храм на пещерах бузулук
Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь (пещеры)
Мiръ Россия Оренбургская область Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь (пещеры)
Пещеры выкопаны в начале XIX века крестьянином Никитой Лоскутовым и другими отшельниками.
Описание [ править ]
Пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя.
Основной архитектурный комплекс монастыря включал в себя все храмы обители, за исключением церкви на пещерах, которая находилась на другом склоне монастырского холма.
Хотя монастырь после официального утверждения и строился на открытой местности, о пещерах, давших ему начало, иноки не забывали. Пещеры находились примерно в одной версте на северо-восток от монастыря. Пещерный скит был устроен образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещерах были похоронены трое насельников обители: схимонах Евфимий, а также монахи Мокровий и Гедеон. «В день летнего Николы, Воздвижения Животворящего Креста и во время Великого поста пещеры посещало множество народа, большей частью простого и приходящего даже из других губерний» — сообщают о них архивные источники. По преданиям в пещеры из монастыря вёл подземный ход.
Фото [ править ]
Видео [ править ]
Адрес: 461049, Оренбургская обл., Бузулукский р-н, Бузулук г., 2 мкр., 34з
Монастырь на Атаманской горе
Бузулук – исторический город в Оренбургской области. В XIX веке рядом с легендарной Атаманской горой, появился мужской монастырь. До этого же монахи жили в пещерах.
На сегодняшний день пещерный монастырь – одна из самых популярных достопримечательностей Бузулука. Паломники и туристы посещают подземные коридоры, где могут посмотреть кельи и часовню. Всего этот маршрут составляет около 150 метров. Подземная обитель в 1853 году была превращена в Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Здесь находился список с чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который являлся главной святыней монастыря.
Спасо-Преображенский монастырь играл важнейшую роль в духовной жизни жителей Самарского Заволжья и Южного Приуралья, поэтому поддерживался правительством. С помощью благотворителей на территории монастыря появилось несколько храмов. В 1861 году был построен Казанский собор, храм во имя святителя Николая Чудотворца, затем часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник». В 1903 году на пещерах был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сейчас он называется храмом на пещерах.
Императрица Мария Александровна для праздничных служб в 1862 году подарила настоятелю обители богослужебное облачение из бархата.
Монастырь славился своими мудрыми старцами. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, стекавшимися сюда на праздники. В 1873 году сюда приехал писатель Лев Николаевич Толстой, чтобы пообщаться с одним из монахов. Этот момент жизни писателя отразился в переписке.
В советское время монастырь закрыли, а служители были подвергнуты репрессиям. Частично на территории монастыря действует исправительная колония. Монашеская жизнь протекает вокруг храма на пещерах.
Как доехать до пещер и монастыря:
Выезд из города Бузулука по ул. О. Яроша, далее по низководному мосту через р. Сакмару и на подъеме необходимо повернуть по асфальтовой дороге резко влево. Дорога поведет вас 3 км между дачами, мимо родника и стен колонии. Необходимо въехать в поселок, где имеется указатель к храму.
Статья подготовлена на основе материалов сайта: 7 чудес Бузулукского края
Контакты монастыря:
Адрес: Россия, Оренбургская область, Бузулук, Поселок Втк, 7
Телефон: +7 (35342) 4-08-40
Время собирать камни. Путь к Спасо-Преображенскому Бузулукскому мужскому монастырю
Годы гонения на Православную Церковь и верующих, время лихолетий и безбожия канули в лету, о чем свидетельствует Большая российская энциклопедия: «Близ Бузулука – ансамбль быв. Спасо-Преображенского монастыря (1860-1900 гг., основан в 1853 г.) с частично сохранившимся пещерным скитом» (БРЭ т.4 стр. 314.)
И хотя время сделало новый виток – сложно найти путь к Спасо-Преображенскому Бузулукскому мужскому монастырю, узнать о монашеском служении, заботах и тревогах его насельников, приобщиться к его историческим достопримечательностям и культурному достоянию земли Бузулукской.
Первое – российские города и дороги не блещут изобилием сведений, полезных для населения и путешественников. Бузулук, к сожалению, не исключение. Нет никакой информации, ни одного рекламного щита, дорожного знака или указателя о месте нахождении святой обители, некогда слывшей «Оазисом православного благочестия» и «Оптиной Пустынью Среднего Поволжья».
Второе – как выразился персонаж комедии «Горе от ума»: «все врут календари». От энциклопедического «архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского монастыря» до высоких стен, сторожевых вышек и суровой охраны пенитенциарного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по выражению того же литературного образа: «дистанция огромного размера».
С выявленным объектом культурного наследия России, памятником истории и культуры Оренбургской области тюремное ведомство не спешит расставаться. Мало того, в ходе реформы пенитенциарной системы России, родилось решение преобразовать детскую воспитательную колонию в женское, подчеркиваю женское, исправительное учреждение. Более дьявольского искушения для православных жителей бывшего Бузулукского уезда и придумать трудно.
И третье… что не говорите – стыдно
Как ни крути, традиционный для России институт монашества вновь становится неотъемлемой частью нашего жизненного, социального и культурного пространства. Святые обители наполняются молитвой, иноками и паломниками, восстанавливается их внешний облик.
Из исторической дюжины российских Спасо-Преображенских мужских обителей, из праха поднято 11 монастырей. Миллионы россиян принимают активное участие в возрождении православных монастырей, иноческой жизни и вековечных традиций паломничества. В этих благих деяниях Бузулук и его жители далеко «позади России всей».
Остатки пещерного скита
Все же колокольный звон раздается над окрестностями Иосафатовой долины» (в народе называют это место «Сафатова долина») и Атаманской горы. Ориентируясь на него, легко находятся и остатки пещерного скита.
На живописной горной террасе открывается красивый силуэт четырехъярусной колокольни храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость». Он возобновлен по проекту архитектора Г.П. Чистякова взамен деревянного храма над пещерами, уничтоженного богоборческими властями.
Архитектура храма, светло-кирпичный декор экстерьера, удачно сочетается с холмистым ландшафтом и природным окружением. Приходится только дивиться эстетическому чутью наших предков, умело выбиравших самые благолепные места для церковных строений. Ведь под этими словами неизвестного автора XIX века можно подписаться и сегодня:
«Отсюда, куда ни кинь свои поражающиеся удивлением взоры, всюду увидишь чарующие картины дивных окрестностей. И так хорошо, так возвышающее на душу действует эта своеобразная красота гор и лесов, что хочется верить, что Сам Творец от создания мира предназначил это место для обители, для жизни иноков, уже отказавшихся от греховной красоты мира».
С юных лет игумен возрождаемого Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря высокопреподобный Виталий (Климов) вступил на путь монашеского подвига. 13 июля 2000 года молодой иеродиакон Виталий благословляется правящим архиереем Оренбургской и Бузулукской епархии, ныне почившим в Бозе митрополитом Леонтием (Бондарем, †1999) на нелегкое послушание: восстановление Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря.
Пещеры – главная достопримечательность скита.
В позапрошлом веке монахи вырыли и обустроили пещерный монастырь (скит) по принципу пещер Киево-Печерской Лавры. Монашеские кельи, алтарное и иные помещения, соединялись галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещеры вело несколько входов: один – по шахте из храма; второй – из бывшего Казанского собора на территории Спасо-Преображенского монастыря, залитого бетоном во избежание побега из колонии; третий и четвертый – это две рабочие штольни у склона. Общая длина ходов и гротов составляла около 1700-1750 метров.
Пещеры – место духовного аскетического подвига бузулукских иноков. Святые отцы в своих творениях называли аскетику не духовно-нравственным подвижничеством, а искусством, художеством, мало того – самым главным искусством и художеством. Ведь отличительная особенность святых подвижников – вовсе не их доброта, которая бывает даже у весьма грешных плотских людей, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной светоносной личности – благодатная, благотворная и целебная по силе воздействия на окружающих.
И видимо не случайно достижения Бузулукского уезда в социальной и экономической сфере конца XIX – начала XX века, успехи в благоустройстве и благоукрашении города связывают с «умной» молитвой, духовным подвигом и отеческим наставничеством старцев Спасо-Преображенского монастыря.
Безусловно, что пещеры – православная святыня, их духовно-историческое значение для жителей земли бузулукской невозможно оценить в каком-либо культурном или материальном эквиваленте. Пещеры, вероятнее всего единственное в России подземное архитектурное сооружение культового назначения, возведенное в архисложнейших геофизических условиях красноцветных песчаников мезозойского периода. По сути, это памятник инженерному искусству, памятник культуры. И люди должны видеть, какие чудеса совершала вера наших предков.
Пока археологические и реставрационные работы ведутся лишь попечением религиозной общины Спасо-Преображенского прихода под непосредственным руководством игумена Виталия. С огромными материальными, техническими и технологическими потугами открыта для обозрения первая – «цитированная» с Киево-Печерских пещер, «пусковая очередь». Участие государственных, региональных и муниципальных структур в этом святом деле мизерное.
Вообще-то монахи должны молиться, быть реставраторами душ человеческих, пласт за пластом снимать и счищать с нее грехи наши тяжкие, а не вымаливать финансовые и материальные пожертвования на восстановление общенародного достояния у различных юридических и физических лиц. Ведь не монастырь, а государство и в большей мере тюремное ведомство осквернило и разрушило православную святыню земли бузулукской.
Святыня монастыря – Живоносный источник
Целебный святой родникнаходится рядом с территорией исправительного учреждения. Первоначально, до основания монастыря, назывался Атаманским ключом, от названия близ находящейся Атамановой горы. Здесь в 1856 году на пожертвования епископа Самарского, Преосвященного Евсевия и Оренбургского генерал-губернатора графа В.А.Перовского была возведена часовня.
К часовне спешили люди разных сословий даже из самых отдаленных окрестностей с тем, чтобы в ней перед особо чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник» заказать молебен с водоосвящением и этой святой водой смочить свои больные места с надеждой на исцеление. «И по вере многие получали исцеление», – указывали летописцы.
В наследство монастырю досталась грязная лужа и куча строительного мусора. Ныне же радует глаз светлый кирпичный восьмерик часовни с небольшой главкой и золотисто-синим куполом. И опять к часовне спешат люди с верой и надеждой получить исцеление.
Монастырский погост
В жизни каждого православного человека наступает момент, когда он задумывается о своем уходе в мир иной и месте своего вечного покоя. Немаловажное значение имеет не только достойное захоронение и отпевание по канонам Русской Православной Церкви, но и уверенность в том, что имя твое будет поминаться за Божественной литургией и на панихидах, а могила не будет забыта.
С недавних пор и у обители есть свой погост. В распадке, за лыжной базой, уже покоятся останки 14 монахов, обнаруженные при проведении ремонтно-восстановительных работ сотрудниками пенитенциарного учреждения. Памятник, воздвигнутый на их могилой – прекрасный образец некропольной архитектуры.
Хозяйственная деятельность
По задачам иночества монахи должны были питаться, в основном, от своих трудов, а не только подаяниями мирян. Рядом с погостом располагается хозяйственный скит монастыря. Здесь насельники монастыря несут одно из трудовых послушаний. Поскольку основной рацион монаха – рыба и овощи, существует небольшое огородное хозяйство. Налаживается выпуск восковых свечей.
Монашеское делание и послушание
Не надо думать, что братия монастыря только и делает что ходит по кабинетам чиновников и офисам предпринимателей в просьбах кирпича и доски, фундаментных блоков и краски, арматуры и цемента Каждый день, каждый час и каждая минута жизни инока наполнена молитвой. Своими, особыми молитвами начинается и завершается любое его действие и состояние: сон и труд, болезнь и выздоровление, трудовое послушание и отдых, прием пищи и пост, серьезный разговор и шутка, пребывание в новом помещении и выход за стены обители.
Центром монастырского уклада является общее молитвенное правило или богослужение. Не зря над пещерами разливается колокольный звон. По церковным праздникам и выходным дням игумен Иона (Чураков) ведет службу по строгому монастырскому чину. И паства на службе, это не только насельники обители, но и по-настоящему воцерковленные жители города и района.
В городе и селениях Бузулукского района монахи-священники (иеромонахи), монахи-диаконы (иеродиаконы) и «клиросные» монахи несут свое послушание: совершают для верующего населения богослужения, исповедуют, наставляют, творят заказные молебны и т. д.
Проблемы внешних неурядиц и внутренних нестроений
Пока обитель не имеет возможности для дальнейшего организационного роста, так как негде принять необходимое число братии, послушников и просто страждущих. А на возведение келейного корпуса необходимо не менее шести миллионов рублей.
Не хватает нужных средств и на продолжение храмового строительства. Летом 2008 года на склоне Атаманской горы был заложен храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, и хотелось бы возвести его к 700-летнему юбилею святого молитвенника за землю Русскую. Все надежды только на бескорыстную помощь властей, меценатов и верующих соотечественников.
Заключение
Насилие над историческим развитием Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря обернулось не только утратой архитектурного комплекса и материальной базы обители – до сих пор это незаживающая рана в душах верующих и в судьбах духовной культуры бузулукского края. Но время разрушения обители безвозвратно проходит, хотя есть еще любители разбрасывать ее камни, и они сильны лукавой инерцией атеизма и властью «золотого тельца».
«Не в силе Бог, а в правде» – и это правда тех, кто выбрал время собирать камни. И дело не в том, чтобы прогнать нынешних владельцев бывших монастырских территорий и строений. Сегодня обитель не настаивает на полной реституции, понимая нереальность такой перспективы, но, уступая в большем, просит государство пойти навстречу там, где это возможно: в том, чтобы была восстановлена историческая и юридическая справедливость, а о практической стороне можно и нужно вести переговоры и решать все с обоюдной выгодой.
Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь
Мiръ Россия Оренбургская область Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь
Бузулу́кский Спасо-Преображе́нский монасты́рь — мужской монастырь Бузулукской епархии Русской православной церкви, основанный в 1853 году рядом с городом Бузулук. В предреволюционные годы являлся крупнейшим мужским монастырём Самарской епархии, действовал по строгому уставу пустынножительства, заимствованному из знаменитой Глинской пустыни. Монастырь владел списком со знаменитой иконы «Всех Скорбящих Радость» с грошиками, тоже почитавшимся чудотворным. Являлся центром местного паломничества, ежегодно его посещали тысячи человек, неоднократно посещал его Лев Толстой.
В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.
Содержание
История [ править ]
Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.
Открытие монастыря в трех верстах от Бузулука, утвержденное императором Николаем Iи Св. Синодом состоялось 4 октября 1853 года и стало важным событием на административно-географическом пространстве Самарского Заволжья и Южного Приуралья. На тот момент братская община уже насчитывала до 55 человек. Ее распорядитель, попечитель и основатель Поликарп Рыжих указом Самарской духовной консистории был назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 9 мая (по его собственным словам, а по другим данным 29 марта 1854 года) был пострижен в мантию под именем Палладия. Другой активный организатор общины Мефодий Рыжих был пострижен в монашество 20 июня 1854 года под именем Мартирий. Богослужения в устроенном из дома с мезонином храме Смоленской иконы Божией Матери проводил священник села Тримихайловского (совр. Сухоречка).
Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников.
После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий.
Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители.
Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя.
Советский период [ править ]
Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.
С момента установления советской власти монастырь действовал под видом сельхозартели, но с/х угодья были переданы в ведение уездного земельного отдела. В 1920 году в монастыре числилось 44 монаха и послушника (9 иеромонахов, 2 схимонаха, 3 иеродиакона, 15 монахов). В 1928 году Средневолжский областной административный отдел расторг договор с монастырем на пользование храмами. В 1929 году монастырь закрыли, на его территории поочередно открылись коммуна, а затем колония для беспризорников. В 1920-1930 годы братия монастыря была подвергнута репрессиям. Бузулукская епархия РПЦ готовит материалы для канонизации последнего настоятеля монастыря игумена Кирилла (Макарова, расстрелян в 1930 году) и схимонаха Максима (Пелепцова, расстрелян в 1937 году). Однако известно, что репрессированных монахов было гораздо больше, и сейчас в этом направлении ведутся исследования.
Восстановление обители [ править ]
До 2011 года на исторической территории монастыря действовала исправительная колония для несовершеннолетних, с июня 2011 года – ФКУ Исправительная колония №2 (женское исправительное учреждение). К сожалению, несмотря на все декларации, монастырь не был возвращен Русской Православной Церкви.
За годы советской власти и даже в 2000 годы исторический архитектурный комплекс монастыря понес значительные потери. Часть храмов разрушено до основания. Сохранились здание Казанского собора без культовых архитектурных элементов и еще несколько зданий, которые нуждаются в срочной защите. Сохранившиеся здания являются выявленными объектами культурного наследия в соответствии со списком вновь выявленных памятников истории и культуры регионального значения.
Возрождение монастырских традиций, в том числе и материального наследия, ведет приход храма Спасо-Преображения г. Бузулука во главе с игуменом Виталием (Климовым). 17 октября 2003 года, в день 150-летия официального открытия монастыря в молитвенной комнате Воспитательной колонии отец Виталий совершил Божественную литургию и благодарственный молебен. За богослужением пели сестры возрождаемого Тихвинского женского монастыря Бузулука.
28 июля 2006 года, впервые после восьмидесятилетней тишины над окрестностями Атаманской горы вновь раздался колокольный звон, построенного вновь, но уже кирпичного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вскоре была вновь выстроена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Возрождению монастыря способствовало то, что было обнаружена засыпанная землей и мусором вертикальной шахты, ведущей в разрушенные пещеры. К 2014 году расчищено около 200 метров подземных коридоров, обнаружены фрагменты подземной кладки, которая была восстановлена. Работы начались с расчистки 12-метровой шахты, обложенной кирпичом с проемами для вкладки элементов винтовой лестницы. В коридорах найдены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов и осветительных приборов, массивный параманный крест, который выкован из железа и принадлежал, очевидно, одному из подвижников. Новый кирпичный храм был возведен на прежнем месте. Сегодня святые пещеры одно из самых посещаемых паломнических мест Бузулукской епархии.
На базе Спасо-Преображенского прихода с 1999 года действует Иоанно-Богословская православная школа. При учреждении в 2011 году Бузулукской епархии директор школы и педагогический коллектив образовали епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Духовенство Спасо-Преображенского храма организовало епархиальный отдел по тюремному служению.
С момента своего прибытия в 2012 году на Бузулукскую кафедру епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий уделяет особое внимание Спасо-Преображенской общине. 27 мая 2012 года при большом стечении православных жителей г. Бузулука епископ Алексий совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма, а 5 августа 2012 – храма на пещерах.
12 сентября 2013 года на исторической территории Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря была отслужена Божественная литургия, посвященная 160-летию со дня официального основания обители. Торжественное богослужение было совершено на площади перед полуразрушенным Казанским собором – основным храмом монастыря. Для службы под открытым небом с южной стороны собора был устроен помост, установлен временный алтарь и жертвенник. По периметру были растянуты баннеры с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ветхозаветных и Евангельских святых, византийских и русских святителей. На службе было около 200 человек: духовенство, сотрудники службы исполнения наказаний и женщины, отбывающие наказание в ИК №2.
4 мая 2017 года Священный Синод постановил «открыть Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь города Бузулука Оренбургской области и назначить на должность наместника этого монастыря игумена Виталия (Климова)».
Восстановленные святыни Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря пользуются почитанием православных жителей Оренбургской области и других регионов России. Бузулучане уже давно считают святые пещеры и часовню на роднике местными достопримечательностями. Епархиальное управление ведет поиск решений для возвращения исторического комплекса монастыря Русской Православной Церкви.
Храмы [ править ]
Всего в Спасо-Преображенском монастыре было 5 храмов.
Современное состояние [ править ]
За прошедшие с закрытия монастыря годы архитектурный комплекс его усадьбы серьёзно пострадал. Часть храмов была разрушена до основания, была уничтожена колокольня. Сохранилось здание Казанского собора, правда лишённое все культовых архитектурных элементов (куполов, глав, росписей на стенах и т. д.), сейчас оно используется под производственных цех колонии. Сохранилось и ещё несколько зданий. Кельи преобразованы в классные комнаты и спальни, в трапезной пищеблок для заключённых, стена в несколько рядов обтянута колючей проволокой. Несмотря на это монастырь сохранился лучше всех монастырей, бывших в Самарской епархии до революции 1917 года. Сохранившиеся здания были признаны выявленными объектами культурного наследия регионального значения.
28 июля 2006 года впервые за восемьдесят лет над монастырём вновь раздался колокольный звон. На месте старого храма был вновь построен теперь уже кирпичный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — пещеры находились в отдалении от монастыря и не попали на территорию, занятую колонией. Вскоре была вновь построена и часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 5 августа 2012 епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий (Антипов) освятил новый храм.
Была обнаружена вертикальная шахта, ведущая к монастырским пещерам, засыпанная землёй и мусором. Постепенно она была расчищена, после чего начались работы по очистке самих пещер. К 2014 году было расчищено около 200 метров подземных коридоров, была обнаружена старая подземная кладка, которую восстановили, обнаружены две кельи, пространство под часовню, фрагменты строительных инструментов, ламп, массивный кованый из железа параманный крест. В настоящее время пещеры Спасо-Преображенского монастыря являются самым посещаемым паломниками местом Бузулукской епархии.
160-летие монастыря было отмечено божественной литургией на исторической территории Спасо-Преображенского монастыря. Она состоялась 12 сентября 2013 года на площади перед зданием Казанского собора, для чего были установлены помост с временным алтарём и жертвенником.
Святыни [ править ]
Пещеры [ править ]
Хотя монастырь после официального утверждения и строился на открытой местности, о пещерах, давших ему начало, иноки не забывали. Пещеры находились примерно в одной версте на северо-восток от монастыря. Пещерный скит был устроен образцу пещер Киево-Печерской лавры, все пещеры соединялись сводчатыми галереями, выложенными кирпичом и камнем. В пещерах были похоронены трое насельников обители: схимонах Евфимий, а также монахи Мокровий и Гедеон. «В день летнего Николы, Воздвижения Животворящего Креста и во время Великого поста пещеры посещало множество народа, большей частью простого и приходящего даже из других губерний» — сообщают о них архивные источники. По преданиям в пещеры из монастыря вёл подземный ход.
Эскиз фасада церкви над пещерами В монастырской летописи от 5 сентября 1873 года есть запись «Ясно, но холодно. Окончательно достроена келья на пещерах деревянная, и которая пожертвована села Елшанки крестьянами в пользу собственно пещер по ходатайству старца Евстратия». Возможно это именно та изба, которая видна на сохранившихся дореволюционных фотографиях храма на пещерах, где храм находится на некотором возвышении. Историки предполагают, что в пещеры вело два хода, один был внутри этой избы или рядом с ней, второй появился позднее, когда был построен надпещерный храм.