храм иконы казанской божьей матери янтарный
Храм Казанской иконы Божией Матери (Янтарный)
Содержание
История [ править ]
Лютеранская кирха Пальмникена была заложена 8 сентября 1887 года по инициативе Морица Беккера, предпринимателя по добыче янтаря, еврея по происхождению. Строительство финансировалось фирмой «Штантиен и Беккер» и велось по проекту архитектора Вильгельма Лоренца Бесселя-Лорка. Кирха была построена из валунов и фигурного кирпича и являлась уменьшенной копией капеллы Святого Георгия королевского замка Монбижу в предместье Берлина. Кирха имела два именных колокола. Внутреннее убранство было выполнено в романском стиле, витражи были созданы на темы местных сюжетов. В кирхе был смонтирован орган.
Кирха была освящена 3 января 1892 года. Изначально церковная община относилась к Гермау (ныне — село Русское Калининградской области). Собственная независимая община появилась в Пальмникене в 1906 году. Последний настоятель церкви покинул город в 1947 году и стал впоследствии епископом Магдебургским.
После Второй мировой войны в здании кирхи последовательно располагался клуб, затем бильярдная, спортивный зал, склад. Орган и витражи были утрачены.
В 1990 году здание кирхи было передано русской православной церкви. 13 января 1991 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (позже ставший Патриархом Московским и всея Руси) освятил храм Казанской иконы Божией Матери. В 2008 году на изначальное место в церкви был возвращён отреставрированный колокол.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 238580, Россия, Калининградская обл., пос. Янтарный, ул. Советская, 67а
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Янтарном (кирха Пальмникена)
Данный храм является главной святыней поселка Янтарного Калининградской области.
Ныне действующая и отреставрированная церковь изначально была лютеранской кирхой Пальмникена Восточной Пруссии (ныне поселок Янтарный Калининградской области), заложенной 8 сентября 1887 года по инициативе предпринимателя по добыче янтаря Морица Беккера. В Янтарном сегодня находится исторический парк имени Морица Беккера.
Строительство кирхи велось по проекту архитектора Вильгельма Лоренца Бесселя-Лорка. Кирха была построена из валунов и фигурного кирпича и являлась уменьшенной копией капеллы святого Георгия королевского замка Монбижу в предместье Берлина.
Освящение кирхи состоялось 3 января 1892 года.
Кирха имела два именных колокола от фирмы «Штантиен и Беккера», которой финансировалось и строительство святыни. Витражи кирхи были созданы на темы местных сюжетов, а внутреннее убранство было выполнено в романском стиле. В кирхе был орган.
Старое (довоенное) фото кирхи Пальмникена
После Второй мировой войны в стенах, уже к тому времени бывшей кирхи, в разное время располагались: клуб, бильярдная, спортивный зал и склад.
В 1990 году здание кирхи было передано русское православной церкви, затем отреставрировано. 13 января 1991 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил святыню как храм Казанской иконы Божьей Матери. В 2008 году на изначальное место в церкви был возвращен отреставрированный колокол.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения.
Таблички на боковой стене храма
Роспись потолка храма
Престольный праздник: 21 июля.
Храм Казанской иконы Божией Матери расположен в центре поселка Янтарного, вблизи центральной площади мастеров, по адресу: улица Советская, 67А.
Координаты храма: 54°51’57» (54.866102) с.ш., 19°56’20» (19.938975) в.д.
Все средства размещения в Янтарном, в том числе возле пляжей и в центре поселка, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →
При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.
Видео: Храм Казанской иконы Божией Матери в Янтарном
Само название места говорит о том, что здесь много этого красивого переливающегося камня. Храм, о котором пойдет речь, когда-то был открыт для работников янтарной фабрики. Сейчас в церкви молятся как местные жители, так и отдыхающие, ведь в поселок Янтарный приезжают любители морских курортов.
Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Калининградской епархии. Когда мы говорим об этих краях, то, наверное, сразу же вспоминаем берег Балтийского моря, мощенные булыжником улочки и янтарь. Мы приехали в место, в котором янтаря так много, что этот камень даже дал название целому поселку.
Поселок Янтарный – место нашего сегодняшнего паломничества. До 1946 года место называлось Пальмникен, и с незапамятных времен здесь собирали «медовый камень». Кстати, все мы знаем о знаменитом пути «из варяг в греки». Так вот, во-первых, у историков есть версия, что он проходил именно через Калининградскую область, а во-вторых, отсюда из Прибалтики везли не что иное, как янтарь.
А еще этот путь был не только торговым, но и миссионерским – христианство распространялось по землям Европы вплоть до Гренландии. Так что янтарь и православная вера крепко связаны друг с другом, и в храме Казанской иконы Божией Матери это чувствуется лучше всего.
Протоиерей Виктор Куркин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери:
– Эта бывшая лютеранская кирха была передана Православной Церкви в 1989 году. Первым настоятелем был иеромонах Меркурий, сейчас митрополит Ростовский и Новочеркасский. Это здание было передано янтарным комбинатом, которому в то время оно принадлежало. И руководством было принято решение отдать его Русской Православной Церкви.
Кирха Пальмникена была заложена 8 сентября 1887 года по инициативе Мориса Беккера, предпринимателя по добыче янтаря. Храм был построен из валунов и фигурного кирпича. Эта кирха строилась как уменьшенная копия капеллы святого Георгия в саду королевского замка Монбиньон под Берлином. Витражи, которые сейчас утеряны, изображали сюжеты из жизни Пруссии. Кстати, этого дворца сейчас нет, как и его Георгиевской церкви.
А храм Пальмникена остался; правда, дом Божий преодолел немало трудностей. Война не обошла стороной Пальмникен, но местный храм остался цел; правда, после 1946 года власти решили, что Янтарному церковь не нужна. Сейчас сложно в это поверить, но после Великой Отечественной войны здесь располагался клуб, бильярдная, позже – спортзал, склад. Уникальные витражи и орган были утрачены. Здание кирхи было передано Русской Православной Церкви в 1990 году.
Протоиерей Виктор Куркин:
– Отец Меркурий рассказывал, что, когда они зашли сюда с Патриархом Кириллом (тогда еще митрополитом Кириллом), первый тропарь, который они почему-то запели вместе, был в честь иконы Божией Матери Казанская. И было решено в честь Нее назвать этот храм. Я был сюда назначен в 1994 году митрополитом Кириллом. Первое служение совершили 10 декабря с игуменом Меркурием, первым настоятелем, который открывал этот храм; до сего дня я являюсь здесь настоятелем.
Храму в неоготическом стиле суждено было стать уголком России.
Протоиерей Виктор Куркин:
– Было принято решение делать иконостас, роспись храма в русском стиле.
Александр Анатольевич Червонец, художник:
– Нужно двигаться к истокам, и поэтому я решил отталкиваться от византийской традиции, так как это здание из натурального камня. Из-за того, что крыша здесь двускатная, выбран именно такой принцип, сама архитектурная система диктует композицию. В классическом православном храме купольная система, а здесь такого нет, здесь приходится делать немножко по-другому.
Основная часть храма посвящена Суду, так сказать, в общей теме Церкви. Здесь, с одной стороны суд, с другой стороны – защита. Эта часть взята из Страшного Суда, она называется «Церковь земная и Небесная, Вселенская Церковь». Богородица выступает как защита, то есть эта система с двух сторон как бы обыграна в композиции.
Некоторые говорят: «А почему вы выбрали такую цветовую гамму? Потому что янтарь? Из-за янтаря?» Я говорю: «Если вам нравится так думать, то хорошо, из-за янтаря». Но на самом деле из-за того, что в древней традиции никогда не использовались сверхъяркие краски, а использовались натуральные. И я хочу максимально приблизиться к естественности, натуральности цветов.
Основная идея была в том, что этот храм камерный, он посвящен Казанской иконе Божией Матери. Задача росписи – настроить человека на молитвенный лад, на то, чтобы он почувствовал вокруг себя тепло, защиту и, в некотором смысле, уют.
Все здесь выглядит как единое целое: стрельчатые окна, колонны, стены и теплый свет от росписи иконостаса и святынь.
Протоиерей Виктор Куркин:
– Это Казанская икона Божией Матери, которая передана сюда из Псково-Печерского монастыря игумену Меркурию. Она находится у нас в храме на почетном месте. Люди приходят, молятся, ставят свечи, просят Царицу Небесную о заступничестве. Мы знаем, что Господь везде, но все-таки есть места, где Он наиболее являет Свою силу по вере нашей. Многие люди получают утешение здесь, в храме, молясь Царице Небесной, благодатно просят Ее о помощи, поддержке.
Поклониться Царице Небесной сюда приглашают всех: и местных жителей, и паломников, и приезжающих на берег Балтики туристов. К слову сказать, здесь чистейший воздух и великолепный пляж – первый в России пляж площадью в три гектара, удостоенный в 2016 году «Голубого флага». Это международная награда пляжа, на котором безопасно купаться, и вода отвечает высоким стандартам качества.
А возвращаясь к храму, заметим, что для тех пилигримов, которым странно, необычно или непривычно видеть православную церковь в стиле новой готики, здесь давно приготовили ответ.
Протоиерей Виктор Куркин:
– Все-таки мы православные, и мы внесли дух православия. Когда сюда приезжают паломники из Москвы, меня иногда спрашивают: «Батюшка, а как мы в лютеранской кирхе молимся?» Мы говорим, что мы здесь (я повторяю слова Патриарха Кирилла, он прекрасно сказал на эту тему) не по праву победителя, а по праву освободителя. Это большая разница.
И по праву освободителя Господь дал нам эту территорию, эти храмы, и мы здесь начинаем новую историю Русской Православной Церкви. Это не говорит о том, что мы хотим себя возвысить над кем-то – нет, – но это история православия, которая записывается, я считаю, золотыми буквами в историю Калининградской области. А также по этому праву мы ходим по этим улицам, дышим этим воздухом. Нам Господь дал возможность здесь сейчас молиться, и мы молимся.
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
– Дорогие отцы, братья и сестры! Очень рад посетить наш Казанский храм в Янтарном. Войдя в этот храм, сразу вспомнил первое соприкосновение и с Янтарным, и с этим храмом. Помню, что здесь было до того, как образовался приход, но особенно хорошо помню первое богослужение и освящение храма. Может быть, кто-то из вас, кто здесь присутствует, тоже помнит это событие. Какой был большой духовный энтузиазм, какая радость была у людей, что здесь открылась церковь. И вот сегодня я с радостью могу свидетельствовать о том, что приход существует, действует, проявляет свою активность, и радуюсь тому, что укрепляется жизнь церковная здесь, на берегах Балтики.
Протоиерей Виктор Куркин:
– Поселок Янтарный особый. Здесь мировая добыча янтаря. Поэтому здесь трудятся люди, которые окончили горные институты, которые знают, что такое недра, что такое богатство, они своим трудом украшают эту землю. И также по мере возможности помогают храму, приходят сюда, молятся за родных, близких, принимают таинство Крещения, участвуют в других мероприятиях, крестных ходах. Это наш народ России, который верит в Бога, который делает все для того, чтобы вера сохранялась. Церковь – это не только батюшки, не только архиереи. Церковь – это народ. Это даже не просто здание, Церковь – это сообщество людей, которые, приняв веру, продолжают своими делами ее доказывать.
Кстати, в Янтарном высажено немало сортов уникальных деревьев. Морис Беккер, на средства которого возвели Казанскую церковь, занимался также и озеленением поселка и привез сюда ель ситхинскую, сосну Веймутова, бук краснолистный, багряник японский и знаменитое тюльпановое североамериканское дерево. А уже в наши дни рядом с храмом выросло металлическое янтарное дерево. На нем небольшая икона святого Николая Чудотворца, покровителя всех странствующих и путешествующих.
Протоиерей Виктор Куркин:
– Иногда приезжают гости из Германии, они очень рады, что мы здесь находимся. Они говорят: «А у нас многие храмы закрываются» – и они очень рады, что здесь звучит молитва, приезжают люди. Напротив здание – гостиница «Беккер». Это внук Беккера, который строил наш храм. Он, кстати, по мере возможности нам помогает. И он говорит: «Я рад, что вы здесь, что этот храм украшается, что он не превратился в развалины». Когда приезжают паломники, гости из Германии (среди них есть пожилые, которые даже были крещены здесь), они говорят: «Как хорошо, что вы здесь, что мы не видим развалин. Мы видим, что здание, которое было предназначено для молитвы, сохранилось».
Вот оно – побережье Балтики. Девяносто процентов всех запасов янтаря хранится здесь. «Затвердевшая роса, упавшая с неба» – так говорили далекие предки. «Застывшая капля меда» – так назовут ценители красоты. «Камень, рожденный солнцем», – подхватят поэты. Мы же с вами, дорогие паломники, можем вспомнить о янтарном храме, а точнее, церкви поселка Янтарный, тепло и уют которой – для всех и каждого.
Храм Казанской-БМ
Храм Казанской-БМ запись закреплена
iTreba|Православный портал
8 НОЯБРЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧТИТ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.
Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.
Показать полностью. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.
По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ. Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Анонс: Престольный праздник храма Казанской иконы пос. Янтарный
4 ноября в праздник иконы Божией Матери «Казанская», и в День Народного единства в пос. Янтарный отметят престольный праздник местного храма (пос. Янтарный, ул. Советская, 67а).Всенощное бдение 3 ноября в 17.00 и Божественную Литургию 4 ноября в 10:00 возглавит архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим.
Его Высокопреосвященству будут сослужить: настоятель храма протоиерей Виктор Куркин, клирики Калининградской епархии.
Дата, когда отмечают День народного единства, совпадает с чтимым в Православной церкви праздником Казанской иконы Божией Матери. Вряд ли это случайное совпадение. Всё чаще наши современники начинают ощущать и осмыслять религиозную основу Дня народного единства. Причём речь здесь идёт не только о священниках, но и об общественных деятелях, учёных. К примеру, член Общественной палаты России, политолог Сергей Марков выделял три уровня смыслов в праздновании Дня народного единства. И первым он называл единство всех основных религий и конфессий России. А директор Института российской истории Андрей Сахаров считает, что День народного единства символизирует и сохранённое единство страны, единство народа, и единство веры.
Сегодня Церковь чествует Казанский образ Пресвятой Богородицы. История этого праздника начинается в 1612 году, однако история самой иконы ещё более древняя. В 1579 году страшный пожар опустошил Казань. В ночь после бедствия девятилетней Матроне Онучиной было видение. Пресвятая Богородица открыла девочке, что под развалинами их дома находится Её чудотворный образ. Икону спрятали тайные христиане ещё во времена Казанского ханства. Поначалу Матроне никто не поверил. Чудесное явление повторилось трижды. Тогда мать отвела девочку к митрополиту Казанскому Иову. Тот прислушался к Матроне. Всё духовенство и толпа горожан отправились к дому Онучиных. Девочка сама выкопала икону. По преданию образ был необыкновенной красоты и весь сиял, словно и не лежал в земле. Митрополит Иов подал икону отцу Ермолаю, одному из самых уважаемых в городе священников. Тот высоко поднял образ над головой и отнёс его на городскую площадь, где благословил собравшийся народ.
На месте обретения чудотворной иконы через 10 лет был основан женский монастырь. Матрона Онучина приняла там монашеский постриг с именем Мавры и стала со временем настоятельницей обители.
Священник Ермолай написал специальное песнопение для церковных богослужений — тропарь Казанской иконе. Песнопение начинается со слов «Заступнице Усердная», обращённых к Деве Марии. Сегодня эти слова звучат во всех храмах Православной церкви. Через несколько лет после обретения иконы священник Ермолай принял монашеский постриг с именем Гермоген и вскоре стал митрополитом Казанским, а спустя годы — патриархом Московским и всея Руси. Он записал историю обретения иконы и свидетельства о многочисленных чудесах, которые происходили по молитвам к Богородице перед Её Казанским образом.
Почти сразу же стали создаваться списки с иконы. Историки расходятся во мнении, принёс ли отряд казанцев в 1612 году тот самый образ в народное ополчение Минина и Пожарского или это был один из таких списков.
Известно, что образ, который был с ополченцами, некоторое время находился в приходской церкви князя Дмитрия Пожарского. Потом для иконы был построен на Красной площади собор, получивший в честь неё своё название — Казанский.
В сентябре 1918 года список Казанской иконы Божией Матери украли из Казанского собора. Существует версия, что через 12 лет этот образ всё же нашёлся и был передан в Елоховский Богоявленский собор. Доподлинно неизвестно, та ли это икона, что участвовала в освобождении Москвы в 1612 году или нет, однако исследователи отмечают древность иконы, а верующие считают её чудотворной.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».