храм мелькора в нуменоре
Храм мелькора в нуменоре
И вообще, как вы, друзья, относитесь к этому моменту истории?
> И вообще, как вы, друзья, относитесь к этому моменту истории?
Ну. в Нуменоре он ведь был не правителем, а, по сути, «агентом» среди врагов. Тут все средства хороши.
Жертвопринашения Мелькору,это повод к тому что бы расколоть нуменорцев.Саурон же говорил что «Сие Воля Мелькора,и только он может всё изменить»Саурон убеджал нуменор что Валары Враги,Мелькор=друг,но этому нужно какоето подтверждение. Вот для чего нужны жертвы в честь Правого Бога,что бы он Вернулся и покорал неверных.Нуменорцы в это поверили. поэтому и случилось падение.
Предание энергии. ну незнаю. Саурон не дурак,и видел мощь владык,тут нада тогда всем разом под лезвие ложится что бы,освободить Мелькора..))
Наверное это просто культ-для Нуменорцев-вера,для Саурона вера в то что он верен как ученик,вспомните Гронд При Минас-Тирите,ну и самоутверждение в Нуменоре,надоже как,никак себя поставить. ))
Фактически Саурон правил нуменором. он был советником Ар-Фаразона,но по его велению или просьбе))Владыка нуменора пошол на Валинор. Можно сравнить Саурон-Змееуст,Ар-Фаразон-Теоден,покорённый Саруманом,Владыка,а своев воли нет. Только Саурон был намного умнее и сильнее Змееуста.Поэтому и стал Фактически править..
Культ это фикция,Самоутверждение Саурона как ученика,имхо.
Начнем с того, что нуменорцы разделились еще, согласно летописям, при Тар-Анкалимоне, 14 короле, когда отношение к Валар и Эльдар ухудшилось, а было это в 2200-2400гг 2 Эпохи.. и уж точно разделились они при Ар-Адунакоре, котрый запретил эльфийские языки и взял титул Владыка Запада.. Чего уж там раскалывать, само все давно развалилось.
Просто много не понятного если люди нуменора были уже расколаты и в какой то мере,скованы Тьмой,то зачем Саурону было начинать этот культ,тема про Энергию. не верю. жертвенник этож не батарейка. типа заряди и го опять плясать в Ангбанде.
Я согласен с Виталием,что может быть он искал сторонников.
Люди это приняли также как инквизиция в среднии века Господь говорит нада-да пусть прольётся кровь,а вот про «низших людей» это както не оч сказано,низщие люди(как ты сказала)это не нуменорцы,Низшие люди бы не украли бы Сильмарил у Моргота и не Сражались за Средиземье так отважно,дело не в этом,дело в фанатизме.
Раньше не делал потому что средств не было)))
Я и не говорю что нуменорцы нызшие люди,наоборот,я сказал что это НЕ нуменорцы,просто я считаю низших людей нет,по отношению к валарам да,есть нуменоцы,ну и люди белерианда.Только вот Берен был грубо говоря,низшим. но он всётаки сделал великие вещи,а Нуменорцы наобот,хоть они и высшей рассы,Для меня Нуменорцы это в Какойто мере,»фашизм»,но выражен не в покорении других,а в возвышениии себя,они же хотели жить как Эльфы,и тд.Они предали тех кто дал им эту власть)Валар тоесть)
Про Энергию. очень странно допустим да,но в сильме про энергию как «ресурс» не гворится. Энергию души,ну может её,Но Толкиен рассказывая о Нуменоре не мог писать о душе как о «ресурсе» для православного душа священна.
Вопрос в том как Саурон использовал эту инергию. если использовал.
Мелькора бы врятли стал возвращать. имхо. он Сам Стал Тёмным Властелином. Зачем снова быть правой рукой госпадина.
Виталий, хорошая идея)))
Со стороны Нуменорцев то Берен низший. прочем дело не в том..Дело в отношении нуменорцев к окружающем-Они не общались с эльфами,тоесть мб не почитали их Богов,Валар тоесть.Нуменорцы жили без бед. поэтому и обнаглели.
Ксения, для восполнения потери энергии имелись колечки)
Думаю, культ Мелькора был затеян, чтобы перессорить Валинор и Нуменор окончательно и подставить лично Ар-Фаразона, а насчет человеческих жертвоприношений. могло быть так, что Саурон всего лишь честно ответил на вопрос «что порадовало бы Мелькора больше всего?»
Мне кажется, разгул политических репрессий наступил только после отплытия Ар-Фаразона на запад, а до того сжигали в основном обычных преступников, убийц, разбойников, которых, возможно, и так бы казнили по законам Нуменора.
Относительно отношений между Сауроном и Мелькором:
Sauron desired to be a God-King, and was held to be this by his servants*
* By a triple treachery: 1. Because of his admiration of Strength he had become a follower of Morgoth and fell with him down into the depths of evil, becoming his chief agent in Middle Earth. 2. when Morgoth was defeated by the Valar finally he forsook his allegiance; but out of fear only; he did not present himself to the Valar or sue for pardon, and remained in Middle Earth. 3. When he found how greatly his knowledge was admired by all other rational creatures and how easy it was to influence them, his pride became boundless. By the end of the Second Age he assumed the position of Morgoth’s representative. By the end of the Third Age (though actually much weaker than before) he claimed to be Morgoth returned. (Письмо 183)
Низвержение Нуменора
Низвержение Нуменора (англ. The Downfall of Númenor | вариант перевода Падение Нуменора) – событие, послужившее причиной уничтожения самого могущественного государства людей Второй Эпохи, а так же исчезновения королевства Валар – Валинора.
В «Заметках об орэ» Толкин называет это событие вторым падением людей, а в «Фрагментах об эльфийской реинкарнации» – Нуменорской катастрофой.
В «Письме 276» Толкин писал следующее:
«Нуменор – это моя личная переделка мифа об Атлантиде и/или традиции, и попытка согласовать его с моей общей мифологией. Из всех мифических или «архетипических» образов этот наиболее глубоко укоренён в моем воображении; на протяжении многих лет мне снился вновь и вновь повторяющийся сон про Атлантиду: громадная, неотвратимая волна надвигалась из Моря или накатывала на землю, порою погружённую во тьму, порою зелёную и солнечную.»
В «Письме 131», Толкин делит падение Нуменора во зло на три фазы:
Содержание
Фаза первая (Предыстория) [ ]
За помощь в Войне против Мелькора Валар даровали людям-эдайн остров Эленна, при том им был возвращён (как праведникам) изначальный срок жизни по замыслу Эру (200-300 лет) и неподвластность болезням. Но лишь один Запрет Валар наказали эдайн – никогда не плавать в Аман.
В 32 В. Э. эдайн переселились на остров и стали зваться дунэдайн (синд. Эдайн Запада), хотя чаще их звали нуменорцами, от названия их государства – Нуменора. Первым королём стал Элрос, сын Эарендиля Полуэльфа; лишь потомки этого рода правили Нуменором впоследствии.
Тем людям, что жили в Средиземье, нуменорцы стали благодетелями и покровителями, многому обучая и помогая. С эльфами, в особенности Верховным королём нолдор-изгнанников, Гиль-галадом, нуменорцы и их короли сдружились в 600 В. Э.
Многие годы после этого Нуменор и его народ благоденствовали и их мощь возрастала. Нуменорцы любили плавать по морям и исследовать неведомые дальние земли. У них был могучий и огромный Флот, который, в 1700 В. Э. прибыл в Средиземье на помощь Гиль-галаду и разгромил войска Саурона. Последний, бежав в Мордор, затаил на нуменорцев ненависть и поклялся отомстить. Тем не менее, Саурон показываться на западе не осмеливался, так как опасался мощи нуменорцев, которые с 1800 В. Э. стали создавать в Средиземье постоянные поселения.
Фаза вторая (Восстание нуменорцев) [ ]
С возрастанием могущества нуменорцев росла их жажда более долгой жизни и недовольство запретом Валар на путешествие в Бессмертные Земли.
Уже король Тар-Минастир, который пришёл на помощь Гиль-галаду, завидовал эльфам, и во времена его правления (
Снедаемые страхом смерти, люди стали возводить богатые усыпальницы для мёртвых; весь остров загромоздили безмолвные гробницы. В то же время, учёные Нуменора пытались найти источник бессмертия, но лишь смогли изобрести искусство сохранения плоти умерших нетленной. Тем временем большинство нуменорцев пытались насладиться жизнью так, как только можно, устраивая разгульные пиры и накапливая горы сокровищ.
Внук Кальмакила, правивший с 2899 В. Э. по 2962 В. Э., официально взял при восхождении на престол имя на адунаике – Ар-Адунахор, что означало «Владыка Запада» (так у нуменорцев было принято именовать лишь Валар). При его правлении все эльфийские языки было запрещено использовать и учить, хотя Верные королевский запрет в тайне отвергли. Они теперь единственные встречали корабли эльфов с Тол-Эрессеа, которые приплывали в гавань Андуниэ изредка и тайно.
Старший сын Ар-Гимильзора пошёл в свою мать и отличался почтением к эльдар и Валар; второй же был сыном своего отца, и именно ему Гимильзор с радостью передал бы власть, если бы позволял закон.
Сыном Гимильхада был Фаразон, великий полководец, отличавшийся более жадным до богатств и власти нравом, чем его отец. Он вставал во главе воинств нуменорцев и предпринимал завоевательные кампании в Средиземье, желая упрочить власть Нуменора над землями и людьми Средиземья. Когда отец Фаразона умер (3243 В. Э.), тот вернулся на остров и щедро раздавал награбленные богатства, склонив тем самым к себе сердца большинства людей. Когда в 3255 В. Э. Тар-Палантир умер, на трон по закону должна была взойти его дочь, Мириэль, но Фаразон, стремясь к власти, насильно взял её в жёны и это было против законов Нуменора (они были в слишком близком родстве). Тем не менее, народ признал узурпатора, и Ар-Фаразон был внесён в перечень королей Нуменора; из них всех не было никого могущественней и высокомерный Ар-Фаразона Золотого.
После ухода Фаразона, Саурон, ненавидевший нуменорцев, стал осаждать прибрежные крепости и величать себя владыкой всех людей, обещая скинуть дунэдайн в море и уничтожить сам Нуменор. Ар-Фаразона это привело в ярость, поскольку он жаждал втайне безграничного могущества и единовластного правления над всеми людьми Арды. Потому Ар-Фаразон принял решение сделать Саурона своим рабом и не позволить оспаривать могущество наследника Эарендиля.
С огромным и хорошо вооружённым воинством великая армада кораблей Ар-Фаразона явилась в Умбар.
Прибытие флота Ар-Фаразона в Умбар. Иллюстрация ivanalekseich
Подойдя к Мордору, Ар-Фаразон приказал Саурону сдаться и прийти к нему на поклон. Владыка Тьмы, увидев мощь воинств Нуменора и понимая, что даже самые сильные из его слуг не смогут противостоять нуменорцам, сдался, но затаил хитрость. Саурон начал вести коварные и лживые речи, принося клятвы верности Нуменору, но Ар-Фаразона это не обмануло, и он решил взять Саурона в Нуменор заложником за его слуг в Средиземье. Саурон с притворной неохотой согласился, но втайне обрадовался, поскольку желал уничтожить своих врагов изнутри.
Ар-Фаразон и Саурон. Иллюстрация ivanalekseich
Фаза третья (Падение Нуменора) [ ]
Прибыв в Нуменор (3262 В. Э.), Саурон был поражён его красотой, но от этого лишь сильнее исполнился гнева и зависти. При Сауроне было Единое Кольцо, о котором не знал Ар-Фаразон (эльфы, с которыми он не общался, хранили сведения о Кольцах в тайне), потому не прошло и трёх лет, как из врага и пленника, Владыка Тьмы стал главным советником короля, подчинив себе воли и умы большинства дунэдайн. Лишь Амандиль, предводитель Верных, бывший в юности другом Фаразона, не раболепствовал перед советником монарха, как это делали другие.
Своими лживыми советами Саурон начал склонять ко злу жителей и короля Нуменора. Владыка Тьмы говорил, что Валар просто придумали Эру, чтобы так доносить до нуменорцев свои собственные желания. Но главной ложью было то, что Саурон выдал за истинного бога Мелькора, говоря, что тот сможет создать для своих слуг множество королевств в Пустоте, когда будет свободен. Запрет же – не более чем обманная уловка, подсказанная страхом и рассчитанная на то, что нуменорцы не смогут отвоевать для себя вечную жизнь и соперничать с Валар.
Тогда Ар-Фаразон стал втайне, а затем открыто поклоняться Мелькору, и его примеру последовали многие, но не Верные. Амандиль был отстранён от королевского совета, но он пользовался большим авторитетом у короля и народа, потому никто не смел поднять на него руку, даже Саурон. Последний же замыслил уничтожить Белое Древо, с которым, по предсказанию Тар-Палантира, была связана судьба династии королей Нуменора. Узнав об этом, внук Амандиля, Исильдур, сын Элендиля, отправился к Древу и сорвал один из плодов. Его заметила стража, но Исильдур смог прорваться через их ряды и уйти, получив множество ран и оставшись неузнанным, поскольку был переодет.
Иcильдур готовится украсть плод Древа. Иллюстрация MirachRavaia
Исильдур успел вовремя, поскольку после этого король уступил Саурону, и дерево срубили. Древесину сожгли на алтаре в Храме Мелькора, который выстроили по приказу Саурона в Арменелосе. С тех пор огонь в Храме не угасал, а в жертву Мелькору стали приносить Верных, отказывающихся поклоняться ему; этим, нуменорцы пытались угодить «Богу» и добиться избавления от смерти.
Саурон приносит жертву в Храме Мелькора
Но этим зло, к которому пришли нуменорцы, не ограничивалось. Они стали враждовать друг с другом по ничтожнейшим поводам, стремясь владеть тем, что было у более высокопоставленных людей, а те, узнавая об этом, жестоко мстили. Притом нуменорцы стали умирать ещё быстрее, дряхлея и впадая в слабоумие.
Во всеоружии нуменорцы приплывали теперь к берегам Средиземья не как дарители или правители, а как захватчики, отнимая добро живущих там людей, обращая их в рабство или принося в жертву на алтарях Мелькора.
Саурон, верховный жрец Мелькора в Нуменоре © Иллюстрация Nemanja Bubalo
Таким образом, Ар-Фаразон стал самым могучим тираном со времён Моргота, хотя на самом деле всем руководил Саурон, и когда король постарел (3310 В. Э.), Владыка Тьмы сумел убедить боящегося смерти Фаразона атаковать Аман и завоевать бессмертие. Ар-Фаразон приказал возвести в западных гаванях великий Флот и готовиться к войне (что продолжалось следующие 9 лет).
Об этом узнал Амандиль и сказал своему сыну Элендилю подготовить в Роменне корабли и созвать всех Верных, чтобы быть готовыми отплыть в Средиземье. Сам же Амандиль тайно отправился в Аман, просить Валар о милости к нуменорцам и об избавлении от Саурона, однако неизвестно, сумел ли Амандиль совершить задуманное.
Иллюстрация Теда Несмита
Тогда молнии засверкали с удвоенной силой и стали ударять в людей и в купол Храма Мелькора, разбив его верхушку надвое (но сам храм устоял). Саурон же стоял на вершине храма, и молнии его не тронули; с того момента нуменорцы нарекли его богом и преклонились перед его волей. В это самое время земля затряслась и на вершине горы Менельтармы заклубился дым. Но от этого нуменорцы стали только сильнее торопиться с подготовкой флота; на западе простирался целый архипелаг из кораблей с лесом мачт.
Когда флот приблизился и окружил Тол-Эрессеа, Ар-Фаразон дрогнул и испугался, решив было отступить назад; однако страх смерти был сильнее, и король нуменорцев ступил на берега Валинора, объявляя эту землю своей, если её никто не станет отстаивать.
Воинство Нуменора вошло в ущелье Калакирья и осадило Тирион, хотя он был пуст (нолдор загодя бежали оттуда).
В это время Манвэ с горы Таникветиль воззвал к Эру и сложил с себя полномочия Короля Арды. Илуватар же сам вмешался в историю мира и изменил Повесть; огромная пропасть разверзлась между Аманом и Нуменором, поглотив флот Нуменора. Сошедшие на берег Амана нуменорцы был похоронены в пещерах под обрушившимся стенами ущелья; там им надлежит оставаться до Конца Мира.
Гибель Мириэль. Иллюстрация Теда Несмита
Остров Эленна вместе со всеми своими жителями был уничтожен огромной волной, обрушившейся на него. Последней погибла королева Тар-Мириэль; она слишком поздно раскаялась и отправилась на Менельтарму в Святилище Эру. Континент Аман был сильно разрушен и затонул с западной стороны; эльфы Амана угасли по воле Эру.
Однако уцелеть удалось кораблям Верных; они стояли на якоре в море вдали от берега, и благодаря милости Валар девять кораблей смогли уцелеть в катастрофе, пристав к берегам Средиземья.
Последствия [ ]
Корабли «Верных» покидают Нуменор. Иллюстрация Теда Несмита
Очертания мира вследствие катастрофы сильно изменились. Благословенные Земли без Валар потеряли свою «благодать», став обычной землёй смертных. Однако эльфы из Средиземья могли прибыть в Благословенные Земли по Прямому пути.
В 3320 В. Э. четыре корабля Элендиля достигли берегов Линдона, где нуменорцев встретил Гиль-галад; на севере Средиземья Элендиль основал королевство Арнор. Сыновей Элендиля, Исильдура и Анариона, с пятью кораблями отнесло южнее, и они основали королевство Гондор, к западу от Мордора. В городе Минас Итиль Исильдур посадил саженец от Белого Древа Нуменора, которое уничтожил Саурон.
Последний также уцелел при Низвержении, хотя его тело кануло в пучину вместе с островом. Дух Саурона ушёл в Мордор, унеся с собой Единое Кольцо. Там он создал себе новую оболочку, однако теперь потерял способность принимать прекрасный облик.
Саурон знал, что его враги уцелели, потому начал собирать своих слуг, к которым присоединились и выжившие нуменорцы из числа бывших Людей Короля, известные теперь как Чёрные нуменорцы. В 3429 В. Э. Саурон напал на Гондор, с ходу захватив Минас Итиль и уничтожив Белое Древо (хотя его саженец Исильдур снова унёс). Анарион сумел разгромить врагов и удержал Осгилиат, но Саурон быстро собрал новые силы.
В следующем году Гиль-галад и Элендиль сформировали Последний Союз людей и эльфов против Саурона, что привело к войне, в которой Саурон был на многие годы повержен.
Храм мелькора в нуменоре
» I am in any case myself a Christian; but
the ‘Third Age’ was not a Christian World»
(J.R.R. Tolkien)
Вопрос о существовании религии и ее формах в мире Толкиена возник еще на заре существования листа, в апреле 1997 г. Тогда один из основных вопросов этой темы был сформулирован Руумилом следующим образом:
«Почему у Толкиена нет религии нигде (разве что в Нуменоре)?»
«Многие удивляются отсутствию упоминаний о религиозных представлениях народов Арды, полагая причиной тому либо отсутствие религии (что кажется [им] невероятным), либо нежелание Толкиена писать об этом предмете (умолчание). Ни то, ни другое неверно. Действительно, сведения весьма скудны, но нет оснований говорить об их отсутствии»
Теперь, через более чем два года после написания этих строк, я понимаю, что был слишком категоричен, и сведения вовсе не так уж «весьма скудны» как мне представлялось. Именно это и побудило меня переработать свои старые послания на лист в сводную статью, дополнив их новыми сведениями, нисколько, впрочем, не изменивших моих старых выводов.
Прежде чем приступить к изложению, имеет смысл привести точку зрения самого Дж.Р.Р. Толкиена
«Единственной критикой, вызывавшей мое раздражение, было утверждение об «отсутствии религий» (а также и «отсутствии Женщин», впрочем, это не имеет значения, поскольку неверно). Это монотеистический мир с «естественной теологией». Необычное отсутствие церквей, храмов, или религиозных обрядов и церемоний, является всего лишь частью данного исторического полотна [1]»
Разумеется, это утверждение нуждается в некотором комментировании, но оно позволяет нам не искать того, чего нет, там, где сего нет, а именно, отбросить гипотезу о сознательном замалчивании Толкиеном существования религиозных культов там, где кому-либо хотелось бы (по тем или иным причинам) их увидеть. Таким образом, имеет смысл ограничить область исследований теми границами, которые очертил сам автор своими сведениями.
Прежде всего следует заметить, что поскольку через всю историю Арды (как следствие Великой Музыки) проходит борьба Замысла с Искажением, то следует выделить существование двух взаимоисключающих религий:
Назовем их, не мудрствуя лукаво, Религией Замысла и Религией Искажения (под «религией» здесь подразумеваются лишь религиозные представления, не формы культа). Начнем с первой.
Суть ее выражают следующие положения Толкиена:
2. О Религии Замысла у различных народов
Известно, что люди Трех Домов, придя в Белерианд, попали под сильное влияние культуры эльдаров, заимствовали их космогонию и философию:
«. На Таникветиль каждый раз, в начале сбора плодов, Манвэ устраивал великое празднество во славу Эру, когда все народы Валинора пели и веселились на Таникветиль. [5]»
Хотя у эльфов и отсутствовали религиозные обряды и церемонии, их тенью все же, наверное, возможно счесть еженощное пение к Элберет при восходе звезд [53].
«Из всех духов Мира эльфы более всего любят и почитают Варду. Они зовут ее Элберет и взывают к ней из мглы Средиземья, и возносят ей песни при восходе звезд. [6]»
«Высоко на востоке зажглась Звездная сеть, Реммират; принизывая туман, разгорелся, как пламенный рубин, Боргиль. Потом вдруг, словно по волшебству, небо разъяснилось, а из-за окраины мира блеснул Небесный Меченосец, Мэнальвагор, в сверкающем поясе. Эльфы встретили его звонкой песней. [7]»
Впрочем, такой обычай, характерен полагаю, лишь для калаквэнди (а в Средиземье лишь для нолдоров):
Но не для мориквэнди и, тем более, авари:
Обычай же в беде призывать Элберет, существовал, вероятно, даже и среди лесных эльфов:
В ходу были и пожелания вроде:
Следует добавить, что у Толкиена были глухо упомянуты некие эльфийские «празднества в честь айнур:
«. в народе прозвали ее Идриль Среброногая, ибо она, хоть и королевская дочь, всегда ходила босая и простоволосая, кроме как на празднествах в честь айнур. (LT)»
2.3. Нуменорцы Второй Эпохи
Нуменорцы, потомки Трех Домов, переняли, как уже говорилось, посредством предков, свои религиозные представления от эльфов
«Нуменорцы (как и прочие народы людей, враждебных Морготу, но оставшихся в Средиземье и не ушедших в Нуменор; например, ристанийцы) были строго монотеистами. [13]»
Заметим, однако, что лишь император Нуменора мог говорить вслух на вершине Небесной Колонны. [15] ) Вершина Менельтармы была единственным местом поклонения в Нуменоре, там не было ни строений, ни храмов: эти вещи ассоциировались со злом. [16],[17]. Были в Нуменоре и места, посвященные тем или иным валарам, но они не были местами поклонения.
Следует добавить еще, что в Нуменоре существовал обычай приносить в дар Эру первые плоды. [18] Подробности же, касающиеся религиозных обрядов Нуменора, упомянутые в UT, настолько общеизвестны, что я привожу лишь ссылку на них. [19] Подобно тому, как эльфы выделяли изо всех валаров и особо чтили Элберет [20]), нуменорцы почитали Уйнен и приравнивали ее в своем почитании валарам. [21] Что же касается Эру, то лишь императору позволялось призывать его имя в свидетели, и притом только в исключительно важных и торжественных случаях. [22] Впрочем, нуменорцам случалось упоминать имя Единого и вне официальных церемоний:
2.4. Нуменорцы Третьей Эпохи
But if you imagine people in such a mythical state, in
which Evil is largely incarnate, and in which physical resistance
to it is a major act of loyality to God, I think you would have the
‘good people’ in just such a state: concentrated on the negative:
the resistance to the false, while ‘truth’ remained more historical
and philosofical than religious
(J.R.R. Tolkien)
«Но Нуменор пал и был уничтожен, Гору поглотили воды, и не было ей замены. Среди изгнанников, остатков Верных, что отвергли ложную религию и не приняли участия в восстании, религия как поклонение божеству (но не как философия и метафизика) не играла большой роли, хотя ее отблеск можно уловить в замечании Фарамира о предтрапезном обряде (см. [28]), [32]»
Вместе со многими другими обычаями гондорцы сохранили и нуменорский закон о том, что лишь император мог призывать Эру в свидетели [22]; когда же династия Анариона прервалась, это право перешло к наместникам [33].
Помимо того, что ристанийцы были монотеистами [13] и знали о существовании Ороме:
«Люди говорили, что Бэма (так звали ристанийцы Оромэ Охотника) привел предков меарас с Запада, из-за Моря. [34]»
мы немногое знаем об их религиозных представлениях. Кое какую информацию можно извлечь из предсмертных слов Теодена:
«. Иду к предкам. Но даже среди них, могучих, мне теперь можно не стыдиться. [35]»
Не было ли у ристанийцев культа предков?
«Я не думаю, что у хоббитов существовали какие либо формы поклонения или молитвы (разве что у находившихся под особым эльфийским влиянием (см. [20]) [36]»
По поводу «особого эльфийского влияния»:
«Говорят, что они были основателями и зачинателями тайных культов и «магических» обычаев, переживших падение Саурона. [40]»
3. О Религии Искажения у различных народов
I am the Elder King: Melkor, first and mightiest of all the Valar, who was before the world, and made it
Говорят, Мелькор в древние времена казался хорошим, и завоевал любовь людей, и тогда начал богохульствовать, говоря, что Эру не существует, и называл себя Господом, а люди согласились и назвали его своим Господом и Богом.
Учение и культ Мелькора, который он проповедовал людям на заре их истории, подробно описаны в «Повести Аданэли» [41] Вкратце же Мелькор изложил суть своего учения Хурину
3.2. Культ Мелькора в Нуменоре
«- Ибо ныне, владея слухом людей, Саурон хитроумно исказил все, чему учили валары: говорил он, что в мире, на востоке и даже на западе есть множество морей и земель, ждущих завоевания, где лежат втуне несметные сокровища. Если же они и достигнут края мира, за ним лежит Древняя Тьма. «Из нее же был сотворен мир. Ибо лишь Тьма Божественна, и Властелин ее в силах дарить своим верным слугам новые миры, так что могуществу их не будет предела»
«И тогда, запершись вдвоем с королем, Саурон заговорил с ним и солгал, говоря:»
Человеческие жертвы, очевидно, приносились и с целью обеспечить успех того или иного предприятия. Например, похода Ар-Фаразона:
«Все ждало лишь слова Ар-Фаразона; Саурон же удалился во внутренний круг Храма, и туда привели жертвы, дабы сжечь их [45]»
3.3. Культ Саурона в Средиземье
Вторая эпоха: Варвары
«На юге и на востоке почти все люди были подвластны Саурону, и стали сильны в те дни, и возвели города с каменными стенами, и были многочисленны и жестоки в бою, и вооружены железом. Саурон был для них владыкой и божеством и вызывал у них безмерный ужас, ибо обиталище его было обнесено огнем [46]»
«Когда же Черный Властелин объявился в Средиземье и вновь стал могуч и страшен, Исилдур призвал горцев на великую брань, а они отказались воевать, ибо втайне предались Саурону еще во Вторую Эпоху, в проклятые времена его владычества [47]»
Вторая эпоха: Черные нуменорцы
«Говорят, он был потомком тех предателей рода людского, которые назывались Черными Нуменорцами: они перебрались в Средиземье во времена полновластного владычества Саурона и предались ему, соблазнившись чернокнижной наукой [48]»
«Саурон желал быть и Царем и Богом, и почитался за такового своими прислужниками; в случае своей победы он бы потребовал божественных почестей от всех разумных существ и абсолютной светской власти надо всем миром [49]»
«В конце Второй Эпохи Саурон принял роль морготова местоблюстителя. В конце Третьей Эпохе (хотя и будучи много слабее, чем прежде) он объявил себя Морготом вернувшимся [50]»
1. The only criticism that annoyed me was one that it ‘contained no religion’ (and ‘no Women’, but that does not matter, and is not true anyway). It is a monotheistic world of ‘natural theology’. The odd fact that there are no churches, temples, or religious rites and ceremonies, is simply part of the historical climate depicted [Letters, 165]
2. The Eldar and the Numenoreans believed in The One, the true God, and held worship of any other person an abomination [Letters, 183]
6. Of all the Great Ones who dwell in this world the Elves hold Varda most in reverence and love. Elbereth they name her, and they call upon her name out of the shadows of Middle-earth, and uplift it in song at the rising of the stars [Silmarillion]
7. Away high in the East swung Remmirath, the Netted Stars, and slowly above the mists red Borgil rose, glowing like a jewel of fire. Then by some shift of airs all the mist was drawn away like a veil, and there leaned up, as he climbed over the rim of the world, the Swordsman of the Sky, Menelvagor with his shining belt. The Elves all burst into song [LoTR]
8. These are High Elves! They spoke the name of Elbereth!’ said Frodo. [LoTR]
10. A sudden dread fell on the Company. `Elbereth Gilthoniel!’ sighed Legolas as he looked up [LoTR]
11. May Elbereth protect you! [LoTR]
12. But Hurin answered: «Do you forget to whom you speak? Such things you spoke long ago to our fathers; but we escaped from your shadow. And now we have knowledge of you, for we have looked on the faces that have seen the Light, and heard the voices that have spoken with Mane. Before Arda you were, but others also; and you did not make it. Neither are you the most mighty; for you have spent your strength upon yourself and wasted it in your own emptiness. No more are you now than an escaped thrall of the Valar, and their chain still awaits you.
«You have learned the lessons of your masters by rote,» said Morgoth [UT]
13. Numenoreans (and others of that branch of Humanity, that fought against Morgoth, even of they elected to remain in Middle-Earth and did not go to Numenor: such as Rohirrim) were pure monotheists [Letters, 153]
14. But there was no temple in Numenor (until Sauron introduced the cult of Morgoth). The top of Meneltarma or Pillar of Heaven, was dedicated to Eru the One, and there at any time privately, and at certain times publicity, God was invoked, praised, and adored: an imitation of the Valar and the Mountain of Aman [Letters, 153]
15. They did not speak, for no one, save only the King, spoke upon the height of Meneltarma. [UT]
17. But in the midst of the land was a mountain tall and steep, and it was named the Meneltarma, the Pillar of Heaven, and upon it was a high place that was hallowed to Eru Iluvatar, and it was open and unroofed, and no other temple or fane was there in the land of the Numenoreans [Akallabeth]
20. The Elves often call on Varda-Elbereth, the Queen of the Blesed Realm, their especial friend; and so does Frodo [Letters, 156]
22. It had been held lawfully only for the King of Numenor to call Eru to witness, and then only on the most grave and solemn occasions [UT]
23. «May Eru call me before such a time comes!» he [Tar-Meneldur] cried aloud. [UT]
24. And most often from among the Faithful they chose their victims; yet never openly on the charge that they would not worship Melkor, the Giver of Freedom, rather was cause sought against them that they hated the King and were his rebels, or that they plotted against their kin, devising lies and poisons [Akallabeth]
Жертвы они избирали большей частью среди Верных, однако никогда открыто не обвиняли их в непочитании Мелькора, Дарующего Свободу, но скорее в том, что они ненавидят короля и хотят взбунтоваться, или что они замышляют против своих сородичей, действуя ядом и ложью
25. ‘Death was ever present, because the Numenoreans still, as they had in their old kingdom, and so lost it, hungered after endless life unchanging. Kings made tombs more splendid than houses of the living. and counted old names in the rolls of their descent dearer than the names of sons. Childless lords sat in aged halls musing on heraldry; in secret chambers withered men compounded strong elixirs, or in high cold towers asked questions of the stars. [LoTR]
Смерть витала повсюду, ибо нуменорцы, как и прежде, в своем древнем царстве, оттого и погубленном, чаяли земного бессмертия. Князья воздвигали гробницы пышней и роскошней дворцов; имена пращуров в истлевших свитках были слаще их уху, нежели имена сыновей. Бездетные государи восседали в древних чертогах, исчисляя свое родословие; в тайных покоях чахлые старцы смешивали таинственные эликсиры, всходили на высокие холодные башни и вопрошали звезды
26. But the fear of death grew ever darker upon them, and they delayed it by all means that they could; and they began to build great houses for their dead, while their wise men laboured unceasingly to discover if they might the secret of recalling life, or at the least of the prolonging of Men’s days. Yet they achieved only the art of preserving incorrupt the dead flesh of Men, and they filled all the land with silent tombs in which the thought of death was enshrined in the darkness [Akallabeth]
Однако ужас смерти все более затемнял их сердца, и они, как могли отдаляли его: они начали возводить для своих мертвецов громадные гробницы; мудрецы же неустанно искали тайну бессмертия или, по меньшей мере долголетия. Однако они лишь научились в совершенстве сохранять нетленной мертвую плоть, и вот весь край наполнился безмолвными усыпальницами, где в священном мраке таилась смерть
27. Гондор:
Then he [Isildur] said: «This is a tomb and memorial of Elendil the Faithful. Here it shall stand at the mid-point of the Kingdom of the South in the keeping of the Valar, while the Kingdom endures; and this place shall be a hallow that none shall profane. Let no man disturb its silence and peace, unless he be an heir of Elendil».
They made a stone stair from the fringe of the woods up to the crown of the hill; and Isildur said: «Up this stair let no man climb, save the King, and those that he brings with him, if he bids them follow him.» Then all those present were sworn to secrecy; but Isildur gave this counsel to Meneldil, that the King should visit the hallow from time to time, and especially when he felt the need of wisdom in days of danger or distress; and thither also he should bring his heir, when he was full-grown to manhood, and tell him of the making of the hallow, and reveal to him the secrets of the realm and other matters that he should know. [UT]
Затем он [Исилдур]сказал: «Это могила и памятник Элендилу Верному. Здесь будет он пребывать, в центре Южного Королевства, хранимый Валар, до тех пор, пока стоит Королевство; и это место будет святыней, которую никто не осквернит. Пусть ни один человек не нарушает его тишины и покоя, если он не наследник Элендила.»
Они сделали каменную лестницу от опушки леса до вершины горы, и Исилдур сказал: «Пусть по этой лестнице не поднимается никто, кроме Короля Гондорского и тех, кому он велит последовать за собой». Тогда все присутствующие поклялись хранить тайну; но Исилдур сказал Менельдилу, что Королю следует время от времени навещать святыню, особенно в тех случаях, когда он почувствует нужду в мудрости во дни опасностей и несчастий; и что он должен также привести туда своего наследника, когда тот достигнет порога совершеннолетия, и расскажет ему о создании святыни, и доверит тайны королевства и другие вещи, о которых тому следует знать.
Арнор и, позднее, Кардолан:
It is said that the mounds of Tyrn Gorthad, as the Barrowdowns were called of old, are very ancient, and that many were built in the days of the old world of the First Age by the forefathers of the Edain, before they crossed the Blue Mountains into Beleriand, of which Lindon is all that now remains. Those hills were therefore revered by the Dunedain after their return; and there many of their lords and Kings were buried. [Some say that the mound in which the Ring-bearer was imprisoned had been the grave of the last prince of Cardolan, who fell in the war of 1409.] [LoTR, App A]
Говорят, курганы Тирн Гортада были насыпаны еще в первую Эпоху пращурами Аданов, до того как они перешли Синие Горы и заселили Белерианд. Вернувшиеся дунаданы почитали курганы, там погребены многие их князья и властители. (Говорят, что курган, в который попал Хранитель Кольца, был могилой последнего князя Кардолана, павшего в войне 1409 г.)
32. But Numenor fell and was destroyed and the Mountain engulfed, and there was no substitute. Among the exiles, remnants of the Faithul who had not adopted the false religion nor taken part in the rebellion, religion as divine worship (though perhaps not as philosophy and metaphysics) seems to have played a small part; though a glipmse of it is caught in Faramir’s remark on ‘grace at meat’ [Letters, 153]
34. Men said of them [mearas] that Bema (whom the Eldar call Orome) must have brought their sire from West over Sea [LoTR, App. A]
35. «. I go to my fathers. And even in their mighty company I shall not now be ashamed. [LoTR]
36. I do not think Hobbits practised any form of worship or prayer (unless through exceptional contact with Elves). [Letters, 153]
37. «. and he heard himself crying aloud: O Elbereth! Gilthoniel! At the same time he struck at the feet of his enemy [LoTR]
38. By Elbereth and Lъthien the Fair,’ said Frodo with a last effort, lifting up his sword, ‘you shall have neither the Ring nor me! [LoTR]
39. ‘Gilthoniel, A Elbereth!’ Sam cried. For, why he did not know, his thought sprang back suddenly to the Elves in the Shire, and the song that drove away the Black Rider in the trees.
‘Aiya elenion ancalima!’ cried Frodo once again behind him [LoTR]
41. В Речах Финрода и Андрет [MR] есть глава «Повесть Аданэли». Именно она и приводится Остогером в качестве примечания. Я же решил не умножать текстов сверх необходимого:-) Галадин
43. For now, having the ears of men, Sauron with many arguments gainsaid all that the Valar had taught; and he bade men think that in the world, in the east and even hi the west, there lay yet many seas and many lands for their winning, wherein was wealth uncounted. And still, if they should at the last come to the end of those lands and seas, beyond all lay the Ancient Darkness. ‘And out of it the world was made. For Darkness alone is worshipful, and the Lord thereof may yet make other worlds to be gifts to those that serve him, so that the increase of their power shall find no end.
And Ar-Pharazon said: ‘Who is the Lord of the Darkness?’
Then behind locked doors Sauron spoke to the King, and he lied, saying: ‘It is he whose name is not now spoken; for the Valar have deceived you concerning him, putting forward the name of Eru, a phantom devised in the folly of their hearts, seeking to enchain Men in servitude to themselves. For they are the oracle of this Eru, which speaks only what they will. But he that is their master shall yet prevail, and he will deliver you from this phantom; and his name is Melkor, Lord of All, Giver of Freedom, and he shall make you stronger than they.’
Then Ar-Pharazon the King turned back to the worship of the Dark, and of Melkor the Lord thereof, at first in secret, but ere long openly and in the face of his people; and they for the most part followed him [Akallabeth]
44. Sauron caused to be built upon the hill in the midst of the city of the Nъmenуreans, Armenelos the Golden, a mighty temple; and it was in the form of a circle at the base, and there the walls were fifty feet in thickness, and the width of the base was five hundred feet across the centre, and the walls rose from the ground five hundred feet, and they were crowned with a mighty dome. And that dome was roofed all with silver, and rose glittering in the sun, so that the light of it could be seen afar off; but soon the light was darkened, and the silver became black. For there was an altar of fire in the midst of the temple, and in the topmost of the dome there was a louver, whence there issued a great smoke. And the first fire upon the altar Sauron kindled with the hewn wood of Nimloth, and it crackled and was consumed; but men marvelled at the reek that went up from it, so that the land lay under a cloud for seven days, until slowly it passed into the west.
Thereafter the fire and smoke went up without ceasing; for the power of Sauron daily increased, and in that temple, with spilling of blood and torment and great wickedness, men made sacrifice to Melkor that he should release them from Death. [24]
. And they sailed now with power and armoury to Middle-earth, and they came no longer as bringers of gifts, nor even as rulers, but as fierce men of war. And they hunted the men of Middle-earth and took their goods and enslaved them, and many they slew cruelly upon their altars. For they built in their fortresses temples and great tombs in those days; and men feared them, and the memory of the kindly kings of the ancient days faded from the world and was darkened by many a tale of dread [Akallabeth]
45. And all things waited upon the word of Ar-Pharazon; and Sauron withdrew into the inmost circle of the Temple, and men brought him victims to be burned [Akallabeth]
46. In the east and south well nigh all Men were under his dominion, and they grew strong in those days and built many towns and walls of stone, and they were numerous and fierce in war and aimed with iron. To them Sauron was both king and god; and they feared him exceedingly, for he surrounded his abode with fire [Silmarillion]
47. But when Sauron returned and grew in might again, Isildur summoned the Men of the Mountains to fulfil their oath, and they would not: for they had worshipped Sauron in the Dark Years [LoTR]
48. But it is told that he was a renegade, who came of the race of those that are named the Black Numenoreans; for they established their dwellings in Middle-earth during the years of Sauron’s domination, and they worshipped him, being enamoured of evil knowledge [LoTR]
49. Sauron desired to be a God-King, and was held this by his servants; if he had been victorious he would have demanded divine honour from all rational creatures and absolute temporal power over the whole world [Letters, 183]
50. By the end of the Second Age he [Sauron] assumed the position of Morgoth’s representative. By the end of the Third Age (though actually much weaker than before) he claimed to be Morgoth returned [Letters, 183]
51. ‘Why? Why do the fools fly?’ said Denethor. ‘Better to burn sooner than late, for burn we must. Go back to your bonfire! And I? I will go now to my pyre. To my pyre! No tomb for Denethor and Faramir. No tomb! No long slow sleep of death embalmed. We will burn like heathen kings before ever a ship sailed hither from the West. The West has failed. Go back and burn!’ [LoTR]
52. ‘Authority is not given to you, Steward of Gondor, to order the hour of your death,’ answered Gandalf. ‘And only the heathen kings, under the domination of the Dark Power, did thus, slaying themselves in pride and despair, murdering their kin to ease their own death.’ [LoTR]
53. She [Elbereth] was often thought of, or depicted, as standing on a great height looking towards Middle-earth, with eyes that penetrated the shadows, and listening to the cries for aid of Elves (and Men) in peril or grief. Frodo (Vol. I, p. 208) and Sam both invoke her in moments of extreme peril. The Elves sing hymns to her. (These and other references to religion in The Lord of the Rings are frequently overlooked.) [RGEO]