храм на сибирском тракте
Храм на сибирском тракте
История храма
История храма начинается в 1993 году с организации помещения под больничный храм при Областной клинической психиатрической больнице в Екатеринбурге.
Организация прихода и строительство храма при больнице были инициированы священником Димитрием Байбаковым (ныне архимандритом), который в то время проходил интернатуру по специальности «психиатрия» в этой больнице.
По благословению архиепископа Мелхисидека храм был посвящен великомученику и целителю Пантелеимону. Администрация клиники выделила помещение под храм — кирпичное одноэтажное здание.
К 2002 году храм был построен. 9 июля 2002 года, в день Тихвинской иконы Божией Матери, архиепископ Викентий освятил храм. После освящения в храме начались ежедневные богослужения.
В первый престольный праздник в новом храме 9 августа 2002 года Благотворительный фонд во имя Всех святых передал в дар храму икону святого целителя Пантелеимона.
Иконостас, работа над которым длилась 7 лет, был готов к Пасхе 2006 года. Затем начались работы по росписи храма, которые завершились к престольному празднику 2013 года. Территория храма также постепенно благоукрашалась.
В 2008 году на звонницу храма были подняты 12 освященных митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием колоколов.
С самого начала строительства настоятель предполагал, что здесь будет не просто храм, а целый комплекс – духовно-просветительский центр.
9 августа 2009 года был заложен первый камень Духовно-просветительского центра при храме. В 2012 году закончено строительство двухэтажной библиотеки, которую освятил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Также в этот день была освящена верхняя часть купола храма.
Святыни храма
Главная святыня храма — частица мощей великомученика целителя Пантелеимона.
Также в храме размещены частицы мощей многих святых: благоверных князей Петра и Февронии, праведного Симеона Верхотурского, блаженного Космы Верхотурского, праведного воина Феодора (Ушакова), преподобного Далмата Исетского, преподобных Оптинских старцев, преподобной Марфы Дивеевской, преподобной Елены Дивеевской, преподобного Феодора Санаксарского, преподобного Арефы Верхотурского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобноисповедника Александра игумена Санаксарского, преподобного Алексия Зосимовского; преподобной Александры, Первоначальницы Дивеевской; преподобного Никиты Столпника Переяславского, великомученика Димитрия Солунского и других прославленных в лике святых мучеников.
Расписание богослужений
После окончания литургии совершаются молебен о здравии и лития об усопших.
Исповедь совершается ежедневно.
По четвергам в храме читается акафист Николаю Чудотворцу, а в воскресные дни – перед иконами Пресвятой Богородицы «Воспитание» и «Неупиваемая чаша».
Общий чин Крещения младенцев – в субботу в 14:30, общий чин Крещения взрослых – в воскресенье в 09:30.
Жизнь прихода
При храме действует детская воскресная школа, проводятся занятия с хором.
В 2012 году при храме появилась детская группа полного дня пребывания.
Также организованы подростковый и молодежный клубы. В Духовно-просветительском приходском центре действуют многочисленные секции и кружки для детей и взрослых.
В воскресные дни в храме проходят беседы с прихожанами. Каждую субботу проводятся огласительные беседы.
Храм целителя Пантелеимона
Русская Православная Церковь
Расписание богослужений
Понедельник, вторник, среда, четверг и пятница:
10:00 Божественная Литургия, молебен о здравии, лития о усопших.
16:00 Вечернее Богослужение. Исповедь.
Суббота:
10:00 Божественная Литургия, молебен о здравии.
16:00 Всенощное бдение. Исповедь.
Воскресенье:
09:00 Молебен о здравии. Лития об усопших.
10:00 Божественная Литургия.
16:00 Вечерня с акафистом перед иконой Божией Матери «Млекопитательница», или акафист целителю Пантелеимону. Исповедь
Крещение, венчание, отпевание и другие церковные таинства и обряды совершаются в удобные для Вас дни и часы по индивидуальной договоренности.
Суббота, 14:30 Общий чин крещения младенцев
Воскресенье, 09:30 Общий чин крещения взрослых
Крещение совершается с полным погружением.
Огласительные беседы перед Крещением проводятся по по субботам в 13:00 для крестных родителей и в 14:00 для взрослых желающих креститься.
Подробнее можно узнать в киоске или по телефону 8 (343)254 65 50
Наш адрес: Россия, г. Екатеринбург, ул. Лучевая, 35.
Проехать в храм можно на автобусах №№ 1, 15, 26, 31, 32, 47, 64 — до остановки «Путевка» или «Психобольница»
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
ИГРИНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Местная православная религиозная организации прихода храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова п. Игра Удмуртской Республики Глазовской епархии Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Храм Иоанна Богослова — одна из святынь Сибирского тракта
Из истории храма
Храм Иоанна Богослова — одна из святынь Сибирского тракта. До официального открытия прихода в 1862 году по указу Священного Синода от 20 сентября 1861 года № 3003 (неофициально приход существовал с 1860 года), до постройки деревянной церкви, служба велась в молитвенном доме, для которого была отведена крестьянская изба. Имущественное положение прихода и причта этого времени влачило жалкое существование. Согласно клировой ведомости за 1860 год утвари для богослужения было недостаточно; собственных доходов священноцерковнослужители не имели; для продовольствия земли им не нарезано; на содержание причта окладного жалования нет, кроме того, что дают горожане; состав причта насчитывал 5 человек: один священник, один дьякон, два причетника, [пономарь]; количество прихожан к этому времени достигло 2392 человек: женщин – 1240 и мужчин – 1152. С официальным открытием прихода произошли значительные изменения. В 1862 г. на средства прихожан построена деревянная церковь и колокольня на каменном фундаменте.
Престол в новой церкви был только один, в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Освящение престола произошло 12 ноября 1862. Церковь была также снабжена всей необходимой утварью для богослужения. Для причта было отведено 66 десятин земли, ещё в 1861 году, но во владение причта был введен лишь в 1862 году. Прихожане дали также обещание поставлять на содержание причта по пуду ржи, ячменя овса.
Величина прихода состояла из 29 селений, которые были расположены на территории 13 верст от церкви, кроме одного селения, которое от села было расположено в 21 версте. В этот приход вошли также селения, ранее входившие в приход села Чутырь: с. Игра, поч. Унтемский, поч. Шундышурский, дер. Гереевская, поч. Кулюгурт и др. Количество прихожан увеличилось до 2580 человек: женщин – 1337 и мужчин – 1243.
26 октября 1868 года при церкви было открыто церковно-приходское попечительство. В деятельность церковно-приходского попечительства входили: сбор добровольных пожертвований через ящик обносимый в церкви в пользу церкви, причта, для школы и благотворительных учреждений; производство кирпича для церкви. Председателем попечительства являлся настоятель церкви священник Николай Модестов. Непременными членами попечительства были помощник настоятеля священник Ипполит Поляков; церковный староста и старший волостей Игринской Глазовского уезда, Чутырской Сарапульского уезда и Узинской Малмыжского уезда. Временными членами были шесть человек по выбору от прихожан на трехгодичный срок.
В 1873 году была открыта церковноприходская школа. Клировые ведомости за 1879 год сообщают о том, что школа была размещена в небольшом деревянном доме. Документы за это время сообщают о скудном положении причта. Плату, положенную при открытии села, прихожане полностью не исполняют, поэтому содержание церковнослужителей скудно. Им приходится также строить собственные дома, так как церковно-приходских домов нет. В дальнейшем положение прихода и причта улучшилось.
В 1907 году на средства прихожан был построен каменный храм с одним престолом в честь Святого Иоанна Богослова. Новая церковь построена по проекту известного вятского зодчего Ивана Апполоновича Чарушина. Это был узорчатый, краснокирпичный храм. Имелась также колокольня на каменном фундаменте крытая железом. Кресты на куполах церкви позолочены. Церковь принадлежала к храмам «клетчатого типа», но в ней наблюдались элементы храмов «шатрового типа», к основной части храма по углам примыкали четыре башенки с крышами в форме шатров, на которых ещё были купола. Сам храм, как и все другие, делился на три части: притвор, центральная часть, алтарь. Примыкающий к центральной части притвор был увенчан многоярусной каменной колокольней. В притворе находились 2 комнаты, отведенные под трапезную и склад. Три алтарных выступа в форме полукруга примыкали к храму с восточной стороны и два выступа в форме полукруга с боковых сторон центральной части. Храм имел также десять куполов: 5 куполов на крыше центральной части, 1 купол на колокольне, по одному куполу на четырех башенках. С закрытием церкви в 1938 году все купола были сбиты.
По штату в церкви было шесть человек: два священника, дьякон, два псаломщика, просфирий. В ведомостях за 1910 год упоминается, что с 1904 года причту назначено пособие: священнику – 300 рублей, дьякону – 150 рублей, псаломщику – 100 рублей, просфирию – 36 рублей в год. В бесспорном владении церкви с 1909 года находилось 60 десятин земли, которая обрабатывается членами причта. На церковной усадебной земле для церковнослужителей прихожанами были построены деревянные дома. Церкви также принадлежали здания церковно-приходской школы, усыпальницы, два амбара, два лабаза для склада кирпича, кирпичный сарай – все эти здания были деревянные и крытые тесом. Старая деревянная церковь была перенесена на приходское кладбище.
Величина прихода 1910 год определяется в 716 дворов: 2867 – мужчин и 2845 – женщин. Но документы за 1912 год указывают на количество прихожан меньшего количества: «Мужчин православных – 2794 человека: русских – 717 человек, а удмуртов – 2077 человек. Женщин православных – 2759 человека: русских – 759 человек, удмурток – 2006 человек».
С окончательным утверждением советской власти церковь Иоанна Богослова почти не функционировала. Закрытие церкви Иоанна Богослова произошло на основании постановления Президиума ЦИК УАССР от 22 апреля 1938 года. По имеющимся архивным документам в храме устроили склад для зерна, вся церковная утварь сожжена. В послевоенные годы здание церкви было передано под клуб.
С началом перестройки началась передача храмов верующим. В это время православные стали объединяться с целью вернуть здание храма, в котором размещался Районный дом культуры. Движение возглавили сын священника Павел Иванович Пушкарев и Дмитрий Федорович Максимов. 17 января 1989 г. в Игре зарегистрировано религиозное общество русской православной церкви. Председателем общества был избран Дмитрий Фёдорович Максимов.
12 апреля 1990 года Игринский Совет районных депутатов принял решение о передаче здания РДК Игринскому обществу Русской Православной Церкви. 21 мая 1990 года, в день Иоанна Богослова, над крышей церкви был полнят крест.
22 октября 1990 года решением исполкома здание Игринского РДК было окончательно передано Игринскому религиозному обществу для восстановления церковного храма и для исполнения богослужения по обрядам русской православной церкви. Значительную поддержку в восстановлении церкви оказало население и местные органы власти.
На момент восстановления в церкви сохранилось два алтарных выступа и пять куполов. В 2014 г. завершилось восстановление колокольни, которое велось несколько лет на средства общественности, прихожан. Освящение колокольни состоялось 14 августа.
В разное время в приходе служили следующие священники: Указом Вятской Духовной Консистории № 9805 от 12 ноября 1860 года был назначен священником во вновь открытое село Игринское М.И. Кибардин, будучи настоятелем прихода 28 августа 1862 года за усердную работу был награжден набедренником и грамотой; с 27 февраля 1865 года настоятелем церкви является Н.М. Модестов, с 1 сентября 1873 года, на основании распоряжения Уездного училища Совета, стал наставником Игринского народного училища; в 1895 году настоятелем храма с. Игра Глазовского уезда назначен Н.К. Сильвинский, одновременно занимавший должность заведующего и законоучителя в Игринской церковно-приходской школе, с 1900 года являлся законоучителем в Бачкеевской Земской школе и законоучителем школьной грамоты в поч. Кузьмовыр, с 1906 года священник назначен законоучителем в Гереевскую Земскую школу, а настоятелем храма назначен Илларий Стефанович Анисимов. Настоятелем церкви в предвоенные годы был Апполон Ильинский.
После повторного открытия церкви в 1990 году первым настоятелем стал игумен Пантелеймон (Романовский Павел Иванович). После его отъезда в Симферопольскую епархию в храме служил митрофорный протоиерей Евгений (Евгений Яковлевич Лаптев). Благодаря его деяниям Иоанно-Богословский храм начал активно возрождаться. Отец Евгений служил в нескольких храмах, на то время – это был единственный в республике удмурт со званием кандидата богословия.
С 1992 года настоятелем храма являлся отец Павел (Павел Михайлович Белокрылов). За безупречную службу, восстановление храмов настоятель Иоанно-Богословского храма п. Игра благочинный Игринского округа Ижевской епархии протоиерей Павел Белокрылов награжден орденом Русской Православной церкви преподобного Сергея Радонежского 3 степени. В 2010 г. за 30-летнюю безупречную службу он удостоен церковной награды: правом ношения священнического головного убора митры.
Фотография из книги Да исправится молитва моя…: паломничество по родной земле / В. Шкляев; фот. Е. Аксёнов; по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая. – Ижевск: Первый Издательский дом, 2012. – 657, [1] с.
Позже настоятелем храма являлся сам епископ Глазовский и Игринский Виктор (Сергеев), его заместителем в посёлке — иерей Сергий Глебов. В настоящее время настоятелем храма Иоанна Богослова является Благочинный Игринского района, иерей Антоний Антонов.
ИСТОРИЯ ХРАМА
По старому Сибирскому тракту, почти на 3 километра, протянулось село с кратким названием Узи.
Узи – одно из старейших сел Удмуртии. Существует несколько версий о происхождении села.
Легенды рассказывают, что в далеком прошлом жил в этой местности богатырь Узя, которого местные крестьяне почитали за его богатырскую силу и уважали за доброжелательность к людям. Впоследствии оформившийся населенный пункт и назвали в честь этого богатыря – Узи.
Другая версия предполагает, что при царствовании Екатерины II усиливается гнет крепостных крестьян, все сильнее стали притеснять малые народы. Удмурт по имени Узя, не выдержав несправедливости и унижений, бежал от притеснения в лес, основал поселение недалеко от дороги, ведущей с запада в Сибирь. Затем за ним последовали другие, а деревню назвали именем первого поселенца.
Достопримечательностью села является храм Вознесения. Это самый древний, самый крупный, самый красивый храм на Сибирском тракте. 5 марта 1822 года Вятской духовной консисторией была выдана официальная храмозданная грамота № 2864 на строительство каменного храма. Строился он по двум проектам: Рослякова Ф.М. (вятский губернский архитектор) – основное здание и Дудина С.Е (зодчий) — колокольня. На его возведение пожертвовал немало своих денег зажиточный крестьянин Иван Тарбеев, также в строительство включилось все местное население. Построили фундамент, на осадку которого ушло два года, за год возвели стены. Крестьяне несли яйца на кладку стен, для того чтобы они были крепкими. Кирпичи обжигали сами, используя местную глину. Расписывать храм пригласили мастеров, один из которых – Василий Степанов. Железную ограду и узорчатые решетки на окна отлили на Ижевском заводе. 7 ноября 1826 года был освящен левый престол теплой церкви во имя Архистратига Михаила. С этого времени наше селение стало именоваться волостное село Узи. 7 ноября 1830 года освящен правый престол во имя Рождества Христова, 20 сентября 1843 года — холодный храм во имя Вознесения Господня. До 1843 года церковь называлась Михайло – Архангельская.
В ризнице и на престоле храма с.Узи имелись свои редкости: серебряный потир 1784 года и печатные Евангелия 1760 и 1796 годов. На колокольне висели чудо-колокола. Большой “Воскресный’ в 24 пуда отлили на заводе Бакулевых в 1902 году. Его украсила надпись «Благовествуй земле радость велию хвалите небеса Божию Славу». Колокол «Полиелей» в 103 пуда отлит там же в 1854 году и сопровождался надписью «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют её». Все семь узинских колоколов уничтожены в 1930 году по настоянию воинствующих безбожников — общественной организации при обкоме ВКП(б).
Храм обслуживал более 50 населенных пунктов. Большую часть населения составляли новокрещеные, причем последний язычник крестился в 1850 году. В 1841 году иерей Иоанн Капачинский организовал здесь первую школу.
При церкви, 10 марта 1868 г., открыто церковно-приходское попечительство.
В 1940 году храм прекратил свое существование и в годы войны использовался как склад под зерновые культуры. Никаких работ по сохранению храма не велось.
Храм является уникальным памятником истории, культуры и архитектуры. Композиция храма удивительна, выразительна. Здесь оригинально соединились «вятское барокко», ранний классицизм и русский романтизм. Храм отличается пространственным размахом, пышностью, величавостью. Это сложнейшая по пластике многоколонная композиция: на трех ярусной колокольне, притворе и самом храме насчитывалось 46 колонн. Входы украшены торжественными портиками, завершенными фронтоном. Храм называют жемчужиной Сибирского тракта.
Храм Вознесения Господня прекратил свое существование на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 26 декабря 1940 года.
Храм вновь открыт после ремонта в начале 2017 года. 7 января 2017 года, в праздник Рождества Христова, была совершена первая Божественная литургия.