храм на чижевском подворье расписание богослужений
Расписание богослужений на Ноябрь 2021г.
Чт 04.11 | Празднование Казанской иконы Божией Матери. | Божественная Литургия | 09:00 |
Пт 05.11 | Апостола Иáкова, брата Господня по плоти. Заупокойное вечернее богослужение. ПАРАСТАС. | Заупокойное вечернее богослужение. ПАРАСТАС | 18:00 |
Сб 06.11 | Димитриевская родительская суббота. Совершается поминовение усопших православных христиан. Иконы Божией Матери «Всех скорбя́щих Радость». | Всенощное бдение | 17:00 |
Вс 07.11 | Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиáна и Марти́рия. Прав. Тави́фы. | Божественная Литургия | 09:00 |
Пт 12.11 | Сщмч. Зинóвия, еп. Егéйского, и сестры его мц. Зинови́и. Озеря́нской иконы Божией Матери. | Молебен с чтением Акафист святым безсребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским | 18:00 |
Сб 13.11 | Апп. от 70-ти Стахи́я. | Всенощное бдение | 17:00 |
Вс 14.11 | Неделя 21-я по Пятидесятнице. Собор всех Бессребреников. Бессрéбреников и чудотвóрцев Космы́ и Дамиáна Аси́йских. | Божественная Литургия | 09:00 |
Пт 19.11 | Свт. Павла, патриарха Константинопольс-кого. Прп. Варлаáма Хýтынского. | Молебен с чтением акафиста вмч. Дими́трию Солýнскому | 18:00 |
Сб 20.11 | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Лáзаря Галиси́йского. | Всенощное бдение | 17:00 |
Вс 21.11 | Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистрати́га Михаи́ла и прочих Небесных Сил бесплотных. | Божественная Литургия | 09:00 |
Пт 26.11 | Свт. Иоанна Златоýстого, архиепископа Константинопольского. | Молебен с чтением акафиста пред иконой Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» | 18:00 |
Сб 27.11 | Апостола Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. | Всенощное бдение | 17:00 |
Вс 28.11 | Неделя 22-я по Пятидесятнице. Муч. и исповедников Гýрия, Самóна и Ави́ва. Прп. Паи́сия Величкóвского. Начало Рождественского поста. | Божественная Литургия | 09:00 |
В пятницу в 18:00 совершается молебное пение с чтением акафиста
В субботу храм открыт с 12:00. Совершаются панихиды, молебны, проходят беседы со священником. Начало всенощного бдения в 17:00
В воскресенье в 9:00 исповедь, чтение часов. 9:30 Божественная литургия
Контакты
Подворье Патриарха Московского и всея Руси храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье
Адрес: 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 8/1 стр.3
— в будни и субботу с 12:00 до 19:00;
— в воскресные и праздничные дни с 8:00 до 19:00
Телефон для справок:
+7 (495) 623 36 48
По вопросам совершения Таинств и треб (Крещение, отпевание, освящение и пр.) звоните настоятелю храма
в будние дни строго с 17-00 до 21-00: +7 916 069 57 55 (о.Владимир).
По вопросам образовательной и хозяйственной деятельности
звоните в будни с 11-00 до 17-00 +7 965 113 54 78 (Евгений Николаевич).
Электронная почта: uspenie-chisz@yandex.ru
Ближайшая к храму станция метро — «Площадь революции»
Как пройти к храму:
От станции метро «Площадь Революции», синяя ветка
Воспользоваться выходом из метро на Богоявленский переулок, повернув направо, дойти до Никольской улицы – Вы уже находитесь у Чижевского подворья – дома №8 по Никольской, он справа от Вас. Поворачиваете направо вдоль фасада дома №8 и идете до второй арки. Проходите во двор через дверь в железных воротах к храму. Времени это займет 3 минуты.
От станции метро «Лубянка», красная ветка
Воспользоваться выходом из метро к Никольской улице и ТЦ « Наутилус», пройти налево, к Никольской улице, по ней – до дома №8 – он будет слева, войти в первую арку, во двор. Железные ворота не должны Вас смущать : дверь всегда открыта. Времени потребуется 5-7 минут.
От станции метро «Театральная», зеленая ветка
Как подъехать к храму на автомобиле
Максимально подъехать к храму на автомобиле можно по Богоявленскому переулку к Никольской улице. Так как улица Никольская является пешеходной, заранее подумайте о месте парковки Вашего автомобиля. Это может быть как уличная парковка на близлежащих улицах и переулках, так и паркинги, к примеру, парковка ГУМа (въезд с улицы Ильинка) и прочие.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском п
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском п запись закреплена
Дорогие братья и сестры, на этой неделе Богослужения в нашем храме будут совершаться по следующему расписанию:
ПТ 12.11
18:00 Молебен с чтением Акафиста святым безсребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
Показать полностью.
СБ 13.11
17:00 Всенощное бдение.
ВС 14.11
09:00 Часы. Литургия.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Собор всех Бессребреников.
Бессрéбреников и чудотвóрцев Космы́ и Дамиáна Аси́йских.
Приглашаем Вас на Богослужения.
Дарья Руденко запись закреплена
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Притча о богаче и Лазаре
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Показать полностью.
Я хочу обратить ваше внимание на два момента в сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, на заключительные слова Спасителя: если мы не сумели послушать Моисея и пророков, то есть того множества свидетелей, которые от начала времен нам говорили о Боге и о Его правде, то и Воскресший не убедит нас ни в чем. Тем, кто тогда его слушал, это слово казалось таким непонятным, – но разве теперь эти слова не ясны для нас? Воскрес Христос, явился в славе Своего Божества и во всей красоте и величии Своего человечества – и все равно мы, христиане, слышим Его слова, дивимся Его учению, поклоняемся Ему, и так далеки остаемся от того, чему Он нас учил. Разве кто-то может в нас узнать учеников Христовых так, как можно было их узнать в лице ранних Его учеников и апостолов? Тогда печатью апостольства, печатью христианства была непостижимая для земли любовь христиан одного к другому и любовь их крестная, жертвенная ко всему миру; они были готовы свою жизнь отдать для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий, мог поверить в благовестие Христово и ожить новой жизнью. Как далеко от этого то, что люди могут видеть в нас!
И это приводит меня ко второму, что я хотел сказать. Кто-то из древних сказал: Нет более страшного места отлучения, чем то место, где будут неверные христиане. Когда мы читаем эту притчу, мы всегда думаем о Лазаре и о богаче, думаем о других: но что если эта притча обращена к нам? Разве мы не похожи на этого богатого человека? Какое несметное богатство у нас есть духовного ведения! Мы знаем Бога; мы познали Христа: нам открылось Его учение; нам даны Его таинства: в нас обитает Его благодать, веет в Церкви Святой Дух – а мы все равно остаемся самодостаточны, замкнуты и стараемся жить привольно, обеспеченно этим богатством, которое Господь нам дает. Рядом с нами тысячи и тысячи людей изголодались, готовы бы покормиться крупицами, которые падают постоянно с нашего стола, – но мы им не даем: Православие принадлежит нам, вера принадлежит нам, все принадлежит нам. А другие люди у нашего порога, под лестницей нашей, у нашей двери голодают, умирают с голода, и не получают порой ни одного из тех животворящих слов, которым они могли бы ожить.
Мы знаем слишком много, мы слишком богаты; древние святые невежды, не имевшие доступа к тому множеству книг, которые мы можем читать, иногда слышали одно евангельское слово и на нем строили святость целой жизни. А мы читаем, читаем, слушаем, молимся – и святость не вырастает среди нас, потому что мы скупы, как тот богач, который хотел все себе сохранить, которому не жалко было другого человека.
И вот Евангелие говорит нам, что умер бедный – может быть, просто изголодавшись у двери богатого, – и ангелы унесли его в лоно авраамово, в рай Божий. Умер и богатый – но ни один из ангелов не подошел к нему: схоронили его подобные ему жадные и богатые, схоронили его в сердце земли; умер он, и оказался перед лицом суда. И не потому, что он был богат, а Лазарь беден, не потому просто, что ему досталось в жизни светлое, а тому только горькое: потому что все светлое, что у него было, он жадно сохранил и ничем не поделился: теперь и бедняк – такой теперь богатый в вечности – не может поделиться с ним ничем.
Подумаем о нашем Православии, подумаем о богатстве нашем, подумаем о том голоде, который вокруг, среди инославных, среди неверующих, среди безбожных, среди ищущих и не ищущих – и не останемся подобными этому богачу, чтобы и над нами не произнес Господь Свой суд: Я воскрес – и Мне вы не поверили. Но какая радость будет у Спасителя, и у ангелов Божиих, и у Отца нашего небесного, и у Матери нашей, Богородицы, и у святых, и у грешников, если мы окажемся простодушными и щедрыми, и если все наше богатство мы будем давать: давать, не стараясь ничего сохранить – потому что человек только тем богат, что он отдал по любви. И тогда и среди нас, и в наших душах откроется Царство Божие.
Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский.
История храма
Во многих книгах о Москве пишется, что на Никольской, 8 находится Успенская церковь, но ее нигде как будто не видно — где же она? Под этим номером по Никольской тянется с заворотом в Богоявленский переулок длинный и скучноватый, монотонный дом без всяких признаков церкви. Но для того, чтобы ее увидеть, надо войти с Никольской в один из двух дворовых проездов.
Церковь стоит в окружении невидных дворовых разнокалиберных строений, которые и дали ей свое имя — «что на Чижевском подворье». Ее скромное здание, «иже под колоколы», украшенное характерными деталями московского барокко — наличниками, полуколонками, «гребнями», явно свидетельствует о времени постройки: конец XVII столетия.
Здание Успенской церкви было построено в 1691 г. Она долгое время считалась домовой церковью владельцев участка, но в 1799 г. тогдашнему владельцу П. А. Кусовникову было отказано иметь домовую церковь, и она стала приписной к церкви Троицы, что в Полях.
Первые сведения о Мироносицкой церкви относятся к 1595 г. — тогда ее деревянное здание было построено или, что более возможно, восстановлено после пожара. В 1647 г. строится каменное здание Мироносицкой церкви, которая была приходской для стоявшего напротив Печатного двора, — в ней совершалось освящение отпечатанных книг.
Никольская улица. Здание Синодальной типографии, располагавшейся на месте Печатного двора Ивана Федорова, напротив Чижевского подворья и храма Успения. 1911г.
В 1774 г. и здание церкви, и церковная земля продаются владельцу соседнего участка П. Б. Шереметеву: «место бывшее при церкви Жен Мироносиц, занимаемое священно- и церковнослужителями, отдано в 1774 году графу Петру Борисовичу Шереметеву в вечное и потомственное владение, а состоящая на оной земле церковь Жен Мироносиц предоставлена в содержание и призрение Его Сиятельства».
К 1808 г. Мироносицкую церковь сломали, материал, оставшийся от сломки, был отдан на построение колокольни Космодамианской церкви в Старых Панех, а земля в 1811 г. продана соседнему владельцу П. А. Кусовникову.
К началу XVII в. восходят первые сведения о владельце участка, на котором сейчас стоит здание Успенской церкви. Им был тогда боярин Андрей Телятевский, из тверских князей, служивший рындой (телохранитель, оруженосец) при царях Иване IV и Федоре Ивановиче. Он, как ни покажется это странным, участвовал в начале XVII в. в мятеже против московского правительства, предводителем которого был его холоп, Иван Болотников. По переписной книге 1626 г. владение на Никольской принадлежит сыну, стольнику князю Федору Телятевскому, служившему воеводой в Астрахани. Он умер в 1645 г. и на нем род Телятевских прекратился.
После Телятевского владение разделилось на две части: одна из них, выходящая на Никольскую, перешла к Борису Михайловичу Салтыкову (1638 г.), а вторая, выходившая в Богоявленский переулок, его брату Михаилу.
Б. М. Салтыков благодаря родству с матерью царя Михаила Федоровича стал пользоваться большим влиянием при дворе, но с возвращением патриарха Филарета из польского плена был удален от двора и выслан в деревню, откуда он возвратился лишь после кончины патриарха. После 1644 г. участок перешел к его племяннику, тобольскому воеводе Петру Михайловичу Салтыкову, а от него к его сыну Петру Петровичу Салтыкову (ум. в 1700 г.) и на протяжении первой половины XVIII в. его наследникам.
Вторая часть от М. М. Салтыкова, кравчего (должность и придворный чин) при дворе молодого царя Михаила Федоровича, умершего в 1671 г., перешла к его сыну Петру и в XVIII в. (с 1738 по 1763 г.) принадлежала Михаилу Михайловичу Салтыкову, статскому советнику и президенту Камер-коллегии (она ведала доходами, сборами пошлин и недоимок).
По сведениям, опубликованным в XIX в., в труде Н. Соловьева по истории церкви Троицы, что в Полях, в 1763 г. обе части объединяются в руках вдовы М. М. Салтыкова Екатерины Михайловны Салтыковой, и в 1769 г. весь участок переходит к гвардии капитану князю М. И. Долгорукову, почетному опекуну Московского воспитательного дома, владевшему им до 1774 г. Однако из хранящегося в РГАДА (Российском государственном архиве древних актов), в фонде Юстиц-коллегии, текста купчей крепости выяснилось, что весь этот участок до М. И. Долгорукова принадлежал княгине Наталье Борисовне Долгоруковой.
Н. Б. Долгорукова (1714-1771), дочь графа Бориса Петровича Шереметева, в 1730 г. вышла замуж за фаворита Петра II князя Ивана Алексеевича Долгорукова, а через три дня после свадьбы была сослана вместе с ним в Березов, где у них родился сын Михаил. В 1738 г. князь Иван был увезен из Березова и после пыток колесован. Известны ее «Записки» — прекрасный образец исповеди любящей женщины. Ее воспели поэты И. И. Козлов и К. Ф. Рылеев.
Из ссылки она вернулась в Москву в 1740 г. и в 1758 г. постриглась в монахини. Возможно, что именно в этом году владение на Никольской перешло к ее сыну князю М. И. Долгорукому (отцу известного поэта И. М. Долгорукого).
На плане 1763 г. на участке показаны каменные двухэтажные палаты сложной ступенчатой формы, выходящие на Никольскую, и два длинных строения, разделенные въездными воротами по Богоявленскому переулку. Эта планировка почти не менялась до радикальной перестройки, начавшейся в 40-х гг. XIX в.
М. И. Долгорукий продал свою усадьбу в 1773 г. за 5 тысяч рублей вице-президенту Военной коллегии, графу Валентину Платоновичу Мусину-Пушкину (сыну сенатора Платона Петровича, которого по доносу Бирона за «дерзкие» речи арестовали и после жестоких пыток сослали с урезанием языка на Соловки), много раз отличившемуся в военных кампаниях, командующему армией в шведскую войну 1788-1789 гг. Павел I пожаловал его генерал-фельдмаршалом, но, как писал биограф, он должен был «стоять на ряду более с искусными царедворцами, нежели с победоносными вождями, по нерешительности своего нрава».
Следующим владельцем (с 1785 по 1791 г.) был генерал-поручик Михаил Сергеевич Потемкин (1744-1791), обязанный своей карьерой (он был генерал-кригс-комиссаром) и богатством родству с князем Г. А. Потемкиным-Таврическим и женитьбе на его племяннице Т. В. Энгельгардт. В 1791 г. он утонул, и двором на Никольской стала владеть его сестра Пелагея Потемкина, а от нее он перешел в 1798 г. к надворному советнику Петру Алексеевичу Кусовникову, который в 1811 г. присоединил к основному своему владению соседний церковный участок. С тех пор участок № 8 по улице Никольской приобрел существующие и сейчас границы.
В пожар 1812 г., начавшийся в Китай-городе во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками, дом Кусовникова не сгорел, так как в нем квартировал интендант французской армии, гражданский губернатор завоеванной Москвы Жан-Баптист Лессепс. П. А. Кусовников оставался владельцем усадьбы до 1823 г., а после него владелицей стала его вдова, а потом сын, генерал-майор П. П. Кусовников.
В доме была книжная лавка братьев Ивана и Афанасия Силаевых, основателей известной впоследствии книгоиздательской и торговой фирмы, с которыми многие известные литераторы — Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов, А. И. Тургенев — поддерживали добрые отношения.
1883г.
Источник: Найденов. «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений»
В 1842 г. все владение № 8 по Никольской переходит к купцам первой гильдии братьям Гавриилу и Алексею Васильевичам Чижовым, владельцам банкирской конторы. Во время шестой переписи купцы Чижовы писали себя как Чижевы, и только после — уже как Чижовы. Поэтому изначально подворье именовалось именно Чижевским.
В 1844-1854 годах Чижовы строят существующее здание подворья по периметру участка. До постройки трехэтажных корпусов купеческого подворья Чижевых храм стоял посредине большого двора, и рядом с ним было кладбище. Выстроенное Чижевское подворье скрыло храм со всех сторон трёхэтажными домами, теперь проход во двор к храму остался только через две арки со стороны Никольской улицы.
С 1850-х годов храм стал приходским, и службы в нём совершались летом, начиная со Святой Пасхальной недели.
Чижовы в 1847 г. открывают подворье, то есть гостиницу с помещениями для торговли и хранения товаров, которое вплоть до революции так и называлось — «Чижовское подворье», и здесь же была и их банкирская контора. Иногда это подворье связывают с именем известного в России предпринимателя и инженера Ф. В. Чижова, но он не имел к подворью никакого отношения.
Перед коммунистическим переворотом «Чижовское подворье» было оживленным местом: тут находились гостиница «Торговая», издательства и книжные магазины «Кушнерев и Ко» и «Право», «Московское общество мануфактур галантерейных и бельевых розничных торговцев», торговый дом «С. и И. Иванов».
Двор Чижевского подворья. Контора Реутовской мануфактуры. 1912г.
Источник: музей Истории Благотворительности Москва, Донская улица, дом №9
Здесь же торговали кожаными, красильными, резиновыми и писчебумажными товарами, мануфактурой, готовым платьем, пуговицами, платками, книгами.
Букинистический склад и издательство Ефремова,1895г.
Фотография даёт представление о торговых заведениях Китай-города, и одной из главных достопримечательностей Никольской улицы — книжным и букинистическим лавкам и магазинам.
Книжный склад и издательство П.А.Ефремова находились во дворе Чижевского подворья, с западного торца т.н. Печатного корпуса при храме Успения. На снимке: слева П.А.Ефремов, справа знаменитый коллекционер и библиофил А.П.Бахрушин.
Автор: фотограф М.П.Волков
Источник: оригинал Государственный Исторический музей
На углу с Богоявленским переулком находился парфюмерный магазин известной в Москве фирмы «Ралле и Ко», которая украсила фасад красивыми барельефами в стиле модерн. Угол украшал также ажурный балкончик.
Никольская улица, Чижевское подворье, 1910-1917гг.
В начале XX века к западной части Успенского храма вплотную пристроили трёхэтажный доходный дом (1870; 1881, архитектор А.В. Петров, Д.А. Гущин, В.А. Гамбурцев; начало XX века). В 1902 году по проекту архитектора Б.Н. Шнауберта к церкви был построен переход.
В 1918 г. здание «Чижовского подворья» заняли служащие Наркомата путей сообщения, прибывшие из Петрограда; в 1920-х гг. тут находилось общежитие, 3-й дом Реввоенсовета, где жили военачальники Блюхер, Тухачевский, Рокоссовский, Тимошенко, Новиков, Алкснис, Баранов, Дыбенко, Триандафилов, а Успенскую церковь занял Наркомвоенмор.
Небольшое здание церкви, на высоком глухом подклете выстроено в стиле московского барокко. Основной объем завершен световым восьмериком с луковичной главой на граненом барабане. К четверику с востока примыкает пониженный прямоугольный алтарь, с запада — более широкая, неоднократно перестраивавшаяся трапезная.
Внутри храма — переход от четырехугольных стен основного здания к его восьмиугольному завершению в виде трехступенчатых треугольных нишеобразных столпов. На стенах восьмиугольного завершения сохранились фрагменты росписи.
В декоративном оформлении фасадов использован набор традиционных для конца XVII в. архитектурных деталей.
Их мягкая, пластичная моделировка подчеркивает камерный характер храма.
Подклет церкви, увеличивающий высоту здания и использовавшийся как складское помещение, обработан гладкими угловыми лопатками и отделан поясом поребрика. Углы церкви декорированы полуколоннами, а окна обрамлены колончатыми наличниками с навершиями в виде разорванных фронтонов. Такие же фронтоны помещены над гранями светового восьмерика. Если наличники типичны для архитектуры этого времени, то прямоугольная форма апсиды встречается довольно редко.
В 1960—1970-х годах храм стоял обезглавленный и заброшенный, его помещения занимало строительно-монтажное управление.
30 августа 1960 года постановление Совета Министров РСФСР № 1327 храм поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры.
С 1977 года помещения храма занимает Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат. Тогда же в храме была начата реставрация.
В 1990-х годах храм получил статус Патриаршего подворья и был приписан к приходу Храма святителя Николая на Преображенском кладбище, настоятель которого протоиерей Леонид Кузьминов назначается исполняющим обязанности ностоятеля храма Успения. Тогда начинается новый этап реставрации.
Реставрация, проведенная в советское время, была осуществлена частично и оказалась некачественной — крыша храма протекала, на стенах храма продолжали разрастаться трещины.
Так как здание храма расположено над станцией метро «Площадь Революции», то от постоянных вибраций по зданию пошли крупные трещины, и возникла опасность разрушения. При обследовании фундамента обнаружилось, что он фактически отсутствует и не несёт функциональной нагрузки. Поэтому были потрачены огромные средства спонсоров для того, чтобы силами компании «Метрострой» по современной технологии закачать значительное количество жидкого бетона под здание храма и тем самым создать новый фундамент. Только после этого трещины в стенах храма прекратили разрастаться.
С 2000 года в храме возобновлены регулярные богослужения.
С особой благодарностью хотелось бы назвать имена благотворителей и благоустроителей, своим попечением и трудами возродивших красоту Патриаршего подворья храма Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье:
протоиерей Леонид Кузьминов
протоиерей Владимир Верига
протоиерей Василий Решетин
протоиерей Георгий Кондратьев
Виктор Григорьевич Журахов
Юрий Гаврилович Самсонов
Евгений Григорьевич Жданов
Екатерина Петровна Денисова
Елена Юрьевна Оселедец
Михаил Васильевич Слесаренко
Игорь Вячеславович Исаев
Юрий Александрович Шапошников
Евгений Поликарпович Лебедев
Валерий Александрович Припиляк
Юрий Владимирович Мина
Иван Иванович Кочергин
Константин Иванович Шамиев
Лидия Ивановна Завьялова
Игорь Николаевич Завьялов
Людмила Михайловна Боярская
Михаил Владимирович Ершов
Вера Алексеевна Нилова
Зинаида Павловна Яконюк
Александра Леонидовна Комкова
В настоящей статье использован материал книги: