храм евреев в москве
Синагоги и еврейские центры в Москве
Москва – многонациональный город, по официальным данным здесь проживает около полумиллиона евреев, исповедующих иудаизм. В столице живут и работают главные раввины России: Берл Лазар и Адольф Шаевич. Среди моих хороших друзей тоже есть евреи, которые регулярно посещают синагогу, придерживаются традиций и образа жизни иудеев. Расскажу об основных синагогах Москвы.
Синагоги Москвы внутри все построены по образу Храма царя Соломона
Синагоги, являющиеся местом общественного богослужения и центром еврейской религиозной жизни, появились около двух с половиной тысяч лет назад в Вавилоне. Внешне московские синагоги отличаются друг от друга, а в основе их внутреннего устройства – конструкция Храма, построенного в период правления царя Соломона. В Москве сегодня действуют пять основных синагог.
Московская хоральная синагога
Московская хоральная синагога – старейшая и одна из крупнейших в столице. Её строительство было начато в 1887 г., однако из-за преследований евреев в годы правления Александра III проект был завершен лишь в 1906 г.
В годы советской власти она продолжала существовать полулегально, то закрываясь, то открываясь вновь. Только в 2000‑х гг. началась, и в 2006 г. закончилась реконструкция, и вскоре хоральная синагога отметила свой 100-летний юбилей.
Хоральная синагога создавалась трудами целого ряда архитекторов, в числе которых были С. С. Эйбушиц, С. К. Родионов и Р. И. Клейн. Её внутренне убранство сочетает восточные мотивы, напоминающее о Первом храме, с европейской религиозной архитектурой.
Также в ней установлена символическая Стена Плача и скульптурная композиция Птица счастья, символизирующая дружбу народов.
Адрес: Москва, Большой Спасоглинищевский переулок, 10.
Метро: ст. «Китай-Город».
Телефон: +7 495 624 24 24; +7 495 624 63 01.
Хоральная синагога в Москве считается центральной главной синагогой не только столицы, но и всей страны. В ней действуют курсы изучения Торы, располагается главный раввинат России и раввинский суд, также есть и кошерная трапезная. Кроме того, синагога сотрудничает с многими еврейскими общинами, общественными службами, школами и детскими садами.
Мемориальная синагога на Поклонной горе
Особое место среди московских синагог занимает Мемориальная синагога в Парке Победы на Поклонной горе. Она построена архитекторами М. Зархи и В. Будаевым в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса и считается образцом современной культовой архитектуры.
Зал синагоги украшен символическими скульптурами известного израильского мастера Ф. Мейслера. Нижний зал синагоги посвящен истории Холокоста и памяти шести миллионов евреев, погибших во время Второй мировой войны.
Это музей, состоящий из двух помещений, в которых рассказывается об истории евреев в России и, что пережил этот многострадальный и мужественный народ во время страшной войны.
Адрес: Москва, Кутузовский пр., 53.
Метро: ст. «Минская».
Сайт: эл. почта [email protected]
Телефон: +7 499 148 08 87.
Мемориал и синагога являются частью архитектурного комплекса Поклонной горы, открыты в 1998 году. Возведен на средства Российского Еврейского Конгресса. Частью Мемориала является единственный в России Музей Холокоста.
Синагога на Большой Бронной
Синагога на Бронной – одна из старейших и известнейших синагог Москвы. Построена она в 1883 году по проекту архитектора М.Н. Чичагова на средства мецената Л.С. Полякова. В течение долгого времени была единственной действующей синагогой Москвы. В 1939 году здание отняли и вернули еврейской общине Москвы лишь в 1991 году.
С 2003-го года по 2004‑й синагога на Бронной реконструировалась. В ходе работ найдена разбитая табличка с надписью: «Да благословит тебя Всевышний, и будет тебя беречь». Эта фраза стала девизом синагоги. Особый статус синагоги на Бронной был обусловлен тем, что ею выбрал своим представительством Любавичский Ребе – один из самых известных деятелей иудаизма XX в.
Еще при строительстве синагоги в 1883 году из неё был проложен подземный ход на случай возможных погромов. Подобная предосторожность не была напрасной: даже в наши дни на синагогу и её посетителей совершались нападения.
Адрес: Москва, ул. Большая Бронная, 6/3.
Метро: ст. «Тверская».
Телефон: +7 495 695 63 45; +7 495 695 45 30.
Синагога на Бронной тесно сотрудничает с Московским еврейским общинным центром, в том числе и с библиотекой Шнеерсона. Ознакомиться с коллекцией книг, собранных Любавичским Ребе, может каждый желающий.
Также синагога на Бронной сотрудничает с центром духовной и физической реабилитации «Эшель». Деятельность центра направлена на изучение традиционных и современных практик иудаизма и интеграции еврейской молодежи в общинную жизнь.
Синагога «Даркей Шалом»
Синагога Даркей Шалом – одна из молодых синагог Москвы, ей название означает «Путь мира и согласия». Она была создана на деньги татарской общины и подарены московским евреям. В небольшом уголке Отрадного расположились не только синагога, но также православный храм и две мечети.
Даркей Шалом ведет активную просветительскую и образовательную деятельность. Это московская синагога курирует детский сад и начальную школу, в рамках которых изучают традиции и обряды еврейской культуры. Есть программы для молодежи и пожилых людей, вечерние курсы для студентов, семейный клуб.
Синагога Даркей Шалом занимается и благотворительной деятельностью: организует анонимные встречи для наркозависимых евреев, осуществляет реабилитацию проблемных детей и подростков, а также евреев, освобождающихся из мест заключения.
В синагоге также действуют библиотека, аудиотека и видеотека. Книжная лавки синагоги открыта ежедневно с 10:00 до 17:00 (кроме субботы и пятницы). Кроме того, Даркей Шалом имеет лавку кошерных продуктов и религиозной атрибутики.
Адрес: Москва, Сигнальный проезд, 19Б.
Метро: ст. «Владыкино».
Телефон: +7 495 221 65 48.
Даркей Шалом также опекает и путешественников. Путники, прибывшие в Москву, имеют возможность остановиться в гостевых комнатах синагоги или в гостинице, расположенной близ неё. Синагога проповедует толерантность и принципы мирного сосуществования, потому принимает на встречи и службы в том числе и не евреев.
Еврейский музей толерантности
Еврейский музей и центр толерантности посвящен еврейской культуре и религиозной традиции, истории жизни и расселения евреев, истории евреев в России. Располагается в здании бывшего Бахметьевского гаража, в Марьиной Роще, на северо-востоке Москвы.
На втором этаже располагается синагога Бейс Менахем. Центр основан в 2000 году. Президент организации — раввин Мордехай Вайсберг. Это единственная синагога, построенная в стране за все 80 лет Советской власти. Построена в 1926 году, сгорела при пожаре в 1993 году.
Летом 1996-го года начала действовать новая двухэтажная синагога, построенная рядом с местом пожара. Молельный зал на 2 000 мест служит и для богослужений, и для проведения торжественных мероприятий.
Еврейский музей и центр толерантности — крупнейший в мире еврейский музей и крупнейшая в Европе крытая выставочная площадка: площадь экспозиции 4 500 м², общая площадь 8 500 м². На настоящий момент это самый технологичный музей в России: экспозиция музея основывается не исключительно на артефактах, но также на информации, поданной в интерактивном виде.
Адрес: Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А.
Метро: ст. «Достоевская», «Менделеевская», «Новослободская».
Телефон: +7 (495) 645–05-50, доб. 220.
Экспозиция музея разделена на несколько тематических сегментов. В неё входят документы, фотографии, письма, повествующие о жизни евреев в России, начиная с конца XIX века до настоящего времени, здесь можно увидеть танк Т‑34, и самолёт У‑2. В музее также есть пространство временных экспозиций, в котором проходят выставки.
Читайте также: Мураново – литературно-мемориальный музей им. Тютчева.
Помимо пяти основных, есть другие синагоги в Москве на Чистых прудах, Синагога «Шатёр Ицхака» в Чапаевском переулке, синагога еврейской общины «Среди своих» хабадского толка на ул. Льва Толстого, а также «Дом Давида» в районе Щукино.
Кроме того, в ближайшее время в Москве планируется построить еще около 10 синагог и еврейских центров.
Московская
хоральная синагога
Старейшая синагога Москвы
МЕРО оказала помощь более 4000 человек в рамках проекта «Вместе справимся»
В течение года в рамках проекта «Вместе справимся», направленного на поддержку семей, пострадавших от коронавируса, помощь получили более 4000 тысяч человек. Проект осуществляется Московской еврейской религиозной общиной (МЕРО) благодаря полученному в 2020-м году гранту от Фонда президентских грантов. В течение.
24 октября 2021 год
Расписание на Йом Кипур в Московской хоральной синагоге
Друзья, публикуем расписание на Йом Кипур в Московской хоральной синагоге. Обращаем ваше внимание, что допуск к участию в праздничных молитвах на Йом-Кипур будет осуществляться только при наличии сертификата о вакцинации (или QR-кода) или свидетельства об отрицательном результате ПЦР теста на…
15 сентября 2021 год
Праздничные молитвы в Московской хоральной синагоге
Приглашаем вас на Рош а-Шана в Московскую хоральную синагогу! Праздничные молитвы в синагога проведет израильский кантор Нетаниэль Оливицки.
02 сентября 2021 год
Главная синагога страны главная синагога
Там, где есть десять евреев, незримо присутствует Слава Всевышнего. Московская Еврейская Религиозная Община делает все возможное, чтобы соединить общины и создать новые структуры для того, чтобы каждый еврей чувствовал себя частью народа Израиля.
Зажигание субботних свечей: в пятницу 12 Ноября в 16:08
Утренний миньян
Cуббота, Воскресенье и гос. праздники России 9:00
Московская еврейская религиозная община (МЕРО)
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
Рады пригласить вас на праздник Суккот в Московскую Хоральную синагогу! 16 октября — канун 1-ого дня праздника!
После молитвы состоится праздничная трапеза в сукке напротив здания синагоги.
Показать полностью.
Приобрести билеты на праздничные трапезы можно у администратора Большого молельного зала.
Подробная информация по телефону: (495) 623-96-97
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
Московская еврейская религиозная община выражает огромную благодарность сотруднику охраны Московской хоральной синагоги Олегу Демшину и желает ему скорейшего выздоровления. Рефуа шлема!
Администрация МЕРО также благодарит Илью Шикарева за оперативные действия и помощь в обезвреживании и задержании злоумышленника!
Многие из вас изъявили желание оказать помощь Олегу Демшину. Для тех, кто желает это сделать, сообщаем, что передать средства можно через бухгалтерию МЕРО (по адресу: Б.Спасоглинищевский пер., 10) или перечислить их по следующим реквизитам:
Местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Московская еврейская религиозная община»
Юридический и фактический адрес :
101000 г. Москва, Большой Спасоглинищевский пер., д. 10, стр.1
ИНН / КПП 7709122435 / 770901001
р/с 40703810238270100375 в ПАО «Сбербанк России» г.Москва
к/с 30101810400000000225
БИК 044525225 / ЕГРН 1027746000479
Назначение платежа: Благотворительное пожертвование на реабилитацию Демшина О.Н.
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО РАВВИНА МОСКВЫ ПИНХАСА ГОЛЬДШМИДТА
Сегодня наступит праздник Рош а-Шана. Молитвы и трапезы в нашей общине пройдут в запланированном порядке.
Я поздравляю всех евреев с Рош а-Шана. Пусть новый год принесет благословение Вс-вышнего в каждый дом.
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
Многие из вас уже узнали из новостей о произошедшем сегодня в синагоге.
Мы сообщаем вам, что все праздничные мероприятия состоятся как запланировано. Завтра вечером мы проводим новогоднюю службу и уверены, что все евреи Москвы проявят солидарность и никакие действия недоброжелателей не помешают нам собраться вместе в Рош а-Шана в синагоге.
Показать полностью.
Руководство общины выражает огромную благодарность охране Московской хоральной синагоги за проявленное мужество и правоохранительным органам Москвы, которые незамедлительно отреагировали на происшествие и помогли задержать преступника.
Мы желаем пострадавшему сотруднику охраны Олегу Демшину скорейшего выздоровления и молимся за его здоровье.
Мы также заявляем, что охрана синагоги будет усилена на время всех еврейских праздников.
Просим вас обратить внимание, что официальную информацию и комментарии дает только руководство и пресс-служба общины.
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
Поздравляем вас с наступающим Новым 5777 годом и искренне желаем, чтобы он принес всем счастье и радость, удачу и процветание!
Мы приглашаем вас отметить Новый год вместе с нами и прилагаем расписание мероприятий праздничных дней.
Вы можете приобрести билеты на трапезы в Московской хоральной синагоге у администратора Большого Молельного зала.
Дополнительная информация по телефону (495) 623-96-97.
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
Обращение главного раввина России Адольфа Соломоновича Шаевича
День Тиша бе-Ав отмечается во всех поколениях как день всенародного траура. На день 9 Ава в истории нашего народа выпали многие трагические события, в том числе разрушение Первого и Второго Храмов. В 20-м веке именно 9 Ава произошла страшная катастрофа, унесшая 6 миллионов жизней – Холокост.
Показать полностью.
В память об этих трагических событиях мы весь день будем соблюдается строгий пост. Всё это призвано служить одной цели – мы должны помнить о трагедиях прошлого, очистить и возвысить себя для будущего..
9 Ава является не только днем глубоко траура, но и в какой-то степени днем надежды. Надежды на то, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.
Главный раввин России А.С. Шаевич
Московская еврейская религиозная община (МЕРО) запись закреплена
Статья главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта к 9 Ава.
РАВВИН ПИНХАС ГОЛЬДШМИДТ: УНИВЕРСАЛИЗМ ПРОТИВ ПАРТИКУЛЯРИЗМА
Пока мы наслаждаемся израильским летом, в голову приходят различные мысли. Мы видим, как Израиль, «страна старт-апов», процветает и развивается (несмотря на вспышки террора, недружелюбных соседей и призывы к бойкоту). Я рассказываю своим детям, что 70 лет назад родители должны были объяснять младшему поколению, почему мы должны праздновать Песах.
Показать полностью.
Сегодня нам необходимо объяснять нашим детям, почему мы все еще должны отмечать Девятое ава.
Царь Соломон, сын царя Давида и Бат-Шебы занимает особое место среди предводителей древних евреев. Его правление стало золотым веком еврейского народа, периодом мира и прогресса. Он построил первый храм в Иерусалиме. При царе Соломоне Израиль стал региональной сверхдержавой. Правители из ближних и дальних земель прибывали в Иерусалим, чтобы поучиться мудрости и справедливости устройства израильского общества. Соломон смог заключить важные матримониально-политические союзы с Египтом и многими другими державами. Израиль наслаждался беспрецедентным уровнем безопасности и процветания.
Однако никакой золотой век не длится вечно. Вскоре после кончины мудрейшего из царей Израиль развалился. На его месте теперь были два царства с различными религиозными и политическими устремлениями, враждующие друг с другом, катящиеся по наклонной. Это привело к гибели обоих царств и краху еврейского суверенитета. Золотой век ушел навсегда.
Труды и мысли царя Соломона стали частью ТАНАХа, еврейской Библии. Мидраш содержит размышления о 31-й главе книги «Притчи Соломона»: «Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его».
Рабби Ишмаэль говорил: «Соломон в один вечер закончил строительство храма в Иерусалиме и женился на дочери фараона, и жители Иерусалима стремились побывать на обоих торжествах, переходя от одного к другому. Свадьбе люди радовались больше, чем окончанию строительства Храма. В тот момент Всевышний подумал, не разрушить ли ему храм» [1].
Это напоминает сегодняшнюю ситуацию, когда, как говорят некоторые, Израиль разделился на «государство Тель-Авив» и «государство Иерусалим». Израиль и впрямь разделился на тех, кто готов нести свет народам в виде старт-апов и новых технологий и тех, кто рассчитывает на высшие силы и осуществление пророчества «из Сиона выйдет Тора, а слово Б-жие из Иерусалима».
Здесь Мидраш априори считает, что мудрецы неодобрительно отнеслись к союзу царя Соломона с дочерью фараона, несмотря на его политические выгоды. Это отражает критическое отношение к универсализму [2]. С другой стороны, мы видим, что мудрецы сравнивали правление Соломона с эпохой Мессии [3]. Царившие в то время мир и процветание объяснялись как высоким уровнем еврейской духовности (как говорит рав Соловейчик, «святостью общества, основанной на Завете»), так и универсализмом, контактами с другими народами. Фактически, в Мидраше критикуется не сам по себе брак Соломона с фараоновой дочерью. Критика вызвана тем, что окончание строительства храма в Иерусалиме, великое событие в духовной жизни еврейского народа отошло в тень по сравнению с празднованием дипломатического достижения Соломона, пусть и тоже великого. Совпадение по времени двух событий принизило значение открытия храма, сделало его второстепенным.
Тем, кто стремится интерпретировать слова Мидраша как отрицание необходимости универсализма и важности этого компонента для строительства еврейского государства (а сегодня мы часто слышим голоса, призывающие нас отринуть все универсальные ценности, разделяемые человечеством), необходимо напомнить, что этот Мидраш основан на главе Притчей, которая, согласно простому значению стиха, дается нам из уст царя Лемуила, царя Массы, нееврейского правителя, цитирующего наставление, полученное им от матери, не на иврите, а на арамейском:
Правление Соломона стало золотым веком, но после его смерти унаследовавший престол середнячок-сын, игнорируя мнение отцовских советников, умудрился растерять изрядную часть царства в гражданской войне, унесшей жизни более чем полумиллиона человек [5].
[1] Мидраш Мишлей 31 (Бубер)
[2] Другая версия этого мидраша, содержащаяся в Псикта Зутрата и посвященная Плачу Иеремии, добавляет определенный нюанс к этой критике.
Мидраш Леках Тов Эйха (2:8): «Он намеревался разрушить, в день окончания строительства храма Соломон женился на дочери фараона, и радости на свадьбе было больше, чем на праздновании, посвященном храму».
[3] Йевамот 24, во времена Давида и Соломона, как и во времена мессии, к поменявшим веру относятся плохо
[4] См. «Меняя неизменное», Марк Шапиро, стр. 45, который утверждает, что текст Талмуда подвергался цензуре.
[5] Хроники II 13:3
Московская хоральная синагога
Московская хоральная синагога расположена в Большом Спасоглинищевском переулке, ближайшее метро — Китай-город.
Всего в Москве пять синагог, хоральная – самая большая и старая из них. Здесь находится Главный раввинат России, а также высшее духовное училище Иешива. Хоральной синагога называется потому, что богослужение здесь ведет группа канторов – небольшой хор, который поет молитву.
Место для постройки было выбрано неслучайно – в этих местах с 30-х годов 19-го века, с разрешения московского генерал-губернатора, в дешевой и непрезентабельной гостинице начали селиться еврейские купцы. Позже к ним присоединились ремесленники, бежавшие из Польши и Белоруссии от голода и нищеты. Со временем встал вопрос о строительстве молельного дома, и в 1891 году здание в стиле эклектика по проекту архитектора Семена Эйбушитца было построено.
По легенде, во время строительства случилось вот что: великий князь Сергей Александрович, проезжая мимо, перекрестился, думая, что строят православную церковь. Позже, осознав свою оплошность, повелел снести красивый серебристый купол, венчающий крышу, а здание — опечатать. В Москве возобновились гонения на евреев – тысячи были выдворены, а общая численность еврейского населения сократилась в 10 раз. Открылась для моления синагога только в 1906 году после манифеста царя Николая Второго о свободе вероисповеданий.
За годы советской власти здание изрядно пострадало и, в 2001 году под патронажем Юрия Лужкова и при участии еврейских общин, в том числе израильских и американских, была проведена его масштабная реконструкция, воссозданы исторические интерьеры. Вновь возведен серебристый купол со Звездой Давида.
В этом же году была построена каменная Стена Плача – в память о разрушенном иерусалимском Храме.
Рядом – скульптура «Птица счастья» работы Бурганова, символизирующая дружбу между народами.
В самом молельном доме и около него много надписей на иврите.
Внутри — четыре молельных зала. Я побывала только в главном – самом красивом. Богослужения здесь проводятся по праздникам и субботам.
Внутреннее убранство поначалу напоминает католический храм – высокие своды, колонны, ряды скамеек.
На фото виден второй этаж. Неиудеям можно поприсутствовать на богослужении, но только тут — на втором этаже. Фотографировать во время молитв запрещено.
Каких-то строгих канонов, по которым должны строиться синагоги, нет. Единственное — в иудаизме запрещаются изображения людей и животных, поэтому интерьер украшают только геометрическими и растительными орнаментами.
Необыкновенной красоты потолок.
Древо жизни и древо познания — деревья, растущие в Эдемском саду.
У главной стены находится Ковчег Святыни Арон Кодеш– специальное хранилище-шкаф со свитками Торы. Он закрыт бархатной завесой Парохет, расшитой золотыми нитями. По бокам Ковчега – колонны, напоминающие о колоннах при входе в святилище Храма Соломона. На переднем плане видна трибуна, с которой произносит речи раввин.
Еще детали интерьера:
Строго говоря, синагога не является храмом – это молельный дом, в котором сообща молятся и читают Тору. Также здесь проводят Брит Мила (обрезание), Бар Мицва (празднование совершеннолетия) и другие обряды.
Всегда можно взять нужную книгу — есть большая библиотека. На одном из книжных шкафов увидела вот такую табличку:
Как доехать до Московской Хоральной синагоги
На общественном транспорте: м.Китай-город, Большой Спасоглинищевский переулок, дом 10 (от метро 3-5 минут пешком).