храм христа спасителя фотографии до разрушения
Таким храм Христа Спасителя вы никогда не видели
Приблизительное время чтения: 5 мин.
А вы знаете, что храм Христа Спасителя изначально должен был стоять не в самом центре Москвы, на улице Волхонке — а на Воробьевых горах? Сегодня отмечается 200 лет со дня закладки храма, которому так и не суждено было появиться. Точнее, суждено, но в другом месте и совсем в ином облике. И вообще у храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Об этом — наша история.
Храм Христа Спасителя был задуман Александром I в последний день Отечественной войны 1812 года. Столица в то время лежала в руинах после пожара. И по замыслу императора, необходимо было возвести храм-памятник «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Тогда среди архитекторов был объявлен конкурс. На нем было представлено 20 вариантов проекта храма. Вот таким, к примеру, видел храм Христа Спасителя архитектор А. Мельников:
Таким был храм Христа Спасителя в представлении архитектора Д. Кваренги:
Таким — в представлении архитектора А. Воронихина:
А таким — по мнению молодого, ранее никому не известного архитектора А. Витберга. Его проект и был выбран императором:
Известно, что увидев проект, восхищенный Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!» На изображении — проект храма в разрезе:
А вот — генеральный план храма Христа Спасителя и местности на Воробьевых горах. Именно здесь, между Смоленской и Калужской дорогами, Витберг предложил соорудить храм:
Александр I поэтично назвал это место «короною Москвы»:
12 октября 1817 года, ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах:
Но храм построить так и не удалось. По неопытности молодой архитектор не учел непрочность почвы и подземные ручьи в выбранном для строительства месте. Кроме того Витберг не смог справиться с организационными и денежными вопросами:
После смерти Александра I новый император Николай I приказал приостановить все работы:
Вид Москвы и ее окрестностей (Воробьевы горы). Гравюра по рисунку О. Кадоля. 1825
В 1831 году Николай I возобновляет строительство храма, и поручает его проектирование своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру К. А. Тону. Выходец из немцев, Тон по-настоящему полюбил все русское и отличался чрезвычайной наблюдательностью. Проект главного храма страны он задумал в древнерусском стиле, величественном и простом одновременно:
А купол храма Тон решил сделать похожим на шлемы древних русских богатырей:
Император лично избрал место для храма — на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля. Правда, на этом месте тогда располагался Алексеевский монастырь, и его было решено перевести в Сокольники. На изображении — храм Христа Спасителя на иллюстрированном плане Москвы:
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. А через 44 года строительство было окончено. Общий вид храма Христа Спасителя. Рисунок неизвестного художника по проектному чертежу К. Тона:
Деньги на храм собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве», и каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны. На изображении фрагмент цветной панорамы Москвы с храмом Христа Спасителя, опубликованной в 1912 году:
Над созданием храма Христа Спасителя трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Например, эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу»; росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал свою знаменитую увертюру «1812 год». А это — картина Ф. А. Клагеса, внутренний вид храма Христа Спасителя, 1883 год:
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господня 26 мая 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
На фото — храм в 1881 г., автор Н. Найденов
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Мрамор храма пошел на строительство станций метро («Охотный ряд», «Кропоткинская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Комсомольская»), часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий:
Станция метро Театральная, фото с сайта orthodoxmoscow.ru
Некоторые фрагменты разрушенного храма были перевезены на территорию Донского монастыря (на тот момент монастырь был превращен в музей архитектуры), поэтому сохранились и до наших дней.
Фото А. Евстюгова-Бабаева
На месте главного храма страны планировали построить Дворец Советов: гигантское здание высотой в 420 метров (в четыре раза выше храма) с огромной статуей В. И. Ленина на вершине. Однако пока закладывали фундамент нового здания, началась Великая Отечественная война, и металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы:
А после окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва».
Фото Жака Дюпакье, 1964 год
Рождение второго храма Христа Спасителя состоялось спустя много лет. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма. И снова деньги на строительство храма собирали всем миром. В 1995 г. рядом со строящимся храмом Христа Спасителя был построен деревянный храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», предваряющий восстановление Храма Христа Спасителя на своем историческом месте. В часовне сразу начались регулярные богослужения, постоянно совершалась молитва о возрождении главного храма страны и о его строителях и благотворителях.
На этот раз храм построили всего за 6 лет:
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. Сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл:
Снос Храма Христа Спасителя
Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».
13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:
Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: «Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги.»
Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:
«По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов.»
Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: «Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:
— Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.
И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:
— Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?
— Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!
Как строился, разрушался и восстанавливался храм Христа Спасителя
Православие или ссылка
Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».
Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие. Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций. Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.
Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.
В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.
Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.
Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:
«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».
Храм в хлам
В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит. 16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».
Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.
Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца. Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.
После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.
Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.
В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.
Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».
Проклятие игуменьи
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.
На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.
Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».
Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».
Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет. «Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр. Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».
Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре. На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился. Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.
Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.
Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.
«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.
Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков. — Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма. Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».
Охрана с божьей помощью
Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой. «Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей. Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.
Есть в храме и собственная химчистка-прачечная, которая занимается как чисткой облачений священнослужителей, так и стиркой светских одеяний. За безопасностью следит собственный ЧОП «Колокол», который также предлагает услуги по охране других объектов. «Сотрудники охранного предприятия имеют большой опыт в обеспечении внутриобъектового режима, охране материальных ценностей, обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, а также в использовании технических средств при осуществлении охранной деятельности», — сообщается на сайте фонда.
В столовой «Трапезная» предлагается устраивать банкеты, в том числе с постными блюдами, есть в храме конференц-зал, галерея и Зал церковных соборов, где в ближайшее время, судя по афише, пройдут концерты Вики Цыгановой, Людмилы Сенчиной, Дмитрия Певцова и певца Юлиана.
А вот другие концерты в храме, мягко говоря, не приветствуются.
Мировую известность храм Христа Спасителя приобрел 21 февраля 2012 года, когда участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном».
Они попытались исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Две девушки были осуждены на два года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Участницы также ввели моду на балаклавы, обогатили русский язык словом «кощунницы», а Уголовный кодекс — статьей «за оскорбление чувств верующих».