храм богородицы в москве на таганке
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.
Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.
В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.
Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.
В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.
В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 году Успенский храм становится подворьем Болгарской православной церкви.
Москва: от креста ко кресту. Таганка
Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.
В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.
Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.
Сила в немощи
Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.
Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».
В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…
Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.
Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.
Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.
Афон в центре столицы
Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.
Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Христе. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…
Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.
Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.
Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.
Главное — жизнь души
В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телесные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.
Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».
В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…
Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 21 (569)
Храм Матроны Московской на Таганке
Храм Святой праведной блаженной старицы Матроны Московской — место паломничества православных людей со всей страны. С 1998 года здесь хранятся мощи Святой Матроны. Верующие едут поклониться чудотворной иконе и мощам, принести цветы и попросить Матрону о помощи.
Бесконечный поток паломников, жаждущих получить поддержку Матронушки, возник ещё при её жизни в начале прошлого века, и с тех пор не иссякает. Десятки и сотни людей ежедневно навещают это святое место.
Покровский женский монастырь, в котором расположен храм, был основан как мужской в 1635 году, закрыт в 1920-х и возобновлён в 1994 уже как женская обитель.
Икона и мощи блаженной Матроны Московской
Икона Матроны Московской располагается прямо на стене храма Покрова Пресвятой Богородицы со стороны улицы, к ней всегда выстраивается большая очередь паломников.
Мощи святой блаженной старицы постоянно размещаются в монастыре с 1998 года и хранятся в специальном саркофаге — раке. Верующие отмечают, что святыня благотворно воздействует на это место — здесь сразу чувствуется покой и умиротворение, на душе становится светло и радостно. Многим помогла Матронушка разрешить свои горести, утолить печаль, исцелиться от болезней.
История и архитектура Покровского монастыря
На территории монастыря находится одноглавый собор Покрова Пресвятой Богородицы, он же храм Матроны Московской на Таганке, а также пятиглавый храм Воскресения Словущего и трёхъярусная колокольня. Храмы окружает обширный Таганский парк, на территории есть святой источник.
В монастыре есть церковная лавка, где продаются иконы Святой Матроны самых разных форматов — от маленьких карманных до больших храмового формата, также там можно купить церковную утварь, масло, свечи, книги и многое другое.
В старые времена на месте монастыря было кладбище, где хоронили бездомных, бродяг и странников. В XVII веке царь Михаил Фёдорович повелел основать здесь монастырь, и поначалу его так и звали — монастырь на Убогих домах.
Каменный одноглавый собор Покрова Пресвятой Богородицы выстроили в 1655 году, в 1806–1814 годах отстроили заново, церковь Воскресения Словущего построили в XVIII веке.
Во время Отечественной войны 1812 года монастырь занял генерал армии Наполеона, и он был почти полностью разорён. Во второй раз монастырь пострадал в 1920-х годах. Времена НЭПа оказались для него самыми губительными — колокольню взорвали, в бывших монашеских обителях и аудиториях духовной семинарии открылись разные конторы и увеселительные заведения. В послевоенные годы монастырь пришёл в полное запустение, и лишь в середине 1990-х был возрождён и снова передан Русской православной церкви.
Святая блаженная Матрона Московская
Матрона Московская — одна из самых почитаемых православных святых. Ещё при жизни она прославилась как великая благодетельница. В её доме всегда были паломники, которым старица Матрона помогала, наставляла, исцеляла, молилась о них. Ещё при жизни её почитали монахи Троице-Сергиевой лавры.
Матрона родилась в Тульской губернии, четвёртым ребёнком в бедной крестьянской семье, у немолодых уже родителей. Родилась она незрячей, с недоразвитыми глазными яблоками. Поначалу Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы хотели отказаться от слепой девочки, отдать её в приют в соседнем селе Бучалки. Но однажды матери приснился вещий сон: прекрасная белая птица прилетела к ней на грудь, и женщина увидела, что птица слепа. Тогда она поняла, что дочь нужно оставить в семье.
С раннего детства Матрона обнаружила глубокую веру в Господа и способности к исцелению и предсказыванию будущего. В юном возрасте у неё отнялись ноги, но это не помешало Святой Матроне путешествовать и совершать паломничества по святым местам.
И сегодня десятки людей ежедневно приходят в Храм Матроны Московской в Покровском монастыре, приносят живые цветы, чаще всего — белые розы и хризантемы, которые Матрона любила больше всего, и Матронушка помогает всем страждущим. По свидетельству верующих, святая блаженная Матрона помогает в самых разных бедах и скорбях: тяжёлых болезнях, потере близких, бесплодии.
Расписание богослужений
Покровский женский монастырь открыт для посещения каждый день с 7.00 утра до 20.00 вечера, по воскресеньям — с 6.00 утра до 20.00 вечера.
По будням поток паломников меньше, по выходным придётся отстоять в очереди несколько часов, чтобы прикоснуться к иконе и мощам Матроны. Семьи с маленькими детьми всегда встретят с улыбкой, пропустят вперёд, предложат люльку для малышей.
В даты важных православных праздников служатся всенощные бдения, вседневные или полиелей.
Храм Матроны Московской на Таганке: как добраться
Адрес Покровского ставропигиального женского монастыря — г. Москва, ул. Таганская, д. 58, Таганский район.
Как доехать на метро до храма Матроны на Таганке
Проще всего доехать туда на метро по Калининской линии (жёлтая ветка) до станции «Марксистская», выйти в сторону ул. Таганской, оттуда на любом троллейбусе или трамвае проехать до остановки «Большая Андроньевская».
Можно доехать на метро по Таганско-Краснопресненской линии (фиолетовая ветка) или по Кольцевой линии (коричневая) до станции «Таганская», оттуда перейти на «Марксистскую» и выйти к улице Таганской.
Либо на метро доехать по Люблинско-Дмитровской линии (салатовая ветка) до станций «Крестьянская застава» или о Таганско-Краснопресненской линии (фиолетовая ветка) до станции «Пролетарская», оттуда пять минут пройти пешком до площади Абельмановская застава.
Другие способы
Чтобы добраться до храма Матроны на Таганке, можно воспользоваться услугами приложений такси: Uber, Яндекс. Taxi, Gett; либо каршерингом: Делимобиль, Belkacar, Lifcar.
Храм Матроны Московской на Таганке: видео
Как попасть к блаженной Матроне Московской в храм на Таганке?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Церковь Покрова Богородицы в Покровском монастыре в народе называют просто: храм Матроны Московской. Это не случайно и связано с тем, что здесь хранятся мощи блаженной старицы. Найти дорогу к нему легко: просто идти за множеством людей, направляющихся сюда. И почти всегда – несущих живые цветы для любимой святой.
Почему Покровскую обитель стали называть монастырем св. Матроны Московской
Сейчас так называют один из старейших монастырей Москвы. Это связано с тем, что с 1 мая 1998 г. здесь покоятся мощи одной из любимых народом угодниц Божиих, старицы Матроны Дмитриевны Никоновой. После канонизации (2 мая 1999 г. как местночтимой святой, с 2004 – общецерковно почитаемой) ее называют блаженной Матроной Московской.
Чтимая икона св. Мароны в Покровском монастыре
Описание малой части происходящих по молитве к святой чудес уже занимает многие тома, еще больше – таких, что люди не предают огласке, но сохраняют в сердце как драгоценные свидетельства помощи Божией по молитвам Его святой.
Адрес Покровского монастыря, как добраться
Обитель расположена на ул. Таганская, 58. Район относится к Центральному административному округу столицы, расположен на юго-восток от исторического центра. Многие улицы, станции метро здесь сохраняют советские названия. Ближайшие к монастырю метро:
Расписание работы и богослужений
Монастырь открывается рано утром с 7 часов: ведь по будним дням литургия начинается уже с 7.30 ч. А по воскресным дням ворота обители открываются с 6 часов, а в 6.15 служится ранняя литургия, поздняя литургии (9 ч.). Ежедневно после литургии у мощей святой служатся молебны.
Вечерние службы начинаются с 16.45 ч. По их окончании, примерно с 20 ч., монастырские врата закрываются.
Патриарх Кирилл у моще блж. Матроны Московской
Можно ли попасть в монастырь сейчас, пускают ли паломников?
На интернет-странице монастыря сейчас нет объявлений для паломников, которые говорили бы об ограничении посещений. В группе обители социальной сети «В Контакте», где многие, приезжающие издалека, активно интересуются, есть ли ограничения на посещение, также нет никакой информации об этом. А побывавшие здесь паломники сообщают, что препятствий для посещения нет. Вместе с тем, действует масочный режим, а при входе охранник может померить температуру.
Гостиница
В 2015 г. освящена гостиница «Покровская», она также находится на ул. Таганской, д. 58, строение 12. Одноместный номер здесь стоит достаточно дорого для приехавшего из провинции паломника – от 6000, двухместный обойдется от 3500 р. каждому постояльцу.
Телефон гостиницы: +7 (495) 911-26-07
В какое время открыт доступ к мощам
Поклониться мощам св. Матроны Московской можно по будним дням с 7 до 20 ч., а по воскресным – с 6 до 20 ч. Подойти к образу святой, который расположен на внешней стене храма, можно также после 20 ч., посетителей никто не выгоняет, но опытные паломники все же рекомендуют припозднившимся по какой-либо причине постараться попасть на территорию до 8 ч. вечера, когда монастырь закрывается.
Современная жизнь обители
Сейчас монастырь – ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно Патриарху.
Игумения и сестры
Игумения Феофания (Мискина)
С 22 февраля 1995 г. сестер возглавляет игумения Феофания (Мискина). Матушка приняла постриг иноческий постриг в 1990 г., а в мантию пострижена 14 апреля 1995 г. патриархом Алексием II. Настоятельнице удалось возродить монашескую жизнь, восстановить храмы.
А началось все с октября 1995 г., когда в полуразрушенном Покровском храме состоялась первая литургия. Тогда количество насельниц, вместе с настоятельницей, составляло только 5. А временный иконостас построил из фанеры брат матушки, Александр.
К 2014 г. здесь насчитывалось 50 сестер. На интернет-странице, в храмах монастыря можно увидеть объявление о том, что Покровский приглашает как трудниц, желающих поработать во славу Божию, так и сестер «желающих посвятить свою жизнь Богу, от 18 до 60 лет».
Сейчас при монастыре действуют:
История монастыря
Свою жизнь обитель начала с XVII в. как мужская.
«Божедомье»
Именно на этом основании своего рода кладбища для погребения «безродных» на Руси стали также именовать Божиими домами, или «Божедомьем». Не Сам ли Христос ходил, как странник, не имея постоянного жительства, всеми гонимый? Не Он ли принимает неприкаянные души страдавших при земной жизни? Таково было значение этого места. Был здесь приходской храм Покрова Богородицы – небольшой, деревянный. Здесь неопустительно поминали известных и неизвестных по именам рабов Божиих.
Основание
14 октября 1633 г., на Покров Пресвятой Богородицы, преставился Патриарх Филарет (в миру боярин Федор Никитич Романов), отец государя Михаила Феодоровича. Спустя 2 года сын, как память о почившем родителе-архипастыре, решил построить на «Божедомье» иноческую обитель. Выбор, очевидно, был связан с посвящением местного храма Покрову, да еще с тем, что сугубая молитва иноков о почивающих здесь, конечно, даст отраду душе почившего Предстоятеля, памяти которого будет посвящен монастырь.
Царь лишь начал возводить монастырь, а достроил его уже внук патр. Филарета, Алексей Михайлович. Средства на строительство были получены от сдачи государством в аренду земель для строительства домов. Оттого обитель именовалась горожанами не только «Божедомской», но также «комнатной».
От «приписного» монастыря к миссионерскому центру
К 1655 г. удалось отстроить в камне Покровскую церковь. Постепенно собиралась братия. Сохранилось имя возможного первого игумена, Стефана, ранее служившего при Благовещенском соборе Кремля. Особым деланием иноков было поминовение всех похороненных на этой земле усопших.
Однако, обитель, видимо, никогда не была особо богатой, процветающей, жили иноки скромно, а пожалуй – даже бедно. Уже к 1680 г. Покровский сделали «приписным» к Заиконоспасскому монастырю столицы. Таковым он оставался до 1731 г. Затем, в соответствии с тогдашней политикой государства, со времен Петра I требовавшего от иноков «общественной пользы», монастырь попытались сделать «училищным». Ему дали самостоятельность, открыв здесь семинарию. За 1730-е – 1770-е гг. возведены:
Что до семинарии, по времени ее закрыли, распределив учеников по другим духовным школам. По введенным Екатериной II «монастырским штатам» (1764 г.) Покровский был отнесен к «третьему классу», что означало символическую ежегодную субсидию от Синода 300 рублей. При этом, как у других монастырей, полностью отобрали все земли, так что положение монахов долгое время было практически бедственным.
Особенно тяжело пережила и так небогатая обитель нашествие войск Наполеона – на ее территории стояли оккупационные войска, французы осквернили храмы, забрали святыни. Лишь к 1855 г. удалось восстановить церковь Воскресения Словущего, отстроить каменные стены.
Новую жизнь вдохнул в монастырь проект свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского. Владыка решил сделать Покровский миссионерским. С 1870 г. здесь открылась школа для иночествующих, желающих нести Слово Божие язычникам Севера, Сибири, Аляски, Китая. Однако работа продолжалась лишь до 1879 г., до кончины архипастыря.
Кладбище
Несмотря на весьма неоднозначное отношение светской власти к монастырю, простые москвичи любили его, чтили святыни, а многие, включая известных жителей столицы, желали быть погребенными близ места, где веками сугубо молятся о почивших.
Кладбище при Покровском было самым большим из монастырских некрополей столицы, оно занимало более 5 гектаров.
Например, здесь покоятся:
Безвременье
После прихода советской власти монастырь какое-то время продолжал действовать. Его храмы закрыли только с 1926 г., после чего демонстративно взорвали колокольню.
Известно, что последним наместником Покровского перед его ликвидацией советской властью был архимандрит Вениамин (Милов). Он принял постриг уже после революции, в 1920 г., хорошо зная, на что себя обрекает. Его арестовали в октябре 1929 г., тогда же окончательно закрыли монастырь.
В ожидании неизбежного ареста, о. Вениамин написал воспоминания, озаглавленные им «Дневник инока». Он со смирением пишет о происходящем: «Я благодарю Бога… Господь научил меня – сибарита и любителя спокойной жизни – претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания».
Многих иноков ждали мученические венцы, но отцу архимандриту Господь судил исповеднический подвиг. Всего его арестовывали трижды, последний раз – в 1949 г. Он прошел лагеря, ссылку. А 1 февраля 1955 г. стал епископом Саратовским и Балашовским, но это, уже последнее послушание, продлилось менее года – 2 августа 1955 г. владыка скончался. К лику святых он пока не причислен, хотя многие православные уверены, что исповедник – во святых. Ведется запись чудес по молитвам к нему, а 8 июля 2016 г. засвидетельствовано мироточение креста на могиле.
Что до самой обители, ее территорию заняли советские учреждения. К 1992 г. их насчитывалось здесь до сорока. Наибольшую боль причинило верующим планомерное уничтожение некрополя 1930-х. На его месте устроили «парк отдыха». Впоследствии «окамененное нечувствие» многих горожан, выросших уже при советском строе, дойдет до того, что в 2000-е гг. начнется целое общественное движение против передачи монастырю Таганского парка, «места отдыха». В 2009 г. власти отказали в этом из-за… «отсутствия юридических оснований».
Новая жизнь
Она началась 24 ноября 1994 г., когда было принято решение о возобновлении на святом месте иноческой жизни. Но возродился монастырь уже как женский.
Святыни
Главная из них – мощи св. Матроны Московской.
Кроме того, паломники приезжают:
Все эти святыни пребывают в Покровской церкви. В храме Воскресения Словущего также если не менее десятка почитаемых образов, ковчегов с мощами угодников Божиих, среди которых Киево-Печерские святые, царица Феофания, свт. Иоанн Шанхайские, другие.
Храмы
Сейчас их насчитывается три:
История передачи храма Воскресения оказалась очень сложной. Игумения Феофания вспоминает: «Во время своего приезда 13 октября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II возложил на меня наперсный крест. Этот приезд Патриарха стал очень важным для нашей обители. Предстоятель осмотрел территорию, а потом зашел в Воскресенский храм. В то время там еще был спортзал, штангисты занимались. И прямо при них Патриарх такую речь сказал на камеры! За месяц до этого, в сентябре 1996 года, московские власти выпустили Постановление о передаче всех зданий и земли монастырю. Но фактически ничего не изменилось – арендаторы никак не уходили. Патриарх знал об этом, и вот, чудесным образом, после молебна Покрову Матери Божией нам уже через неделю передали все здания в безвозмездное пользование! А когда я Святейшему на следующий день с радостью сообщила об этом, он сказал: «Вот что значит – отслужить только молебен Божией Матери!».
Жизнь Покровского никогда не была простой. Мирские бури накатывают на святое место и сейчас, не первый раз, да и не последний. Но среди суеты мегаполиса здесь – место тишины, мира. А потому очень часты такие отзывы побывавших здесь:
«Большая, чистая территория. Главный храм вместительный, была на службе. Очень спокойно и умиротворённо» (Лола).
«Здесь тихо, спокойно, душа отдыхает…» (Вера Левицкая)
За этим сюда и приходят – остановиться среди суеты, помолиться любимой святой, почувствовать Божие присутствие.