храм казанского образа пресвятой богородицы
Храм Казанской Пресвятой Богородицы. Самара
Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | г. Самара, ул. Льва Толстого, д. 14 |
Год постройки: | Между 1913 и 1915 |
Настоятель: | иерей Димитрий Мартышин |
Телефон: | +7 (846) 253-62-82 |
Каменная трёхпрестольная двухэтажная церковь с ярусной колокольней, построена на земле потомственной почётной горожанки Самары М. К. Саниной. В 1929 г. храм был закрыт, здание использовалось под хозяйственные нужды. В настоящее время храм передан общине РПСЦ.
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения в 15:00
Начало утреннего богослужения в 7:00
Упоминание общины на сайте:
Самарская община Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) в ХХ веке
К началу ХХ века община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, была одной из крупнейших в Самаре и только по официальным данным, объединяла более тысячи человек. Самара в этот период была центром Самарской епархии Древлеправославной Церкви Христовой, приемлющей священство Белокриницкой иерархии. Здесь находилась резиденция епископа Порфирия Самарского, с именем которого связан расцвет Самарской епархии и укрепление позиций белокриницкого согласия в губернии.
В Отчетных сведениях по противо-раскольничьей миссии в Самарской епархии за 1898 год указывается: «Самарские раскольники (речь идет о старообрядцах белокриницкого согласия — И.Б.) открыто совершают богослужения, в центре города имеют прекрасное помещение для церкви. Здесь живут — лжеепископ, два лжепопа, диакон и хор уставщиков. Нисколько не стесняясь существующими законоположениями, лжепопы носят, к немалому соблазну православных, длинные волосы (открыто, а не пряча под одежду), ходят в одежде, очень похожей на рясу православных иереев, только без широких рукавов, публично разъезжают по домам для совершения треб и «славлений».
Моленная самарских белокриницких — двухэтажный каменный дом со звонницей — находилась в 24 квартале по ул. Саратовской (ныне ул.Фрунзе, 58). После того, как недвижимость у общины была изъята, в здании бывшей моленной расположилась протезная мастерская, позднее преобразованная в протезный завод. Настоятелем моленной был протоиерей Макарий (М.В.Захарьичев). Кроме того, в моленной служили иерей Иаков (Тулупов) и диакон Алексий (Макаров). Попечителями моленной были самарские купцы-старообрядцы: Санины, Пензины, Темрязанцевы, Тарабакины и др.
После того, как в 1905 году вышел Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», в губернии повсеместно стали регистрироваться старообрядческие общины. Самара не стала исключением: вскоре после выхода Указа белокриницкие старообрядцы подали прошение о регистрации общины. Прошение подписали потомственный почетный гражданин Самары Иван Львович Санин и шестьдесят пять его единоверцев.
История Белокриницкой общины в Самаре вообще тесно связана с известным самарским купеческим родом Саниных. Его глава – Иван Львович Санин – был не только владельцем нескольких самарских магазинов, инициатором создания и председателем общества взаимного кредитования, совладельцем «Товарищества механического завода бывшего «Бенке и К», но и замечательным общественным деятелем. В первой половине 60-х г.г. XIX в. он был бургомистром Самары (главой купеческого самоуправления), почти двадцать лет избирался гласным городской Думы, Самарского губернского земства, состоял членом губернского статистического комитета, почетным мировым судьей, имел другие общественные обязанности. В частности, сам будучи известным в Самаре садоводом, он состоял членом комиссии, занимавшейся благоустройством Струковского сада – любимого места отдыха горожан. Как меценат и благотворитель Иван Львович был избран почетным членом Самарского губернского попечительства, и что совсем невиданно для старообрядцев, официальное отношение к которым всегда было более чем прохладным, — награжден орденами Святого Станислава 2 и 3 степени, и орденом Святой Анны 3 степени. Ни Иван Львович, ни его братья и другие члены семьи, никогда не скрывали своей принадлежности к старообрядчеству и всегда активно помогали свой Церкви.
22 декабря 1906 года Самарским губернским правлением была официально зарегистрирована община старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Председателем Совета общины стал самарский купец Иван Селиверстович Пензин, товарищем председателя – протоиерей Макарий (Захарьичев, членами Совета общины – брат И.С.Пензина Константин Селиверстович Пензин, глава купеческого самоуправления Самары Иван Львович Санин, Иван Петров, Мирон Чубаков, Савелий Чемодуров, С.Г.Тарабакин, Виктор Буханов.
Практически, сразу после регистрации самарская община обратилась к городским властям с просьбой выделить участок земли для строительства нового, более вместительного каменного храма, так как существующая моленная не вмещала всех желающих, и в праздники часть прихожан толпилась в сенях или даже во дворе.
3 апреля 1908 года Совет общины направил в Самарскую городскую Думу прошение о выделении под строительство храма участка земли на углу Предтеченской и Николаевской улиц. Это место не использовалось городскими властями, и было, по сути, городской свалкой.
«Будучи гражданами Самары (более одной тысячи человек), любя ее и принося ей пользу и безвозмездными трудами, и несением других повинностей, мы полагаем, что имеем некоторое право на таковое пожертвование, что это будет и справедливо, и в христианском духе», — писали члены Совета общины. Надежды старообрядцев поддерживало и то, что незадолго до подачи ими прошения Дума с готовностью удовлетворила аналогичное ходатайство магометан, и по первой же просьбе безвозмездно выделила гораздо менее крупной мусульманской общине участок земли под строительство мечети. Еще ранее в Самаре была построена большая синагога.
Однако городское и епархиальное начальство с большим недовольством наблюдало за укреплением белокриницкой общины. В том же 1908 году Самарские епархиальные ведомости с неприязнью пишут о росте числа «австрийцев», прежде всего, за счет присоединяющихся к ним беглопоповцев. «Внешний блеск нового толка, видимая полнота Иерархии, торжественная благолепная служба новых Владык с голосистыми диаконами, — все это заставило отколоться в сторону австрийства значительную часть беглопоповцев. По всему видно. что будущее принадлежит австрийству», — писал представитель епархии.
Поэтому неудивительно, что в октябре 1908 года Самарская городская Дума отклонила ходатайство старообрядцев. После этого Илья Львович Санин еще несколько раз обращался к властям: и от своего собственного имени, и от имени членов общины. Но все эти обращения оставались без ответа.
24 апреля 1910 года Совет общины вновь обращается в городскую Думу — уже нового созыва.
Напоминая о ранее отклоненном прошении, старообрядцы пишут: «Просьба наша тогда не была уважена, полагаем, причина этому та, что не было представлено на храм плана, многие из гласных предполагали, что будет построена какая-нибудь молельня, ничего из себя не представляющая. В виду этого прилагаем при сем план храма, по которому можете судить, какое будет здание».
Далее члены Совета общины вновь указывают, что просимое ими место много лет не используется, дохода городу не приносит, служит для скопища отбросов. Строительство же храма позволит не только удовлетворить религиозные потребности общины, но и послужит благоустроению и украшению города.
Старообрядцы просят принять во внимание, и то, что многие из них безвозмездно служили и служат городу, а повинности отбывают наряду с православными, между тем магометане городу никогда не служили, община их гораздо малочисленнее старообрядческой, но место под постройку мечети они получили по первой просьбе. «Неужели же мы, ваши сограждане, а не пришельцы какие-нибудь, потерпим отказ в этом добром и общеполезном деле? Слишком это было бы обидно и несправедливо. Тем более несправедливо будет, что православные храмы построены на дорогих торговых площадях, некоторые занимают по несколько кварталов, а нам, как своим согражданам и верноподданным Царю и Отечеству, молим уступить маленький уголок. Не забудьте, что место просим под постройку храма Божия и школы, а не промышленного или увеселительного какого заведения», — взывают они к чувству и совести думцев.
Но и это трогательное прошение было отклонено.
Глубоко уязвленный, Иван Львович писал в городскую управу: «Такое решение Думы повергло старообрядцев в столь глубокое уныние, что при объявлении его некоторые плакали, а я в особенности скорбел»
8 сентября 1910г., на 82 году жизни, Иван Львович скончался. Его вдова Мария Кондратьевна Санина, в память о муже выделила три собственных участка земли. Два – под строительство бесплатных столовых для неимущих, а третий — под строительство старообрядческого храма.
Общее собрание членов общины 25 ноября 1912 года единогласно решило принять дар, благодарить жертвовательницу и по возможности скорее приступить к постройке храма.
Уже 3 июня 1913 года общее собрание членов общины рассмотрело подготовленный Советом общины план храма и единогласно утвердило его.
12 июля 1913 года в Самарское Губернское Правление поступило ходатайство Совета общины о разрешении общине произвести постройку нового каменного храма. Совет указывал, что строительство храма вызвано действительной необходимостью, так как существующий молитвенный дом «мал, низок и ветх; при большом скоплении молящихся в нем страшная духота, и кроме того, очень многим приходится стоять в сенях и во дворе, а это не всегда и не всем бывает удобно». Совет сообщал, что весь расход на постройку исчислен в 60000 руб., в распоряжении общины имеются 6200 руб. наличных денег, заготовлено строительных материалов на 25000 руб., а исправное поступление остальных средств община гарантирует, в том числе, недвижимостью, принадлежащей общине.
30 июля 1913 года Указом Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Самарского Губернского Правления поступило разрешение «означенной общине» построить в г. Самаре, в 71 квартале, по улице Льва Толстого, на месте, пожертвованном вдовой потомственного гражданина Марией Кондратьевной Саниной, новый каменный храм.
На торжественную закладку храма прибыл архиепископ Московский Иоанн (Картушин). В это время Самарская старообрядческая епархия была вдовствующей: епископ Порфирий Самарский скончался в июне 1912 года, и приезд владыки Иоанна стал для самарских старообрядцев огромным событием. «Самарские епархиальные ведомости» так описывают крестный ход старообрядцев с закладки храма, совершенной, как сказано, «самим главой толка Московским лже-архиепископом Иоанном (Картушиным) с местным австрийским духовенством»: «Скоро действительно из-за угла показался крестный ход с блиставшими хоругвями; послышалось уверенное старообрядческое унисонное пение, исходившее из уст весьма и весьма полновесных клирошан – полновесных русских людей. Старообрядческий лже-архиепископ – глубокий, изможденный старец, по недомоганию участия в крестном ходе не принимал. К старообрядческому крестному ходу присоединилась группа православных и из интеллигентов. Многолетствовали храмосоздателей и православных (по-австрийски) христиан. И пение, и благопристойное поведение австрийцев на молитве, и речь главы «австрийщины», и проводы его на квартиру – понравились случайным очевидцам интеллигентам».
Самарская газета «Волжское слово» в выпуске от 31 июля 1914 года сообщила читателям, что в следующем году церковь старообрядцев Белокриницкого согласия будет окончательно отстроена и освящена для богослужения. Помещение церкви рассчитано на 700 молящихся.
Все это время члены общины делали пожертвования на строительство и содержание храма, и весьма значительные. Председатель Совета общины И.С.Пензин несколько раз жертвовал крупные суммы на содержание церкви, покупку колокола, постройку приюта. М.К.Санина вносила крупные пожертвования на отопление храма, А.Ф.Темрязанцев пожертвовал более 50000 руб. на постройку и содержание школы при храме.
8 января 1916 года самарский губернатор Станкевич разрешил самарской общине старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, открыть богомоления во вновь выстроенной в Самаре церкви. Но спокойная жизнь продолжалась недолго.
В 1918 году в Самаре утвердилась советская власть. 19 ноября 1918 года в храм с целью «проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства» явилась комиссия из представителей губисполкома и рабочее-крестьянской инспекции. Все имущество, принадлежащее общине, включая недвижимость, счета в банках, облигации, церковную утварь, было описано. Капиталы общины, а также серебряные богослужебные предметы и церковная утварь (ризы на запрестольный крестах и иконах, напрестольные кресты, сосуды, кадила, панагии, оправы на Евангелия) были признаны «излишком» и изъяты «как общее народное достояние». Остальное церковное имущество было оставлено в безвозмездное пользование общине. В тот же день между членами общины и Самарским губерниским Советом рабоче-крестьянских депутатов был подписан договор, в соответствии с которым члены общины обязались «беречь переданное им народное достояние», не допускать в храме политических собраний, «враждебного советской власти направления», произнесения речей и проповедей, «враждебных советской власти», причем каждый из подписавших договор лично отвечал за его нарушение членами общины. Несмотря на это, свои подписи под договором поставили председатель Совета общины Мирон Чубаков и 67 прихожан.
24 марта 1922 года работники губисполкома и губфинотдела произвели еще один набег на храм: новой власти требовались средства. На этот раз чиновники привели с собой ювелира, чтобы ненароком не упустить ценностей, не выявленных при первом осмотре, или появившихся после него. В результате было изъято два пуда богослужебных предметов и церковной утвари, среди них: серебряный напрестольный крест, серебряное кадило, рапиды, серебряные ризы с икон, потир, дискос, лжица, лампады, кувшины, пять шитых на полотне жемчугом риз с икон Божией Матери и одна серебряная риза филигранной работы. В храме оставили только медную церковную утварь.
Несмотря на притеснения, богослужения в храме продолжались. А 5 сентября 1925 года самарским губернским административным отделом даже была официально зарегистрирована община старообрядцев Белокриницкой иерархии.
В этот период Самарская епархия продолжала оставаться вдовствующей. Временное управление ею было поручено епископу Филарету Казанскому. В 1927 году по благословению владыки Филарета в самарском храме состоялся епархиальный Собор. Основным вопросом было определение достойного кандидата во епископы самарские. Епископ Филарет Казанский предложил самарцам кандидатуру иерея Иоанна (Парфенова) из с.Большое Мурашкино, что под Нижним Новгородом (будущего Архиепископа Московского и всея Руси Иринарха). Епархиальный съезд единогласно одобрил эту кандидатуру и уполномочил члена двадцатки самарской белокриницкой общины Степана Григорьевича Гузикова поехать в Большое Мурашкино и просить о.Иоанна занять епископскую кафедру.
Позднее в своих «Автобиографических заметках» владыка Иринарх вспоминал, как к нему приезжал уполномоченный самарского съезда и просил «быть надзирателем и блюстителем Самарской епархии, которая …стонет и разлагается от внутренних врагов, потому что нет собственного хозяина». Не посчитав себя достойным епископского сана, о.Иоанн смиренно, но твердо отказался от предложения самарских старообрядцев. Но самарцы были настойчивы. Им удалось убедить в том, что именно о.Иоанн должен стать епископом Самарским, и архиепископа Московского и всея Руси Мелетия, и членов Освященного Собора, проходившего в Москве в августе 1928 года. Члены Собора настойчиво просили о.Иоанна принять сан епископа, а затем, как вспоминает сам владыка, архиепископ Мелетий привел его в алтарь и у престола убедил принять высокий сан.
19 ноября 1928 года о.Иоанн принял иноческий постриг с наречением имени Иринарха, а 10 декабря в Самаре состоялась хиротония и священноинок Иринарх стал епископом Самарским. После долгого перерыва Самарская старообрядческая епархия вновь обрела епископа. Владыка Иринарх поселился в небольшом флигеле во дворе дома №117 по ул.Уральской (ныне – ул.Комсомольская). Член самарской белокриницкой общины Симеон Иванович Пырсин изъявил желание безвозмездно служить владыке и стал его келейником. Настоятелем самарского храма в эти годы был о.Григорий (Маслов), до рукоположения в иереи служивший диаконом в с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии (ныне – г.Балаково Саратовской области). Казалось, несмотря на притеснения, жизнь самарского прихода изменится к лучшему. Но этим надеждам самарских старообрядцев не суждено было сбыться.
В 1929 году в Самаре повсеместно стали закрывать храмы. Не миновал этой участи и храм старообрядцев белокриницкого согласия. 26 декабря 1929 года решением Президиума Самарского Горсовета «учитывая ходатайство 3200 человек кустарей, объединяемых Кустпромкооперацией, поддержанное крупными производственными предприятиями (фабрика Швейпрома, фабрика «Красная звезда» и других), и малую посещаемость церкви верующими», церковь Белокриницкой иерархии по ул.Л.Толстого дом № 14 была закрыта для использования под культурно-просветительные учреждения. А 12 февраля 1930 года храм был передан обществу «Техмас» для переоборудования под Дом Техники.
В одном из номеров журнала «Волжская новь» за 1930 год помещен победный фоторепортаж — «Дом техники вместо церкви». На фотографиях — обезображенные стены храма: вместо икон – «витрины брака», образцы каких-то деталей, диаграммы роста ячеек «Техмасс».
Колокола, иконы, церковная утварь, богослужебные книги, священнические облачения, свечи — все было конфисковано. Архив общины также был изъят, а в 1930 году вместе с архивами самарского Казанского собора и Николо-Софийского храма был уничтожен ГОРФО за ненадобностью. В утиль по цене 3 копейки за килограмм было сдано 3675 кг бесценных церковных документов, книг и фотографий.
А в 1930 году был арестован владыка Иринарх. Самарская епархия вновь осталась без епископа.
Начиная с этого времени самарская община не имела даже моленной. Собирались по квартирам, если удавалось получить специальное разрешение, либо тайно по ночам. Богослужения и требы в этот период совершал о.Иоанн (Ерошевский). Отец Иоанн был родом из с. Батраки Самарской губернии, там он и начал служить иереем. В 1912 году переехал с семьей в Самару. После того, как на верующих начались гонения, а храм в Самаре был закрыт, о.Иоанн до начала 40-х г.г. ХХ в. тайно служил на квартирах самарцев, а также, переходя из села в село, совершал по ночам в деревнях и селах службы и необходимые старообрядцам требы: крестил, венчал, отпевал, принимал исповедь. Отец Иоанн пользовался огромным уважением среди прихожан, люди любили его за исключительное бескорыстие: все, чем одаривали его состоятельные семьи, он полностью раздавал нуждающимся. Уже после того, как епископ Самарский Иринарх стал Архиепископом Московским и всея Руси, протоиерей Иоанн стал келейником владыки и помогал ему во всех житейских нуждах до самой кончины Архиепископа. Добрый и строгий пастырь, о.Иоанн и своего единственного сына воспитал незаурядным человеком: Тихон Иванович Ерошевский — врач-окулист, ученый с мировым именем, основатель самарской областной клиники глазных болезней и самарской научной школы в офтальмологии, почетный гражданин города Самары, его именем названа одна из центральных улиц Самары.
Затем общину окормляли о.Василий (Плевин), священник из Ярославля, и о.Федор (Клюев), священник из Саратова.
С 30-х г.г. ХХ века и по сей день община молится по домам. Молились в доме на углу улиц Фрунзе и Пионерской, на квартире Рыбиных. Позднее, примерно с 1980 по 1988 г.г. — в доме на углу улиц Фрунзе и Венцека, у девицы Антонины. После этого некоторое время община молилась в специально купленном доме по ул.Челюскинцев, и, наконец, на квартире у председателя Совета общины Татьяны Георгиевны Васильевой (на ул.Стара-Загора).
Двадцать лет назад в г.Сызрань Самарской области начал действовать Крестовоздвиженский храм Русской Православной Старообрядческой Церкви. Большая часть членов самарской белокриницкой общины стала ездить на богослужения в Сызрань. Несколько раз в год в Самару приезжали иереи, окормлявшие сызранский приход: сначала о.Леонид (Гусев), а теперь его сын о.Георгий (Гусев).
В августе 2001 года самарская община РПСЦ была официально зарегистрирована. Но большинство самарских прихожан – люди весьма преклонного возраста. Проблемы со здоровьем, отсутствие средств (электропоезда до Сызрани, на которые у пенсионеров льготы, почти отменены, а билеты на проходящие пассажирские поезда не по карману пенсионерам), — все это лишает большинство членов самарской общины возможности посетить храм даже в самые большие праздники. Часть старообрядцев молится по домам, некоторые стали прихожанами Покровского Собора РДЦ. Дети и внуки бабушек-староверок почти не посещают храм. Надежды самарской общины связаны с возвратом построенного общиной в 1913–1915г.г. храма.
Прихожане не раз обращались к городским властям с просьбой вернуть общине Казанскую церковь, но их просьбы не были услышаны. Без ответа осталось и направленное властям в 1999 году обращение покойного Митрополита Алимпия (Гусева).
В мае-июне 2004 г. городские власти, наконец, выкупили его у прежнего владельца, но… тут же заявили о передаче храма Самарской епархии Русской Православной Церкви (МП).
21 мая на храм, официально еще не оформленный в муниципальную собственность, спешно водрузили кресты. По всем городским телеканалам прошли репортажи о торжественной церемонии.
Однако всеобщей эйфории сообщение о передаче храма новому владельцу не вызвало, горожане весьма неоднозначно восприняли жест властей. Спорной ситуации вокруг самарского храма был посвящен ряд газетных публикаций в местной и центральной прессе, причем симпатии журналистов были явно на стороне старообрядцев. Сами же староверы представили властям кипу архивных документов, подтверждающих их законные права на храм, и в очередной раз попросили вернуть его верующим.
Конфликтная ситуация сразу же оказалась в поле зрения Митрополии РПСЦ. Уже через несколько дней после водружения крестов Митрополия передала в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата документы, касающиеся старообрядческого храма. А в июне в Самару был направлен представитель Митрополии, диакон Димитрий Мартышин, который провел ряд встреч с властями. Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-6 августа в Москве, одобрил действия по возвращению самарского храма местной общине.
В то же время Митрополит Андриан лично обратился к губернатору Самарской области К.А. Титову и к мэру Самары Г.С. Лиманскому с посланиями, в которых просил вернуть церковь общине. Однако власти молчали.
24 сентября 2004 г. глава РПСЦ лично прибыл в Самару. Из аэропорта Митрополит направился в областную администрацию, где встретился с министром культуры Самарской области О.В. Рыбаковой, которая заявила, что руководство области рассматривает попытку городских властей передать старообрядческий храм епархии РПЦ как досадную ошибку. Она заверила Митрополита, что областные власти поддерживают требование Старообрядческой Церкви о возвращении храма самарской общине.
После этого состоялась встреча Митрополита с городскими властями. Городские власти заверили Митрополита, что старообрядческая церковь не будет передана Самарской епархии, но просили учесть, что город выкупил здание для того, чтобы разместить в нем не только храм, но и самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Власти предложили рассмотреть возможность размещения при старообрядческом храме самарского отделения Фонда или иной культурной организации, цели и задачи которой не противоречат убеждениям староверов. При этом представители городской администрации заверили Митрополита, что уважают чувства верующих, и не будут настаивать на размещении при храме организаций, деятельность которых несовместима с православием.
После этого Митрополит посетил старообрядческий храм. Внушительное здание, которое за многие годы так и не удалось превратить ни в клуб, ни в концертный зал, хотя и обветшало, все же весьма неплохо сохранилось – староверы строили его на века. Митрополит и прихожане осмотрели храм и тут же обсудили первые шаги, которые необходимо сделать для его восстановления. А потом Митрополит поднялся на колокольню и над Волгой полился колокольный звон.
Визит Митрополита Андриана придал самарским староверам сил, вселил в них уверенность в том, что они смогут вернуть свой храм и возродить его. Сразу после отъезда Митрополита самарская община направила в Митрополии ходатайство о назначении на будущий приход постоянного священника, причем просила, чтобы им стал о.Димитрий Мартышин, который за короткий срок успел завоевать уважение и доверие общины.
Патриарший визит в Татарстанскую митрополию. Освящение воссозданного Казанского собора на месте явления чудотворного образа Божией Матери
21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с однодневным Первосвятительским визитом в Татарстанскую митрополию.
Из аэропорта г. Казани имени Габдуллы Тукая Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Казанский Богородицкий мужской монастырь, на территории которого воссоздан собор Казанской иконы Божией Матери на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы.
Перед началом освящения воссозданного собора, после молебного пения в Благовещенском соборе Казанского кремля, состоялся крестный ход в Казанский Богородицкий монастырь с чтимым списком Казанской иконы Божией Матери, переданным в Казань из Ватикана в 2005 году. Перед иконой был прочитан акафист. В новом соборе Казанский образ помещен в иконостасе правого придела под специально изготовленной сенью. Здесь икона будет пребывать постоянно. Рядом с чтимым списком Казанской иконы будет храниться серебряная риза, в которой до 1904 года находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, явленная в Казани в 1579 году.
По прибытии в собор Святейший Патриарх Кирилл прошел в правый придел и поклонился чтимому списку Казанской иконы Божией Матери.
Затем Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения двух престолов воссозданного собора — главного в честь Казанской иконы Божией Матери и левого в честь благоверного князя Александра Невского. В завершение чина великого освящения, Святейший Владыка возглавил крестный ход с частицами мощей вокруг собора.
Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в новоосвященном соборе.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Анастасий (Меткин); митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий; епископ Елабужский Иннокентий, викарий Казанской епархии; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь Татарстанской митрополии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Марк (Виленский), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря; иеромонах Роман (Модин), настоятель Новоиерусалимского Архиерейского подворья г. Казани, председатель епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями; духовенство Казанской епархии.
Богослужение посетили: председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко; полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов; государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев; председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин; начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны РФ В.В. Герасимов; мэр г. Казани И.Р. Метшин; председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль хазрат Самигуллин; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин; председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Духовного управления мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский муфтият», муфтий Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир хазрат Крганов; представители государственных структур и общественности, члены Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан
Богослужебные песнопения исполнили архиерейский смешанный хор Благовещенского собора Казанского кремля под управлением Марины Литвиненко и архиерейский мужской хор Казанского Богородицкого монастыря под управлением Дениса Рогова.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Татарстан — Новый век», «Союз», «Спас», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на портале «Православие в Татарстане». Часть верующих молитвенно участвовала в богослужении, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на территории монастыря. Трансляцию комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.
Малая ектения после 1-го антифона и 2-й антифон были совершены на кряшенском языке.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о прекращении пандемии коронавируса. После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес настоятель храма Сошествия Святого Духа г. Казани, благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику и молитву в правом приделе у чтимого списка Казанской иконы Божией Матери.
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и всех участников освящения собора. Глава Татарстанской митрополии поблагодарил президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и государственного советника Республики Татарстан, первого президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева, чьими попечением и трудами стало возможно возрождение собора. Также митрополит Кирилл сказал особые слова благодарности в адрес почившего митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (1947-2020), погребенного за алтарем Казанского собора. В дар Его Святейшеству глава митрополии передал старинную икону, написанную сестрами Казанского монастыря (до закрытия он был женский).
Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал старинную икону Божией Матери «Знамение». Предстоятель выразил благодарность митрополиту Казанскому Кириллу и вручил ему панагию, пожелав помощи Божией в дальнейшем управлении Татарстанской митрополией. Для православного детского сада «Росток» Святейший Владыка передал икону Царственных страстотерпцев, для новых приходов — 27 напрестольных Евангелий, верующим — иконки Казанской Божией Матери с Патриаршим благословением.
Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров огласил приветствие Президента России В.В. Путина участникам торжеств.
К собравшимся обратилась председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, выразившая уверенность, что этот день навсегда войдёт в историю Русской Православной Церкви и Отечества как настоящее торжество веры, а возрожденный собор Казанской иконы Божией Матери станет местом паломничества верующих со всего православного мира и «одним из символов духовного возрождения России».
«Освящение этого чудесного собора в самом сердце Казани станет очередным шагом для сохранения единства, доверия, взаимопонимания между народами. Это то, чем по праву гордится наша страна, никогда в своей истории не знавшая, к счастью, религиозных войн и распрей», — добавила В.И. Матвиенко.
Председатель Совета Федерации поблагодарила духовенство, руководство Республики Татарстан, всех благотворителей. «Отдельных слов благодарности заслуживает и деликатная работа архитекторов, художников, строителей, сумевших в мельчайших деталях сохранить образ исторического храма. Сегодня собор вновь становится значимой архитектурной доминантой Казани», — подчеркнула Валентина Ивановна.
Далее выступил президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. «Сердечно поздравляю вас и всех православных верующих с Днем явления Казанской иконы Божией Матери. Символично, что эта великая святыня православного мира и всей многонациональной России собрала нас сегодня под сводами своего возрожденного собора», — сказал глава региона.
«Событие, в котором нам посчастливилось участвовать, имеет поистине историческое значение. Ровно 5 лет назад мы — во главе со Святейшим Патриархом Кириллом — заложили первый камень в основание воссоздаваемого храма, — напомнил Президент Татарстана. — И вот сегодня в этом величественном соборе — в присутствии Патриарха и высоких гостей — вновь совершается Божественная Литургия. Столица Татарстана и наше славное Отечество вновь обрели одну из своих главных духовных святынь.
Р.Н. Минниханов выразил надежду на то, что «при поддержке федеральных властей, Московской Патриархии и бизнеса нам удастся воссоздать весь комплекс Казанского Богородицкого монастыря, вновь превратив его в центр всероссийского и международного паломничества».
Также собравшихся поздравил государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев, отметивший, что все важные решения принимаются в Татарстане с учетом интересов всех имеющихся в республике конфессий. Так, решение о воссоздании Собора Казанской иконы Божией Матери и строительстве Болгарской исламской академии было принято одним Указом Президента Татарстана Рустама Минниханова в 2015 году. «Это объединяет всех нас не на словах, а в душах людей», — сказал М.Ш. Шаймиев.
Государственный советник Республики Татарстан также поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за прекрасную работу специалистов из Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Московской Патриархии, принявших участие в реализации проекта.
Затем Святейший Патриарх вручил церковные награды.
Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени.
Во внимание к помощи в строительстве Казанского собора г. Казани президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского I степени, государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев — орденом преподобного Андрея Иконописца I степени.
Также во внимание к помощи в строительстве Казанского собора были награждены:
В завершение Предстоятель Русской Церкви поздравил всех участников торжеств: «Еще раз всех сердечно благодарю, наших дорогих гостей, православных и мусульман, представителей государственной власти. Радуюсь, дорогие владыки, с вами совершить сегодняшнюю Божественную службу. И на всех на вас призываю благословение Божие, чтобы благодатью Божию, содействием укреплялся и возрастался Татарстан, и чтобы мир, покой и любовь пребывали в сердцах каждого из вас. С праздником еще раз сердечно поздравляю!»
Затем Святейший Патриарх Кирилл, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, государственный советником Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев и митрополитом Казанский и Татарстанский Кирилл посетил Пещерный храм Казанского собора — место обретения чудотворного образа Божией Матери.
Об истории нижнего храма рассказал митрополит Кирилл. Фрагменты стен и сводов нижнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, созданного в 1910-1913 гг. по инициативе преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, были обнаружены в ходе археологических изысканий на месте строительства собора весной 2016 года.
На месте явления Казанской иконы установлена сень, иконостас оформлен басмой и мрамором. Среди святынь Пещерного храма — икона и ковчег с частицами мощей преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары.
Святейший Владыка также осмотрел музей истории собора Казанской иконы Божией Матери, расположенный в нижней части собора перед Пещерным храмом. Здесь установлены стенды, смонтировано напольное и настенное музейное стекло на участках для экспозиции. Также находятся фрагменты старинного фундамента собора — они накрыты стеклом и подсвечены, чтобы посетители смогли увидеть древнюю кладку. Здесь же реставраторы намеренно оставили в стене отверстие от старинной электрической розетки.
Далее Предстоятель Русской Церкви возложил цветы на могилу приснопамятного митрополита Феофана (Ашуркова), находящуюся за алтарем Казанского собора. Были пропеты «Вечная память», а затем тропарь Вербного воскресения.
Цветы на могилу митрополита Феофана также возложили председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшин, мэр г. Казани И.Р. Метшин.
Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан скончался 20 ноября 2020 года, на 74-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Митрополит Феофан служил на древней Казанской кафедре с 2015 года вплоть до своей кончины. За пять лет служения трудами Его Высокопреосвященства в столице Татарстана был воссоздан собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 25 февраля 2020 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, митрополит Феофан совершил великое освящение Пещерного храма Казанского собора.
4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.
Большое внимание и содействие строительству также оказывали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (1947-2020) и государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.
Проект восстановления Казанского собора разрабатывался коллективом ГУП «Татинвестгражданпроект», генеральным подрядчиком строительства стала компания «Евростройхолдинг». Росписью храма, декором иконостасов и написанием икон для иконостасов занималась «Мастерская Пахомова» (Ставрополь), убранство Пещерного храма создала компания «Домострой» (Москва). Исторически на фасадах собора находились иконы, выполненные на металле, фасады нового собора украшены мозаиками.
Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант столицы Татарстана.