храм ком омбо египет
Ком-Омбо – храм двух древнеегипетских божеств
Ком-Омбо – это храм, расположенный прямо на побережье Нила близ египетского города Асуан. Его уникальность состоит в том, что он посвящен сразу двум триадам божеств. Одна часть посвящена Себеку — богу изобилия и разлива нильских вод, изображавшемуся в образе крокодила, а также его супруге Хатхор и сыну Хонсу. Вторая часть посвящена богу неба Гору в образе сокола и членам его божественной семьи.
Мифология и факты
Конструкция святилищ храма Ком-Омбо симметрична. Они соединены между собой двумя коридорами, проходящими через внешние части строения – от святилища Гора до святилища Себека, его противника и союзника злого божества Сета. Согласно одному из мифов Древнего Египта, Гор обратился крокодилом, чтобы сбежать от ужасного Сета.
В те времена в Ниле водилось огромное количество крокодилов, и жители Египта относились к ним с огромным почтением, поклонялись им и приносили жертвы, чтобы умилостивить гнев свирепых существ. Крокодилов селили при храмах, а на некоторых древних кладбищах были даже найдены их мумии, которые можно посмотреть в Ком-Омбо и сегодня.
Историки считают, что храм Ком-Омбо был построен при фараоне Птолемее VI, правившем в 191-146 годах до нашей эры. Позднее, при Птолемее XIII к нему были пристроены гипостильные залы, а римский император Траян уже в нашей эре устроил двор и наружные стены.
Ворота в храмовый комплекс Ком-Омбо были построены Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом великой царицы Египта Клеопатры. К сожалению, большая их часть до наших дней не сохранилась. Как и большинство храмов Древнего Египта, сооружение имело большой пилон – трапециевидную башню, расположенную у входа, но его разрушили воды Нила. Большей части сооружений Ком-Омбо в наше время уже нет, остались лишь развалины низких стен и пни столбов, установленных уже в эпоху Рима.
Что посмотреть в храме
Самое достопримечательное место храма Ком-Омбо сейчас – космический гипостильный зал с 15 толстыми колоннами и карнизом с изображение двух крылатых солнечных дисков. Сверху на колоннах находятся геральдические лилии Верхнего Египта и папирус, символизирующий дельту Нила. Уцелела большая часть крыши гипостильного зала, на которой высечены различные небесные изображения.
На внешней стене, слева от ворот Неоса Диониса изображены различные сцены из жизни божеств – Тота, Себека, Исиды, Гора, Сета. Дольше располагаются три последовательных вестибюля без крыши. В первом из них изображены рельефы со сценами жизни божеств Сешат, Тота, Себека. Второй был предназначен только для служителей храма – здесь они хранили свои одеяния и священные рукописи. Каменные рельефы на южной стене также изображают различные сцены из жизни мифологических персонажей.
Широкая дверь гипостильного зала ведет в параллельные храмы. От святилища мало что осталось, но хорошо виден потайной коридор, который ведет через подземный склеп к центральному храму, с его «священными глазами» и отверстиями для подслушивания. Считалось, что с этого места оракулы говорили вместо божеств с людьми, которые находились за пределами главной части храма.
К западу от гипостильного зала храма Ком-Омбо расположен священный колодец – его также стоит посмотреть. Ступени внутренней лестницы становятся меньше с соответствии с увеличением глубины – в то время они использовались для измерения уровня воды в Ниле, чтобы рассчитать ежегодный налог.
Информация для туристов
Храмовый комплекс Ком-Омбо доступен для посещений каждый день с 7.00 до 17.00. Билет стоит 40 египетских фунтов, или 4,2 евро.
Храм расположен в 4 км от городка Ком-Омбо и в 45 км от города Асуан. Доехать можно на поезде – поезд Асуан-Луксор делает остановку в Ком-Омбо. До самого храма можно доехать на такси – это отнимет всего 10 минут. Можно добраться до него и по воде — в ходе экскурсии по Нилу на лодках-фелюках.
Что такого уникального в храме Ком Омбо в Египте
Последнее обновление 13 мая, 2020
Местонахождение храма Ком Омбо
Храм Ком Омбо – это древнеегипетское святилище, расположенное вдоль реки Нил в Ком Омбо, городе в провинции Асуан, находящемся непосредственно в Верхнем Египте.
Кто построил храм?
Птолемей четвертый Филометор, египетский государь, который правил в период Птолемея с 186 года еще до нашей эры вплоть до 145 года, приступил к возведению храма в начале своего правления. Будущие короли династии расширили храм и добавили новые функции. Птолемей XIII, который правил между 51 и 47 годами до нашей эры, также внес значительный вклад в храм и ему приписывают завершение гипостильных (крыша поддерживается колоннами) залов. Позже, во время римского периода, несколько дополнительных функций были добавлены в храм.
Религиозное значение святилища Ком Омбо
Он необычен тем, что посвящен двум основным божествам, которым поклонялись в двух половинах здания храма. Главным божеством северной половины храма является Хорус – древнеегипетский бог неба, охоты и войны. Хорус изображен во многих формах, но обычно как человек с головой сокола. Ему поклонялись вместе с Хатхор – богиней материнства и радости, и Хонсу – богом луны.
Южная часть святилища Ком Омбо посвящена Собеку – древнеегипетскому богу плодородия. Часто представляемый как человек с головой крокодила, Собек также считается создателем мира. Здесь Собеку поклонялись Панебтави, которого называют властелином двух земель, и богиней Тасетнофрет.
Уникальная архитектура
Обладает уникальным дизайном в том смысле, что он разделен на две идеально симметричные половины, каждая из которых посвящена множеству богов. В каждой из этих половин внутренние структуры, такие как залы и святилища, также дублируются. Двойные входы ведут к двум соединенным гипостильным залам, которые ведут к дальнейшим прихожанам, заканчивающимся в двух святилищах. Считается, что нынешний храм заменил более старый храм на этом месте, поскольку в структуре храма были обнаружены повторно использованные блоки. Рельефы украшают передний фасад храма и стены в интерьере, которые представляют собой царские, мифологические и религиозные события, а также аспекты жизни древних египтян.
Что посмотреть и чем заняться в храме?
Он является популярной туристической достопримечательностью для всех, кто интересуется изучением истории древнего Египта. Храм также является эстетически красивым сооружением. Туристы могут исследовать весь храм, фотографировать, а гиды объясняют значение рельефов на стенах храма, которые представляют сцены, такие как коронация египетского царя, легенды и мифологические истории и многое другое. Особый интерес представляет сцена на задней стене храма, которая, как полагают, представляет собой набор хирургических инструментов, используемых в древние времена. Возможно, что эти инструменты использовались древними врачами для лечения пациентов. Однако, напротив, сцена также может представлять инструменты, используемые в повседневных ритуалах храма.
Рельефы на стенах храма Ком Омбо
Посетители храма могут также наблюдать нерабочий нилометр, который древние египтяне использовали для замера водного уровня в реке, чтобы предсказать наводнение. Нилометр в храме Ком Омбо имеет канал, ведущий от берега реки к колодцу. Однако вода больше не достигает скважины, которая существует в виде глубокой цилиндрической структуры около входа в храмовую зону.
Нилометр в храме Ком Омбо
Нилометр в храме Ком Омбо
За пределами храмового комплекса находится музей крокодилов, в котором хранятся мумифицированные крокодилы с древних времен и другие исторические артефакты древнего Египта.
Музей крокодилов в Египте
Музей крокодилов в Египте
lorien22
Записки из подполья
Ну что, возвращаемся в Египет. В этот раз мы с вами посетим храм Ком Омбо, единственное сохранившееся сооружение древнего города Нубит, а также уникальный Музей Крокодилов.
Очень красивый вид на храм открывается прямо с Нила
Выполнен он из камня, добытого с карьеров Хаджар-селселех
Сначала отправимся в «крокодилью» часть
Как можно догадаться, здесь полно изображений крокодилов
Его культ был особенно распространён во времена Среднего царства (XII династия)
В регионе Файом (где в том числе располагался прекрасный город Крокодилополис), были даже имена производные от Собек (Себекхотеп или Нефрусебек)
Походим немного по этой части храма
Подобное многодверье можно увидеть и во второй части
Первоначальный храм был построен во времена Нового Царства, но Нил, землетрясения и люди, не уважающие свое прошлое постарались.
Были разрушены главный пилон и паперть
А также маммиси у входа в храм
Но некоторые каменные постройки сохранились
Например гипостильный зал с колоннами
Многие рельефы тоже хорошо сохранились
Многие из них даже сохранили свою полихромную раскраску
Войдем во вторую часть храма
Там где правит Хароэрис, Бог-Сокол
Хорус был главой триады
В которую входили также его жена, богиня Тасенетнофрет, и их сын, бог Панебтауи
Триады в Древнем Егитпе любили (и есть подозрение, что именно оттуда и пошла троица Бог-Сын-Святой Дух).
Вторую триаду этого храма, как я уже упоминал составляли Собек, его жена Хатхор и их сын Хонсу
Они же на обратной стороне двери у входа в часть Хораэриса
Они же в «крокодильей» части
Что еще любопытного здесь есть? Если не ошибаюсь, самое древнее изображение египетского алфавита
Или «современнен» как Дейр эль-Бахри
Но что то определенно в нем есть
Или абсолютно потрясающий, невероятный и уникальный Музей Крокодилов, в котором, в том числе, есть мумии древних крокодилов
Говорят, что ночью храм очень красиво подсвечивается, но мы, увы этого момента не дождались. Пришлось любоваться подсветкой на гробницы в Асуане
На этом все. Завтра просыпаемся в 4 утра и едем в Абу-Симбел!
Африка » Египет » Храм Ком-Омбо
Египет, Ком-Омбо, храм II в. до н.э
Мифы и факты
Симметричную конструкцию двух святилищ соединяют два параллельных прохода, ведущие через внешние части храма, от святилища Хорура к святилищу его противника Себека, союзника злого бога Сета. В древнеегипетском мифе, Хор принял образ крокодила, чтобы сбежать от коварного Сета.
Во времена, когда Нил был переполнен крокодилами, древние египтяне почитали их как тотемное животное и поклонялись, чтобы умилостивить их свирепость. Крокодилов содержали в храме, на кладбищах были найдены их мумии, некоторые из них можно увидеть в Ком-Омбо и сегодня.
Храм в Ком-Омбо основан во время правления Птолемея VI (191-146 гг. до н.э.). Гипостильные залы были добавлены Птолемеем XIII (51-47 до н.э.), римский император Траян (53-117 н.э.) устроил двор и внешние стенки.
Ворота у входа в храмовый комплекс, построенные Птолемеем XII Неосом Дионисом, отцом Клеопатры, сохранились лишь наполовину. Как и другие египетские храмы, Ком-Омбо имел большой пилон (массивные трапециевидные башни у входа), но он давно смыт Нилом. Большинства сооружения больше нет, остались лишь руины низких стен и пни столбов, добавленных в римскую эпоху.
Что посмотреть
Дальше находятся три последовательных прямоугольных вестибюля без крыши. В первом рельеф показывает сцену основания храма с Сешат (богиня письма, дочь Тота, бога мудрости), которая проводит измерения (левая стена) и приношения Себека (правая стена).
Второй зал предназначался только для священников, здесь хранились их одежды и священные тексты. Рельефы на южной стене включают подношения Хорура (восток), рожениц (в центре) и преданность Себека (запад).
На круизном судне, или лодке-фелюке можно совершить прогулку по Нилу до Луксора, где находятся знаменитые храмы Амона в Карнаке, Мединет-Абу и Луксорский храм.
Храм Ком-Омбо (Temple of Kom Ombo) открыт ежедневно с 7.00 до 17.00
Стоимость: 40 LE (около 4.2 €).
Как добраться: находится в 4 км от города Ком-Омбо, в 45 км от Асуан. Поезда сообщением Асуан-Луксор останавливаются в Ком-Омбо (30 мин. из Асуана), далее на такси (10 мин.) Можно также добраться по Нилу на лодке-фелюке.
* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-04-12
Египетский город Ком-Омбо
За 30 километров от Асуана безжизненные холмы Восточной пустыни отступают от берегов реки. На отвоёванной у пустыни земле выращиваются богатые урожаи сахарного тростника. Здесь же – вокруг города Ком-Омбо – поселились многие нубийцы, вынужденные из-за появления озера Насер покинуть родные места. В древние времена город Омбос стоял на пересечении караванных путей, шедших из Нубии и от золотых месторождений Восточной пустыни.
При Птолемее VI (180-145 годы до нашей эры) он стал столицей I нома и местом для обучения военных африканских слонов, которые были нужны Птолемеям для войн с Селевкидами. Если среди феллахов современный Ком-Омбо известен в основном своим сахарным заводом и верфями, где строятся фелуки, то у туристов его название ассоциируется с эллинистическим храмом Хароериса и Себека. В отличие от остальных храмов долины Нила он стоит прямо на берегу реки – это один из лучших видов, открывающихся во время путешествия на фелуке.
Полезная информация о Ком-Омбо
Египетский город Ком-Омбо расположен примерно в 60 километрах к югу от Идфу рядом с дорогой, идущей вдоль восточного берега и соединяющей Луксор (170 километров) и Асуан (45 километров). Поскольку храм находится в 4 километрах от города, сюда лучше добираться на прогулочном судне или фелуке, не обременяя себя хлопотами, связанными с остальными видами транспорта.
Туристическим автобусам и такси разрешено передвигаться только в составе автоколонны с сопровождением, маршрутками из Луксора или Асуана пользоваться запрещено, поэтому людям, путешествующим самостоятельно, остаётся только полагаться на автобусы (4-5 рейсов в день) или поезда, курсирующие между Луксором и Асуаном с остановкой в Ком-Омбо.
Если вы едете из Асуана, попросите водителя высадить вас у отмеченного дорожным знаком поворота перед городом: отсюда до храма можно добраться пешком или автостопом (1,5 километра). Кроме того, от городской стоянки маршрутных такси ходят крытые пикапы до пристани парома, откуда всего 800 метров до храма. Такси до храма обойдётся вам примерно в 20 фунтов.
Храм Хароериса и Себека
Местным полицейским не очень-то нравятся разгуливающие по городу туристы, и они стараются не выпускать пассажиров прогулочных лодок за пределы территории храма, поэтому о том, чтобы остановиться в Ком-Омбо, речи не идёт. Вместо того, чтобы есть на ходу фуль или таамийя, можно зайти в ресторан El-Noba к югу от мечети. В расположенном рядом с храмом кафе Rural Home вы найдёте сад, орошаемый с помощью шадуфа, услуги мастера по татуировке хной и прочие интересные вещи. Доступ в интернет и международный телефон есть в ларьке около реки.
Храм Хароериса и Себека в Ком-Омбо
Храм Хароериса и Себека стоит на выступе речного берега, на песчаных отмелях которого в древние времена любили греться на солнце крокодилы. Близость к Нилу одновременно способствовала и сохранению, и разрушению памятника: наносы песка спасли его от коптов-иконоборцев, но в то же время вода разрушила пилон и передний двор и теперь подмывает основания колонн внутри храма. Амелия Эдвардс очень метко сравнила руины храма с торсом прекрасной древней статуи: храм, уменьшившийся в размерах и лишённый крыши, не утратил своего величия и сохранил следы первоначальной раскраски.
Отличительная черта храма – симметричность относительно продольной оси. Он имеет два входа, парные святилища и залы, поделённые на две половины. Левая половина храма посвящена богу-соколу Хароерису, «Благому врачевателю» (ипостась Хора Старшего) и его супруге Та-Сен-Нефер, «Доброй сестре» (Хатхор). Бог-крокодил Себек (здесь ассоциировавшийся с солнцем как Себек-Ра), его супруга (ещё одна ипостась Хатхор) и сын Хонсу-Хор почитались в правой части храма.
Посетители входят в храм под углом к главной оси, через ворота Неос Диониса. От ворот осталась только половина, дата их постройки точно не установлена, поскольку учёные расходятся во мнениях относительно количества царей из династии Птолемеев, а также порядка и датировки их правления. Все Птолемеи брали себе дополнительное прозвище – например, Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель) или Филометор (Любящий мать).
Некоторые учёные считают, что Неос Дионис – это Птолемей XII, другие полагают, что это Птолемей XIII, но все сходятся во мнениях, что он был отцом Клеопатры, правил с перерывом в несколько лет (80-58 и 55-51 годы до нашей эры) и имел прозвище «Бастард». Перед входом в храм можно заглянуть в молельню Хатхор и посмотреть на трёх мумифицированных крокодилов, найденных неподалёку в 1970-е годы во время дорожных работ.
Фасад и гипостили храма
Попав во двор (сооружён Траяном в 14 году), от которого остались лишь низкие стены и обрубки колонн, вы сразу обратите внимание на фасад гипостиля. Колонны с цветочными капителями поддерживают мощную глыбу карниза с обратной выкружкой, над каждым из входов изображены крылатые солнечные диски и уреи. Барельефы на внешней стороне стен изображают Неос Диониса, над которым Тот и Хор совершают очистительный обряд. Такая же сцена происходит и в присутствии Себека, лицо которого было впоследствии сбито.
Проходя сквозь чащу колонн внешнего гипостиля, обратите внимание на вырезанные на их основаниях изображения геральдических растений – лотоса Верхнего Египта и папируса Дельты. На внутренней стороне фасадной стены находятся великолепные композиции: коронация Неос Диониса в присутствии Хароериса, Себека, Уаджит и Нехбет (богинь севера и юга) и его явление перед лицом Исиды, Хора Старшего и львиноголового божества. Тем же божествам Неос Дионис приносит дары в дальней части зала, где сохранилась часть потолка, украшенного фигурами крылатых существ.
При входе в более древний внутренний гипостиль вы найдёте рельеф с изображением Себека в его животном облике (между дверными проёмами). В юго-западном углу зала Птолемей II получает хепеш (победоносный меч) от Хароериса, рядом с царём стоят его сестра и жена с одинаковыми именами – Клеопатра). Тот же царь изображён приносящим дары богам на колоннах, его старший брат перед Хароерисом – на задней стене, а списки божеств и храмовых празднеств размещены между дверными проёмами.
Вестибюли и святилища храма
Дальше расположен первый из трёх вестибюлей (каждый следующий немного выше предыдущего), украшенных при Птолемее VI. Рельефы на задней стене изображают церемонию основания храма – Сешет, богиня письменности, измеряет его территорию – и жертвоприношения и возлияния в честь Себека. Эти обряды периодически повторялись с целью поддержания ритуальной чистоты места. В следующий вестибюль – Зал даров – могли входить только жрецы. В полуразрушенном помещении справа некогда хранились одеяния и священные тексты.
Сцены жертвоприношений Хароерису, описание храма и молитва к Себеку сохранились на южной стене, здесь же сохранилось крошечное рельефное изображение рожающей женщины. Также обратите внимание на фигуры, которыми расписан потолок. Великолепный рельеф, находящийся между дверями святилищ, изображает Птолемея и его супругу-сестру рядом с пальмой, на которой висит знак хеб-сед, сообщающий годы царствований царя.
Царю оказывает почести Хонсу, увенчанный синим полумесяцем и красным диском, а также Хароерис и Себек (символизирующие воздух и воду соответственно), сам же Птолемей щеголяет в македонском плаще. От самих святилищ мало что осталось, но вы можете заглянуть в тайный коридор между ними, где некогда жрецы «беседовали» с богами (попасть туда можно через подземную крипту в одной из молелен за внутренним коридором).
Внешний коридор и окрестности храма
Плиты, которыми вымощен внешний коридор между эллинистическим храмом и римскими стенами, испещрены надписями паломников. Так они коротали время перед тем, как попасть к Благому врачевателю, статуя которого стояла в небольшой нише за центральной молельней. Вырезанные на стенах уши внимали их молитвам, а изображения глаз символизировали здоровье, которое они надеялись получить.
В завершение экскурсии можно погулять по территории, прилегающей к храму, где некогда совершались другие ритуалы. Самым любопытным сооружением является великолепный священный колодец с двумя лестницами, ведущими вглубь. Вода в колодец поступала из Нила. Небольшой пруд поблизости использовался для разведения крокодилов.
Еще одна диковина – частично открытый подземный коридор, ведущий в «дом рождения» Птолемея VII, точнее в то, что от него осталось, поскольку половина разрушенной постройки обвалилась в Нил ещё в XIX веке. Некоторые рельефы всё же можно различить, например, сцену с Птолемеем IX и двумя богами в зарослях папируса, за которой наблюдает итифаллический Мин-Амон-Ра с листьями латука в руках (символ плодородия).