храм екатерины в питере
Базилика Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге
Базилика Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге — один из старейших католических храмов в России, ценный архитектурный памятник XVIII столетия. Расположена она на Невском проспекте и является одной из главных достопримечательностей исторического центра Петербурга и посещаемым туристами и местными жителями храмом. Это единственное католическое религиозное заведение в России, которому был присвоен титул малой базилики. Это звание было присвоено храму самим Папой Римским в 2013 году.
Расписание богослужений
Базилика Святой Екатерины является действующим католическим храмом, ежедневно в ней проводятся мессы на разных языках — русском, английском, польском и испанском.
По будням:
в 08:30, 12:00 и 19:00 — на русском языке
По субботам:
По воскресеньям:
в 09:30 — на английском языке, в 10:45, 12:00 и 19:00 — на русском языке, в 13:30 — на польском языке.
Для посещения храм открыт ежедневно с 08:00 до 20:00.
История
Католический приход в Санкт-Петербурге был образован, спустя 13 лет после основания города, — в 1716 году. Но разрешение на строительство отдельной католической церкви было подписано только императрицей Анной Иоанновной в 1738 году, а строительство завершилось при Екатерине II, через 45 лет. Именно в ее честь был назван храм.
Долгое время католический приход ютился в деревянном здании, которое сгорело в результате пожара. После этого городские власти приняли решение возвести каменный храм. В 1738 году для будущей постройки было отведено место на Невском проспекте. Автором проекта стал итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини. По ряду разных причин стройка велась долго, сменялись застройщики. Трезини за это время успел спроектировать и даже построить несколько православных храмов и стать известным архитектором в городе.
В 1751 году, когда у власти уже успело побывать два других правителя, и на престол вошла императрица Елизавета Петровна, Трезини покинул Россию и уехал в Италию. Во время правления Петра III работы не велись. И только при Екатерине II строительство продолжилось.
Работы начались 9 июня 1763 года под руководством французского архитектора Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота. С 1779 года процесс строительства поручили возглавить итальянскому архитектору Антонио Ринальди. И 7 октября 1783 года новый храм был открыт и торжественно освящен. Свое название он получил именем Святой Екатерины Александрийской — мученицы, погибшей во время гонений на христиан в Риме, и покровительницы Екатерины II. Изначально новый храм хотели назвать именем Святого Петра — покровителя города на Неве.
Открытие храма стало знаменательным событием в жизни Санкт-Петербурга. Прихожанами его стали известные деятели культуры и искусства, приглашенные из Европы. К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 тысяч человек.
После Революции жизнь храма продолжалась: он долгое время оставался единственным в Петербурге оплотом католической веры. Но в 1938 году он был закрыт, внутреннее убранство его разграблено. Завершил уничтожение храма большой пожар 1947 года, который почти ничего не оставил от былого великолепия. Здание долгое время использовалось, как склад.
Восстановление храма началось в 1992 году. Были проведены масштабные реставрационные работы, восстановлены интерьеры здания, и церковь Святой Екатерины Александрийской вновь открыла свои двери для прихожан, спустя почти 15 лет после начала восстановительных работ.
В 2013 году Папой Римским храму был присвоен титул базилики, подчеркнув его древность и значимость. На сегодняшний день в России существует только одна базилика — Святой Екатерины Александрийской. Часто в здании проводятся органные концерты и камерные мероприятия, но по-прежнему это — действующий католический храм.
Архитектура
Базилика Святой Екатерины Александрийской является ярким образцом архитектуры XVIII столетия. Построена она в модном тогда стиле классицизма и привлекает посетителей не только внешним, но и внутренним убранством.
Внешнее убранство
Базилика Святой Екатерины Александрийской — результат работы нескольких архитекторов в течение 45 лет, поэтому каждый из них внес свой вклад во внешний и внутренний облик здания. Но одна черта осталась — это стиль постройки: классицизм, отсюда — внешняя скромность здания.
Храм в плане представляет собой большой католический крест — это типичная форма религиозных строений в Европе. Фасад здания украшен арками и колоннами, которые сверху венчают фигуры апостолов и ангелов, поддерживающих центральный крест. Эти статуи — старейшие в Санкт-Петербурге, находящиеся на открытом воздухе. Венчает храм большой купол с католическим крестом.
Внутреннее убранство
Интерьеры храма не сохранились, но были частично восстановлены по чертежам и рисункам. Очевидцы описывают внутреннее убранство храма как одно из самых роскошных в городе.
Главной ценностью храма был алтарный престол из мрамора, привезенный в подарок от жителей итальянского города Ливорно. Здесь же рядом располагались живописные полотна, одно из которых Екатерина II презентовала храму лично. Настоящим украшением церкви был орган — традиционный инструмент для католических храмов. Он считался одним из лучших в Европе.
Сейчас интерьер базилики Святой Екатерины скромный, но выдержан в соответствующем стиле. Стены выкрашены в бело-желтые тона, что создает ощущение присутствия света.
Главной реликвией храма стал алтарный крест, который был спасен одной из прихожанок в 1938 году и возращен, спустя более полувека. Также здесь находится один из лучших органов Петербурга, послушать его приходят как местные жители, так и туристы: в здании базилики часто проходят мероприятия.
Как добраться до базилики Святой Екатерины в Санкт-Петербурге
Базилика Святой Екатерины расположена главной улице Санкт-Петербурга — Невском проспекте, поэтому добраться до нее можно различными способами — на общественном транспорте или автомобиле.
Самый быстрый способ добраться в центр Петербурга — это метро. Станция «Невский проспект» (синяя линия), «Гостиный двор» (зеленая линия) находятся в шаговой доступности от базилики Святой Екатерины: расстояние составит не более 100 м. Чуть дальше, в начале Невского проспекта, находится станция метро «Адмиралтейская» (фиолетовая линия): от нее придется прогуляться минут 10 пешком или проехать на автобусах 2 остановки.
Многие автобусы проходят мимо базилики. Это маршруты № 3, 7, 22, 24, 27, 191. Они курсируют по разным районам города, что дает возможность доехать до Невского проспекта из разных мест. Остановка их так и называется — «Метро «Невский проспект». Она расположена в двух шагах от храма.
Также до базилики Святой Екатерины можно добраться на троллейбусе: их остановки на Невском проспекте совмещены с автобусными, что удобно. Подойдут маршруты № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
На автомобиле доехать также не составит труда, но парковка на Невском проспекте запрещена, придется поискать место на соседних улицах. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.
Базилика Святой Екатерины в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:
Видео-обзор базилики Святой Екатерины в Петербурге:
Церковь вмц. Екатерины (Санкт-Петербург, Васильевский остров)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь вмц. Екатерины (Санкт-Петербург, Васильевский остров)
Церковь святой Екатерины построен в 1811-1823 годах, находится на Васильевском острове Петеребурга. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, входит в состав Василеостровского благочиннического округа.
Содержание
История [ править ]
В первой половине XIX века среди архитектурных доминант речной части Санкт-Петербурга главенствующее положение занимал монументальный купол церкви святой великомученицы Екатерины на Кадетской (ныне Съездовской) линии Васильевского острова.
По праздникам с высокой колокольни церкви плыл над Невой гулкий звон главного 500-пудового колокола, созывая верующих в один из красивейших православных храмов столицы, полный простора и света.
Место, занимаемое церковью святой великомученицы Екатерины, было издавна освящено присутствием на нём храма Божия. В 1745 году здесь располагалась «полотняная» (переносная) церковь Живоначальной Троицы Кабардинского полка. Затем её сменила деревянная Никольская церковь, при астраханском драгунском полке. Между 1745 и 1773 годами она получила новое название – Церковь святой великомученицы Екатерины. Ею некоторое время пользовался Кексгольмский полк. В 1782 году деревянная Екатерининская церковь становится «оспенною». Такие церкви по указу Святого Синода от 1775 года назначались для заболевших оспою или корью. И священники оспенных церквей могли входить только в те дома, где были люди, заражённые этими болезнями, а жители этих домов могли обращаться с требами только к священникам оспенной церкви.
Из архивных данных известно, что деревянная церковь сгорела в день Рождества Христова в 1809 году. Из всего имущества сохранилась только храмовая икона святой великомученицы Екатерины.
Сразу после несчастья с деревянной церковью начался сбор средств для возведения нового храма на том же месте. Строителями храма были избраны купцы И. Водовозов, П. Новиков и Д. Голубин. План храма составлял профессор Императорской Академии Художеств А.А. Михайлов, один из участников постройки Исаакиевского Собора.
Храм во имя святой великомученицы Екатерины стал его самым лучшим произведением. С началом работ потекли и пожертвования. Жертвовали все, кто мог: купцы, генералы, крестьяне, биржевые маклеры и работники. К 1823 году постройка была завершена и Храм был освящён преосвященным Григорием (Постниковым), впоследствии Митрополитом Петербургским.
В 1863 году с западной стороны была возведена каменная колокольня по проекту академика Ф.И.Нестерова. Вместе с колокольнею было пристроено здание для сторожей и новая каменная часовня, где находился образ Святой великомученицы Екатерины, спасённый при пожаре первоначальной церкви. В дальнейшем внешний облик храма почти не менялся.
В плане храм имеет форму четырёхконечного креста, увенчан большим куполом на высоком барабане, декорированном 24-мя колоннами коринфского ордера. На куполе возвышается фигура Ангела на шаре, держащего медный крест. Первоначально крест и шар были позолоченными, купол храма обит белым железом, а кровля окрашена зелёной масляной краской. Стены интерьера были расписаны на Евангельские сюжеты, а своды выполнены в виде розеток. На северной стене находилась композиция «Поклонение волхвов», на южной – «Крещение Господне», на западной – «Вход в Иерусалим», в куполе была изображена Богородица, на столбах – четыре Евангелиста. Пол во всём храме был деревянный окрашенный жёлтой краской в алтарях, на амвонах и клиросах.
В церкви было три придела и три престола: главный, освящённый в честь Святого Иоанна Крестителя, второй — в честь Святого Иоанна Богослова и третий – в честь Святой Великомученицы Екатерины. Над главным престолом на четырёх тумбах, украшенных позолоченной резьбой, была устроена сень из балдахина, стоявшего над гробом Императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования её праха из Беляева в Чесьму. В 1907 году святые Престолы и жертвенники во всех трёх алтарях были обложены благолепною одеждою из белого каррарского мрамора с инкрустациями. На верхних досках у жертвенников были высечены слова: «Помяни, Господи, во царствии Твоем» и имена жертвователей.
За святым престолом в главном алтаре находилась икона Воскресения Христова, работы К.П. Брюллова, в золотой раме. Скульптурная работа по оформлению иконостаса производилась профессором В.И. Демут-Малиновским. Иконы в большом иконостасе принадлежали кистям знаменитых художников Ф.П. Брюлло и академику Г.К.Угрюмову.
Приход церкви состоял преимущественно из крестьян, рабочих с биржи и судов, а для биржевых артельщиков – церковь была родной. Артели участвовали в создании и оформлении храма. Каждая артель имела свой собственный образ, о котором заботилась, украшала, перед которым молилась и теплила лампады.
Каждый год в первый Спас к стрелке Васильевского острова от храма шёл крестный ход с водосвятием и молебнами, который останавливался у двух приписанных к храму часовен: во Имя Нерукотворного Спаса у таможни, и у чугунной, близ Тучкова моста, которую построили в 1900 году торговцы сеном в память Александра III. К храму также была приписана и домовая церковь в Повивально-гинекологическом институте. В 1876 году при церкви было организовано Приходское Благотворительное Общество, в котором состоял знаменитый петербургский купец Елисеев. Члены общества помогали бедным прихожанам, собирая ежемесячные пособия для неимущих, а в 1888 году была открыта богодельня для безродных стариц.
Послереволюционная судьба храма святой великомученицы Екатерины похожа на участь большинства православных храмов Санкт-Петербурга. Храм пережил тоже, что и вся Русская Церковь: борьба с раскольниками-обновленцами, временная победа обновленцев, закрытие обновленческого храма в марте 1936 г., циничное надругательство над домом Божиим и бесследное исчезновение святынь и убранства храма.
Долгое время здание церкви святой великомученицы Екатерины было занято лабораторией Гидрологического института. В 1953 г. здание, «охраняемое» государством как памятник архитектуры, передали Всероссийскому нефтяному научно-исследовательскому геологоразведочному институту (ВНИГРИ) под лабораторный корпус. В капитальные стены врезали бетонные перекрытия, сделав церковь четырехэтажной, а центральную часть храма под куполом, огородили стеклянным «аквариумом», который служил коллектором для вентиляционных выбросов химических лабораторий.
Современное состояние [ править ]
В марте 1996 г. часть здания церкви святой великомученицы Екатерины было возвращено Санкт-Петербургской Епархии и 21 ноября того же года здесь состоялась первая Божесвенная Литургия. С этого времени начались регулярные богослужения, пока только в помещении под колокольней, так как основная часть храма нуждается в полном восстановлении.
При церкви действуют катехизаторские курсы, книжная лавка, любительский хор и служба помощи больным детям при детской больнице.
Сделаны первые шаги по восстановлению храма. Первого декабря 2000 г., накануне храмового Праздника, произошло радостное и долгожданное событие — воздвижение позолоченного креста на колокольню. А 7 декабря 2004 г. впервые, за долгие десятилетия после закрытия храма был отслужен молебен святой великомученице Екатерине в освобожденной части церкви под куполом. Проведены подготовительные работы для полной реставрация скульптуры Ангела с крестом на куполе храма. Надеемся, что в скором времени церковь святой великомученицы Екатерины обретёт своё былое великолепие и станет ещё одним духовно-просветительским центром города на Неве.
Святыни [ править ]
Икона Божьей Матери «Иверская». Во время настоятельства протоиерея Иоанна Пашкевича для храма была написана и освящена икона Божье Матери «Иверская», которая в день освящения явила чудо своей милости — печать благодати на лице Божье Матери в виде стекающих слез, которые и сейчас видны всем приходящим к этой иконе людям.
В храме имеется ковчег-календарь с мощами православных святых на каждый день года. Список частиц святых мощей, рядом указан день памяти:
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: От ст. метро «Василеостровская» пешком (15 минут) или мрш. Э30, Т120; авт. 128; трл. 12; трм. 6, 31, 37, 40, 63.
Адрес: 195053, Санкт-Петербург, Васильевский остров, Кадетская линия, дом 27-А
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1
Богослужения проходят каждое воскресенье в 13.00
Следите за анонсами и афишами!
При входе на музыкальные мероприятия собираются пожертвования в сумме 350 рублей. Только у нас вы можете услышать лучших исполнителей в прекрасной аутентичной акустике!
На платные концерты в кассах города приобретают билеты, о чем указывается в афишах.
Церковь Святой Екатерины приглашает всех прихожан и гостей, а также всех:
— кто любит приходить на органные богослужения и концерты,
— кому интересна история нашего города, Васильевского острова и церковного здания,
— кто хочет услышать лютеранскую проповедь Слова Божьего,
— кто ценит хорошее общение и любит задавать вопросы :)),
и всех, кто просто хочет заглянуть к нам, проходя мимо, но стесняется. :))
Община отделилась от Петрикирхе и самостоятельно обосновалась на острове в 1728 году, была названа Преображенской
Первое собственное здание освящено пастором Отто Лудольфом Трефуртом в 1734 году
Ныне действующая церковь построена в 1768-1771 годах, освящена 26 января 1771 года пастором Иоахимом Кристианом Гротом в честь императрицы Екатерины II
В 1902-1903 годах здание перестроено в фасадной части и добавлена дворовая пристройка
В 1935 году здание отнято у общины, имущество передано в Эрмитаж или разграблено, интерьеры утрачены. Пасторы и многие прихожане расстреляны или умерли в тюрьмах
В Рождество 1989 года прошло первое богослужение возрождённой общины
В 2020 году, к 250-летнему юбилею город полностью отреставрировал здание с внешней стороны, завершив многолетние труды и оправдав ожидания прихожан
Дорогие братья и сестры! Дорогие друзья!
Экскурсии по записи
До середины сентября мы на каникулах!)) Концертная деятельность начнется осенью)))
Следите за объявлениями!
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1 запись закреплена
НА БОГОСЛУЖЕНИЯ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В 13.00!
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1 запись закреплена
Стипендии, гранты, конкурсы за рубежом
Волонтерство в Детской Деревне в Австрии
дедлайн: 14 ноября 2021 года
Таль-бай-Грац, Австрия
Длительность: с 1 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года
Показать полностью.
В Детской Деревне проживает около 40 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Персонал состоит из профессиональных работников, таких как психологи, учителя, социальные работники, молодежные работники и др. Трое волонтеров будут размещены в разных домах.
Обязанности:
— помогать персоналу в повседневных делах: встречаться с детьми после школы, готовить, учиться, делать домашние дела, играть и проводить свободное время и т.д.
— сопровождать детей на экскурсии или при необходимости, а также организуют мероприятия для детей.
Работа начинается днем, волонтеры работают 35 часов в неделю. Волонтеры узнают об австрийской системе социального обеспечения, улучшат свои социальные навыки, получат представление о социальной работе, методах обучения и терапии.
Организация покрывает все основные расходы (жилье, транспорт, питание и т.д.). Также волонтерам будет предоставлен как минимум один курс немецкого языка.
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1 запись закреплена
Сердечно приглашаем на воскресное богослужение!
Близится Воскресенье Вечности, день мертвых, день поминовения. Последнее воскресенье церковного года. Но у нас ещё будет неделя, чтобы понять, чего же мы ждём, к чему готовит нас Господь.
Добро пожаловать в преддверие Вечности!
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1 запись закреплена
Проповедь в третье воскресенье от конца церковного года
Господи, Ты был милостив к Своей земле;
Ты вернул благополучие Иакову.
3 Ты простил беззаконие Своего народа
и покрыл все его грехи.
4 Ты отвел Свою ярость,
отвратил Свой пылающий гнев.
5 Восстанови нас, Боже, наш Спаситель,
прекрати Свое негодование на нас.
6 Неужели Ты будешь гневаться на нас вечно,
продлевать Свой гнев из поколения в поколение?
7 Неужели не оживишь нас вновь,
чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою
и даруй нам спасение Твое.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог,
ведь Он обещает мир Своему народу —
тем, кто верен Ему.
Лишь бы они снова не впали в безумие.
10 Истинно, близко Его спасение к тем, кто боится Его,
чтобы слава Его поселилась на нашей земле.
11 Милость и истина встретятся,
праведность и мир поцелуются.
12 Истина поднимется с земли,
и праведность посмотрит вниз с небес.
13 Господь воистину даст нам благо,
и наша земля принесет урожай.
14 Праведность идет перед Ним
и для Его стоп готовит путь.
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1 запись закреплена
ORGELVESPER
Напоминаем вам, что сегодня в стенах нашей церкви состоится дополнительный ORGELVESPER, начало в 19.30. Прозвучит камерная музыка зарубежных и отечественных композиторов XIX-XX вв. для сопрано и виолончели в сопровождении фортепиано. Также в программе органные хоральные прелюдии Иоганнеса Брамса.
Завтра, в воскресенье, в 16.00 Марина Вяйзя исполнит органные произведения Иоганна Себастьяна Баха и его предшественников Георга Муффата и Николауса Брунса.
Обязательным условием для входа на ORGELVESPER является только внесение благотворительного взноса от 350 рублей (наличными).
Не забывайте также про средства индивидуальной защиты.
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1 запись закреплена
Знаете ли вы обычаи народов, населяющих нашу мультикультурную, многонациональную страну, которую населяют как атеисты, так и люди верующие, каждый в своей религиозной традиции?)) Идёт Большой Этнографический Диктант))
Церковь Святой Екатерины, Большой проспект ВО 1 запись закреплена
ПАМЯТИ ЕПИСКОПА ХАРАЛЬДА КАЛНИНЬША
22 июля 2021 года исполнилось 110 лет со дня рождения первого епископа возрожденной в Советском Союзе Евангелическо-Лютеранской Церкви Харальда Калниньша.
Показать полностью.
В 1951 году ординирован архиепископом ЕЛЦ Латвии Густавом Турсом.
С 1967 года по своей инициативе и по благословению ЛЕЛЦ вновь и вновь посещал общины в Латвии и других регионах, особенно в Казахстане, Сибири и Средней Азии, куда в 1970-х с помощью Всемирной Лютеранской Федерации начали привозить Библии на русском языке.
14 сентября 1980 года в Таллине, во время Европейской конференции ВЛФ был благословлен архиепископом ЕЛЦ Латвии Янисом Матулисом в качестве суперинтендента с правами епископа для немецких лютеранских общин в СССР.
29 сентября 1994 на I Генеральном Синоде ЕЛЦРДГ (ELKRAS) он подал в отставку.
Служил пастором 6 общин НЕЛЦ Латвии до самой кончины. Похоронен на кладбище в Саулкрасти, Латвия.
Во время его проповедей люди сосредоточенно замирали, боясь пропустить хоть слово – таков был его дар проповедника и пастыря. Его слова, манера говорить завораживали, открывали сердца людей Слову Господа, задевали все душевные струны, вызывая благоговение, восторг, страх или боль.
Он пережил все неимоверные сложности работы пастором в стране, где насаждался атеизм, разрушались церкви, депортировали, расстреливали и бросали в лагеря пасторов и прихожан.
Господь призвал его еще в детстве, когда он вместе со своим братом мечтал стать проповедником, и дал ему возможность стать той движущей силой, той личностью, вокруг которой собрались разрозненные и рассеянные на огромных пространствах общины.
После смерти пастора Артура Пфайффера в 1973 году и отъезда в Германию пасторов Ойгена Бахмана и Иоганна Шлюндта в уцелевших от репрессий общинах не осталось ординированных служителей. Нужно было собирать общины. Вытащить их из изоляции, помочь общаться друг с другом. Своими словами и проповедями Харальд Калниньш мог увлечь людей, зажечь их сердца, научить их быть и чувствовать себя частью единой Церкви Христовой, призвать к покаянию. Но были другие задачи: создание церковной структуры, устава, развитие теологического образования для будущих служителей, контакты с другими церквями в России и других странах. Все это требовало значительных усилий многих сотрудников. Нужна была система, стратегия, организация работы. И он сумел найти таких людей: тех, кто стал первыми пропстами, редакторами журнала «Вестник», преподавателями теологических курсов, сотрудниками канцелярии в Риге – Ральфа Гневуха, Илону Минченока, Натали Кофлер, Штефана Редера, Сандру Виндича, Гундарса Ваштикса, Байбу Устубу. В начале своего служения пастор Йозеф Баронас также принимал участие в работе, пока не выбрал для себя путь раскола. И все годы его неизменным спутником, помощником и сотрудником была его супруга – Вия Калниня.
Церковь возрождалась, объединялась, обновлялась. Сложилась трехуровневая система — общины, региональные церкви и объединяющая, единая для всех церковь.
Пастор Калниньш вел людей путем к Царству Божию, его девизом были слова из 1 Послания к Коринфянам (15:57-58): «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом».
Все начиналось с малого. Несмотря на запреты властей, тяжелые условия, его проповеди не умолкали. Первые ординированные им из среды верующих пасторы приступали к служению – пока еще в домах и на кладбищах, но вскоре уже в полуразрушенных и восстановленных церковных зданиях. Материальной помощи люди тогда не ждали — была жажда слышать живую проповедь, получить свою первую Библию, подойти к св. Причастию, успеть хотя бы перед смертью… пусть с черствым хлебом и чаем…
Он пришел к жатве плодов, которые породили молитвы, кровь и слезы мучеников и верующих уничтоженной Лютеранской церкви. И в этой жатве он встретил братьев и сестер, сохранивших общины. Его поддерживала мысль: «Если братья и сестры, жившие под угрозой смерти, были верны до конца, ты здесь хочешь сдаться? Никогда. Стать неверным, отречься от Бога? Никогда. Только так — Христос побеждает в моей душе, в моей Церкви, в моей стране».
Крик о помощи, первые шаги навстречу — и вот, в, казалось бы, навсегда скованной холодом страха стране треснул лед отчуждения, пламя веры согрело сердца, и свет Евангелия проник в души.
Где эти города, из которых приходили робкие записки, с едва читаемыми карандашными или чернильными строками, или длинные пронзительные по своей искренности письма? Люди писали, высказывая самое важное, самое сокровенное, или обстоятельно рассказывали о жизни с библейскими комментариями и с трепетной надеждой на ответ. Он отвечал, и каждый раз всматривался в карту, в огромные расстояния, в пустые глаза государственных уполномоченных: разрешат ли поехать, разрешат ли провести богослужение? Или вновь ударят в лицо свинцовым словом: «отрекись»?
Действительно ли мы сейчас общность? Епископ Калниньш писал: «Истинная Церковь, община — та, которая через покаяние пришла к вере, к возрождению. И через возрождение и веру к святости, к спасенной жизни, без чего никто не увидит Бога».
На прощание он передал нам четыре просьбы:
держитесь своей веры и общности в любви, иначе и все остальное не будет ничего стоить;
будьте чисты и святы в возвещении;
молитесь,
оставьте меня в маленьком уголке вашего сердца, в совсем крошечном уголке; сохраните меня в молитвах и мыслях так, как я хочу нести вас в моем сердце.