филе и его храм Исиды очаровывают посетителей со времён Птолемеев, когда была возведена большая часть комплекса. Набожных и любопытных влёк сюда культ, процветавший на всём пространстве римской империи вплоть до наступления христианской эры. Первые европейцы, «заново открывая» Филе в XVIII веке, могли лишь издали восхищаться им. Их попытки высадиться на берег «были встречены воплями, угрозами и, наконец, копьями местных жителей, обитавших в руинах».
Однако последующие путешественники смогли в полной мере насладиться соприкосновением с этим призраком классической древности. «Если бы между пальмами нам предстала процессия одетых в белое жрецов, несущих над собой ковчег божества, мы бы не сочли это странным», – отмечала Амелия Эдвардс. После сооружения первой Асуанской плотины поднявшиеся воды подступили к самому храму, затопляя его на полгода, и туристы могли любоваться призрачными контурами здания под толщей прозрачной воды.
Когда стало ясно, что строительство новой высотной плотины приведёт к окончательному затоплению Филе, Юнеско и Египетская служба древностей подготовили грандиозную операцию (1972-1980) по переносу храмов на соседний остров Агилика, для чего был изменён его ландшафт. Новый храм Филе величественно возвышается среди вулканических пород, как драгоценное украшение на царственной синеве озера, но он больше обращён фасадом к посвящённому Осирису острову Бига, откуда проистекала и его собственная святость.
Прибытие на остров Филе
Большинство посетителей добираются до острова Филе на такси из Асуана. Это единственный не представляющий трудностей способ добраться туда и вернуться назад. Такси высадит вас у причала моторных лодок Шаллал на расстоянии двух километров от восточного конца старой плотины. Там вы можете приобрести билеты (памятник открыт для посещения ежедневно, зимой 7:00-16:00; летом 7:00-17:00 в Рамадан – 7:00-16:00).
Договорившись о цене за моторную лодку, которая отвезёт вас на остров (официально это стоит 27 фунтов за лодку туда и обратно или по два с половиной фунта с каждого, если в лодке более восьми человек), не платите ничего, пока вновь не окажетесь на том же берегу, чтобы лодочник дождался вас, пока вы исследуете памятник. Если вы задержитесь больше чем на час, придётся заплатить бакшиш. На острове негде купить еду или напитки.
Светомузыкальное представление на острове Филе
Некоторые считают, что светомузыкальное представление на Филе более эффектно, чем в Карнакском храме из-за его островного расположения. Каждую ночь проводятся два или три представления. Сверьтесь с программой в туристическом офисе. Как и в Карнаке, шоу включает в себя часовую экскурсию по руинам, чьи освещённые прожектором контуры производят большее впечатление, чем мелодраматическое звуковое сопровождение.
Пробравшись в первый ряд, вы сможете насладиться панорамным видом всего комплекса без необходимости сильно выворачивать голову во втором акте. Билеты (55 фунтов, без студенческих скидок) продаются возле причала как раз перед началом первого представления. Вам необходимо нанять такси из Асуана, чтобы оно доставило вас туда и обратно. Приготовьтесь заплатить 20-30 фунтов за четырёхместную машину (включая время ожидания) плюс 30-35 фунтов за поездку на моторной лодке на остров и назад.
Храм Исиды на острове Филе
Статус Филе как культового центра восходит ко временам Нового царства, когда остров Бига считался одним из мест упокоения Осириса и первым куском суши, возникшим из вод первоначального Хаоса. Поскольку Бига был запретной землёй для всех, кроме жречества, центром проведения публичных праздников стал соседний Филе, изначально известный как «Остров из времени Ра».
За исключением нескольких элементов, оставшихся от Позднего периода, ныне существующий храм Исиды строился и перестраивался в течение восьми столетий при эллинистических и римских правителях, которые стремились соотнести самих себя с мифом об Осирисе и культом Исиды. Представляя собой изысканный сплав древнеегипетской и греко-римской архитектуры, храмовый комплекс на редкость гармонично сочетается со своим окружением. Высеченные из камня колонны и пилоны сверкают белизной или лучатся золотом, контрастируя с почти средиземноморской синевой воды и чёрными нильскими скалами.
Культ Исиды
Из всех культов древнего Египта ни один не существовал так долго и не распространялся так широко, как культ богини Исиды. Как супруга Осириса, она вывела мир из животного состояния, введя институт брака и обучив женщин домашним ремёслам. Как чародейка – собрала части его расчленённого тела и ненадолго оживила его, чтобы зачать сына, Хора, а затем использовала свою магию, дабы помочь последнему победить злого Сета и восстановить божественный порядок.
Поскольку фараоны отождествляли себя с Хором, Исида почиталась в качестве божественной матери живого царя. В этой роли она неизбежно отождествлялась с Хатхор. В Поздний период две богини и вовсе сливаются в одну. С этого времени Исида известна как Великая мать всех богов, повелительница природных сил, богиня десяти тысяч имён, покровительница женщин, девственности и плотской любви.
По мере слияния с культами других средиземноморских женских божеств почитание Исиды постепенно распространилось по римской империи (самый западный из сохранившихся Исеум, культовый храм, расположен в Венгрии). Исида, всех питающая, любящая и прощающая, была главным соперником христианства в период между третьим и пятым столетиями. Многие исследователи верят, что появление культа Девы Марии было вызвано попыткой христиан отнять поклонников у Исиды. Раннее коптское искусство отождествляет одну с другой, Хора с Иисусом, а христианский крест с древнеегипетским знаком анх.
По дороге к храму Исиды
Моторные лодки останавливаются возле древнего причала у южной оконечности острова. В древние времена, на прежнем месте острова Филе, посетители поднимались по двойной лестнице к портику Нектанеба, расположенному у входа в храм. Возведённый фараоном XXX династии в честь его «Матери Исиды», он стал прообразом изящных построек птолемеевской и римской эпохи. Обратите внимание на двойные капители сохранившихся колонн.
В нижней части они традиционные, в форме цветка, а в верхней – квадратные, имитирующие систр Хатхор. На них-то и опирается архитрав. Перегородки, которые некогда представляли собой стены, в верхней части украшены карнизом с выкружкой и фризом из уреев – мотив, восходящий ещё к постройкам фараона Джосера в Северной Саккаре, возведённым за три тысячи лет до этого.
Позади вестибюля лежит вытянутый трапециевидный двор, обрамлённый колоннадами. Западная колоннада с прекрасно вырезанными и слегка отличающимися друг от друга капителями сохранилась лучше. Окна расположенной позади неё стены некогда выходили на Бига, остров Осириса. Одно из окон, то, что находится напротив двух первых колонн, увенчано рельефным портретом Нерона, подносящего два изображения ока Хору и Исиде. Менее интересная и не достроенная до конца восточная колоннада примыкает к группе разрушенных строений.
Позади основания храма Аренснуписа (почитавшегося в Поздний период под прозвищем «Добрый спутник Исиды») лежит разрушенная молельня Мандулиса, нубийского божества Калабша (храм Калабша). Возле первого пилона находится незаконченный храм Имхотепа, возведённый в честь мудреца и целителя, спланировавшего ступенчатую пирамиду Джосера и впоследствии почитавшегося в качестве бога – покровителя врачевания. На стенах внешнего двора этого храма изображены Хнум, Сатит, Анукет, Исида с Осирисом и Птолемей IV перед Имхотепом.
Пилоны и внешний двор храма Исиды
Величественный первый пилон воздвиг Неос Дионис, который в традиционной манере изображён поражающим врагов в каждом из его углов под взглядами Исиды, Хора и Хатхор. Помещённые в правой части пилона врата Птолемея II, по всей видимости, остались от более раннего храма. Главный портал пилона всё ещё находится в хорошем состоянии (хотя датируется правлением Нектанеба). Некогда по бокам его стояли два гранитных обелиска, а теперь остались только два каменных льва. Внутри портала есть надписи наполеоновских солдат, запечатлевшие их победу над мамлюками в 1799 году.
Меньшая дверь в западной части пилона, ведущая к «дому рождения», использовалась для проведения ритуалов маммизи. Этот вход украшен персонифицированными изображениями нубийских божеств и фигур традиционного египетского пантеона. На обратной стороне пилона запечатлены сцены торжественного выноса жрецами ладьи Исиды.
Оказываясь во внешнем дворе, большинство посетителей сразу отправляется к «дому рождения» или второму пилону, чтобы рассмотреть восточную колоннаду. Рельефы, находящиеся за изящными колоннами стилизованных растительных форм, изображают царя за совершением обрядов, таких как вынос ладьи Сокара. Несколько дверей ведут в шесть помещений, которые, вероятно имели служебные функции.
В одном из них, называемом «Библиотекой», изображён Тот в виде ибиса и бабуина, Маат, львиноголовая Тефнут и Сешет – богиня письма. К северу находится разрушенная молельня, которую римляне возвели напротив гранитной скалы, превращённой при Птолемее IV в стелу. Последняя сообщает о переданных царём храму земельных владениях.
Стоящий под углом к первому второй пилон изменяет направление центральной оси, на которую ориентированы прочие здания храма. Большой рельеф, помещённый на правой башне, показывает, как Неос Дионис приносит жертвы Хору и Хатхор. В меньшей по размеру сцене вверху он вручает венок Хору и Нефтиде, возлагает ладан и мирру на алтарь Осириса, Исиды и Хора. Сходные изображения на другой башне были стёрты первыми христианами, которые уничтожили также фрески в верхнем правом углу ворот, ведущих к храму в собственном смысле слова.
Дом рождения в храме Исиды
В западной части внешнего двора возвышается обнесённый колоннадой «дом рождения» Птолемея IV, который возводил своё происхождение к Хору и Осирису. Большинство рельефов с внешней стороны было добавлено в римское время, что объясняет, почему фигура императора Августа на них затмевает Буто, богиню севера, играющую на арфе перед юным нагим Хором и его матерью у одного из краёв центрального яруса позади ряда колонн с хатхорическими капителями.
Южнее и выше под римскими рельефами находятся надписи иероглифическими и демотическими знаками, которые частично повторяют надписи на Розеттском камне. Внутри маммизи окружённый колоннами внешний двор и два вестибюля указывают путь к святилищу, в котором есть замечательные изображения.
И хотя иконоборцы стёрли богинь, кормящих младенца-фараона на левой стене, вы всё ещё можете видеть Исиду, рожающую Хора на болотах, в нижней части дальней стены. С обратной стороны святилища за северной колоннадой есть перекликающаяся с этой сцена, изображающая Исиду кормящей Хора среди болота.
Внутренние помещения храма Исиды
Непосредственно позади второго пилона лежит маленький открытый двор, который изначально был отделён от гипостиля перегородкой, ныне разрушенной. На замечательной картине Дэвида Робертса запечатлён этот «Большой портик» в его оригинальных красках: капители в форме растений на фоне зелёных и жёлтых цветов и голубоватых почек; тёмно-красные и золотые крылатые солнечные диски, парящие под центральной частью потолка, который во всех остальных местах украшен рельефами астрономического содержания.
Не раскрашенные стены и стволы колонн несут на себе изображения строителя зала, Птолемея VIII Эвергета II, приносящего жертвы различным богам. После того как император Юстиниан запретил отправление обрядов, связанных с почитанием Исиды, на Филе в 550 году нашей эры, копты стали проводить в зале свои службы и вырезали кресты на стенах. На левой опоре дверей в заднем вестибюле сохранившаяся часть латинской надписи утверждает: В Mure stultus est («Б. Муре – дурак»).
Как и в других храмах, вестибюли становятся более низкими и тёмными, по мере того как вы приближаетесь к святилищу. Рядом с дверью направо от первого вестибюля греческая надпись сообщает об «очищении» этого языческого сооружения при епископе Феодоре во время правления Юстиниана. С другой стороны вестибюля находится комната, открывающая проход к лестнице на крышу.
В следующем вестибюле имеется интересное изображение, обрамляющее вход с задней стороны на котором царь предлагает систр (слева) и вино (справа) Исиде и Харпократу. На левой опоре двери он доставляет приношения Мину, корзину Сехмет и вино Осирису. Позади изображены священный бык и семь коров. В частично разрушенном поперечном вестибюле за пределами святилища царь преподносит ожерелья, вино и изображение глаза Осирису, Исиде, Хатхор и Нефтиде.
В тускло освещённом, благодаря двум отверстиям в крыше, святилище сохранился каменный пьедестал, посвящённый Птолемеем III и его женой Береникой, на котором некогда помещалась ладья богини. На левой стене фараон стоит напротив Исиды, крылья которой заботливо обнимают Осириса. С противоположной стороны восседающая на троне Исида кормит младенца Хора (вверху) и встаёт, чтобы дать грудь юному фараону (внизу, ныне изображение повреждено). Прочие комнаты, использовавшиеся для хранения даров, содержат рельефы, изображающие богиню с нубийскими чертами лица.
Святилище Осириса в храме Исиды
Постарайтесь убедить охрану отпереть дверь на лестницу, которая ведёт на крышу. В нескольких находящихся здесь комнатах с низким потолком рассказывается о воскрешении Осириса. После сцен оплакивания в вестибюле этого посвящённого Осирису святилища вы можете увидеть Исиду, собирающую его части, и убитого бога, лежащего нагим, с раздутым телом на похоронных носилках (фаллос, как всегда, пострадал от рук вандалов).
Оплаканный Исидой и Нефтидой, Осирис оживает, чтобы оплодотворить свою сестру-супругу, в то время как две богини восстанавливают его тело для солнечного возрождения. Четыре сына Хора переносят представленного в виде сокологолового Сокара Осириса на покрытое папирусом болото, чтобы освятить его священными водами в присутствии Анубиса.
Ворота Адриана на острове Филе
Покинув храм через западную дверь первого вестибюля, вы окажетесь около ворот Адриана, помещённых в кольцевой стене, которая когда-то опоясывала остров. Сбоку от вас будут две стены старого вестибюля, украшенные примечательными рельефами. Правая стена изображает рождение Нила, чей двойной поток проливает на землю Хапи, бог Нила, из своей пещеры под островом Бига, на которой сидит сокол. Справа от этой сцены Исида, Нефтида и другие поклоняются молодому соколу, взлетающему из болота.
Опоры двери несут на себе символы Абидоса (слева) и Осириса (справа). В верхней части стены изображён Марк Аврелий, стоящий перед Исидой и Осирисом. Ниже он преподносит Исиде виноград и цветы. К северу от ворот лежит фундамент храма Хорендота (одна из ипостасей Хора), построенного императором Клавдием.
Храм Хатхор и павильон Траяна на острове Филе
Дабы почтить всех богов, фигурирующих в мифе об Осирисе, к востоку от главного комплекса был сооружён маленький храм Хатхор. Не считая двух колонн с головами Хатхор in situ и остатков капителей с обратной стороны, разрушенный храм примечателен лишь рельефом с изображением музыкантов, среди которых помещён играющий на арфе бог Бес.
Больше всего бросающимся в глаза, подлинным символом Филе является грациозный открытый павильон Траяна, прозванный «Ложем фараона». Перенесённый из своей водяной могилы командой британских военно-морских ныряльщиков и восстановленный, он удачно сочетает разноцветные ряды подражающих растениям колонн со строгой классической формой всего здания. Лишь на двух стенах есть рельефы.
Последними по порядку идут разрушенный храм Августа и врата Диоклетиана, которые отделяли старый Филе от построенной из кирпича-сырца римской деревни. Последняя так сильно пострадала от повторяющихся наводнений, что её решено было оставить под водами озера. В этом же направлении находятся уборные.