храм на театральной площади
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная». |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.
Московская церковь св. Мученицы Татианы
Святая Татиана была дочерью знатного римлянина, тайно принявшего христианство. В то время в Риме вновь начались языческие гонения на христианство, когда императором стал Александр Север. Святую схватили и принуждали вновь обратиться к язычеству, принеся жертву идолу. Но по ее молитве статую разнесло на куски, и еще обрушилась часть языческого святилища. А когда мученицу на следующий день заперли в цирке и пустили туда голодного льва, он не тронул ее, улегшись у ее ног.
После долгих и страшных мучений, так и не добившись от нее отречения от Христа, святой Татиане и ее отцу отрубили голову. Произошло это в 226 году.
Праздничный молебен в день открытия Московского Университета 26 апреля 1755 года и первые богослужения по поводу университетских торжеств проходили в соседнем Казанском соборе.
Однако уже с июля 1757 года начались поиски храма для открытия в нем университетской домовой церкви. Тогда директор Московского университета И.И.Мелиссино обратился в Московскую контору Святейшего Синода с просьбой передать университету находившийся поблизости храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду. В ней предполагалось временно устроить собственную университетскую церковь «как для слушания всем ученикам, так и для истолкования Катехизиса».
Однако церковь находилась на дворе княгини Анны Грузинской, родственницы того самого грузинского царя Вахтанга, которому этот двор вместе с церковью подарил еще Петр I. Княгиня отказалась передать фамильное наследство в ведение университета, сообщив о том своем решении через управляющего. Тогда стали искать другие храмы.
Однако при их осмотре комиссия пришла к выводу, что здание ветхой церкви может вот-вот обрушиться и что для проведения богослужений оно непригодно.
В 1784 году новый директор Московского университета П.И.Фонвизин (родной брат знаменитого писателя) просил архиепископа Платона передать университету всю Дионисиевскую церковь, чтобы разобрать ее и на том месте построить новый домовый храм: «Для исполнения христианской должности учащимся нужно Университету иметь свою приходскую церковь. Чтобы настоятель имел все законы и способности к наставлению в законе обучающегося юношества, был духовником студентов и учеников, находящихся на казенном содержании, мог всегда исправить требы».
В том месте уже готовились работы по возведению Главного здания Московского университета. Владыка Платон просьбу удовлетворил и в ответ потребовал построить церковь «лучшую и пространнейшую, соответствующую чести Университета и числу в оном обучающихся».
Одно из главных отличий Московского университета от университетов Европы традиционно видится в том, что он не имел богословского факультета. Но это не значит, что преподавание в нем было сугубо материалистическим или что богословие не преподавалось в нем вообще.
Закон Божий входил в число обязательных для всех студентов дисциплин. А в 1819 году была даже устроена отдельная общеуниверситетская кафедра Богопознания и Христианского учения для преподавания богословия, церковной истории и церковного законоведения.
Даже один из параграфов студенческого устава конца XVIII века гласил: «Паче же всего Университетский питомец из природных Россиян должен твердо знать Катехизис Греко-Российской Церкви, а иноверный сведущ быть в истинах религии по его вероисповеданию».
5 апреля 1791 года Татианинская церковь была освящена митрополитом Платоном, который произнес слово на текст «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь», окончив свою торжественную проповедь словами: «Училище наук и мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается».
А императрица Екатерина Великая прислала в подарок университетской церкви к заутрене Светлого Христова Воскресения полную богатую ризницу. Как выразился один старинный ученый, этим даром «Государыня как бы христосовалась с Университетом».
Августейшие особы лично посещали университетский храм. Так, в декабре 1809 года сюда приехали император Александр I со своей сестрой Екатериной Павловной и ее супругом принцем Георгием Гольштейн-Ольденбургским.
Император был восхищен красотой церкви и произнес по-французски: «Ах, как хорошо, не правда ли? Здесь все так мило, превосходно и согласно с простотой и совершенством Христианской Веры, что может всякого привести в благоговение…»
А в тот день, когда армия Наполеона покинула Москву, именно отец Иона первым из московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. За свои подвиги во время Отечественной войны он был позднее награжден наперсным крестом.
Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома №6 на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры «сталинского ампира».
Именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве.
Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как «Дом Пашкова».
В усадьбе же на Моховой ее владельцы собирались давать балы и театральные представления. Однако поначалу в левом флигеле этой усадьбы, где сейчас располагается университетская церковь, был устроен конный манеж.
А в 1806 году Пашковы сдали флигель в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади. И именно здесь, в скромном усадебном флигеле, возник московский Императорский театр, ставший колыбелью и родоначальником Большого и Малого театров.
В 1836 году году русский архитектор Е.Д.Тюрин перестроил бывший пашковский флигель для Татьянинской церкви, где она действовала вплоть до 1918 года. В те годы он занимался общей перестройкой этой усадьбы для новых корпусов Московского университета.
Архитектор Тюрин, строитель Богоявленского собора в Елохове и Александринского дворца на Б. Калужской, считал честью работать для Московского университета и трудился безвозмездно. А потом подарил Университету свою коллекцию картин, в которой были полотна Рафаэля и Тициана. Он собирал ее всю жизнь…
В 1855 году, к столетнему юбилею Московского университета, итальянский художник Ланжелотти заново расписал стены и свод Татианинского храма. А преподаватели и студенты собрали тогда деньги на приобретение для церкви двух икон письма итальянского живописца Рубо: святителя Николая Чудотворца и св. Елизаветы Праведной,- выполненных в византийском стиле. И еще две иконы работы того же Рубо (Спасителя и Богоматери) подарил Университету его бывший попечитель граф С.С.Строганов.
В том же юбилейном 1855 году у Татианинской церкви появилась святыня: историк М.П.Погодин передал в дар университетскому храму частицу мощей св. Кирилла. За двадцать лет до того ее преподнесли ученому в Пражском соборе, где хранится десница святого просветителя славян.
А в 1862 году в Московском университете впервые торжественно чествовали память свв. Кирилла и Мефодия, и богослужения прошли в Татианинской церкви.
В Татьянин день 1877 года духовенство университетского храма освятило первый памятник М.В.Ломоносову работы С.Иванова, тогда установленный перед Аудиторным корпусом. Во время Великой Отечественной войны в его постамент попали осколки разорвавшейся фугасной бомбы, и памятник перенесли в здание бывшей Татианинской церкви, где тогда размещался клуб МГУ. А на его месте в 1957 году появился новый памятник, выполненный скульптором И.Козловским, который и сейчас стоит во дворе факультета журналистики.
Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна,
Вся наша братья пьяна, вся пьяна
В Татьянин славный день!
Городовым же в Татьянин день повелевалось не трогать подгулявших студентов и не забирать их в часть.
После смерти профессоров Московского университета и его членов отпевали здесь, в университетской церкви : В.О.Ключевского и Т.Н.Грановского, С.М.Соловьева и А.Г.Столетова.
В феврале 1852 года в Татианинской церкви отпевали Н.В.Гоголя. Как известно, он скончался в приходе другой церкви, Симеона Столпника на Поварской, которую и посещал в последние годы жизни. Прощание с ним решили устроить именно в Татианинской церкви потому, что Гоголь был почетным членом Московского университета. Гроб с его телом друзья писателя и профессора вынесли на руках и проводили на кладбище Данилова монастыря.
Настоятель церкви одновременно был профессором богословия в университете. Одному из самых образованных священников, протоиерею Николаю Сергиевскому, студент Московского университета Сергей Толстой, старший сын писателя, учившийся на химика, не мог сдать предмет, не зная ответа на вопрос «каково происхождение души?» (правильный ответ был: «Божественное»).
Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг.
В советское время в здании бывшей церкви, превращенном в клуб МГУ, выступали Луначарский и Бухарин, Качалов и Собинов, а в ноябре 1927 года Маяковский прочитал здесь только что законченную поэму «Хорошо».
И именно в этих стенах 27 ноября 1936 года академик Н.Д.Зелинский предложил присвоить Московскому университету имя М.В. Ломоносова. Его предложение было принято, и с 7 мая 1940 года МГУ стал носить имя своего основателя.
Здесь же 6 мая 1958 года великая русская актриса А.А.Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ.
Однако история взаимоотношений университетской общины домовой церкви, созданной в 1993 году, и Студенческого театра МГУ завершилась конфликтом в начале 90-х годов, в котором Церковь обрела свои законные права на это историческое здание.
По символическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ протоиерей Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой совершались снова в Казанском соборе.
25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татианинскую церковь.
В тот же год здесь стала выходить первая студенческая православная газета МГУ «Татьянин День», в которой работали студенты московских вузов.
В настоящее время церковь действует, и все старинные традиции Московского университета возвращаются.
Казанский собор на Красной площади
Памятник двух войн 12-го года
В углу Красной площади стоит небольшой Казанский собор. Он связан с именем Дмитрия Пожарского. Когда ополчение выходило из Ярославля, воины несли перед собой 6 списков иконы Казанской Божьей Матери. А когда князь победил, он дал обет построить храм. И Пожарский этот обет выполнил.
В 1579 году в Казани обрели чудотворную икону, которая стала одной из самых почитаемых в России.
По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.
Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.
Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.
На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.
В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в Кремле дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.
В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.
Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.
Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года — там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.
Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.
Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор Василия Блаженного. Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.
Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.
В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.
Собор Казанской иконы Божией Матери
Первый деревянный храм на этом месте был построен ещё в 1625 году на деньги Дмитрия Пожарского, затем отстроен в камне в 1636 году. Пройдя через ряд реконструкций разных лет, в 1936 году был снесён. Современное здание храма построено в 1990-1993 годах по проекту архитектора Олега Журина, предположительно храм воссоздан в первоначальном облике.
История Казанского собора
Храм имеет славную историю, восходящую к Московской битве 1612 года и изгнанию из Москвы польско-литовских интервентов Вторым народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Список с иконы Казанской Божией Матери сопровождал ополчение при походе на Москву, и когда его войска сумели взять Китай-город и отбить Кремль у польско-литовских интервентов, Дмитрий Пожарский, согласно городской легенде, дал обет построить в честь победы храм.
Первый деревянный храм был построен на этом месте в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. В 1636 году его отстроили в камне по указу и на средства царя Михаила Фёдоровича; несмотря на достаточно скромные размеры, храм стал одной из главных церквей Москвы.
После Революции 1917 года и установления советской власти, в 1925-1929 годах храм начали реконструировать по проекту архитектора Петра Барановского с целью воссоздания его изначального вида, однако, в 1929 году было принято решение о сносе, так как культовое сооружение не соответствовало новому назначению Красной площади как месту торжественных мероприятий светского Советского Союза. Узнав о сносе, Барановский поручил провести тщательные обмеры здания, чтобы в будущем оно могло быть восстановлено; в 1936 году собор снесли. На его месте был возведён павильон в честь III Интернационала, затем здесь разместился общественный туалет.
В 1989 году Моссовет постановил восстановить «памятник воинской славы», и в 1990-1993 годах Казанский собор был вновь возведён по проекту архитектора Олега Журина, одного из учеников Барановского, став первым из полностью утраченных в советские годы храмов, воссозданных в первоначальных формах. Храм был открыт 4 ноября 1993 года, уже после распада СССР.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади находится по адресу Никольская улица, 3 (на углу Красной площади и Никольской). Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Театральная» Замоскворецкой и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке
Московский Благовещенский храм в Петровском парке. Фото 28 ноября 2014 г. |
Московский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке
Московской епархии
Храм был построен в 1844-1847 годах архитектором Ф. Рихтером на средства и по инициативе А. Д. Нарышкиной.
В 1830-х годах среди москвичей стало модным приобретать дачи в Петровском парке. Среди владельцев дач была и действительная камергерша Анна Дмитриевна Нарышкина, основательница Благовещенского храма. Анна Дмитриевна похоронила свою единственную дочь — графиню Марию Булгари, а летом 1841 года на даче в Петровском парке скончалась и ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари. Это печальное событие побудило жену камергера дать обет выстроить церковь на месте смерти девочки.
Первый проект будущего строения принадлежал известному московскому архитектору Е. Д. Тюрину. Его вариант — храм с галереями, двумя колокольнями и великолепным куполом — представлял собой копию Петровского дворца и был отвергнут императором Николаем Павловичем. Второй проект выполнил академик архитектуры, профессор Ф. Ф. Рихтер. В основу его замысла лёг один из обследованных им храмов — церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. В разработанном Рихтером проекте над крыльцом возвышался столп колокольни с параболическим куполом. Эта необычная деталь на чертеже была перечеркнута (не исключено, что самим императором). В окончательном варианте купол колокольни сделан шатровым, и глава храма изменена на традиционную луковичную.
7 апреля 1844 года недалеко от Петровского дворца, на стрелке Нарышкинской аллеи и Зыковского проезда, состоялась закладка храма. 24 августа 1847 года был верхний, Благовещенский, храм был освящён.
В 1899 году верхний храм был заново расписан, вызолочен иконостас и возобновлены иконы, после чего 4 июля храм вновь освятили. 18 марта 1901 года на колокольне установили колокола. 29 ноября 1904 года центральный престол освятили в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Точной даты закрытия храма не известно: предположительно это произошло в 1934 году. Здание было передано академии имени Жуковского, которая располагалась в бывшем Петровском дворце, и превращено в склад мебели и продуктов. Основным разрушениям храм подвергся в 1950-60-е годы, когда были разобраны его ограда и крыльцо, сняты кресты и главы, в помещении храма надстроены вторые ярусы, заложены арки. Колокольню приспособили для устройства подвесного крана. Все деревянные церковные дома были уничтожены, а в кирпичном доме причта разместилась ГАИ районного УВД. На стрелке улиц построили пивной бар.
25 сентября 1991 года, после долгих переговоров, Военно-воздушная академия освободила здание храма и передала его Русской Православной Церкви. Церковь была приписана к приходу святителя Митрофана Воронежского. 29 сентября в нижнем храме впервые за долгие годы состоялась Божественная литургия.
Церковное здание было восстановлено под руководством приходского архитектора С. Я. Кузнецова. Храм, приделы и колокольню увенчали золочёные главы. На фасаде были помещены мозаики работы В. И. Антипкина — изображения Московских святителей Филарета и Тихона. Было восстановлено крыльцо, заново устроен белокаменный портал. В честь 2000-летия Рождества Христова на колокольне был установлен новый колокол. Была проделана большая работа над внутренним убранством храма, устроены новые иконостасы. В нижнем этаже отреставрирована стенная роспись, а в куполе верхнего храма сделан мозаичный крест. В верхнем храме и приделах Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и преподобных Ксенофонта и Марии со чадами выложены гранитные полы. В доме причта была проведена реконструкция и надстроен третий этаж.
13 сентября 1997 года состоялись торжества в честь 150-летия храма. Перед Божественной литургией патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Истринский Арсений и Солнечногорский Сергий, а также епископ Орехово-Зуевский Алексий освятили полным архиерейским чином все четыре престола возобновлённой церкви.
Храм был передан в собственность Русской Православной Церкви распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве №249 от 16 марта 2020 года [1].
История возникновения храма
Как уже было сказано, что прошение и деньги на постройку были выделены действующей камергершей Нарышкиной. Она хотела возвести храм как память о ее умершей на даче тринадцатилетней внучке Анне Булгари. Разрешение и одобрение было дано и проект заказали архитектору Тюрину. Но его проект напомнил Николаю 1 Петровский дворец и он был отклонен. По этому новый проект поручили сделать Рихтеру и именно его затем стали воплощать в жизнь.
Некоторые даты в истории:
Храм Благовещения в Петровском парке и императорская семья
Святыни
Главной святыней храма является икона Господь Вседержитель, она располагается в левом углу иконостасного ряда. Образ датируется XVII веком.
Престольной иконой является икона Благовещение Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария.
Когда храм восстанавливался, настоятель выкупал для него старинные иконы.
После революции
После революции в храме еще несколько лет велись службы. В 1922 году Благовещенской церкви был присвоен статус архитектурного памятника Елизаветинской эпохи. Даже составили опись икон и серебряных предметов, имевших историко-художественное значение. Увы, в том же году началась кампания по изъятию церковных ценностей, и часть этих икон и утвари была упакована для того, чтобы быть переданной в Эрмитаж как музейная редкость. В этот период храм несколько раз был ограблен и осквернен, часть ценностей была утеряна.
В марте 1936 года храм был закрыт с целью передать его под некие «культурные цели», его святыни частично пропали, частично были переданы в музей. Известно, однако, что синий с золотом, потрясающей красоты иконостас Зачатьевского придела был отдан в храм Святой Троицы (известный, как «Кулич и Пасха»), где его установили в центральном приделе. Он и ныне находится там.
Восстановление Благовещенского храма началось только в 1952 году. Но восстанавливали стены, пол и кровлю. Живопись же на стенах подверглась основательному разрушению. Она вообще считалась не имеющей художественного значения, так как была выполнена во 2-й половине XIX века.
Престольные праздники
Церковь Благовещения в Петровском парке вид от детской площадки
Крест у храма Благовещения в Петровском парке
В храме 4 престола с посвящением евангельским событиям и святым людям. Каждый престол имеет особый день памяти, в честь которого проводится праздничная литургия. Верхний храм посвящен христианскому празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, который отмечается 7 апреля.
Церковный праздник знаменует особое евангельское событие: архангел Гавриил возвещает Богородице о предстоящем рождении от нее Спасителя мира. Храм в нижнем ярусе отведен под почитание чудодейственной Боголюбской иконы Божией Матери. Иконописный образ создан в 12 веке по велению князя Андрея Боголюбского в честь чудесного явления ему Богородицы. Торжества проводятся 1 июля.
Южная часть храма обустроена престолом во славу преподобного Ксенофонта, его жены Марии и сыновей Иоанна и Аркадия. Они посвятили всю свою жизнь служению Богу и получили от него дар чудотворства и прозорливости. 8 февраля — день особых торжеств в их честь.
Северный придел посвящен Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они стали первыми людьми, признавшими в принесенном в Иерусалимский собор младенце будущего Спасителя мира. День памяти — 16 февраля.
Литература
Как добраться
По пятницам совершается утреня и вечерня с акафистом иконе Божьей Матери.
Самый удобный маршрут к церкви пролегает от станции московского метрополитена «Динамо»: от выхода из метро следует двигаться в направлении Театральной аллеи, пересечь по диагонали парк, дойти до площади Космонавта Комарова. Расстояние — 1,3 км. Пешая прогулка займет примерно 15 мин.
Путь, проделанный на автомобиле из любого района города, пролегает в конце следования через Ленинградский проспект, улицу Серегина, разворот к подъездной площадке храма.
Станция метро | Расстояние | Автобус, троллейбус | Время в пути |
Динамо | 1,3 км | Пешая прогулка | 15 мин. |
Аэропорт | 1,8 км | Автобус 105, троллейбусы – 12, 65, 70 Остановка – «улица Серегина» | 5 остановок – 8 –10 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 16 – 18 мин. |
Белорусская | 3,8 км | От станции пройти 20 м до остановки «Тверская застава» Автобусы – 456, 904, 905 Остановка – «улица Серегина» | 8 остановок – 13 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 21 мин. |
Беговая | 4 км | Автобус т86 Остановка – «улица Серегина»» | 8 остановок – 15 мин., далее 700 м пешком – 8 мин. Весь путь займет 23 мин. |
Возможны другие маршрутные варианты. Они стартуют от относительно близко расположенных станций метрополитена и предполагают пересадку на наземный транспорт.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке открыт для прихожан и паломников ежедневно. С понедельника по субботу — с 7:30 до 20:00. В воскресный день двери церкви открыты с 6:15 до 20:00.
Для тех, кто желает посетить службу, желательно ознакомится с расписанием храма в Петровском парке. Основные богослужения проводятся таким образом:
С более детальным и подробным расписанием храма Благовещения Богородицы в Петровском парке можно ознакомится на сайте монастыря.
Духовенство
История основания церкви
Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.
В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.
Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.
Жизнь прихода
У истоков возрождения приходской жизни и Благовещенского храма стоял протоиерей Игорь Бондарев настоятель Преображенского храма села Спас. Также посильные труды по возрождению святыни понесли протоиерей Владимир Митякин и священник Олег Кириллов. В 2010 г. трудами благотворителей был создан иконостас в главном пределе храма. В 2020 г. к 300-му юбилею постройки храма на территории был установлен поклонный крест. Средства на поклонный крест жертвовали прихожане.
Сейчас настоятелем храма является — священник Василий Годунов. Приходская жизнь церкви продолжает развиваться.
Архитектурные особенности
И в наши дни храм сохранил свое прежнее, историческое внешнее и внутреннее устройство. Он представляет собой ансамбль, включающий: алтарную часть (из трех апсид), трапезную с хорами и четверик. Храм пятиглавый: центральная глава объемная, доминирующая, а четыре остальные — меньшего размера.
Важной и уникальной в своем роде архитектурной особенностью храма Благовещения Пресвятой Богородицы предстает его входная группа, включая крыльцо. Она состоит из центральной части, перекрытой каменной «бочкой». От нее в две стороны отходят симметричные лестничные проемы на второй ярус. Там расположены площадки под кирпичными шатрами перед входами на хоры. В русском каменном зодчестве не наблюдалось ничего похожего, и эта форма крыльца считается отсылкой к некоторым образцам деревянного зодчества.
Сразу после постройки храм имел богатый внешний декор, не сохранившийся до нынешнего времени. Поначалу (до XVIII в.) пол везде, кроме алтарной части, был дубовый, а кресты – деревянными. Колокольня ранее, как и в наши дни, располагалась в правом шатре.
Пред алтарной частью храма размещается могила о. Тихона (Агрикова), бывшего архимандритом и преподававшего в Московской Духовной академии. Батюшка (Пантелеймон в схиме) был затворником и подвижником, насельником Троице-Сергиевой Лавры. Также на территории храма расположен памятник Николаю II работы В. Клыкова.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке конструктивно — это столпообразное восьмигранное сооружение, поднятое на прямоугольном цокольном ярусе. Основной объем обрамлен в верхней части фигурными кокошниками и завершается световым барабаном. Конструкция дополнена притвором с обустроенной над ним колокольней.
Двухъярусное здание венчает золоченый купол, похожий на богатырский шлем. Колокольня завершается четырехгранным шатром с золотой маленькой главкой наверху. Декоративное крыльцо с аркой и белыми фигурными колоннами ассоциируется с входом в княжеские палаты и подтверждает принадлежность сооружения к русскому архитектурному стилю.
Решетчатые, узкие, вытянутые вверх на всю высоту второго этажа, арочные окна придают легкость постройке. Гармонию цветового решения создает насыщенный коралловый цвет стен в сочетании с белоснежными декоративными элементами: колоннами крыльца, наличниками, кокошниками, обрамлением настенной мозаики, входным порталом.
По углам здания расположены мозаичные картины с изображениями патриарха Тихона и святителя Филарета Московского. Икона «Благовещение» над входом южного фасада излучает лучезарное сияние, передавая радость благой вести всем верующим. Северный фасад украшен мозаичной иконой «Троица».
Оригинальный стиль строений церковного подворья напоминает конструктивизм тридцатых годов. Контрастируя с молитвенным зданием русского стиля, они особым образом подчеркивают его красоту.
Периметр церковного двора окружен коваными пролетами, соединенными белокаменными столбами. Нарядная церковь, аккуратные парковые насаждения, ажурные беседки, церковный пруд создают живописную пространственную композицию.
Примечания
Воскресная школа на территории храма
При обители работает воскресная школа. В ней дети получают первый опыт христианской жизни, а также занимаются саморазвитием. Закон Божий преподается в форме познавательных и интересных бесед, на которых ребята получают знания о Священном писании, выучивают первые молитвы и заповеди.
Также по благословению священника опытные педагоги дают в воскресной школе уроки ИЗО и нотной грамоты, хорового пения. Воскресная школа помогает детям получать православное воспитание, которого так не хватает в современных семьях. Педагоги совместно с детьми подготавливают костюмированные праздники, приуроченные к важным датам церковного календаря.
Приходская деятельность
Община Храма Благовещения на Красноармейской улице в Москве много времени уделяет духовному развитию населения, на храмовые сборы открылись и действуют воскресная школа, гимназия, детский дом и пансион семейного типа.
Организована патронажная служба сестер во имя мученицы Елизаветы и служба милосердия. Действует школа трезвения, проводятся богословские курсы для взрослых. Желающим можно посетить музей, организуются паломнические поездки.
Это важно! Расписание богослужений в храме Святого Знамения
Способствуют распространению слова Божия мультимедийный блог, который ведет протоиерей Дмитрий Смирнов, библиотека, в том числе, виртуальная.
На приходском сайте публикуются познавательные статьи, а радиопрограмма «Благовещение» предлагает зрителям интересные беседы.
Ежемесячно выпускается православный журнал «Календарь». Для молодежи при храме организованы: клуб, певческая школа, театральная студия, также существуют классы живописи, где желающих обучают иконописи.
Познавательно! Расписание богослужений в храме святого Ильи Пророка
Настоятель храма отец Димитрий входит в состав комиссии по защите материнства и детства, периодически проводятся встречи под названием «Отчий дом», на которых проповедуются семейные ценности.