храм константина и елены свияжск
История храма
История церкви, освящённой в честь равноапостольных царей Константина и Елены, восходит ещё к XVI веку. Храм получил своё начало вскоре после основания города Свияжска. Место для него по преданию выбрал сам Иван Грозный. “Поставленье и строенье царя великого князя”, – вторит преданию древняя рукопись XVI века: “Писцовая и Межевая книга города Свияжска и уезда” 1565-1567 г.
В “Писцовой книге” мы встречаем первое упоминание об этом храме. Церковь Константина и Елены была одним из 9 деревянных приходских храмов Свияжска. Находилась она “на площади против Городовых рожественных больших ворот”, имела два придела: “Леонтия ростовского чудотворца да Андрея Критского”. В составе причта были три священника, пономарь, просвирня и церковный сторож. Все эти лица получали жалование денежное и хлебное от Государя, поэтому церковь называлась ружной.
Деревянная церковь с годами ветшала и в конце XVII века на её месте возводится кирпичный храм c элементами русского барокко. Классический четверик венчала луковичная главка. Оконные наличники украшали фронтоны в виде “петушиных гребешков”. И над всей этой красотой возвышалась отдельно стоящая трёхъярусная колокольня. В XVIII в. храм и колокольню обьединили общей трапезной частью.
Храм в честь равноапостольных царей Константина и Елены, начало ХХ века.
В 1855 году церковь была приписана к главному городскому собору Рождества Пресвятой Богородицы, но через 4 года восстановлена в прежних правах своих, то есть сделана самостоятельною. С 1876 года она состояла приписной к Благовещенскому храму. В XIX в. с южной стороны была возведена часовня. Протоиерей А.Яблоков в 1907 году в своём историко-археологическом очерке написал: “Константиновская церковь каменная в настоящее время имеет только два престола – главный в честь Владимирской иконы Божией Матери и св.равноапостольных царя Константина и матери его Елены, второй в приделе во имя св. Великомученика Георгия Победоносца”. Иконостас имел три яруса.
С приходом советской власти храм подвергся разрушению: был утрачен северный придел, в 1929 г. — часовня.
иерей Анатолий Романовский
СВИЯЖСКИЙ КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКИЙ ХРАМ
Свияжский Константино-Еленинский храм |
Храм в честь святых равноапостольных Константина и Елены в г. Свияжске Казанской епархии, единственный из приходских храмов города, уцелевший в годы советской власти
Первая постройка деревянного храма относится к 1551 году по личному распоряжению Ивана Грозного. Храм получил своё начало в XVI веке вскоре после освящения города Свияжска.
В конце XVII века на месте деревянного храма была возведена каменная приходская церковь во имя св. Константина и Елены вместе с отдельно стоящей колокольней. В начале XVIII века храм и колокольня были объединены трапезной частью.
Закрыта в 1939 году. Иереем Анатолием Романовским в церкви был отслужен последний молебен.
В 1980-90-х здание храма было отдано филиалу Государственного музея ТАССР и использовалось для музейных экспозиций. Единственная уцелевшая посадская церковь (не относящаяся к монастырям) на острове Свияжск.
3 июня 1993 года церковь вновь была открыта для богослужений. В 1994 году при храме была зарегистрирована община.
Во время расчистки территории, прилегающей к храму, в 1994 году были обнаружены с северной стороны два массовых захоронения. Останки были перезахоронены в общую братскую могилу, отмеченную поклонным крестом.
В 2010-2012 годах с севера к церкви пристроена крестильня.
Архитектура
Кирпичная церковь, не имеющая точной даты постройки, по совокупности стилевых признаков относится к 1-й половине XVIII века.
Бесстолпный двусветный одноглавый четверик, вытянутый вдоль поперечной оси, с трапезной и двухъярусной колокольней. Представляет собой трехчастную бесстолпную церковь (храмовая часть, трехъярусная колокольня и трапезная — между ними). Четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане. Иконостас трёхярусный.
До революции основными композиционными элементами городского ансамбля были три архитектурных комплекса на верхнем плато острова: Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри и Рождественский собор. После разрушения Рождественского собора в 1931 году, церковь Константина и Елены стала исполнять роль доминирующей церкви в общей композиции в восточной окраине Свияжска.
Чтимые святыни храма
Храм в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены в Свияжске
Месторасположение
Каменная церковь во имя Константина и Елены представляет собой трехчастную бесстолпную церковь (храмовая часть, трехъярусная колокольня и трапезная — между ними). Четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане.
Единственная уцелевшая посадская церковь (не относящаяся к монастырям) на острове Свияжске.
Храм расположен на высокой береговой террасе, у дороги, при входе в город. До революции основными композиционными элементами городского ансамбля были три архитектурных комплекса на верхнем плато острова: Успенский и монастыри и Рождественский соборю. После того, как в 1931 году был разрушен Рождественский собор, доминирующий в восточной окраине Свияжска, его роль в общей композиции досталась храму Константина и Елены.
История церкви
В 1551 году по личному распоряжению Ивана Грозного была построена деревянная церковь равноапостольных Константина и Елены. Церковь являлась приходским храмом Свияжска (упоминается в 1568 году в «Писцовых книгах» города Свияжска и его уезда в числе девяти приходских церквей, построенных из дерева).
Первым настоятелем церкви Константина и Елены стал отец Герман — основатель свияжского мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы. В первосвященник был рукоположен в сан архиепископа Казанского и Свияжского и отбыл на кафедру в Казань. Позже Герман был канонизирован.
В конце XVII века на месте деревянного храма была возведена каменная трехпрестольная приходская церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены вместе с отдельно стоящей колокольней. Центральный престол был освящен в честь святых равноапостольных царей Константина и его матери Елены, северный — в честь святого Леонтия Ростовского, южный — святого Андрея Критского.
Храм разделял верхнюю часть Свияжска — крепость и нижнюю — посад, где жили мещане и ремесленники.
В начале XVIII века храм и колокольня были объединены трапезной частью.
В конце XIX — начале XX века в храме появляются приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери и великомученика Георгия Победоносца.
В 1939 году иереем Анатолием Романовским в церкви был отслужен последний молебен, и церковь была закрыта. В это время храм имел только два престола — главный в честь Владимирской иконы Божией Матери и святых царей Константина и Елены, второй — во имя великомученика Георгия Победоносца.
Храм использовался в годы для музейных экспозиций, так как здание было отдано филиалу Государственного музея ТАССР. В 3 июня 1993 года в храме вновь зазвучало слобо Божие. Для служб был возобновлен престол в честь равноапостольных царей Константина и Елены. В 1994 году при храме была зарегистрирована община.
Во время расчистки территории, прилегающей к храму, в 1994 году были обнаружены с северной стороны 2 массовых захоронения. Останки были перезахоронены в общую братскую могилу, отмеченную поклонным крестом.
Начало вечернего богослужения в 16:30 (в зимнее время — в 15:00).
Начало утреннего богослужени в 8:00 (в зимнее время в — 9:00).
Храм равноапостольных Константина и Елены (Свияжск)
Мiръ Россия Республика Татарстан село Свияжск Храм равноапостольных Константина и Елены (Свияжск)
Каменная приходская церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены была построена в конце XVII века вместе с отдельно стоящей колокольней. Храм является памятником архитектуры федерального значения.
Содержание
История [ править ]
История церкви, освящённой в честь равноапостольных царей Константина и Елены, восходит ещё к XVI веку. Храм получил своё начало вскоре после основания города Свияжска. Место для него по преданию выбрал сам Иван Грозный. “Поставленье и строенье царя великого князя”, – вторит преданию древняя рукопись XVI века: “Писцовая и Межевая книга города Свияжска и уезда” 1565-1567 г.
В “Писцовой книге” мы встречаем первое упоминание об этом храме. Церковь Константина и Елены была одним из 9 деревянных приходских храмов Свияжска. Находилась она “на площади против Городовых рожественных больших ворот”, имела два придела: “Леонтия ростовского чудотворца да Андрея Критского”. В составе причта были три священника, пономарь, просвирня и церковный сторож. Все эти лица получали жалование денежное и хлебное от Государя, поэтому церковь называлась ружной.
Деревянная церковь с годами ветшала и в конце XVII века на её месте возводится кирпичный храм c элементами русского барокко. Классический четверик венчала луковичная главка. Оконные наличники украшали фронтоны в виде “петушиных гребешков”. И над всей этой красотой возвышалась отдельно стоящая трёхъярусная колокольня. В XVIII в. храм и колокольню обьединили общей трапезной частью.
В 1855 году церковь была приписана к главному городскому собору Рождества Пресвятой Богородицы, но через 4 года восстановлена в прежних правах своих, то есть сделана самостоятельною. С 1876 года она состояла приписной к Благовещенскому храму. В XIX в. с южной стороны была возведена часовня. Протоиерей А.Яблоков в 1907 году в своём историко-археологическом очерке написал: “Константиновская церковь каменная в настоящее время имеет только два престола – главный в честь Владимирской иконы Божией Матери и св.равноапостольных царя Константина и матери его Елены, второй в приделе во имя св. Великомученика Георгия Победоносца”. Иконостас имел три яруса.
С приходом советской власти храм подвергся разрушению: был утрачен северный придел, в 1929 г. — часовня.
В 1939 году иерей Анатолий Романовский совершил последнее богослужение. Церковь была надолго закрыта, наступило страшное время забвения. В храме устроили кузницу, затем некоторое время она выполняла роль склада.
3 июня 1993 года на престольный праздник “впервые после многолетней мерзости запустения” под сводами храма прозвучало слово Божие. Так началась приходская жизнь свияжцев.
И до сих пор церковь Константина и Елены – единственный приходской храм Свияжска. В нём крестят, венчают и отправляют в последний путь местных жителей.
С 1995 года возглавляет приходскую общину отец Сергий Коробцов. В храме есть иконы, написанные отцом Сергием: икона Божьей Матери “Свияжская”, “Святые равноапостольные цари Константин и Елена”, “Господь Вседержитель”, “Святитель Герман, казанский и свияжский чудотворец”, “Святитель Николай Можайский”, икона Божьей Матери “Всех Скорбящих Радость”, крест-распятие. Матушка Людмила ведёт воскресную школу для местных детишек.
В 2010 г. благотворительный фонд “Возрождение” начал реконструкцию храма, рядом с церковью по проекту архитектора Е.В. Игнатьева была поставлена часовня. По благословению Владыки Анастасия часовню освятили в честь Святителя Пантелеймона.
Храм является памятником архитектуры федерального значения.
Описание [ править ]
Кирпичная церковь, не имеющая точной даты постройки, по совокупности стилевых признаков относится к 1-й половине XVIII века.
Бесстолпный двусветный одноглавый четверик, вытянутый вдоль поперечной оси, с трапезной и двухъярусной колокольней. Представляет собой трехчастную бесстолпную церковь (храмовая часть, трехъярусная колокольня и трапезная — между ними). Четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане. Иконостас трёхярусный.
До революции основными композиционными элементами городского ансамбля были три архитектурных комплекса на верхнем плато острова: Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри и Рождественский собор. После разрушения Рождественского собора в 1931 году, церковь Константина и Елены стала исполнять роль доминирующей церкви в общей композиции в восточной окраине Свияжска.
Святыни [ править ]
Самой древней иконой приходского храма в честь равноапостольных царей Константина и Елены является икона “Господь Саваоф”. Происхождение её датируется XVIII веком.
В храме есть несколько икон XIX века: “Никола Великорецкий”, икона Божьей Матери “Достойно есть” и иконописное изображение небесного основателя Свияжска преподобного Сергия Радонежского. Оно является списком чудотворного образа Преподобного, которым благословили Свияжск при закладке, и который веками находился в одной из обителей. Датируется эта икона 1873 г. Долгое время она находилась в частной коллекции.
Пожалуй, самой значимой, да и единственной в своём роде, является икона, написанная отцом Сергием, Богоматерь “Свияжская”. Ещё в начале 90-х образ Богородицы “увидела” супруга Сергия. Созданный им по описаниям эскиз был утверждён Владыкой Анастасием. Так, в 1993-1994 годах по благословению архиепископа появилась икона Богородицы “Свияжская”.
Кроме иконы Божьей Матери “Свияжская” в далёком 1994 году отец Сергий написал ещё две иконы, находящиеся ныне в храме: “Святые Константин и Елена” и “Господь Вседержитель”. На последней иконе Иисус Христос изображён при слиянии рек Волги и Свияги с припадающим к Нему преподобным Сергием Радонежским. Тем самым отец Сергий подчеркнул особое почитание преподобного на острове, ведь самой первой Свияжской обителью был именно мужской Троице-Сергиев монастырь, да и сейчас стоит на земле свияжской древний храм, освящённый в честь преподобного.
Другим, не менее чтимым в Свияжске святым стал святитель Герман, архиепископ Казанский, “всея России чудотворец”. Его трудами и попечением был построен и украшен Успенско-Богородицкий монастырь, заложены основы монашеской жизни. Веками мощи святителя почивали на земле Свияжской в главном храме этой обители. Но в годы советской власти они были вывезены, судьба их неизвестна до сих пор. Однако часть святых мощей сохранилась в Казани.
И вот накануне дня памяти святителя – 8 октября 1995 года – отец Сергий поехал к епископу Анастасию. Из рук Владыки он получил и вложил в изготовленную им костяную икону-мощевик частицу мощей святителя Германа. Так промыслом Божиим частичка святых мощей вернулась на свияжскую землю, это стало большим событием для прихода и возрождающегося Свияжска.
Отец Сергий написал икону “Святитель Герман, казанский и свияжский чудотворец”, на которой в мощевике и хранится частица мощей святителя. На иконе изображён св. Герман, позади — свияжская крепость. Особо выделяется Успенская обитель, устроителем которой был святитель. В верхней части иконы – Пресвятая Троица, перед которой предстательствует святитель за Свияжск.
В 2012 году отцом Сергием были написаны и размещены в храме иконы Николая Можайского и Богородицы “Всех скорбящих радость”.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, Константиновская улица, 2
Паломнику [ править ]
Расписание богсолужений смотрите на сайте храма.
Храм Константина и Елены на острове Свияжск
Паром | В Свияжске нет городского транспорта. До острова из Казани можно добраться на пассажирском теплоходе Билеты можно приобрести в кассе речного вокзала, часы работы с 6:00 до 22:00, билеты продаются за час до отплытия. Отправление от Казанского речного порта, время в пути 2 часа. |
Церковь святых равноапостольных Константина и Елены на острове Свияжск была построена ещё при Иване Грозном, в 1551 году, и являлась приходским храмом. Однако постройка тех времён не сохранилась. Ныне существующая церковь и колокольня при ней были возведены в конце XVII века. В начале XVIII ст. здесь пристроили трапезную, соединившую храм и звонницу. Известно, что значительные средства на строительство жертвовала местная купчиха Н. Саврасова. На рубеже XIX — XX вв. в церкви появились приделы, освящённые в честь Владимирской иконы Богоматери и Георгия Победоносца.
Храм расположен в живописном месте, на береговой террасе. Архитектура церкви Константина и Елены напоминает о традициях древнерусского зодчества, однако, с характерными для эпохи барочными элементами. Храм имеет трёхчастную бесстолпную планировку. Колокольня трёхярусная, со сферическим куполом и восемью арочными проёмами в верхнем ярусе. В декоре использованы фигурные наличники, фронтоны сделаны в виде так называемых «петушиных гребней».
В 1939 году храм Константина и Елены закрыли, в 80-е — 90-е годы здесь был музей. Регулярные богослужения возобновились только в 1993 году, когда церковь передали православной общине. Храм сегодня является единственной сохранившейся на острове посадской церковью (не относящейся к какому-либо из монастырей). Среди святынь храма иконы Сергия Радонежского и Свияжская икона Богоматери, а также образ святого Германа Казанского, бывшего первым настоятелем церкви, и частица его мощей