храм хора в стамбуле
Музей Хора в Стамбуле — лучшие мозаики и фрески Византии
Обновлено: 18 Янв, 2019
Стамбул – самый богатый на достопримечательности город Турции. Однако многие его исторические памятники незаслуженно обделены вниманием туриста. К таковым относится музей Хора в Стамбуле. На первый взгляд простое сооружение затаило в себе большое культурное сокровище в виде мозаик и фресок византийского периода. Эта древняя церковь, которую еще часто называют Карие, была построена более 1500 лет назад. Но с веками она практически не утратила великолепия своего внутреннего убранства, ввиду чего объект был признан наиболее сохранившим свой первозданный вид византийским монастырем в Стамбуле.
Историческая справка
Точная дата возведения святыни неизвестна, однако первые упоминания о ней датированы 4 веком. Изначально строение находилось за границами Константинополя, о чем свидетельствует и его название: буквально слово «Хора» можно трактовать на русский как «скит за пределами города». Однако Константинополь быстро разрастался и уже при правлении императора Феодосия монастырь оказался в его черте и завоевал статус значимого религиозного объекта.
В 6 веке церковь Хора подверглась разрушительной силе землетрясения и была практически стерта с лица земли. Но по приказу императора Юстиниана монастырь был не только восстановлен, но и расширен за счет пристроенного к нему госпиталя. И именно в этот период византийские мастера впервые украсили стены храма фресками и мозаиками.
Наибольшее значение церковь приобрела в 11 веке, когда императорская семья, ввиду постоянной угрозы нападения на Константинополь, переехала в отдаленный от центра дворец во Влахернах. Находящийся неподалеку от резиденции храм Хора использовался для хранения особо ценных реликвий, собранных со всех монастырей города. В 14 веке императорский двор выделил на реконструкцию святыни крупную сумму. Тогда-то здесь и появились многие мозаики и фрески, которыми сегодня любуются посетители музея.
Переломным периодом в истории монастыря, как и в истории всей Византии, стал 15 век, когда Константинополь был захвачен турками. Османы переделали церковь в мечеть, построили у ее стен минарет и дали ей новое название — Карие. Но внутренние интерьеры захватчики разрушать не стали, а просто нанесли побелку на фрески и мозаики. Это-то и спасло творения византийских мастеров и позволило им дойти до наших дней в отличном состоянии.
В 1945 году монастырь Хора в Стамбуле был преобразован в музей. Прежде чем двери Карие открылись для посетителей, в его стенах провели грандиозные реставрационные работы, которые продлились с 1948 по 1959 гг. За восстановление убранства храма взялась организация «Византийский институт Америки», специалистам которой удалось шаг за шагом удалить слой штукатурки с мозаик и фресок и придать им максимально первозданный вид.
Архитектура и внутреннее убранство
Музей Карие выглядит довольно скромно и представляет собой типичный монастырь позднего византийского зодчества с присущей ему разноцветной каменной кладкой. И хотя снаружи здание кажется небольшим, его внутреннее пространство достаточно объемно. Внутри церковь подразделена на три части: вестибюль, основной зал и погребальную капеллу. Главным украшением ее интерьера выступают фрески и мозаики, повествующие о жизни и деяниях Иисуса Христа и Богородицы. Поскольку монастырь Хора не раз разрушался, восстанавливался и перестраивался, в нем сохранились работы преимущественно конца Византийской эпохи, датированные 11 и 14 столетиями.
Фрески в Карие украшают потолки, арочные своды, купола и часть стен монастыря. Работы с библейскими мотивами декорированы позолотой, кое-где сохранилась ажурная каменная резьба. Особенно искусно разрисованы купола храма, на которых можно увидеть как лики Богородицы и Архангелов, так и образы Христа с родословной в несколько десятков поколений.
Мозаики в музее Хора декорируют стены и полы сооружения. Немалая часть художественных работ посвящена рождению и жизни Девы Марии. Практически целую стену занимают изображения библейской сцены избиения младенцев. Другая часть мозаик рассказывает нам о великих деяниях Христа: здесь можно найти многочисленные работы об исцелении страждущих, а также картины со сценами превращения воды в вино и преумножения хлебов.
Внутреннее убранство Карие позволяет не только полюбоваться мастерством византийских зодчих, но и посредством искусства проследить за важнейшими событиями из жизни Христа и Девы Марии. Примечательно, что такого числа мозаичных изображений библейских сцен вы не найдете ни в одном храме мира. А данный факт делает интерьер Хоры по-настоящему уникальным.
Как добраться
Если вы ищите информацию о том, как добраться до музея Хора в Стамбуле, то вам полезно будет прочитать данный пункт этой статьи. Карие располагается в Эдирнекапы в районе Фатих в 2 км от левого берега залива Золотой Рог. Хоть объект и удален от основных достопримечательностей мегаполиса, это все-таки центр города, поэтому доехать сюда можно из множества точек Стамбула. И если вы рассматриваете только общественный транспорт, то проще всего воспользоваться метро или муниципальным автобусом.
Чтобы доехать до музея на метро, вам необходимо сесть на красную линию М1А и высадиться на станции Ulubatlı. Далее вам нужно пройти пешком к северо-востоку от остановки вдоль улицы Beylerbeyi. Путь составит 1,5 км, что займет от 20 до 25 минут пешего хода.
Также вы можете добраться до Карие на автобусе. В каждом районе курсирует своя маршрутка, делающая остановку в районе Эдирнекапы. Итак, в зависимости от вашей отправной точки, вам потребуется сесть на автобусы следующих линий:
Если вы хотите добраться до музея с площади Эминеню, то вам подойдут автобусы под номерами 31Е, 36КЕ, 37Е, 38Е.
Практическая информация
Адрес: Dervişali Mahallesi, Kariye Cami Sk. No:8, 34087 Fatih/İstanbul.
Время работы: с 15 апреля по 1 октября музей Карие в Стамбуле открыт с 09:00 до 19:00. Последний билет можно приобрести до 18:00. С 1 октября по 15 апреля объект работает по сокращенному графику — с 09:00 до 17:00. Кассы доступны до 16:30. Посетить церковь можно в любой день кроме среды.
Стоимость посещения: 30 tl.
Официальный сайт: www.choramuseum.com/
Полезные советы
Вывод
Музей Хора в Стамбуле стоит посетить даже несмотря на его удаленность от исторического района города. У большинства туристов, побывавших в церкви, остались самые восторженные впечатления. Хоть музей незаслуженно игнорируют многие путешественники, повторять их ошибку не стоит. А если вас пугает труднодоступность объекта, то вы всегда можете воспользоваться услугами такси.
Автор: Екатерина Унал
Обновлено: 18 Янв, 2019 Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому…
Обновлено: 18 Янв, 2019 Турция – страна, живущая торговлей, поэтому базары являются…
Обновлено: 18 Янв, 2019 Пожалуй, в мире больше нет такого противоречивого, но…
Обновлено: 18 Июн, 2021 Путешествовать можно по-разному, и если основной целью поездки…
Храм Христа Спасителя монастыря Хора — Кахрие-джами — окончательно стал мечетью. Почему он важен для всех христиан?
Через полгода после завоевания турками Константинополя в 1453 году монастырь Хора с храмом Христа Спасителя стал мечетью Кахрие-джами. Фрески и мозаики частично были сбиты, частично — замазаны.
Захват турками Константинополя в 1453 году
В 1948 году мечеть превратилась в «Музей Карийе», мозаики и фрески были отреставрированы, посмотреть на них могли все желающие. Еще в конце прошлого года Высший административный суд Турции постановил, что кабинет министров не имел права превращать стамбульскую мечеть в музей. И вот турецкое правительство официально и окончательно вернуло музею статус мечети.
Мечеть Кахрие Джами. Около 1908 г.
Почему этот музей важен не только для христианского мира, в чем его уникальность — рассказывает историк искусства и византолог Алексей Лидов.
Второй — после Софии Константинопольской
Монастырь Хора — один из главных памятников византийского искусства. По своему значению для христианского мира он стоит на втором месте после храма Софии Константинопольской. Монастырь основан в 11 веке, перестроен в 12 веке, но свой окончательный современный облик получил в 1315-1321 годах.
Фото Димитрия Ковинова
Это уникальный музей византийских мозаик и фресок был создан в начале XIV века, в эпоху названную по имени правящей императорской династии Палеологовской. Заказчиком выступил Великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога, в реалиях нашего мира это как премьер-министр. Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров.
Федор Метохит, подносящий отреставрированную церковь Хора Христу. Фото Алексея Лидова
Храм Христа Спасителя монастыря Хора по праву включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в числе важнейших памятников византийского искусства.
Отстоял честь греческих мастеров
Мозаики и фрески храма были грубо замазаны после захвата Константинополя, когда церковь стала мечетью. Когда в XIX веке часть мозаик и росписей храма раскрыли из-под турецкой штукатурки, исследователи не поверили, что это сделано греческими мастерами. Тогда существовал миф о некой вторичности греческого средневекового искусства, и мозаики приписали неизвестным итальянским мастерам. Но все оказалось ровно наоборот: именно это византийское искусство оказало влияние на искусство итальянского Проторенессанса, для которого было недосягаемой вершиной.
Фото: istanbul.lpsphoto.us
Фото: istanbul.lpsphoto.us
Хора — как имя Божие
В путеводителях и даже научно-популярных мы найдем название монастыря как Христа Спасителя в Хора, и объяснение, что «хора» означает нахождение монастыря за границей исторического города около новых стен и означает «в полях». Однако, на мой взгляд, название храма связано отнюдь не с местоположением,а с посвящением монастыря Христу Хора, где «хора» одно из священных именований Второго лица Святой Троицы, означающее «Божественное пространство». То есть это такой же уровень посвящения, как посвящение храма Святой Софии — Премудрости Божьей Христа Логоса или находящейся неподалеку от Святой Софии церкви Святой Ирины, которая посвящена Христу как Миру, а отнюдь не известной мученице.
Фото Алексея Лидова
Фото: istanbul.lpsphoto.us
Программа посвящения храма, который он перестроил, украсил, принадлежит все тому же Феодору Метохиту, портрет которого мы видим над главным входом в храм — большая композиция, в которой ктитор храма Феодор Метохит, склоняется в глубоком преклонении, приносит к стопам Христа, сидящего на троне, модель созданного им храма. Главные образы Христа над входом в нартекс и слева от алтаря подписаны редкой надписью «Иисус Христос Хора тон зонтон (Христос Пространство живых)». «Хора» появляется еще в трех образах Богоматери с младенцем, поименной «Митер Теу. Хора ту ахориту (Матерь Божья — Пространство Того, Который не вмещается в пространство)», также расположенные по центральной оси движения к алтарю. Тем самым Феодор Метохит дает нам непростой, но ясный ключ к пониманию всего иконографического замысла и стоящей за ним богословской мысли.
Лучшие мозаики мира
Мозаичный цикла храма — пожалуй, самые лучшие мозаичные произведения в мире. Если собрать все мозаики всех традиций и эпох, то мозаики монастыря Хора будут претендовать на первое место по уровню художественного совершенства.
Фото Алексея Лидова
Мозаики хорошо сохранились в двух притворах — экзонартексе (внешняя открытая паперть) и внутреннем нартексе (притворе). Тема мозаичных композиций — детство и юность Христа и Богоматери.
Большая часть мозаик была уничтожена
В основном пространстве храма, к сожалению, сохранилось не очень много мозаик, они почти все были сбиты в то время, когда храм стал мечетью. Там осталось только три композиции Христа и Богородицы с надписямипо сторонам от алтаря и на западной стене идеально сохранившаяся композиция «Успения Богоматери». Можно представить, как прекрасны были остальные варварски уничтоженные мозаики.
Фото Алексея Лидова
Изображение византийской принцессы, жившей при монгольском дворе
Среди мозаик — уникальный деисус, где всего две фигуры — стоящего Христа и обращающейся к Нему с молением Богоматери. Это тоже ктиторская композиция: у ног Христа и Богоматери показаны исторические ктиторы храма, которые поддерживали его до того, как Феодор Метохит начал реконструкцию храма и его украшение. Там изображен член императорской семьи Иоанн Комнин, перестраивавший храм в 12 веке и Мария Деспина Монгольская (XIII век) — византийская принцесса, которая оказалась при монгольском дворе в качестве жены одного из ханов, а потом вернулась в Константинополь, стала монахиней, видным деятелем византийского православия своей эпохи.
Первые шаги Девы Марии
В храме сохранился подробнейший мозаичный цикл с изображением детства Христа и Богородицы. Среди композиций: Первые шаги Девы Марии, Рождество Христа, Бегство в Египет, Прощание Иосифа с Марией (когда он хотел отпустить Ее), Сон Иосифа. В том числе и редчайшая сцена, изображающая налоговую перепись при Ироде, о которой упоминают Евангелия.
Первые шаги Богородицы
В ожидании Второго Пришествия
Из уникальных иконографических особенностей важны полностью сохранившиеся росписи южного придела (параклессиона), который был предназначен для погребения ктиторов монастыря, в том числе Феодора Метохита. Программа росписи связана с темой Воскресения, Второго Пришествия, отсюда — знаменитая фреска «Сошествие во ад» в алтаре — как образ грядущего воскресения; детальная композиция Страшного суда, а также изображение великих православных гимнографов — Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и других, которые, как евангелисты, изображены в парусах одного из куполов Параклесиона: они боговдохновенно создавали свои гимны, прославляющие Христа и Богоматерь.
Фото Алексея Лидова
Главное научное издание о монастыре Хора насчитывает четыре больших тома, содержание которых здесь пересказать невозможно. Но изучение этого уникального ансамбля продолжается и с точки зрения археологии, и иконографии, и особенностей стиля и организации сакрального пространства. Горько сознавать, что теперь все эти интереснейшие исследования, если не прекратятся, то будут сильно затруднены в новоявленной и непонятно зачем созданной мечети.
Стамбульский район Фатих, где расположена теперь уже мечеть Кахрие-джами. Фото Guilhem Vellut
Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО)
Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.
Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.
Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.
Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы
Богоматерь с Младенцем
Капитель с ангелом
Мозаика Христос Вседержитель
Мозаика Христос Вседержитель
Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика
Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика
Музей Карие (монастырь Хора) в Стамбуле
Стамбул – великолепный турецкий мегаполис, поражающий своей красотой и восхищающий каждого, кому хоть раз посчастливилось побывать в этом удивительном городе. Буквально каждый уголок его – это отражение истории от древних времен и до наших дней. К большому сожалению, далеко не все достопримечательности пользуются заслуженным вниманием у путешественников, приезжающих в Турцию.
К примеру, туристические маршруты всё чаще обходят стороной уникальную в своем роде стамбульскую Церковь Христа Спасителя (Kariye Müzesi). Этот непревзойденный по красоте и величию архитектурный шедевр располагается в Хоре, поэтому его всё чаще именуют как монастырь Хора.
Монастырь Хора (Музей Карие): история
Внутреннее убранство Музея Карие
Монастырская обитель – памятник архитектуры византийского периода, который, к слову сказать, отлично сохранился, хотя время его основания датируется 4-5 веком. Снаружи церковь смотрится неприглядно и даже нарочито скромно, но такое впечатление гостей этих мест изменяется буквально в одно мгновение – стоит им только войти за монастырские стены. А за этими стенами скрывается настоящая стамбульская жемчужина – музей Карие (Kariye Müzesi), коллекция которого состоит из древнейших и уникальнейших мозаик и фресок.
Внутреннее убранство Музея Карие
Внутреннее убранство монастыря погружает посетителей в волшебную византийскую сказку. Можно любоваться мозаичным великолепием без устали, не замечая течения времени, которое здесь словно бы останавливается. Продлить это ощущение сказочности можно, посетив находящуюся по соседству мечеть Михримах Султан.
В дословном переводе на русский язык «Хора» означает «за поселением». Откуда же такое название монастыря? Всё достаточно просто. Когда-то район, в котором византийцы в 5 веке выстроили церковь, территориально еще не был присоединён к Константинополю, то есть находился за его пределами. Поэтому религиозной обители было присвоено такое наименование.
Нужно уточнить, что религиозным место это было всегда, но вот предназначение его изменялось за годы существования не единожды. Изначально Хора возводили как церковь, спустя некоторое время ее перевели в статус монастыря, а позднее здесь и вовсе основали мечеть. И происходило это в связи с интересными историческими событиями. Некогда правителем этих мест был некий Метохит, который был свергнут со своего поста другим властителем Андроником Третьим. Метохита отправили в ссылку, по возвращении из которой он принял монашество и стал жить в церкви Хора. В ее же капелле он и был похоронен после своей смерти.
Затем в истории Константинополя наступил трагический период: город пал, и спустя полвека после этого события визирь Хадым Алм-Паша, находившийся в услужении у султана Баязида Второго, издал указ, согласно которому церковь Хора стала мечетью. Над галереей возвели минарет, но византийские фрески со стен удалять не стали, а поступили проще: мозаичные шедевры скрыли под толстым слоем побелки, благодаря чему они смогли сохраниться до наших дней. Реставрацией мечети занялись американские исследователи только в конце 40-х годов 20 века. Побелку аккуратно удаляли и восстанавливали фрески в течение долгих 10 лет. И вот наконец-то в 1958 году музей открыл свои двери для первых посетителей, а его кураторство взяла на себя та же организация, которая сегодня курирует Айя-Софию.
Таким образом, в настоящее время с древнего сооружения сняты религиозные функции: сегодня Хора это музейный комплекс, носящий название музей Карие.
Монастырь Хора (Музей Карие): мозаики и фрески
Мозаики и фрески в Музее Карие
Большинство мозаик и фресок, сохранившихся в здании музея, датируется 11 веком. Монастырь-музей делится на 3 основные зоны: вестибюль, центральное церковное помещение и усыпальница – погребальная капелла. С виду небольшое строение внутри кажется достаточно просторным. Мозаичные шедевры по красоте и великолепию ничем не уступают внутреннему убранству самых знаменитых христианских церквей Византии.
Богоматерь с младенцем в музее Карие
Примечательно, что львиная доля изображений – это иллюстрации библейских сюжетов. Такого больше не делали нигде во всём мире! Иллюстративные фрески появились на стенах церкви примерно в 14 веке, когда проводилась масштабная реконструкция святыни. Основная тематика их – это жизнь Христа: история его рождения, детства, служения. Также многие мозаичные картины изображают жизнь Богоматери.
Архитектура музея Карие по-настоящему уникальная. Мозаичные полы и стены производят неизгладимое впечатление на туристов и вызывают желание возвращаться сюда снова и снова. Особого внимания заслуживает потолочная мозаика, покрытая позолотой.
Библейские сюжеты настолько захватывают, что нередко в стенах музея можно видеть интересную картину – лежащих прямо на полу людей с фотокамерой в руках. Не стоит удивляться: эти люди – фотографы, которые хотят передать на своих снимках красоту и величие потолочных изображений в полной мере. А сделать хорошую панорамную съемку можно только в лежачем положении.
Сразу при входе в музей глазам посетителей открываются вехи жизни Девы Марии и Иисуса Христа, расположенные в порядке хронологии. Отдельного внимания заслуживают три шедевральные картины. Первая – это изображение Богоматери с младенцем на руках, которое, к несчастью, в некоторых местах серьезно повреждено. Слева от нее находится вторая картина, на которой изображен сам Христос. И наконец над входной группой в музей отлично сохранилась картина, изображающая сцену смерти Святой Девы Марии.
Музей Карие – одна из самых удивительных достопримечательностей Стамбула, и это место хотя бы раз в жизни следует посетить каждому!
Время работы в 2021 году, стоимость и как добраться до музея
В начале осени 2020 года музей, как и Собор Святой Софии, получил статус мечети. Это означает, что его посещение для всех является бесплатным. Хотя, что странно, на данный момент, Карие продолжает работу как музей, с прежней стоимостью входа — 65 лир. Будем следить за свежей информацией.
Время посещения мечети — любое, кроме часов молитвы и Намаза.
Купол музея Карие в Стамбуле
Располагается музей по адресу Kariye Camii Sok., Kariye Meydani, Edirnekapi, в районе пролива Золотой рог, и добраться сюда можно несколькими способами.
Самый удобный и дорогой способ — доехать на такси.
Можно также добраться на метро или трамвае (по линии Т1). Доехать нужно до остановки Aksaray (Аксарай), а затем пересесть на метро по линии М1 и ехать до остановки Topkapı-Ulubatlı
Автобус. На остановке возле пристани Эминёню нужно сесть на автобус №910, 31E, 37E, 38E или 36KE и доехать на нем до остановки Эдирнекапы, после этого, нужно пересесть на трамвай TR4 и проехать четыре остановки до Эдирнекапы, дальше придется пройти пешком на протяжении 5 минут.