храм мардука в вавилоне
Храм и святилище бога Мардука (Эсагила)
Издавна Вавилон считался на Востоке центром религиозной культуры. В нем было 53 храма, не менее 955 святилищ и часовен, 384 уличных алтаря и огромное число алтарей домашних. «Дорога процессий» вела от древней крепости города на юг, по направлению к важнейшей святыне – храму бога Мардука.
Святилище бога Мардука (Эсагила) включало огромный священный участок (около 16 га), обнесенный двойной стеной с 12 монументальными воротами (рис. 8.10). Прямо против главных (священных) ворот, выходивших на «Дорогу процессий», стояла знаменитая Вавилонская башня – огромный восьмиярусный зиккурат, носивший название «Дом основания неба и земли» (Э-теменанки).
Рис. 8.10. Культовый центр Вавилона. На переднем плане – храм Мардука (Эсагила),
на заднем – Вавилонская Башня (Э-теменанки)
К священным воротам примыкало два прямоугольных здания с множеством небольших одинаковых комнат вокруг внутренних дворов (возможно, гостиница). У южной стены помещались дома жрецов. Храмовый участок имел четырехугольную форму и был окружен массивной белой стеной с зубцами. Каждая сторона участка, согласно Геродоту, имела длину в две стадии. «Домом основания небес и земли» называли вавилоняне это святилище.
Сам храм Мардука располагался в южной части святилища, за пределами стен священного участка. Он являлся наиболее значительным культовым сооружением Вавилона. Состоял из главного здания (77×86 м), окруженного мощной стеной с выступающими бастионами, и еще большей по размерам позднейшей пристройки неизвестного назначения (рис. 8.11-а). Храм имел белые стены, черный цоколь и голубые («небесные») зубцы. Вокруг него росли стройные пальмы, дающие тень широкому двору. Внутри храма стояла огромная золотая статуя Мардука (рис. 8.11-б).
Рис. 8.11. а – план священного участка Мардука (Эсагила); б – статуя финикийского бога Молоха (Кипр, сер. I тыс. до н. э.). Возможно, что приблизительно так выглядел и Мардук.
Перед статуей находился широкий золотой стол, скамейка для ног и трон, также золотые. Перед храмом был воздвигнут золотой алтарь. По словам Геродота, на изготовление всех этих изделий пошло 800 талантов (около 40 тонн) золота:
«Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон – также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь – на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее. ».
Похищение статуи Мардука персами вавилоняне восприняли как символ политической гибели столицы. Все это говорит об огромном влиянии, которое оказывали вавилонские жрецы-халдеи на жизнь государства. Они, как правило, происходили из знатных семей, обладали безукоризненной внешностью (высоким ростом, красивым телосложением, лимитированным весом):
«В Вавилонии выделены особые поселения для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются преимущественно астрономией. Некоторые из них выдают себя за астрологов, хотя другие их не признают. Существует какое-то племя халдеев и даже область в Вавилонии, где они живут, поблизости от арабов и так называемого Персидского моря. Есть несколько родов халдеев-астрономов: одни называются орхенами, другие – борсиппенами и несколько других – разными именами; они делятся как бы на разные секты с различными учениями по одним и тем же вопросам. Математики упоминают некоторых из этих людей, например, Кидена, Набуриана и Судина. Селевк из Селевкии – также халдей, как и несколько других замечательных людей…» [Страбон, XVI, 1, 6] [63, C. 686].
С помощью предсказаний и гороскопов они влияли на политику государства – определяли благоприятные моменты для восшествия на престол» начало военных походов, составили календарь земледельческих работ. В связи с этим астрология стала могучим средством воздействия на умы вавилонян. Все это требовало от жрецов проведения систематических наблюдений за звездным небом. Астрономия достигла небывалых высот:
Рис. 8.12. Строительство Вавилонской Башни (гравюры Г. Доре и Ю.Ш фон Карольсфельда)
— вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет; им были известны все планеты солнечной системы, кроме Нептуна, Урана и Плутона;
— была рассчитана эклиптика Солнца, выявлены основные зодиакальные созвездия; составлен лунный календарь, которым и в наши дни пользуются жители мусульманских стран и Израиля;
— месяц был разделен на 4 недели, а дни недели названы именами семи астральных божеств;
— создана первая карта мира в форме круга, окруженного водой, с Вавилоном в центре;
— составлен подробный каталог солнечных и лунных затмений (72 клинописных таблицы из библиотеки Саргона II в городе Агаде).
Наблюдения за звездным небом жрецы вели с вершин зиккуратов, возвышающихся над пылью и испарениями равнин и города. С их вершин хорошо было видно ясное южное небо. Наиболее знаменит зиккурат Э-теменанки, находившийся в северной части храмового святилища Мардука. Именно о нем свидетельствует библейская легенда как о Вавилонской Башне: «На земле появилось много людей. У всех был один язык, и все понимали друг друга. И решили люди построить город и башню высотою до неба, видную отовсюду. Дружно взялись люди за дело. В земле Сеннаар нашли они равнину, наделали кирпичей и обожгли их огнем, набрали смолы земляной вместо извести. ». Бог смешал их языки и «перестали люди строить город, и рассеял их Бог по всей земле. » (рис. 8.12).
В одном не права оказалась Библия – Вавилонская Башня была построена. Вот только просуществовала недолго.
Храм мардука в вавилоне
Белявский Виталий Александрович
Вавилон… У каждого из нас это имя ассоциируется с Вавилонской башней, Вавилонским столпотворением, смешением языков, Висячими садами Семирамиды, царем Навуходоносором, Вавилонским пленом, пиром Валтасара и знаменитыми словами «мене, мене, текел, упарсин», символизирующими неотвратимость судьбы и бренность земного величия.
Обо всем этом мы слышали в школе, читали и читаем в книгах, журналах и газетах, часто говорим сами. А почему? Вавилон… Да ведь это же экзотика, дремучая древность, перепутанная со сказкой! И все-таки нет человека, который ничего не знал бы о Вавилоне и сам не поминал бы Вавилонское столпотворение, понимая под этим выражением не столько строительство Вавилонской башни, сколько величайший беспорядок. Один из героев современной французской кинокомедии «Дьявол и десять заповедей» говорит: «Когда перестают соблюдаться законы, то это уже почти Вавилон». Вавилон буквально вошел нам в плоть и кровь.
А каким он был на самом деле? Да и было ли пресловутое Вавилонское столпотворение или все это вымысел? Вот об этом и рассказывается в предлагаемой вниманию читателей книге. В ней речь пойдет не о Вавилоне вообще, а о Вавилоне эпохи столпотворения, когда жил Навуходоносор и пировал Валтасар, о событиях двадцатипятивековой давности. Но сначала немного о месте действия и предыстории нашей истории.
Все это происходило в стране, которая ныне зовется Ирак. Так ее назвали арабы, поселившиеся в ней в VII в. н. э. Она расположена между реками Евфрат и Тигр. Поэтому еще в древности евреи дали ей имя Сеннаар, т. е Двуречье, а греки — Месопотамия, т. е Междуречье. Южное Двуречье представляет собой плоскую равнину, образованную речными наносами. Здесь, а также в Египте, расположенном в нижней долине Нила, в конце IV тысячелетия до н. э. впервые родилась цивилизация.
В обиходе мы часто употребляем слова «цивилизация» и «культура» как синонимы, что, строго говоря, неверно. Культура возникла вместе с человеком и будет существовать столько же, сколько и род человеческий. А цивилизация родилась всего 5000 лет тому назад и представляет определенный этап и истории человечества.«…Цивилизация, — писал Ф. Энгельс, — является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе» 1[1] .
Для цивилизации характерны общественное разделение труда, раскол общества на антагонистические классы, эксплуатация человека человеком и наличие государства.
Создателями цивилизации в Южном Двуречье были шумерийцы, народ, остающийся до сих пор загадочным во многих отношениях. Так, например, неизвестно, откуда они пришли в эту страну, которая не могла быть их родиной уже потому, что возникла на их глазах и при их активном участии. Шумерийцы и поселившиеся севернее их аккадские семиты дали Южному Двуречью название страны Шумер и Аккад[2]. Это случилось приблизительно в конце V тысячелетия до н. э.
Шумерийцы, которым принадлежала ведущая роль, явились в низовья Тигра и Евфрата, будучи уже знакомыми со скотоводством, земледелием и металлом, т. е с теми достижениями в области производства, которые подготовили рождение цивилизации. Более того; шумерийцы были одними из пионеров, впервые приручивших быка и научившихся добывать и плавить металл. Об этом свидетельствуют шумерийские слова «(н)гу(д)» — «бык» и «уруду» — «медь», заимствованные многими языками мира[3].
Южное Двуречье в то время представляло гиблое место. Шумерийцы и аккадцы попали сюда не по доброй воле, а под натиском более сильных соседей. Здесь им пришлось вступить в борьбу с грозными силами природы. Отголоском этого единоборства людей со стихией является широко известная легенда о всемирном потопе, вошедшая в состав шумерийского «Эпоса о Гильгамеше» и заимствованная оттуда Библией. Люди победили природу. Построив ирригационную систему, они отделили сушу от воды. Буквально создали своим трудом страну из смертоносных плавней, болот, джунглей и пустыни.
В ходе борьбы с природой шумерийцы и аккадцы развили свои производительные силы и создали невиданные доселе источники общественного богатства. Они изменились сами и изменили в корне свое общество. У них возникли новые производственные отношения, возник новый способ производства материальных благ, положивший начало цивилизации.
Каждое архаическое общество в зависимости от условий своего происхождения и существования, а также стадии развития имело индивидуальные черты.
Неразгаданные тайны вавилона ч. 4
Но это все рассказы древних и современных историков, а вот что нашли археологи.
«Раскопки 1899—1917, свидетельства древнегреческих авторов и др. источники выявили облик древнего Вавилона (в VI веке до н. э.).
Разделённый на 2 части (западную и восточную) Евфратом, город представлял в плане прямоугольник (площадь около 10 км;), опоясанный 3 рядами кирпичных стен с массивными зубчатыми башнями и 8 воротами.
Главные ворота Иштар были облицованы синим глазурованным кирпичом со стилизованными рельефными изображениями жёлто-красных и бело-жёлтых быков и драконов.
Мощёная дорога процессий вела к расположенному в центре города храмовому комплексу Эсагила с 7-ярусным зиккуратом Этеменанки, ярусы которого были окрашены в разные цвета.
На севере находилась крепость-дворец Навуходоносора II с висячими садами, рядом внутренних дворов и тронным залом, который имел облицовку из синего глазурованного кирпича с орнаментальным фризом и изображением жёлтых колонн. На востоке — остатки греческого театра IV в. до н. э.»
Сама Башня в свою очередь была только частью обширного храмового комплекса, располагавшегося вокруг нее в г. Вавилоне.
Наивысшей роскоши и блеска как храм Этеменанки достиг при царе Навуходоносоре II, но отдельный рассказ о нем впереди.
А пока рассказ, о тех ученных, стараниями которых Вавилонская башня вновь явилась в наш мир
Тут, с учетом прошедшего времени, надо сказать, что бесценный вклад в изучение истории Вавилона внесла археологическая экспедиция под руководством немецкого ученого Роберта Кольдевея (1855—1925), длившаяся с 1899 по 1917 год.
О Р. Кольдевее и его поисках можно рассказывать долго и интересно.
Но по мнению автора лучше К. Керама история раскопок Вавилона не рассказана никем. (Керам К. «Боги, гробницы и ученые». Роман археологии. М.,1963, СПб,»КЭМ», 1994.)
Поэтому автор прилагает самые интересные главы этой книги на суд читателя. Они написаны так живо и увлекательно, что помогут Вам мысленно побывать в древнем Вавилоне и возможно представить себя участником праздничных процессий…
Глава 24
КОЛЬДЕВЕЙ ПОД ПУЛЯМ
Вавилон Навуходоносора
Вавилон. Фото: https://jrcasals.artstation.com/projects/25NVv
В период правления Навуходоноссора тысячелетний Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока с населением около двухсот тысяч человек. Город стал мощной крепостью, окруженной несколькими рядами стен. По велению царя было возведено множество новых сооружений; три из них стали поистине легендарными: висячие сады Семирамиды, зикурат Э-темен-анки («Вавилонская башня») и ворота Иштар, с ведущей к ним дорогой процессий. Последний памятник дошел ло нас если не в оригинале, то в виде достаточно к нему близком.
Ворота Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
История данного экспоната чрезвычайно интересна. Она связана с именем немецкого археолога Роберта Кольдевея (1855-1925), который долгое время мечтал подтвердить существование Вавилона Навуходоносора, известного по древним текстам. Эта его мечта осуществилась на рубеже XIX и XX веков.
Гертруда Белл. Роберт Кольдевей, 1914
Он начал работы в Вавилоне в марте 1899 года. В отличие от Ботта и Лэйярда, Кольдевей представлял себе историю города, развалины которого были скрыты под землей, и поэтому проводил раскопки достаточно целенаправленно. Вскоре он обнаружил колоссальную стену (часть Дороги процессий), вдоль которой в метровых слоях щебня находились многочисленные обломки глазурованных рельефов.
На руинах Вавилона. Раскопки Кольдевея, ок. 1900 года
На небольшом участке длиной в восемь метров, была найдена почти тысяча фрагментов. Так как по расчетам Кольдевея общая длина рельефов равнялась примерно тремстам метрам, он писал в одном из писем: «Я рассчитываю найти по меньшей мере 37 000 обломков. Неплохие перспективы после четырнадцати дней раскопок!».
На месте раскопок можно было понять только общие планы стен и башен, все остальное представляло собой осыпавшуюся кашу из кусков камней, кирпичей и керамики. Их просеивали, сортировали, упаковывали в пронумерованные по местам находок ящики, и отсылали в Берлин. И уже не отдельные обломки, а ящики исчислялись тысячами. Только представьте себе объем этой гигантской головоломки, многие кусочки которой наверняка отсутствовали, и вы поймете какой сложной была задача воссоздания вавилонских рельефов.
Бык с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Воссоздание передней половины ворот Иштар и двух фрагментов дороги процессий велось по натурным макетам, в новых залах Пергамского музея, специально построенных для этой цели.
Уменьшенный макет Дороги процессий и ворот Иштар. Пергамский музей, Берлин
Кольдевей принимал в реконструкции ворот активное участие, но завершена эта работа была уже после его смерти. Новые экспонаты музея представили публике в 1930 году.
Фрагмент Дороги процессий. Пергамский музей, Берлин
Мне захотелось представить, как могла бы выглядеть эта знаменитая дорога двадцать шесть веков назад, и я сделал ее фото-реконструкцию на основе снимков из Пергамского музея.
Вавилон. Дорога процессий и ворота богини Иштар. Фото-реконструкция (кликабельно).
Дорога была вымощена огромными каменными плитами, на нижней стороне каждой из которых высечена надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил каменными плитами из Шаду эту дорогу процессий к храму великого бога Мардука. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь».
Сирруш с ворот Иштар, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Сами ворота были посвящены богине Иштар, которая имела для вавилонян сразу несколько ипостасей: она была богиней плодородия, плотской любви, войны и распрей. Ее священным животным являлся лев, чье изображение было повторено по обеим сторонам Дороги процессий 120 раз. В вавилонском пантеоне Иштар была олицетворением планеты Венеры. Это одна из самых древних богинь человечества, почитавшаяся еще у шумеров (как Инанна), потом ее имя трансформировалось в Иштар (у аккадцев), Астарту (у финикийцев), Афродиту (у греков), Венеру (у римлян).
Иштар-«Венера», IV в.до н.э. Лувр, Париж
В аккадской мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги.»
«Королева ночи» (Иштар?). Красочная реконструкция вавилонской статуэтки XVIII в.до н.э. из Британского музея.
Источник: https://www.ancient.eu/article/658/the-queen-of-the-night
Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.
Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин
Реконструкция входа в тронный зал дворца
Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода «полет» по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.
Прежде чем дать ссылку на сам ролик, приведу посекундную привязку к показу главных сооружений и несколько комментариев.
Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет «висячих», по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.
Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио
Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю.
Голос подсознания
Интернет Радиостанция
Свежие записи
Свежие комментарии
Рубрики
важное
Зиккурат в честь бога Мардука, Вавилон
В долине Двуречья в нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в современном Ираке) сохранилось несколько обветшавших кирпичных строений. Это все, что осталось от древнего загадочного города Вавилона.
Вавилон являлся одним из поселений, созданных жителями Месопотамии пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь по традиции строили в виде ступенчатых пирамид — так называемых зиккурат. Зиккураты представляли собой высокие башни, построенные уступами, с плоской крышей. Каждая такая башня возводилась в честь определенного бога. Вавилон был одним из могущественных центров древней Месопотамии. Его таинственный зиккурат прославлял бога Мардука — главного бога Вавилона. Возможно, когда-то Мардук считался богом-громовержцем, позднее его стали называть Бель, а потом просто Господь.
К зиккурату в честь Мардука относились с таким почтением, что его неоднократно перестраивали. Наконец храм превратился в самое высокое здание в долине Двуречья.
Археологам уже в наше время удалось обнаружить фундамент таинственной башни: земляную насыпь квадратной формы, причем каждая сторона квадрата по длине составляет больше 90 м. Пика своего величия храм достиг в период правления царя Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). В это время мистическая башня достигла 90 м в высоту. Надпись, сделанная самим царем, утверждает, что на ее строительство пошел «обоженный кирпич, выкрашенный в ярко-синий цвет». Согласно другим источникам, «в основание были положены золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море». Для перестройки башни были созваны «все народы Вавилонской державы, с севера и с юга, с гор и с берегов рек».
Реконструкция Вавилонского Зиккурата бога Мардука
Загадочная башня, известная в древности под названием Этеменанки, была не единственной достопримечательностью города. Здесь же находились знаменитые Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света, и два великолепных дворца, также построенных Навуходоносором.
Башня была разрушена скорее всего ок. 478 г. до н. э., когда Вавилон был захвачен персидским царем Ксерксом. Он оставил храм Мардука ветшать: пусть он превратится в грязь, из которой был сооружен. Но даже в 460 г. до н. э., после того как за таинственным храмом уже давно никто не ухаживал, он произвел огромное впечатление на побывавшего в Вавилоне знаменитого древнегреческого историка Геродота. Он так описал это строение: «Над первой башней в центре стоит вторая, наверху второй — третья и так далее. Всего таких башен восемь. На них можно взойти по спиральной лестнице, которая идет снаружи. А на середине пути сделаны скамьи, чтобы путник мог отдохнуть».
Храма Мардука ныне не существует, однако до нашего времени дошел целый ряд зиккурат, по которым мы можем судить о религии древних вавилонян. Крупнейшая башня, дошедшая до нас, находится в Иране (прежде эта страна называлась Элам). Она была построена в 1250 г. до н. э. царем Унташ-Напиришей, имела пять этажей и достигала в высоту 50 м.
Почему же для истории так важен загадочный храм Мардука, который привлекает к себе внимание даже сейчас, будучи давно разрушенным? Скорее всего потому, что это и есть знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом Завете (Бытие, гл. 11): «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем, И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем-там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
От ветхозаветного повествования о Вавилонской башне происходит и английское babble, что означает «невнятно говорить». Некоторые ученые полагают, что рассказ о Вавилонской башне не более чем миф. Так или иначе, ясно, что это строение когда-то действительно существовало, пользовалось широкой известностью и сыграло роль при составлении Библии.
Более подробную информацию по Вавилону можно также поискать в статье «Великие тайны Вавилона»
Также можно ознакомиться с географическим местоположением на карте аномальных зон.