храм митры в армении

Чем интересен Гарни? Языческий храм в христианской

(на фото храм Гарни, справа от него остатки ротонды Святого Сиона

Чем интересен Гарни?
Языческий храм в христианской Армении

Храм Гарни один из самых посещаемых исторических памятников Армении. На территории СССР это единственный восстановленный языческий храм. После принятия в 301 г. христианства в качестве государственной религии в Армении были разрушены все языческие храмы. Из многочисленных храмов сохранился всего один: Гарни, посвящённый одному из главных древнеармянских богов – богу солнца, небесного света и справедливости: Митре (Михре).

Уникальный храм расположен в 28 км от Еревана близ села Гарни на треугольном мысе, над ущельем реки Азат.

Столицы Армении многие века располагались в Араратской долине: Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Климат в Гарни намного мягче и летом здесь прохладнее. Армянские цари полюбили это место из-за климата и окружающей природы и превратили Гарни в свою летнюю резиденцию. Эта любовь спасла языческий храм от разрушения во время войны христиан с язычниками. С тех пор храм называли «домом прохлады».

Храм Гарни находится на территории древней циклопической крепости Бердшен (III тыс. до н.э.). В крепости найдена клинопись, которую в первой половине VIII века до н.э. оставил царь Урарту Аргишти:
«С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин».

Во II веке до н.э. здесь началось строительство новой крепости. Армянский царь Трдат I закончил строительство в 76 году, оставив надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)». (перевод К. В. Тревер) (Гелиос – солнце, греч., агарак – дворец, тэр – владыка, пер. с арм.)

Благодаря своему выгодному расположению, цитадель была неприступной более 1000 лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу к крепости. Крепостная стена построена из огромных базальтовых блоков голубого цвета, согласно античному методу кладки, блоки соединены железными скобами, места соединения залиты свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. В крепость вели лишь одни ворота шириной с одну колесницу. Крепость защищало большое войско.

Землетрясение 1679 года полностью разрушило храм. Кроме храма обнаружены остатки древней крепости, царского дворца, христианской церкви и бани.

Многие путешественники и учёные посещали развалины храма – даже разрушенный Гарни вызывал восхищение. Проект реконструкции храма пытался создать ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году. Царский наместник Кавказа, увидев развалины храма в конце XIX века, пожелал перевести его детали в Тифлис, чтобы собрать его перед своей резиденцией. На наше счастье этот замысел не удалось осуществить ввиду отсутствия транспорта для перевозки базальтовых блоков.

Главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян в начале 1930-х годов обследовал Гарни и составил проект реконструкции храма. Восстановление Гарни началось в 1966 году. Его обломки искали по всему ущелью. Легче было бы построить новый, чем восстанавливать разрушенный храм, ведь каждый найденный фрагмент следовало поставить на свое место. Недостающие детали вытачивали заново, но уже без орнамента. По требованиям Юнеско памятник восстанавливается по имеющимся фрагментам, иначе это уже строительство нового. Храм Гарни был полностью восстановлен в 1976 году архитектором Саиняном.

Сохранились четыре комнаты бани (III-IV века) с апсидальным завершением: раздевальня и три купальни с холодной, тёплой и горячей водой, а также резервуар для воды, которая согревалась в подвале. Горячий воздух из топки обогревал полы снизу. Сохранились фрагменты штукатурки из двух слоёв: белого и розового цветов, и мозаики пола 15 цветов. Сюжет мозаики пола раздевальни таков: на морском дне боги моря окружены нереидами и рыбами, указаны их имена. Надпись над ними гласит: «Потрудитесь, ничего не получив». Все надписи на греческом.

В Гарни снимают клипы, концерты; Гарни служит декорацией в художественных фильмах. Здесь отмечают народные праздники: Рождение Ваагна (Аманор), Вардавар, День Весеннего Равноденствия, Навасард и другие; организуют театрализованные представления. Храм Гарни красив и в свете прожекторов.

Интересно: жители села Гарни, произносят его название так, как во времена Аргишти и звучит примерно так: Гиарни. Здесь пекут двухслойный лаваш, который так и называется: лаваш «Гарни». Гарни славится своими ягодами и фруктами – у входа в музей, около касс, бабушки торгуют вареньем.

Храм Святого Сиона был действующим при царе Ашоте Еркате (Железном – арм.) (914—929), пока крепость Гарни была неприступной.

Пилон – массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх – древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида – полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Периптер — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.

Источник

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в арменииmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

В местечке Гарни (Армения), на краю фантастически красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н.э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Арме­нии ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его над­пись на греческом языке:

«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»

Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении Котайкского марза. Это было мощное укрепление, хорошо известное по летописным источникам (Корнелий Тацит, Мовсес Хоренаци и другие). В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры, наглядно свидетельствующие как об античных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения.

Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы каньона реки Азат.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

Крепость Гарни занимает, господствующий над прилегающей местностью, треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадратов, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные, прямоугольные в плане башни и, повышавшая эффективность флангового обстрела, вогнутая форма, наиболее уязвимой для неприятеля, середины северной стены, значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.

Дворцовый комплекс включал несколько, отдельно расположенных, зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот, части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.

Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15×40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

К северу от строений был размещен гарнизон. Здесь же находились помещения для слуг. Уникальным памятником крепости является античный языческий храм, посвященный богу Солнца, построенный в I веке нашей эры в самой высокой части крепости. Но он не был уничтожен, как многие языческие храмы, после принятия христианства в Армении.
Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15х11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении
Раскопки крепости

Когда рядом с храмом обнаружили остатки крупных сооружений, в одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9×2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

На светло-зеленом фоне моря выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид и ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении
Кликабельно, панорама

Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в котором поклонялись богу солнца Митре. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием. Периодически (вероятно, в дни солнцестояния) жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо божественного Солнца.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и храм в Гарни. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. В 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище бога Солнца выглядит немного заштопанным: некоторые его части так и не были найдены или были слишком сильно разрушены, их заменили новыми, уже не обладающими той «античной древностью», однако эти современные «вставки» позволили сохранить целостность храма. И это еще одна иллюзия Гарни — языческий храм, которого уже не должно было быть, все еще возвышается над глубоким ущельем на фоне ожерелья заснеженных гор.

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

28 апреля 2011 года стало известно, что историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркьюри

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении
Баня

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении

храм митры в армении. Смотреть фото храм митры в армении. Смотреть картинку храм митры в армении. Картинка про храм митры в армении. Фото храм митры в армении
Парфенон

Источник

Армения, часть V: Храм Митры в Гарни

1. С незапамятных времен каменный мыс над ущельем реки служил местом убежища для местных жителей и правителей. Природа укрепила его отвесными скалами, ниспадающими с высоты сотни метров ко дну ущелья, а единственное место подхода защищалось оборонительной стеной протяженностью до двух сотен метров. Люди жили тут с раннебронзового века (IV тыс до н.э.), цивилизация пришла сюда с завоевательными походами урартского царя Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры. Позже ванские властители укрепили стены и возвели первый храм на его территории. Новый виток истории Гарни относится к III-II вв. до н.э. – периодом распространения эллинизма в Армении. К данной эпохе относятся некоторые внешние стены и основания сооружений. Но самые известные памятники – храм Митры и римская баня – датируются I веком н.э., временем правления царя Тиридата или Трдата I из рода армянских царей Аршакуни, современника Нерона и Домициана. В продолжительной войне римлян с парфянами за господство в Малой Азии полем военных действий была территория Армении. Каждая из сторон короновала или низвергала соперничающих царей до тех пор, пока в 54 г. брат парфянского царя Трдат I не сверг римского ставленника. В качестве наказания, в 57 г. Рим вторгся в Армению, а в 58 г. разрушил до основания столицу Арташат. Римляне сумели покорить почти всю Армению, когда в 62 г. вблизи г. Харпут (Харберд) армия Трдата окружила два римских легиона и заставила их капитулировать. Однако, встретив давление со стороны парфян, Трдат заключил с римлянами мир, приехал в Рим и возложив свою корону к ногам Нерона в надежде получить ее обратно из рук императора. Нерон любил внешнеполитические широкие жесты, был неравнодушен к восточным культам, и посему отдал корону обратно Тиридату на правах клиента Рима. Плиний Старший писал, что армянский царь посвятил Нерона в некий магический ритуал, и что именно в это время в римском пантеоне зародился культ Митры. Пожертвованные армянскому царю два миллиона сестерциев и и приданные римские инженеры позволили Тиридату восстановить разрушенную столицу, назвав ее в честь императора Неронией. В то же самое время, около 66 г., Тиридат соорудил храм Митры в Гарни. Надпись, которую я процитировал в начале поста была сделана на боковой стороне большого камня, а позднее на верхней поверхности был высечен хачкар, потому и сохранилась до нашего времени. Этот камень оставался нетронутым до тех пор, пока археологи случайно не нашли хачкар, и, перевернув его, обнаружили надпись на греческом.

3. Почему храм посвящен именно Митре? Храм воздвигнут в честь почитаемого в Индии, Персии и Малой Азии бога Митры, культ которого в дальнейшем проник в Древний Рим вместе с римскими завоеваниями. Социальные низы, служившие рядовыми в легионах он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти, а кроме того бог приносил победу, а с ней славу и добычу. Кроме того и греки и римляне, имевшие свою Олимпийскую религию с десятками персонажей, легко отождествляли иноземных богов со своими, и Митра ассоциировался у них с Гелиосом, богом Солнца. Так что религиозные представления в античности не вырывали одно другое с корнем, а надстраивались друг на друге и переплетались, тем более что обрядность с приношением жертв в целом была похожа. Только христианство категорически отвергло многобожие. А я иду к храму.

4. Удивительно, но храм пережил абсолютно всех своих ровесников и простоял в целом виде до 1679 года, кода его разрушило землетрясение. Но и после этого о привлекал внимание путешественников из Европы. Его копали весь XX век. На фото выше видно состояние храма примерно на 1918 год, после частичных раскопок в 1909-1911 годах, когда с руин вырубили деревья и очистили от земли. Удивительно, но я даже в старой советской археологической периодике типа ВДИ не нашел ни одного фото времен постоянных раскопок или реставрации. В 1945 году была найдена надписи царя Тиридата, вернувшая интерес к храму, и с 1949 года начались систематические раскопки, длившиеся до конца 50-х, а потом еще повторенные в 1977-78 годах. Сама идея восстановления храма появилась в 30-е годы, и окончательно оформилась во время раскопок, когда стало понятно, что можно использовать до 80% сохранившихся обломков. Что и было сделано к 1976 году архитектором Саиняном. В научной терминологии это называется анастилоз, метод реставрации, заключающийся в воссоздании разрушенного памятника из его отдельных частей. Но все внимание и археологов и архитекторов было приковано к храму. Реально, раскопаны около 10-15% от территории мыса, изначально фокус исследований был направлен на храм и прилегающую территорию, а также вдоль крепостной стены, где нашли казармы царской стражи. Но всем остальном раскопки местами были, я ходил вокруг квадратов с каменными отвалами, но все осталось или заброшенным и заросшим или законсервированным обратно. Уже в годы независимости восстановили ворота и облагородили прилегающую к храму территорию, заодно поместив царскую баню под крышу.

9-10. Храм небольшой и в нем нет недоступных мест. Внутри под колоннадой есть плиты с резьбой в виде листьев акантуса, цветов, виноградных лоз, гранатов и других, присущих данному региону и Армении растений. Иногда символы страны не меняются тысячелетиями.

11-12. Блоки храма скреплялись свинцовыми штырями, которые в средневековье усиленно ковыряли местные жители. При реконструкции использовались стальные, и в одном месте можно сравнить изделия древних и современные. Еще в базе одной из колонн я увидел срезанное крепление на стыке древнего и реставрационного фрагментов.

13. Внутри храма небольшая комната, 8 метров в длину и 5 в ширину с алтарем в глубине помещения. Там не поместиться много людей, поэтому предполагается, что все обряды проводились снаружи.

18-19. Церковь Сиона была построена прямо на месте царского дворца. Ведь это не просто было царской крепостью, но и курортом, и царю полагались достойные ему хоромы. Предполагается, что двухэтажный дворец примерно 15 x 40 м в размерах был построен прямо у обрыва ущелья. В армянских летописях Летний Дворец назывался «Домом прохлады», так как имел длинные портики по обеим сторонам и продувался прохладными ветрами с ущелья Гарни. Во дворце была использована система природного «кондиционирования воздуха» из влажных драпировок, висящих в открытых портиках, продувание которых охлаждало внутренние комнаты. Была также использована ранняя форма кондиционеров воздуха, усовершенствованная римлянами и состоящая из больших блоков льда, доставленных с вершин гор, через которые форсировался воздух для охлаждения комнат. На ущелье выходили покои царя и его семьи, а главный фасад дворца выходил на площадь рядом с храмом. Сейчас от Дома прохлады остался лишь фундамент и контуры стен, плавно переходящий в руины церкви.

20. Здесь же был найден в 1954 г клинописный камень с инскрипцией VIII века до н.э., принадлежащая урартскому царю Аргишти I. Надпись относится к завоеванию территории Гарни и взятию в плен его жителей, которых он угнал на возведение Эребуни.

21. Вторым по значимости объектом на территории Гарни является римская баня, построенная либо во второй половине II века н.э. либо в III веке и занимающая северную часть территории комплекса. В настоящее время оно находится под современной крытой конструкцией. Баня состояла из пяти комнат, четыре из которых снаружи имели подковообразную форму.

22-23. Распространение римского влияния значило также распространение римского образа жизни, в котором бани-термы играли роль одного из символов римской цивилизации. У армянских царей тоже была скромная личная баня, но весьма интересная во внутреннем устройстве. Есть так же мнение, что это было не для царей, а для стоявшего тут в отдельные отрезки истории римского гарнизона. Дальше для иллюстрации я воспользуюсь реконструкцией Хачатряна и Тонякяна, сделанные для статьи 1986 года для ВДИ №3/1986.

25-26. Строительство античных бань всегда было связано с требованиями их эксплуатации. В частности, большое значение придавалось вопросам рационального использования и сохранения тепла: строились толстые стены метровой толщины, оконные проемы делались небольшими или вовсе отсутствовали, сами постройки ставились в защищенной от ветра местности, высота потолков в малых банях не превышала 2,5-3,5 м. Снутри подогрев осуществлялся с помощью горячего воздуха, нагревавшего полы бассейнов, приподнятые на глиняных столбиках.

В следующий раз я напишу очерк о поездке в Эчмиадзин, столицу армянского христианства. Оставайтесь на связи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *